Мышление. Будьте всегда открыты и активны Мышление и воображение интересные факты

Оказывается, наш разум не всегда бывает нам полезен. Рефлексия, размышления о несправедливом устройстве мира и бессодержательная игра ассоциаций истощают силы и отвлекают внимание от того, что нас окружает. Автор блога Raptitude Дэвид Кейн написал об ограниченном бюджете внимания и постоянном внутреннем «картировании» нашего опыта - T&P перевели его статью.

Люди особо не говорят о мышлении. Мы постоянно говорим, о чем мы думаем, но редко говорим о самом процессе. А ведь мышление составляет огромную часть нашей жизни - это, возможно, самая значительная часть нашего опыта.

Мышление влияет на все в жизни: ваши действия, ваши представления о самих себе, ваши возможности, ваш уровень стресса и ваше здоровье. Ваш образ мышления определяет, какой опыт будет преобладать в течение вашей жизни: будет ли это страх или восхищение, будет ли он избыточен или недостаточен.

Моя жизнь стала чертовски лучше с тех пор, как я начал обращать внимание на ту роль, которую играют в ней мои мысли. Было время, когда я бы усомнился в истинности пяти нижеследующих утверждений, но теперь я считаю их существенной правдой жизни.

Мы думаем почти все время

Маленькие дети - прекрасные наблюдатели. Большую часть времени их внимание занято тем, что они видят и слышат. Они определенно могут думать и размышлять, но сиюминутный чувственный мир кажется им более важным. Это не редкость - увидеть взрослого человека, погруженного в размышления и не замечающего ничего вокруг, но странно видеть двухлетнего ребенка с тем же стеклянным, отсутствующим взглядом.

Со зрелостью мысль выходит на передний план нашего опыта. Даже когда мы обращаем внимание на чувственный мир, мы постоянно интерпретируем, предсказываем и оцениваем. Когда дети взрослеют, они посвящают все больше и больше внимания их собственному внутреннему картированию - оно становится более важным, чем сиюминутные свежие наблюдения.

Представьте туристов, бродящих с картой перед собой. Они видят ориентиры реального мира, но используют их только как отсылки для определения своего местоположения и для выстраивания маршрута до другой точки. Большинство взрослых взаимодействуют с миром также, по привычке: содержание наших мыслей и впечатлений являются главным пейзажем, а сиюминутный чувственный опыт оказывается вторичен.

Большинство наших мыслей на самом деле ни к чему не ведут

Нам нужно думать: наш ум способен на удивительные вещи. Но большинство мыслей не ведет ни к какому решению или пониманию, которое бы было применимо в реальном мире. Мы просто поднимаем вихри пыли. Одна мысль всегда ведет к другой, но следить за их ходом - это как собирать случайно растущие цветы, а не идти по следу намеренно разбросанных хлебных крошек.

Если вы возьмете за привычку спрашивать себя, чего конкретно вы хотите достигнуть, раздумывая о чем-то в определенный момент, вы можете обнаружить, что не находите ответа. Чем хороша мысль, есть она не подталкивает к какому-то решению или действию? Конечно, у мышления есть и другие цели - например, отвлечь себя от еще более огорчительных раздумий или порадовать себя фантазиями. Но и в этом случае реальному миру приходит конец. Чаще всего эти мысли не намеренны, да и не особенно полезны.

По большей части мышление - это просто бессознательное ассоциациирование, утомляющее и поглощающее наше внимание. Это привычная бесполезная работа разума, способная сожрать столько вашего внимания, сколько сможет, пока вы не отключите ее от питания.

Мышление вызывает привыкание

Кому есть дело до имени актера, игравшего средненького в том ситкоме 80-х, музыкальная тема которого играет в моей голове с самого утра? Моему разуму почему-то есть дело. Если бы я не вмешался, пришлось бы отложить всю свою остальную жизнь, чтобы разрешить этот вопрос.

