Скачать презентацию любовная лирика катулла. Презентация на тему "гай валерий катулл". О стихотворениях Катулла

«Книга «Повесть временных лет»» - Борис Годунов. Повесть временных лет. Летопись и миниатюра. О древнерусском летописании. Повести временных лет. Работа с текстом. Русская земля. Текст украшался узорчатыми заглавными буквами. О первых летописцах. Эпиграф урока.

«Сказание о князьях Владимирских» - Голубая краска. Стиль в архитектуре. Памятник древнерусской литературы. Софийский собор в Киеве. Узорочье. Иван Фёдоров. Нарышкинский стиль. Адмиралтейство. Сказание о князьях владимирских. Слово о полку Игореве. Ансамбль Ферапонтова монастыря. Убранство фасадов архитектурных сооружений. Здание Адмиралтейства.

«Слово о полку Игореве» - Второй день сражения. Историческая реальность похода. Историческая реальность. Культура Руси XII века. Князь Игорь Святославович. Памятник древнерусской литературы. Киевская Русь. Любовь к Родине. Культура Руси. Главная идея. Половцы. Бегство Игоря из плена. Слово о полку Игореве.

«Анализ «Жития Александра Невского»» - Библейская справка. Житие как жанр. В битве с ливонскими рыцарями. Стилистический параллелизм. Библейские имена. Великий князь одержал блестящую победу над шведами. Теоретические понятия. Правила и каноны создания жития. Вступление. Цитата. Похвала святому. Царь Соломон. Итоги тренинга. Отработка лексических и стилистических ресурсов притчи.

«Литература в Древней Руси» - «Хождение Богородицы по мукам». Протопоп Аввакум. 3. Какие средства художественной изобразительности использовал в своем «Поучении» автор? 4. Анализ «Поучения Владимира Мономаха». Христиане и язычники. Петр и Феврония Муромские. 2. Возникновение письменности. Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях.

«Античная литература» - Зарождение литературной прозы. Трагедия. Древняя Греция. Виды лирических песен. Драма. Античность. Развитие человечества. Миф. Комедия. Мифология. Возникновение классической лирики. Античная литература в веках. Лирика. Античная литература. Периодизация Античности. Памятники греческой литературы. Древнегреческий театр.

Поэт Гай Валерий Катулл(ок. 87 до н.э. – ок. 54 до н.э.)
- один из наиболее
известных поэтов древнего
Рима и главный
представитель римской
поэзии в эпоху Цицерона и
Цезаря.

Точных сведений о биографии
Гая Катулла сохранилось
мало. Он родился в Вероне
(Цизальпинская Галлия),
вероятно в 87 г. до н.э. (667
год от основания Рима), в
консульство Л.Корнелия
Цинны (1-й раз консул в 87 г.,
2-й в 86 г., 3-й в 85 г., 4-й в
84 г.). По-видимому,
принадлежал к
землевладельцам Северной
Италии, известно, что Цезарь
гостил в доме его отца. В
поисках карьеры переселился
в Рим, где окунулся в
легкомысленную жизнь
молодежи.

В Риме он стал во главе кружка молодых поэтов
«неотериков», который был связан узами тесного
товарищества (jus sodalicii), и отличался особенно в
ямбах, в едкой эпиграмме и в вольных
стихотворениях любовного характера. Между
друзьями поэта, которым он посвятил немало
стихотворений, особенно близок к нему был Гай
Лициний Кальв и Гай Гельвий Цинна.
Из произведений Катулла видно, что он был в
литературных связях и с главными представителями
господствовавшей тогда прозаической литературы - с
Цицероном, оратором Гортензием, Корнелием Непотом
и другими, пылая, вместе с Кальвом, непримиримой
ненавистью к Юлию Цезарю и бросая в него и в его
друзей самыми язвительными ямбами и едкими
эпиграммами (57, 93, 29), к которым Цезарь, по словам
Светония, не оставался нечувствительным.

