Как тренировать мышление. Как развивать аналитическое мышление. Развитие абстрактно-логического мышления

Развитое тактическое мышление – залог успеха практически в любой деятельности. Оно помогает одерживать победы на войне, в спорте и в более повседневных вещах – в обучении и решении бытовых проблем. Сегодня мы больше узнаем о тактическом мышлении и его структуре и рассмотрим упражнения для развития этого полезного навыка.

Немного теории

Тактика – это набор приемов, средств для достижения определенной цели. Наиболее часто ее упоминают в связи с ведением боя (тактика ведения боя), со спортом (тактика соревнования), с игрой (тактика игры).

Тактическое мышление – это быстрое, оперативное и целесообразное протекание мыслительных процессов, направленное на поиск рациональных путей решения задачи и достижение цели. Человек с таким мышлением продумывает все действия на несколько шагов вперед. Это можно сравнить с партией в шахматы, когда игроку для достижения победы необходимо не только продумать свои ходы, но и предугадать ходы противника и адекватно ответить на них. Упрощенная схема результатов тактического мышления будет выглядеть как цепочка логических выводов со структурой «Если…, то…».

Тактическое мышление обладает следующими характеристиками:

  1. Действенность. Данный вид мышления неразрывно связан с практической деятельностью, включен в нее. Ученик будет думать, какое решение математической задачи выбрать, именно в процессе работы над ней.
  2. Импровизационность. В процессе решения задач и на пути к достижению цели могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые не были учтены и продуманы. Тактическое мышление позволяет быстро сориентироваться в ситуации и принять решение-импровизацию. Например, ребенок продумал свои ответы на вопросы учителя на уроке. Но у него спросили что-то, что он не ожидал. Ученик с развитым тактическим мышлением способен легко отойти от ранее намеченного плана и выдать импровизированный ответ.
  3. Оперативность. Такое мышление всегда быстрое и четкое. Например, школьника вызывают отвечать у доски параграф по истории. За несколько секунд необходимых, чтобы встать из-за парты, ребенок продумывает, что и в какой последовательности он скажет, как ответит на вопросы и т.д.
  4. Вероятность. Заключается в том, что любое предположение не может быть абсолютно точным – всегда остается некоторая доля того, что сделанный посредством тактического мышления вывод неверен. Например, школьник решает задачу по физике. Исходя из условий, ученик уже может предположить, каким будет ответ, но не может быть уверен в этом на 100%.

Таким образом, тактическое мышление является весьма полезным навыком, помогающим ученикам даже в самых обычных ситуациях обучения. Оно включает в себя следующие задачи:

  • Постановка целей. Например, решение конкретной математической задачи, блестящий ответ у доски, победа на школьной олимпиаде и т.д.
  • Анализ собственных возможностей в данный момент времени. Ученику необходимо взвесить свои сильные и слабые стороны.
  • Учет условий. Необходимо проанализировать и принять во внимание все внешние факторы решения задачи/проблемы: где проходит, в какое время, кто находится рядом и пр.
  • Прогноз препятствий и трудностей. Необходимо предположить, какие именно затруднения могут возникнуть и как их разрешить в этом случае.
  • Составление запасного плана. Т.к. тактическое мышление характеризуется вероятностью, школьнику необходимо продумать, как он будет действовать, если его первоначальный план не сработает

На первый взгляд эти задачи кажутся достаточно сложными, особенно для ребенка. Но с помощью интересных игровых упражнений тактическое мышление можно развить у представителя любого возраста и пола.

Разгадай значение каждого символа

Каждый символ равен определенному числу. Пользуясь приведенной ниже таблицей, разгадай значение всех фигур. После каждой строки и столбца указана сумма значений символов.


Воздушные шары

Есть четыре шарика (два черных и два белых) с напечатанными на них номерами. Они расположены так, что цифры на них образуют следующую последовательность: 3, 4, 2, 1. Их поменяли местами. Задача: найди новую последовательность, отвечающую условиям:

  • Цифра, стоящая с краю слева в два раза больше соседней.
  • Нечетные номера находятся рядом друг с другом.
  • Белые шарики находятся рядом друг с другом.