Разум рад любой работе, даже если у нее нет никакой обозримой выгоды. Прямо как агент по продажам, который будет продавать вам любые штуковины, пока вы не перестанете их покупать, ваш разум имеет тенденцию работать, пока может. Ему и правда нравится полагать, сравнивать и выдумывать.

Мы все можем согласиться, что это здорово, - что разум способен на эти вещи. Но чтобы делать их, ему требуется ваше внимание, которого не так много. Если бы разум знал, что ему придется работать, исходя из бюджета, он бы был более рассудителен относительно проектов, за которые берется.

Мы, взрослые, так привыкли к этой постоянной мыcлительной активности, что, когда она прекращается, у нас возникает странное чувство. По той же причине трудно оторваться от незапланированного Netflix-марафона. Дело не обязательно в том, что сериал, который вы смотрите, так хорош. Дело в том, что вам комфортнее продолжать смотреть, а не решать, чем заняться вместо этого.

Мы часто путаем наши мысли с их предметом

Все мы бывали поглощены мыслями настолько, что теряли нить происходящего. Вами могут полностью овладеть ваши старые отношения, или расписание в вашем офисе на другом конце города, или будущее, в котором не останется больше океанской рыбы, и вы едва заметите, что сидите в ванной в 4 часа субботнего дня.

Ваши эмоции в этих случаях лучше соответствуют тому, что содержится в вашей голове, но никак не происходящему вокруг. Это потому, что все мысли существуют в настоящем, - даже мысли об отсутствующих людях или не происходящих событиях. Поэтому, когда вы думаете о чем-то, что вас расстраивает, на самом деле вы реагируете на мысль, но не на ее предмет. Очевидно, что это не ваша бывшая подружка заставляет вас сидеть в ванной и грустить, это ваша мысль об этом человеке и этом времени. Ее там нет. Вообще. Есть только мысль.

Ваше тело постоянно водят за нос. Только успеваете подумать о тарелке картофеля фри, как слюнные железы уже начинают во рту вечеринку, еще не зная, что нет никакой картошки. Или только подумаете о сексе, и гениталии тут же начнут перестраиваться, перемещая жидкости туда-сюда и готовясь приветствовать гостя, который не придет. Если вы будете потакать заблуждениям своего тела, оно даже может попытаться само завести ребенка.

Когда вы лежите в кровати и не можете заснуть из-за политического насилия, это не несовершенное устройство мира не дает вам заснуть. Это мысль, которая у вас есть в данный момент, прямо здесь, в вашей спальне. Иначе почему «устройство мира» не беспокоило вас с момента вашего рождения? Мы можем реагировать только на то, что есть в настоящем.

Мы можем меньше жить внутри своей головы

Я не стараюсь демонизировать мысль. Мысли абсолютно необходимы для нашего функционирования. Но соотношение чистого сигнала к помехам ошеломит вас, если возьмете за привычку время от времени обращать на это внимание. Зная, что большая часть наших мыслей на самом деле не служит нам, мы можем понять, как вернуть себе наше внимание и обратить его на происходящее в данный момент.

Ваше внимание обращено либо на ваши мысли, либо на остальное происходящее - на чувственный мир образов, звуков, запахов, ощущений и вкусов. Ему больше просто негде быть. Так что сокращение жизни, проживаемой внутри головы, эквивалентно увеличению жизни, проживаемой в вещественном мире. Иногда мир вокруг бывает настолько красив, что отвлекает наше внимание от мыслей, но все остальное время нужно направлять его вручную.

Делать это не особенно сложно - сложно помнить, что это необходимо. Управление вниманием должно стать привычкой, потому что мы, взрослые, умеем Жить В Голове, Даже Не Замечая Этого, лучше, чем делать что-либо другое.

Иконки: 1) Anne-Marie Nguyen, 2) Ásgeir Vísir, 3) Luis Prado, 4) Jhun Capaya, 5) Acider C Balandrano.

