Инженерная деятельность отличается от технической прежде всего. «Особенности инженерной деятельности и роль инженера в современном мире. Выбор способа сварки

Основная задача научного исследования любого явления состоит в постижении его сущности. Для раскрытия сущности инженерной деятельности необходимо перейти от описания внешних характеристик к её внутреннему содержанию.

При рассмотрении инженерной деятельности на уровне явления не было необходимости вводить различия между такими, ключевыми для неё понятиями, как "труд", "деятельность", "производство", "управление". Такое различие методологически значимо для анализа её сущности.

Инженерная деятельность - это не только труд, но и познание и творчество. Если ограничить инженерную деятельность только совместным трудом, то она окажется Кантовской "вещью в себе", так как её наиболее существенные признаки будут находиться вне рамок исследования. Не случайно попытки строго регламентировать инженерную деятельность всегда кончаются неудачно. Либо инженеры находят способы, иногда весьма изощрённые, обходить эту регламентацию, либо они перестают заниматься инженерной деятельностью, функционируя в предписываемых им рамках. Последняя ситуация крайне нежелательна из-за отрицательного влияния на технический прогресс общества.

Суть целеполагающей деятельности состоит в создании средств для достижения цели, поскольку цель реализуется с помощью средства, а средство не существует вне определённой цели. В общем, виде механизм целеполагающей деятельности был раскрыт ещё Гегелем. Целеполагающей деятельностью он считал "опосредованный способ реализации", указывая при этом, что "столь же необходима также и непосредственная реализация".

Инженерная деятельность по сути своей опосредствующая деятельность. Инженерный подход заключается не только в много вариантности решения задачи, но и в её техническом опосредовании.

Инженер управляет природными и технологическими процессами, использует их как средства достижения своей цели. В этом состоит специфика инженерной " хитрости".

Согласно материалистическому пониманию истории, в основе общественного развития лежит прогресс материального производства, орудий и средств деятельности, а не потребностей, которые могут быть удовлетворены только с помощью производства.

Историческое развитие опосредствующей деятельности человечества привело к становлению инженерной деятельности, сущность которой заключается в обособленном целеполагании коллективных форм практической деятельности по созданию и использованию техники. Исходными и наиболее существенными признаками инженерной деятельности являются коллективный характер инженерного целеполагания, а также его относительная самостоятельность, обособленность.

В историческом контексте инженерная деятельность не существует вне общественного разделения труда. Она окончательно сложилась на таком историческом этапе разделения труда, когда рабочий и инженер стали необходимыми его субъектами, неотъемлемыми элементами совокупного работника.

Обособленное целеполагание инженера в его наиболее явном виде выступает как техническое проектирование. Проектирование же, по существу, есть развёрнутое во времени целеполагание. Техническое проектирование здесь понимается в широком смысле как совокупность всех целеполагающих действий инженеров, подготавливающих весь процесс материально-технического производства.

Техническую деятельность совокупного работника можно представить в общем, виде как единство проектирования (целеполагания) и производства (целеисполнения). Производство, в свою очередь, состоит из живого труда и деятельности природных агентов, выполняющих энергетическую, транспортную, технологическую и другие функции производственного процесса. Общественное производство характеризуется преемственностью в развитии производительных сил.

Техническое проектирование, понимаемое в широком смысле, включает в себя управляющие функции. Управление - важная характеристика деятельности совокупного работника. Необходимость в управлении К. Маркс считал атрибутивным свойством совместной трудовой деятельности.

Инженерное управление - это, в сущности, техническое и технологическое управление трудом и производством. Управляющие функции инженера вытекают из инженерного проектирования. Особенно большой объём эти функции занимают в деятельности инженеров - производственников, работающих на заводах и стройках, потому, что именно здесь инженеры управляют процессом превращения проекта в реальный технический объект. В производстве вся совокупность инженерных целей реализуется в деятельности основного субъекта - рабочего класса. Управляя производственной деятельностью рабочего класса, инженер - производственник соединяет инженерный проект с целесообразной деятельностью рабочих. Производственные отношения оформляют весь процесс производства, в том числе и инженеров управления.

В современном обществе в состав управляющей деятельности инженера входит его воспитательная деятельность. Инженер это носитель передовой технической культуры, высшего уровня производительных сил, полное развитие которых возможно лишь в соединении с исторически наиболее прогрессивными общественными отношениями. Воспитательная деятельность инженеров специфична по своей форме и выражается в направленности их профессиональной деятельности на создание материально - технической базы. В этом состоит глубокое и полное совпадение интересов инженеров и рабочих в условиях развитого общества.

Анализ понятий "деятельность", "труд", "производство", "управление" позволил прийти к выводу, что со стороны внешних связей в системе общественного разделения труда инженерная деятельность, в сущности, представляет собой техническое проектирование. Далее необходимо раскрыть внутренние связи, характерные для инженерной деятельности.

Процесс проектирования - это переход от действительного к возможному. Самый сложный этап этого процесса - этап формулирования возможного, т.е. проектирование, предсказание возможных потребностей. Этап формулирования потребности в инженерном проектировании получил название технического задания. Техническое задание содержит требования к проектируемому объекту, определяет его назначение и функции, а также условия его работы.

"Исходной клеточкой" инженерной деятельности, или действием, характерным для всех инженеров без исключения и вместе с тем присущим только их деятельности, является логически сложное обособленное целеполагание в практической сфере создания техники. Причем обособленное целеполагание как "исходная клеточка" даёт абстрактную независимую от содержания характеристику инженерной деятельности, которую необходимо дополнить существенными признаками.