Нестандартный «морской бой»

В сетке 6 на 6 клеток необходимо расположить три крейсера (4 палубы-клетки), три шлюпки (3 палубы-клетки) и три буйка (1 клетка). При этом следует учитывать значения, стоящие напротив строчек и столбцов. В каждом из них не должно быть больше или меньше заполненных клеток, чем указано. Например, в первой строчке приведенной ниже сетки не должно быть заполнено более/менее 5 клеток. При этом между одной и четырьмя заполненными клетками должен быть как минимум один пробел.


Если…, то…

Данное упражнение можно использовать абсолютно в любых ситуациях. Необходимо спровоцировать ребенка на предугадывание результата своих действий и возможного развития событий. Например:

  1. Если ты пойдешь гулять в дождь, то…
  2. Если ты плохо выучишь урок, то…
  3. Если ты выиграешь школьную олимпиаду, то…
  4. Если тебя вызовут к доске, а ты не уверен, то…
  5. Если ты станешь решать задачу таким способом, то…
  6. И т.д.

Кейворды

Кейворд – это разновидность кроссворда, с вписанными в сетке числами, под каждым из которых зашифрована определенная буква. Для подсказки в сетку внесено одно слово, на основе которого идет дальнейшая расшифровка.

Для решения этого кроссворда необходимо продумывать действия на два шага вперед, что является отличной тренировкой тактического мышления.

Импровизация

Можно использовать упражнения на творческую импровизацию и импровизацию решений:

  1. Творческая. Придумай окончание песенки, стихотворения; покажи сценку на тему школьной жизни и др.
  2. Решений. Упражнение включается непосредственно в выполнение какой-либо деятельности, в решение задачи. Например, придумай другой ход решения задачи, так как появилась новая переменная; каким путем ты пойдешь, если две дороги, по которым планировалось идти ранее, перекрыты и пр.

Судоку

Еще одной разновидностью головоломок для развития тактического мышления являются судоку – японский «числовой кроссворд». Он состоит из сетки 9 на 9 (внутри расположены 9 квадратов каждый в 9 клеток), которую необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждом столбце и строчке они встречались только один раз.


Составление плана действий

Для развития тактического мышления школьнику необходимо научиться планировать свою деятельность. Для тренировки этого умения можно:

  1. Планировать занятия на день, несколько дней, неделю и т.д.
  2. Продумывать последовательность выполнения любого действия: поход в школу, мытье посуды, решение задачи по химии, ответ у доски и пр.
  3. Составлять масштабные планы, с учетом всех мелочей. Например, план похода, план достижения цели (получение пятерки в четверти, выигрыш на олимпиаде/соревнованиях и т.п.).

Составление плана, особенно масштабного, должно занимать большое количество времени. Рекомендуется делать это поэтапно, постепенно добавляя новые детали и внося коррективы.

Размести шестиугольники

Ниже представлено несколько шестиугольников и поле, куда их необходимо вставить. Разместить фигуры нужно таким образом, чтобы в местах их соприкосновения (жирные линии) совпадали числа в треугольниках. Переворачивать шестиугольники нельзя.

Ориентирование на местности, чтение карты

Упражнение может выполняться в реальных или виртуальных условиях (компьютерные игры). Здесь ребенку необходимо:

  • Поставить цель. Например, выбраться из леса, найти речку, выбрать наиболее короткий маршрут и т.д.
  • Заранее хорошо ознакомиться с картой местности. В случае необходимости помогите ученику расшифровать какие-то знаки, определить его местоположение и пр.
  • Соотнести данные карты с тем, что он видит в реальности. Например, количество деревьев на карте и на поляне.
  • Выбрать маршрут. Определяется в зависимости от поставленной цели.
  • Достичь цели, внося коррективы при необходимости. В процессе прохождения маршрута могут возникать различные препятствия, в результате которых первоначальный план может изменяться. Можно заранее попросить школьника продумать эти трудности и пути их решения или оставить это на потом для тренировки быстроты и импровизационности тактического мышления.

