Кайтены: японские камикадзе. Кайтены. Воины-торпеды Как называлась японская управляемая человеком торпеда

Что представляли из себя настоящие японские комикадзе? Популяризированный и сильно искаженный образ, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Законсервированные в стальную капсулу - управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора, жертвуя собой ради Японии и в море.

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.
Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).
Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.
Уместно вспомнить и Кодекс бусидо (путь воина), который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Восстановленная подводная лодка На-51 (Тип С), выставленная на Гуаме

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.
Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».
Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.
Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:
Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.
Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.
Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.
История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.
В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.
Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.
Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.
Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945.
2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года.
3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года.
4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.
Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.
По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни , ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.
Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.
Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась.


Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.
Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).
Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.

Уместно вспомнить и Кодекс бусидо (путь воина), который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.
Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.

Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.
История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.

В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.
Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945.
2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года.
3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года.
4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.

Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.

По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!».Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни.

Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

  • Солдат обязан исполнять свои обязательства.
  • Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
  • Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
  • Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
  • Солдат обязан жить простой жизнью.

Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй. В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени. Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

Мидуэйская операция

Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками. Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам. По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще.

На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях. Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.

Повреждённые авиацией транспорт Yamazuki Маrи и карликовая подводная лодка Тип С брошены на берегу Гуадалканала

Сверхмалая лодка Koryu Тип D на верфи Yokosuka Naval Base, сентябрь 1945 г.

В 1961 г. американцы подняли лодку (Тип А), затонувшую в декабре 1941 г. в канале Пёрл-Харбора. Люки лодки открыты изнутри, ряд публикаций сообщает, что механик лодки Сасаки Наохару спасся и попал в плен

Подводные самураи

В 1281 году Хубилай - пятый монгольский великий хан, внук Чингисхана, решил покорить Японию. Чтобы перевести свои войска через Корейский пролив, хан задумал возвести мост, равных которому еще не было в мире. Для постройки гигантского сооружения понадобилось десять тысяч судов. Вскоре на выстроившиеся в одну линию корабли был положен деревянный настил и авангард безжалостной монгольской конницы уже загрохотал по нему копытами… Но тут внезапно налетел тайфун и в мгновение ока уничтожил чудовищный мост. Этот спасительный тайфун получил в японской истории название Божественного ветра - камикадзе. Позже, словом камикадзе начали называться воины-смертники.

Во время Второй мировой войны камикадзе широко использовались во всех боевых действиях императорской армии. «Бегущие мины» бросались под танки противника и взрывали заграждения, летчики-камикадзе направляли свои самолеты на вражеские корабли. А уже ближе к концу войны, в конце 1944 года появились и начали свою страшную деятельность подводные камикадзе.

Мысль о создании торпед-самоубийц родилась еще в 1942 году после жестокого поражения Японии в битве у атолла Мидуэй. Потеря императорским флотом четырех авианосцев и множества других кораблей нарушила баланс морских сил. В ходе войны произошел перелом. Американский флаг уверенно вознесся над Тихим океаном, а в рядах императорских офицеров и генералов наступило глубокое уныние. И вот тогда двум молодым морякам-подводникам - младшему лейтенанту Сэкио Нисине и лейтенанту Хироси Куроки, пришла идея использовать против флота Соединенных штатов торпеды, управляемые людьми.

"Воля небес"

Взяв за основу самую крупную японскую торпеду и малую подводную лодку, офицеры принялись набрасывать чертежи, но быстро поняли, что с технической стороной им самостоятельно не справиться. Новоявленные изобретатели обратились за помощью к конструктору Военно-морского арсенала Хироси Судзукаве. Тому понравилась новаторская идея, и уже к январю 1943 года подробные чертежи страшного оружия были готовы. Дело осталось за малым - довести новшество до Генерального штаба флота.

Однако тут возникли серьезные проблемы, в этот тяжелый для Японии момент никому не было дела до самоучек изобретателей. И тогда офицеры поступили в истинно самурайском духе: они написали обращение к военно-морскому министру собственной кровью.

В подобных вопросах японцы - народ крайне щепетильный, письмо, написанное кровью автора, обязательно будет прочитано, независимо от его содержания. Так случилось и на этот раз. Мало того, содержание письма настолько заинтересовало адмиралов, что уже через восемь месяцев началась постройка первых опытных экземпляров «чудо-оружия».