Принадлежность к сфере общественного бытия в практической деятельности - это существенный признак инженерной деятельности. Техническая направленность инженерной деятельности - ее необходимая качественная характеристика и существенный признак. Инженер лишается предмета своей деятельности вне техники. Взаимосвязь с наукой, научная обоснованность - также существенный признак инженерной деятельности. Профессиональная задача инженера, как активного деятеля технического прогресса, состоит в сознательном использовании науки для обеспечения этого прогресса. Инженерный подход не ограничивается формализованным решением технических задач, ибо такие решения поверхностны и не основаны на сущностном понимании явлений природы. Технический объект, созданный путем такого подхода, будет либо полностью неработоспособным, либо малоэффективным и ненадежным, поскольку он выполняет роль критерия истинности знаний о природе и обществе. Интересно сравнить критерии истины в науке и в инженерной деятельности. В деятельности ученого критерием истинности познания законов природы обычно выступает научный эксперимент или познавательная практика. В деятельности инженера роль критерия истинности познания общественных потребностей выполняет общественное производство и потребление, общественная практика.

Трудовую деятельность инженеров нельзя раскрыть, по существу, без указания на их творческие качества. Инженер всегда был и остаётся творцом техники. Современная инженерная деятельность характеризуется наличием в ней научно - технического творчества. Критерий технического творчества в инженерной деятельности закреплён юридически в "Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях". Согласно этому документу, изобретением признаётся новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально - культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект. Любое нетехническое решение, нетехническая идея, даже гениальная, изобретением не признаётся из-за отсутствия в них предмета изобретения.

Существенный основной признак инженерной деятельности в опосредованности её воздействия на материальный субстрат техники. Целеполагая в области технической деятельности, инженер как профессионал не переходит к целеисполнению, не реализует свой проект в собственной деятельности. В социально - техническом аспекте инженер создаёт технику и управляет техникой всегда опосредованно, через деятельность рабочего класса. Инженер представляет собой элемент, часть совокупного работника. Таковы необходимые признаки, позволяющие выделить инженерную деятельность в системе естественноисторического и специализации труда.

Всё многообразие форм инженерной деятельности охватывается сферой техники, а наиболее специфическими признаками, присущими трудовой деятельности инженеров, являются научная обоснованность и практическое отношение к технике. В действительности именно совокупность этих двух признаков выражает сущность инженерной деятельности как исторически определённого способа материально - практического освоения действительности. Такой совокупностью признаков обладает только инженерная деятельность в отличие от деятельности рабочих, научных работников, других технических специалистов. Поэтому в философской трактовке инженерную деятельность можно кратко определить как обособленное целеполагание в сфере создания техники.

В социально - техническом аспекте инженерная деятельность представляет собой относительно самостоятельную духовную сторону материально - производственной деятельности рабочего класса. Как писал К. Маркса, инженерная деятельность есть сознательное техническое применение науки. Итак, инженерная деятельность - это техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей.

Казанский государственный
энергетический университет
Лекция 1
Введение в инженерную деятельность.
Виды инженерной деятельности и
решаемые задачи.
Место и роль изучаемых графических
дисциплин в контексте взаимодействия
традиционных и компьютерных технологий
Лектор: доцент Смирнова Л.А.

«Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу
запомнить. Позволь мне сделать самому это – и
это станет моим навсегда»
Китайская пословица

Основные понятия и определения инженерной деятельности

Возникновение инженерной деятельности как одного из
важнейших видов трудовой деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства. В
средние века еще не существовала инженерная деятельность в современном понимании, а была, скорее, техническая деятельность, органически связанная с ремесленной организацией производства.
Инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применением научных знаний в технической
практике. Cлово инженер произошло от латинского корня ingeniare, что означает «творить», «создавать»,
«внедрять».
Первые импровизированные инженеры появляются в
эпоху Возрождения. Они формируются в среде ученых,
обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек,
приобщившихся к науке.
.

Первые инженеры – это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по фортификационным
сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству,
математики, естествоиспытатели и изобретатели, например,
такие как Леон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Джон
Непер и др.
С развитием экспериментального естествознания, превращением инженерной профессии в массовую в XVIII –XIX
веках возникает необходимость систематического научноного образования инженеров. Именно появление высших
технических школ знаменует следующий важный этап в
развитии инженерной деятельности. Одной из первых таких школ была Парижская политехническая школа, основанная в 1794 г., где сознательно ставился вопрос систематической научной подготовки будущих инженеров. Она
стала образцом для организации высших технических
учебных заведений, в том числе и в России. Инженерное
образование с тех пор стало играть существенную роль в
развитии техники.

Виды инженерной деятельности и решаемые задачи
К началу ХХ столетия инженерная деятельность представляет собой сложный комплекс различных видов деятельносности (изобретательской, конструкторской, проектировочной, технологической и т. п.), которая обслуживает разнообразные сферы техники (машиностроение, химическую
технологию, электротехнику и т. д.).
Для современной инженерной деятельности характерна
глубокая дифференциация по различным отраслям и функциям, которая привела к разделению ее на целый ряд
взаимосвязанных видов деятельности и выполняющих ее
лиц. Сложная кооперация различных ее видов складыва-
лась постепенно.
На первых этапах своего профессионального развития
инженерная деятельность, ориентированная на применение
знаний естественных наук (главным образом, физики и математики), включала в себя изобретательство, конструирование опытного образца и разработку технологии изготовления новой технической системы.

Инженерная деятельность, первоначально выполняемая
изобретателями, конструкторами и технологами, тесно
связана с технической деятельностью (ее выполняют на
производстве техники, мастера и рабочие), которая становится исполнительской по отношению к инженерной
деятельности. Связь между этими двумя видами деятельности осуществляется с помощью чертежей. Изготовшие их чертежники назывались в России «учеными рисовальщиками». Для подготовки таких специалистов
для заводов предназначалось основанное в 1825 г.
«Строгановское училище технического рисования».
Однако с течением времени структура инженерной деятельности усложняется. Классическая инженерная деяЛьность включала в себя изобретательство, конструирование и организацию изготовления (производства)
технических систем, а также инженерные исследования и проектирование.

Путем изобретательской деятельности на основании
научных знаний и технических изобретений заново создаются новые принципы действия, способы реализации
этих принципов, конструкции технических систем или
отдельных их компонентов.
Конструирование представляет собой разработку
конструкции технической системы, которая затем материализуется в процессе его изготовления на производстве.
Инженерные исследования, в отличие от теоретических исследований в технических науках, непосредственно вплетены в инженерную деятельность, осуществляются в сравнительно короткие сроки и включают
в себя предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможности использования уже
полученных научных данных для конкретных инженерных расчетов, характеристику эффективности разработки, анализ необходимости проведения недостающих научных исследований и т. д.

