Казахско джунгарские военные столкновения в 18 веке. Хроники эпохи героев. Роль России между «степными волками»

111807 6-10-2016, 06:11

Новый взгляд на историю казахско-джунгарских войн

ENG RUS KZ


Марал Томпиев - практически единственный в Центральной Азии монголист-ойратовед. Это признали даже в Монголии, где, как это ни странно, тоже не оказалось ойратоведов. В нынешнем году он презентовал там книгу «Эпоха обретения границ», посвященную периоду казахско-джунгарских войн. Сегодня мы беседуем с ним о самых принципиальных аспектах того времени.

Устаревшие подходы и подлинная история

Ваше видение истории и понимание природы казахско-джунгарских отношений как-то отличаются от точки зрения, принятой в официальной исторической науке Казахстана?

Наша историческая наука все еще использует идеологическое наследие советской эпохи. К сожалению, мы так еще не смогли выйти из рамок или отойти от стандартов советской историографии, которые до сих пор присутствует во всех учебниках. Какие они?

Основополагающий тезис - Казахское ханство было слабым, и джунгары этим воспользовались. Данная версия получила широкую популяризацию через произведения известного писателя Ильяса Есенберлина. Трактовка проста и незатейлива: 70-тысячная армия джунгар напала на казахов и чуть ли не полностью вырезала их. В историю это вошло как «Актабан шубырынды». После чего жалкие остатки казахов попросили подданства России и благодаря помощи русского царя смогли выжить. Джунгары, убоявшись русских, отстали от казахов, и таким образом последние спаслись от полного истребления.

На самом деле все обстояло не совсем так. Во-первых, российское государство на тот период времени практически не граничило с Казахским ханством. Между ними обитали тюркоязычные племена кипчакской группы - башкиры (правда, тогда они так еще не именовались). А еще было Калмыцкое ханство с довольно обширной территорией. Оно занимало полностью Северный Кавказ, доходило до Дона и граничило с землями донских казаков, на севере доходило до Казанской губернии, а на юге его земли простирались практически до Эмбы. То есть, никакой общей границы с Россией у нас не было и в помине.

Если посмотреть в сторону Сибири, то в ту эпоху там даже не пахло казачьими линиями, которые появились значительно позже, во времена правления Аблай-хана. Но даже при этом граница была во многом условной.

Таким образом, к 1723 году, которым датируется начало «Актабан шубырынды», ни о какой помощи со стороны российского государства не может идти и речи.

Основной удар джунгар пришелся по землям Старшего жуза. Кстати, сам принцип организации казахских жузов тогда был несколько иным. Можно даже сказать, что они сформировались несколько позже и только к середине 19 века приобрели ту форму, которая сегодня считается классической.

Жузовое деление было обусловлено огромной территорией и древней тюркской традицией построения войска: левое крыло (сол), правое крыло (он) и центр (орта). Орта не потому что средний брат, а в силу того, что центральное, то есть самое многочисленное политическое объединение племен. Уплата налогов, административное управление, мобилизация войск в жузах были обособленными. Базовый принцип организации казахского общества - жузы - пытались искоренить и царское самодержавие, и большевики, но тщетно. Даже антиправительственные восстания казахов в ХХ веке носили отпечаток племенного деления.

Вернемся к рассматриваемой эпохе. В любом случае говорить о том, что Россия оказывала казахам какую-то военную помощь в борьбе против джунгар, просто некорректно. Военные силы Российской империи никакого отношения к схватке двух степных волков не имели.

Да, казахи воевали с джунгарами, но им никто им не помогал. Наоборот, с севера на казахов наседали башкиры, которые дошли фактически до современного Актобе, а с запада нападали калмыки (фактически те же джунгары), добравшиеся до полуострова Мангыстау. С северо-востока совершали набеги дербеты и хошоуты (киши калмак - малые калмыки), а с юга - чоросы и торгоуты (кара калмак). Казахское ханство оказалось как сжатая пружина, территория которого сконцентрировалась в горах Каратау - последнем оплоте нашей независимости.

Есть такое выражение - «Актабан шубырынды Алкаколь сулама». Вот это самое место - Алаколь сулама - мы нашли. Это Алакольская впадина на территории нынешней Жамбылской области. В рассматриваемую эпоху там было огромное озеро Алаколь, воды которого через Сарысу впадали в Сырдарью. Позже оно распалось на три полувысохших озера - Телисколь, Ашиколь и Акжайкин. Например, протяженность береговой линии одного только озера Телисколь составляла три конных перехода, это порядка 100-120 километров. На российских картах начала 20-го века протяженность озера Телисколь составляет 40-50 километров.

Мы нашли это место и исследовали его. Там очень много захоронений - как казахских, так и калмыцких. Это то самое место, где во время нашествия джунгар 1723-1725 годов казахи нашли последний приют. Правда, необходимо учитывать, что тогда климат там был другой и географический ландшафт тоже.

Если бы это зависело от вас, то что бы вы изменили в трактовке казахско-джунгарских отношений, которая содержится в сегодняшних учебниках по истории Казахстана?

Это очевидно. Казахи вели борьбу с джунгарами за сырьдарьинские города - Туркестан (столицу Орта жуза), Ташкент (столицу Улы жуза) и Хиву (столицу Киши жуза). Следует понимать, что в местности Алаколь сулама они сконцентрировались в самый критический период этой кампании. И в тот отрезок времени никто, я подчеркиваю, никто казахам не помог.

