Сообщение на тему кому нужна вода. Зачем нужна вода план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Рассмотрим конкретно, как влияет недостаток воды на организм человека

Четыре элемента природы, четыре стихии родили на Земле жизнь — это огонь, воздух, земля и вода. Причем вода появилась на нашей планете на несколько миллионов лет, чем та же почва или воздух.

Казалось бы, вода уже изучена человеком, но ученые до сих пор находят самые удивительные факты об этом природном элементе.

Вода стоит особняком в истории нашей планеты.
Нет природного тела, которое могло бы
сравниться с ней по влиянию на ход основных,
самых грандиозных, геологических процессов.
В.И. Вернадский

Вода — это самое распространенное неорганическое соединение на земле. И первое исключительное свойство воды в том, что она состоит из соединений атомов водорода и кислорода. Казалось бы, такое соединение, согласно химическим законам, должно быть газообразным. А вода — жидкая!

Так, например, всем известно, что вода существует в природе в трех состояниях: твердом, жидком и в виде пара. Но уже сейчас выделяют более 20 состояний воды, из которых только 14 — это вода в замерзшем состоянии.

Удивительно, но вода — единственное вещество на Земле, плотность которого в твердом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому лед не тонет, а водоемы не промерзают до самого дна. Разве что при экстремально холодных температурах.

Еще один факт: вода — универсальный растворитель. По количеству и качеству растворенных в воде элементов и минералов ученые выделяют приблизительно 1330 видов воды: минеральная и талая, дождевая и роса, ледниковая и артезианская…

Вода в природе

В природе вода играет важнейшую роль. При этом она оказывается задействованной в самых разных механизмах и жизненных циклах на земле. Вот лишь несколько фактов, которые наглядно демонстрируют ее значимость для нашей планеты:

  • Значение круговорота воды в природе просто огромно. Именно этот процесс позволяет животным и растениям получать столь необходимую для их жизни и существования влагу.
  • Моря и океаны, реки и озера — все водоемы играют важнейшую роль в создании климата той или иной местности. А высокая теплоемкость воды обеспечивает комфортный температурный режим на нашей планете.
  • Вода играет одну из ключевых ролей в процессе фотосинтеза. Не будь воды, растения не могли бы перерабатывать углекислый газ в кислород, а значит — воздух был бы непригоден для дыхания.

Вода в жизни человека

Главный потребитель воды на Земле — это человек. Не случайно все мировые цивилизации формировались и развивались исключительно вблизи водоемов. Значение же воды в жизни человека просто огромное.

  • Тело человека тоже состоит из воды. В теле новорожденного — до 75% воды, в теле пожилого человека — более 50%. При этом известно, что без воды человек не выживет. Так, когда у нас исчезает хотя бы 2% воды из организма, начинается мучительная жажда. При потере более 12% воды человеку уже не восстановится без помощи врачей. А потеряв 20% воды из организма, человек умирает.
  • Вода является для человека исключительно важным источником питания. По статистике человек за месяц в норме потребляет 60 литров воды (2 литра в день).
  • Именно вода доставляет к каждой клеточке нашего организма кислород и питательные вещества.
  • Благодаря наличию воды наш организм может регулировать температуру тела.
  • Вода также позволяет перерабатывать пищу в энергию, помогает клеткам усваивать питательные вещества. А еще вода выводит шлаки и отходы из нашего тела.
  • Человек повсеместно использует воду для своих нужд: для питания, в сельском хозяйстве, для различного производства, для выработки электроэнергии. Неудивительно, что борьба за водные ресурсы идет нешуточная. Вот всего лишь несколько фактов:

Более 70% нашей планеты покрыто водой. Но при этом всего 3% всей воды можно отнести к питьевой. И доступ к этому ресурсу с каждым годом становится все труднее. Так, по данным РИА-новости за последние 50 лет на нашей планете произошло более 500 конфликтов, связанных с борьбой за водные ресурсы. Из них более 20 конфликтов переросли в вооруженные столкновения. Это всего лишь одна из цифр, ярко демонстрирующих то, насколько важна роль воды в жизни человека.