О Катулле

Умер Катулл очень рано, едва 30 лет от
роду; год смерти его в точности
неизвестен, скорее всего 54 или же 47 год
(707 год от основания Рима). Св. Иероним
пишет, что Катулл родился в 87 до н.э. и
умер в Риме в возрасте 30 лет, однако,
поскольку ряд стихотворений написан
после 57 до н.э., Иероним ошибается либо
относительно даты рождения Катулла,
либо относительно его возраста на момент
смерти. Наиболее поздние из
упоминающихся в его лирике событий
относятся к 55-54 до н.э.

«Книга Катулла Веронского»

В Средневековье произведения Катулла были
утеряны. Единственный его сборник был вновь
найден в XIII веке в единственном экземпляре в
его родном городе Вероне. Рукопись была
утрачена, но с неё были сделаны две копии, от
которых происходят многочисленные изводы XV
века.
Этот сборник включает 116 стихотворений, разных
по размеру и количеству строк (от 2 до 480).
Точнее, Веронский сборник содержит 113
стихотворений с нумерацией 1-17 и 21-116, т.к.
№ 18, 19 и 20 были вставлены одним из издателей,
а авторство Катулла сомнительно, и поэтому в
современных изданиях исключаются, но нумерация
осталась.

О стихотворениях Катулла

Стихотворения размещены, в соответствии с
античным принципом «пестроты» (poikilia), без
какого-либо хронологического или
тематического порядка, а только по
формальным признакам: вначале короткие
стихотворения, написанные разными
лирическими размерами (1 - 60), потом
большие произведения (61 - 68), а за ними -
короткие стихотворения, написанные
элегическим дистихом (69 - 116). О связи
между разными стихотворениями, о
последовательности их написания и т. п.
можно только догадываться.

О стихотворениях Катулла

По содержанию их можно разделить на две группы:
стихотворения ямбические и полемические
(политические эпиграммы и насмешки)
лирические стихотворения:
элегического и повествовательного содержания,
написанные по греческим образцам, как, например, в
подражание Каллимаху элегия о волосах Береники
(№66), свадебные песни (№61. 62) и эпиталама Пелея и
Фетиды.
собственно личные лирические стихи
В нач. XIX века этот сборник в России фигурировал под
названием «Безделки», по эпитету «nugae», который
прилагает поэт к ней в посвящении. (Отсюда
литературная игра в названиях сборников Карамзина и
Ивана Дмитриева: «Мои безделки» и «И мои
безделки»).

Традиционно как особый цикл в
стихотворениях Катулла выделяются
любовные стихотворения, в которых главную
роль играют отношения поэта к Лесбии
(подлинное имя которой, по Овидию и Апулею,
было Клодия).
Другую значительную группу стихотворений
составляют стихотворения к друзьям и
знакомым: к Кальву, Цинне, Вероннию,
Фабуллу, Альфену Вару, Цецилию,
Корнифицию, Корнелию Непоту, которому и
посвящён весь сборник, Цицерону, Азинию
Поллиону, Манлию Торквату, грамматику
Катону, Гортензию и др.

Основные темы творчества Катулла

Огромная часть книги стихов Катулла -
ругательные послания, где автор изощряется в
потоках далеко не всегда мотивированной
свирепой брани по адресу врагов или друзей.
Но даже в бранных стихотворениях Катулла
есть и серьёзная составляющая.
Часть стихотворений Катулла - краткие
дружеские послания в несколько стихов,
сообщающие какой-либо интересный факт,
имеющий значение для истории римской
литературы. Рядом с ними идут ямбы и
эпиграммы против врагов: Юлия Цезаря (93),
его любимца Мамурры (29), против их обоих
вместе (57).