«Алфавитное» путешествие

В расположенные ниже овалы необходимо вписать буквы от А до Л (включительно). Чтобы сетка была заполнена верно, нужно соблюдать условия:

  • Буква Д находится восточнее, чем буква Г.
  • Ж расположена строго (любое место на той же горизонтали/вертикали) севернее Д и западнее В.
  • А стоит рядом с К.
  • К находится строго севернее А.
  • Б расположена строго на запад от буквы А.
  • З севернее, чем Е и В.
  • И находится рядом с З, строго в северном направлении.
  • Л стоит строго западнее Е и строго севернее Г.

Шахматы

Пожалуй, это одно из самых трудных, но действенных упражнений. Если ребенок не умеет играть в шахматы, то рекомендуется начать с основ: объяснить правила, показать возможные ходы.

Когда ученик уже может самостоятельно вести партию, необходимо помочь ему с тактикой игры: спрашивайте его о значении каждого хода и его возможных последствиях.

В выпуске использованы картинки из книги Филлипс Ч. «Логика + тактическое мышление».

Приходилось ли вам задумываться над тем, в чем состоит отличие аналитического и критического мышления? К сожалению, большинство людей не видят здесь большой разницы и потому не используют на полную мощность ни возможность критического отношения к действительности, ни потенциал анализа, лежащего в основе логики.

Между тем, разбираясь в этих интеллектуальных инструментах и развивая их, мы обретаем способность не только глубже узнавать мир, но и эффективнее его преобразовывать! Как именно помогают нашему мозгу эти интеллектуальные процессы?

Критика VS Аналитика

Критическое мышление помогает нам:

  • оценить, действительно ли данное событие имело место,
  • убедиться, можно ли доверять полученной информации, и в какой степени,
  • выяснить, полезны или нет для нас данные явление, объект, предмет или ситуация,
  • сделать заключение, вывод и дать свою оценку.

Другими словами, критическое мышление помогает нам сформировать свое мнение или убеждение по поводу той или иной информации . Критическое мышление вполне можно условно назвать оценочным.

В свою очередь, мыслить аналитически значит:

  • понимать суть явления;
  • разбираться в причинно-следственных отношениях;
  • уметь разложить на составные части сложную проблему;
  • сравнить вероятные решения задачи и выбрать из них оптимальное.

Мы используем нашу способность к аналитическому мышлению, когда от нас требуется разложить объемную информацию на отдельные «кусочки» и, продвигаясь шаг за шагом, понять ее суть и логику. Аналитическое мышление условно можно назвать рациональным, логическим.

Но как развить аналитическое мышление?

Развитые аналитические способности полезны нам как в обыденной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Высококвалифицированный специалист, независимо от того, в какой именно области он трудится, должен уметь:

  • быстро определять в поступающей информации главное и второстепенное,
  • решать сложные проблемы,
  • находить сильные и слабые стороны в случившемся событии,
  • выявлять возможности и ограничения,
  • делать обоснованные выводы и заключения,
  • принимать решения, опираясь на статистические данные,
  • проектировать свою деятельность в соответствии с целями,
  • делить процесс на этапы.

Давайте поиграем!

Давайте рассмотрим специальные игры на развитие аналитического мышления.

  1. Паззлы . Обычно для умственных тренировок рекомендуют собирать паззлы. Но, если вы действительно стремитесь развивать свое внимание и способность к мысленному анализу, лучше не собирать паззлы, а… самому делать их. Такой творческий способ тренировки намного более сложный и потому более продуктивный для умственного развития человека.
  2. Квест . Если ваша семья любит проводить время вместе, то отличным развивающим упражнением для всех станет поиск сокровищ по карте. Если эта игра будет предназначена только для детей, то следует сделать карту, понятную для ребенка. Но все же наилучшим решением будет совместный квест, в котором дети и их родители объединят свои усилия, читая карту и шаг за шагом двигаясь к месту, где спрятан заветный клад. Чтение карт требует мысленного перевода реальных объектов в символы, которые их обозначают, и наоборот. Вот почему такая игра одинаково полезна и тем, кто рисует и размечает карту, и тем, кто впоследствии будет пытаться эту карту прочесть и расшифровать.
  3. Шифры и коды . Кстати, любые шифры тоже вполне могут выступать в роли тренажеров для аналитического мышления. Сопоставление шифра и ключа к нему, перевод с одного условного языка на другой – замечательные игровые способы умственного развития.
  4. Головоломки . Пусть это будет даже обычный «Кубик Рубика». Но давно уже появились разные его вариации. Головоломка хороша тем, что заставляет нас просчитывать свои действия на несколько шагов вперед.
  5. Настольные игры . Возможно, кому-то это и покажется архаичным, но весьма действенное средство развития способности к анализу – это традиционные настольные игры. Однако, речь не идет о тех играх, где успех определяется исключительно везением, как, например, в детских играх с бросанием кубика, указывающего число разрешенных игроку ходов. По-настоящему полезны лишь те игры, где от игроков требуется тщательное обдумывание каждого своего следующего шага с учетом действий противника и, по возможности, предвидением или даже провоцированием противника на определенные ходы. В таких играх оттачиваются умение:
  • распознавать мотивы действий других,
  • понимать логику действий других людей,
  • предвидеть вероятные решения других,
  • выбирать точные способы реагирования на действия других.

