Интернационализация образования - это что такое? Пример интернационализации образования. Интернационализация образования Интернационализация высшего образования

Ключевые слова

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / EDUCATION MODERNIZATION / REFORMS / INTERNATIONALIZATION / INTEGRATION / MOBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Филиппов Владимир Михайлович

В статье рассматривается направленность преобразований, осуществляемых в системах высшего образования развитых стран в условиях интернационализации образования. Интернационализация образования рассматривается как один из факторов обеспечения международного образовательного сотрудничества, происходящего в условиях все возрастающей конкуренции на мировом рынке образования. Анализируются интеграционные процессы как в рамках Европейского пространства высшего образования, так и Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства, а также в формате таких объединений, как СНГ, ШОС, БРИКС. Рассматриваются особенности интернационализации образования на современном этапе. Особо отмечается, что фокус международной студенческой мобильности все более смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Приводится анализ зарубежного опыта, а также факторов, которые учитывают студенты, когда они выбирают место обучения (язык обучения, качество программ, плата за обучение, иммиграционная политика). Раскрываются региональные особенности международной академической мобильности . Особое внимание в статье уделяется особенностям действующих в разных странах механизмов управления высшим образованием, проявляющихся в степени автономии, предоставленной вузам в решении вопросов приема, организации и содержания обучения, итоговой аттестации и финансирования. Приводятся рекомендации в целях содействия расширению мобильности с учетом опыта, накопленного в этой сфере Российским университетом дружбы народов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Филиппов Владимир Михайлович

  • Интеграция в сфере высшего образования: предпосылки и условия

    2017 / Стукалова Ирина Борисовна
  • Интеграционные процессы высшего образования на примере стран Азиатско-Тихоокеанского региона

    2014 / Логвиненко Ирина Сергеевна
  • Интернационализация высшего образования в странах Азии

    2012 / Прохоров Андрей Васильевич
  • Интернационализация БГТУ как определяющий фактор вхождения университета в международное научное и образовательное пространство

    2015 / Рогова Ольга Анатольевна, Янукович Елена Иосифовна
  • Теоретические основы внедрения инструментов интернационализации в деятельность университета

    2015 / Шведова Светлана Викторовна, Маевская Ирина Михайловна
  • Интернационализация высшего образования в АТР как интеллектуальный ресурс Тихоокеанской России

    2017 / Гарусова Лариса Николаевна
  • Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования

    2015 / Гревцева Гульсина Якуповна, Рушанин Владимир Яковлевич
  • Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности современных высших учебных заведений

    2014 / Фокина Вероника Викторовна
  • Теоретические аспекты проблемы интернационализации высшего образования в современном мире

    2018 / Кузовенкова Ксения Олеговна
  • Академическая мобильность в странах ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития

    2017 / Чавыкина Мария Александровна

Internationalization of Higher Education: Major Trends, Challenges and Prospects

The article discusses the directions of the reforms carried out in the higher education systems of developed countries in terms of internationalization of education. The internationalization of education is considered as a factor in ensuring international cooperation in terms of competitiveness. The author analyzes the integration process with the participation of the Russian Federation in the framework of the European Higher Education Area and the Asia-Pacific Educational Space, as well as the format of academic cooperation within CIS, SCO and BRICS. The main features of the internationalization of education at the present stage are discussed. It emphasizes that the focus of the international student mobility increasingly shifts to the Asia-Pacific region. The article provides an analysis of international experience, as well as the factors that students take into account when they choose a destination of academic mobility (the language of instruction, the quality of programs, school fees, immigration policy). Regional specifics of international academic mobility are disclosed. Special attention is paid to the particularities of university operating in different countries mechanisms of higher education, manifested in the degree of autonomy granted to universities in addressing the reception, organization and content of training, the final certification and financing. Recommendations are given for the purpose of promoting mobility , taking into account the experience gained in this field by the Peoples’ Friendship University of Russia.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В.М. Филиппов

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается направленность преобразований, осуществляемых в системах высшего образования развитых стран в условиях интернационализации образования. Интернационализация образования рассматривается как один из факторов обеспечения международного образовательного сотрудничества, происходящего в условиях все возрастающей конкуренции на мировом рынке образования. Анализируются интеграционные процессы как в рамках Европейского пространства высшего образования, так и Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства, а также в формате таких объединений, как СНГ, ШОС, БРИКС. Рассматриваются особенности интернационализации образования на современном этапе. Особо отмечается, что фокус международной студенческой мобильности все более смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Приводится анализ зарубежного опыта, а также факторов, которые учитывают студенты, когда они выбирают место обучения (язык обучения, качество программ, плата за обучение, иммиграционная политика). Раскрываются региональные особенности международной академической мобильности. Особое внимание в статье уделяется особенностям действующих в разных странах механизмов управления высшим образованием, проявляющихся в степени автономии, предоставленной вузам в решении вопросов приема, организации и содержания обучения, итоговой аттестации и финансирования. Приводятся рекомендации в целях содействия расширению мобильности с учетом опыта, накопленного в этой сфере Российским университетом дружбы народов.

Ключевые слова: модернизация образования, реформы, интернационализация, интеграция, мобильность.

В XXI в. в условиях современного глобального мира интернационализация образования выступает одним из факторов обеспечения международного образовательного сотрудничества, движущей силой которого является продвижение национальных интересов взаимодействующих сторон и усиливающаяся конкуренция на мировом рынке образования. Мониторинг лучших зарубежных практик, адаптация их к потребностям национальной экономической системы позволяет

обеспечивать сопоставимость уровней образования, квалификаций и образовательных стандартов стран-партнеров.

Российская Федерация рассматривает свое участие в интеграционных образовательных процессах в качестве важного направления образовательной политики и международного сотрудничества. В 2003 г. Россия, подписав Болонскую декларацию 1999 г. , присоединились к процессу создания единого Европейского пространства высшего образования. В рамках Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства также развиваются интеграционные процессы. В 2011 г. была принята обновленная Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций (Токийская конвенция), открыта процедура ее ратификации. В практической плоскости интеграционные мероприятия в сфере образования с участием России осуществляются на уровне таких объединений, как СНГ , ШОС , БРИКС , и в том числе в рамках формата сетевых университетов .

Интернационализация образования распространяется практически на все аспекты образовательной деятельности. Она касается образовательных программ и стандартов, систем аттестации и контроля качества подготовки, образовательного менеджмента и обучающих технологий. В обобщенном виде под интернационализацией образования понимаются все виды и формы деятельности, осуществляемой отдельными странами и их высшими учебными заведениями, которые предусматривают международное взаимодействие на уровне систем образования, образовательных организаций или отдельных личностей. Ведущие развитые страны рассматривают обеспечение и расширение интернационализации в качестве одного из важнейших направлений своей образовательной политики, при разработке и проведении которой учитываются прежде всего национальные интересы, а также потребности и реальные возможности собственной системы образования.

Если иметь в виду целесообразность возможного заимствования российскими вузами зарубежных учебных планов, образовательных программ и методик обучения, то оно должно производиться с учетом сложившихся традиций и достижений отечественной системы высшего образования, ее материальных возможностей. Одним из основных критериев целесообразности изменений должно быть обеспечение соответствия качества и уровня подготовки с зарубежными аналогами, а также соблюдение требований подготовки для профессиональной деятельности в реальных условиях российского рынка труда.

Наиболее значимым по масштабам, многообразию организационных форм, финансово-материальным вложениям, а также по социально-экономическим и политическим последствиям интернационализации высшего образования является международная академическая мобильность, более 90% которой приходится на мобильность студентов и аспирантов.