Стоял вопрос фактически о существовании казахских племен. Именно племен, поскольку политонима «казах» как такового еще не было. В тот момент, когда племена, разбросанные по всей огромной степи, вынужденно собрались в одном месте, в районе Каратау и Туркестана, и возникла пассионарность казахов. Десять человек во главе с Абулхаир-ханом (батыры Кабанбай, Богенбай и другие) собрались и объявили: если мы не объединимся, то пропадем. По некоторым подсчетам, численность казахов к тому времени упала до четверти миллиона человек с прежнего полумиллиона.

В истории казахско-джунгарских войн были свои специфические моменты. Они велись по своим законам, которые издревле существовали в традиционных кочевых обществах. Поэтому все эти байки и мифы, корни которых лежат в советской историографии (а сегодня их повторяют уже некоторые российские ученые и политики), к подлинной истории никакого отношения не имеют.

Пассионарный взлет

Какие эпизоды истории казахско-джунгарских отношений вы считаете наиболее важными для их более полного понимания?

К началу 18-го века джунгарская государственность достигла наивысшего расцвета. К тому времени существовали четыре ойратских государства - Джунгарское на Эмеле, Калмыцкое на Волге, Кокунурское (Хошоутское) в северном Тибете, Восточном Туркестане и Западной Монголии, а также Дербето-Хошоутское в Сары-Арке. Их общая площадь достигала семи миллионов квадратных километров. Численность самих джунгар составляла около миллиона человек, а их подданных - порядка 25 миллионов. Недаром эти государственные объединения считают последней империей кочевников.

Секрет их военных успехов не в последнюю очередь заключался в наличии передового военного производства. В частности, они отливали пушки, что в то время могли позволить себе немногие страны. Это было милитаризованное государство, в котором все мужское население было под ружьем. Джунгарским ноу-хау той эпохи может считаться установка пушек и мортир на верблюдов - так называемая «верблюжья» артиллерия. Я побывал в музеях, где хранятся эти орудия, приводится их описание и технология использования во время боя. До такого уровня военного производства в степных условиях ни одно кочевое общество не поднималось.

А теперь давайте сравним. В самый критический момент казахской истории территория Казахского ханства ужалась до 200 тысяч квадратных километров. И именно в этих сложнейших условиях к нашим предкам пришло понимание того, кто они и что необходимо сделать для национального и государственного возрождения.

Во-первых, они поняли, что они - КАЗАХИ.

Во-вторых, состоялось жузовое структурирование. И именно тогда начала восходить политическая звезда трех великих биев - Толе би, Казыбек би и Айтеке би. А до этого одних только султанов в казахской степи насчитывалось около 130. По сути это были удельные князьки. Потому что каждый из них был сам по себе, никому не подчинялся. И еще примерно столько же было всякого рода самозванцев. Практически отсутствовало хоть какое-то подобие централизованной власти.

И вот в тесноте Алакольской котловины, в горах Каратау из казахской среды выделились десять самоотверженных героев, которым суждено было стать спасителями народа. Именно в этот момент, как говорил Л. Гумилев, мы поймали пассионарность. И именно на этом отрезке истории произошел расцвет института казахских батыров как важнейшего фактора возрождения национального духа и самобытности казахов. В результате за последующие сто лет наши предки сумели вернуть себе пять миллионов квадратных километров казахской земли. Так разжималась казахская «пружина», и теперь уже казахи захватили практически все земли джунгар.

Перманентная война на выживание

- На ваш взгляд, в истории казахско-джунгарских отношений есть «белые пятна»?

В истории Европы есть Столетняя война между Англией и Францией. Хотя фактически воевали они меньше. Так вот, казахи с джунгарами воевали в общей сложности 257 лет. Причем 123 года из них непрерывно. Мы находились в перманентном военном положении.

Я был в Монголии и выяснил, что там нет «ойратоведов». А почему? Потому что вся материальная часть истории джунгар находится на территории Казахстана, все их земли, все их столицы.

Итак, вся история казахско-джунгарских отношений - это эпоха перманентных войн. А были в ней периоды или моменты, скажем так, конструктивного сотрудничества? Или такое было невозможно в принципе?

Это было невозможно. Хотя раньше мы были в составе одного государства - империи Чингис-хана. И вера у нас была одна - тенгрианство. И языки были близкими. Хотя существовали диалектные различия.

Но потом джунгары приняли буддизм, а казахи - ислам. Стал меняться язык и у нас, и у них. Мы ассимилировали ираноязычные племена, издавна жившие на нашей территории. А ойраты смешались с тунгусами, халха-монголами, маньчжурами и даже китайцами. Отсюда различия в генотипе.

К этому добавился и политический фактор: сопредельные государства стремились не допустить объединения ойратов и киргиз-кайсаков. Это был их кошмарный сон. В том числе и для российских самодержцев, для китайских императоров. Эту тенденцию одним из первых уловил Галдан Церен, который понимал, что происходит процесс технологического усиления оседло-земледельческих государств. Поэтому он предложил Абулхаиру и Аблаю объединиться и создать единое мощное государство. Что-то типа конфедерации. При этом он обратился к идеологическому наследию прошлого - «Заветам Чингис-хана». Он даже был согласен на то, чтобы в объединенном государстве главенствовали чингизиды.

Из истории известно, что Аблай-хан был женат на племяннице Галдан Церена - Топыш и дал ему тысячу толенгутов. Другая инициатива Г. Церена - выдать две тысячи девушек-казашек за джунгар, а в качестве ответного шага женить две тысячи казахских воинов на калмыцких невестах и провести один большой той. Фактически это была попытка ассимилировать два народа и выстроить единое государство. Однако внезапная смерть Галдана Церена сорвала все эти планы, а вскоре Джунгарское государство распалось.

О героях былых времен…

- Какие персонажи, на ваш взгляд, сыграли наиболее заметную роль в истории казахско-джунгарских отношений?