С Викиум вы сможете развивать аналитическое мышление онлайн

Онлайн-игры типа «Эрудит» способствуют развитию навыка быстрого анализа и оценки информации, а также выбора правильной формулировки или подходящего слова.

И, конечно же, не следует забывать про такую проверенную веками игру, как шахматы! Шахматы относятся к тем видам игр, которые требуют от игрока умения провести анализ сложившейся на доске ситуации и выработать стратегию своих действий, стремясь при этом раскрыть замысел противника. Так, в добавление к аналитической мысли здесь требуется еще и стратегическое видение.

Но, пожалуй, самые эффективные тренировки мозг получает благодаря нашей склонности к мысленному экспериментированию . Этот тревожащий мозг вопрос «А что, если…?» увлекает не только ученых, но и всех тех, кто любит побаловать свой ум необычными заданиями. Их накоплено довольно много, на любой вкус и разного уровня сложности.

Самая известная из таких игр-загадок – это «Дилемма узника ».

Однако не менее увлекательно попробовать разобраться, например, с экспериментом под названием «Комната Марии». Мария – ученый исследователь, весьма талантливый и способный. Она сидит в специальной комнате или камере и наблюдает за окружающим миром через особенные окна, которые устроены таким образом, что Мария видит мир только в черно-белых красках. Она знает все про световые волны и про то, как возникает и меняется цвет. Но, увы, ее знания исключительно теоретические. Она еще ни разу в жизни не выходила из своей комнаты. Что произойдет, когда Мария выйдет из комнаты и увидит реальный мир во всех его красках? Сможет ли она опознавать цвета? Например, отличить красное яблоко от серого? Суть этого мысленного эксперимента в том, чтобы, проанализировав ситуацию, выработать и обосновать все возможные стратегии познания Марией мира красок.

А эксперимент-игра «Идеологический тест Тьюринга» не только развлечет игроков, но и послужит достойным тренажером для развития навыков анализа позиции своего оппонента. Для того чтобы победить, первому участнику дискуссии надо внимательно проанализировать аргументацию своего оппонента в споре и применить ее в своей речи так, чтобы судьи не догадались, кто автор данных аргументов — первый участник или его оппонент.

Более изысканных эрудитов могут привлечь неразрешенные научные проблемы. До сих пор существуют остающиеся без ответов вопросы философского плана, которые продолжают будоражить наш разум. Попытка просто осознать всю глубину вопроса и насладиться игрой своего ума, пытающегося найти ответ, стимулируют нашу мозговую активность.

К таким вопросам относят, например:

  • Почему всегда есть «что-то», но никогда не бывает «ничего»?
  • Почему наш мозг состоит из атомов, а сознание, которое есть продукт мозга, из атомов не состоит?
  • Что дает нам право утверждать, что мы и весь наш мир действительно реальны, а не являемся симулякром, иллюзией?
  • Обладаем ли мы свободой воли или являемся кем-то вроде зомби, сами того при этом не подозревая?
  • Способны ли мы быть объективными и, если да, то, в каких ситуациях?

Талантливых аналитиков не так уж много. Но регулярные занятия, пусть даже это будут всего лишь игры, вполне возможно помогут вам стать просто хорошим аналитиком. Что, в принципе, не так уж и мало.