Показатели численности иностранных студентов и их относительной доли в общей численности студентов в стране и в отдельном вузе имеют все большее значение при оценке конкурентоспособности страны на мировом рынке образовательных услуг и при составлении национальных и международных рейтингов вузов.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), общая численность граждан, получавших в той или иной форме образование за пределами своих стран, составляла в 1990 г. 1,3 миллиона, в 2000 г. - 2,1 миллиона, в 2010 г. - 4,2 миллиона, а в 2012 г. - уже 4,5 миллиона . Что касается стоимостного выражения общего объема мирового рынка образования, то согласно различным экспертным оценкам его величина в настоящее время превышает 100 миллиардов долларов .

Масштабы и география мобильных потоков студентов изменяются так же быстро, как и мировая экономика. Фокус международной студенческой мобильности все более смещается на Восток. Огромные средства, вложенные в экономику образования «новыми развитыми странами» Азии, дали замечательные результаты, в том числе на экспортном направлении.

В настоящее время вопросы приема и обучения иностранных граждан рассматриваются развитыми странами на уровне государственной политики в рамках решения стратегических задач национального развития. Подобный подход характерен практически для всех европейских стран и для всего Европейского Союза в целом.

На современном этапе наряду с европейским и североамериканским направлениями мобильности иностранных студентов сформировались относительно новые центры притяжения международной академической мобильности - сначала в Австралии и Новой Зеландии и совсем недавно - в развивающихся странах Юго-Восточной Азии. По своим масштабам они значительно уступают двум основным традиционными центрам притяжения мобильных студентов, однако характеризуются более быстрыми темпами расширения.

По-прежнему в качестве приоритетных выделяются направления академической мобильности, обусловленные историческими связями бывших колоний и метрополий или бывших составных частей ранее единых государств, сходством основных элементов систем образования соответствующих стран и, что особенно важно, общностью языка. Естественно, что подобные факторы создают благоприятную основу для расширения студенческой мобильности в Россию из бывших советских республик, что, однако, не означает автоматическое монопольное закрепление нашей страны на этом сегменте рынка образования. Данные статистики по международной академической мобильности свидетельствуют об обратном: образовательный рынок стран СНГ и Балтии в настоящее время является объектом активной экспансии со стороны США и ведущих западноевропейских стран, а также Турции (в отношении отдельных государств Средней Азии и Закавказья).

Если иметь в виду «исходящую» мобильность, то в целом для студентов из развитых стран характерна более высокая доля студенческой мобильности, целью которой является изучение продвинутых исследовательских программ.

Более 90% студентов из развитых стран, если они намерены продолжить высшее образование за пределами страны своего гражданства, обычно предпочитают делать это в других странах ОЭСР.

Языковые и культурные предпочтения, географическая близость и подобие систем образования - все эти факторы учитывают студенты, когда они выбирают

место обучения. Выбор стран приема в значительной мере обусловливается также предпочтениями в отношении определенных систем образования, их академической репутацией или в связи с последующими возможностями иммиграции .

За последние 10-20 лет благодаря проведению системно обоснованной политики интернационализации образования и адекватному финансированию многие относительно небольшие развитые страны стали полноправными участниками рынка образования, извлекая из этого ощутимые выгоды, используемые прежде всего в интересах развития собственных вузов. Среди этих новых активных участников рынка образования выделяются Австрия, Швейцария, страны Северной Европы (Швеция, Финляндия), развивающиеся страны Юго-Восточной Азии.

Ускорение регионализации международной студенческой мобильности является одной из наиболее значимых тенденций современного этапа глобализации образования. Наиболее убедительным примером здесь является Евросоюз, страны которого вырабатывают и проводят единую образовательную политику, в том числе по вопросам интернационализации образования. В результате в последние пять лет общая численность иностранных студентов в Великобритании, Германии и Франции превосходит их численность в США.

Другие примеры - это попытки образовательной интеграции в рамках СНГ и ЕАЭС; усилия по облегчению академической мобильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также весь комплекс мероприятий Болонского процесса, одной из главных целей которого является содействие мобильности в европейском регионе и привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира.

Предпринимаемые на уровне отдельных регионов меры в целях достижения большей сопоставимости систем высшего образования, введения единых механизмов оценки качества, облегчения мобильности и признания квалификаций, - все эти меры, наиболее последовательно реализуемые в европейском регионе, - не устраняют конкуренцию между странами-экспортерами образовательных услуг. Наоборот, все факты свидетельствуют об усилении конкуренции, которая в дальнейшем будет еще более обостряться вследствие прихода и закрепления на мировом рынке образовательных услуг новых участников, агрессивно настроенных и использующих наиболее современные технологии передачи знаний и организации конкурентной борьбы.

Что касается особенностей и различий, имеющихся у разных стран в организации приема и обучения иностранных студентов, то они связаны с рядом факторов. Первым из таких факторов является различие между странами приема относительно того, насколько значительной является доля иностранных студентов от общей численности студентов в стране .

Второй фактор связан с различием действующих в разных странах механизмов управления высшим образованием, проявляющихся в первую очередь в степени автономии, предоставленной вузам в решении вопросов приема, организации и содержания обучения, итоговой аттестации и финансирования. Это распространяется и на вопросы, связанные с приемом и обучением иностранных граждан, взиманием с них платы за обучение и т.д.

Третий фактор связан с тем, какие целевые установки преобладают в той или иной стране в отношении приема на обучение иностранных граждан. Это могут быть установки экономические, политические, социо-культурные, а также установки в целях собственного развития.

И, наконец, четвертый фактор, возможно, самый важный, обусловлен постоянно возрастающей потребностью в приумножении человеческого капитала, ставшего в настоящее время основным средством развития и обеспечения конкурентоспособности в условиях глобальной экономики. В этом отношении лучшие иностранные выпускники представляют собой для развитых стран весьма ценный дополнительный потенциал, привлечение которого не требует значительных затрат. Однако не у всех стран имеются для этого адекватные политические, правовые и организационные механизмы, что лишает их определенных конкурентных преимуществ.

Среди факторов, влияющих на выбор иностранными студентами страны обучения, особую роль играет язык обучения. Страны, язык которых широко распространен, такие, как англо-, франко-, германо-, русско- и испаноговорящие страны, всегда были преобладающим направлением для иностранных студентов как по абсолютным, так и по относительным цифрам. В абсолютных цифрах доминируют англоговорящие направления, что объясняется постепенным принятием английского в качестве глобального языка. Учитывая этот фактор, все больше учебных заведений в неанглоговорящих странах предлагают программы курсов на английском, с тем чтобы преодолеть свое отставание в численности приезжающих иностранных студентов.

Среди программ, предлагаемых для иностранцев на английском языке, наиболее быстро расширяется доля программ магистерского и докторского уровня.

Качество программ является одним из наиболее важных факторов, влияющих на выбор студентами страны обучения. Высокая пропорция вузов «топ-класса» в странах, являющихся главными центрами притяжения для иностранных студентов, а также зависимость рейтинга вузов от степени их притягательности для иностранных студентов отражают возрастающую значимость обоснованной оценки качества, даже если строгую корреляцию между уровнем студенческой мобильности и суждениями о качестве предлагаемых вузами образовательных программ трудно установить.

В настоящее время многие развитые страны стоят перед проблемой недобора или недостаточно качественного набора на естественнонаучные, технологические, инженерные и математические специальности (STEM). Фактически повсеместно на официальном уровне признается, что указанная нехватка в значительной мере и с минимальными затратами может быть восполнена за счет удержания в странах приема лучших иностранных выпускников своих вузов по названным специальностям. При этом считается целесообразным принимать на обучение иностранцев, уже имеющих квалификацию не ниже первой университетской степени .

Следует также отметить такой относительно новый механизм привлечения иностранных кандидатов последипломного уровня, как снижение платы за обучение для иностранных студентов уровня master и PhD (Германия, Канада, Нидер-

ланды) или преимущественное предоставление стипендий именно этим студентам (Германия, Китай) .

Присвоение «чужих мозгов», уже многие десятилетия успешно реализуемое США, в настоящее время официально провозглашается важным компонентом стратегии развития и повышения конкурентоспособности стран ЕС. Одним из эффективных механизмов в этой области является практика предоставления иностранным выпускникам возможности продолжительного пребывания в стране приема в целях трудоустройства после завершения обучения.

