Отличие эгоизма от эгоцентризма. Разница между эгоизмом и эгоцентризмом. Формы проявления и что такое рациональный или здоровый эгоизм

Рождается ли человек эгоистичным или его делает таким жизнь? Как формируется эгоизм у ребенка? Главное условие нормального развития человека, главная жизненная сила – любовь. Она, как солнце, дающее жизнь. Наверное, многие из вас слышали об эффекте «госпитализма». Это явление наблюдалось в немецких домах ребенка. Несмотря на то, что дети имели все: питание, уход, тепло, они почему-то не только плохо развивались, но там была и повышенная смертность. Как выяснилось, это результат того, что ребенок лишен материнской любви. Там, где няня проявляла к ребенку любовь, внимание и заботу, он выживал. Если этого не было – ребенок чахнул, заболевал, а в некоторых случаях и умирал. Для выживания ребенку необходима прежде всего любовь.

Аналогичные ситуации в семье, где мама в состоянии усталости, раздражения, утомления: у нее нет душевных сил проявить любовь к ребенку. Когда она его кормит, ребенок может отказываться от кормления, кричать. У него появляются болезни пищеварения и другие недуги. Г.С. Салливан – американский психоаналитик, посвятивший этому свои исследования, выявил, что если мать кормит младенца в состоянии тревоги, то для него весь мир окрашивается в темные тона, становится страшным, угрожающим, ужасным. Дети реагируют по принципу: «все или ничего». Материнская тревога даже в небольших дозах вызывает у них переживание ужаса, поэтому ситуация кормления становится для ребенка страшной, и он от нее уходит, отказывается от груди. Многие матери не могут понять, почему дети плохо едят, почему они капризничают. А это происходит потому, что ситуация кормления становится травмирующей уже с младенчества из-за состояния самой матери. Оказывается, дети очень чувствительны к эмоциональной атмосфере семьи: если она напряжена, тревожна, неблагополучна, то и психическое развитие младенца идет по типу «госпитализма».

Так же возникают разные болезни: физические, а главное – психические. У ребенка формируются трудности характера. Мир для него становится опасным, угрожающим – и так формируется эгоцентризм. Взрослый становится опасным, мир – страшным, и ребенок замыкается в себе. Мы видим упрямых детей, которые боятся и чураются взрослых, детей негативистичных и агрессивных. Душевные травмы младенчества поглощают все их внимание, концентрируют на себе их душевную жизнь, и так у них формируется эгоцентрическая доминанта, которая искажает восприятие окружающего мира.

Эгоцентризм – это не то же, что эгоизм. Эгоизм сопряжен с жизненной позицией использования других в своих целях, когда на первое место ставятся свои интересы в ущерб интересам других. Можно допустить, что эгоизм связан с эгоцентризмом, но все-таки это разные явления.

В своей дипломной работе Марина Юрьевна Колпакова проводила исследование с детьми из детского дома, родители которых лишены родительских прав, и с детьми из обычного детского сада. Мы смотрели, как у детей развиваются отношения к людям, к окружающему миру, и пытались понять психологию эгоизма и эгоцентризма. Оказалось, что здесь разные корни. Эгоистичные дети обычно вырастают в семьях, где их балуют, где единственный ребенок становится центром семьи. Эгоцентричные дети – это дети, часто вообще лишенные семьи, нормального материнского ухода, это нередко дети из детских домов.

Всем участникам исследования предъявлялись картинки теста ТАТ (Тематического Апперцептивного Теста). На одной из картинок мальчик с неопределенным выражением лица держит скрипку. Можно дать разные ответы: мальчик или думает, или он изучает скрипку, или мальчик сидит печальный. Ответы зависят от состояния воспринимающего. Дети из детского дома, как правило, отвечали, что мальчика оставили, бросили, он один. Также и по поводу других подобных картинок звучала та же мысль: скажем, мальчик сидит у порога, и дети говорят, что его оставили, он один. Дети из детского сада отвечали, что мальчик кого-то ждет у порога, он не один, а на скрипке он будет учиться играть, пойдет в школу. Особенно показательной была картинка, на которой бежит мальчик, а за ним виден паровоз. Несколько детей из детского дома ответили, что паровоз хочет задавить мальчика, паровоз бежит за ним.

Эгоцентризм – это искаженное восприятие. Такой ребенок не может адекватно видеть мир. Он видит угрозу там, где ее нет. Внутренняя тревожность и неблагополучие формируют искаженное восприятие действительности, неадекватность мировосприятия, Дети из благополучных семей видели ситуацию благоприятной, воспринимали мир в оптимистических тонах. Дети же из трудных семей отвечали подобно воспитанникам детского дома.

