Племя гереро. Как платье в викторианском стиле стало традиционной одеждой женщин племени гереро. О женской красоте и ее обладательницах

Восстание началось 12 января 1904 года выступлением племен гереро под предводительством Самуэля Магареро. Гереро начали восстание, убив около 120 немцев, включая женщин и детей. Восставшие осадили административный центр Германской Юго-Западной Африки город Виндхук. Однако, получив подкрепление из Германии, колонизаторы нанесли 9 апреля поражение повстанцам у горы Оньяти, а 11 августа окружили их в районе Ватерберга. В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили от трёх до пяти тысяч человек. Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставив работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения». Есть также сведения, что оставшиеся женщины племен были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощенных беженцев. Часть гереро была уничтожена в бою, остальные отступили в пустыню, где большинство их погибло от жажды и голода. В октябре фон Трот предъявил ультиматум: «Все гереро должны покинуть эту землю. Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружен или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них». Даже германский канцлер Бюлов возмутился и сказал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм невозмутимо ответил: «Законам войны в Африке это соответствует»
Те самые взятые в плен 30 тысяч негров были помещены в концентрационные лагеря. Они строили железные дороги, а с прибытием доктора Ойгена Фишера стали также служить материалом для его медицинских опытов. Он, а также доктор Теодор Моллисон упражнялись на узниках концлагеря в методах стерилизации и ампутации здоровых частей тела. Вводили неграм яды в различной концентрации, наблюдая, какая доза станет смертельной. Позднее Фишер стал канцлером Берлинского университета, где создал кафедру евгеники и вел преподавание на ней. Лучшим его учеником считался Йозеф Менгеле, печально известный позднее как врач-изувер.
Уже после разгрома гереро восстали племена нама (готтентоты). 3 октября 1904 года в южной части страны началось восстание готтентотов во главе с Хендриком Витбоем и Якобом Моренгой. Целый год Витбой умело руководил боями. После гибели Витбоя 29 октября 1905 года повстанцы, разделившись на мелкие группы, продолжали партизанскую войну вплоть до 1907 года. К концу этого же года большая часть восставших вернулась к мирной жизни, так как они были вынуждены обеспечивать пропитанием свои семьи, а оставшиеся партизанские отряды были вскоре вытеснены за границу современной Намибии - в Капскую колонию, принадлежавшую англичанам.
Гереро возле своих хижин

Коренные народности немецкой Юго-Западной Африки со своим традиционным оружием и в национальной одежде

Солдаты колониальных войск с пулеметом во время учений

Губернатор Германской Юго-Западной Африки Теодор фон Лойтвайн и лидер гереро Сэмюэлем Магареро

Хендрик Витбой и Теодор фон Лойтвайн в 1896 году

Губернатор Теодор фон Лойтвайн с Хендриком Витбоем (слева) и лидер гереро Сэмюэлем Магареро (справа)

Лейтенант Techow сообщает командованию о возможном восстания гереро и мобилизация войск в северной немецкой Юго-Западной Африки
"200 вооруженных всадников гереро были замечены в ночь на 11 январь 1904..."

Войска выступают на подавление восстания

Генерал Лотар фон Трот (спереди справа) и губернатор Теодор фон Лойтвайн (спереди слева) с сотрудниками в Виндхуке (немецкая Юго-Западная Африка), 1904

Военный лагерь, около 1904

В лагере

Лейтенант Пауль Лойтвайн в военной форме колониальных войск Юго-Западной Африки, около 1904-1905

Лагерь для пленных гереро рядом с Альте Фесте в Виндхуке, около 1904-1908

Пленные гереро

Выжившие гереро прошедшие через пустыню.

Хендрик Витбой

Хендрик Витбой (сидит на стуле) с бойцами племени Нама, около 1904-1905

В Намибии и на юго-западе Анголы. Делятся на собственно гереро (в районе реки Белый Нособ и верховьев Свакопа, гора Ватерберх), мбандиеру (мбандеру, овамбандеру - область Омахеке на востоке Намибии), химба (овахимба) и чимба (овачимба, тжимба) - на севере плоскогорья Каоко и в Анголе. Численность в Намибии 157 тысяч человек, в Анголе - 126 тысяч человек (2006, оценка). Живут также на северо-западе Ботсваны (20 тысяч человек). Говорят на языке гереро, а также на языках африкаанс и нама (Намибия), тсвана (Ботсвана), английском (Намибия, Ботсвана) и португальском языках (Ангола). 33% в Намибии, 80% в Ботсване и 95% в Анголе - христиане (протестанты, в Анголе - католики), остальные сохраняют традиционные верования.