Существенное значение для материальной поддержки иностранных студентов имеют также законодательно закрепленные нормы максимально допустимого числа часов работы во внеучебное время. Эти нормы (в среднем около 1000 часов в год) позволяют малообеспеченным студентам изыскивать легальным путем средства для покрытия расходов на проживание и даже на оплату за обучение.

Важнейшим фактором, влияющим на выбор иностранными студентами страны обучения, является также стоимость обучения. Согласно данным Еврокомис-сии, плата за обучение студентов из стран, не входящих в ЕС, имеет тенденцию к росту. Как правило, она устанавливается непосредственно самими вузами, хотя в ряде стран (Бельгия, Болгария, Греция, Португалия, Румыния) она регулируется постановлением центрального правительства .

В последние годы некоторые страны ОЭСР смягчили свою иммиграционную политику, чтобы способствовать временной или постоянной иммиграции иностранных студентов. Естественно, это делает данные страны более привлекательными для студентов и укрепляет рынок труда этих стран. Поэтому перспектива иммиграции, как и более низкая плата за обучение, также может повлиять на решение студента по выбору страны обучения.

Образовательное законодательство зарубежных стран, как правило, устанавливает для иностранных граждан только основные общие требования для получения доступа и приема на программы высшего образования, которые идентичны требованиям для собственных граждан. Нередко, однако, принимающие вузы самостоятельно выдвигают дополнительные требования при приеме иностранцев, особенно в отношении владения языком обучения.

В ряде стран (Германии, Великобритании, Франции, США) многие вузы отдают предпочтение лицам, уже окончившим 1-2 курса вуза у себя на родине и показавшим высокую успеваемость. Имеется незначительное число стран, в которых действуют нормативные правовые акты, принятые на общенациональном уровне для регулирования тех или иных вопросов, связанных с приемом и обучением иностранных граждан. Подобные правовые акты отсутствуют в большинстве зарубежных стран, независимо от того, какая организационная модель высшего образования функционирует в данной стране - автономная, как в США, Великобритании, Канаде, или централизованная, - как во Франции и Германии. Наличие соответствующих нормативных документов выявлено только в странах СНГ, Китае, Италии, Норвегии, Финляндии.

Российским вузам необходимо с большей активностью выходить на международный рынок образовательных услуг, особенно в тех областях, где мы имеем

неоспоримые достижения (физика, математика, биология и т.д.). Эту работу необходимо осуществлять по специально разработанной программе привлечения зарубежных абитуриентов в российские вузы естественно-научной направленности. Именно по этим направлениям российская высшая школа может быть наиболее конкурентоспособной, ибо затраты российских вузов на подготовку таких специалистов значительно ниже, чем в развитых странах.

Требуется содействие интернационализации образования прежде всего по следующим направлениям:

Углубленное изучение иностранных языков, в первую очередь английского;

Расширение университетских обменов студентами и преподавателями;

Увеличение потока студентов для прохождения отдельных периодов обучения, курсов или полных учебных программ за рубежом;

Расширение приема иностранных студентов для обучения в российских вузах;

Расширение связей и взаимодействия с зарубежным профессиональным сообществом;

Обеспечение доступа преподавателей и студентов к иностранной учебной и научной информации;

Упрощение процедуры признания иностранных квалификаций, получаемых российскими студентами и аспирантами в результате обучения за рубежом, в том числе при прохождении ими периодов обучения или отдельных курсов.

В настоящее время интернационализация высшего образования является не просто общемировой тенденцией; она повсеместно декларируется в качестве стратегического направления развития университетов. Российский университет дружбы народов является одним из признанных в России и в мире лидеров в этом процессе: ежегодно в нем обучаются студенты примерно из 150 стран мира (на сентябрь 2015 г. - из 152 стран), а среди всех студентов очной формы обучения более 30% составляют иностранные студенты. Университет поставил задачу в дальнейшем довести этот показатель до 40% (для сравнения: в рамках Болон-ского процесса для европейских университетов была поставлена задача достижения величины данного показателя в среднем до 20% к 2020 г.).

Для Российского университета дружбы народов расширение и углубление процессов интернационализации в самых различных сферах его деятельности является не только необходимостью, обусловленной интеграцией российской системы высшего образования в европейскую и мировую образовательную систему, но и обязательным условием его развития в условиях постоянного усиления конкуренции на рынке образовательных услуг.

Вузам, желающим выйти на уровень действенного и плодотворного участия в процессах интернационализации, приходится прилагать для этого значительные дополнительные усилия и нести дополнительные затраты, связанные не только с многогранными задачами повышения качества собственного «образовательного продукта», но и с необходимостью проведения постоянного маркетингового анализа рынка образовательных услуг. Для решения этих и других задач интернационализации образования на уровне отдельного вуза требуется прохождение периода адаптации, продолжительность которого обычно составляет не менее

10 лет. В этой связи можно констатировать, что РУДН, который изначально создавался как международно-ориентированный, интернациональный университет, обладает стратегическим преимуществом перед другими отечественными и зарубежными университетами.

ЛИТЕРАТУРА

Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (19 июня 1999 г.) URL: http://www.ehea.info/ Uploads/about/BOLOGNA_DECLARATION1 .pdf.

Решение Совета Глав Правительств СНГ о Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ. Москва, 17 января 1997 г. URL: http://www.lawrussia.ru/ texts/legal_524/doc524a264x886.htm.

Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2006 г.

Московская декларация о сотрудничестве стран БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций. Москва, 18 ноября 2015 г.

Филиппов В.М., Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС) // Университетское управление. 2012. № 2. С. 7-11.

Education at a Glance 2015: OECD INDICATORS. P. 360. URL: http://www.oecd.org/ education/education-at-a-glance- 19991487.htm.

International student recruitment: policies and developments in selected countries. Nuffic. January 2012. URL: www.nuffic.nl.

Данные Института статистики ЮНЕСКО, 2010-2011 гг. Global flow of higher education students. URL: http://www.uis.unesco.org/Education.

Ткач Г.Ф., Филиппов В.М. Организационно-правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг: монография. М.: РУДН, 2014.

National Student Fee and Support Systems 2011/12. European Commission. URL: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/facts_and_figures/fees_support/pdf.

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION: MAJOR TRENDS, CHALLENGES AND PROSPECTS

Peoples" Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article discusses the directions of the reforms carried out in the higher education systems of developed countries in terms of internationalization of education. The internationalization of education is considered as a factor in ensuring international cooperation in terms of competitiveness. The author analyzes the integration process with the participation of the Russian Federation in the framework of the European Higher Education Area and the Asia-Pacific Educational Space, as well

as the format of academic cooperation within CIS, SCO and BRICS. The main features of the internationalization of education at the present stage are discussed. It emphasizes that the focus of the international student mobility increasingly shifts to the Asia-Pacific region. The article provides an analysis of international experience, as well as the factors that students take into account when they choose a destination of academic mobility (the language of instruction, the quality of programs, school fees, immigration policy). Regional specifics of international academic mobility are disclosed. Special attention is paid to the particularities of university operating in different countries - mechanisms of higher education, manifested in the degree of autonomy granted to universities in addressing the reception, organization and content of training, the final certification and financing. Recommendations are given for the purpose of promoting mobility, taking into account the experience gained in this field by the Peoples" Friendship University of Russia.

Key words: education modernization, reforms, internationalization, integration, mobility.

The Bologna Declaration: European Higher Education Area. Joint statement by the European Ministers of Education (19 June 1999). Available at: http://www.ehea.info/Uploads/about/ BOLOGNA_DECLARATION1 .pdf.

Decision of the Council of CIS Heads of Government on the Concept of formation of United (Common) educational space of the CIS. Moscow, January 17, 1997. Available at: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_524/doc524a264x886.htm.