Результаты этих исследований находят свое применение
прежде всего в сфере инженерного проектирования.
В процессе функционирования и развития инженерной
деятельности в ней происходит накопление конструктивно-технических и технологических знаний, которые
представляют собой эвристические методы и приемы,
разработанные в самой инженерной практике. В процессе дальнейшего прогрессивного развития инженерной
деятельности эти знания становятся предметом обобщения в науке. В настоящее время существует множество областей технической науки, относящихся к различным сферам инженерной деятельности. В то же время
следует помнить, что технические науки достаточно
четко ориентированы на решение инженерных задач и
имеют вполне определенную специфику. Главная цель
технических наук - выработка практико-методических
рекомендаций по применению научных знаний, полученных теоретическим путем в инженерной практике
для конструирования технических систем.

С появлением и развитием технических наук изменилась
и сама инженерная деятельность. В ней постепенно
выделились новые направления, связанные с научной
деятельностью (но не сводимые к ней), с проработкой
общей идеи, замысла создаваемой системы, изделия,
сооружения, устройства и прежде всего проектирование.
Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью
особого (точного) графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве.
Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительным
исследованием.
Продукт проектировочной деятельности в отличие от
конструкторской выражается в особой знаковой форме: в
виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в
памяти ЭВМ и т. д.

10.

Результат конструкторской деятельности должен
быть обязательно материализован в виде опытного
образца, с помощью которого уточняются расчеты,
приводимые в проекте, и конструктивно-технические
характеристики проектируемой технической системы.
Возрастание специализации различных видов
инженерной деятельности привело в последнее время к
необходимости ее теоретического описания: во-первых,
в целях обучения и передачи опыта и, во-вторых,
для осуществления автоматизации самого процесса
проектирования и конструирования технических систем,
т.е. к развитию и внедрению в промышленную практику систем автоматизированного проектирования
(САПР)

11.

Выделение проектирования в сфере инженерной деятельности и его обособление в самостоятельную область
деятельности во второй половине ХХ века привело к
формированию системотехнической и социотехнической
инженерной деятельности объектом исследования и проектирования которой становится сложная человеко-машинная система, рассматриваемая в социальном контексте.

12.

Место и роль изучаемых графических дисциплин
в контексте взаимодействия традиционных и
компьютерных технологий
Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная
графика – учебные дисциплины, составляющие основу
инженерного образования, которые изучаются инженерами всех специальностей.
Сколь широка и многогранна деятельность человека,
столь и различны требования, предъявляемые к форме и
содержанию изображений. В одном случае изображение
должно обладать достаточной наглядностью. В другом –
должно быть, в первую очередь, геометрически равно –
ценно оригиналу, оно должно давать полную геометрическую и размерную характеристику изображаемого предмета. Этому требованию должен отвечать, например, любой машиностроительный чертеж. К изображению могут
быть предъявлены оба указанных условия одновременно,
когда наглядность изображения должна сочетаться с гео-

13.

метрической равноценностью оригиналу.
Изображения различных предметов и объектов не являются самоцелью, они дают возможность решать инженеру по ним различные технические задачи. Вопросами
исследования геометрических основ построения изображений предметов на плоскости, вопросами решения
пространственных геометрических задач при помощи
изображений занимается одна из ветвей геометрии – Начертательная геометрия. Элементы начертательной геометрии находят самое широкое применение в геометрическом моделировании при изучения объектов различной
природы: в механике, архитектуре и строительстве, геодезии, геологии, кристаллографии и т. д.
Предметом начертательной геометрии (в узком смысле)
является изучение теории построения плоских моделей
пространств и теории и практики решения пространственных задач на таких плоских моделях.

14.

Но наибольшее значение и применение методы начертательной геометрии нашли в различных областях техники при составлении различного вида технических чертежей: машиностроительных, строительных, различного
рода карт и т. д.
Методам изображения предметов и общим правилам
черчения обучает Инженерная графика. Одной из основных задач данного курса является выработка умений и
навыков оформления конструкторской документации, как
традиционными способами, так и с помощью САПР.
Компьютерная графика дает возможность изучить построение моделей изображений посредством их генерации в соответствии с некоторыми алгоритмами в процессе взаимодействия человека и ЭВМ. Результатом такого моделирования является электронная геометрическая модель, которая используется на всех стадиях ее
жизненного цикла.

15.

Сегодня на передний план выдвигается обобщенное
понятие всех этих дисциплин, которое можно трактовать
как Инженерное геометрическое моделирование

16.

Современные технологии проектирования на основе
современных САПР или так называемых CAD/CAM/CAEсистем стремительно расширяют палитру графических
возможностей, изменяя не только технологию, но и идеологию проектирования.

17.

CALS-технологии (Continuous Acquisition and Lifecycle Support) или современная абревиатура PLM-технологии (Product
Life Management) - компьютерное сопровождение и поддержка жизненного цикла изделия на всех его этапах дает огромный выигрыш в качестве и времени

      Зарождение инженерной деятельности, ее сущность и функции.

      Развитие инженерной деятельности, профессии инженера и технического образования.

      Особенности становления и развития инженерной деятельности и профессии инженера в России.

      Инженерная деятельность в индустриальном и постиндустриальном обществе

      Вклад отечественных ученых в развитие инженерных наук.

      Актуальные инженерные проблемы XXI века.

      Понятие «профессиональный инженер»: требования к профессиональным инженерам

    1. Зарождение инженерной деятельности, ее сущность и функции

В истории становления и развития производительных сил общества на различных этапах проблема инженерной деятельности занимает особое место. Инженерное дело прошло довольно непростой, исторически длительный путь становления. История материальной культуры человечества знает немало примеров удивительного решения уникальных инженерных задач еще на довольно ранних этапах развития человеческого общества. Если мы обратимся к истории создания знаменитых семи чудес света, то убедимся в наличии оригинального решения конкретных инженерных проблем.