Основные темы творчества Катулла

Он питал отвращение к Цезарю, которого
резко порицает и обвиняет во всех пороках,
даже в позорных отношениях к Мамурре,
которому за то Цезарь подарил сокровища
всех ограбленных провинций, и это
отвращение проистекало, как кажется, не из
политических убеждений, а из личной
ненависти к Мамурре.
Есть ещё несколько стихотворений, вызванных
путешествием Катулла, в свите пропретора
Меммия, в Вифинию. Посещение им там
могилы умершего брата подало повод к двум
стихотворениям, дышащим особенной
теплотой родственного чувства (65 и 68).+

Основные темы творчества Катулла

Катулл пробовал свой лирический талант и в
возвышенных одах, каков гимн Диане (34), в
торжественных свадебных песнях (51 и 52) в
изображении сильных трагических аффектов,
какова его песнь об Аттисе, написанная
галлиямбом (63). Пробовал он писать и элегии
в александрийском вкусе (68 и 66), из которых
одна, о волосах Вереники, представляет прямо
перевод элегии Каллимаха. Есть у него одно
стихотворение (64) и в эпическом роде
(повествование о свадьбе Пелея и Фетиды),
также вызванное подражанием
александрийской поэзии.

Значение Катулла

«Катулл обрел популярность еще при жизни. Поэты
следующего поколения, Овидий и Проперций, называют
его своим учителем в жанре любовной поэзии; Вергилий
прилежно изучал Катулла; и даже Гораций, отнюдь не
симпатизировавший неотерикам, подражал некоторым
его произведениям. Из позднейших поэтов Катуллом,
похоже, интересовался один лишь Марциал. Поскольку
Катулла, в отличие от Вергилия и Горация, не включили в
круг авторов, изучаемых в школе, в эпоху империи его
читали все меньше и меньше, так что его имя
упоминается лишь Плинием Старшим, Квинтилианом,
Авлом Геллием и немногими другими. На протяжении
почти всего Средневековья Катулл пребывал в забвении,
разве что эпиталамий (62) был включен в антологию,
сохранившуюся в рукописи VIII-IX вв., а веронский
епископ Ратер писал в 965 году, что „читает прежде не
известного ему Катулла“»[.

Нет, ни одна среди женщин

такой похвалиться
не может
Преданной дружбой, как я, Лесбия, был тебе
друг.
Крепче, чем узы любви, что когда-то двоих нас
вязали,
Не было в мире ещё крепких и вяжущих уз.
Ныне ж расколото сердце. Шутя ты его
расколола,
Лесбия! Страсть и печаль сердце разбили мое.
Другом тебе я не буду, хоть стала б ты
скромною снова,
Но разлюбить не могу, будь хоть преступницей
ты!

Лирическое стихотворение

Верю, счастьем тот божеству подобен,
Тот, грешно ль сказать, божества
счастливей,
Кто с тобой сидит и в глаза глядится,
Слушая сладкий
Смех из милых уст. Он меня, беднягу,
Свел совсем с ума. Лишь тебя завижу,
Лесбия, владеть я бессилен сердцем,
Рта не раскрою.

Лирическое стихотворение (разные переводы)

Ненависть - и любовь.
Как можно их чувствовать вместе?
Как - не знаю, а сам совмещаю.
Да! Ненавижу и всё же люблю.
Как
возможно, ты спросишь?
Не объясню я. Но так чувствую,
смертно томясь. крестную муку терплю.
Я ненавижу и люблю.
Как это сталось, я не знаю.
Но это так: я сознаю,
И мучусь этим и страдаю.

Нет, не надейся приязнь заслужить

и
признательность друга.
Благочестивой любви лучше в награду не
жди!
Неблагодарность царит, добро не приносит
награды,
Где уж награды! Добро горечь родит и
тоску.
Так и со мной. Врагом моим злейшим и
самым жестоким
Тот оказался, кому другом и братом я

Слайд 2

Игривостью шутки…забавами ума вдохновенных ясной веселостью» (А.С. Пушкин о Катулле)

Слайд 3

«Плачь, Венера, и вы,
Утехи, плачьте.
Плачьте все, кто имеет в сердце нежность
Бедный птенчик погиб моей подружки,
Бедный птенчик, любовь моей подружки».