С моей точки зрения, незаслуженно принижается роль Абулхаир-хана. Он был великим полководцем и выдающимся государственным деятелем. Именно он сыграл колоссальную роль в объединении казахских племен, организации казахского сопротивления и коренного перелома в войнах с джунгарами. Аблай-хан был потом, а первым был Абулхаир. И в этом его величие как политического деятеля. Я бы сравнил его с Петром I, современником которого он был. Если брать чингизидов, то эта два героя - Абулхаир и Аблай.

- А из кара-суйек?

Из кара-суйек - это десять батыров, которые их окружали. Несомненно, они сыграли выдающуюся роль. Также нельзя не сказать и о батырах рангом пониже, имена которых необходимо внести в реестр славы казахской истории. Потому что если бы их не было, то не было бы и современного Казахстана.

Трагический финал, к которому мы непричастны

Судьба джунгарской государственности завершилась весьма трагическим образом. Как вы оцениваете роль Казахского ханства в этом?

Некоторая часть мировой историографии привыкла изображать кочевников варварами, которые истребляли как друг друга, так и другие народы. Но это неправда. Кочевники на самом деле ценили человеческую жизнь. Поскольку территория огромная, а людей не хватало. Поэтому степняки, например, никогда не трогали женщин. Женщины выступали как, извините, ценный товар. У казахов калым начинался с семидесяти лошадей, а за токал давали до ста пятидесяти голов скота. Это же о чем-то говорит.

А какова была роль женщин в быту? Говоря современным языком, они были менеджерами, на которых все держалось, - многие вопросы повседневной жизни решали именно они. Это вам не арабская женщина, место которой было в гареме. Да, у казахов тоже было многоженство, но оно носило совсем иной характер.

Прежде всего, это позволял сам характер хозяйственной деятельности. Кроме того, вторые-третьи жены жили отдельным аулом и вели самостоятельное хозяйство. Вообще, большая часть хозяйственной жизни в казахском обществе держалось именно на женщинах. Потому что мужчины в основном были заняты в военных походах. И убить женщину, да к тому же молодую и красивую, для кочевников было верхом глупости. Так же, как и умыкнуть чужую невесту или жену. Это было недопустимым поступком и строго каралось. Казыбеку би принадлежит сентенция: «Хочешь жену - возьми у джунгар, хочешь коня - уведи у джунгар».

Но прямой связи между гибелью джунгарского государства и казахами нет. В резне джунгар участвовали двадцать тысяч маньжуров, два тумена монголов Ордоса (южные монголы) и один тумен халха-монголов. То есть фактически джунгар уничтожили свои же соплеменники. Казахов там и близко не было. Единственное - казахи забирали под свое крыло всех выживших, кто смог убежать во время резни в Джунгарии.

В заключение хочу особо подчеркнуть, что эпоха казахско-джунгарских войн - это беспрецедентный пример того, как в самый критический период своей истории наш народ сумел внутренне консолидироваться, отстоять политическую независимость, сохранить землю и передать ее своим потомкам. И сегодня нам надо помнить и не забывать эту важнейшую страницу казахской истории, чтить заложенные тогда традиции и бережно относиться к именам героев, благодаря которым мы сохранились как народ, как общество, как государство.

Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII- начале XVIII веков было сложным. Характеризовалось оно политической раздробленностью и хозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивались очень медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Пережитки патриархальщины пронизывали все поры хозяйственной и социальной жизни народа. Феодальная собственность на землю находила свое выражение в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваивать лучшие из них, хотя по форме землепользование было общинным. Объектом частной собственности и средством феодальной эксплуатации был также скот. Крупные феодалы, по свидетельству источников, обладали стадами в несколько десятков тысяч голов.

Верховным распорядителем всех земель в ханстве по-прежнему считается хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право - сойургал. Скотоводы платили налог - зякет, делали подношение мясом - согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые люди привлекались к общественным работам - мардикар. Принимали на постой войска -каналга, а также знатных людей - жамалга. Собирался натуральный сбор для снабжений войск - тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.

Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суек - белая кость, к ней относились только чингизиды - потомки Чингисхана и ходжи - потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суек - черной кости.

Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов « Жеты Жаргы»

Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юридически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества того времени, направленные на укрепление государственной власти, а также власти феодальной верхушки.

Экономический базис казахского общества - кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнении государства на всей территорий ханств. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. В силу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, между казахскими жузами политико-экономические связи были слабы.

В конце XVII - начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680 1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе - Болат хан, в Среднем жузе - (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе - Абулхаир хан (1718-1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс.

Так начался процесс распада казахского ханства. Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, с севера - сибирские казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза от среднеазиатских государств.

Об этой сложной исторической эпохе Ч.Уалиханов писал: « Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки башкиры с разных сторон громили улусы казахов, отгоняли скот и уводили в плен целыми семействами.».

В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочнения своего потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе.

Основная цель нашествий джунгарских правителей на территорию Казахского ханства заключалась в подчинении казахских степей своей власти, в захвате кочевий и пастбищ. По мере роста численности поголовья скота кочевники вынуждены были расширять необходимую для скотоводческого производства территорию. В выгодное положение, по отношению к казахскому ополчению, джунгар ставило наличие у них артиллерии. Для войны с казахами джунгары покупали вооружение и пушки у русских оружейников.

Так, в 1635 г. на западе Монголии или в северо-западной части Центральной Азии сформировалось сильное кочевое государство - Джунгарское ханство, состоящее из монголо-ойратских племен: дэрбентов, чороссов, хошуотов и торгоутов. Основу экономики Джунгарского ханства составляло экстенсивное кочевое скотоводство, как и у соседних казахов, халхасов, алтайцев.