Семь чудес света получили свое название во времена античности как сооружения, поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения и оригинальностью решения инженерных проблем. «Профессия» инженера, «представителя инженерного цеха» по праву может отстаивать место на одной ступени пьедестала с Охотником, Врачом, Жрецом.

Вместе с тем история материальной культуры иногда отрицает наличие инженера в обществе древности, а в этой связи и наличия и целенаправленной инженерной деятельности так, как мы понимаем эту деятельность сегодня, как она наполнена в век электричества, электронно-вычислительных машин, спутников, межконтинентальных воздушных лайнеров и ракет. Но некоторое отрицание инженера и инженерной деятельности на ранних ступенях развития общества еще не означает отрицания инженерной деятельности вообще при решении конкретных задач. Она в различных формах существовала в человеческой истории и существовала вполне активно. В рамках данной лекции мы рассмотрим процесс зарождения и становления инженерной деятельности, ее эволюции, появление инженера в производительных силах как обязательной профессии на пути преобразования этих сил, а также внешние и внутренние функции инженерной деятельности в современных условиях.

Доинженерная деятельность

На заре становления общества не существовало в явном виде инженерной специальности (это результат позднейшего общественного разделения труда), ни тем более «инженерного цеха», «касты» или социально-профессиональной группы. Но за многие века, даже тысячелетия до того, как общественный способ производства сделал возможным и необходимым появление инженеров в полном смысле этого слова, перед людьми возникали инженерные задачи и находились индивиды, способные их решать. Ведь человеческая цивилизация основана на преобразовании природного мира с помощью орудий труда, то есть совокупности разнообразных технических средств. История их создания – одновременно и история инженерной деятельности .

История инженерной деятельности относительно самостоятельна; ее нельзя свести ни к истории техники, ни к истории науки. Корни ее теряются в глубине прошедших тысячелетий. Зачастую мы можем догадываться, какого упорства и таланта требовал каждый новый шаг в освоении и преобразовании мира, какие творческие коллизии, взлеты и крушения скрыты от нашего взгляда дымкой веков. Данные археологических раскопок позволяют лишь очень приблизительно реконструировать уровень знаний и умений, доступных творцам техники далекого прошлого. Судить об особенностях инженерной деятельности давно ушедших поколений приходится по ее результатам, сохранившимся в натуре или хотя бы в описании. И техника может рассказать о своих создателях очень многое.

По своему происхождению именно техническая деятельность стала одним на первых видов социальной деятельности. Чтобы выжить, добыть пищу, защитить себя от диких животных, первобытные люди вынуждены были прибегнуть к помощи орудий. Переход к труду, основанному на применении орудий, первых примитивных технических средств, был необходим. Все доступные нам факты борьбы рода человеческого за выживание подтверждают, что техническое (технологическое) направление и характер цивилизации являются не случайностью и не ошибкой общественного развития, а единственно возможным его путем.

Характер и содержание технической деятельности на ранних стадиях человеческой истории менялись крайне медленно: технические новинки сотни раз находились и сотни раз утрачивались, погибали вместе с их изобретателями.

Шли тысячелетия, и вместе с ними неуклонно шел дальше и дальше технический прогресс. На границе между верхним и нижним древнекаменным веком (палеолитом), примерно 40–30 тысяч лет назад, завершается предыстория человеческого общества и начинается его история. Этот переход совершился во многом благодаря накопленным техническим достижениям. В производственной деятельности человек освоил много новых пород камня, научился изготавливать свыше двадцати видов различных каменных орудий (резцов, сверл, скобелей и т. п.). Были созданы гарпун и копьеметалка. Апофеозом инженерной мысли каменного века стал лук. Человек, сообразивший, как использовать потенциальную энергию согнутой палки, натянувший на нее тетиву из жил животных и заостривший тонкую стрелу, совершил эпохальное техническое открытие.

Широкомасштабное применение лука, вкладышевых орудий, шлифованных топоров, тесел, мотыг, долот и прочих технических достижений неолита подготовило производственную революцию. Сущность так называемой неолитической революции – в переходе от охоты к земледелию и скотоводству.

В период неолита достоянием человечества сделались новые приемы обработки материалов – пиление, шлифование, сверление, появились составные орудия, был приручен огонь. Невозможно представить, что эти элементы материально-технической культуры возникли без целенаправленной умственной работы их создателей. Можно согласиться, что познание, техническое проектирование и организация производства не были расчленены и не существовали вне повседневной рутинной деятельности. Поэтому уже применительно к первобытнообщинному способу производства мы вправе говорить о существовании инженерной деятельности в ее неявной форме. Обозначим ее как доинженерную деятельность .

Прединженерный период (с II-I тыс. до н.э. до ХVII–XVIII вв. н.э. )

Возникли классы и государство. Ширилась специализация труда. При становлении рабовладельческого способа производства происходит обособление ремесел. Это второе крупное общественное разделение труда порождает ремесленника – человека, занятого главным образом технической деятельностью.

Центром технической (и инженерной) деятельности было строительное дело . Возникновение древних городов, которые становились центрами ремесленного производства, возведение культовых и ирригационных сооружений, мостов, плотин, дорог требовало кооперации труда огромного количества людей.

Очевидно, что «ни одно крупное и сложное сооружение древности не могло быть построено без детально разработанного проекта, требующего обособления целеполагающей деятельности. В процессе строительства технический замысел (проект) мог быть реализован только на основе совместного труда рабов. Для того чтобы организовать трудовые усилия больших масс низкоквалифицированных работников, подчинить их единой задаче, требовался инженер. Архитектурное дело и строительство стали исторически первой областью производства, где возникла потребность в людях специально занятых функциями проектирования и управления (инженера).