Согласно историческим преданиям, около 16 века гереро под предводительством вождей Чивисеуа и Каматы поселились в междуречье Замбези и Окаванго, затем мигрировали на юг на территорию современной Ботсваны, после чего часть ушла на северо-запад современной Намибии на плато Каоко; оставшиеся на востоке гереро (мбандеру) сказали об ушедших: «Ва геререра» - «Они решились!» (отсюда выводится самоназвание гереро). С конца 18 века торговали с колонистами Капской колонии скотом, мясом, изделиями кожевенного и кузнечного ремесла, резьбы по дереву. С 1840-х годов благодаря деятельности немецких миссионеров распространяется христианство. В середине 19 века появляются вождества во главе с вождём (омухона), правившим с советом старейшин, главнокомандующим (омухонгере омунене) и послом (оватумуа). Во время войны с нама (кой-коин) 1863-70 годов были объединены под властью военного вождя Магареро. В 1885 году территория гереро вошла в состав Германской Юго-Западной Африки. Поражение нама и гереро восстания 1904-07 привело к истреблению до 75% гереро. Утратив право владеть скотом, намибийские гереро стали пасти скот европейских поселенцев, заниматься земледелием, приобщаться к европейской культуре и принимать христианство. С конца 1960-х годов, до 1989 существовали бантустаны Герероленд и Каоколенд. Современные гереро в основном работают по найму в сельском хозяйстве и на рудниках, часть живёт в городах, есть интеллигенция. Химба и чимба в основном сохраняют традиционный образ жизни.

Традиционная культура типична для кочевников-скотоводов Южной Африки. Основное традиционное занятие - разведение крупного рогатого скота (численность стад достигала 4 тысяч, общее поголовье к концу 19 века - 90 тысяч голов). Женщины выращивали просо и сорго. Традиционное поселение - крааль (онганда), составляло патрилинейный линидж, возглавлялось наследственным вождём (омухона). Жилище - шатёр из шкур (озонджуа; сооружался в основном женщинами), одежда - передники из дублёной козьей и овечьей кожи или шкур диких животных, более длинные у женщин. Украшения - металлические бусы и спиралевидные браслеты, ожерелья из скорлупы страусовых яиц. Характерны женские платья викторианского типа, подобные тем, что носили жёны и дочери миссионеров, головной убор из платка, повязываемого концами вверх. Основная пища - молоко (омаере), сквашенное в деревянных сосудах или бурдюках, по праздникам - мясо. Во главе общины стоял выборный староста (мухона), на время войны выбирался единый вождь. Счёт родства двойной: делились на 20 патри (орузо) и 6 матрилинейных (эанда) родов; собственность (скот) передавалась по женской линии. Традиционные верования - культ предков (мукуру), священных коров, верховных богов Нджамби Карунга и Омукуру. У шатра омухона постоянно горел священный огонь (окуруо) и хранилась священная вода, применявшаяся в ритуалах освящения новорождённых детей. Известны мифы (о первопредке Мукуру), легенды и др. Инициации, свадьбы, похороны, поминальные обряды сопровождаются танцами и песнопениями, в которых прослеживается влияние церковного пения. Изготавливают маски из кожи. Священный центр гереро - город Окахандья (в 1880 отвоёванный гереро у нама), место упокоения предков и хранения священного огня.

Лит.: Vivelo F. R. The Herero of westen Botswana. Saint. Paul, 1977; Medeiros С.L. Va-Kwandu: history, kinship, and systems of production of an Herero people of South-West Angola. Lisboa, 1981; Балезин А. С., Притворов А. В., Слипченко С. А. История Намибии в новое и новейшее время. М., 1993.

Гереро – африканский народ, проживающий на территории современной Намибии (Западной Африки). Колонизаторы использовали рабский труд этого народа для добычи алмазов, безжалостно их уничтожали. Именно в Намибии появились первые в истории концентрационные лагеря. В свою очередь, гереро не раз поднимали восстания, отвечая кровью за кровь. В 1990 году Намибия стала независимой, но гереро из-за геноцида теперь причислены к вымирающим племенам.

