В помощь родительскому комитету. Такой классный родительский комитет! Его задачи и обязанности Что нужно делать

С детьми;

· влиять на формирование культуры родительского общения;

· быть посредником между семьей, школой, общественными органи­зациями в трудных жизненных ситуациях;

· стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

· выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

· соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями;

· активно участвовать в организации образовательно-воспитательно­го процесса в классе;

· помогать классному руководителю и школе в приобретении учебни­ков и пособий;

· посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

· присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

· высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;

· принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспи­танием своих детей;

· проводить беседы с проблемными учащимися;

· поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи;

· привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.

Главные задачи родительского

комитета:

1. Помощь в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе

Председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, а заместители его отвечают за определённые участки работы.

Помощь детям" href="/text/category/pomoshmz_detyam/" rel="bookmark">помощь детям , отстающим в учёбе.

Учебные пособия" href="/text/category/uchebnie_posobiya/" rel="bookmark">учебных пособий .

https://pandia.ru/text/78/088/images/image006_76.gif" alt="Подпись: " align="left" width="300" height="245 src=">Культурно-спортивный перевал.

Ответственный за культмассовую и спортивную работу.

Организует помощь родителей в организации различных смотров – конкурсов, брейн-рингов, привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов и вечеров.

Родители успешно участвуют в работе жюри, внеклассных мероприятиях в классе, становятся участниками КВНов. По собственному желанию родители участвуют в шефской работе над неблагополучными семьями.

В классе существуют традиции подготовки и проведения родительских собраний. С помощью родительского комитета и учащихся оформляются индивидуальные приглашения папам и мамам для участия в родительском собрании.

Родительский комитет вместе с классным руководителем готовит традиционные поздравления родителям к юбилейным датам.

И родители, и классный руководитель, должны понимать, что только общее сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.

План работы родительского комитета

Август . Заседание родительского комитета, посвящённое началу учебного года.

Встреча родительского комитета предыдущего учебного года с классным руководителем, определение кандидатур родителей для работы в новом родительском комитете.

Сентябрь . Встреча родительского комитета с администрацией школы. Знакомство с планированием и основными задачами работы учебного заведения на новый учебный год.

Родительское собрание: «Первые проблемы подросткового возраста».

«Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся в новом учебном году».

Октябрь. Рейд-проверка читательских формуляров учащихся класса в школьной библиотеке за пять лет.

Родительские чтения «О книгах и о чтении детей».

Ноябрь. Классное родительское собрание «Компьютер в жизни школьника».

Участие родительского комитета в посещении проблемных семей. Анализ данной ситуации с классным руководителем, обсуждение принимаемых мер по решению проблемы.

Участие в праздновании «Дня матери».

Декабрь. Подготовка празднования Нового года. Оформление зала, строительство снежного городка.

Подведение результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие.

Благодарственные письма родителям класса.

Январь. Заседание родительского комитета – Подведение итогов работы родительского комитета за 1 полугодие. Определение неотложных задач второго полугодия.

Тематическое родительское собрание – «Физическое развитие школьника».

Отчёт родительского комитета перед родительским собранием о проделанной работе.

Встреча родительского комитета класса с учителем физической культуры и врачом.

Февраль. Подготовка праздничной встречи поколений ко Дню Защитника Отечества. Поздравление пап, дедушек и мальчиков класса.

Подготовка и проведение часа Откровения.

Март. Конкурс на лучшее сочинение о маме.

Подготовка совместно с классным руководителем и проведение родительского вечера «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами». Ода маме.

Апрель. Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями класса (по графику родительского комитета).

Родительское собрание – «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».

Встреча родителей с родителями предметниками.

Май . Подготовка праздничного концерта, посвящённого окончанию 6-го класса. Награждение учащихся.

Помощь учащимся в создании классной летописи.

Июнь. Совместный поход учащихся класса и родителей «Сорока-ворона кашу варила» (творческий отчёт).

Участие родителей класса в ремонте классного кабинета.

Годовой отчёт о работе родительского комитета на Совете школы.

Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах. Гордятся участием родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни очень стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Хорошей традицией является проведение своеобразных творческих отчётов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года, и является своеобразным подведением итогов работы за год.

Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д.

Главное – родители и дети вместе. Взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.