Итак, атмосфера в семье, любовь или ее отсутствие оказываются решающими в формировании типа личности. А в направленности на себя как две ее разновидности мы различаем эгоцентризм и эгоизм. Эгоизм развивается часто там, где, притом, что ребенка балуют, он оказывается лишенным душевной, внутренней любви, той любви, которая дает чувство сопричастности другим. Эгоизм – это тоже следствие отсутствия любви, но другого типа. С эгоистичным ребенком надо вести себя не так, как с эгоцентричным. Если эгоистичного надо ставить в условия, где необходимо учитывать интересы других, стараясь изменять привычки и жизненную установку ребенка, то с эгоцентричным надо действовать очень осторожно. Его надо лечить любовью.

Подведем итоги сказанному о различии эгоизма и эгоцентризма. Эгоист использует других людей как средство достижения собственных целей, ставит на первое место свои интересы в ущерб другим. Эгоцентризм является следствием душевной травмы в раннем детском возрасте. У таких детей повышенный уровень тревожности, они склонны ожидать плохого и проецируют свой внутренний душевный опыт на окружающих.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Случалось ли вам встречать человека, который не думает ни о ком, кроме себя любимого? Как вы его можете назвать? Эгоистом? А эгоцентричный человек - это кто? Сегодня я предлагаю разобраться в этих двух понятиях, рассмотреть признаки зацикленного на себе человека, понять почему детский эгоцентризм переходит во взрослую жизнь и что с этим делать.

Поскольку люди часто путают эгоизм и эгоцентризм, я хочу предложить вам книгу Рудольфа Штайнера «Эгоизм в философии ». Благодаря труду австрийского философа вы сможете проследить становление индивидуализма от самой Древней Греции.

Определение

Слово «эгоцентризм» в переводе с латыни означает не что иное, как «Я» в центре круга. Что это значит? Человек не может поставить себя на место другого, он считает себя центром вселенной или крайняя форма эгоизма.

Давайте посмотрим, какие бывают признаки у эгоцентричных людей. Первый признак - . Такой человек не умеет читать чужие эмоции, он совершенно не ставит себя на место другого, все интерпретирует относительно самого себя. Вследствие чего у него возникают трудности в . Общаться с таким человеком крайне тяжело.

Если с воспитанием все выходит хорошо, то человек приобретает здоровую самооценку, он умеет ставить себя на место другого человека, понимает, что не он является центром вселенной.

Если же взрослый человек не смог стать здоровым эгоистом, значит, возникли какие-то проблемы на . Так бывает из-за родительского попустительства, из-за нехватки любви или ее переизбытка.

Признаки эгоцентрика мы рассмотрели выше. А что значит здоровый эгоизм? В человеке очень силен инстинкт самосохранения и удовлетворения своих потребностей. Адекватный взрослый человек будет стремиться решить ситуацию таким образом, чтобы и он и другие участники остались в выигрыше.

Но как в любой ситуации, здесь есть и другая сторона, когда человек кладет себя на алтарь жертвенности. Об этом я говорю в статье « ».

Что делать

Если вам приходится общаться с эгоцентриком, то самое верное решение - не потакать его желаниям и страстям, например, когда родители постоянно балуют свою кровиночку. Человек должен понимать, что не всегда происходит так, как ему хочется. Ваша задача быть спокойным, рассудительным и хладнокровным.

Попробуйте заняться благотворительностью. Только грамотно подойдите к этому вопросу. Не просто перекинуть на счет фонда сто рублей, а пойти позаниматься с сиротками, или съездить в дом престарелых. Узнать какая помощь нужна в ближайшем к вам детском центре. Учитесь видеть проблемы других людей.

Как вы можете описать эгоцентричного человека? Чем он отличается от здорового эгоиста?

Любить себя, не значит не любить других.
Всего вам наилучшего!

Эгоизм и эгоцентризм

Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его «младший брат» эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое.

В своей статье «Что такое мистика» профессор Ливрага пишет: «Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. — Прим. ред.) тень — эгоцентризм — всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития…»

Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.

Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?

Эгоцентризм — это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием.

Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.

Странно, но часто получается, что контакт с человеком «заражает» домашних животных «вирусом эгоцентризма», и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.

С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя «тактика», позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.

Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь — эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира.

Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих «Диалогах». После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и «не-журавли».