Слайд 4

Город Верона на севере Италии

  • Слайд 5

    • Переезжает в Рим и там, не считая нескольких отлучек, проводит все годы своей недолгой жизни.
    • Всецело отдаётся поэзии и любви.
    • входит в группу молодых поэтов «неотериков» (т.е. «новых поэтов»),
  • Слайд 6

    Поэты - неотеоретики

    • Знаменовали их презрение к общественной жизни (делу) и полную поглощенность жизнью личной (досугом).
    • Для общественной жизни у Катулла находится лишь изысканно-грубая брань – обычно по адресу Цезаря, Помпея и их сторонников, которые позорят и губят республику.
    • В личной жизни, в дружеском быту воспевается каждая мелочь – встречи, пирушки, любовные и денежные удачи и неудачи, превозносятся стихи приятелей и поносятся стихи соперников, каждое проявление дружбы Катулл встречает гиперболическим славословием, а малейший признак неверности – столь же гиперболическими проклятиями.
  • Слайд 7

    Поэзия – игра, легкое развлечение.

    Молодым, «новым поэтам» не до политики:

    • Любовь, дружба, милые и луковые впечатления – вот их темы.
  • Слайд 8

    Лесбия (Клодия)

    • Клодия - жена Квинта Цецилия Метелла Целера, консула 60г. до н.э., и сестра Публия Клодия Пульхра, личного и политического врага Цицерона. Она из старинного рода, отличалась красотой и ветреностью.
  • Слайд 9

    Слайд 10

    • Учителями «науки страсти нежной» были для Катулла и неотериков эллинистические поэты.
    • Героинями римских поэтов стали свободные женщины из общества (подчас даже из высшего сословия, как Клодия-Лесбия Катулла).
    • Любовь приобретает новое качество – возвышенно-духовное.

    И ненавижу ее и люблю. Почему же? – ты спросишь.
    Сам я не знаю, но так чувствую я, и томлюсь.

    (Ст. 81. Перевод Ф. А. Петровского).

  • Слайд 11

    • Корнелий Непота
  • Слайд 12

    116 стихотворений:

    • В начале мелкие стихотворения (полиметры).
    • В центре – восемь крупных произведений (два эпиталамия, дваэпиллия, перевод из Каллимаха с посвящением Гортензию и две элегии).
    • В конце – мелкие стихотворения, написанные элегическим дистихом (эпиграммы).
  • Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Античная лирика Урок 2

    Первые стихи о любви написаны более четырёх тысяч лет назад... Общей родиной для европейской культуры была античность - Древние Греция и Рим. Гомер создал эпос. Те, кого мы считаем родоначальниками лирической поэзии, младше Гомера лишь на несколько десятилетий. Ранняя греческая поэзия восходит к хоровому обряду. Постепенно обрядовый хор распадался. Обособились два полухория, обменивавшиеся репликами. Появился запевала, тот, кто вёл основную текстовую партию. Со временем запевала хора превратился из певца в поэта. Такой путь проделала лирика, которую называют мелической.

    Мелическая лирика («мелос» – песнь) Имена первых поэтов связаны с островом Лесбос, расположенным вблизи побережья Малой Азии. Там во второй половине VII века до н.э. родились Алкей и Сапфо (Сафо), которая, согласно легенде, отвергла его любовь. Алкей Сапфо

    Анакреонт (570–478 до н.э.) был уроженцем Малой Азии, но большую часть жизни провёл странствуя по дворам греческих правителей-тиранов. Имя Анакреонта станет нарицательным для певца земных наслаждений. Ему будут бесконечно подражать, перепевая его темы, поэты последующих веков. Carpe diem (лат.) - дословно “лови день”, то есть лови мгновенье пролетающей жизни и наслаждайся им. Ощущение приближающейся старости и неизбежной смерти - один из анакреонтических мотивов. Он не убивает чувство земной радости, но лишь добавляет ей остроты напоминанием, сколь быстротечна жизнь. Значит, нужно спешить, не упустить юности, поймать мгновение. Для мелической поэзии характерны богатство и сложность поэтических размеров. Искусство состояло в овладении ими и в виртуозном варьировании нескольких основных тем. Одной из них была любовь, неотделимая от других радостей.