Загрязнение воды

Загрязнением воды называют процесс насыщения водоемов вредными веществами, отходами производства и бытовыми отходами, в результате которого вода теряет большую часть своих функций и становится непригодной для дальнейшего потребления.

Основные источники загрязнения:

  1. Нефтеперерабатывающие предприятия
  2. Тяжелые металлы
  3. Радиоактивные элементы
  4. Ядохимикаты
  5. Стоки городских канализаций и животноводческих ферм.

Ученые давно бьют тревогу, что мировой океан ежегодно получает свыше 13 млн. тонн отходов нефтепродуктов. При этом Тихий океан получает до 9 млн.тонн, а Атлантика — более 30 млн.тонн.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения на нашей планете уже не осталось источников, в которых присутствовала бы чистая природная вода. Есть лишь водоемы, загрязненные менее остальных. И это грозит катастрофой нашей цивилизации, так как без воды человечество просто не выживет. А заменить ее нечем.

Мы живем в прекрасном мире. Это - окружающие нас растения, животные, люди, звезды, планеты, воздух, вода. На нашей планете существует целое водное царство.

С каждым годом на нашей Земле мелеют реки, заводы выливают в водоемы промышленные отходы, садоводы и дачники сваливают мусор в озера и пруды. Человеку и всему живому нужна вода.

Чистой воды становится меньше. Как ей помочь? Прежде чем искать способы помощи, надо узнать, как устроен мир воды. Поэтому мы решили составить книгу - познавайку «Удивительный мир волшебницы Воды». В этой книге мы вместе найдем ответы на многие вопросы о воде.

Цель нашей работы: узнать, почему и зачем нужно беречь воду?

В ходе исследования мы ставили перед собой задачи:

  1. Найти материал, что такое вода.
  2. Выяснить, какую пользу приносит вода природе.
  3. Выяснить, зачем нужна человеку вода.
  4. Выяснить, как путешествует вода в природе.
  5. Выяснить, какими свойствами обладает вода.
  6. Выяснить, к чему приводит загрязнение воды.
  7. Составить книжку - познавайку о воде.
  8. Познакомить своих одноклассников с собранным нами материалом.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: значение воды в природе и жизни человека.

Методы нашего исследования: наблюдение, сбор информации и её анализ.

Что такое Вода?

Волшебница Вода - красота всей природы. Вода живая, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. Если бы мы с вами взглянули на Землю из Космоса, то увидели бы, что большая часть нашей планеты покрыта водой. Вода - в морях, океанах, реках, озерах. На высоких горах, в Арктике и Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Много воды в атмосфере: это облака, туман, дождь, пар, снег.

Что такое морская вода?

Если вы когда-нибудь плавали в море и пробовали на вкус морскую воду, вы уже знаете, что она соленая. Большая часть соли происходит из горных пород на суше. Когда скалы разрушаются ветром и дождем, соль, которая в них содержится, вымывается реками в море. Она скапливается и делает воду соленой.

Роль воды в природе

  1. От воды зависит погода на Земле. Вода испаряется с поверхности океанов и превращается в водяной пар, из которого образуются облака. Ветер переносит облака на сушу.
  2. Вода поступает в почву с дождиком или при таянии снега. Вода просачивается вглубь и образует полезное ископаемое - подземные воды.
  3. Вода нужна растениям для воздушного питания. Испаряя воду листьями, растения защищаются от перегревания.
  4. Вода нужна животным для нормальной жизни. Для водных животных вода - среда обитания.

Вода у нас дома.

Вода - добрый друг и помощник человека.

Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли.

Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для тепла.

Дома мы постоянно используем воду.

Откуда берется пресная вода? Круговорот воды в природе

Пресная вода появляется благодаря круговороту воды в природе. Земля нагревается. Это вызывает превращение воды в водяной пар. Водяной пар смешивается с воздухом. Так происходит испарение воды.

