Экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальная психотерапия: описание направления, основные техники работы Экзистенциальный подход к пониманию истории создал

Экзистенциальная психотерапия (existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии , которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).

Истоки экзистенциализма связаны с именем Серена Кьеркегора (1813-1855). Именно он ввел и утвердил понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.

В настоящее время целый ряд очень разных психотерапевтических подходов обозначается одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа). Среди основных из них можно упомянуть:

  • Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.
  • Dasein анализ Медарда Босса.
  • Экзистенциальный анализ () Виктора Франкла .
  • Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

Большинство из них уделяет внимание одним и тем же базовым элементам существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, вере и т. д. Для экзистенциалистов принципиально неприемлемо использование каких бы то ни было типологий, универсальных интерпретаций: постичь что-либо в отношении каждого конкретного человека можно только в контексте его конкретной жизни.

Экзистенциальная терапия помогает справиться со многими, казалось бы, тупиковыми жизненными ситуациями:

  • депрессиями;
  • страхами;
  • одиночеством;
  • зависимостями, трудоголизмом;
  • навязчивыми мыслями и действиями;
  • опустошенностью и суицидальным поведением;
  • горем, переживанием утрат и конечности существования;
  • кризисами и неудачами;
  • нерешительностью и потерей жизненных ориентиров;
  • потерей ощущения полноты жизни и др…

Терапевтическими факторами в экзистенциальных подходах являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их. Цель терапии - максимально полноценное, насыщенное, осмысленное существование.

Человек может быть тем, кем он решил быть. Его существование всегда дано как возможность выхода за пределы самого себя в виде решительного броска вперед, через свои мечты, через свои стремления, через свои желания и цели, через свои решения и действия. Броска, всегда сопряженного с риском и неопределенностью. Экзистенция всегда непосредственна и уникальна, в противоположность универсальному миру пустых, застывших абстракций.

Экзистенциа́льная психотерапи́я (англ. existential therapy ) - направление в психотерапии , ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор. Экзистенциальная терапия зародилась в XX веке как приложение идей экзистенциальной философии к психологии и психотерапии/

Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенционализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искатьсмысл жизни ; из-за наличиясвободы воли , необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемостисмерти и естественногостраха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевтИрвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия:смерть ,изоляция ,свобода ивнутренняя пустота . Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности . В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из нихтревога ,депрессия ,апатия , отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

Методы и техники экзистенциальной психотерапии

Напомним, что И. Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной и аналитической психодинамикой. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с предельными данностями бытия: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

Во-вторых, экзистенциальная динамика не подразумевает принятия эволюционной или «археологической» модели, в которой «первое» является синонимом «глубокого». Когда экзистенциальные психотерапевты и их пациенты проводят углубленное исследование, они не сосредоточиваются на повседневных беспокойствах, а размышляют об основных экзистенциальных проблемах. Кроме того, экзистенциальные подходы также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом. [И. Ялом пишет, что психотерапевтические подходы «отражают патологию, которую с их помощью можно излечивать, и формируются этой патологией».]

В связи со сказанным экзистенциальная психотерапия в основном ориентирована на долгосрочную работу. Однако элементы экзистенциального подхода (например, акцент на ответственности и аутентичности) могут быть включены и в относительно краткосрочную психотерапию (например, связанную с работой с посттравматическими состояниями).

Экзистенциальная психотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно группа состоит из 9-12 человек. Преимущества групповой формы состоят в том, что пациенты и психотерапевты получают более широкую возможность наблюдать искажения, возникающие при межличностном общении, неадекватное поведение и корректировать их. Групповая динамика в экзистенциальной терапии направлена на выявление и демонстрацию того, как поведение каждого члена группы:

1) рассматривается другими;

2) заставляет других чувствовать;

3) создает у других мнение о нем;

4) влияет на их мнение о самих себе.

Наибольшее внимание и в индивидуальной, и в групповой формах экзистенциальной психотерапии уделяется качеству отношений психотерапевт-пациент. Эти отношения рассматриваются не с точки зрения трансфера, а с позиций ситуации, сложившейся у пациентов к настоящему времени, и опасений, мучающих пациентов в данный момент.