Мышление является одним из самых важных инструментов познания мира. Оно позволяет получать знание о предметах, явлениях или свойствах, которые мы не можем непосредственно почувствовать.

Что такое мышление

Мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

Однако в психологии существует множество других определений. Например:

  • высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира;
  • процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности.

Споры по поводу наиболее точного определения этого термина ведутся до сих пор.

Бывают ли моменты, когда мы не мыслим? Оказывается, привычные действия мы совершаем не задумываясь: чистим , причесываемся, включаем свет. Всё это мы делали много раз, и наша память выдает готовую программу действий.

А мышление начинает работать только тогда, когда мы делаем что-то новое: учимся, планируем действия, решаем проблемы.

Мыслить можно по-разному. Математик в уме составляет сложные формулы и решает уравнения. Композитор сочиняет музыку. Ребенок собирает из конструктора машинку. Всё это – разные способы мышления.

Психологи различают практическое и теоретическое мышление. Практическое связано с предметами, а его результатом становится какое-либо действие или поступок. Если человек захотел, к примеру, поехать в другой город, то он отправляется покупать билет.

Теоретическое мышление не приводит непосредственно к действию. Когда мы решаем задачу о скорости поезда, мы остаемся на своем месте, а не мчимся на вокзал.

Виды мышления

В доисторические времена мышление было неотделимо от практической деятельности. Человек получал первые знания о предметах, когда с ними работал: лепил, мастерил, изменял. Этот тип мышления психологи называют наглядно-действенным.

Следующей стадией развития стало наглядно-образное мышление. Оно имеет дело уже с представлениями: человек меняет ситуацию не на самом деле, а лишь в воображении.

Последним появилось словесно-логическое мышление – способность мыслить абстрактными понятиями, которые выражены в словах.

Итак, мышление классифицируется следующим образом:

  • Наглядно-действенное – манипулирует предметной сферой (имеется у детей с рождения до 1,5 лет);
  • Конкретно-предметное – задачи решаются с помощью реального существующего объекта (от 1,5 до 7 лет)
  • Наглядно-образное – осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (от 3 до 7 лет).
  • Абстрактно-логическое – мышление абстракциями, то есть категориями, которых нет в природе (формируется после 7 лет). Интересен факт, что у животных нет абстрактного мышления.

Формы мышления

Основные формы мышления – это понятие, суждение, обобщение и умозаключение. С помощью понятий мы определяем признаки предметов и явлений. Например, понятие «полезно» характеризует объект или действие как хорошее и нужное для здоровья.

Суждение – это такое построение мыслей, при котором мы соглашаемся с какой-то идеей или отвергаем ее. Когда мы говорим себе: «Да, огурцы полезны, поэтому их нужно есть побольше» или: «Да, огурцы, конечно, полезны, но я их не люблю и есть не буду» , – мы выносим суждение.

Обобщение – это выделение группы предметов, имеющих общие признаки. Зная, что огурцы, и капуста полезны и что они – овощи, мы обобщаем: «Овощи – полезны».

Умозаключение – это тот вывод, который делает человек на основе нескольких суждений. Например, на основе суждений: «Овощи полезны» и «Те, кто ест много гамбургеров, чаще страдают болезнями сердечнососудистой системы» можно сделать умозаключение: «Лучше есть овощи, чем гамбургеры».

Мыслительный процесс включает в себя анализ, то есть разложение целого на составные части, и синтез – построение целого из частей.

Анализ и синтез можно сравнить с приготовлением какого-нибудь блюда. Сначала мы вспоминаем, из каких продуктов оно состоит, а затем смешиваем эти продукты в определенном порядке, поджариваем, тушим или запекаем. Такая же «кухня» и у мышления.

Нарушения мышления

В конце приведем некоторые распространенные нарушения мышления.

Разноплановость мышления - суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранены умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения.

Резонёрство - один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, «рассуждательством» с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.