Новинка получила название «кайтэн», что в переводе означает «воля небес», однако для японца в этом названии скрыт гораздо более глубокий смысл. Кайтэн - это нечто, вносящее кардинальные перемены в течение дел. И самураи-самоубицы гордились свой миссией...

"Мои дорогие отец, брат и сестры! Я должен сказать вам правду: уже несколько месяцев я не учусь на летчика. Вместо этого меня обучают вождению нового оружия, управляемой торпеды, которую я должен буду в одиночку повести на врага. Я горжусь, что был выбран для такой миссии. Я погибну в тот момент, когда торпеда ударится в борт вражеского корабля…» (Ютака Екота, «Субмарины-самоубийцы».

Чудо-торпеда

Что же представлял собой «кайтэн»? По сути дела это была огромная, длиной более двенадцати метров торпеда, способная с помощью мощного двигателя, работавшего на чистом кислороде, развивать скорость до сорока узлов и поддерживать этот темп в течение целого часа. Такая высокая скорость позволяла догнать любой существующий в то время корабль.

Внутри торпеды помимо двигателя и мощного заряда было предусмотрено посадочное место для потенциального смертника. Надо сказать, что пространство это было очень тесным даже для человека хрупкого телосложения. Прямо перед лицом водителя располагался перископ. Справа находилась рукоять для его подъема и опускания. Справа вверху торчал рычаг скорости, регулирующий подачу кислорода в двигатель, помещенный за спиной камикадзе.

Вверху слева имелся рычаг для изменения угла наклона горизонтальных рулей торпеды. Отклоняя их в ту или другую сторону на больший или меньший угол, можно было изменять скорость погружения или всплытия. Слева внизу, у самых ног водителя, находился вентиль клапана для впуска забортной воды в балластную цистерну. Это было предусмотрено для стабилизации веса «кайтэна» по мере расходования кислорода.

И, наконец, справа располагался руль направления движения. Пульт управления был усыпан циферблатами гирокомпаса, часов, глубиномера, указателя расхода горючего и манометра, показывающего давление кислорода. Под сиденьем водителя в каждом «кайтэне» лежала небольшая коробка с неприкосновенным запасом продовольствия на случай аварии. Среди продуктов там имелась и фляжка с виски. Весь носовой отсек торпеды был предназначен для боевого заряда. Взрыв более полутора тонн тротила, а это почти в пять раз больше, чем заряд любой торпеды того времени, способен был отправить на дно любой крупный авианосец.

Школы смертников

Всем этим хозяйством необходимо было научиться управлять, и, сначала на острове Оцудзима, а затем и в других местах были организованы особые секретные базы «кайтэнов» - школы смертников.

Желающих отдать свою жизнь за императора было предостаточно, и школа быстро заполнилась учениками. В основном сюда направлялись летчики-камикадзе, так и не увидевшие свои самолеты, уничтоженные американцами в ходе операций на Филиппинах и у атолла Мидуэй. Переучиться с самолета на торпеду оказалось не так сложно, и уже через несколько месяцев первые подводные лодки вооруженные «кайтэнами», вышли на поиски противника.

Первоначально «кайтэн» предназначался для уничтожения кораблей, стоявших на якорях в бухтах. Его действия планировались следующим образом: специально оборудованная подводная лодка с закрепленными снаружи на корпусе четырьмя или шестью, в зависимости от возможностей субмарины, торпедами-смертниками, отправлялась в боевой поход. Обнаружив достойную мишень, командир отдавал приказ водителям-камикадзе. Подготовленным смертникам хватало тридцати секунд, чтобы по узкой, чуть больше полуметра в диаметре трубе пробраться в «кайтэн», закрыть за собой люк и приготовиться к своему последнему бою.

Командир субмарины направлял свой корабль носом на цель и передавал смертнику по телефону всю необходимую информацию, после чего отдавал приказ выпустить «кайтэн». Моряки отсоединяли четыре троса, удерживавших торпеду на корпусе подлодки, после чего камикадзе запускал двигатель и уже самостоятельно перемещался в сторону противника. Торпеда шла на глубине четырех-шести метров. Практически все действия водитель совершал вслепую, он мог себе позволить только один раз поднять перископ и то на срок не более трех секунд. Вовремя замеченный «кайтэн» враг просто расстрелял бы из пулеметов, не дав камикадзе даже приблизиться к кораблю.