Ожидаемые результаты.

Чтобы позже не разочароваться в родителях своих учеников, классный руководитель, с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами его развития, и давать им возможность стать активными участниками классных дел.

Родительский комитет класса в каждой четверти должен знакомиться с планом воспитательной работы и знакомить с ним родителей всего класса. Создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

Участие самих родителей во всех внеклассных мероприятиях принесёт положительные результаты. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей. Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребёнок.

Классный руководитель в работе с детским коллективом, приобщая родителей к работе, может решить многие вопросы, касающиеся детей и родителей.

1.Чем больше родители проведут времени со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

2. Большая работа проводимая родительским комитетом с проблемными детьми, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребёнка, может сделать гораздо больше, чем приглашение различных специалистов.

И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

6 класса и родительского комитета

«Сорока-ворона кашу варила».

Участники: Классный руководитель, учащиеся 6 класса и их родители.

Место проведения: Лесная поляна.

Цели: 1. Подвести итоги жизнедеятельности классного коллектива, и

родительского комитета за учебный год.

2. Содействовать формированию у учащихся умений и навыков самоанализа своих действий, поступков, достижений.

Подготовительная работа:

I. Учащиеся и классный руководитель готовят концерт для родителей.

Родители готовят ответное выступление.

II. Учащиеся класса создают пять творческих групп во главе с членами родительского комитета, каждая из которых составляет секретное сообщение по одной из перечисленных тем.

· Успехи в учёбе.

· Победы в спорте.

· Творческие удачи в делах школы.

· Творческие удачи в делах класса.

· Трудовые достижения.

III. Родительский комитет готовит грамоты каждому ребёнку, благодарственные письма родителям.

IV. Классный руководитель готовит секретное сообщение о том, как одноклассники общаются друг с другом.

V. Оформляется летопись жизнедеятельности классного коллектива.

VI. Родители готовят лесную поляну для проведения собрания и походный инвентарь.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) продукты для каши;

б) походный инвентарь для её приготовления;

в) 14 грамот для учеников, 14 грамот для родителей;

г) приглашения для родителей.

Ход классного часа:

I. В назначенное время шестиклассники собираются у здания школы. Их встречают представители родительского комитета и классный руководитель. Под их руководством они совершают марш-бросок до лесной поляны, где намечено собрание. Здесь участников встречают родители шестиклассников.

II. Вступительное слово председателя родительского комитета:

Ребята и родители. Завершился учебный год, а вместе с ним закончился ещё один этап нашей совместной жизни в классном коллективе. За это время мы многое сделали, многому научились. Давайте вместе подведём итоги работы нашего классного коллектива и родительского комитета, и постараемся найти ответы на следующие вопросы:

1. Какими мы стали?

2. Изменились ли?

3. Чего добились?

4. В чём потерпели неудачу?

5. А помните ли вы, ребята детскую потешку про сороку-воровку?

Вот сегодня нам предстоит вместе заваривать кашу, и самим её расхлёбывать. А кто из вас знает, что означает выражение «заваривать кашу»?

III. Шестиклассник предлагает такую версию ответа:

В истории сохранилось предание о свадьбе великого князя Дмитрия Донского. На Руси в то время было принято по свадебному обряду устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу. Но и последний, в свою очередь отказался ехать в Москву. Тогда решили устроить кашу в Коломне – городе, находящемся между Москвой и Нижним Новгородом. В этом действе участвовал практически весь город и все его гости. Не случайно уже давно в российском государстве об устройстве сложного дела говорят «Заварить кашу», и буквально сразу же к этой фразе добавляют: «То есть сам затеял что-то хлопотное, сам и выпутывайся».

IV. Классный руководитель и председатель родительского комитета предлагают заварить кашу по итогам учебного года. После получения согласия шестиклассников и их родителей участвовать в этом деле, спрашивают у них о том, из чего кашу будем варить.

Ученики считают, что варить кашу надо из продуктов, которые быстро перечисляются, и из воспоминаний о наиболее понравившихся делах класса.

Учитель задаёт вопросы:

1. А как варится каша?

2. Кто самый лучший повар?

3. Кто подскажет нам рецепт?

Предлагается каждому ученику и родителю бросить в котелок столько крупы, сколько добрых и полезных дел он совершил за год.