    Анакреонтика - поэтическая традиция, существующая в подражание Анакреонту и посвящённая прежде всего любви и вину. Среди русских поэтов, отдавших дань анакреонтике, был Пушкин. Ещё в юные годы он сочинил стихи «На гроб Анакреона», позже переводил его песни.

    Пиндар (ок. 518–438 до н.э.) прославлял победителей спортивных состязаний, каковых в это время в Греции было множество, помимо Олимпийских игр. Тот, кто выигрывал, считался избранником богов, восторжествовавшим над судьбой. Такой жанр назывался эпиникий и навсегда стал образцом для торжественной оды. Поэзию Пиндара будут сравнивать с могучим потоком, который, родившись на вершине горы, мощно устремляется вниз, не зная преград на своём пути. Таково поэтическое вдохновение. Для него есть даже более подходящее слово - восторг. Во времена Пиндара поэзия в Греции всё ещё неотделима от музыки, от общественного события и нередко - от хорового исполнения. Но уже родился новый жанр, свидетельствующий о том, что меняется склад культуры. Характер происходящих перемен подчёркивает само его название - эпиграмма.

    Эпиграмма Эпиграмма по-гречески означает надпись, надгробная - на памятнике или дарственная - на подарке. В отличие от современной, греческая эпиграмма не была обязательно остроумным или сатирическим выпадом. Её отличала краткость и стиховая форма. Греческая эпиграмма написана не гекзаметром, как гомеровский эпос, не разностопной строфой, а так называемым элегическим дистихом (то есть двустишием) Эпиграммы не поют. Их пишут и читают, оставаясь один на один с текстом. Поэзия становится искусством письменного слова. Её автор и её читатель не вовлечены в какое-либо обрядовое действо. Каждый из них вполне ощущает свою обособленность. Многие эпиграммы посвящены гетерам. Так называли незамужних женщин, ведущих свободный образ жизни. Гетера по-гречески значит спутница. Многие из них были спутницами известных греческих поэтов и государственных деятелей. Гетеры, как правило, были хорошо образованны. Во всё ещё патриархальном греческом городе-государстве (полисе) они свидетельствовали о начавшемся разложении строгого уклада. Расцвет эпиграммы в III веке до н.э. совпал с началом эпохи эллинизма.

    эпоха эллинизма Эллинизм - период в истории Восточного Средиземноморья между смертью Александра Македонского и завоеванием Египта Римом (323–30 до н.э.). Для этой эпохи характерно небывалое в Древнем мире значение личного начала и частной жизни. Устаревают монументальные формы эпической поэзии. Им на смену приходят малый эпос и эпиграмма. Одновременно возникает новый тип греческой лирики - буколика (греч. букол - пастух), которому на протяжении последующих двух тысячелетий предстоит быть едва ли не основной формой рассказа о любви. Буколика представляет идиллическую жизнь на фоне прекрасного южного полдня. Жанр буколической поэзии - идиллия (греч. картинка). Этот пастушеский мир, впрочем, тоже знает горе - неразделённую любовь и смерть друга или подруги.

    Родоначальником буколической поэзии считается Феокрит (IV - первая половина III века до н.э.). Он вошёл в культурную память как первый певец патриархальных радостей и сельской природы. Человека ещё не отделяет от неё чувство одиночества, но он уже научился ценить природную красоту. Путь греческой лирики на протяжении нескольких веков пролегает от обрядового действа до всё большей её связанности с жизнью отдельного человека. Этот процесс был продолжен в поэзии Древнего Рима.

    Становление римской культуры было стремительным, поскольку его подготовило предшествующее развитие культуры греческой. В римской поэзии герой в полной мере ощутил себя частным человеком. Первый великий лирический поэт Рима Г ай Валерий Катулл (87 или 84 - после 54 года до н.э.) упорядочил звучание народной песни, ориентируя её на образцы греческой мелики. Автор маленького сборника, состоящего из 116 стихотворений, Катулл оказался самым близким нам и любимым сегодня среди всех античных поэтов. Катулл учился у греков. Некоторые его образы возникают как переложения из Сапфо. В память о поэзии Сапфо и о её родном острове Лесбосе Катулл называет в стихах свою возлюбленную Лесбией. Настоящее её имя - Клодия. Но и под условным именем любовь Катулла - настоящая, невыдуманная. Она не хочет знать границ, отказывается обращать внимание на весь мир, но столь же безграничным бывает отчаяние, когда возникает сомнение в любви и в верности. После Катулла элегия становится жанром любовной поэзии.