Вместе с более легким теплым воздухом пар поднимается высоко в небо. Там остывает и превращается в капельки воды. Мельчайшие капельки превращаются в облака. Капельки постепенно растут и становятся такими тяжелыми, что не могут удерживаться наверху воздушными течениями. Они падают на землю в виде дождя. Вода стекает обратно в водоемы, а потом снова испаряется. Так происходит круговорот воды в природе.

Свойства воды

  1. «Животворное свойство воды».
  2. «Вода способна смачивать и очищать предметы».
  3. «Вода не имеет вкуса и запаха».
  4. «Вода течет, разливается».
  5. «Есть ли форма у воды?»
  6. «Есть ли цвет у воды».
  7. «Вода прозрачная».
  8. «В воде растворяются некоторые вещества».
  9. «Вода замерзает».
  10. «Вода испаряется»

Состояния воды

Как и другие вещества, вода состоит из мельчайших частиц - молекул. В разных состояниях (твердое, жидкое, газообразное) расположение молекул в воде бывает различным. Это зависит от температуры окружающей среды. Представим, что молекулы - маленькие человечки. Эти человечки ведут себя по-разному - все зависит от состояния воды.

Заключение

Мы с вами совершили небольшое путешествие в удивительный мир волшебницы Воды. Узнали много нового и интересного, необычного о Воде, провели опыты, получили ответы на интересующие нас вопросы, отгадали загадки. Как же огромен и прекрасен мир волшебницы Воды. Так давайте же беречь и охранять Воду, ведь вода - это часть природы, часть окружающего мира, а окружающий мир важен для каждого из нас и каждый из нас важен для окружающего мира.

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет первоопределяющую роль. Вода – это сама жизнь!

Взгляните на неё – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но её значение переоценить трудно. Всё, в чём принимала и принимает участие её величество Природа, содержит в себе воду. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере.

Народы древности, наряду с огнем, обожествляли воду. Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что вода является первичным веществом Вселенной, из которой всё состоит и в которое, в конечном итоге, превращается. Суждение древних мыслителей о воде, как начале всех начал, отозвалось в учении Аристотеля о четырёх стихиях – огне, воздухе, земле и воде.

Когда древние люди хотели пожелать собратьям чего-то доброго, они желали, кроме прочего и «свежей воды».

В течение очень длительного срока (миллионов лет) вода принимала активное участие в подготовке условий, необходимых для зарождения и развития жизни на Земле. Бесконечно справедливы версии о том, что жизнь зародилась именно в водной среде.

Какое свойство воды является наиболее существенным? Её редкостная растворяющая способность. Она присуща ей, благодаря конфигурации молекулы воды. Вода растворяет всевозможные вещества, при её наличии в организме происходят многие жизненно важные процессы.

Вода - существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное.

Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней.

Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек.

Космонавты донесли до нас, что из космоса планета Земля кажется голубой планетой с островами суши. Но много на нашей планете воды солёной, а не пресной. Человеку нужна пресная вода. Но не вся и пресная вода пригодна для питья. Главным источником питьевой воды является природная вода, которую соответствующим образом подготавливают для людей с помощью установок водоподготовки.

Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.

Воду надо беречь – и это закон нашей жизни!

Урок окружающего мира 2 класс

Тема: Кому и для чего нужна вода?

Цель: повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле

Задачи: 1. Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле, донести до детей идею великой значимости воды для планеты Земля, осознания её как составной части организма человека, понимания необыкновенных свойств этого чудесного вещества.

2. Осознать значение воды в жизни человека, знать способы сохранения природных запасов пресной воды, уметь использовать воду экономно.

Личностные:

Внутренняя позиция школьников;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

Познавательные:

Способность и умение обучающихся проводить простые логические действия (анализ, сравнение);

Извлечение необходимой информации из увиденного;

Осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

Выдвижение предположений и их обоснование;

Самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.