Оценив свои достижения, каждый ребёнок и взрослый бросают в котёл то количество крупы, которое он считает нужным.

V. Ритуал разжигания костра.

Собрались мы в кружок

У нашего костра,

Гори весёлый огонёк,

Как звёзды до утра!

Да, жаль, что люди говорят:

Кончайте, поздний час!

А мы давно не детский сад,

Как думают о нас.

Разгорайся ярче пламя,

Взвейтесь искры над костром!

Эй, друзья давайте снами

Песню звонкую споём.

Все вместе поют песню: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

VI. Председатель родительского комитета:

Огонь горит. Крупа есть. Теперь в котелок надо налить воды. Но налить воды можно столько, сколько трудовых дел на счету нашего класса. Давайте послушаем секретное сообщение и оценим наши трудовые достижения.

Отчёт творческой группы

Посещение детского садаважный этап развития ребенка. При этом нужно понимать, что отдавая ребенка в детский сад, родители не сбрасывают с себя ответственность и задачи, а лишь заменяют их другими. Чтобы мамы и папы были не наблюдателями воспитательного процесса, а его участниками, создается родительский комитет в детском саду.

Задачи родительского комитета ДОУ

На первый взгляд может показаться, что обязанности родительского комитета ограничиваются финансовыми вопросами, но это далеко не так. Положение о родительском комитете в ДОУ содержит немало пунктов, регулирующих права, обязанности и функции этого органа самоуправления. Попробуем составить основной список того, что делает родительский комитет:

  1. Выясняет, в чем нуждаются дети помимо предоставленного дошкольным учебным заведением.
  2. Инициирует и осуществляет закупку необходимого – канцелярских принадлежностей, материалов для ремонта, предметов интерьера, игрушек.
  3. Определяет список мероприятий, для которых необходимо будет приобрести подарки детям, и другим работникам детского сада.
  4. Помогает организовывать мероприятия и содействует воспитателям в процессе работы с детьми.
  5. Решает незначительные организационные вопросы, которые не требуют присутствия всех родителей.
  6. И, естественно, родительский комитет в садике занимается расчетом и сбором необходимых средств для осуществления вышеперечисленного.

Состав родительского комитета

В состав родительского комитета обычно входят от 3 до 6 человек, этот вопрос решается индивидуально. Так как выбрать родительский комитет необходимо в самом начале учебного года, и решается этот вопрос голосованием, то в составе обычно оказываются самые активные мамы и папы, у которых достаточно свободного времени. Это безвозмездная деятельность, и членом родительского комитета можно стать только на добровольной основе. Также, чтобы работа родительского комитета в ДОУ была четко организована и грамотно налажена, избирается председатель.

План работы родительского комитета

После определения состава составляется план работы родительского комитета в ДОУ и распределение обязанностей. К примеру, назначается человек, который будет поддерживать связь с остальными родителями, обзванивать при необходимости и информировать, другой представитель комитета может отвечать за выбор подарков, третий за ремонтные работы и т.д. Очевидно, что заседания родительского комитета в ДОУ проходят чаще, чем общие родительские собрания. Их минимальная периодичность согласовывается с администрацией садика. Во время заседания обязательно ведется протокол родительского комитета в ДОУ, где фиксируется дата, количество присутствующих, основные вопросы обсуждения, предложения членов комитета и принятые решения.

В первую очередь стоит отметить, что представитель родительского комитета это не только ответственная, но и достаточно нервная работа, поэтому учитесь относиться спокойно к ситуации. Из практичных рекомендаций можно посоветовать следующее.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

Родительский комитет школы

Форма сотрудничества классного руководителя с группой наибо­лее опытных, активных родителей - это классный родительский ко­митет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством пла­нирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогиче­скому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса: анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Но это в идеале. С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной школьной жизни? Чаще всего классный родительский комитет - это только наша мечта, а в реальности это 1-2 человека (в начальной школе чуть больше), помогающие педагогу в каких-то организацион­ных делах. Но если члены некоторых классных родительских комите­тов работают более активно и слаженно (по ряду объективных и субъ­ективных причин), среди них есть инициативные, заинтересованные в улучшении жизни класса, в котором учится их ребенок, то в обще­школьном комитете таких людей нет. В этом - большая доля и нашей вины. Школе нужен большой родительский комитет, в котором чис­лятся представители от каждого класса. Нам нужна инициативная, работающая группа родителей, заинтересованных в оказании помощи школе как в вопросах обучения и воспитания, так и в укреплении хо­зяйственной и учебно-материальной базы. Пусть это будут 1-2 чело­века от параллели, но они выступят в роли координирующего штаба для разнообразной работы со всеми родителями и решении различных задач.