    Именно Катулл создал особенное настроение в любовной поэзии, которое и по сей день мы называем элегическим. В нём радость неотделима от муки, но само любовное мучение доставляет радость. Элегия по-гречески означает “скорбная песнь”, но греческие элегии были не только скорбными. Они могли быть героическими. Элегиями греки называли все стихи, написанные элегическими двустишиями.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Античная ода Урок 3

    Полноты и совершенства римская поэзия достигает в творчестве Горация Горация (65–8 до н.э.). Это один из тех, кого нередко признают величайшим поэтом во всём мире. Во всяком случае Гораций - безупречный образец классического стиля. Живший в бурное время, когда пал республиканский Рим и наступило время империи, Гораций прожил жизнь поэта. В юности он был солдатом, но, не снискав славы, бежал с поля боя. В зрелости он предпочёл покой и творчество, ставшие возможными благодаря помощи друга Мецената. Гораций принадлежит к тем поэтам, кто заново пересматривает и приводит в порядок всё, что было сделано предшественниками. Основным лирическим жанром для Горация была ода. Меценат (ум. 8 до н.э.), не занимая никаких постов, пользовался большим влиянием благодаря многолетней дружбе с императором Августом. Меценат ценил поэзию и, считая, что она способна придать необходимый блеск власти, поддерживал поэтов, сделав своё имя нарицательным для покровителя искусств.

    В древности термин «ода» [греч. ōdē ́, латин. ode , oda ] не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим стихотворениям и подразделяли оду на «хвалебную», «плачевную», «плясовую» и т. п. Из античных лирических образований наибольшее значение для оды как жанра европейских литератур имеют оды Пиндара и Горация. Ода Пиндара - так наз. « эпиникий », т. е. хвалебная песня в честь победителя на гимнастических состязаниях, - заказанное стихотворение «на случай», задача которого - возбуждать и поощрять волю к победе среди дорийской аристократии. Местные и личные элементы, обязательные для эпиникия (хвала победителя, его рода, города, состязания и т. п.), получают свое «освещение» в соотнесенности с мифом как основой идеологии господствующего класса и с аристократической этикой. О. исполнялась пляшущим хором в сопровождении сложной музыки. Ей присуща богатая словесная орнаментация, долженствовавшая усугублять впечатление торжественности, подчеркнутая высокопарность, слабая связь частей. Поэт, рассматривающий себя как «мудреца», учителя, лишь с трудом собирает воедино элементы традиционного славословия. Пиндаровской О. свойственны резкие, немотивированные переходы ассоциативного типа, придававшие произведению особо затрудненный, «жреческий» характер. С распадом старинной идеологии это «поэтическое красноречие» уступило место прозаическому, и социальная функция О. перешла к хвалебной речи (« энкомий »). Архаические особенности О. Пиндара в эпоху французского классицизма воспринимались как «лирический беспорядок» и «лирический восторг». Гораций отмежевывается от « пиндаризирования » и стремится возродить на римской почве мелическую лирику (см.) эолийских поэтов (см. «Греческая литература»), сохраняя в виде фикции ее внешние формы. Ода Горация обычно обращена к какому-нибудь реальному лицу, на волю которого поэт якобы намерен воздействовать. Поэт часто хочет создать представление, будто стихотворение реально произносится (или даже поется). В действительности горацианская лирика книжного происхождения. Захватывая самые разнообразные темы, оды Горация очень далеки от всякаго «высокого стиля» или перенапряженности средств выражения (исключение составляют так наз. «римские» О., где Гораций выступает как идеолог политики Августа); в его О. господствует светский тон, иногда с легкой примесью иронии.