Материально-техническая и духовная культура человечества в эпоху рабовладения достигла такого уровня, что в отдельных ее сферах – строительстве и архитектуре – возникла потребность в профессиональном инженерном труде. Сквозь тысячелетия дошли до нас имена египетского жреца-архитектора Имхотепа (ок.2700 г. до н.э.), китайского гидростроителя Великого Юя (ок.2300 г. до н.э.), древнегреческого зодчего и скульптора Фидия – создателя афинского акрополя Парфенона (V в. до н.э.). Были ли они инженерами? И да, и нет. Ответ на этот вопрос неоднозначен, и вот почему. Для производства периода поздних рабовладельческих государств характерно появление сложных технических задач нового класса, решение которых предполагало обособление инженерно-технических и инженерно-управленческих функций. Здравый смысл подсказывает, что тех, кто эти функции выполнял, мы вправе назвать инженерами.

Вместе с тем, следует заметить:

1) функции инженерного труда не сводятся к двум названным выше, они гораздо шире;

2) деятельность первых инженеров опиралась главным образом на практические, опытные знания, а также на весьма примитивные технические средства; универсальным и малоэффективным технологическим приемом было массовое применение рабского труда;

3) умственный труд, отпочковавшись от физического, долгое время оставался нерасчлененным.

Так, в рабовладельческом обществе естествознание, не говоря уже о точных (тем более – о технических) науках, не успело выделиться в самостоятельную отрасль знания. Каждого инженера древности можно с не меньшим основанием именовать ученым, философом, писателем. Иначе говоря, любой инженер того времени заведомо «обязан» был быть мудрецом, любой мудрец одновременно владел инженерным делом.

Исходя из приведенных выше соображений, точнее можно обозначить этот период становления инженерии как прединженерный . Этот период неоднороден с точки зрения способа производства – рабовладение сменил феодализм, который в свою очередь, готовился уступить место капитализму. Менялось общественно-политическое устройство: возникали и гибли империи, возвышались и приходили в упадок нации, классы, религии. Развивалась техника и технология, рождались гениальные изобретения, создавались принципиально новые технические объекты, изделия, инструменты, приемы обработки материалов. Неизменным оставалось одно: основным создателем технических нововведений, субъектом технической деятельности по-прежнему оставался ремесленник .

Достижения ремесленной деятельности древности и средневековья поражают воображение. Военное дело, сельское хозяйство, мореплавание, металлургическое, текстильное, бумажное производство – вот далеко не полный перечень областей деятельности, где в прединженерный период развития техники произошли технические революции: «порох, компас, книгопечатание – три изобретения, предваряющие буржуазное общество».

Многие технологические приемы древнего ремесла настолько уникальны, что не могут быть воспроизведены даже на основании современных научно-технических знаний. Длинный и сложный путь к прогрессу прошел человек. От каменного топора – к меди и бронзе, к железу и металлам космической эры.

Большинство из великих изобретений человечества относится к средствам передвижения (колесо, повозка, велосипед, паровоз, автомобиль, самолет и др.), орудиям труда (гончарный круг, мельница, прялка, паровой молот, робот и др.), материалам (бронза, железо, бумага, пластмасса и др.), энергетике (паровая машина, электрическая машина, дизель и др.), военному делу (порох, винтовка, атомная бомба и др.), сфере информации (книга, интернет и др.), связи (телеграф, телефон, телевидение и др.), приборам (компас, телескоп и др.).

До конца XVI – начала XVII веков техническая деятельность человека осуществлялась практически вне связи с развитием естественных наук и математики. И только после того, как результаты научных исследований стали использоваться для создания новой техники и технологий возникла инженерная деятельность .

Первые инженеры формировались в среде ученых, обратившихся к технике, и ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке. Первые инженеры − это одновременно художники и архитекторы, консультанты по фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики и естествоиспытатели. Их объединяло то, что они впервые стали использоватьнаучные знания как вполне реальную производительную силу.

Так сформировалась миссия инженера, которая состоит в создании искусственных технических объектов, сред и технологий , необходимых для обеспечения жизнедеятельности и повышения качества жизни человека и общества, с использованием природных ресурсов и применением естественнонаучных знаний и практического опыта .

Рождение инженерной профессии стало результатом переворота во всех без исключения слоях и сферах общественной жизнедеятельности. Техника, способ производства, общественно-экономические отношения, политические институты, общественное сознание и психология, наука – все это необходимо было изменить, причем изменить самым решительным образом, прежде чем работа по решению инженерных проблем приобрела статус профессионального занятия в общественно-значимых масштабах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Формирование и функционирование системы "наука -производство" происходило и происходит на основе развития инженерной деятельности. Именно посредством ее практически реализуются и внедряются в производство и другие сферы общественного труда новые виды техники и технологии, создается материальная инфраструктура жизнедеятельности общества. Инженерная деятельность является движителем научно-технического прогресса. инженер технический наука

Актуальность научного исследования проблем инженерной деятельности сегодня достаточно очевидна. Эта деятельность является движущей силой технико-технологического развития общества и в значительной степени определяет прогресс развития материальной базы общества. Развитие информационных технологий, средств накопления, переработки, хранения и распространения информации, создание и распространение сложных человеко-машинных систем, социотехники, а также изменение общенаучной картины мира качественно совершенствуют инженерную деятельность. Эти изменения способствуют появлению целого ряда проблем. При этом немало проблем носят всеобщий или философский характер.

В последнее время многими авторами были предприняты попытки исследования различных проблем и вопросов (экономических, социологических, этических, психологических и т.д.) инженерной деятельности. Их анализ позволяет говорить о необходимости общего методологического подхода к познанию этого сложного социокультурного феномена. Этим требованиям отвечает философский подход к исследованию инженерной деятельности и ее проблематики. Так, например, специфику инженерной деятельности надо рассматривать с точки зрения основного вопроса философии: каково соотношение инженерного мышления и инженерной практики, как протекает процесс преобразования идеального в материальное и наоборот.