Экзистенциальные терапевты описывают свои отношения с пациентами с помощью таких слов, как присутствие, аутентичность и преданность. В индивидуальном экзистенциальном консультировании участвуют два реальных человека. Экзистенциальный психотерапевт - не призрачный «отражатель», а живой человек, который стремится попять и ощутить бытие пациента. Р. Мэй полагает, что экзистенциален любой психотерапевт, который, несмотря на имеющиеся у него знания и умения, может относиться к пациенту так же, как, говоря словами Л. Бинсвангера, «одно существование относится к другому».

Экзистенциальные психотерапевты не навязывают пациентам собственных мыслей и чувств и не используют контрпереноса. Это связано с тем, что пациенты могут прибегать к различным способам провоцирующего подключения психотерапевтов, которое позволяет им не обращаться к собственным проблемам. Ялом говорит о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах психотерапии, когда терапевт проявляет не только профессиональное, но и искреннее, человеческое участие к проблемам пациентов, тем самым иногда превращая стандартную сессию в дружескую встречу. В своем исследовании конкретных случаев («Каждый день немного сближает») Ялом рассматривает подобные ситуации как с позиции психотерапевта, так и с позиции пациента. Так, он был поражен, узнав, какое большое значение одна его пациентка придавала таким мелким личным деталям, как теплые взгляды и комплименты по поводу того, как она выглядит. Он пишет, что для установления и поддержания хороших отношений с пациентом психотерапевту необходима не только полная включенность в ситуацию, но и такие качества, как неравнодушие, мудрость и умение максимально включаться в психотерапевтический процесс. Психотерапевт помогает пациенту «будучи заслуживающим доверия и заинтересованным; ласково присутствуя рядом с этим человеком; веря, что их совместные усилия приведут в конечном счете к исправлению и исцелению».

Главной целью психотерапевта является установление аутентичных отношений в интересах пациента, поэтому вопрос самораскрытия психотерапевта является одним из главных в экзистенциальной психотерапии. Экзистенциальные психотерапевты могут раскрывать себя двумя способами.

Во-первых, они могут рассказывать своим пациентам о собственных попытках примирения с предельными экзистенциальными беспокойствами и сохранения лучших человеческих качеств. Ялом считает, что он совершал ошибку, слишком редко прибегая к самораскрытию. Как он отмечает в «Теории и практике групповой психотерапии» (Ялом, 2000), всякий раз, когда он делился с пациентами значительной долей собственного «Я», они неизменно извлекали из этого пользу для себя.

Во-вторых, они могут использовать сам процесс психотерапии, а не фокусировать внимание на содержании сессии. Это использование мыслей и чувств, касающихся того, что происходит «здесь и сейчас», с целью улучшения отношений психотерапевт-пациент.

В течение ряда психотерапевтических сессий пациентка А. демонстрировала поведение, которое сама расценивала как естественное и спонтанное, а другие участники группы оценивали его как инфантильное. Она всячески выказывала активность и готовность работать над собой и помогать другим, подробно и красочно описывала свои ощущения и эмоции, охотно поддерживала любые темы групповой дискуссии. При этом все это носило полуигривый-полусерьезный характер, позволявший одновременно и давать какой-то материал для анализа, и уходить от более глубокого погружения в него. Психотерапевт, предполагая, что такие «игры» могут быть связаны со страхом приближения к смерти, спросил, зачем она пытается быть то взрослой опытной женщиной, то маленькой девочкой. Ее ответ потряс всю группу: «Когда я была маленькой, мне казалось, что между мной и чем-то плохим в жизни стоит моя бабушка. Потом бабушка умерла и на ее место встала моя мама. Потом, когда умерла мама, между мной и плохим оказалась старшая сестра. И теперь, когда сестра живет далеко, я вдруг осознала, что между мной и плохим больше нет преграды, я стою к нему лицом к лицу, а для своих детей я сама являюсь такой преградой».

Кроме этого, ключевыми процессами терапевтических изменений, согласно Ялому, являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь. Рассмотрим их на примере работы с каждой из базовых тревог.