Agreement between the Governments of the Member States of the Shanghai Cooperation Organization on cooperation in the field of education from June 15 2006.

The Moscow Declaration on cooperation of the BRICS in the field of science, technology and innovation. Moscow, 18 November 2015.

Filippov V.M., Krasnova G.A., Syulkova N.V. On the state and prospects of international networking of Russian universities in the implementation of educational programs in various regions of the world (Europe, CIS, SCO, APEC). University Management. 2012. № 2. P. 7-11.

Education at a Glance 2015: OECD INDICATORS. P. 360. Available at: http://www.oecd.org/ education/education-at-a-glance-19991487.htm.

International student recruitment: policies and developments in selected countries. Nuffic. January 2012. Available at: www.nuffic.nl.

UNESCO Institute for statistics, 2010-201. Global flow of higher education students. Available at: http://www.uis.unesco.org/Education.

Tkach G.F., Filippov V.M. Organizational, legal and practical mechanisms to ensure academic mobility and expand the export of educational services: monograph. Peoples" Friendship University of Russia, 2014.

National Student Fee and Support Systems 2011/12. European Commission. Available at: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/facts_and_figures/fees_support/pdf.



Савченков Алексей Викторович
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация: В статье рассматривается проблема вхождения российского образования в мировую образовательную систему, в статье проанализированы достоинства Болонского процесса и его влияние на образование в Российской Федерации.
Ключевые слова: профессиональное образование, интернационализация, болонский процесс, непрерывное профессиональное образование

Internationalization of education

Savina Ekaterina Sergeevna

Savchenkov Aleksey Viktorovich
South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk

Abstract: The article deals with the problem of entering the Russian education in the world educational system, the article analyzed the merits of the Bologna process and its impact on education in the Russian Federation.
Keywords: vocational training, internationalization, Bologna process, continuing professional education

Во всём мире активно реализуется политика глобализации. Актуализация глобализации на сегодняшний день просто зашкаливает. Данная политика представляет собой процесс интеграции всех сфер деятельности человека в мировом масштабе. В каждом городе любой страны мы можем наблюдать сети магазинов, ресторанов, баров известнейших брендов: Zara, H&M, McDonald’s и др. И человечество уже не может представить свою жизнь без каких либо иностранных товаров, одежды, медицинских препаратов, список которых бесконечен.

В образовании так же происходит активный процесс интернационализации, который подразумевает обмен знаниями между студентами различных стран. Началом активной интернационализации образования является Болонский процесс, начавшийся с подписания Болонской декларации министрами образования 29 стран 19 июня 1999 года в г. Болонья в интересах создания «Зоны европейского высшего образования». Интернационализация образования – это некий потенциал для экономического будущего не только нашей страны, но и всего мира в целом; открывает новые горизонты в профессиональном образовании .

Как данная политика отражается на качестве передачи знаний иностранным студентам? И как языковой барьер препятствует образовательному процессу.

Для понимания целой картины Болонского процесса необходимо рассмотреть всего его аспекты. Болонский процесс принято разделять на два этапа: 1-ый 1999-2010 г.г. – этап формирования и 2-ой 2010-2020 г.г – этап консолидации Европейского пространства. У каждой деятельности есть свои поставленные цели, для осуществления которой решается определенные задачи .

Так основной целью Болонского процесса является – построение «Европы знаний», то есть создание единой образовательной интегрированной базы. Задачи:

  1. Развитие социального измерения высшего образования, обеспечение равенства доступа к высшему образованию.
  2. Обеспечение обучения в течении всей жизни.
  3. Развитие способностей выпускников к трудоустройству.
  4. Развитие личностно-ориентированного обучения.
  5. Интеграция образования, научных исследований и инноваций.
  6. Формирование Европейского пространства научных исследований.
  7. Развитие академической мобильности.
  8. Обеспечение прозрачности, разработка комплексных подходов, и инструментов представления профилей вузов и формирования их международного рейтинга.
  9. Сбор и обработка данных
  10. Совершенствование механизмов финансирования .

Решение вопросов данных задач происходит на различных форумах министров образования. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2005 года. На тот момент были сформированы основные приоритетные направления развития образования России:

  1. Введение профессиональных стандартов к 2008 году и введение образовательных стандартов к 2010 году.
  2. Изменение структуры образования
  3. Введение двухступенчатого высшего профессионального образования.
  4. Создание условий для мобильности студентов.
  5. Обеспечение условий для образования в течении всей жизни.
  6. Введение бальной системы образования.

В дальнейшем происходили изменения в образовании, законах образовании, создавались новые указы, регламентирующие систему образования в РФ:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»
  2. Приказ Минобрнауки от 13.06.2007 №172 «Об образовательных учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц»
  3. Приказ Минобрнауки от 30.06.2006 №173 «Об образовательных учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц»
  4. Приказ Минобрнауки от 03.04.2006 №77 «Об образовательных учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц»
  5. Приказ Минобрнауки от 29.07.2005 №215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему кредитных единиц».

Острой проблемой данной системы является проблема языкового барьера. Многие иностранные студенты плохо обладают навыками языка принимающей их страны, что, соответственно сказывается на восприятии знаний . Тогда как происходит процесс передачи знаний иностранным студентам, если обучение происходит, как правило, на языке страны в котором находится учебное заведение? Наш век – это век гаджетов и всевозможных информационных технологий, и бесспорно интернет во многом помогает для осуществления образовательного процесса: это и переводчик, и словарь, и энциклопедии . Но, когда студент находится в аудитории на лекции и семинаре, слушая речь преподавателя, то достаточно трудно синхронно переводить речь через интернет. Языковой барьер препятствует качественной передаче знаний. К примеру, в вузе, где я обучаюсь, обучаются студенты из Китая. Они с трудом воспринимают речь учителя, хоть и целый год прожили в России до начала обучения. Преподаватели лояльно относятся к ним, задают им отдельные для выполнения задания, чтобы им было легче усваивать информацию .

Для решения данной проблемы, на мой взгляд, необходимо, чтобы и преподаватель и студенты других стран обладал знаниями английского международного языка. Потому что процесс интернационализации не будет проходить эффективно без интернационального языка. Для этого необходимо обеспечить определенные условия, для обучения данному языку. Необходимо произвести государственную поддержку для обучения преподавателей языку.

В заключении вышеизложенного хочется сделать вывод о том, что Болонский процесс – это масштабный процесс, требующий усилий и определенных стандартов. Для его качественной реализации необходимо большое значении уделять языковому барьеру. Нужно обучать студентов и преподавателей английскому языку. Поскольку изучений языка принимающей страны не всегда проходит успешно в силу его трудности и языковых способностей студентов.