Родительский комитет класса

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция родительского комитета класса - оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе.

Прежде всего это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки - возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.

Кроме таких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям - увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, мебели, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой - это и многое другое может быть в компетенции родительского комитета.

По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета - один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель должен предупредить родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.

Как правило, обязанности в родительском комитете распределяются между председателем родительского комитета, его заместителями, отвечающими за определенные участки работы, и казначеем.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию его деятельности, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний; является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы.

Председатель участвует в защите прав учащихся класса в судебных структурах, если в этом есть острая необходимость. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучных семей, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует родителей для участия в школьной жизни детей: в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий; организация различных смотров-конкурсов, брейн-рингов; помощь одаренным учащимся в поиске спонсоров для учас­тия в различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях; организация помощи отстающим в учебе детям; поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме того, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной работе возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необходимых для классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды класса. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета родительского комитета класса на поощрение учащихся в рамках программы «Одаренные дети», на издательскую деятельность (детский журнал класса, книжки-малышки, написанные учащимися и их родителями, ксерокопирование нужных учебных материалов).

Заседания родительского комитета проходят два-три раза в четверть. Однако при острой необходимости, встречи родительского комитета могут быть чаще.

Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются протоколы его заседаний, положение о родительском комитете школы, план работы родительского комитета на учебный год или полугодие, график заседаний родительского комитета.

Примерное положение о родительском комитете класса

    Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.

    Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.

    В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

    Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

    О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

    Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

    Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

    Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Положение о родительском комитете класса принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.

Родительский комитет класса обязан:

    помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

    вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

    влиять на формирование культуры родительского общения;

    быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;

    стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

    выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

    соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

    активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;

    помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;

    посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

    присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

    высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;

    воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;

    проводить беседы с проблемными учащимися;

    поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными

организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи;

    привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Хорошей традицией многих школ является проведение своеобразных творческих отчетов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года и являются своеобразным подведением итогов работы за год. Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д. Главное - родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.

Примерный план работы родительского комитета на учебный год

5 КЛАСС

Август

    Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года. Встреча родительского комитета предыдущего учебного года с классным руководителем, определение кандидатур родителей для работы в новом родительском комитете.

    Родительское собрание «Особенности последнего учебного года в начальной школе». Выборы членов родительского комитета. Знакомство с планом воспитательной работы на новый учебный год.

Сентябрь

    Встреча родительских комитетов классов с администрацией учеб­ного заведения. Экскурсия по школе, знакомство с планированием и основными задачами работы учебного заведения на новый учебный год.

    Заседание клуба выходного дня. Сентябрьский поход на природу «Возьмемся за руки, друзья!».

    Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся в новом учебном году.

Октябрь

    Рейд-проверка читательских формуляров учащихся класса в школьной библиотеке за четыре года. Подготовка к конкурсу юного читателя, посещение открытого урока для родителей по литературе.

    Родительская конференция «Традиции чтения в нашей семье».

Ноябрь

    Классное родительское собрание «Трудности адаптации пяти­классников - первые радости и первые неудачи».

    Поход в театр учащихся класса вместе с родителями. Совмест­ное обсуждение «Театр в жизни нашей семьи».

Декабрь

    Подготовка сценария празднования Нового года.

    Оформление подарков, сюрпризов для учащихся.

    Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие. Благодарственные письма родите­лям класса.

Январь

    Заседание родительского комитета. Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Определение неотложных задач второго полугодия.

    Тематическое родительское собрание «Мой ребенок взрослеет». Встреча со специалистами по проблеме. Отчет родительского ко­митета перед родительским собранием о проделанной работе.

    Встреча родительского комитета класса с учителем физической культуры и школьным врачом.

Февраль

    Смотр-конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника.

    Подготовка праздничной встречи поколений ко Дню защитни­ка Отечества. Поздравление пап, дедушек и мальчиков класса.