1. Характеристика инженерной деятельности

Какие характеристики инженерной деятельности определяют ее место и роль в научно-техническом прогрессе, в обеспечении взаимосвязи науки с производством? Специфическими признаками, присущими труду инженеров, являются научная обоснованность и практическое отношение к технике. Это означает, что выработка инженерных решений и их практическая реализация в виде технических устройств, технологических процессов, режимов функционирования составляющих инфраструктуры и т.д. осуществляется на научной основе. Научной основой инженерной деятельности служат прежде всего технические науки. Исследования в сфере технических наук направлены на теоретическое описание строения и функционирования технических устройств, выявление закономерностей протекания производственно-технологических процессов, создание методов расчета разнообразных параметров и режимов, интересующих инжнеров. В современных условиях техника, с одной стороны, выступает как объект инженерного труда, с другой - как объект научно-технического знания, на которое опирается инженерная деятельность. Поэтому можно говорить о целостной системе "Техника - инженерная деятельность - технические науки", функционирование которой направлено на развитие техники и непосредственно подчинено задачам этого развития. Эта система приняла форму социального института к 30-м гг. ХХ в., что нашло выражение в создании сети высших технических учебных заведений, организации НИИ отраслевого профиля, выделении научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в качестве необходимой компоненты технического прогресса, развития производства и т.п. Причем системообразующая роль в триаде "техника - инженерная деятельность - технические науки" принадлежит инженерной деятельности, которая является высшей познавательно-созидательной формой трудовой деятельности, соответствующей общественно-экономическим потребностям техногенной цивилизации.

Система "техника - инженерная деятельность - технические науки" сформировалась в ходе сложного процесса изменения характера жизнедеятельности человеческого общества, имеющего как естественно-историческую, так и культурно-историческую составляющие. "Запуск" механизма научно-технического прогресса через посредство инженерной деятельности восходит к ценностной установке на рационализацию деятельности, характерной для становления капиталистических отношений.

Повышение роли и значения инженерной деятельности связано с формированием технологической цивилизации ХХ в., характеризующейся исключительно интенсивными процессами потребления и преобразования вещества, энергии, информации. Развитие инженерной деятельности происходит в тесной связи с развитием естественных наук, однако наука сама по себе не порождала и не порождает технологию и технику, а лишь предоставляет потенциальные возможности для "разделения труда" между человеком и машинами, сделанными им. А вот реализация и организация этого "разделения труда" в соответствии с общественными потребностями - прерогатива инженерной деятельности. И здесь инженерная деятельность обладает собственным потенциалом развития и имеет аспекты функционирования, далеко не сводящиеся к "спуску" достижений науки в практику, в производство.

Например, задачи экологизации производственных процессов, налаживания ресурсосберегающих производств, создания безотходных технологий и замкнутых производственных циклов, хотя и решаются с привлечением данных науки, но в первую очередь предполагают разработку и внедрение технических, технико-экономических, организационно-производственных и управленческих мероприятий.

В компетенцию инженеров входит как эффективное использование наличных техники и технологии в какой-либо сфере трудовой деятельности - ее эксплуатация, так и создание новых технических средств и технологических процессов, традиционно осуществляющееся на основе изобретательства, а в настоящее время - за счет проектно- конструкторской инженерной деятельности. В последнем случае инженерный труд непосредственно связан с развитием техники, с формированием путей научно-технического прогресса.

В инженерных решениях должен быть обеспечен ряд разнообразных показателей: технических, экономических, социальных, экологических и других. Задача инженеров - обеспечить компромисс этих требований, получить оптимальные технические решения, что зависит от достигнутого уровня научно-технических знаний, технического и производственного потенциала. Эти решения конкретны и должны давать максимальный технико-экономический эффект в имеющихся условиях, в наибольшей степени соответствовать своему назначению, удовлетворять социальную потребность.

Оптимальное сопряжение искусственной среды жизнедеятельности человеческого общества с его потребностями и возможностями на основе всех ресурсов общественного производства, в том числе и науки - функция инженерной деятельности в современной цивилизации. При этом "текущий" инженерный труд очень дифференцирован. Инженерная деятельность характеризуется большой численностью как по различным видам инженерных работ (исследования, проектирование, конструирование, технология производства, эксплуатация и др.), так и по предметно-отраслевому признаку (машиностроение, химическая технология, электроэнергетика и т.д.). В то же время сущность инженерных задач остается синтезирующей, что требует, с одной стороны, кооперации представителей самых различных инженерных специальностей, а с другой - глубокой научной подготовки, широкой компетенции и активного профессионального самосознания от каждого инженера.

Для понимания специфики инженерной деятельности важно иметь в виду кумулятивный характер развития техники и технологии. Инженерная деятельность не начинается на ровном месте: она опирается на современное ей положение в технике, производстве и формирует, выращивает их будущий облик, опираясь на все потенции производительных сил общества, в том числе и на науку. Технология и соответствующая ей техника предстают как вещественная компонента инженерной деятельности, предмет ее труда и ее "архив", ее аккумулированный в поколениях результат.

Другую, "идеальную" компоненту развивающейся инженерной деятельности составляют знания и умения, объективируемые в корпусе инженерных дисциплин различного рода - проектировочных, технологических, технико-экономических, расчетно-конструкторских и т.п. Содержание этих дисциплин изменяется, отображая опыт инженерно-технической деятельности как со стороны процессуальной, куда входит описание характера и последовательности действий или технологических преобразований, так и со стороны описания свойств предметных структур практики, обеспечивающих эти преобразования, технических средств, функционирующих в производственно-технологических процессах.

2. Развитие инженерной деятельности

Технические науки составляют основу для поиска и создания соответствующих инженерным задачам предметных структур практики, являются теоретической базой расчетно-проектировочной деятельности. Работа в сфере технических наук тесно связана с поисковыми инженерными и прикладными исследованиями. Следует, однако, подчеркнуть, что она ни в коей мере не подменяет и не заменяет инженерную деятельность, самостоятельная задача которой - материальное воплощение технический идей и проектов в определенных условиях их технико-экономической целесообразности.

Становление технических наук в их "классической" форме в Х1Х - первой трети ХХ вв. дало приемы и средства оптимизации технических устройств, технологического оборудования на основе естественно-научных представлений. Основывающиеся на достижениях технических наук методики конструирования определенных классов технических устройств, стандартизация технических устройств и нормирование технологических процессов подготовили почву для возникновения системного проектирования - нового слоя проектирования. В отличие от инженерного проектирования на основе классических технических наук, системное проектирование не связано непосредственно с проблемами реализации: оно направлено на оптимизацию функциональной структуры системы в целом до начала конструктивной разработки ее узлов и элементов. Последнее является задачей классического инженерного проектирования, создающего "вещественный субстрат", элементную базу для создания проектируемых сложных технических устройств и систем.