Список литературы

1. Гнатышина, Е.А. Историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вуза / Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков // Вестник Челябинского го¬сударственного педагогического университета. – Челябинск: изд-во "ФГБОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет", – 2015. - № 4. – С. 44 – 48.
2. Гнатышина, Е.А. Концептуальные основы инновационного развития учреждения профессионально-педагогического образования / Е.А. Гнатышина //Высшее образование сегодня. - ООО "Издательская группа "Логос". - 2008. - № 3. - С. 57-59.
3. Корнеев, Д.Н. Сетевое взаимодействие как фактор инновационного развития высшего профессионального образования / Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева / Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. 18-19 февраля / под ред. В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной и др. - Челябинск: СИМАРС, 2015. - с. 51-58.
4. Россия в европейском пространстве/Н.М.Аксёнова, Ю.Д. Артамонова, Е.А. Горбашко и др.: под ред. Артамоновой Ю.Д., Демчука А.Л., Караваевой Е.В., Муравьёвой А.А. Москва: изд. МГУ, 2015.64 с.
5. Российские документы [Электронный ресурс]// Болонский процесс. URL: http://www.bologna.ntf.ru/p12aa1.html (дата обращения: 15.03.2016)
6. Савченков А.В. Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования / А.В. Савченков, П.В. Лизунов // международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». – Барнаул, 2013. - № 5. – С. 233 – 235.
7. Савченков, А.В. Методика воспитательной работы: учебно-методическое пособие / А.В. Савченков. – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2015. - 110 с.
8. Савченков, А.В. Адаптация первокурсников к условиям педагогического вуза как фактор безопасности образовательного пространства / Савченков А.А // Безопасность социальной сферы в условиях современной поликультурной России: коллективная монография/ В.В. Садырин, Е.А. Гнатышина, В.А. Белкин [и д.р.]. – М. Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 331-353 с.
9. Савченков, А.В. Психолого-педагогические проблемы адаптации студентов первого курса профессионально-педагогического института / Е.А. Гнатышина, Г.А. Герцог, А.В. Савченков / профессионально-педагогическое образование на рубеже веков: коллективная монография. - Челябинск: Изд-во Челб. гос. пед. ун-та, 2014. - с. 12 - 80.
10. Савченков А.В. Развитие профессиональных компетенций у учащихся СПО с девиантным поведением / А.В. Савченков // образование и социум: безопасность поликультурного пространства России / Е.А. Гнатышиа, Д.Н. Корнеев, Н.В. Уварина [и др.] - М.: Изд-во "Цицеро" Свердловский пр. 60, отпечатано в типографии Челб. гос. пед. ун-та, 2014. - с. 113-127.

Популяризация и развитие концепции интернационализации образования за последние года способствовали появлению большого числа различных форм интернационализации, а также к стремлению их структурировать.

Интернационализация высшего образования может осуществляться на 4 уровнях и на каждом из них иметь разные формы реализации.

  • 1. Глобальный уровень подразумевает осуществление координации процессов интернационализации специализированным (надстрановым) учреждением. Примером могут служить Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО и Всемирные конференции по высшему образованию. На данном уровне определяются мировые тенденции высшего образования, которым должны следовать все страны мира.
  • 2. Региональный уровень заключается в управлении интернационализацией между добровольно объединившимися странами. Примером служит Болонский процесс, включающий в себя 48 стран. На данном уровне реализуются интересы государств международного уровня и используются в решении собственных геополитических задач (связи со странами - партнерами, привлечение талантливой молодежи). Главным механизмом реализации на данном уровне являются региональные программы интернационализации образования.
  • 3. Национальный уровень предполагает реализацию интернационализации образования с помощью программ национального уровня поддержанных законодательной и исполнительной властью страны. Цели данного уровня заключаются в развитии государства с помощью механизмов власти. Например, создание концепции экспорта российского образования для повышения конкурентоспособности системы образования в России.
  • 4. Институциональный уровень заключается в реализации интернационализации образования с помощью работы над различными аспектами присутствия иностранных студентов в университете. Например, организационные (питание, медицинское обслуживание) и содержательные (работа с иностранными студентами) аспекты .

Существует классификация направлений интернационализации высшего образования разделенная на 2 группы:

  • 1. Внутренние формы, предполагающие активное участие страны в процессе интеграции международного измерения целей и функций образовательных систем, не выходя за собственные географические границы (интернационализация учебных планов и программ, ориентированных на мировой рынок; формирование новых международных стандартов качества высшего образования)
  • 2. Внешние формы, предполагающие физическое перемещение студентов на время в другую страну (студенческая и преподавательская мобильность) .

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выделяет 4 формы интернационализации образования:

  • 1. Мобильность студентов и преподавателей, предполагающая перемещения в образовательных целях;
  • 2. Мобильность образовательных программ и институциональная мобильность, предполагающая формирование новых международных стандартов образовательных программ;
  • 3. Интеграция в учебные программы международного измерения;

М.Л. Агранович и И.В. Аржанова выделяют три типа форм интернационализации

  • 1. Формы, ориентированные на импорт, которые реализуют большинство развивающихся стран.
  • 2. Формы, ориентированные на экспорт, которые реализуют в основном англоязычные развитые страны, рассматривая образование как предмет торговли для развивающихся неанглоязычных стран.
  • 3. Формы, ориентированные на импорт - экспорт, которые реализуют страны с ярко выраженными культурами и традициями .

Зарецкая С.Л. выделяют четыре подхода к классификации форм интернационализации образования:

  • 1. Формы интернационализации основанные на деятельности -классические мероприятия по реализации академической мобильности студентов и преподавателей в образовательных и исследовательских целях, организации международного трудоустройства, передаче знаний и модернизации учебных планов.
  • 2. Формы интернационализации, основанные на компетенциях - мероприятия по измерению добавочной стоимости профессионала международного уровня.
  • 3. Формы интернационализации, основанные понятии мультикультурного образования, получаемого в пределах университета.
  • 4. Стратегические формы интернационализации, являющиеся объединением первых трех подходов и способствующие присвоению учебным заведениям международного уровня .

Ульрих Тихлер, профессор университета Касселя в Германии выделяет следующие формы интернационализации высшего образования:

  • - Физическая мобильность;
  • - Признание результатов обучения заграницей;
  • - Виртуальная передача знаний (СМИ, интернет, обучающие платформы);
  • - Сходство и неоднородность национальных систем высшего образования .

Ханс де Вит, профессор Школы экономики и менеджмента Университета прикладных наук в Нидерландах выделяет такие формы как:

  • - межстрановое образование;
  • - трансграничное образование;
  • - глобальное образование;
  • - оффшорная международная торговля образовательными услугами .

В соответствии со стратегией развития Европейского союза «Европа 2020» основными формами интернационализации образования являются:

  • - Мобильность студентов, заключающаяся в обмене студентами между университетами, как на краткосрочный период, так и на все время обучения.
  • - Совместные образовательные программы;
  • - Формирование сообществ по интересам .

Доктор педагогических наук Платонова Н.М. разделяет формы интернационализации на 3 блока:

  • 1. Мобильность студентов и преподавателей - увеличение числа студентов/ преподавателей, обучающихся / работающих за границей, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В данном блоке Платонова обращает внимание, как на существующие организованные схемы мобильности студентов, так и на практически не контролируемую, но, безусловно присутствующую, спонтанную студенческую мобильность. Спонтанная мобильность характеризуется целым комплексом факторов, описывающих стратегию вовлечения студентов, таких как контрольные цифры приема и национальные различия в доступе к обучению в университете.
  • 2. Мобильность учебных программ, осуществляемая через следующие формы интернационализации:
    • - франшиза, на основе которой провайдер из перовой страны разрешает провайдеру второй страны производить поставку своих образовательных услуг, при этом право присвоение квалификации остается за первой страной;
    • - сотрудничество провайдера из двух стран в части создания программы на территории страны приема программы и возможности получать зачетные единицы в обеих странах, при этом право на выдачу дипломов остается за страной происхождения программы;
    • - соглашение о двойном/совместном дипломе, позволяющее по результатам обучения получить совместный диплом .
  • 3. Мобильностью провайдеров образовательных услуг:
    • - Создание филиалов учебных заведений в других странах;
    • - Создание независимых учебных заведений в других странах;
    • - Приобретение учебных заведений на территории других стран и организация собственной образовательной организации на их основе .

Профессора РУДН также выделять три блока форм интернационализации образования:

1. «Внутренняя интернационализация», подразумевающая мобильность студентов.

Самая первая форма интернационализации, возникшая с появлением университетов.

  • 2. Мобильность программ, не требующая выезда студентов из страны. При этом иностранный вуз ведет учебный процесс с организационной помощью вуза - партнера или технологий (Интернета). Наиболее распространенный вариант - комбинированное использование обоих подходов.
  • 3. Мобильность учреждений, связанная с открытием новых учебных заведений за пределами государства (филиалов, представительств, совместных образовательных центров и т.д.) .