Некритичность - утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

Символическое мышление - психопатологический симптом, проявляющийся в расстройстве мышления, при котором больной придает понятиям аллегорический смысл, совершенно не понятный другим, но имеющий для больного исключительное значение.

Атактическое мышление характеризуется наличием паралогических построений и в норме не сочетающихся между собой понятий. Речь грамматически построена правильно, но недоступна пониманию окружающих.

Патологическая обстоятельность - одно из расстройств мышления по темпу течения ассоциаций, при котором нарушается его целенаправленность.

Пятнадцать лет назад произошла революция в психологии, которая изменила наше представление о разуме. Когнитивная революция вдохновила психологов воспринимать мозг, как часть органического компьютера, а не как чёрный ящик, который никогда не будет раскрыт.

Эта метафора побудила психологов исследовать центральное программное обеспечение как наши повседневные функции, открывая таким образом завесу тайны о том, как устроен мыслительный процесс, обучение, запоминание, и речевой аппарат.

Ниже представлены 10 классических когнитивных исследований в сфере психологии, которые помогли лучше понять, как устроен процесс мышления.

1. Как мыслят эксперты

Без специалистов, которые повлияли на ход истории, человеческий род прекратил бы своё существование. Но как на счёт того, каким образом эксперты мыслят для достижения потрясающих результатов?

Ответ в том, как эксперты, в отличии от новичков, относятся к проблемам. Вот что Chi et al. (1981) открыли для себя, когда сравнивали что думают о проблемах физики эксперты в отличии от новичков.

Новички, как правило, застревают на том, что думают о поверхностных деталях проблемы, в то время как эксперты видят основную ее причину. Абстрактный подход к проблеме делает экспертов успешнее.

2. Кратковременная память длиться 10-15 секунд

Кратковременная память на самом деле намного короче, чем многие думают. Она длится всего 10-15 секунд.

Мы знаем это благодаря исследованию классической когнитивной психологии Ллойда и Маргета Петерсонов (Peterson & Peterson, 1959), учасники которого пытались запомнить и воспроизвести строку из трёхбуквенных выражений, например FZX. Во время испытания через 3 секунды они могли вспомнить только 80% информации, а через 18 секунд - всего 10%.

3. Не логично

Люди находят формальную логику чрезвычайно трудной и это нормально.

Вот быстрый тест для вас; не удивляйтесь, если ваш мозг перегреется:

“Вам показывают четыре карточки, разложенные на столе, каждая из которых пронумерована на одной стороне, а обратная сторона цветная. На видимой стороне двух первых карточек показывают 3 и 8, двух других - красный и коричневый. Сколько и каких карт надо перевернуть, чтобы проверить истинность следующего утверждения: если на карте изображено чётное число, то рубашка у карты красная? ”

Правильным ответом является переворачивание двух (и только двух) карт: с числом 8 и с коричневой рубашкой. Даже услышав ответ и объяснение этой задачи Уэйсона, большинство людей не верят в его правдивость. Если же вы решили эту задачу правильно, вы относитесь к меньшинству, а именно к 10% (Wason, 1968).

Наш мозг не воспринимает данный вид формальной логики.


4. Способность правильно преподносить

То, каким образом вы преподносите проблему, имеет огромное влияние на восприятие её окружающими. Люди не любят рисковать настолько, что даже намёк на опасность способен заставить их бежать со всех ног.

Участникам одного опроса, проведённого Канеманом и Тверским (1981), предложили представить 600 смертельно больных людей. Болезнь подвергалась лечению, но это рискованно. Если вы решили использовать лечение, вот шансы: «33% - шансы на спасение всех 600 больных, 66% - вероятность летального исхода» Услышав это, 72% людей ответили, что это хорошая ставка.

Затем была предоставлена иная фомулировка:

«33% - шансы, что больные не умрут, 66% - вероятность, что все умрут» …количество опрошенных, которые стали бы рисковать по такой статистике, уменьшилось до 22%!