Системное проектирование знаменует новый этап в развитии инженерной деятельности и технических наук (начало 1960-х гг.). Изменяются способы описания инженерных объектов, углубляется математизация технических наук, в инженерную деятельность вовлекаются стандартизированные наборы технических элементов систем разного принципа действия. С изменением технической базы инженерной деятельности происходит дальнейшее расслоение сфер проектирования и реализации проектов: работа со структурно-функциональными схемами обособляется в качестве важного этапа проектирования. В целом же в проектировании осуществляется синтез научно-технических знаний, полученных при разностороннем исследовании инженерного объекта.

Рассмотрим ряд характерных особенностей развития системы "техника - инженерная деятельность - технические науки" в 1920-1980 гг. Принципиальные изменения в сфере инженерной деятельности в этот период были обусловлены, во-первых, освоением новых отраслей производства и дифференсацией сложившихся. Во-вторых, происходило разделение труда изнутри инженерной профессии в связи с усложнением проектировочных задач и процедур проектирования, структуризацией и организационными оформлением проектной деятельности. В-третьих, расширилась и углубилась научная база инженерной деятельности, что нашло выражение в интенсивном развитии технических наук и сферы прикладных исследований, тесно связанной с поиском новых предметных структур практики, формированием путей научно-технического прогресса.

В развитии системы "техника - инженерная деятельность - технические науки" рассматриваемого периода переломным моментом является начало 1950-х гг. Для периода 20-50-х гг. характерно расширение спектра осваиваемых в инженерной деятельности явлений, процессов, материалов, находящее выражение в развитии новых видов техники, производственно-технологических преобразований, налаживании новых и совершенствовании старых отраслей производства. При этом в технических науках, обслуживающих ту или иную область техники и отражающих ее качественные особенности, формируются фундаментальные разделы, общие теоретические основы, создается экспериментальная база.

В пятидесятых годах дальнейший прогресс техники поставил инженеров перед проблемами создания сложных системных, работающих на предельных параметрах технических объектов, взаимодействующих друг с другом в условиях применения. Возникла техника больших систем - системотехника, потребовался новый подход к решению технических задач, перестройка проектировочной деятельности. Эта перестройка привела к становлению системного проектирования и появлению ряда новых инженерных специальностей, к разработке научных методов планирования и организационного управления проектными работами.

Технической базой, развитие которой обеспечивало и прогресс в самых разных областях техники, и перестройку инженерно-проектировочной деятельности, явилась электронно-вычислительная техника: ЭВМ и целый ряд устройств для сбора и переработки информации. В технических науках в 1950-х гг. появился ряд общеинженерных дисциплин - кибернетика, теория подобия и моделирования и др., развернулся процесс математизации технических наук.

Полупроводниковая электроника основана на структурообразовании: сложная полупроводниковая структура создается в кристалле за счет комплекса технологических процедур, причем процессы получения вещества и создания новых изделий объединяются (физико-химическая "сборка" кристаллов).

В химической промышленности деятельность инженеров-химиков состоит в разработке наиболее экономичных методов технического использования процессов, в которых происходит превращение веществ. Здесь центральную задачу составляет изменение вещества, а не формы.

В металлургии, имеющей много сходства с химическим производством, имеет значение механическое оформление вещества - в виде слитков, проката.

В электротехнике, электроэнергетике задача инженера - организация процессов получения, передачи, преобразования и распределения электрической энергии на основе разработки соответствующих машин, аппаратов, регулирующих устройств и т.п.

В радиотехнике, радиолокации, вычислительной технике, приборостроении деятельность инженеров направлена прежде всего на решение круга проблем, связанных с получением, передачей и переработкой информации.

Кроме отмеченного выше развития разделения труда внутри инженерной профессии по предметно-отраслевым признакам - виду техники и характеру производственно-технологических процессов - происходила специализация инженеров по функциям в процессе проектирования и разработки, по месту в обеспечении деятельности предприятия и т.п. К первой относится появление в 1960-х годах профессий инженеров-системотехников, патентоведов, инженеров-эргономистов, дизайнеров. Второе направление специализации связано с образованием на предприятиях различных служб, с задачами планирования производства, оценки его эффективности.

В 1930-х годах в СССР появилась специальность инженера-экономиста, призванного осуществлять технико-экономический анализ различных сторон производственного процесса и его планирование.

Итак, в 1920-1980-х гг. в инженерно-проектировочной деятельности стремительно развивается исследовательский подход к решению технико-технологических проблем. Изменяется процесс создания предметных структур практики: в 30-х годах появляется процедура разработки, в 1950-х - системное проектирование.

В 1920-50-х гг. соответственно различным отраслям техники развиваются фундаментальные разделы технических наук, вырабатываются теоретические основы для целенаправленного поиска и оптимизации инженерных решений, расчета проектируемых устройств, аппаратов, эффективности технологических процессов и т.п. При этом создается экспериментальная база для проверки правильности технических решений, испытания образцов новой техники. В электротехнике - это высоковольтные лаборатории, в строительной механике - огромные испытательные машины, аэрогидродинамические трубы - в самолетостроении и т.п. Сочетание в технических науках теоретических разработок, включающих привлечение знаний соответствующих разделов естественных наук, специальных разделов математики и экспериментальной и испытательной работы с образцами технических устройств привело к тому, что в 20-50-х гг. были достигнуты огромные успехи в количественных исследованиях процессов в технических устройствах и созданы теоретические основы и методики для проведения инженерных расчетов в различных областях техники.

Важнейшей, определяющей тенденцией в развитии содержания инженерной деятельности в 1950-1980-х гг. явилось увеличение удельного веса проблем информационного обеспечения, управления производственно-технологическими процессами и отдельными техническими средствами, автоматизации их функционирования.