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно – то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, – такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело – реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

По завершении консультации обе ее стороны – консультант и клиент – признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

1834 год. Воскресенье. Полдень. В маленьком кафе сидит молодой датчанин, курит сигару и размышляет о том, что он состарится, не оставив следа в этом мире. Возникают мысли о своих успешных друзьях. Сигара догорает. Молодой датчанин, зажигает другую и продолжает размышлять. Внезапно в его сознании возникает мысль: "Ты должен что-то сделать, но, поскольку твои ограниченные способности не позволят тебе облегчить что-либо еще более, чем оно есть, то ты должен, с тем же гуманитарным энтузиазмом, как у других, приняться за то, чтобы что-либо затруднить ". "Когда люди стремятся все на свете облегчить, возникает опасность, что станет слишком легко ", — подумал он и решил, что возможно, нужен кто-то, кто вновь затруднит жизнь. Таким образом, Серен Кьеркегор , основоположник экзистенциальной терапии открыл свое предназначение.

Найти трудности оказывается очень легко. Достаточно поразмыслить о ситуации собственного существования, стоящих перед собой выборах, своих возможностях и ограничениях, страхе перед смертью. Эти четыре фактора — смерть, свобода, изоляция и бессмысленность и составляют основное содержание экзистенциальной психодинамики .

Кьеркегор обосновал понятие экзистенции , как неповторимости человеческой жизни. Он же обратил внимание на поворотные моменты в жизни человека, дающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор. Слово "существование" ("existence") происходит от корня ex - sistere , означавшего буквально "выделяться, появляться" .

Экзистенциальная психотерапия (existentialtherapy ) — одно из направлений гуманистической психологии , которое ставит своей задачей, — справиться с отчаянием человека и фокусируется на базисных проблемах существования индивидуума. В настоящее время выделяют ряд очень разных психотерапевтических подходов, обозначающихся одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа):

  • экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера,
  • Dasein анализ Медарда Босса,
  • экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла,
  • экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

В нашей стране широкое распространение получила американская ветвь экзистенциальной терапии: экзистенциально-гуманистическая психотерапия Дж. Бьюдженталя и экзистенциальная терапия И.Ялома .

Развиваясь, двигаясь вперёд, стремясь к индивидуальности, человек на своём пути может встретиться с одиночеством, его может посетить ощущение незащищённости, страх перед чем-либо. На определённом этапе жизни каждый человек сталкивается с мрачными мыслями. Первое, что он делает, когда страх становится невыносимым, — отступает, хочет раствориться в другом человеке, отрекается от своей индивидуальности. Но, это лишь мнимый комфорт. Экзистенциальная психотерапия связана с анализом ценностей человека и может помочь при любых ситуациях и жизненных затруднениях: справиться депрессиями, страхами, одиночеством, зависимостями, навязчивыми мыслями и действиями, опустошенностью и суицидальным поведением, горем, кризисами и неудачами, нерешительностью . Цель терапии — принятие мироздания, максимально полноценное, насыщенное и осмысленное существование.

В экзистенциальной психотерапии за основу берутся жизненные вопросы, сама жизнь в тесной связи с окружающим миром, а не изучение проявлений психики и не симптомы. С экзистенциальной точки зрения, глубоко исследовать , — не значит исследовать прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и размышлять о том, что вне времени — об отношениях своего сознания и пространства вокруг . Это значит размышлять о том, что мы есть , а не о том, каким образом мы пришли к тому, какие мы есть.

Большинство людей обращаются к терапевту, когда теряют что-то в себе, некий смысл. Проблемы могут завладеть жизнью человека и сделать её невыносимой, но, в любой момент есть возможность сделать шаг в пользу жизни по-другому. Человек способен понять уникальность своей жизненной ситуации, способен сделать выбор, как относиться к своему настоящему, прошлому и будущему . Он также может развить способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий.

Экзистенциальный терапевт стремится понять личный мир пациента, а не установить, как именно его мир отклоняется от "нормы ". Он не дает ответов, а спрашивает и помогает человеку самому прийти к ним.

Отложите все дела, сядьте, расслабьтесь и подумайте о своей жизни, своём существовании в этой жизни. Ответы внутри человека .