Исследователи Абдулкеримов И. З., Павлюченко Е. И. и Эсетова А. М. разделяют формы интернационализации образования на 4 группы:

  • 1. Студенческая мобильность, предполагающая полное обучение за рубежом с получением диплома иностранного вуза, краткосрочное/долгосрочное обучение в рамках академической мобильности (возможно получение двойного диплома), а также программы обмена.
  • 2. Академическая мобильность, предполагающая программы профессионального развития и академического партнерства, стражировка в иностранном вузе; работа в филиале своего вуза за границей
  • 3. Академическое партнерство, предполагающее совместные курсы или программы с иностранным вузом, дистанционные международные программы образования, а также франчайзинг.
  • 4. Открытие зарубежных филиалов .

Н.С. Мушкетова выделяет 4 формы интернационализации образования:

  • 1. Индивидуальная мобильность, предполагающая мобильность студентов и преподавателей в образовательных целях;
  • 2. Мобильность образовательных программ и институциональная мобильность;
  • 3. Формирование стандартов образовательных программ международного уровня и интеграция в учебные программы международного измерения;
  • 4. Институциональное партнёрство с помощью создания стратегических образовательных альянсов .

Интернационализация высшего образования приобретает новые формы, начиная с простого обмена студентами и преподавателями, заканчивая комплексными мероприятиями (интернационализация учебных планов, создание консорциумов университетов и т.д.).

Проанализировав различные формы интернационализации образования, необходимо выделить 8 функциональных связей их взаимодействия (рис 1.1).

Рис1.1.

Каждая функциональная связь имеет субъект взаимодействия, форму и уровень реализации интернационализации высшего образования. Данная классификация будет использована в данной работе как основная (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Классификация форм интернационализации высшего образования по субъектам взаимодействия с указанием уровней реализации

Субъект взаимодействия

Примеры форм интернационализации высшего образования

Уровень реализации

Глобальный

Региональный

Национальный

Институциональный

Страна А<=> Страна Б

Учебные планы стандартов международного качества

Международные научно - практические мероприятия

Университет А <=>Университет Б

Совместные исследовательские проекты

Создание ассоциаций вузов

Конференции, олимпиады, конкурсы

Университет А (студент) <=> Университет Б (студент)

Студенческая академическая мобильность (входящая, исходящая)

Университет А (ППС) <=> Университет Б (ППС)

Мобильность профессорско-преподавательского состава (входящая исходящая)

Университет А (программа) <=> Университет Б (программа)

Совместные ООП

Массовые онлайн курсы на иностранном язык

Специальные программы для иностранных студентов

Летние и зимние школы для преподавателей и студентов

Реализация образовательных программ на иностранном языке

Программы мобильности для студентов и преподавателей

Страна А <=> Университет Б (ППС)

ППС с международного рынка труда

Иностранные студенты на полном цикле обучения

Университет А (студент) <=> Организация Б

Стажировки студентов

Обеспечение условий для работы в иностранных организациях выпускников университетов

Университет А (ППС) <=> Организация Б

Стажировки ППС

Участие в международных организациях, фондах, проектах, конкурсах, грантах

Публикационная активность в зарубежных изданиях

Обеспечение условий для работы в иностранных организациях ППС

Популяризация распространения различных форм интернационализации сопровождается необходимостью создания структур, обеспечивающих соответствие стандартам качества образования. На этапе бурного развития интернационализации, необходимо организовать взаимодействие различных национальных систем обеспечения качества и аккредитации. Некоторые формы интернационализации не поддаются на сегодняшний день классификации и не участвуют в системе аккредитации. Несоответствие национальных систем и наличие элементов рынка, не участвующих в системах обеспечения качества высшего образования, провоцируют слабые места интернационализации, как процесса с благими целями. Слабые места выражаются в появлении возможности предоставления некачественных услуг недобросовестными поставщиками, результатом которых станет формирование низко компетентных специалистов .

1

Интернационализация образования - процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. В ее рамках рассматривают «внутреннюю» интернационализацию как создание культуры и климата внутри вуза, которые продвигают, поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание, и «внешнюю» интернационализацию (образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование). Интернационализация и регионализация образования представляют собой динамично развивающийся процесс, который включает в себя различные формы международного взаимодействия и партнерство. Активно развивая международное сотрудничество, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет исходит из того, что целью международной деятельности является интеграция в международное образовательное сообщество; активизация научного сотрудничества; расширение доступа к информационным ресурсам и привлечение дополнительных источников финансирования. Изучение передового мирового опыта, взаимное обогащение, обмен лучшими образовательными методиками является необходимым условием подготовки специалистов, обладающих международными компетенциями.

интернационализация

регионализация

высшее образование

международное сотрудничество

1. Шумейко А.А. Механизмы обновления высшего профессионально-педагогического образования/А.А. Шумейко//Амурский научный вестник. Вып. 2: сборник научных трудов. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2009. - С. 6-12.

2. Шумейко А.А., Бавыкин В.С. Роль вузовской науки в решении вопросов кадровой политики Дальневосточного региона//Материалы Международ. науч.-практ. конф. «Дальний Восток: наука, образование. XXI век» -В 2.т. Т.1. -Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского гос. пед. ун-та, 2003. -С. 45-59.

3. Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education. 2003. № 33.

4. Knight J., de Wit H. Quality and Internationalization in Higher Education. Institutional Management in Higher Education. 1999.

5. OECD. Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. 2004.

6. Transnational Higher Education in Asia and the Pacific Region/ Ed. by F. Huang. Hiroshima: Hiroshima University. 2006. 186 p.

7. UNESCO - CEPES. Studies on Higher Education. Transnational Education and the New Economy: Delivery an Quality. Bucharest, 2001.

8. World Education Report. UNESCO Publishing. Paris, 2004.

Интернационализацию образования на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Следует акцентировать внимание на само понятие интернационализации в сфере высшего образования, которое в международной практике традиционно включает в себя два аспекта: а) «внутреннюю» интернационализацию , что подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают, поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание, и при этом реализация всех программ, проектов, исследований содержит международное измерение. Например, соответствует международным стандартам, включает зарубежные наработки, реализуется совместно с иностранными вузами-партнерами. И б) «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование ,который представляет собой процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные административные соглашения .

Таким образом, интернационализация образования включает следующие формы международного сотрудничества :

  1. Индивидуальную мобильность: мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;
  2. Мобильность образовательных программ и институциональную мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ;
  3. Интеграцию в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов;
  4. Институциональное партнёрство: создание стратегических образовательных ассоциаций.

Интернационализация высшего образования - это процесс интеграции международного и межкультурного аспектов в цели и способы предоставления высшего образования, и важным фактором этого процесса является язык, на котором ведется обучение. В настоящее время возможность получения высшего образования на русском или английском языке наиболее привлекательна для иностранных студентов .

К числу несомненных преимуществ интернационализации можно отнести увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания. Важно отметить, что, наряду с глобализацией, в сфере образования интенсивно развиваются процессы регионализации. Объединение усилий для сотрудничества в сфере образования становится неотъемлемой частью кооперации государств, объединенных в рамках различных региональных организаций, для достижения целей экономической интеграции, социального единства и политической безопасности. Наиболее успешные из них - программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, программы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства, и др.

Интернационализация, впрочем, как и регионализация, являются основанием модернизации университетского образования. Целью интернационализации университетского образования является подготовка студентов и специалистов к международному сотрудничеству и конкуренции, которые будут доминировать в новом тысячелетии во всех сферах жизнедеятельности общества.

Новая система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и ввиду постоянного и быстрого обновления знаний формировать потребность в их непрерывном самостоятельном освоении, умениях и навыках самообразования, самостоятельного и творческого овладения этими знаниями в течение всей активной жизнедеятельности человека.

Образование должно в итоге стать таким социокультурным институтом, который был бы способен в течение всей жизни человека представлять ему самые разнообразные наборы образовательных услуг. Необходима структура образовательной системы и ее учреждений, которая обеспечила бы переход от принципа «Образование на всю жизнь» к принципу «Образование через всю жизнь».