Март

    Конкурс на лучший рассказ «Радости и горести маминого детства». Издание книжки-малышки.

    Подготовка совместно с классным руководителем концертной программы «Любимые песни мам и бабушек». Поздравление с 8 Марта мам, бабушек и девочек класса.

    Заседание клуба родительских встреч «Пока горит свеча». Обсуж­дение проблем формирования нравственных устоев личности.

Родители учащихся приняли решение о создании родительского комитета. К сожалению, действующее законодательство не содержит систематизированных положений о таком объединении. Каков его статус, функции и полномочия? Об этом и поговорим...

Задачи родительского комитета

Действительно, четких норм, регулирующих работу такого комитета, нет. Однако в ряде нормативных актов все же имеются упоминания о родительском комитете. Так, в пункте 2.4 приложения 1 к письму Минобрнауки России от 31 марта 2008 г. № 03-599 говорится о том, что наличие и работа родительского комитета влияют на определение эффективности управленческой деятельности (правда, это касается дошкольных учреждений).

А в пункте 27 Порядка проведения ЕГЭ указано, что представители родительских комитетов могут входить в число общественных наблюдателей за проведением единого госэкзамена (порядок проведения единого госэкзамена утвержден приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2009 г. № 57).

Помимо таких косвенных упоминаний есть еще один нормативный акт, представляющий особый интерес (данный документ хотя принят и давно, но официально не утратил силу). Речь идет о письме Минпроса РСФСР от 19 марта 1971 г. № 114-М «О типовом положении о родительском комитете общеобразовательной школы». В нем, в частности, отмечены следующие задачи комитета:

Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации внеклассной и внешкольной работы;
- помощь в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы школы.

Кроме того, данное Положение регламентирует права и обязанности, полномочия родительских комитетов, организационную структуру. Но при использовании этого Положения важно не забывать, что его применяют только в совокупности с нормами действующего законодательства.

Статус родительского комитета

Создание родительского комитета - это одна из форм реализации права граждан на объединение (ст. 30 Конституции РФ).

СТАТУС ПРОСТОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН

Он возникает исходя из факта простого создания родительского комитета. То есть как только родители собрались и решили, что у них будет родительский комитет, такое объединение уже появилось. Но на него не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

СТАТУС ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Статья 5 Закона № 82-ФЗ под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Для того чтобы создать родительский комитет в форме общественного объединения, необходимо:

Не менее трех участников;
- организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании комитета, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что на комитет будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях.

Родительский комитет в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права - к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такой комитет и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не родительскому комитету, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей собственности членов родительского комитета.

Например, глава родительского комитета подпишет договор от имени родительского комитета, но юридически будет считаться, что все права и обязанности по такому договору возникли не у родительского комитета, а у его главы как физического лица.

Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких родительских комитетов в этом перечне нет, как и любых других объединений граждан, не являющихся юридическими лицами (это распространяется и на первый вид объединения).

СТАТУС РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА КАК ЮРЛИЦА

Для того чтобы родительский комитет начал свое существование в качестве юридического лица, он должен быть зарегистрирован в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: фонд, некоммерческое партнерство, общественная организация и др. Важно, чтобы эти формы предусматривали членство.

В данном случае комитет признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

Организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды детей;
- назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;
- открыть расчетный счет в банке;
- заключать договоры от имени родительского комитета.

Создавать родительский комитет со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств от родителей. Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

Кто отвечает за расход средств

Этот вопрос также зависит от того, каким образом организован родительский комитет.

Если это юридическое лицо, то ответственность за полученные деньги несет организация. Учет и отчетность в нем регулируются общими нормами, которые касаются всех юридических лиц.

Если же это просто объединение родителей, то отвечать будет тот, кто непосредственно получил деньги (глава комитета, иное лицо). Документально это оформляют обычной распиской о получении денег с указанием имени, фамилии, отчества и паспортных данных лица, получившего средства. Или же можно завести журнал, где будут отражены эти данные, а также график приема денежных средств.

Родительский комитет В каждом классе и каждой группе детского сада должен быть родительский комитет. Но не все родители знают, что он собой представляет и какие у него права и обязанности.