Человек может быть тем, кем он решил быть . В самом его существовании заключена возможность выйти за пределы самого себя и выйти решительно. Такой выход всегда сопряжён с риском и неопределенностью, но, "игра стоит свеч ". Как писал Сартр , — "человек — это не мох, не плесень и не цветная капуста".

Жизнь — это искусство. Каждый из нас обладает талантом жить, а экзистенциальная терапия лишь помогает человеку войти в новую фазу развития этого таланта .

Вы хотите жить полной жизнью? Так в чём же дело?

Каждому человеку дано во владение его бытие, при этом, на него возлагается и полная ответственность за существование. Это оптимистическая новость. Единственное, что позволяет человеку жить, — это действие.

"Изначально у меня были сомнения, что психотерапия может помочь, но, оказывается, она помогает ", — это слова человека, решившего изменить свою жизнь. В чём же она ему помогла? Он начал жить осмысленной, полноценной, насыщенной жизнью.

«Exsistentia» в переводе с латинского означает «существование». Экзистенциальное направление в психологии подразумевает разрешение конфликтов, связанных с запросами, касающимися свободы выбора, воли, одиночества, смерти человека, ответственности за выстраивание сценария собственной жизни. В западной и русской культуре ХХ века философы и деятели культуры обращались к внутреннему опыту человека, осознавшего свое тотальное одиночество, смертность и, параллельно с этим, - потерю смысла бытия. Но не они открыли эту страницу в истории культуры. «Сократ … поставил проблему жизни и попытался перевести ее в царство самопознания…. Он захотел силой духа исправить жизнь, осознав конфликт принципа свободы личности и бытия» . О силе человеческого духа задумывались уже на заре цивилизации, но ХХ век обострил эти вопросы невиданным доселе в истории количеством войн, геноцидом, чудовищными экспериментами над людьми.

Экзистенциальное направление в философии и культуре начало особенно интенсивно развиваться в промежутке между мировыми войнами. Не потеряло оно актуальности и сейчас, в XXI веке, с угрозой Третьей мировой войны. Поиск смысла и обретение себя, ощущение собственной силы и ответственности - это насущные вопросы, которые волнуют клиентов самого разного возраста: подростков-бунтарей и пенсионеров, мужчин и женщин, переживающих кризис середины жизни, студентов, разочарованных собственными идеалистическими представлениями о выбранной профессии, и многих других. Экзистенциальный запрос клиента - это своеобразный вызов терапевту, приглашение углубиться в свой внутренний мир, чтобы обрести ресурсы. И какой-то универсальной безотказной методики или стандартного набора упражнений здесь не бывает. Это живой и интенсивный поиск. Именно такой принцип провозглашал в книге «Мама и смысл жизни» И. Ялом, считая, что в идеале для каждого клиента должен быть изобретен уникальный язык и индивидуальный метод терапии, потому что мировоззренческие смыслы каждый понимает глубоко индивидуально.

Экзистенциальные вопросы в психологической науке

Вехой в психологии стал подход, разработанный В. Франклом, создателем логотерапии. Широко известны его научные работы, в том числе и после опыта концлагеря, трактуемые психологом как экстремальное и жестокое условие для создания новых жизненно важных смыслов (одним из них стало наличие близких и родных, ради которых стоило выжить). «Экзистенциальный анализ должен будет помочь человеку стать способным страдать» . Речь не просто о страдании, но и о принятии этого состояния, когда принцип «больно, значит, плохо» заменяется «больно, значит, есть смысл». Добавим, что страдание должно менять человека, способствовать его духовному росту - в этом процессе и заключается базовый смысл. И если человек в концлагере не видит его и продолжает ужасаться бесчеловечности, падает духом, он фактически обречен (интересно, что и А. Солженицын утверждал: первыми в советских лагерях погибали те, кто отчаялся, а наибольшей жизнестойкостью отличались верующие - то есть, нашедшие свой смысл в идее Бога). «Тот, кто знает «почему», может справиться с любым «как» , - считал И. Ялом, еще один представитель экзистенциального направления в психологии. Только смысл дает силы жить. Иными словами, концентрация должна быть не на процессе страдания, но на вопросах: Почему это происходит со мной? Что дает мне эта ситуация? Ради чего я должен выжить? Это единственный способ расширить сознание. «Смысл - это, по всей видимости, нечто, что мы проецируем в окружающие нас вещи, которые сами по себе нейтральны» , - считал В. Франкл.