То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, «не-я», лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.

Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему «наплевать» на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания.

Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности.

В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: «Любовь — это отдача, и соответственно, отдача — это проявление Любви…» Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?

Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира.

Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле.

Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной.

Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.

Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.

Никто не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:

«Нет человека, который был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях».

http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=11&menu_id=98§ion_id=1304&alt_menu=-1

В бытовом словоупотреблении "эгоист" распространено больше, чем "эгоцентрист", поэтому большинство людей склонно не разграничивать эти понятия, валя всё в кучу. А разница между тем есть.

Мне очень нравится понимание эгоизма и эгоцентризма, которое я вычитал давным-давно в какой-то книжке (сейчас уже не вспомню, в какой именно) и сделал своим рабочим определением.

Эгоист говорит: "Я -- центр Вселенной. Поэтому вы все, окружающие меня люди, должны именно так меня и воспринимать: вы должны прыгать вокруг меня, ублажать меня, делать всё для меня, поступаясь своими интересами ради моих интересов".

Эгоцентрист говорит: "Я -- центр Вселенной. Моей персональной Вселенной. Она так велика, так интересна и так прекрасна, что мне никто больше не нужен. Поэтому вы все, окружающие меня люди, с вашими проблемами и заботами, с вашими интересами и желаниями, с вашими мнениями о мире и обо мне, совершенно ничего не значите для меня".

Если исходить из сказанного выше, эгоизм и эгоцентризм -- это не просто разные понятия, это во многом диаметрально противоположные понятия.

Эгоисту нужен весь мир -- чтобы все крутились вокруг него. Эгоцентристу никто не нужен, потому что у него есть свой собственный мир, который крутится вокруг него.

Если мужик не работает, сидит на шее у жены, которая пашет на трёх работах, содержа себя и его, -- это типичный эгоист.

Если мужик -- холостяк, который заводит отношения с женщинами ровно настолько, насколько это ему интересно, и легко их прекращает, когда это перестаёт его устраивать, -- это типичный эгоцентрист.

Эгоист не может долго быть один: ему нужны внимание и забота окружающих. Эгоцентристу никто не нужен, ему и самому с собой всегда хорошо.

Вот так, если в двух словах.

Это два очень разных термина. Лучше их не путать.

Эгоизм - всегда, во всех ситуациях, с любыми людьми - исходить сугубо из личных интересов связанных с той или иной выгодой. Материальной или нет - неважно.

Эгоцентризм (Просвещенный Суперэгоцентризм) - кредо, жизненная позиция, когда собственное мнение, свои решения и поступки, свои взгляды в отношении любого вопроса, события или поступка - всегда ставятся в своей системе ценностей превыше всех остальных. Что можно что нельзя, что хорошо для него, а что плохо, правильно и неправильно - все оценочные суждения эгоцентрист пересматривает через призму своей позиции.

Сильные, успешные и волевые люди, умеющие преодолевать себя, брать ответственность за других и не бояться решать - чаще всего эгоцентристы.

Эгоист рассматривает окружающее - как источник достижения своих целей, и выгод,и только своих.

Эгоцентрист рассматривает окружающее, как часть своего мира, и самого себя. Эгоцентрист, как правило, способен на "сверхличные" (не связанные с его непосредственными интересами) поступки, просто потому, что в "его" мире так должно быть.

Эгоцентрист в своей системе ценностей - субъективный центр вселенной.

В отличие от эгоиста, эгоцентрист может поступать и принимать решения в пользу чужих интересов, которые лично ему могут не принести никакой выгоды.

В различных словарях, к которым часто любят прибегать, с целью упрочить свою аргументацию, можно увидеть, что эти два понятия часто не разделяют между собой. Так, в некоторых определениях написано: "Эгоцентризм - крайняя степень проявления эгоизма", что конечно же, ошибочно.

Эгоцентризм - собственно, термин из возрастной психологии: до определённого возраста маленький ребёнок способен представить ситуацию (пространственно и пр) только со своей точки зрения.

Эгоизм - оценочно (осуждающе) окрашенное название поведения, когда человек свои интересы ставит на первое место. Что для взрослого, зрелого человека - вообще-то алгоритм вполне нормальный, откуда попытки как-то лишить термин негативной коннотации (ассоциаций): "здоровый эгоизм", например.