Уникальность этого исследования в том, что обе формулировки имеют идентичную смысловую нагрузку. Всё дело в подаче информации, которая всё в корне меняет. Способ нашего мышления кардинально влияет на решение проблем.

5. Внимательность, как прожектор

В действительности у нас есть два вида зрения – реальное и виртуальное.

Наши реальные глаза вращаются в глазных орбитах, а виртуальные осматриваются вокруг поля зрения, выбирая объект фокусировки внимания. Люди постоянно используют виртуальное зрение: например, когда рассматривают друг друга, используя периферийное зрение. Нет надобности смотреть привлекательному человеку прямо в глаза, достаточно окинуть его взглядом искоса.

Психологи называют это "прожектор внимания" и исследование фактически измерило это движение. Это означает, что мы можем замечать вещи за долю секунды до того, как наши глаза фокусируются на чём-то одном.

6. Эффект "коктейльной вечеринки"

Не только зрение позволяет сосредоточиться, слух также тонко устроен.

Так, если вы находитесь на шумной вечеринке, можете абстрагироваться от всех голосов, кроме голоса вашего собеседника. Или же вы можете подслушать разговор стоящих позади.

Прекрасная демонстрация этого факта была изложена в 1950 году Cherry (1953). Он сделал открытие, что люди могут различать разные голоса при чтении двух разных сообщений.

7. Где утка?

Если взять игрушечную утку и показать 12-тимесячному младенцу, а затем положить руки под подушку и оставить её там, ребёнок не заметит пропажи и будет по-прежнему смотреть на ваши руки, и с очень маленькой вероятностью заглянет под подушку. Это объясняется тем, что в этом возрасте вещи, которые ребёнок не видит, он воспринимает как несуществующие.

Как сказал известный детский психолог Жан Пиаже:

“Окружающий мир представляется ребёнку совокупностью картинок, возникающих из небытия в момент действия, и уходят в небытие по его окончанию”.

И, наконец, только спустя шесть месяцев ребёнок заглядывает под подушку; он осознаёт, что вещи, которые не находятся в поле зрения, могут продолжать своё существование. И это лишь малая толика чудес, касающаяся развития детей.

8. McGurk эффект

Мозг объединяет информацию из всех наших органов чувств. На этой информации основывается весь наш жизненный опыт. Этот факт блестяще доказан опытом МакГарка (McGurk & MacDonald, 1976).

Просмотрите нижеприведённый ролик BBC, чтобы увидеть эффект а полной мере. Вы не сможете поверить в это, пока не увидите самостоятельно. Ощущения действительно странные:

9. Внушение ложных воспоминаний

Иногда в наших мыслях возникают воспоминания, которые находились где-то в глубине нашей памяти и были, как нам казалось, забыты или трансформированы.

Одно из наиболее разительных исследований Элизабет Лофтус продемонстрировало, что воспоминания могут быть изменены, их даже можно внушать спустя какое-то время.

В её исследовании внушали детское воспоминание “однажды вы потерялись в торговом центре” в память некоторых людей, несмотря на то, что члены их семей утверждают ложность такого воспоминания. 50% участников исследования поддались внушению

10. Почему некомпетентные люди не знают о своей некомпетентности

В сознании находятся все виды когнитивных предубеждений.

David Dunning и Justin Kruger выяснили, что наиболее невежественные люди наименее осведомлены в своём невежестве. С другой стороны, по той же шкале, наиболее компетентные лучше всех знают свои недостатки. опубликовано econet.ru

Перевод Анна Сущенко

Американский исследователь Дэвид ди Салво собрал в книге «Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот» десятки исследований, которые объясняют наше поведение. Его теория проста: наш мозг любит стабильность, последовательность и ясность. Жаль, что все эти качества являются нашими заклятыми врагами, так как они мешают нам покорять новые вершины. Мы погружаемся в бездонный мир стереотипов. Расклеивая повсюду ярлыки, мы думаем, что делаем нашу жизнь легче, экономим физическую и умственную энергию.