Провал чудо-оружия

Первые выходы в море показали, что «кайтэны» - потенциально серьезное оружие, однако успехи японцев на этом поприще очень быстро сошли на нет. В первую очередь подвели сами торпеды. Слишком долгие путешествия под водой приводили к тому, что наскоро собранные механизмы «кайтэнов» покрывались ржавчиной, часто двигатели просто отказывались запускаться или заклинивали рули, и смертник бесславно уходил на дно. Корпуса «кайтэнов», изготовленные из стали толщиной около шести миллиметров, были довольно слабые, уже на глубине около семидесяти пяти метров их расплющивало давлением воды.

Не улучшали ситуацию и рыскавшие по поверхности вражеские эсминцы. Сама подлодка могла спастись но, по описаниям очевидца, после атаки глубинными бомбами «наши шесть “кайтэнов” напоминали целлулоидные игрушки, которые случайно опустили в кипяток. Они были покрыты вмятинами, словно вокруг каждого из них сомкнулась какая-то гигантская пятерня, пытаясь смять его». Естественно, ни о каком использовании «попавших в переделку» торпед-смертников речи уже быть не могло.

Второй проблемой стала нарастающая мощь американского флота. Исчезла возможность незаметно подбираться к стоящим в бухтах боевым кораблям - их слишком тщательно охраняли. Поиски одиноких транспортов в открытом океане также не принесли удачи. Как уже говорилось, «кайтэны» не выдерживали долгих путешествий. К тому же на большой океанской волне ими было чрезвычайно трудно управлять. Часто из-за волны камикадзе не мог воспользоваться перископом и проходил мимо цели, либо торпеду буквально выбрасывало на поверхность, и враг обнаруживал ее задолго до нападения.

Очередное «чудо-оружие» не оправдало надежд императорского флота. Война закончилась крахом для Японии, а «кайтэны», как и их создатели стали достоянием истории.

На заключительном этапе Второй мировой войны Япония была вынуждена прибегнуть к суровым и необычным мерам. В армии и на флоте появились т.н. тэйсинтай – бойцы-смертники. Ценой собственной жизни они должны были выполнить боевую задачу и нанести какой-либо ущерб противнику. Наиболее известными японскими смертниками стали камикадзе – летчики, задачей которых была атака кораблей или других объектов противника путем тарана. Также существовали и другие тэйсинтай. Так, под водой угрозу для флота США представляли смертники на управляемых торпедах «Кайтэн».

Начало проекта

Идея строительства управляемых торпед с кабиной для пилота появилась задолго до окончательного поражения Японии. Эта оригинальная идея была предложена летом 1942 года, вскоре после битвы при Мидуэе. Подводники лейтенант Хироси Куроки и младший лейтенант Сэкио Нисина задумали построить тяжелую крупную торпеду на базе агрегатов существующего изделия «Тип 93». Последняя была самой мощной, дальнобойной и скоростной торпедой японского флота, и эти особенности предлагалось использовать в новом оружии. При этом торпеда не оснащалась никакими системами наведения, что сказывалось на точности. Х. Куроки и С. Нисина предложили построить управляемую человеком торпеду: пилот мог бы управлять ей до самого выхода на курс атаки.

Торпеда "Кайтен" модели "Тип 1" в одном из японских музеев

Моряки-подводники не имели опыта инженерной работы, из-за чего им пришлось обратиться за помощью к специалистам. К осени 42-го они смогли найти единомышленника в одной из проектных организаций. Им стал инженер Военно-морского арсенала Хироси Судзукавэ. В январе следующего года лейтенанты и конструктор закончили разработку проектной документации. Оставалось только предложить новую разработку военным. С этим возникли проблемы. Ввиду сложного положения на фронтах командование армии и флота прекратило обращать внимание на инициативных изобретателей, работая только с существующими конструкторскими бюро.

По некоторым данным, Х. Куроки и С. Нисина вышли из этого положения необычным образом: они использовали один старинный обычай. Письмо на имя военно-морского министра было написано кровью авторов. По японской традиции, адресат не мог проигнорировать такое послание. Как выяснилось позже, руководители флота не только ознакомились с предложением, но и заинтересовались им. Тем не менее, в силу определенных причин, новый проект стартовал со значительным опозданием.

Разработка полноценных управляемых торпед началась только в феврале 1944 года. Помимо авторов идеи к проекту были привлечены специалисты военно-морских КБ. Проект получил имя «Кайтэн» в честь мистической силы, «воли неба», способной кардинальным образом изменить ход войны. Спустя несколько месяцев стало ясно, что проект не смог оправдать свое название и оказать хотя бы заметное влияние на ход боев.