Следует отметить, что интернационализация и регионализация образования представляют собой динамично развивающийся процесс, который включает в себя различные формы международного взаимодействия, партнерства и сотрудничества:

  • составление или применение новых образовательных стандартов международного уровня и согласованное включение их в учебные программы вуза;
  • создание различных форм долгосрочного партнерства в институциональной сфере образования;
  • приглашение к сотрудничеству международных экспертов по экспертизе образовательных программ или участия в разработке стратегии развития университета;
  • согласованное использование международных компетенций в образовательном процессе вуза;
  • формирование институционального партнерства с ведущими иностранными образовательными центрами;
  • участие вуза в международных рейтингах;
  • развитие и реализация исследовательских программ и проектов с зарубежными партнерами;
  • проведение международной аккредитации и сертификации качества образования на основе международных стандартов.

Именно с таких позиций нами предлагается рассматривать этот процесс как фактор развития интернационализации и регионализации, поскольку так он может быть представлен как действенный инструмент, стимулирующий к достижению таких целей, как:

  • рост уровня преподавания;
  • развитие разнообразных форм исследовательской работы;
  • рост числа конкурентных преимуществ университета как на внутреннем рынке, так и внешнем - международном .

Активно развивая международное сотрудничество, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет исходит из того, что целью международной деятельности является интеграция в международное образовательное сообщество; активизация научного сотрудничества; расширение доступа к информационным ресурсам и привлечение дополнительных источников финансирования. К основным задачам развития международного сотрудничества университет относит:

  • обеспечение участия профессорско-преподавательского и студенческого коллектива университета в международных программах, межправительственных договорах, соглашениях и других международных акциях, направленных на развитие интеграционных процессов в образовании и науке;
  • установление прямых партнерских отношений с зарубежными вузами, зарубежными фондами и организациями для обеспечения программ развития академического обмена, мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава;
  • привлечение ведущих зарубежных специалистов, преподавателей и профессоров к чтению открытых лекций и преподаванию в университете;
  • участие в международных крупных образовательных программах и проектах, участие в деятельности международных образовательных консорциумов и объединений, в первую очередь, в рамках сотрудничества стран ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества, образовательного сотрудничества стран БРИКС и др.

Сегодня АмГПГУ является значимым игроком на международном образовательном рынке стран АТР. Университет участвует в работе Совета ректоров вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных провинций КНР. Занимая, согласно рейтингу Федерального портала «Российское образование» 22-27 место в группе педагогических, лингвистических и гуманитарных вузов России, университет сегодня превратился в международный образовательный центр, в котором, помимо граждан РФ также обучаются граждане Китая, Кореи, Индии, Бахрейна, Италии, Японии, Азербайджана, Казахстана, Белоруссии и Украины. Сегодня более 120 иностранных граждан проходят обучение по программам бакалавриата, магистратуры, занимаются на краткосрочных и долгосрочных курсах. Совместные образовательные проекты реализуются с Японией, Кореей, рядом стран Европы, и с китайскими вузами. АмГПГУ активно сотрудничает с Харбинским педагогическим университетом, Чанчуньским университетом, Цзилиньским педагогическим университетом, Цзямусским университетом и рядом других вузов. Особенно высоко мы ценим наши добрые отношения с Институтом иностранных языков Хуацяо, с которым, уже на протяжении ряда лет совместно реализуем образовательные программы по повышению квалификации студентов-лингвистов.

Особенно следует обратить внимание на тот факт, что иностранные студенты, проходящие обучение в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете, не только активно участвуют в образовательном процессе, но и выступают на международных научных студенческих конференциях. Этому способствует и работа международных образовательных центров, действующих в университете: Центра японского языка и культуры, Центра французского языка, Образовательного центра «Институт Конфуция».

Российские студенты и преподаватели АмГПГУ активно включаются в программы международной академической мобильности. В настоящее время в университете функционируют следующие направления: международные лингвистические стажировки; зарубежные полевые практики студентов-географов, музейные практики студентов-историков, дизайнерские практики студентов специальности «дизайн», участие выпускников университета в грантовых программах, стажировки и участие в зарубежных научных проектах преподавателей. К примеру, за последние два учебных года более 70 студентов АмГПГУ выезжали в КНР для участия в вышеуказанных программах, в том числе прошли обучение в нашем партнерском вузе - Институте иностранных языков Хуацяо, более 15 студентов посетили Республику Корея, прошли обучение в университетах и колледжах Японии, США, Канады. За этот же период времени более 20 преподавателей университета прошли научно-образовательные стажировки либо побывали с научными целями в различных зарубежных странах .

Руководство университета прекрасно осознает, что вопросы интернационализации и регионализации образования - это чрезвычайно важные вопросы, требующие взвешенного и конструктивного подхода. Мы осознаем, что только на основе изучения передового мирового опыта, взаимно обогащаясь, перенимая друг у друга лучшие образовательные методики можно подготовить специалистов, обладающими международными компетенциями и соответствующими международному статусу и уровню.

Библиографическая ссылка

Шумейко А.А. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23862 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Мир стремительно развивается, и в рамках каждой отдельной страны уже не умещает свои растущие потребности. Жизнь требует объединить опыт, силы и возможности для продвижения к новым горизонтам. Данное явление наблюдается также и в современном образовании. Интернационализация образования - это следствие глобализации всего современного мира. Новый подход к образованию влечет за собой интеграцию общественной, экономической жизни, сближает разные национальности и культуры. В конечном итоге мир от этого выигрывает по всем направлениям.

Взаимовыгодное сотрудничество

В мире существует огромная конкуренция за право быть лидерами в той или иной области. И в этой конкурирующей ситуации находится также образование. В современном обществе происходит интернационализация образования, обеспечивающая международное образовательное сотрудничество. В выигрышной ситуации оказываются те образовательные учреждения, которые интересны студентам из разных стран.

Они предоставляют возможности для получения того уровня знаний и тех профессий, которые востребованы всюду. Переход к сотрудничеству значительно повышает шансы выиграть в конкурентной борьбе за право быть лидерами в образовании. Интеграционные процессы происходят как в Европе, так и в странах Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства, а также в таких объединениях как БРИКС, ШОС, СНГ. Таким образом, интернационализация образования - это один из факторов международного образовательного сотрудничества. А сотрудничество важнее борьбы за лидерство. Тем не менее, в лидерах оказываются те, кто быстрее и успешнее интегрируется в мировое общеобразовательное пространство.

Интеграция во всем

Интегрирование образования охватывает весь спектр преподавательской деятельности. Касается это образовательных программ и стандартов, системы аттестаций и контроля над качеством обучения, обучающих технологий и менеджмента. Интернационализация рассматривается ведущими государствами как одно из основных направлений развития самой образовательной политики. И при ее разработке учитывают очень широкий перечень внешних и внутренних факторов: национальные интересы, мировой рынок труда с анализом на перспективу, а также реальные потребности и возможности собственной системы образования. Таким образом, интернационализация процесса образования объединяет все виды и формы деятельности конкретно взятых стран и их учебных заведений, при этом предусматривая международное взаимодействие на уровне систем образования, учебных заведений и преподавателей. Популярность интернационализации образования привела к появлению множества форм интеграции и к возможности их структурировать.

Объединение с учетом особенностей

Перенимая опыт зарубежных стран, конкретно взятое учебное заведение должно учитывать собственные материальные возможности, наличие необходимой учебной базы, и ни в коем случае не забывать традиции и достижения собственной системы образования. Критерием целесообразности вносимых изменений служит показатель качества обучения, не ниже того, что дается в аналогичных зарубежных образовательных учреждениях. Также уровень подготовки будущих специалистов должен соответствовать требованиям рынка труда данной страны.

К примеру, российские образовательные учреждения должны учитывать, в первую очередь, потребности отечественного рынка в тех или иных специалистах. Интернационализация образования предполагает также мобильность внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю - это, когда не выходя за рамки границ своей страны, учебные заведения разрабатывают специальные программы международного уровня, формируются стандарты качества обучения. Внешняя мобильность - это обмен студентами и преподавателями. Пожалуй, это основной по масштабам показатель интеграции высшего образования.