Почему мы влюбляемся в тех, кто отвергает нас? Почему мы думаем, что у нас постоянно все под контролем? Дэвид объясняет подобные вопросы, прибегая к научной литературе и исследованиям. Вот некоторые интересные факты о нашем сознании и поведении, о которых вы, возможно, ранее не догадывались.

1. Определенность

Наш мозг любит стабильность. Неопределенность представляет собой угрозу: по мере ее увеличения, активируется миндалина (ответ на угрозу) и снижается активность в вентральном стриатуме. Наш мозг «испытывает» жуткое «недомогание».

2. Когнитивные искажения

Поиски уверенности могут привести нас к состоянию непреклонности. Мы перестаем замечать очевидные вещи, двигаемся напролом вопреки нашим истинным желаниям. Согласно исследованиям, проведенным группой немецких и итальянских ученых, люди, которые готовы к непредсказуемости, справляются с проблемами лучше и быстрее, чем те, кто стремится к абсолютной уверенности.

3. Схемы

Наш мозг воспринимает все на уровне схем. Например, представив лето, наше воображение рисует картинку солнца, песка, тепла. Если убрать один элемент из этой схемы, то мы сами подставим свой «ярлык», недостающий элемент. У каждого он будет разным, в некоторых случаях он может совпасть (шаблонное мышление).

4. Иллюзия контроля

У нас есть уверенность, что мы все держим под контролем и ничто не может ускользнуть от нашего внимания. Поэтому люди продолжают играть в казино, лотерею, изобретая все новые и новые стратегии выигрыша. Кто-то называет это словом «фортуна», но это лишь красное словцо для окружающих. Подсознательно мы убеждены, что благодаря определенным манипуляциям (которые мы держим под контролем) можно одержать победу в любом деле.

5. Настоящее и будущее

Мозг эволюционирует, поэтому мы способны принимать решения в реальном времени. Из-за этого люди не могут спроецировать будущее. Этот недостаток является настоящей кормушкой, например, для маркетологов. Желая получить что-то определенное, мы верим обещаниям других, мы верим тем красивым картинкам, которые рисуют нам другие. Маркетологи решают за нас, какую продукцию нам выбрать. Наша кожа почему-то обязательно станет через год дряблой, а без шампуня через неделю нас «атакует» перхоть.

6. Голова в облаках

Дэвид утверждает, что 30-50% нашего времени мы тратим на витание в облаках. Но даже в таком состоянии наш мозг способен обрабатывать информацию и решать некоторые проблемы.

7. Идентификация

Компьютерные игры не зря вызывают такой ажиотаж среди людей любого возраста. Те, кто их разрабатывает, хорошо поработал над идентификацией. То же самое касается и книг. Наш мозг всегда ассоциирует себя, свои поступки с чем-то или кем-то. Поэтому мы не можем оторваться от компьютерной игрушки или от определенной книги.

8. Цифровая вакцина

Ученые из США доказали, что мы используем цифровые технологии для того, чтобы не чувствовать себя одинокими, чувствовать себя нужными. Такие «цифровые вакцины» иногда настолько сильно действуют на мозг, что мы способны излечиться, выйти из депрессии, посмотрев свой любимый сериал или программу. Мы способны ощущать поддержку и помощь от несуществующих, вымышленных образов (актеров, политиков, активистов, музыкантов).

9. Эмоциональные потребности

Чувство одиночества не зависит от того, сколько людей нас окружает. Главное – это заставить других делать то, что нужно нам эмоционально.

10. Отвергнутые

В одном исследовании, которое было опубликовано в 2012 году в журнале Psychological Science, было продемонстрировано, что если нас не приняли, не признали, переступили через нас, то мы в будущем будем испытывать только негативные эмоции к этому объекту. Но это не значит, что в ответ мы поступим также. Наоборот. Мы будет добиваться всячески того, кто нас отталкивает, даже если этот кто-то нам уже не нужен. Такое странное поведение часто можно наблюдать в отношениях между мужчиной и женщиной.