Часто приходится слышать, как люди сетуют на плохую память или жалуются на рассеянность. И, соответственно, ищут возможность улучшить процесс запоминания, развить свое внимание и наблюдательность. Но мне ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то сказал, что не умеет думать и хотел бы научиться мышлению. Это очень странно, ведь мыслительные способности важны в любой деятельности. Может, такое происходит, потому что мышление настолько ценный дар, что стыдно признаваться в его недостатке?

Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний.

Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.

Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков , что он с возрастом не меняется. Но мышление - это не совсем интеллект. Мышление - это деятельность, а любая требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.

Наш мозг - очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.

Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.

Развитие абстрактно-логического мышления

Считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.

Что развивать

Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:

  • Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
  • Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
  • Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
  • Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.

Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.

Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.

Как развивать

Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.

Упражнения по развитию логического мышления

Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать. Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие.

Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

Упражнение «Логические цепочки»

Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

Пример: даны два объекта - рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

  • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка связаны с водой;
  • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
  • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
  • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

Вариант 2

Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

  1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
  2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

Упражнение «Составление предложений»

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

Упражнение «Я скажу по-другому»

Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.

Образное мышление и его развитие

Образным мышлением управляет правое полушарие головного мозга, там же находится и центр человека. Этим, в общем-то, и все сказано. Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает в развитии левое, и в возрасте 3-5 лет оно доминирует в мыслительной деятельности. Но потом активное развитие знаковой функции (речи, письма, счета) стимулирует развитие левого полушария, которое отвечает за абстрактно-логическое мышление. Активность правого полушария снижается, и образное мышление отходит на второй план.

«А как же творчество?» - спросите вы. Вот именно. , развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. Да и вне творчества это мышление нужно. С ним связана способность воспроизводить картины, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать, включать в мыслительную и предметную деятельность. Более того, доказано, что любой мыслительный акт начинается с рождения образов, да и протекает в тесной связи с ними.

Что развивать

Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определим, в каком направлении двигаться, какие свойства и качества нашей психики нужно развивать:

  • образную ;
  • операции с образами, их анализ, сравнение, комбинирование;
  • воображение, как способность создавать новые образы;
  • комбинаторную деятельность - умение сознательно и целенаправленно конструировать образы из элементов того, что хранится в памяти;
  • видеть скрытые от логического мышления качества и свойства вещей;
  • умение фантазировать.

Одним из наиболее эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Оно помогает постоянно поддерживать правое полушарие в тонусе, поэтому многие из упражнений содержат элемент творчества.

Упражнение «Воссоздание образов»

Большинство из нас озабочены накоплением знаний. Мы стремимся запоминать нужную информацию, имена, даты, цифры, правила. А часто ли стараемся запомнить и сознательно сохранять в памяти образы? Разве они менее важны? Например, образ осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или звук морского прибоя. Ведь чаще всего то, что мы вспоминаем, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся воспроизводить образы.

Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воспроизвести его в деталях, вспоминая каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.

Теперь перейдем к более сложным заданиям.

Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например, клубника, воздушный шарик и т. д. Потом пять оранжевых и так по всему спектру. Чтобы не запутаться, запишите по порядку эти семь групп предметов.

Представьте образ знакомого вам дерева (березы под окном, клена по пути на работу). Постарайтесь вспомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится образ в другое время – осенью, зимой, весной, летом. Образ дерева можно заменить образом дома или улицы, реки или двора.

Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шорох осенних листьев и т. д.), 5 звуков города, 5 звуков, издаваемых животными, 5 звуков механизмов.

Вспомните и детально представьте какое-то событие (праздник, семейный ужин, совещание у начальника и т. д.). Постарайтесь вспомнить образы людей, мебели, утвари, стараясь представить и цвета, и звуки, и вкусовые ощущения, и запахи.

Упражнения «Фантастические образы»

Творческое – это «высший пилотаж» образного мышления, поэтому потренируемся создавать новые образы. Из чего? А из всего, что есть в нашей памяти. Но для облегчения процесса возьмем какую-нибудь основу. Например, знак. Это атрибут логического мышления, тем интереснее использовать его для развития мышления образного.