Изначально предполагалось взять существующую торпеду «Тип 93» и из ее агрегатов собрать новое изделие, в составе которого имелось бы место для размещения пилота, системы управления и т.д. Кроме того, на ранней стадии проект не был связан с печальной, но героической судьбой будущих пилотов. Планировалось, что пилот новой управляемой торпеды сможет вывести ее на боевой курс и покинуть свое рабочее место. Тем не менее, из-за различных причин технического, тактического, идеологического и морально-нравственного характера авторам проекта пришлось отказаться от спасения пилота. Тем не менее, это давало некоторые преимущества в бою, поскольку торпеда могла управляться до момента попадания в цель.

Разработка проекта первого «Кайтэна» продолжалась до лета 1944 года. В конце июля новый аппарат вышел на испытания. В максимально сжатые сроки торпеду испытали, доработали и поставили в серийное производство. Положение на Тихоокеанском театре военных действий постоянно ухудшалось, и Япония нуждалась в новом «чудо-оружии», способном изменить ход войны. Ожидалось, что проект управляемой торпеды может сказаться на течении боевых действий.


Музейная торпеда "Кайтен" модели "Тип 10"

До конца войны на Тихом океане японские инженеры успели разработать несколько проектов торпед «Кайтэн», отличавшихся друг от друга различными особенностями и характеристиками. При этом основой большинства проектов являлась тяжелая торпеда «Тип 93» или некоторые ее детали. На ее основе строились торпеды моделей «Тип 1», «Тип 2», «Тип 4», «Тип 5» и «Тип 6». Более поздний «Тип 10» основывался на конструкции торпеды «Тип 92». Примечательно, что в серию пошла только одна версия торпеды «Кайтэн» – «Тип 1». Все прочие по ряду причин так и остались на стадии строительства или испытаний прототипа. Рассмотрим некоторые основные модели управляемых торпед семейства «Кайтэн».

Представители семейства «Кайтэн»

Единственная серийная управляемая торпеда семейства «Кайтэн» основывалась на агрегатах изделия «Тип 93». Следует отметить, проект «Тип 1» подразумевал широкое использование совершенно новых узлов и агрегатов, разработанных специально для нового . Этим, в частности, обуславливается большая разница в размерах и внешнем виде управляемой и неуправляемой торпед.

Специально для новой торпеды был разработан специальный корпус с максимальным диаметром 1 м. Внутри этого агрегата предлагалось разместить боевую часть, баки для сжатого воздуха и кислорода, а также кабину с необходимыми органами управления. В носовой части корпуса поместили боевую часть с зарядом весом 1550 кг. По расчетам, мощности такого заряда было достаточно для уничтожения любого американского корабля. Боевая часть оснащалась тремя взрывателями: контактным для подрыва при попадании в цель, электрическим для управления подрывом из кабины и автоматическим гидростатическим. Первые два взрывателя предназначались для подрыва боевой части у цели, а третий обеспечивал самоуничтожение торпеды в случае гибели и погружения на дно.


Общая схема торпеды "Тип 1"

Позади боевой части располагался кислородный баллон на 1550 л, обеспечивавший работу двигателя. Кроме того, имелись девять баллонов на 160 литров сжатого воздуха для пневматического управления рулями. Рядом с баллонами предусматривались две небольшие цистерны для управления дифферентом. Вторая пара таких емкостей находилась в корме основного корпуса. Позади носовой группы баков находилась кабина пилота.

В кормовой части корпуса предусматривались крепления для установки двигательного отсека. В качестве последнего использовались средний и хвостовой отсеки торпеды «Тип 93». Там располагались топливные баки и двигатель с гребными винтами. Также на заимствованном двигательном отсеке крепились рули для управления по курсу и глубине размахом по 800 мм.

Общая длина торпеды «Кайтэн» в варианте «Тип 1» составляла 14,75 м, максимальный диаметр – 1 м. Для сравнения, торпеда «Тип 93» имела длину 9 м и диаметр 610 мм. В готовом к запуску виде управляемая торпеда весила 8,3 т. Двухцилиндровый двигатель мощностью 550 л.с. потреблял керосин и кислород, позволяя развивать скорость до 30 узлов (56 км/ч). Рабочая глубина торпеды не превышала 30-35 м, но конструкция позволяла погружаться и на 80 м. Максимальная дальность хода по топливу составляла 42 морские мили (78 км).