Эпизодические вторжения джунгар на территорию Казахстана начались ещё в XV в. В конце XVI в. небольшая часть ойратов после неудачных набегов на казахов попали в зависимость от казахского хана Тауеккеля. Сам Тауеккель в своих грамотах в Москву именует себя «царём казацким и калмыцким». Потерпев тяжелое поражение в войне с Цинской империей (1690 - 1697 гг.), джунгарские феодалы пытались возместить утраченное за счёт завоевания Казахстана и Средней Азии. В 1698 г. тумены ойратского хунтайджи Цэван-Рабдана вторглись в кочевья Старшего жуза, что положило начало новой полосе вооруженных столкновений между ойратскими (калмыцкими) и казахскими феодалами. Именно с этого времени джунгарская опасность начала превращаться в главную опасность, угрожающему самостоятельному существованию Казахстана.

После начала второй ойрато-цинской войны 1717 - 1722 гг. натиск джунгар на Казахстан ослабевает. Воспользовавшись этим, казахи вновь нанесли им удар. Таким образом, на протяжении двух с лишним десятилетии между Казахскими ханствами и Джунгарией периодически вспыхивали вооруженные конфликты, не приносившие решающего успеха не одной из сторон.

Наконец, заключив мир с Цинской империей, ранней весной 1723 г. ойратские феодалы всей своей мощью обрушились на Казахстан и Среднюю Азию. Население кочевых районов Казахстана, занятое подготовкой к переходу с зимних стоянок на летние пастбища, было застигнуто врасплох. Сметая на своём пути заслоны из разрозненных и немногочисленных казахских отрядов, джунгарские войска быстро продвигались вглубь Казахстана, оставляя после себя груды мёртвых тел, пепел пожарищ, угоняя в Джунгарию десятки тысяч пленных, караваны награбленных богатств.

Один за другим после ожесточённых схваток в руки ойратов переходили казахские и среднеазиатские города - Ташкент, Сайрам, Туркестан и др. Бросая скот и имущество, казахи уходили в Среднюю Азию и на запад: Средний и Старший жузы - в Ходжнту и Самарканду, Младший - в Хиву, Бухару, к Волге и Астрахани. Наплыв значительных масс кочевников и бежавших из земледельческих и ремесленных центров в города и области Средней Азии привело к обострению межнациональных противоречий, голоду, разрухе, вытеснению жителей этих оазисов в глухие, безводные районы. Узбекский историк Мухаммад Якуб Бухари писал, что «в Бухаре наступил такой голод, что даже человеческое мясо пошло в пищу людям, мертвых не хоронили, а съедали. Наступило полное смятение. Повсюду люди, покинув родные места, разбрелись в разные стороны. В Бухаре остались два гузара (квартала) жителей, в Самарканде ни одной души не осталось». То страшное время вошло в историю казахского народа, как годы Великого бедствия, а в устных казахских преданиях именуется «Актобан шубырынды».

Выражение «Актобан шубырынды» означает, что люди в полном изнеможении от голода и усталости бросились на землю и пластом залегли у озера Алаколь. На пути отступления казахов лежало два озера с одинаковым названием Алаколь. Первое находилось на левом берегу Сырдарьи, а другое - на правом, в 90 километрах от Ташкента. Поскольку отступившие казахи Старшего и Среднего жузов у озера Алаколь в полной уверенности, что они вне опасности и враги их не настигнут, то таким местом могло быть только озеро за Сырдарьёй, то есть на левом берегу.

В годы Великого бедствия обострились отношения казахов с Бухарой, Хивой, Ферганой и другими регионами Средней Азии, ввергли в голод и местное оседлое население. Положение казахов осложнилось еще и тем, что их передвижение под давлением джунгарских отрядов на запад привело к столкновению с туркменами, нарушению дружеских взаимоотношений с каракалпаками.

Огромные потрясения, вызванные джунгарским нашествием, массовая потеря основного богатства (скота) привели к экономическому кризису. А это, в свою очередь, усилило политические противоречия среди правящей казахской верхушки. Выходом из создавшегося положения мог быть лишь организованный отпор врагу, который остановил бы экономический и политический распад казахских жузов.

В результате джунгарского нашествия нависла угроза существования не только казахского народа. Судьба народов Средней Азии могла быть ещё трагичнее, если бы не нашлись в казахской степи силы, способные не только остановить, но и изгнать захватчиков.

В результате междоусобных войн и разгромов внутри Джунгарского ханства, а также нескольких войн с казахским ханством и маньчжурской империи Цин , Джунгарское ханство навсегда исчезло и перестало существовать на исторической карте мира.

Первый этап

Второй этап

Внешнеполитическое положение Казахского ханства в конце XVII - начале XVIII века было тяжёлым. С запада на казахов постоянно совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки , с севера - сибирские казаки , за Яиком - башкиры , с юга бухарцы и хивинцы , но главная военная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства , частые военные вторжения которого в казахские земли в начале 1720-х годов приняли угрожающие масштабы.

Грозный сосед Джунгарии на востоке - Цинская империя - поджидала благоприятной ситуации для ликвидации Джунгарии как самостоятельного государства. В 1722 году после смерти цинского императора Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабдану обратить внимание на казахские земли. Агрессия Джунгарского ханства, названная в истории казахского народа Шаблон:Не переведено 5 , принесла страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесла невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Казахские роды, дорого заплатив за беспечность своих султанов и ханов, под напором джунгарских войск вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собою откочёвки части казахов Среднего жуза к пределам среднеазиатских ханств. Многие роды Старшего жуза также отступили к Сырдарье, перешли её и направились в сторону Ходжента. Казахи Младшего жуза откочевали вдоль рек Яик, Ори, Ыргыз к границам России. Ведя непрерывные бои, часть казахов Среднего жуза приблизилась к Тобольской губернии .