Возможно, путаница между обыденным употреблением терминов "эгоцентризм" и "эгоизм" - как раз следствие попыток как-то разделить два класса ситуаций:

1) когда человек просто в первую очередь следует своим интересам (что людей вокруг, может, и разочаровывает: они бы хотели, чтобы другой человек ИХ интересы ставил выше своих, или уж хотя бы в один ряд, без преимуществ... - Но как-то осознаётся как вариант нормы). -

2) И когда человек не просто ставит свои интересы на первое место, а исходит из полной ничтожности интересов окружающих: походя причинить горе, разор, "вытереть ноги" о тех, кто попался, - не со зла даже, а потому что есть я, а всё остальное ничтожно.

Понятно, что поведение принципиально разное, а слово в русском языке для них одно: "эгоизм".

Вот и пробуют (ещё раз, речь про обыденное словоупотребление) какой-то из этих вариантов назвать "эгоцентризмом", а для другого оставить "эгоизм". Причём единой практики, а на что - что "наклеивать", какой ярлычок куда именно-то, - не сложилось.

Ответить

Здесь уместно привести одно удивительное в своем роде наблюдение. – Эгоцентризм и нарциссизм могут быть и, так сказать, «вторичными» – сознательно культивируемыми людьми в себе. Так, «победное шествие нарциссизма» (название эссе А. Созоновой об этом явлении, см. http://hpsy.ru/public/x2262.htm) наблюдается ныне в широких постсоветских массах, в известной нелепой реакции этих масс на принудительный социалистический коллективизм: все теперь говорят о «себе любимых», реклама учит – «мир создан для тебя» и т.д. и т.п.
Более тонкое проявление культивируемого людьми в себе эгоцентризма – культурный феномен, известный под именем «эстетизма». Здесь все, что предстает человеку, «эстету» – он учится воспринимать лишь как эстетические явления, то есть, значит, только как собственные впечатления, без дальнейшей реконструкции собственного бытия воспринимаемого, – и таким образом даже самое ужасное (для других) или дурное (морально) может представать для него и просто занимательным и даже прекрасным. То есть, чтобы зрелище, скажем, чужой гибели могло быть употреблено эстетически, по-эстетски – надо отыскать в себе и культивировать первобытный солипсизм. Нарциссизм же входит, как выше замечено, к солипсизму «в комплект». Хочешь быть поэтом? – тогда «никому не сочувствуй, сам же себя возлюби…» и т.д. Ибо сочувствовать – ведь это и значит реконструировать объективность, пробивать эстетическую поверхность вещей, – тогда как поэт, с эстетской точки зрения, должен принципиально оставаться на этой поверхности; но «никому никогда не сочувствовать» – не получится без самовлюбленности. Замечу: здесь речь идет именно не о грубом и понятном эгоизме, а об (особого рода, но все-таки достаточно отталкивающем) эгоцентризме-нарциссизме.
Культивируется эгоцентризм, по моему мнению, и обычной религиозной установкой: тут верующий ощущает себя в таком отношении к миру, в котором его (мира) создатель занимается им персонально, имеет на него свои планы, доступен по его желанию, и даже, в результате известных сакральных действий, может скорректировать им самим заданный ход вещей в его, верующего, пользу…

(2) Эта формула - «делая добро другим, я делаю его для себя» - похожа и на формулу истинной нравственности, разумной человечности: но ведь и сам эгоцентрик в своём добре всё-таки похож на духовно развитого человека. - Параллели налицо: мы остаёмся справедливыми и с малосимпатичными нам людьми ради «внутреннего» нашего «Бога», то есть ради собственной совести, а значит, в конечном счёте, «для себя»; здесь, правда, в отличном от эгоцентрического смысле, именно - «ничего от этого для себя не жду, никаких выгод или наград, совесть сама составляет мой “интерес”»… - Ну что ж, дух человеческий возрастает от дикаря к разумному существу тысячелетиями , восходит от эгоцентрика к существу человечному, признающему и понимающему других, с трудом, и вместе с этим длительным восхождением духа «Бог» дикаря постепенно превращается в привычную метафору истины и добра. «Царство Божие внутри нас есть» (со мною, во мне, для меня): это - совесть. Совесть, которая была понятнее дикарю в виде всевидящего карающего Бога, а Бог разумного человека - только метафора всё понимающей в нём неподкупной совести.
Немного иначе обстоит дело с эгоистом. Если совесть в достойном развитом человеке есть то, что в нем самом для него главное, что позволяет ему себя уважать, его дорогое лучшее Я (почти как у эгоцентрика) - то для эгоиста его совесть - его враг: ведь она - то, что может ему помешать завладеть чем-то желаемым, когда ничто объективно ему не мешает…

mob_info