Необходимо отметить, скорость и дальность торпеды были обратно пропорциональны друг другу. Так, при максимальной скорости на уровне 30 узлов торпеда «Тип 1» могла пройти не более 23-25 км. Максимальная дальность обеспечивалась на скорости не более 12 узлов. Главной причиной этого был высокий расход кислорода, используемого двигателем. На 12 узлах двигатель потреблял 1 кг кислорода в минуту, на 30 узлах – 7 кг. Таким образом, пилоту следовало учитывать запас кислорода и топлива, строя заход на цель.

В средней части торпеды имелась кабина для пилота. В ней размещалось сиденье и набор органов управления. Пилот располагал компасом, глубиномером с точностью до 0,5 м (по американским данным), штурвалом и системами управления различными системами, в том числе подрывом боевой части. В кабине предусматривались два люка, в крыше и днище корпуса. Верхний люк спереди был прикрыт небольшим щитком изогнутой формы. Для наблюдения за обстановкой пилот мог использовать выдвижной перископ с ходом 70 см. На практике использование перископа было связано с определенными трудностями, поскольку в выдвинутом положении он мог демаскировать торпеду. Будучи обнаруженным, пилот-смертник почти не имел шансов добраться до цели.

Использование освоенных в производстве комплектующих позволило достаточно быстро развернуть серийное строительство новых управляемых торпед. При этом, однако, не обошлось без проблем. Так, один из авторов проекта, Х. Куроки, погиб в ходе тренировочного выхода в море. Смерть младшего лейтенанта Нисины так же была связана с «Кайтэнами»: он стал пилотом и погиб в ходе первого боевого применения такого оружия.


Общая схема торпеды "Тип 2"

В конце 1944 года появился проект «Тип 2», имевший минимальное сходство с предыдущим. По общей архитектуре торпеда «Тип 2» напоминала малогабаритную подводную лодку, хотя по своей компоновке была похожа на «Тип 1». Торпеда «Тип 2» имела длину 16,5 м, диаметр корпуса 1,35 м и весила 18,37 т. В носовой части этого аппарата имелся заряд взрывчатого вещества весом 1550 кг, в средней – кабина пилота, в кормовой – двигательный отсек. В качестве силовой установки использовался торпедный двигатель мощностью 1490 л.с., работавший на гидразине и пероксиде водорода. Новая торпеда могла разгоняться до 40 узлов и преодолевать до 45 миль (83 км).

Тем не менее, в силу технологических причин торпеда «Тип 2» не пошла в серию. На верфи Хиро был построен всего один такой аппарат, использовавшийся в ходе испытаний. Новая торпеда оказалась слишком сложной в производстве для ослабленной японской промышленности. Пилотам-смертникам пришлось продолжить эксплуатацию торпед «Тип 1».

Проект «Тип 4», появившийся в начале 1945 года, оказался более удачным. Было построено около полусотни таких торпед, но и в этом случае полномасштабное серийное производство не начиналось. Главной целью очередного проекта было создание модификации изделия «Тип 2» с двигателем, использующим менее дорогое и опасное в обращении топливо. На этот раз было предложено использовать двигатель, работающий на керосине и кислороде. Подобные силовые установки уже применялись на различных торпедах и поэтому не вызывали претензий со стороны командования.


Общая схема торпеды "Тип 4"

Из-за использования нового двигателя мощностью 1200 л.с. максимальная скорость торпеды «Тип 4» упала до 20 узлов (37 км/ч), а дальность хода сократилась до 21 морской мили (38 км). Снижение характеристик привело к значительному сокращению серии. Вместо полномасштабного строительства большими партиями было собрано только 50 таких торпед. Кроме того, из-за низкой культуры производства имели место нарушения герметичности корпуса, течи в топливной системе и т.д. Из-за таких проблем некоторое количество торпед погибло, не успев выполнить свою боевую задачу.

Последней разработкой семейства «Кайтэн» стала торпеда «Тип 10», конструкция которой основывалась на изделии «Тип 92». С целью упрощения производства было решено вернуться к идее использования существующих агрегатов. Более того, на этот раз применялись даже детали корпуса базовой торпеды.