Мобильность учебных программ

Есть и другие не менее важные показатели. Разработаны и успешно практикуются несколько форм интернационализации современного образования, посредством которых происходит мобильность учебных программ. Среди них:

  • двойной диплом (совместный), который по соглашению сторон котируется в других странах, имеет ту же силу;
  • франшиза, это когда провайдеры стран договариваются о поставках образовательных услуг, но право аттестации остается за страной, которая эти услуги предоставила;
  • сотрудничество провайдеров двух стран на производство образовательной программы на территории страны приема программы, при этом право выдавать дипломы остается за страной-производителем программы.

Разные уровни и формы

Глобализация и интернационализация образования выражается на 4 уровнях:

  • глобальном;
  • региональном;
  • национальном;
  • институционном.

И на каждом уровне существуют свои формы реализации. Глобальный уровень (государственный) должен опираться на возможности и потенциал собственных учебных заведений, особенности культуры и традиций страны, материальную базу. В этом случае использование зарубежного опыта приносит желаемый результат.

Национальный уровень предполагает осуществлять интернационализацию образования посредством программ национального уровня, утвержденных законодательно и исполнительной властью страны. Региональный уровень несет задачу не только развивать «на местах» инфраструктуру для динамичного развития учебных заведений и связанных с ними организаций, но и создать максимально комфортные условия иностранным студентам. Примером интернационализации образования регионального уровня может служить Болонский процесс, включающий в себя 48 стран. Это добровольное объединение стран, которые совместно управляют интеграционными процессами и привлекают талантливую молодежь со всего мира. При этом преследуются интересы мирового уровня для достижения глобальных задач в науке, в промышленности, в политике, во всех сферах жизни. Наиболее четко управление интеграционными учебными процессами происходит в стенах вузов. То есть, это - внутриобразовательные связи и взаимоотношения, внешние связи образовательных систем, интеграция науки и образования.

Болонская декларация

Интернационализация процесса образования, естественно, затронула в том числе и Россию, которая должна была войти в общую европейскую систему образования. В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая обязала всех участников перейти в течение десяти лет на общие для всех правила.

Среди них: сокращение сроков обучения и переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр/магистр), отмена двухуровневой структуры научных степеней, информатизация обучения и переход на дистанционное обучение и так далее. Россия вошла официально в Болонский процесс в 2003 году, выполнив все необходимые требования и отказавшись от национальных программ обучения. Интернационализация высшего образования в России привела к появлению вузов международного уровня. Это - МГИМО МИД России, РГГУ, РЭУ им. Г.В.Плеханова, РГСУ, РУДН, МГУ им. Ломоносова и Финуниверситет.

Болонское объединение имело целью значительно повысить конкурентоспособность европейских высших учебных заведений, максимально расширить возможности для студентов при выборе места обучения и сделать более легким дальнейший процесс поиска работы после окончания обучения в любой европейской стране. Россия пока что занимает небольшое место в рассматриваемом европейском образовательном пространстве. Но, необходимо отметить, что начало новому пути положено и определенные результаты уже достигнуты.

Положительные моменты

Интернационализация образования - это процесс включения различных международных аспектов в исследовательскую, преподаватель-скую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней. И от адекватного внедрения в процесс образования аспектов глобализации зависит в итоге уровень квалификации рабочих ресурсов. Для России этот процесс крайне важен. Он предоставляет:

  • шанс повысить конкурентоспособность отечественных вузов и внедрить отечественные стандарты и программы на рынке образовательных услуг;
  • участие в Болонском процессе позволило многим российским студентам избрать тот вуз, который им по душе, независимо от страны, где он расположен;
  • программа обмена студентами также способствует повышению уровня знаний и открывает перспективы для практики в зарубежных странах с тем, чтобы потом использовать знания на благо собственной страны.

Одним словом, когда в современном обществе происходит интернационализация образования, выигрывают от этого все. Но нельзя забывать о другом моменте - каждая страна старается удержать у себя наиболее талантливую молодежь, предлагая более выгодные условия обучения, гарантированное трудоустройство и достойную оплату труда после окончания вуза.

Проблемы вхождения

Вхождение России в международное образовательное пространство сопровождается определенными трудностями. Россия имеет собственные традиции в обучении, наше образование всегда отличалось от европейского. Если в ряде других стран зачастую не придается особого значения расписанию, учебные программы носят неопределенный характер, то в России всегда существовали Государственные стандарты обучения, программы четко структурированы, а расписание стабильное. Российское образование также базируется на национальных, культурных и педагогических ценностях, имеет глубокие исторические формы и основывается на российском менталитете.

Интернационализация системы образования в России столкнулась также с проблемой языкового барьера. В западных странах почти все студенты свободно говорят на английском, российским студентам требуется перевод всех программ. Еще одна проблема - система кредитов (зачетных учебных единиц), которая у нас пока не разработана. В странах запада студенты имеют единую систему образования, могут свободно перемещаться из университета в университет по разным странам, обучаться нескольким специальностям. И еще одно препятствие - отсутствие должной мобильности студентов и преподавателей. У нас еще не создана необходимая инфраструктура для иностранных студентов и преподавательский состав не готов обучать студентов из других стран, так как нет должной языковой подготовки.

Использовать то, в чем сильны

Безусловно, Россия в некоторых науках имеет неоспоримые преимущества (физика, математика, информатика, биология и т.д.), и с этим надо уверенно и более активно выходить на международный рынок образовательных услуг. Стоит активнее привлекать иностранных студентов к изучению этих наук. Но, к сожалению, затраты на подготовку таких специалистов в российских вузах значительно ниже, чем в европейских странах. Необходимо содействие в интернационализации высшего образования по таким направлениям, как:

  • более детальное изучение иностранных языков, в первую очередь - английского;
  • активизация университетского обмена студентами и преподавателями;
  • увеличение количества студентов, проходящих за рубежом отдельные курсы, периоды обучения или полные программы;
  • более активное привлечение иностранных студентов в российские вузы;
  • укрепление связей с международным образовательным сообществом;
  • упрощение признания иностранных квалификаций студентам, прошедшим обучение или отдельные курсы за рубежом.

Что привлекает студентов

География и масштабы мобильных потоков студентов меняется вместе с мировой экономикой. Все больше фокус смещается на Восток. Интересны для студентов Австралия, Новая Зеландия, а также университеты в странах Юго-Восточной Азии. И хотя по-прежнему основными центрами притяжения мобильных студентов остаются страны Европы и США, тенденция интернационализации образования в Юго-Восточных странах набирает темпы. Одним из важных факторов при выборе вуза для студентов является языковой.

Чаще всего молодые люди выбирают англо-, франко-, германоязычные страны, а также русско- и испаноговорящие государства. Чтобы не отставать в конкурентной борьбе за талантливую молодежь, многие вузы предлагают англоязычное обучение. Потому что английский язык наиболее распространен в мире. Также на выбор страны обучения влияет качество программ, иммиграционная перспектива, финансовая поддержка студентов. И, конечно же, важнейшим фактором выбора места обучения является стоимость образовательных услуг.

Не останавливаться на достигнутом

Одним из ярких примеров вхождения России в общемировую образовательную систему является Российский университет дружбы народов. Углубление и расширение процессов интернационализации в этом вузе продиктовано самой жизнью и усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг. И всем вузам, желающим интегрировать в мировое образовательное пространство, следует приложить максимум усилий и понести значительные затраты.

Дополнительные средства требуются на улучшение собственного образовательного продукта, а также на маркетинговые исследования рынка образовательных услуг. И на многие другие необходимые вещи, без которых немыслима качественная подготовка будущих специалистов, востребованных во всех развитых странах. Интернационализация образования - это гарант будущего любого уважающего себя университета.

mob_info