Город Владимир. Конспект внеурочного занятия в начальной школе на тему: «Моя малая Родина. Город Владимир Урок моя малая родина в начальной школе

Классный час: "Милый сердцу уголок -

моя малая родина "

Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи:

    способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая родина» обобщить понятия: Родина, малая родина;

    способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой родине;

    развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.

Тип урока: урок- беседа.

Оборудование : текстовый раздаточный материал, аудиозапись песни «С чего начинается Родина?», набор слайдов.

Ход занятия.

Эпиграф:

Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

I . Организация класса. Эмоциональный настрой.

Ребята, я вам предлагаю сначала поиграть.

Игра на сплочение.

Обучающиеся встают в круг. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.

Ребята проходят на свои места.

(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

А может, она начинается

С веселой запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности,

Ты ей в своем сердце принес…

Скажите, ребята, о чём эта песня?

Выслушиваются ответы детей.

II . Сообщение темы и цели занятия.

Учитель. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать? (дети формулируют тему занятия, учитель обобщает)

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о нашей малой родине.

III . Актуализация знаний обучающихся.

Учитель. Ребята, как называется наша страна?

Дети. Россия.

Учитель. А какая она, наша Россия?

Дети (по очереди) Большая, красивая, огромная, богатая, сильная.

Учитель:

И именно об этом говорит Константин Симонов.

Ученик :

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

Непобедима, широка, горда…

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли…

Учитель. Как называется область, в которой мы с вами живём?

Дети. Брянская область.

Учитель. Ребята, если мы с вами скажем, что живём в России, в Брянской области, то наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок, так как Брянская область большая, поэтому нам надо уточнить наш адрес.

Кто хочет продолжить, уточнить наш адрес, подробно указать, где же мы с вами живём?

Дети. Мы живём в Гордеевском районе, в селе Гордеевка.

Учитель.

А почему наш район называется Гордеевский? (ответы детей)

Учитель. Да, название нашего района пошло от села Гордеевка. История села Гордеевка уходит в глубокую старину.

Учитель.

Кто знает, сколько лет нашему селу?

История Гордеевской земли началась с XIV столетия ; более трёхсот лет существует центр района - село Гордеевка. В начале 18 века полковой писарь Гордей Носикевич на реке Поконке поселил слободу и дал ей свое имя. Прежде здесь была Буда поляка Чижа, и земли эти, называемые Северскими, принадлежали крупному в ту пору государству-Речи Посполитой/современной Польше/; После Андрусовского мира, заключенного между Польшей и Россией в 1667 г.Северская земля отошла государству Российскому.

Все это время, не смотря на приграничное положение, сложности экономическиой и политической ситуации Гордеевский край всё время рос и развивался. В наше время район один из развитых в Брянской области, благодаря труду местных жителей, внесших огромный вклад в обустройство своей малой Родины.

Учитель.

Наш район, как и все другие, имеет свой символ – герб. А как выглядит герб нашего района?



Учитель. Посмотрите внимательно на наш герб.

Описание:
В зеленом поле с серебряной оконечностью поверх всего золотой дуб с корнями, переменяющими цвет на червлень в оконечности, и сопровождаемый в верхних углах золотыми пчёлами с серебряными крыльями.

Герб может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях: без короны и со статусной территориальной короной.
Версия герба со статусной территориальной короной применяется после утверждения Государственным геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации соответствующего законодательного закрепления порядка включения в гербы муниципальных образований изображения статусных территориальных корон.

Обоснование символики:
Символика фигур герба многозначна. Все фигуры герба символизируют лучшие черты местных жителей.
Пчела - символ трудолюбия, порядка, бережливости и усердия.
Дуб - символ крепости, долголетия, гражданского мужества и воинской доблести показывает, что гордеевцы хранят и продолжают славные традиции, заложенные многими поколениями предков. Также дуб перекликается с гербом Стародуба (Стародубского полка), в земли которого входила территория современного района в XVII столетии.
Золото - символ богатства, стабильности и урожая аллегорически указывает на сельское хозяйство - основу экономически района.
Серебряная оконечность как "фундамент" герба символизирует исторические корни, аллегорически показывая сооружённые в начале XVIII века буды - места добычи поташа, который шёл на изготовление стекла, мыла и пороха.
Серебром в гербе показаны реки Пакона и Ипуть протекающие по территории района
Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Зеленый цвет - символ земли, травы.

IV . Беседа о значении слова «родина».