    Различие пиндарической и горацианской оды мы имеем возможность ясно видеть в русской поэзии: Ломоносов и Державин. У обоих ода - это стихотворение, обязательно разбитое на десятистрочные строфы. Таков формальный признак жанра, сложившийся не в античности, но в более позднее время. По стилю и эмоциональному подъёму Ломоносов следует за Пиндаром. Державин - за Горацием, позволяя себе рассуждать о предметах самых важных, государственных и божественных, но так, чтобы всегда был слышен личный голос говорящего.

    Римская классика на зависть последующим векам достигла небывалого равновесия - между обществом и природой, между личностью и культурой. В этом мире любовь была одним из искусств, составляющих главное, чем должен был овладеть человек, - искусством жить.


    Платонова Н.С.

    Учитель русского языка и литературы

    МОУ «Гимназия №1»

    9 класс «Валерий Катулл. Лирика.

    В. Катулл. Лирика

    Урок-лекция.

    Ход урока.

    1. Понятие «античная лирика».
    2. Кай Валерий Катулл-поэт «золотого века».
    3. Сходство лирики Катулла с лирикой А.С. Пушкина.
    4. Его лирика-отклик на все явления жизни, особенно личной.
    5. Новшество лирики Катулла.

    Слово учителя.

    Говоря «античная лирика», мы разумеем лирику 2-х не только разных, но и весьма различных народов – греков и римлян. Поэзия римская – в прямой зависимости от греческой, но это не продолжение и не копия: у римской поэзии немало своих национальных черт. Объединение лирики греческой и римской в единое понятие лирики «античной» оправдано общностью культуры Средиземноморья, то есть в большей мере новой Европы.

    Лирика древнего Рима обозримее, нежели греческая. Крупнейшие поэты этого периода представлены с завидной полнотой. Кроме того, развитие римской поэзии шло этапами, более явственно уловимыми.

    Греция было овеяна духом музыки. Без лиры или флейты в течение нескольких веков не существовало лирической поэзии.

    Римский народ не был музыкален. Не было у римлян и своего Гомера. Римская поэзия развивалась из подражания греческим предшественникам. Но, не имея законных предков, смогла достичь высоты, достойной великого народа.

    Расцвет римской лирики приблизительно совпадает с правлением Августа. Этот период обычно называют «золотым веком» римской поэзии: именно в эти годы писали самые прославленные поэты – Вергилий, Гораций, Овидий. Но наше современное восприятие готово ожидать предпочтение поэту, творившему в преддверии «золотого века» - Каю Валерию Катуллу.

    Валерий Катулл, живший в 1 половине 1 столетия до нашей эры (87-85 г.г. до н.э.), был, как Цицерон, но словом Тютчева, «застигнут ночью Рима»,то есть сменою республиканского строя единовластием. Родом из Вероны. Умер в Риме. Благодаря связям отца получил доступ в среду римской знати. Это первый латинский лирический поэт.

    Обжившись в столичной атмосфере Рима, Катулл скоро стал центром небольшого, но одарённого кружка сверстников. Стихи, обращённые к Лицинию Кальву и другим друзьям, невольно приводят на память отношения Пушкина к лицейским товарищам. Вообще в темпераменте и многих чертах лирики Катулла замечается сходство с нашим великим поэтом.

    Когда цезарь перешёл Рубикон и подходил к Вечному городу, республиканец Катулл встретил его вызывающей эпиграммой:

    Меньше всего я стремлюсь тебе понравиться, Цезарь, - Даже и знать не хочу чёрен ты или бел.

    В этой эпиграмме и других стихах, гневно язвивших соратников Цезаря,- не только политическая позиция юного поэта, но и проявление его характера. Катулл привёз из Вероны простодушие и прямолинейность. Впоследствии выпады против Цезаря было милостиво ему прощены. Трудно решить, пренебрегал ли Цезарь колкостями поэта или опасался его едкого языка, но факт тот, что поэтические дерзости Катулла сошли ему с рук.