"Годы великого бедствия" (1723-1727 гг.) по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала XIII века. Джунгарская военная агрессия значительно повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. Приближение тысячи семей к пределам Средней Азии и владениям волжских калмыков обострили взаимоотношения в регионе. Казаки, каракалпаки , узбеки , нападая на обессилевших казахов, усугубили и без того их критическое положение. В эти годы особенно пострадало Жетысу. При хунтайджи Галдане-Бошогту крупномасштабные военные действия возобновились. 1680 г. - вторжение Галдан Бошокту-хана в Семиречье и Южный Казахстан. Казахский правитель Тауке-хан (1680-1718 годы) был разбит, а его сын попал в плен. В результате походов 1683-1684 годов произошёл военный захват джунгарами Сайрама , Ташкента , Шымкента , Тараза .

В 1683 году джунгарская армия под командованием племянника Галдан-Бошокту-хана Цеван-Равдана дошла до Чача (Ташкента) и Сырдарьи, разбив два казахских войска. В 1690 году началась война между Джунгарским ханством и Манчжурской империей Цин.

Массовое передвижение казахов на запад вызвало большую тревогу среди кочующих между Жайыком и Волгой калмыков. Новая волна пришедших на Жайык казахов была настолько значительна, что под вопросом находилась сама судьба Калмыцкого ханства. Об этом свидетельствует просьба калмыцких владетелей к царскому правительству о военной помощи для охраны своих летних кочевий по левому берегу Волги. Так, в середине XVIII века Жайык стал границей между казахами и калмыками.

Огромные потрясения, вызванные джунгарским нашествием, массовая потеря основного богатства (скота) привели к экономическому кризису. А это, в свою очередь, усилило политические противоречия среди правящей казахской верхушки. В результате джунгарского нашествия нависла военная угроза существования не только казахского народа. Положение было настолько серьёзным, что в 1710 году в Каракумах был созван съезд представителей всех трёх казахских жузов. По решению съезда было организовано общее казахское народное ополчение под командованием Богенбай батыра , которому удалось приостановить наступление ойратских войск.

Несмотря на то, что с 1715 года начинается новая ойратско-маньчжурская война , которая продолжилась до 1723 года, Цеван-Рабдан продолжил военные действия против казахов.

Третий этап

В 1723-1727 годах Цеван-Рабдан отправился в поход на казахов, джунгары захватили Южный Казахстан и Семиречье , разбив казахское ополчение. Казахи потеряли города Ташкент , Сайрам и Туркестан . В зависимость от ойратов попали узбекские территории с Ходжентом, Самаркандом , Андижаном. Далее ойраты (джунгары) захватили Ферганскую долину и установили власть над сырдарьинскими городами, Младшим, Средним и Старшим жузом. Эти годы вошли в историю Казахстана, как «Годы великого бедствия» (Ақтабан Шұбырынды ). В эти времена казахский этнос потерял в боях набегов джунгар более 1 миллиона человек, более 200 тысяч были взяты в плен. В 1726 году хан Младшего казахского жуза Абулхаир (1693-1748 г.г.) обратился в Санкт-Петербург к правительству Российской империи с просьбой принять казахов в Российское подданство.

С декабря 1729 - январь 1730 г.г. близ озера Алаколь произошла Анракайская битва , где победили казахские войска, в 20-25 тысяч конников, под руководством Абулхаир Хану - Хану Младшего Жуза .

Согласно исследованиям, военные действия проходили на территории 200 км. Невероятный масштаб. Это сражение, по преданиям, длилось 40 дней и представляло собой множество поединков, противоборств различных отрядов, переход одних и тех же горных точек из рук в руки. Но все эти сорок дней только предшествовали Анракайской битве. Количество воинов с двух сторон опять же по разным исследованиям колеблется от 12 до 150 тысяч. Единственное, что остается неоспоримым – это факт победы казахского войска. Анракай стал началом гибели Джунгарского ханства. Анракайская битва сыграла важную роль в победоносном завершении 200-летней войны казахского народа, в которой была успешно разгромлена джунгарская армия.

После Анракайской битвы произошел раскол между казахскими султанами. В источниках не упоминается о причинах несогласованности в поведении султанов, участников Анракайского сражения. Вскоре после битвы султан Абулмамбет откочевал к резиденции казахских ханов – к Туркестану, а Абулхаир спешно отступил на территорию Младшего жуза . Есть основания полагать, что основной причиной раскола между казахскими ханами стала борьба за верховную власть. На место умершего старшего хана всех жузов Болата, сына Тауке претендовали от Среднего жуза хан Семеке, От Младшего - Абулхаир. Выбор большинства пал на султана Абулмамбета, сына Болат хана. Семеке и Абулхаир сочли себя обойденными и покинули поле сражения, тем самым, нанеся непоправимый удар общему делу освобождения казахских земель от джунгарских захватчиков.Шаблон:Нет АИ

Четвёртый этап

Непосредственная опасность нового нападения Джунгарского ханства, несмотря на Анракайскую победу казахов в 1729 года, ведшего в отношении казахских ханств весьма агрессивную политику, означал усиления опасности такого нападения. Да и сами казахские ханы, в том числе и Абулхаир, не отказывались от стремления вернуть захваченные джунгарами казахские земли, взятые в плен у соплеменников. Напряженные отношения оставались у казахских ханов с Бухарой и Хивой, но к 30-м гг. казахам удалось несколько смягчить противоречия со среднеазиатскими ханствами.