В Намибию гереро пришли из района Великих озер в 17 веке. Часть их осела на северо-западе страны, сейчас их называют – химба, а часть перешла Оранжевую реку. Здесь переселенцы натолкнулись на буров и миссионеров. От них гереро переняли европейскую одежду. Это произошло в 18-19 веках. Мода у европейцев давно поменялась, но гереро продолжают одеваться так, словно бы не прошло много-много лет. Сейчас эта одежда смотрится очень экзотично даже в Африке. Правда, в платья гереро внесли некоторые изменения, убрав корсет и добавив яркие цвета. Изменили они и головной убор - из треуголки сделали двухуголку, и их шляпы напоминают рога коровы. Правда, «рогоносцами» стали дамы, причем чем длинней эти символические рога, тем богаче муж. В настоящее время гереро живут в глухих поселках на западе страны, в засушливых районах поблизости от пустыни Калахари. Раньше это были земли бушменов, но гереро давно стали здесь хозяевами. Сюда они пришли после кровопролитной войны 1907-1909 годов, чудом оставшись в живых после настоящего геноцида, устроенного кайзеровской Германией. Тогда было уничтожено 65 тысяч человек. Немцы оправдывались тем, что свои бесчеловечные действия они совершили в ответ на восстание 1903 года, когда гереро и нама убили около 120 немцев, включая женщин и детей. По приказу императора Вильгельма мятежный народ гереро огнем пулеметов загнали в пустыню Калахари и обрекли десятки тысяч людей на гибель от голода и жажды в концлагерях. Даже германский канцлер фон Бюлов возмутился и написал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм тогда ответил: «Законам войны в Африке это соответствует». Тогда уцелело 16 тысяч гереро, но, как они говорят: «Дайте нам две коровы и через пару лет у нас их будет сотня». Одна из самых богатых деревень гереро – Ошияра, с 47 дворами, разбросанными на 10-15 километрах. В деревне проживают около 600 человек, которые содержат 4–6 тысяч коров и около 5-6 тысяч коз. Самый распространенный вид транспорта – осел, хотя у некоторых есть и лошади. Староста деревни в торжественных случаях надевает военную форму времен 1 мировой войны. У него есть поливаемый огород, находящийся за исполинским забором. Там - пара грядок моркови, свеклы, несколько кустов помидоров и чахлое манговое дерево, но в Ошияре это действительно диво - сады Семирамиды. В деревне живут богатые роды. Глава одного, Монди Агим - очень крупный человек с добрым лицом. Правда, у него выбит один глаз. Он купил трактор, открыл единственный в деревне магазин, пробил 2 скважины и теперь наслаждается жизнью. Агим в воде никому не отказывает, несмотря на то, что из его скважин вода подается с помощью дизельного насоса. Любое утро для простого гереро начинается за чашкой чая с молоком. Попив чая, женщины принимаются готовить еду, ухаживают за детьми. Позже они делают из сливок масло, выпускают на пастбище коз и коров, убирают, стирают, шьют. Помогают им работники - бушмены. Это нищий народ – у них вообще ничего нет. Основное средство пропитания, дичь – давно уже выбита, поэтому бушмены вынуждены работать на гереро за миску еды. Гереро говорят – если б не они, то бушмены уже б давно с голоду поумирали. Скорее всего, они опасаются за своих коров и коз, ведь доведенные до отчаяния и голодные, бушмены могут запросто убить корову и съесть. Ведь терять им, кроме жизни, уже нечего. Коровы у гереро- богатство, которое всячески приумножается и бережется. На базаре корова стоит не меньше тысячи долларов. Молоко коров меняют на орехи и плоды. Есть также древних обычай - запрет на употребление кислого молока женщинами. Это напиток мужчин, символизирующий мужское семя.
Кроме скотоводства, гереро высаживают маис и кукурузу, но лишь в сезон дождей. Лишь у богачей с собственными скважинами есть постоянные кукурузные поля. Живут простые гереро в мазанках из коровьего навоза. Начинается строительство с вкапывания четырех небольших стволов деревьев. На них крепится переплетенный деревянный каркас из веток поменьше. Сверху - соломенная, или жестяная крыша. После чего наносятся стены из навоза в три слоя. Профессионалы работают только руками. Во всех мазанках хозяева ставят деревяные изваяния, отгоняющие злых духов. Внутри также находится очаг, выполняющий роль обогревателя, плиты и дымокура для защиты от насекомых. Хлеб пекут в железной бочке, в которой выпиливают дверку, размещая внутри металлические полочки для хлеба. Угли подкладывают в низ бочки и сверху, чтобы хлеб пропекался равномерно.
Недавно в Ошияра появился модный дом - из самодельного кирпича-песчаника. Кирпичи добывают сами гереро из местной породы. Три человека в день добывают 120-160 кирпичей и продают их по 1 намибийскому доллару. В день человек может заработать 5-8 американских долларов, но таким бизнесом в селе занимается всего 3 человека, хоть в ней 80% безработных. Мужчины гереро предпочитают спать в тени, а не трудиться, зарабатывая на хлеб насущный.
Правда, танцы и песни в племени- в почете. Танцы довольно медленные, ведь танцорам приходится приплясывать в 5-10 огромных юбках. Ритм задают не барабаны, а обыкновенные доски, которые матроны привязывают к одной ноге и стучат ими об землю, производя что-то вроде громких ритмичных хлопков.