Знак – это может быть цифра, буква или какой-то математический символ типа интеграла – абстрактный объект, он не существует в предметном мире. Но мы устраним эту несправедливость. Представьте, например, цифру 4 в виде материального и живого существа, наделенного своими особенностями, характером, привычками, предпочтениями. И сочините небольшой рассказ. Постарайтесь, чтобы образ четверки был максимально реалистичным. Подумайте, где она живет, что предпочитает на обед, с кем дружит, чем занимается.

Сначала это может показаться сложным и даже странным занятием. Но не сдавайтесь, это наше левое полушарие, возмущенное нелогичностью мышления, блокирует полет фантазии. Не давайте ему подавлять воображение, подключите его к работе. Что более логично для цифры 4? Какая деятельность ей более подойдет?

Также можно создать образ звука, например, шума пылесоса. Какой он – добрый или злой, теплый или холодный? А какого цвета звук пылесоса? Почему его боятся кошки? Может, они видят какое-то злобное существо? Как оно выглядит?

Игры с образами любят и дети, и взрослые, но это не просто игры, это очень мощный инструмент развития нашего мышления и психики в целом. Ведь все, что выходит за рамки скучной и серой обыденности, заставляет шестеренки нашего мозга крутиться быстрее. Не позволяйте им ржаветь без работы. Ведь еще средневековый философ Рене Декарт сказал: «Сogito ergo sum» - «Мыслю, значит, существую».

Если вы решили заняться развитием своего мышления, то вам нужно понять несколько базовых принципов.

Во-первых мозг может развиваться в любом возрасте, он обладает нейропластичностью. Постоянно могут возникать новые нейронные связи, а также связи которые не используются могут расформировывается со временем.

Методика простая. Поясню на примере.

Если вы например хотите научиться быстро бегать, то вы ставите перед собой такую задачу, а потом начинайте тренироваться. Вы можете делать пробежки каждый день, а может быть через день. Вы формируете определенный график тренировок, постепенно повышаете нагрузку пока не достигните нужной вам физической формы.

Соответственно так реализована модели развития, организм получает нагрузку и развивается в том направлении откуда идет нагрузка.

Тоже самое с нашим мышлением, ситуация одинаковая, только здесь нужно не бегать, а напрягать свой мозг ставя ему определенные задачи.

И если вы будете делать это постоянно, то аналогично с мышцами тела будет прокачиваться “мышца интеллекта”.

Здесь есть два приема, с одной стороны можно выполнять упражнение о которых я расскажу ниже, это собственно вторая часть статьи.

С другой стороны можно пройти специальную программу обучения и освоить основы и методики креативного мышления, и применять их в каждой ситуации в вашей жизни, сделав их своей повседневной привычкой.

В этом случае ваши способности к решению сложных задач, вырастут незаметно и вы будете обладать мощным разумом, который будет способен находить ответы быстро и на самые трудные вопросы.

Упражнения для развития мышления

Однако здесь нужно определиться с тем какие задачи вы перед собой ставите. Я считаю что самое сложное это создавать что-то новое, находить неординарное решение сложных задач.

Как правило наш мозг действует по привычным алгоритмам, он выбирает самое простое решение основанное на прошлом опыте или уже на известных ранее решениях.

Люди которые добиваются успеха, создают новые бизнесы и запускают интересные продукты, обладают другим типом мышления, они способны мыслить нестандартно и находить новые грани уже известного.

Поэтому и представленные ниже упражнения нацелены на то чтобы прокачать вашу способность мыслить нестандартно и креативно, умение находить новые идеи.

Это самое ценное.

Конечно есть разные типы мышления, с одной стороны есть творческое мышление, аналитическое и логическое.

Но, каким бы типом мышление вы не пользовались, умение находить новое и создавать новые комбинации является самым ценным и востребованным навыком.


Чашка кофе

Это очень неплохое упражнение, которое помогает прокачать способность находить новые решения.

Вообще всё наше обучение в школе либо в высшем учебным заведении построено на повторение за другими. Мы видим примеры, решаем шаблонные задачи, но очень мало прокачиваем способность создавать новое.