Сложности были во взаимоотношениях казахских ханств с волжскими калмыками и башкирами. Добиться мира на западных границах Младшего жуза, тем самым обезопасить свой тыл, стало одной из главных задач хана Абулхаира. Это было крайне необходимо, чтобы развязать руки в борьбе с главным противником – Джунгарским ханством.

В конце 30-х годов, заключив перемирие с Цинским двором Китайской империи, правящий класс Джунгарского ханства начинает активные военно-политические приготовления к вторжению в Казахстан и Среднюю Азию. Весной 1735 г. батыр Букенбай сообщал царским властям, что выбежавшие из ойратского плена казахи рассказывают, «будто китайский богдыхан умер, а зенгорские калмыки с китайцами померились, и хочет-де владелец зенгорский Галдан – Церен на кайсаков Средней Орды послать войско».

Тем не менее, ханы и султаны Среднего жуза лишь в самый последний момент, когда вторжение ойратов уже началось, стали собирать войска и готовиться к отражению неприятеля. Вторжения ойратских войск начались в Казахстан осенью 1739 г. Общая численность войск около 30 тысяч человек. Внутриполитическое положение ханства Среднего жуза и всего Казахстана оставалось сложным. Продолжались усобицы в Младшем жузе, часть феодалов во главе с султаном Батыром враждовали с ханом Абулхаиром . В 1737 г. умер хан Среднего жуза Семеке и на его место был избран не решительный и не пользующийся авторитетом в казахской степи Абулмамбет.

Таким образом, занятые внутренними распрями, казахские феодалы не приняли мер предосторожности и не организовали должной защиты своих рубежей. Зимой 1739 –1740 гг. ойратская армия нанесли удар по направлениям: с юга, с верховьях Сырдарьи и с севера с Иртыша, причинив значительный урон кочевья Среднего жуза.

Осенью 1740 г. начались новые вторжения ойратских войск на территорию Среднего жуза. На этот раз джунгарским феодалам пришлось столкнуться с более организованным сопротивлением. Казахские ополченцы нанесли ойратом ряд неожиданных ударов. Эти ожесточенные сражения возглавил хан Среднего жуза Абулмамбет.

В конце февраля 1741 г. 30-тысячная ойратская армия, под командованием Септена и старшего сына Галдан-Церена Ламы-Доржи , вновь вторглась в Казахстан и сбоями дошла до Тобола и Ишима . Военные действия продолжались до лета 1741 г. В ходе этих сражений с джунгарами Абылай султан, один из видных батыров, со своими сподвижниками был захвачен в плен. Командуя разведывательным отрядом из двухсот воинов, Аблай ворвался прямо в расположения основных сил неприятеля. Окруженные со всех сторон многотысячной армией ойратов, казахи были захвачены в плен. Вскоре после не продолжительных схваток потерпел поражение малочисленный отряд султана Барака. Султан Дургун, батыр Акымшын, Коптуган были захвачены в плен и угнаны в Джунгарию.

Летом 1741 г. в ставке хана Среднего жуза происходил совет. Решался вопрос: продолжать войну или начать мирные переговоры с джунгароми. Большинство высказалось за мир. В Джунгарию было отправлено казахское посольство, которое вело переговоры об условиях перемирия и освобождения пленных, в том числе Аблая. Переговоры завершились успешно. Аблай был освобожден. Такому повороту событий, очевидно, способствовало то, что в 1745 – 1754 гг. в Джунгарском ханстве происходили не прекращавшиеся феодальные усобицы за трон джунгарского хана.

К острым внутренним противоречиям за власть в Джунгарском ханстве прибавилось новая забота. Правящая в Китае маньчжурская династия Цин, внимательно следившая за развитием событий в Джунгарии, сочла наступивший момент наиболее подходящим для нанесения решительного удара по своему обессилевшему противнику.

Ранней весной 1755 г. огромная циньская армия вторглась на территорию Джунгарского ханства. Правитель Даваций схвачен и доставлен в Пекин. С ниспровержением хана Даваци Джунгария оказалась раздробленной на несколько не подчинявшимся друг другу и враждующих между собой уделов со своими владельцами. Тем самым Джунгарское ханство , как могущественное военизированное централизованное государство, по существу, прекратило свое существование. К 1758 г. Джунгария лежала в развалинах и представляла собой осколки былого могущества. Цины захватили территорию совместного Синь-Цзяна, и западные рубежи Цинской империи не простирались далее этой провинции.

Так, первая половина XVIII столетия была не только эпохой горьких невзгод, тяжких поражений, но и временем героических подвигов в борьбе с джунгарскми и другими завоеваниями. Слабость государственной власти, неспособность и нежелание феодальной верхушке, занятой внутренними распрями, организовать защиту страны, побуждали наиболее энергичных, патриотических настроенных представителей казахского народа организовать отпор врагу. В борьбе с джунгарскими, а затем и маньчжуро-китайскими завоевателями выделяется целая плеяда отважных батыров, искусных полководцев: Богембай, Кабанбай, Малайсары, Жаныбкек, Баян, Исет, Байгозы, Жатай, Уразымбет, Турсынбай, Райымбек и многие другие. Среди прославленных батыров особенно выделяется Аблай.

Заключительный этап

Весь период джунгаро-казахских войн, джунгары воевали на два фронта. На западе джунгары вели захватническую оккупационную войну с казахами на востоке с Маньчжурской империей Цин. Многие историки и монголоведы говоря о стойкости джунгарского войска. Отмечают факт что у джунгаров осталась тактика еще со времен Чингисхана "ярко выраженный коллективизм"

Казахи также воевали на нескольких фронтах на востоке с Джунгарией с запада казахов беспокоили постоянными набегами яицкие казаки,

Обострения казахско-джунгарских отношений в 17-18 вв.