Фактически «Тип 10» являлась разделенной пополам торпедой «Тип 92», между двумя частями которой добавлялась кабина пилота. В носовой части такого аппарата располагалась 300-кг боевая часть и передний блок аккумуляторных батарей. Кормовая половина корпуса вмещала второй блок батарей и электрический двигатель. Базовая торпеда имела калибр 530 мм, что не позволяло разместить в ее корпусе кабину пилота. Для этого между двумя половинами ее корпуса поместили особый цилиндрический агрегат диаметром 700 мм с коническими обтекателями спереди и сзади. Сверху этой вставки предусматривалась небольшая надстройка-рубка для головы пилота. Баллоны со сжатым воздухом для дыхания располагались внешней поверхности корпуса.


Общая схема торпеды "Тип 10"

Общая длина торпеды «Тип 10» не превышала 10 м, общая высота (с надстройкой, без перископа) – чуть более 1 м. Общий вес торпеды составлял 3 т. 112 аккумуляторов (4 блока по 28) выдавали ток силой 120 А напряжением 54 В. Батареи и 6-киловаттный двигатель разгоняли торпеду до 7 узлов (13 км/ч). Дальность хода не превышала 2 морские мили (менее 4 км).

Несмотря на крайне низкие характеристики, управляемая торпеда «Тип 10» заинтересовала военных простотой своей конструкции. Летом 1945 года японский флот заказал 500 таких торпед, однако промышленность успела построить только одну опытную и не более пяти серийных. Как результат, торпеды «Тип 10» не приняли участия в боях и стали трофеем наступавшего противника.

Эксплуатация

Имея некоторый запас времени, японская промышленность с осени 1944 года успела построить не менее 300 торпед «Тип 1». Прочие изделия семейства «Кайтэн» заказывались и строились в меньших количествах. В результате флот успел использовать в бою только торпеды «Тип 1» и «Тип 4». Остальные торпеды так и не добрались до театра военных действий.

Для управления торпедами «Кайтэн» требовались пилоты. В середине 1944 года начала свою работу первая школа подводников-смертников, располагавшаяся на острове Оцусима во Внутреннем Японском море. Вскоре после открытия школы на Оцусиме появились аналогичные учреждения в других районах Японии.
К будущим курсантам предъявлялся набор особых требований, таких же, как и к другим добровольцам-тэйсинтай. Обучение состояло из нескольких этапов. Сначала в течение трех месяцев курсанты учились водить быстроходный катер с использованием только компаса и перископа. После этого начиналось обучение на тренажерах, и только потом курсанты выходили в море на тренировочных торпедах «Кайтэн».


"Рубка" и перископ торпеды "Тип 1"

Предполагалось, что носителями управляемых торпед смогут стать подлодки и надводные корабли. Кроме того, разрабатывался проект строительства сухопутных береговых баз с необходимым оборудованием. Таким образом, при помощи торпед «Кайтэн» планировалось защищать Японию как в открытом море, так и у берегов.

На практике чаще всего торпеды применялись вместе с подлодками-носителями. В таком случае субмарина получала набор специального оборудования для транспортировки торпед. Несколько «Кайтэнов» закреплялись на ее корпусе и соединялись с ней при помощи специальных шлюзов для пилотов. После обнаружения цели капитан подлодки должен был отдать команду на подготовку торпед к запуску. Пилоты через шлюзы занимали свои места и задраивали люки. По внутренней связи смертникам передавали указания о цели, разворачивали подлодку к атакуемому кораблю и производили отцепку торпед.

После этого пилот должен был самостоятельно запустить двигатель, взять курс на цель и двигаться на глубине не более нескольких метров, чтобы попасть в подводную часть корабля-цели. Для корректировки курса допускался подъем перископа, однако в боевой обстановке это было связано с большим риском. Обнаружив торпеду, корабль противника мог запросто расстрелять ее на безопасном расстоянии.

Торпеды «Тип 1» имели достаточно большую дальность хода, что в некоторых случаях позволяло пилоту выходить в район цели, всплывать, уточнять ее местоположение и только после этого выходить на боевой курс.

Также управляемые торпеды базировались на некоторых надводных кораблях. В таком случае они должны были перевозиться на палубе и спускаться на воду при помощи крана или рельсового устройства. Краны и рельсы для торпед «Кайтэн» получили почти два десятка кораблей, однако такое оборудование не использовалось в боях. В отличие от кораблей, подлодки могли скрытно доставить торпеду в район цели и незаметно запустить ее.