Мозг просыпается дольше тела. Интеллектуальные способности человека сразу после пробуждения ниже, чем после бессонной ночи или в состоянии опьянения средней тяжести. Чтобы «разбудить» мозг, с утра лучше немного почитать или разгадать кроссворд.

Мозгу легче понимать речь мужчин, чем женщин. Женские голоса – более музыкальные и звучат на более высоких частотах. Диапазон частот при этом шире, чем у мужских голосов. Человеческому мозгу приходится «расшифровывать» смысл того, что говорит женщина, используя свои дополнительные ресурсы.

Человеческий мозг, как установили ученые Гарвардского университета, может вместить число байт (1 байт – минимальная единица информации, равная 8 битам), выражающееся числом с 8432 нулями.

Спроектированный Диснеем город Селебрейшн (Флорида, США), в котором могут жить 20 000 человек, - это город будущего. Его стоимость 350 млн долл. Каждый из 8 000 домов имеет подключение к сети «Интернет», высокоскоростную связь ISDN с кабельным телевидением, мультимедийные ресурсы, по желанию – видео. Селебрейшн строится с 1996 г., к лету 1997г. в нем жили 1 000 человек.

Группа американских ученых установила, что мозг человека продолжает эволюционировать, сообщает BBCNews.Сравнивая генотип современного человека и предка, жившего 37 тысяч лет назад, исследователи обнаружили значительное расхождение в строении двух генов, отвечающих, предположительно, за объем головного мозга.

Жак Иноди, родившийся в 1877 году и до 20 лет остававшийся неграмотным, с 7 лет давал публичные представления, извлекая корни 3-й и 5-й степени из 21-значных чисел. Отличался он тем, что не видел ответы, а слышал их.

Необыкновенной памятью обладал Диаманди. Он был эйдетиком и видел цифры написанными. Диаманди мог повторить около 40 чисел после однократного прочтения вслух и около 300, которые встречались в различных задачах в течении 3-часового сеанса.

По различным оценкам, объем человеческой памяти равен примерно от единицы с семью нулями до единицы с 21 нулем. Если исходить из того, что одна книга объемом в 10 печатных листов содержит 432 000 знаков, то мозг человека может хранить информацию, равную по объему от 23 тысяч до 300 триллионов книг. Для сравнения: фонд одной из крупнейших библиотек мира – Национальной библиотеки конгресса США – составляет 100 миллионов книг.

Бен Андервуд, благодаря своему суперслуху, способен различать даже очень тихие звуки, исходящие от любого объекта.

Уроженец США ЭйраКолбери в 1814 году давал представление в Лондоне. В 10 лет он мог мгновенно возводить не очень большие числа в 16-ю степень и извлекать корни.

Мозг человека использует меньше энергии, чем лампочка в холодильнике. Сообщения между клетками головного мозга передаются при помощи электрических сигналов. При этом используется 12 ватт энергии – меньше, чем для работы лампочки в холодильнике.

Умственная работа не утомляет мозг. Состав крови, протекающий через мозг неизменен на протяжении его активной деятельности, сколько бы она не продолжалась. При этом кровь, которую берут из вены человека, проработавшего целый день, содержит определенный процент «токсинов утомления».

Цвет, который лучше всего воспринимается мозгом – желто-зеленый. Наши глаза имеют рецепторы для восприятия синего, зеленого и красного. Но мозг не получает информации о цветах, он получает информацию о разнице светлого и темного, и информацию о разнице между цветами. Кстати, этот цвет называется шартрезом.

Молитва благотворно влияет на деятельность мозга. Во время молитвы восприятие информации человеком идет, минуя мыслительные процессы и анализ, т.е. человек уходит от реальности. В этом состоянии (как и при медитациях) в мозге возникают дельта-волны, которые обычно фиксируются у младенцев в первые шесть месяцев его жизни.


mob_info