    Настоящая стихия лирики его непосредственное чувство, отклик на все явления жизни, особенно личной. Это естественно, поскольку то было время, когда внимание стало сосредотачиваться на индивидуальном, человеческом. Всё находило отражение в лёгких, порою грубоватых, часто едко сатирических «безделках», как любил называть свои стихи их молодой автор. Поэт был молод. Его постигла ранняя смерть, он умер от неизвестной нам причины, едва перейдя 30-летний возраст. Может быть, была виновата изнуряющая жизнь, которую вёл Катулл, оказавшись в Риме,- вспомним, какой пример распущенности подавал в свои юные годы сам Цезарь. Но, может быть, причиной быстрого упадка сил была и несчастная, мучительная любовь.

    Стихи, обращённые к Лесбии, отражают все перипетии его любви, о которой даже трудно сказать, была ли она взаимной, и если да, то дано ли. Имя Лесбия –поэтический псевдоним Клодии.

    Лесбия принадлежала к обеспеченной семье, но сама постепенно скатывалась к неразборчивому разврату, и это доставляло глубокое страдание вольному в стихах, но по существу целомудренному поэту. Цикл стихов, обращённых к Лесбии или относящихся к ней, вызвал множество подражаний. Лесбия изменяет Катуллу, и он клеймит её стихами, полными глубокой боли и злой издёвки.

    Со своими пусть кобелями дружит,

    Пусть три сотни их обнимает разом,

    Не любя душой никого, но печень каждому руша.

    Пусть мою любовь поскорей забудет!

    По её вине моя страсть погибла,

    Как цветок в лугах, проходящим плугом

    Раненый насмерть!

    (Пер. А. Фета)

    Звучит чтение других стихов о Лесбии.Это «Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может»,

    «И ненавижу её и люблю», «Катулл измученный, оставь свои бредни» и др.

    Поэт обращается к богам, моля их, чтобы они исцелили его от этой мучительной страсти, похожей на тяжёлую болезнь. Своё душевное состояние он пытается проанализировать в эпиграммах:

    Я ненавижу любя. Возможно ли это, ты спросишь.

    Сам не знаю, но так чувствую и молюсь.

    (перевод Н.В. Вулих)

    Элегия « К Аллию», в которой поэт пишет о смерти своего брата и о любви к Лесбии. Эти две темы как бы переплетаются между собой. Брат погиб сразу после свадьбы под Троей. Упоминание о Трое вызывает горькие чувства в душе поэта, так как именно там находится могила его умершего брата. Описав своё горе, вызванное тяжёлой утратой, поэт вновь возвращается к теме любви к Лесбии.

    Подобного рода композиция, когда отдельные эпизоды связаны с определённой последовательностью и как бы заключены в известную рамку, называется «рамочкой.

    Катулла можно назвать «новатором». Он впервые применил на латинском языке «сапфическую строку». Он ввёл и другие, новые для римской поэзии, размеры: одиннадцатисложный стих Фалека и хромой ямб» Гиппократа.Греческая лирика Катулла была не предметом слепого подражания – ему при его одарённости незачем было кому-либо подражать,-но поэтической школой.

    В период острой социальной борьбы, когда старое мировоззрение и старые крупные жанры, эпос и трагедия, переживает острый кризис, растёт интерес к личному, интимному миру переживаний, к индивидуальности человека.

    Катулл находится во власти этих веяний, он прокладывает новые пути римской лирике. Он раскрепостил римскую поэзию от старых традиций и раздвинул границы.

    Задание на дом.

    Письменно ответить на вопросы.

    1. Каким вы представляете себе поэта?
    2. Чем интересны для вас лирика Катулла и его судьба?
    3. Какой эпитет вы бы сами дали Катуллу? (горький, измученный, бесноватый)
    4. Живы ли для вас его стихи?
    5. Выучить стих наизусть.

    Литература.

    1. В. Катулл Лирика.
    2. Уч. «Античная литература».
    1. Кн. «Монологи и диологи», т.1, 1962-74г.г.
    mob_info