В первой четверти XVIII в. наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочения своего военного потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе. Существование Джунгарии, как сильного государства в непосредственной близости от границ Казахстана, представляло собою реальную угрозу не только для казахов, киргизов, узбеков, алтайских народов и других, но и для России, чьи экономические и политические интересы в зоне Алтайских горнозаводских предприятий побуждали как правительство, так и Сибирскую администрацию принимать энергичные меры противодействия против далеко идущих устремлений хунтайшы Цеван-Рабдана. Стратегическая цель джунгарских правителей была ясна - подчинение огромных просторов Казахстана своей власти. Опустошительные вторжения калмыцких войск, участившиеся с 40-х годов XVII в., приняли ожесточенный характер постоянного противоборства еще в конце семнадцатого столетия в связи с воцарением на джунгарском престоле Цеван-Рабдана, первым крупным внешнеполитическим актом которого явилось возобновление кровопролитной войны с Казахским ханством.

Походы джунгарских войск 1710, 1715, 1717, 1718, 1719 годов показали пагубность родоплеменных распрей, внутрифеодальных раздоров перед лицом нараставшей из года в год агрессивной угрозы. К тому же в военном отношении Джунгарское ханство представляло собою серьезную силу и для России, тем более для казахских родов. В отличие от некоторых азиатских народов, имевших "лучной бой", на вооружении джунгарской армии еще в конце XVII в. имелось огневое оружие с фитилем. Наличие артиллерии у джунгар ставило их в более выгодное положение. К тому же джунгары имели огромную по тем временам армию. Вооружение казахов значительно уступало джунгарам: оно состояло в основном из луков, сабель, копий, лишь незначительная часть сарбазов была вооружена фитильными ружьями, убойная сила которых была невелика.

Политическая нестабильность в казахских жузах поощряла агрессивные действия внешних врагов. Вторжение джунгарских войск 1711-1717 годов подточило силы казахов. Используя свое военное превосходство, джунгарские войска временно оккупировали часть Жетысу, передовые их отрады дошли до р. Сарысу в Центральном Казахстане. Последствия джунгарских вторжений побудили известных старшин, биев, народных батыров, наиболее дальновидных Чингизидов приложить усилия к объединению военно-людского потенциала трех жузов. Первый курултай (народное собрание кочевников) состоялся летом 1710 г. в районе Каракума. Было решено создать общеказахское ополчение во главе с видным народным батыром Богенбаем. Осознание реальной угрозы, нависшей над Казахстаном, дало и первые плоды - в 1711 г. военные силы трех жузов дали отпор врагу. Джунгары отступили к востоку. А в следующем году казахские отряды вторглись в пределы Джунгарского ханства. Ответный поход джунгарского хунтайшы в 1713 г. окончился провалом. Но первые плоды совместной борьбы не были закреплены. Воспользовавшись разногласием среди владетелей трех жузов (только лишь в Среднем жузе было три хана: Болат, Семене, Абулмамбет), в 1714 году джунгары повторили внезапное вторжение в Казахстан. Страна оказалось в сложной ситуации. Даже решительные действия Казахского ополчения весною 1718 г. в районе р. Аягуз под предводительством известных батыров Кара Керей Кабанбая и Шакантая (Жаугашар) не смогли поправить сложную ситуацию, в которой оказался Средний жуз.

Положение усугублялось не только джунгарской агрессией. С северо-запада нападали башкиры, с севера - сибирские казаки, с юга часто беспокоили единоверцы - узбекские ханства, стремившиеся отторгнуть часть Старшего жуза. Однако, наибольшую опасность представляла Джунгария, частые вторжения которой в казахские земли в начале 20-х годов XVIII в. приняли угрожающие масштабы.

Грозный сосед Джунгарии на востоке - Цинская империя - поджидала благоприятной ситуации для достижения давно вынашиваемой цели - ликвидации Джунгарии как самостоятельного государства.

3. Годы великого бедствия. Исход многовековой борьбы казахского народа с джунгарскими завоеваниями

В 1722 г. после смерти цинского богдыхана Канси (Юнь-чжена), длительное время воевавшего с ойратами, на границе с Китаем установилось некоторое затишье, что дало возможность Цеван-Рабдану обрушить свою мощь на казахов. Агрессия Джунгарского ханства, названная в истории казахского народа "Годами Великого бедствия" (Актабан шубырын-ды), принесла страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесла невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Казахские роды, дорого заплатив за беспечность своих султанов и ханов, под напором джунгарских войск вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собою откочевки части казахов Среднего жуза к пределам среднеазиатских ханств. Многие роды Старшего жуза также отступили к Сырдарье, перешли её и направились в сторону Ходжента. Казахи Младшего жуза откочевали вдоль рек Яик, Ори, Ыргыз к границам России. Ведя непрерывные бои, часть казахов Среднего жуза приблизилась к Тобольской губернии.

"Годы Великого бедствия" (1723-1727 гг.) по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала XIII века.

Джунгарская агрессия значительно повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. Приближение тысячи семей к пределам Средней Азии и владениям волжских калмыков обострили взаимоотношения в регионе. Казаки, каракалпаки, узбеки, нападая на обессилевших казахов, усугубили и без того их критическое положение. В эти годы особенно пострадало Жетысу.

Трагедия стала возможной не только вследствие внезапности военных действий ойратских сил. Она была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства в тяжелейший период истории Казахстана. Даже в то время, когда калмыки разоряли мирные аулы, не успевшие откочевать на восток, Чингизиды продолжали свое "ремесло"- враждовали между собой. В этот критический момент дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды крупных предводителей народного ополчения: Кара Керей Кабанбая, Шакшак Жа-нибека, Наурызбая, Букенбая, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Шакантая и др. Мудрые вдохновители освободительной борьбы Каздауысты Казыбек, Айтеке бий, Толебий сыграли выдающуюся роль в объединении усилий казахских родов в этот критический период.