Экзистенциальный подход в психологии существенно развил и углубил Ирвин Ялом, работая с обреченными на смерть людьми, включая онкопациентов. В его подходе непременным условием является установка на принятие собственной смертности человеком, особенно когда смерть близка. В книге «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» психотерапевт приходит к парадоксальному, но обоснованному выводу: именно идея конечности жизни побуждает человека к проявлению активности. Экзистенциальную терапию Ялом понимает как продуктивное «взаимодействие и размышление об этом взаимодействии», которые ведут к преобразованиям поведения человека. В его практике усилия были направлены вначале на принятие пациентами экзистенциальной тревоги по поводу одиночества, смерти, инвалидности, упущенных лет, на осмысление того, как это переживается «здесь и сейчас» самим клиентом и терапевтом, и этот процесс в большинстве случаев вел к мощным духовным преобразованиям, к пониманию новых аспектов переживаемого.

Принципы экзистенциальной терапии

Согласно этому подходу, внутри человека происходит столкновение его установок и реализации способа бытия. Столкнувшись с неизбежностью и реальностью собственной смерти, осуществляя жизненно важный выбор, теряя близких или переживая экстремальные события, человек неизбежно вырывается из обыденности и сталкивается со всей сложностью и глубиной жизни. Как известно, в окопах нет атеистов, и точно так же в экстремальных ситуациях все люди - в той или иной мере философы. И тогда, чтобы сохранить более-менее уравновешенное состояние, вступают в действие психологические защиты. Но оборотная их сторона в том, что, защищая, они одновременно и блокируют потоки жизненной энергии, способствуют созданию иллюзий, которые иногда смутно ощущаются как ложные, но всегда влияют на качество внутренней жизни негативно. «От пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается , считал В. Франкл. Смысл страдания - в грядущих изменениях личности. Здесь срабатывает принцип жемчужины в раковине: подобно тому, как песок, попадающий в нее и причиняющий боль моллюску, становится жемчугом, так и страдание человека, пережитое в полной мере, с позволением осуществиться придает событию смысл, меняя приоритеты и установки человека, способствуя появлению у него новых качеств - а значит, и полноты бытия. Потому что в каждом событии кроется потенциал для духовного роста. «Люди, лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы создавать его, и это может принимать либо здоровые, либо нездоровые формы» , - говорил Франкл, подмечая интуитивное желание любого человека пребывать в некоем движении, преодолевать препятствия и ощущать свои силы, границы, потенциалы.

Терапия страха смерти

Этот базовый страх присущ любому биологическому существу - хотя бы на уровне инстинктов. В экзистенциальной терапии все начинается с его признания и принятия неизбежности факта своей смерти.

В этом смысле эффективно прочерчивание линии жизни и определение своего актуального отрезка на данный момент, детальное представление своей смерти с созданием некролога или надписи на могиле (иногда эти надписи можно сделать намеренно парадоксальными).

Дает свой эффект групповая терапия в составе из здоровых и больных либо в группах однородного типа (например, онкопациенты, как это описано у И. Ялома).

Важным выводом из исследований И. Ялома, опросившего десятки обреченных на смерть людей, стало понимание, что смерти меньше боятся те, кто активно, разнообразно, в полную силу прожил свою жизнь. Люди, мало позволявшие себе, отказывавшие себе в осуществлении своих больших и малых желаний, боятся смерти больше - по сути, страх смерти означает сожаление о непрожитой жизни. Следовательно, важным моментом терапии будет осознание того, что именно сейчас придает человеку силу жить, вызывает у него искреннюю радость - и выстраивание своей жизни с тем, чтобы этому обязательно находилось место.

Работа с ощущением одиночества

Парадоксально, но чтобы справиться с одиночеством, нужно в него углубиться. Как говорят психологи, нельзя перестать быть одиноким без возможности уединения.