Поэтому и отделы мозга, которые отвечают за создание новых идей у обычных людей слабо развиты.

Данное упражнение помогает закрыть этот пробел. Но его нужно выполнять регулярно и тогда она даст ощутимый эффект. Вы научитесь видеть то чего не видят другие, получите способность находить решения, которые недоступны большинству. Но всё это после определенного количества тренировок.

Итак, для начала возьмите чашку для кофе или какую-нибудь кружку. Задачей будет найти 10 и больше нестандартных способов применения этого предмета.

Как можно применить чашку для кофе? Можно ей подарить, можно в кого-нибудь кинуть, можно продать, можно использовать не только для кофе, а для решения других задач и так далее.

Поначалу мозг начинает накидывать самые примитивные, простые решения, их будет несколько 3-4, но ваша задача пойти дальше. Найти все неординарные возможности, надо посидеть и подумать, поразмыслить, потратить на это время и тогда вы начнете находить самые необычные варианты, которые раньше вам не пришли бы и в голову.

Чашка кофе взята для примера. На самом деле вы можете брать любые предметы. Когда вы проделали упражнение с чашкой для кофе вы можете использовать другой предмет, который есть в вашем доме или необязательно, можете взять когда абстрактный предмет и придумывать необычные способы его применения.

Это упражнение развивает креативное мышление и помогает вам прокачать нейронные связи, которые в последствии помогут в решении самых различных задач.

Упражнение увлекает и можно заниматься самостоятельно либо с кем-то. Если у вас есть дети то, можно попробовать сделать это упражнение вместе с ними, оно им понравится поможет воспитать из ваших детей гениев.

Свободные ассоциации.

Это упражнение немного похоже на первое, но суть его в другом. Выберите предмет, это может быть тоже чашка кофе или мандарин или ещё что-нибудь что подвернется вам на ум.

И придумайте то какие ассоциации могут быть с этим предметом, но у мандарина может быть мячик, блик солнца… ну и так далее.

Опять-таки в первом предложении мозг сначала вам подсовывает самые привычные варианты те которые больше всего похожи на исходной предмет и не сразу появляются в вашем уме.

Вам нужно пройти этот уровень, написать три четыре варианта, которые являются самыми простыми и пойти дальше придумать 10 и более ассоциацией на один предмет.

Поначалу это упражнение может показаться вам несколько сложным, но чем сложнее упражнения для мозга тем больше оно дает эффекта.

Здесь применяется творческий подход и ваша способность находить свободные ассоциации может помочь в решении креативных задач.

Многие проблемы так решаются, нужно просто найти какую-то ассоциацию и на основе ее уже разработать новую идею.

Вы можете чередовать первое второе упражнение. То есть сначала продумали сколько можно найти способрв применения чашки с кофе, а потом придумали ряд свободных ассоциаций на и тот же предмет.

Такая комбинация будет очень эффективна и безусловное даст рост вашим способностям мышления. Здесь главное делать это постоянно, превращать в небольшую игру и будет все получаться, главное не заскучать и не забросить эти упражнения через пару дней.

Игры

Игр для прокачки интеллекта тоже очень много. Конечно самой известный это шахматы и шашки. Можно играть, это пойдет только на пользу.

Однако нужно учитывать один момент, каждому действию которое мы выполняем соответствует определенный нейронные связи.

Если мы тренируем свое мышление игрой в шахматы, то соответственно мозг будет прокачивать нейронную связь, которая отвечает за игру в шахматы. Мы можем отлично справляться, ставить маты и обыгрывать сильных соперников. Но для решения других задач, например для нахождения новых бизнес идей, это мышление не подойдёт.

Я считаю что логические игры являются дополнительным методам, которые помогают развить внимание, память и возможность стратегического мышления. То есть просчитывание ситуации на несколько ходов вперед.

Если вы решите играть например в шахматы, то старайтесь развивать в себе во-первых выход за рамки стандартных вариантов, думайте на несколько шагов вперёд. Старайтесь запоминать расположение фигур и внимательно анализировать действия соперника. В этом случае Вы получите больше пользы от игры.

Можно также играть в другие игры, главное давать постоянную нагрузку на ваш мозг, тогда он будет сильным в плане решения различных задач.