Коммуникативные:

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Умение работать в парах и группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

Осознание уровня и качество усвоенного.

Оборудование: учебник, мимиодоска, экран, презентация, карточки с пословицами, листы А3, маленькие листочки, инструкции, клей, цветные карандаши

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока

Назовите 3 главных условия жизни на Земле. (Вода, воздух, Солнце)

Определите, о чем будем сегодня говорить. Для этого отгадайте ребус (Вода)

Попробуем себе представить, как бы выглядела наша Земля, исчезни с нее внезапно вода. Мрачное дно морей и океанов, покрытое толстым слоем солей, растворенных некогда в воде. Пересохшие реки, навек замолкнувшие родники. Горы тоже разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды.
Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой Земле. И безоблачное небо необычного цвета.

О чем будем говорить на уроке? (О значении воды)

Наша тема «Кому и для чего нужна вода?»

Определим цели нашего урока

1. Уточнить, кому нужна вода

2. Уточнить, для чего нужна вода

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете». (Антуан-де сент-Экзюпери)

Если это богатство, то что нам надо делать (Охранять, беречь его)

3. Как беречь воду

Личные цели:

Общие цели для класса

3. Работа по теме урока

Работа в группах

- Прочитаем инструкцию

1. Расскажите друг другу в группе, кому и для чего нужна вода

2. Ответы оформите в виде рисунков на маленьких листках. Для этого договоритесь, кто что будет рисовать.

3. Откройте учебник, найдите тему урока. Рассмотрите рисунки в учебнике. Дополните свои ответы.

4. Приклейте рисунки на большой лист (рамки оставьте свободными)

5. Подготовьтесь выступить перед классом

Слайд о красоте воды

Слайд Гидроэлектростанция

Воду не только можно увидеть но и услышать. Как? (Шум моря, водопада, дождя …)

Послушайте, что звучит? (Аудиозапись – шум моря)

4. Работа с пословицами в парах

Составьте пословицы о воде

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

Много воды – много травы.

Вода и землю точит, и камень долбит.

Где вода есть, там и саду цвесть.

Приклейте составленные пословицы

5. Работа с текстом (работа в группах: у каждой группы свой текст)

1. Вода на Земле бывает разная. Морская вода – соленая. Минеральная вода – самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода – большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете – ледники.

2. Воды на Земле много и то же время мало. Основная часть воды находится в морях и океанах. Морская вода непригодна для питья, так как она солёная. Основные запасы в виде снега и льда находятся в Арктике и Антарктиде.

3. Вода бесценна, как воздух. Заменить ее ничем нельзя! И если она просто так бежит или капает из вашего крана – это большая беда. Ведь чтобы чистая питьевая вода попала в ваш дом, день и ночь трудятся тысячи и тысячи людей. Трудится и природа, отдающая людям пресную воду.

4. Пресной воды очень мало. Сегодня более 2 миллиардов человек на нашей планете страдает от нехватки питьевой воды. Серьезно задумайтесь над этим. Вы должны бережно и с уважением относиться к воде. Не позволяйте ей попусту убегать из ваших кранов! Не засоряйте водоёмы!

5. Каждый день каждый из нас расходует 200 литров воды. Каждый день, когда чистим зубы, тратим 1 литр воды. Принимая душ в течение 5 мин – 100 литров. Каждая стирка белья требует 100 литров воды. А через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.

6. Людям требуется не любая вода, а только чистая. Но чистой воды остаётся всё меньше. И виноваты в этом сами люди. От загрязнения воды страдает всё живое. В реках и озёрах погибают растения и животные. Загрязнённая вода вредна и для самого человека.

7. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. А сейчас, чтобы очищать воду строят очистные сооружения. Мы на 70 % состоим из воды. В день надо пить до 2 литров воды.