В своей работе терапевт обязательно сделает акцент на представлении клиента о партнерских отношениях, исключающих проявления зависимости, манипулирование (если это представление очень приблизительное, над ним работают). Как правило, у клиента часто искажен образ партнерства или нахождения в паре, нередко проявляются патологии в виде агрессивного желания обладать партнером, указывать ему, как правильно поступить, манипулировать или, наоборот, включается механизм «жертвы», созависимости и т. п.

Немаловажную роль в работе играет установка «здесь и сейчас» - в отношениях с терапевтом всегда проявляются причины одиночества или сложностей межличностного взаимодействия. Ценным опытом будет получение клиентом «обратной связи» от терапевта.

Пробуждение чувства ответственности за свои решения

При возникновении этой проблемы эффективным будет выявление способов отказа от ответственности (методом интервью-конфронтации, парадоксальных утверждений и пр.). Терапия, направленная на пробуждение ответственности, как, впрочем, вся экзистенциальная терапия, исключает директивный стиль - ведь в таком случае велика опасность перенесения ответственности на терапевта - очередная уловка клиента. Методы терапии должны быть направлены на укрепление волевых качеств (или пробуждение их), важно учесть личностный потенциал, выстроить цели и желания с тем, чтобы потом перевести их в план реальности, подумав, какими способами это можно сделать. Если желаний «нет» - предстоит работа по поиску себя, ощущению вкуса жизни у клиента.

Утрата смысла жизни

Такие проблемы возникают часто в подростковом возрасте - либо позднее, в переломные моменты. Здесь важно стимулировать самопроявления клиента, смещать угол восприятия из сосредоточенности на внутренних процессах вовне для обретения смыслов (иногда суженное восприятие загоняет человека в тупик). Этому способствуют посещения детских приютов, хосписов, волонтерская работа, любое обращение к чужому, еще более драматичному опыту. Часто человек, ощущающий себя брошенным и одиноким, никому не нужным, светлеет просто от того, какими глазами встречают и провожают его дети, лишенные родительской опеки, и осознает собственную значимость, востребованность, нужность на невербальном уровне.

Важным в процессе терапии будет и совместное размышление о разных сторонах событий с учетом принципа В. Франкла: все события нейтральны, и лишь человек окрашивает их в светлые или темные тона. Гибкость мышления - важное качество и в терапии, и в ходе последующей самопомощи пациента. Если взять в качестве постулата убеждение, что нет только плохого или однозначно хорошего в жизни, это само по себе будет давать важный терапевтический эффект.

И, вполне возможно, что самым важным в экзистенциальной терапии является то, о чем говорил еще Ирвин Ялом, - проявление участия к клиенту, вовлеченность в его жизнь и те смыслы, которыми она наполнена. Терапия отношением - мощное оружие в руках психолога. Кто знает, может быть, у клиента это последняя возможность быть безусловно принятым и услышанным.

Литература
  • 1. Трегубов, Л., З. Вагин, Ю. Р. Эстетика самоубийства. - Пермь: Капик, 1993.
  • 2. Франкл, В. Психотерапия на практике. - Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001.
  • 3. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990.
  • 4. Ялом, И. Мама и смысл жизни. Электронный ресурс: Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/54717. Дата доступа: 17.03.2017.
  • 5. Ялом, И. Вглядываясь в солнце: Жизнь без страха смерти. Электронный ресурс: Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/54717. Дата доступа - 17.03.2017.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Экзистенциальная психотерапия – психотерапевтическое течение, которое ставит во главу угла задачу подтолкнуть человека к осмыслению своего жизненного пути как целостной совокупности и нахождению значимых личностных ценностей. А в дальнейшем — коррекция стратегии поведения в соответствии с этими выделенными ценностями. И самое главное – принятие за это ответственности. Данный подход применяется, помимо прочего, и .

Именно поэтому экзистенциальная терапия скорее напоминает диалог, подталкивающий пациента к самопознанию. А экзистенциальный психолог не следует строгому плану консультации и не навязывает никакую точку зрения. Он стремится лишь дать возможность клиенту осознать свои особенности и самого себя.

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии – это, прежде всего, направление, предполагающее глубинные изменения, а не работа с «обрезанием» проявлений и видимых проблем. Если можно сказать коротко, то согласно этому направлению, работа с симптоматикой не имеет смысла. Ведь рассматриваемый экзистенциально-гуманистический подход стоит на основе того, что главный внутренний конфликт – это конфликт с «данностями» конечности существования любого человека в этом мире.