Восстание началось 12 января 1904 года выступлением племен гереро под предводительством Самуэля Магареро. Гереро начали восстание, убив около 120 немцев, включая женщин и детей. Восставшие осадили административный центр Германской Юго-Западной Африки город Виндхук. Однако, получив подкрепление из Германии, колонизаторы нанесли 9 апреля поражение повстанцам у горы Оньяти, а 11 августа окружили их в районе Ватерберга. В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили от трёх до пяти тысяч человек.

Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставив работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения».

Есть также сведения, что оставшиеся женщины племен были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощенных беженцев. Часть гереро была уничтожена в бою, остальные отступили в пустыню, где большинство их погибло от жажды и голода. В октябре фон Трот предъявил ультиматум: «Все гереро должны покинуть эту землю. Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружен или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них». Даже германский канцлер Бюлов возмутился и сказал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм невозмутимо ответил: «Законам войны в Африке это соответствует».

Те самые взятые в плен 30 тысяч негров были помещены в концентрационные лагеря. Они строили железные дороги, а с прибытием доктора Ойгена Фишера стали также служить материалом для его медицинских опытов. Он, а также доктор Теодор Моллисон упражнялись на узниках концлагеря в методах стерилизации и ампутации здоровых частей тела. Вводили неграм яды в различной концентрации, наблюдая, какая доза станет смертельной. Позднее Фишер стал канцлером Берлинского университета, где создал кафедру евгеники и вел преподавание на ней. Лучшим его учеником считался Йозеф Менгеле, печально известный позднее как врач-изувер.

Уже после разгрома гереро восстали племена нама (готтентоты). 3 октября 1904 года в южной части страны началось восстание готтентотов во главе с Хендриком Витбоем и Якобом Моренгой. Целый год Витбой умело руководил боями. После гибели Витбоя 29 октября 1905 года повстанцы, разделившись на мелкие группы, продолжали партизанскую войну вплоть до 1907 года. К концу этого же года большая часть восставших вернулась к мирной жизни, так как они были вынуждены обеспечивать пропитанием свои семьи, а оставшиеся партизанские отряды были вскоре вытеснены за границу современной Намибии - в Капскую колонию, принадлежавшую англичанам.

Картины геноцида трудно вместить человеческому сознанию: обугленные скелеты в печах крематориев, вспоротые животы беременных женщин, размозженные черепа детей…

Вытеснение этих картин из памяти, из сознания -- естественная защитная реакция психики. Однако забвение истории создает возможность ее повторения.

Термин «геноцид» вошел в политический обиход вскоре после второй мировой войны в связи с расследованием преступлений фашизма и широко использовался в документах ООН. Но сама практика геноцида, вероятно, существовала во все известные периоды истории. Она, в частности, нашла отражение в библейских текстах (например, уничтожение древними евреями племен ханаанцев и т. п).

Геноцид племён гереро и нама в 1904--1907 годах

Одним из первых проявлений акта геноцида в истории человечества является геноцид племен гереро и нама, произошедший в 1904- 1907 годах, когда войсками Германии было уничтожено 65000 тысяч представителей африканского племени гереро и 10000 тысяч человек из племени нама, это происходило на фоне разгоревшегося на территории Западной Африки народного восстания. Германия объявила Намибию страной-протекторатом сразу же после того, как поняла, что не заинтересована в ее территориях, после этого стал активно использоваться рабский труд жителей Намибии, а также произошел захват их земель с целью использования природных ресурсов. На начальном этапе было убито около 60 немецких поселенцев, под предводительством С. Магареро и Х. Виттбоя племена гереро и нама убили 120 немцев, в число которых входили женщины и дети. Под командованием Лотара фон Трота немецкие войска приступили к подавлению восстания, численность немецкой армии составляла 14000 человек. Экспедиция была профинансирована Deutsche Bank и снаряжена фирмой «Вурманн». В октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум ««Все гереро должны покинуть эту землю… Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружён или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них»». В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили 3-5 тысяч человек. Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставляя работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения». Есть также сведения, что оставшиеся женщины племён были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощённых беженцев. Однако этот факт был отнесен к геноциду лишь в 1985 году, когда о нем было упомянуто в очередном докладе ООН, в котором данное деяние сравнивалось с геноцидом евреев и только в 2004 году совершение геноцида на территории Намибии было признано самой Германией. в октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум, основной идеей которого являлась цель заставить все племя гереро покинуть немецкую землю, а любой представитель этого племени при невыполнении приказа попросту подвергался расстрелу. Немецким войскам удалось разбить силы восставших, при этом потери составили свыше пяти тысяч человек.

mob_info