Боевое применение

С осени 1944 года по лето 1945-го было зафиксировано всего десять случаев использования торпед «Кайтэн» в реальных боевых операциях. За это было израсходовано около сотни торпед «Тип 1» из 300 построенных. Практика показала, что эксплуатация такого оружия связана с большими трудностями. Как результат, количество потопленных американских кораблей и судов оказалось крайне мало.


Подлодка I-47 - носитель торпед "Кайтэн", 4 ноября 1944 г.

Первая операция с использованием «Кайтэнов» была проведена 20 ноября 1944 года. Подлодки I-36 и I-47 с восемью торпедами прибыли к атоллу Улити (Каролинские острова) с приказом атаковать стоящие там корабли и суда США. В кабине первой торпеды, стартовавшей с подлодки I-47, был сам Сэкио Нисина, один из авторов проекта. В последний бой с собой Нисина взял урну с прахом своего коллеги Хироси Куроки, погибшего на испытаниях.

Восемь пилотов-смертников с подлодок I-36 и I-47 успешно выполнили поставленную задачу. Им удалось подорвать и сжечь танкер USS Mississinewa, хотя к цели прорвалась только одна торпеда. Судно сгорело и затонуло. Следует отметить, в рейде участвовала и третья подлодка с управляемыми торпедами – I-37, но она так и не добралась до цели. В районе острова Лейте эту подлодку заметили американские военные. После этого эсминцы USS Conklin и USS McCoy Reynolds атаковали лодку при помощи бомбометов. I-37 и четыре «Кайтэна» затонули.


Пожар на танкере USS Mississinewa в результате попадания торпеды "Кайтэн"

Следующий эпизод с участием управляемых торпед произошел 9 января 1945 года. В этом бою японская эскадра одна подлодка не смогла выйти в район пуска торпед, одна была уничтожена американскими глубинными бомбами, а остальные успешно «отстрелялись» смертниками. В результате этой атаки японцам удалось серьезно повредить несколько американских кораблей и затопить десантный катер. Все поврежденные корабли прошли ремонт и вернулись в строй.

Последний случай боевого применения «Кайтэнов» планировался на середину августа 45-го. 16 августа подлодка I-159 с четырьмя торпедами вышла в Японское море с задачей найти и атаковать советский конвой. Тем не менее, 18 августа экипаж получил команду прекратить выполнение задачи и вернуться на базу. В результате этого приказа советским морякам, к счастью, не удалось увидеть японские управляемые торпеды в деле.

По официальным японским данным, в ходе десяти операций пилотам «Кайтэнов» удалось потопить 32 американских корабля. Тем не менее, проверка показывает, что это было пропагандистским преувеличением. Из американских документов следует, что подводникам-смертникам удалось повредить и потопить не более десятка кораблей. При этом Япония потеряла большое количество подлодок-носителей и около сотни пилотов торпед. Вряд ли такие результаты боевого применения можно считать успешными.


Подлодка I-36 с торпедами "Кайтэн" на палубе

Применение «Кайтэнов» с подлодок и надводных кораблей было связано с определенными трудностями. Свободная охота на американские ордеры в океане была крайне трудным, длительным и почти бессмысленным делом. Атака кораблей и судов на базе так же не были простыми ввиду различных средств защиты. В итоге эффективность управляемых торпед – и без того не слишком высокая – со временем упала до минимума.

С середины 1944 года промышленность Японии построила около трех сотен торпед «Тип 1», по одному прототипу «Тип 2» и «Тип 6», а также полсотни изделий «Тип 4» и полдюжины «Тип 10». В результате в боях участвовали в основном торпеды «Тип 1» – было использовано около сотни единиц такого оружия. Остальные построенные торпеды либо отправились в утиль, либо стали музейными экспонатами.

Эффективность подводников-смертников оказалась неприемлемо низкой. Потеряв около сотни неплохо подготовленных бойцов и несколько подлодок с экипажами, японский флот потопил или повредил около 10 кораблей противника. В итоге торпеды «Кайтэн» не оправдали свое громкое название. Несмотря на все усилия, им никак не удалось повлиять на ход войны. Наступление США продолжалось, и никакие управляемые торпеды не могли предотвратить грядущее поражение Японской империи.

По материалам сайтов:
http://history.navy.mil/
http://chronoton.ru/
http://war-only.com/
http://combinedfleet.com/
http://hnsa.org/

mob_info