Вообще, название экзистенциальная психотерапия включает в себя два важных понятия: « », как признание существования человека разумного, строящего свой личный жизненный путь. Таким образом человек рассматривается в «человеческом», а не во внешнем мире проявлений. И понятия «гуманистичности», как веры в способность человека брать на себя ответственность и реализовать свой потенциал через осмысление.

Как можно заметить даже по вступительной части, основы экзистенциального подхода берут свои истоки из философии. Многие исследователи видят предпосылки развития такого направления в работах Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера и Сартра. Кстати, сам Хайдеггер надеялся, что придёт день, когда его идеи выйдут за рамки философии и придут на помощь «страдающим людям».

Что касается первых психотерапевтов, которые непосредственно применили такой подход, как экзистенциальная психотерапия, то можно выделить К. Ясперса, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя.

Отдельно хочется остановится на логотерапии, автором которой является Виктор Франкл. Это особое экзистенциальное направление, которое основано на поиске смысла в каждом происходящем явлении, как позитивном, так и негативном. То есть, всё происходящее даётся человеку не просто так. Важно понять – для чего и что необходимо из этого вынести. Сам основатель подхода, Франкл, прошёл ужасы концентрационных лагерей. И своим примером демонстрировал возможность находить смысл даже в переживании немыслимых страданий.


Основные постулаты экзистенциальной психотерапии

Основными постулатами, важными для экзистенциально-гуманистической психотерапии являются понимание всех житейских проблем любого человека в рамках:

  • осознания «конечности и бессмысленности» существования как такового. И в связи с этим, необходимости поиска своего смыслополагаюшего начала;
  • как следствие – осознание обязательной смерти и соответствующего страха перед этой смертью;
  • присутствие постоянного страха выбора и ответственности за этот выбор, в связи с данностью человеку свободы воли;
  • понимание и осознания холодности и безразличности окружающего мира, при необходимости взаимодействия с ним.

Таким образом, обозначились четыре основные проблемы, сформулированные Ирвином Ялом:

Вся остальная напряжённость основана на поведенческих конфликтах, которые являются производными из основных. И только осмысленный подход к этим упомянутым четырём ключевым проблемам даёт возможность найти облегчение и наполнить существование своим личностным значением.

Человеческое существование является чередой таких конфликтов, которые подвигают личность к переоценке ценностей и нахождению новых понятий «для того, чтобы…» Поэтому даже крайние формы аффективных переживаний видятся не как психолого-психиатрические проблемы, а как естественные кризисы, которые являются своеобразными ступенями для дальнейшего саморазвития.

Например, депрессия служит маркером того, что прежние ценности стали для нас незначимы, и личность готова к поиску новых. Тревожные переживания связаны с внутренним напряжением из-за необходимости важнейшего (или важнейших) выборов и, соответствующего, осознания ответственности за это.

Таким образом, задача экзистенциального психотерапевта сводится к побуждению философских размышлений над данными вещами в случае, если сам пациент откладывает или боится углубляться в эти понятия и надолго остаётся в аффективных реакциях.

Ирвин Ялом и противодействие «протокольной терапии»

Резким критическим подходом к «строго прописанной терапии» отличался один из ведущих мастеров данного подхода — Ирвин Ялом. Он начинал свой путь от психоанализа, но не был согласен с выделенными в нём движущими силами.

По его мнению, основным конфликтом любого человека является понимание своей собственной смерти и её неизбежности. Как только человек способен осознать и противостоять этому постоянному страху, так он начинает перестраивать свои личностные ценности и приоритеты: ценит близких и тёплые взаимоотношения, берёт на себя риск и ответственность…

Кроме того, центральным моментом его подхода было желание подобрать индивидуальную терапию для каждого, кто к нему обращался. А не следовать заранее отработанной схеме. По его мнению, экзистенциальное консультирование только даёт толчок к переоценке ценностей и философским умозаключениям пациента, а также помогает при его страхе следовать этим размышлениям.