Состав родительского комитета

В родительский комитет входят представители от родителей всего класса или группы, выбранные из желающих на общем собрании. В идеальном случае - от 3 до 7 человек от одной группы или класса. Из их числа выбирается председатель комитета и секретарь, между всеми членами распределяются обязанностями, результаты заносятся в протокол собрания, утверждается устав, которому должны следовать участники.

На практике родкомитет может состоять даже из одного инициативного человека, принявшего на себя весь груз ответственности.Родительские комитеты группы или класса объединяются в общешкольный (или общесадовый) комитет, решающий вопросы, касающиеся деятельности всей школы или сада.

Задачи родительского комитета

В глазах многих функция родительского комитета сводится к денежным поборам, но все далеко не так односторонне. Итак, комитет осуществляет:

Выяснение того, в чем нуждаются дети и что при этом им не может обеспечить администрация ДОУ;

Сбор денег на различные нужды группы, класса, школы, детские мероприятия , праздники и подарки к ним;

Закупку необходимых вещей в класс, материалов для ремонта, организация ремонтных работ, на которые не выделяет средства ДОУ;

Закупки подарков к праздникам детям и учителям;

Решение мелких организационных вопросов, ради которых нет смысла созывать общее собрание;

Помощь в устройстве различных мероприятий;

Содействие воспитателям и педагогам в работе с детьми.

Против первых пунктов вы рискуете услышать, что «поборы» незаконны, так как по закону государство обеспечивает сады и школы всем необходимым. К сожалению, на деле без финансовой помощи родителей бюджетным учебным заведениям часто приходится крайне тяжело. Вы можете столкнуться с тем, что в группе входная дверь обветшала настолько, что легко открывается без ключа, стоит лишь дернуть посильнее, окно в туалете сломано, не хватает спальных мест (даже раскладушек), а новые игрушки покупались лет 10 назад. Конечно, легко все оставить в таком виде, сославшись на то, что детям важнее общение, чем окружающая обстановка, но… В задачи родительского комитета, в частности, входит оценка реальных нужд и удовлетворение этих потребностей с помощью других родителей.

Кроме сбора и целевой траты средств, членам РД придется вести учет всем принятым и потраченным средствам и быть готовыми предоставить отчет по первому требованию.

В «неофициальные» обязанности членов родительского комитета входит умение находить общий язык с родителями других детей в группе, воспитателями и педагогами и членами других родкомитетов в ДОУ.

Права родительского комитета

Члены комитета имеют не только многочисленные обязанности, но и права:

Требовать отчета о потраченных средствах с администрации учебного заведения, если передавали собранные деньги в ее распоряжение.

Вносить конструктивные предложения, касающиеся педагогического процесса, воспитательной работы и оснащения учебного заведения. И требовать информацию о принятых решениях.

Получать от администрации отчет о работе, материальном положении и техническом состоянии ДОУ, его нуждах.

Инициировать родительские собрания по важным вопросам, которые не терпят до планового собрания.

Присутствовать на учительских совещаниях по приглашению педагогического коллектива.

Искать спонсоров для ДОУ и детских мероприятий среди общественных и коммерческих организаций.

Сообщать о грубых нарушения прав детей со стороны их родителей или работников школы или сада.

Если вы впервые оказались членом родительского комитета и еще слабо представляете, что делать дальше, возьмите на вооружение несколько идей.

«Предвкушая» постоянный сбор денег по каждой мелкой надобности, вы можете составить годовой бюджет группы или класса. Прикиньте, сколько денег нужно на весь год, с учетом расходов на ремонт, праздники, мероприятия, подарки учителям, воспитателям и детям и другие необходимые покупки, добавьте еще 8-10% на непредвиденные траты. Сообщите о результатах расчетов остальным, чтобы родители знали, какие расходы им предстоят.

Обзаведитесь телефонами всех родителей и учителей, чтобы была возможность связаться в ними в любую минуту.

Поддерживайте связь, а еще лучше, хорошие отношения с членами родительского комитета параллельного класса. У них, скорее всего, будут аналогичные нужды, и, объединив усилия, вы сможете, например, заказывать книги, тетради, подарки более крупными партиями , покупая их по оптовой цене или со значительными скидками.

И уж, конечно, запаситесь крепкими нервами. Работа в родительском комитете полезная и необходимая, но совершенно неблагодарная деятельность.

mob_info