Здесь можно провести аналогию со спортом, если вы качаете мышцы, то становитесь сильней. Вот то же самое и с интеллектом.

P.S.

Я специально не стал рассказывать большое количество упражнений, дело не в количестве, а в том сколько вы будете упражнений реально делать.

Каждое из них может привести вас к результату. Многие люди обкладывается книгами, читают много материалов, но нефига не делают.

Главное делайте и вы получите положительный эффект от этого.

Если вы хотите больше, узнать как прокачать в себе креативное мышление, узнать какие есть ловушки в мышление и собственно получить несколько стратегии как решать проблемы, как находить новые идеи, то рекомендуем Вам получить мой обучающий курс по теме креативного мышления (курс пока в разработке). Он будет вашим руководством в плане саморазвития с вашего интеллекта и нахождение новых смыслов.

Мышление – это одно из наиболее важных отличий человека от других живых существ. Что же такое – мышление? Мышление – это способность думать, анализировать ситуацию, делать на основе наблюдений какие-то выводы, а также излагать имеющуюся у человека информацию. Поведение человека очень сильно зависит от образа его мышления, а раз так, то если мы будем развивать мышление, то сможем изменить и свое поведение в различных ситуациях, стать немного другой личностью.


Развитие мышления – это упражнение, при котором мы изменяем ход своих мыслей об одном и том же предмете или явлении. Например, когда на улице жаркий летний день, можно думать о нем совершенно по-разному. Первое, как уже было сказано ранее, просто констатация факта: «На улице жаркий летний день». Или: «Отличная погода». Или: «Невыносимая жара». Или: «Превосходная погода для похода на пляж!». Способов рассказать о жарком летнем дне множество и каждый из них несет свою эмоциональную окраску, а значит, и определяет наше отношение к погоде за окном и определяет дальнейшее поведение. Точно так же обстоит дело с любым событием, происходящим вокруг нас.

Вот тут-то и возникает самая большая проблема – мы думаем всегда одним и тем же способом, к которому привыкли и даже не задумываемся о возможности посмотреть на знакомое явление под другим углом.

Получается очень интересная ситуация. Тысячи людей живут друг с другом, общаются, но при этом, каждый считает свой образ мышления самым верным и единственно возможным. При этом, практически никто даже не задумывается о том, что мыслить можно по-другому.

Потому и заключается развитие мышления именно в том, чтобы научиться думать по-разному, сделать свое мышление более гибким.

Начать развивать мышление очень просто – возьмите какую-нибудь проблему, которая уже давно вас беспокоит, но вы не можете найти ее решение. Подумайте о ней по-другому, потом еще раз измените точку зрения, а потом еще раз и еще. В конце концов, вы найдете тот путь, который сможет решить вашу проблему.

Вообще, само возникновение проблемы обычно связано с неправильным мышлением, неверным подходом к ее решению.

Способы развития мышления

  1. Вспомните детские задачи, где нужно найти выход из лабиринта. Если идти неправильным путем, упрешься в тупик, и прийти к выходу можно лишь вернувшись к одной из развилок. Таким же образом и следует развивать мышление.
  2. Присмотритесь, как думают (говорят или пишут) другие люди. Попробуйте думать, как каждый из них, возможно, один из этих способов вам понравится.
  3. Можно также изучить различные способы мышления, описанные в литературе – художественной и психологической.
  4. Попробуйте собрать вместе способы мышления, о которых вы узнали и на их основе, создать свой образ мысли, скорее всего, он вам будет ближе всех.
Но самое важное – не останавливайтесь ни на одном из найденных вами образов мышления, так как каждый из них подходит для успешного решения только определенных ситуаций.

Смысл развития мышления состоит не в том, чтобы найти идеальный способ мышления, а в том, чтобы сделать свое мышление более пластичным, максимально разнообразным, ведь чем большее количество образов мышления будет в вас, тем к большему количеству возникающих перед вами проблем, вы будете готовы.

Считается, что богатые люди и бедные, счастливые и несчастные думают совершенно по-разному, учитесь думать по-другому, развивайте свое мышление и, скорее всего, найдете тот способ мышления, который поможет вам стать успешным и счастливым.

mob_info