У каждого человека существует свой собственный путь преодоления боязни своей неминуемой конечности этой жизни, и у каждого при этом выявляются так же лишь индивидуальные прерогативы и ценности.

Экзистенциальный психоанализ

С критикой подхода Фрейда выступал и Жан-Поль Сартр. И хотя он также назвал свой подход «психоанализом», но по сути предложил вариант экзистенциального подхода. Во-первых, Сартр рассматривал личность как целостность, в противовес Фрейдовскому убеждению постоянной конфликтности личностных качеств и биологических инстинктов. Отсюда следует, что оговорки, жесты, слова, равно как и симптомы выражают не область проблемы, а фундаментальный выбор, который намеревается сделать человек.

Сартр не мог смириться, что личность сводится к таким простым моментам, как первичным желаниям, ещё и, как правило, сексуальным. Куда же в этом случае пропадает вся многослойность и индивидуальность каждой конкретной этой самой личности? Кроме того, он критично относится и к понятию бессознательного. Ведь если человек, посредством рефлексии понимает свои симптомы и идёт с ними к терапевту, то как же можно говорить о бессознательном, если оно осознаётся?

По мнению автора, признаком существования человека есть его желания, но желания существуют при дефиците или ограниченности жизни. Таким образом, человек пытается восполнить недостаток существования, которые отражаются в двух комплексах:

Размышления над этими базисами и ведут к переоценки внутренних установок, желаний и дают возможность справиться со всеми проблемами, преображая глубинные уровни личности.

Взгляд Джеймса Бюджентала

Одним из самых продуктивных практических терапевтов, который более тридцати лет занимался непосредственной практикой, является, пожалуй, Д. Бюджентал. Важнейшими его фундаментальными тезисами можно выделить такие моменты:

  • любому человеку присущ мотив «поиска здравого», который побуждает двигаться к наибольшей эффективности и удовлетворённости;
  • «жизнеизменяющая терапия» — это совместная работа клиента и терапевта над переосмыслением ответов первого на вопросы жизни, чтобы позволить сделать саму эту жизнь более «аутентичной» и позволить человеку больше самореализоваться.

Таким образом, терапия может происходить на двух уровнях:

Одними из важнейших проблем в развитии личности, автор видит в жёстких идентификациях и «идеальных образах», которые и выливаются в ощущение неудовлетворённости и «проблемности». Осмысление не всегда ведёт к реальной аутентичности, для этого и необходим терапевт, который способен заметить «шаблонности».

Совместный поиск, «осознание нашей сознательности» (с помощью рефлексивного самосознания), приводит пациента к подлинной «экзистенциальной эмансипации». Но, при этом, ни в коем случае не теряется, а, наоборот, увеличивается ответственность за свои выводы и свой выбор.

Школы в России

Становление экзистенциального направления в психологии России ознаменовано визитами Франкла и Роджерса в конце 80-х годов прошлого века. Именно они зародили интерес к этому направлению и способствовали становлению своих школ, таких как Высшая Школа гуманитарной психотерапии и Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии. В настоящий момент имеются очень интересные и продуктивные терапевты, работающие в этом ключе.

Экзистенциальная психотерапия: критика подхода

Стоит отметить, что каждый автор вносил в подход свои элементы работы. Поскольку экзистенциальное направление принципиально не прописывало чёткую стратегию построения консультации. Поэтому сложно выделить обобщённые критические замечания. Но, в целом, основным вопросом является аспект готовности – неготовности человека касаться довольно фундаментальных тем бытия и мочь при этом делать определённые базисные выводы, проводить аналогии. Тем более, принимать тяжёлые переживания как моменты переосмысления.

Однако, терапевты говорят про возможность работать с любым клиентом именно благодаря гибкости подхода и возможности человека самому преобразовывать свои ценности. Так, например, упомянутый Бюджентал писал, что успешно работал с клиентами, среди которых были: инженеры, проститутки, полицейские, чиновники, представители духовенства и монахини, домохозяйки, врачи, студенты разных специальностей, юристы, секретари, солдаты, сиделки и няни, профессоры, актёры, чернорабочие и политики.

Таким образом ещё раз утверждая, что экзистенциально-гуманистический подход может быть широко применим для помощи самым разным клиентам.

mob_info