В настоящее время, как это не страшно, люди практически перестали пить воду.
Ответьте на вопрос: сколько вы пьёте воды в день?
Многие из вас скажут: «О, много – 2-3 литра воды». Очень хорошо, А теперь скажите, пожалуйста, какую воду вы пьёте? Я уверена, многие начнут перечислять чай, кофе, сок, молоко, кто-то вспомнит суп, кашу. Но позвольте, а где же вода? Или, может быть, кто-нибудь моется в душе чаем или супом? Вода и жидкость – это разные вещи. Жидкостью может быть любой напиток, водой – только вода. Для того, чтобы из жидкости получить воду, организму необходимо потратить много энергии. Многие говорят, что вода – это не вкусно. Конечно, особенно, если её не пить совсем.

Группа знакомится с информацией на карточке и готовит выступление перед классом.

Карточка с текстом приклеивается на большой лист.

6. ИТОГ

Для чего нужна вода?

1. для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).

2. в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, без воды не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды).

3. средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги). Одним словом вода необходима для поддержания чистоты.

4. среда обитания В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах, где много света, мир животных и растений разнообразен. На большой глубине, особенно в морях и океанах, обитают только животные, которые питаются другими животными. Многие из них имеют различные приспособления для жизни в воде – плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, похожие на весла.

5. дорога (Еще вода - это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).

6. Для получения электрического тока

7. красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)

8. кормит (Но вода не только «поит», но еще и кормит - по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов). В соленых водах морей и океанов очень много водорослей. Ими питаются водные животные. Также водоросли используют в пищу, на корм скоту и в медицине.

Молодцы, ребята, теперь мы знаем, что вода играет большую роль в нашей жизни.

7. Рефлексия

Капельки

Синий цвет – было интересно, все понятно

Половина синим – было не все понятно, испытывал трудности

Оставить капельку незакрашенной – было скучно, ничего не понял

На данном уроке мы поговорим с вами о воде. Много ли воды на Земле? Какую роль она играет в жизни животных, растений и человека? Какие свойства имеет вода? Эти и другие вопросы мы и рассмотрим с вами на уроке.

Тема: Природа

Урок: Вода

Давайте вспомним, с какими явлениями неживой природы связана вода. Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лед, иней - это все вода.

Рис. 1. Вода

Вода на глобусе и на карте обозначается голубым цветом. Этого цвета на глобусе больше всего, потому что ¾ поверхности Земли покрыты водой. Вода есть повсюду. Наш земной шар окутывает толстый слой воздуха, а в воздухе тоже много воды, пара, облаков, туч. Вода есть и под землей - это родники. Огромные скопления льда находятся на северном и южном полюсах планеты, а лед - это вода.

Вода входит в состав всех живых организмов. Если помнете в руке зеленый листок, вы обнаружите влагу. Вода содержится во всех частях растений.

Вспомните, сколько сока содержится во фруктах и ягодах. Сок - это тоже вода с растворенными в ней веществами.

Рис. 2. Фрукты и ягоды

Вода содержится даже в сухих семенах растений, хотя в гораздо меньшем количестве.

Рис. 3. Семена растений

Итальянский художник Леонардо да Винчи называл воду - сок жизни. И это правда. Если мы не будем поливать растения, они засохнут.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы, а тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Человек может прожить без воды только 3 дня, а без еды 30-50 суток. Сам человек на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови человека. Вода испаряется с поверхности кожи и таким образом регулирует температуру нашего тела. Вода выносит из организма вредные вещества. Вода нужна полям и лесам, без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам ходит огромное множество рыболовных судов. Вода вырабатывает электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет все на свете. А еще вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью ходят суда, везут различные грузы, пассажиров. Все это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды.

Давайте рассмотрим их:

1. Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится;

2. Вода - прозрачная жидкость;

3. Вода течет, движется. Это ее свойство называется текучесть;

4. Вода не имеет запаха;

5. Вода не имеет вкуса;

6. Вода является растворителем, но не для всех веществ.

Вода - это жизнь, а люди загрязняют ее отходами с заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило, нужно строить очистительные сооружения, воду нужно использовать бережно и экономно.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
mob_info