Возникновение и развитие приборостроения как самостоятельной отрасли промышленности, соответствующих разделов технических наук - теории автоматического регулирования и управления, кибернетики, создание вычислительной техники и бурное развитие ее элементной базы, приведшее к формированию в начале 1950-х годов полупроводниковой электроники, т.е. развитие средств автоматизации и средств переработки информации явилось важнейшим итогом и фактором, преобразившим характер развития всех отраслей техники, структуру и средства инженерно-проектировочной деятельности, строение системы технических наук.

Развитие материального базиса жизнедеятельности общества происходит на основе освоения в инженерной деятельности все новых и новых технических объектов и организации их функционирования в производственной и других сферах. В знаниях технических наук соответственно отражается динамика изменения включаемых в инженерную деятельность объектов и возникающих в ней проблем. Открытия естественных наук, результаты прикладных исследований расширяют спектр возможных технических решений. Но они никоим образом не определяют последовательность реализации этих решений и ее конкретные формы. Последние определяются уровнем и закономерностями развития техники, технологии, технических наук и зависят от социально-экономических, а в настоящее время и экологических задач, стоящих перед об обществом.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение и история развития инженерной деятельности как профессии. Инновационный процесс как основной источник внутреннего субъективного противоречия инженерной деятельности. Основные задачи и функции инженера. Ключевые компоненты инженерного мышления.

    презентация , добавлен 15.04.2016

    Анализ показателей потребности США в профессиональных кадрах инженерной специальности. Рейтинг инженерных специальностей по прибыльности и престижности. Принципы и этапы подготовки инженеров в США. Система инженерного образования. Аккредитация ВУЗов ABET.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Основные направления развития современного образования. Изменение целей образования в современном мире. Основные тенденции образования в современном мире. Проблемы использование новых технологий в обучении. Образование в условиях глобализации.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2003

    Особенности профессии библиотекаря, расширение собственных знаний во всех жанрах литературы. История формирования и развития библиотековедения как науки. Основы подготовки читателей. Изучение "Кодекса этики российского библиотекаря" в современном мире.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2017

    Роль образования в развитии современного общества. История развития и становления образования в России. Анализ нынешнего состояния системы образования в Российской Федерации. Образование в цифрах на федеральном уровне в современном российском обществе.

    реферат , добавлен 19.05.2014

    Теоретическое изучение основ обучения и развития в школьном возрасте. Факторы формирования и развития личности ребенка. Изучение системы развития творческих способностей через систему досуга. Детское творчество в учреждениях дополнительного образования.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе. Совместная творческая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. Метод проектов как образовательная технология развития творчества у учащихся.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2012

    Предпосылки развития социальной педагогики в России, история ее зарождения и анализ развития в XX веке. Педагогическая предпосылка становления отечественной социальной педагогики. Разработка и решение практических социально-педагогических проблем.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Основные составляющие речевой компетенции. Источники развития речевой и коммуникативной компетенции. Использование информационных и образовательных технологий в ходе обучения в общеообразовательной школе № 7 г. Краснокаменска Забайкальского края.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Истоки отечественной химической науки, роль и значение в развитии данного процесса основания Петербургской академии наук. Факторы, повлиявшие на дифференциацию химии на отдельные области. Выдающиеся представители, их вклад в становление российской химии.

ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников занятых в сфере материального производства который выделился на определенном этапе развития общества из технической деятельности и стал основным источником технического прогресса. Специфические особенности инженерной деятельности 1. Она предполагает регулярное применение научных знаний в этом еще одно ее отличие от технической деятельности которая более основана на опыте практических навыках догадке.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

4693. ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ 22.56 KB
Инженерная деятельность – деятельность в сфере материального производства, имеющая техническую направленность. Она нацелена на превращение природного в социально значимое с целью удовлетворения определенных потребностей людей, в силу чего сама техника выступает как преодоление природы посредством человеческого сознания.
5893. Инженерная геодезия, Т.Е. Миркина 1.15 MB
Геодезия – наука об измерениях на земной поверхности, проводимых для определения формы и размеров Земли, изображения земной поверхности в виде планов, карт и профилей, для решения инженерных и народнохозяйственных задач.
8868. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 164.56 KB
Концепция учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.
1071. Деятельность МУП КБУ г. Зеленогорска 112.54 KB
Целью прохождения преддипломной практики является изучение особенностей управления в МУП КБУ г. Зеленогорска, которое является муниципальным унитарным предприятием, осуществляющим деятельность по содержанию и благоустройству города.
7293. Финансовая деятельность государства 16.82 KB
И наконец в специальном значении под финансами понимаются лишь государственные деньги сосредоточенные в процессе распределения совокупного общественного продукта в фондах денежных средств. Решить все эти вопросы без понимания сущности финансов характера финансовых отношений и их отличия от других видов денежных отношений знания природы финансово-правовых норм наличия представлений о строении финансовой системы государства и элементах его финансовой деятельности невозможно. Связано это прежде всего с тем что финансово-правовое...
17461. Туроператорская и турагентская деятельность 138.38 KB
Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли подготовить квалифицированные кадры научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке организовать более эффективную помощь государства. Деятельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разработку туристского продукта; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение инвестиций; взаимодействие с другими компаниями;...
3566. Предпринимательская деятельность в России 108.76 KB
Раскрыть предпринимательскую деятельность в России. Рассмотреть предпринимательскую деятельность за рубежом. Сравнить предпринимательскую деятельность в России и за рубежом.
20387. Маркетинговая деятельность ООО «СЭПО-ЗЭМ» 1.02 MB
Маркетинговая деятельность является неотъемлемой частью любого предприятия которое занимается производством и сбытом своей продукции. На сегодняшний день многие предприятия России сталкиваются с проблемами реализации и дальнейшего продвижения выпускаемых товаров. От грамотной и эффективной маркетинговой деятельности зависят в определенной мере финансовые результаты деятельности предприятия.
7490. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 23.52 KB
Функции коммерческого банка.Организационная и управленческая структура коммерческого банка.Пассивные операции коммерческого банка.Активные операции коммерческого банка.
3926. Профессиональная деятельность психолога 21.04 KB
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.
mob_info