Развивая свои успехи, в 1725 г. джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Традиционной караванной торговле в регионе был нанесен значительный ущерб. Опять, как и в начале XVIII в., основную тяжесть в организации отпора врага ваяли на себя народные батыры Богенбай из рода Канжыгалы и Кабанбай из рода Каракерей, славные подвиги которых были широко известны среди кочевников, отчасти пропагандируемые степными импровизаторами. Успешные действия объединенных сил трех жузов начали давать свои результаты начиная с 1726 года. Если раньше казахское ополчение действовало разрозненно, собираясь в отряды преимущественно по родовым признакам, то начиная с середины 20-х годов XVIII в. казахские батыры действовали сообща, координируя свои военные планы по обширной степной зоне.

В 1726 году в среднем течении р. Сарысу, при впадении в нее р. Буланты, казахское объединенное войско нанесло ощутимое поражение джунгарским силам. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изнурительном противоборстве с Джунгарским ханством. Место сражения надолго сохранилось в народной памяти и получило название "место гибели калмыков" (калмак кырылган), что отразило значительность поражения джунгарских сил. Осенью этого же года казахские владыки Абулхаир, Семеке и другие видные султаны с 10-тысячным войском, напав на волжских калмыков, так часто беспокоивших западные границы казахского ханства, вынудили их отступить. Однако, неблагоприятная ситуация для казахов, вызванная прежде всего опасностью втягивания в затяжную борьбу с волжскими калмыками, находившимися в Российском подданстве, заставила казахов пойти на перемирие с ними, чтобы обезопасить свои западные границы в условиях продолжающейся борьбы с самым опасным противником на востоке - Джунгарским ханством. Велико было значение победы 1726 года и последующих удачных военных действий казахского войска в укреплении морального духа народа. В сознании масс утверждается мнение о необходимости сплочения сил трех казахских жузов - главного фактора в обеспечении территориальной целостности казахского государства.

С согласия видных султанов, известных полководцев общее командование объединенными силами ханства было возложено на хана Абулхаира, полководческое искусство которого снискало ему признание большей части номадов. К тому же Абулхаир хан, как организатор борьбы народа против иноземных захватчиков и как дальновидный политик, пользовался заслуженным авторитетом среди наиболее влиятельных Чингизидов, а также народных батыров. При этом не последнюю роль играло и такое немаловажное обстоятельство, что именно Абулхаир хан пользовался большим доверием соседней России, которая, сокрушив такую сильную страну, как Швеция, оказывала все возрастающее влияние на ход международных отношений и чей крепнущий авторитет вызывал беспокойство и джунгарских правителей.

Однако, в 20-х года XVIII в. политическая ситуация еще не благоприятствовала для принятия российского подданства. Джунгаро-казахское противоборство продолжалось, оказывая значительное воздействие на международные отношения в Центральной Азии. В этих условиях все более выдвигалась задача освобождения временно оккупированной Джунгарией территории Казахстана, в частности Семиречья. Сосредоточение основных сил казахов в районе гор Ордабасы было не случайным. Отсюда удобнее было выйти на пограничные районы с Джунгарией и начать освобождение Семиречья. Своеобразие местности позволяло казахским батырам незаметно от джунгарских лазутчиков сосредоточить в этом районе огромное количество вооруженных людей и расположить аулы, снабжавшие войско всем необходимым. Основные места сосредоточения казахских отрядов сохранились в топонимических названиях вдоль рек Боролдай и Кошкар-ата: поселения Большой орды и Малой орды, ущелье Абулхаир хана. Судя по дошедшим до нас фольклорным данным, казахское войско было организовано и рассредоточено в этом районе по принципу принадлежности к жузам.

Самое кровопролитное сражение с джунгарами произошло весной 1729 года в местности Анракай, на юге озера Балхаш, где казахское ополчение разгромило джунгарское войско. В народных преданиях это место носит название "место стонов и рыданий врага". В сражении участвовали и политический противник Абулхаир хана Барак султан, хан Среднего жуза Абулмамбет, родовые подразделения Старшего жуза во главе с Болат ханом. Впервые правители трех жузов, отбросив межродовые разногласия, выступили единым фронтом. Победа была внушительная. Потерпевшее поражение войско завоевателей начало отступать по р. Или на восток. Но в это время предводители отрядов казахского ополчения в связи с внезапной смертью Болат хана рассорились из-за того, кому из них быть старшим ханом в трех казахских жузах. Главнокомандующий объединенными силами Абулхаир и владелец Среднего жуза Семеке покинули район сражения. Эти разногласия среди ответственных за судьбу страны батыров, султанов и других крупных феодалов облегчили действия джунгар и свели на нет достигнутые результаты и многочисленные жертвы народа в борьбе с захватчиками, ставя под угрозу независимость казахских жузов.

Абулхаир хан с подчиненными ему отрядами Младшего жуза отступил к границам России. Значительная часть Среднего жуза откочевала на север, часть Старшего жуза, в наибольшей степени испытывавшая давление джунгарских сил, оказалась прижатой к Сырдарье и была вынуждена временно покориться джунгарам. Общенародная борьба, достигнув значительных успехов, вследствие ставших традиционными разногласий, оказалась ослабленной, хотя усилием народных масс сохранялась территориальная целостность государства. Однако, угроза порабощения со стороны Джунгарии оставалась. В сложившейся ситуации следовало бы найти правильное политическое решение вопроса: дать правительству России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт.


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)

mob_info