Учитель. Ребята, а у кого из вас есть родственники, друзья, которые живут в других деревнях нашего района? Вы там часто бываете, знаете все дорожки, каждый уголок?

(ответы детей)

Учитель. Это наш родной край, наша малая Родина.

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Учитель. А почему мы свой край называем Родиной?

Дети. (варианты ответов: здесь мы родились, здесь мой родной дом, здесь живут мои родители, родственники).

Родиной мы называем дом, в котором растём, дом, где живёт моя семья.

Кроме того, когда люди говорят о своей Родине, многие думают своём дворе, улице, где играли с друзьями. О любимом уголке природы, где привыкли отдыхать.

Так же родиной называют город или село, в которой стоит твой дом и живут твои земляки.

Родиной человек называет ту страну, в которой он родился.

Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает…

V . Пословицы о Родине.

Учитель. Какие пословицы о Родине вы знаете?

Работа в группах.

Класс делится на 2 группы. Каждой группе дается 2 конверта с разрезанной в них на части пословицей. Обучающиеся должны собрать пословицы и объяснить их смысл.

Если дружба велика, будет Родина сильна.

Жить - Родине служить

На чужой стороне, что соловей без песни.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Физминутка.

Напишите левым локтем слово «Россия», носком правой ноги – слово «родина», правым локтем – слово «село», носком левой ноги – слово «дом».

VI . Достопримечательности нашей малой Родины.

Учитель.

Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя родная земля.

Ребята, а какие достопримечательности нашего села вы знаете?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель.

У каждого села есть свои традиции. А какие народные традиции есть в нашем селе?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель.

Ежегодно в с.Гордеевка 27 сентября проводятся мероприятия, посвященные Дню освобождения Гордеевского района от немецко-фашистских захватчиков.

На центральной площади проходит ярмарка «Сергейки». Ярмарка проводится 20 октября и длится один день.

Из летописи села Гордеевка известно, что в старые времена ярмарка проходила с 25 октября по 1 ноября, а со 2 ноября продолжалась в селе Петрова Буда Гордеевского района, потом в соседнем Красногорском районе в селе Верещаки и других селах.

Учитель.

Почему ярмарка имеет название «Сергейки»?

Оказывается, ее так назвали не в честь святого Сергия Радонежского, а в честь дня рождения Гордеевского помещика Сергея Булацеля. Он утвердил эту ярмарку и назвал своим именем.

Ярмарка приурочивалась к окончанию сбора урожая. Люди со всего района и ближайших областей привозили излишки товара для обмена или продажи.

Вдоль улиц раскидывали палатки, шатры, кибитки. Продавали также прямо с телег. Кондитерские изделия продавали с лотков, закрепленных на груди. Самые расторопные продавцы приезжали на всю ночь, чтобы занять место получше.

На площади в торговых рядах собирались матера, которые плели корзины, делали деревянные игрушки, а также точильщики ножей и топоров. Плели из бересты лукошки и лапти, вырезали ложки.

Ярмарочная торговля проводилась один день, в этот день устанавливалась импровизированная сцена, где пелись русские народные песни, частушки, а также устраивались танцы под гармошку. На площади устраивались соревнования на силу, быстроту и ловкость.

VII . Подведение итогов занятия.

Учитель. Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать свою малую Родину?

(какая она?)

Выслушиваются ответы детей.

Учитель. Сейчас подойдите к столу и выберите карточку с тем словом, которое вам больше нравится для описания нашей малой родины и прикрепите на доске.

(любимая, красивая, чистая, интересная, зелёная, берёзовая, удивительная, великолепная, солнечная, светлая, разноцветная, чудесная, добрая)

(Дети выбирают карточки для описания своей малой родины и прикрепляют на доске)

Учитель. Ребята, вы назвали свою родину красивой, любимой, интересной, зелёной, удивительной.

Как вы думаете, а что нужно для того, чтобы она оставалась такой и процветала?

Выслушиваются ответы детей.

Мне очень хочется, чтобы вы гордились своей родиной. А для этого надо очень сильно любить и беречь её.

Учитель. Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Классный час в 3а классе

МБОУ «Подюжская средняя школа имени В.А. Абрамова»

на тему

«Моя малая Родина»

Учитель: Кузьмина Маргарита Гюльметовна

Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.

Цель: уточнить понятия «Родина», «малая родина».

Задачи:

Формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

Содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, истории родной школы;

Развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

Прививать навыки поисковой исследовательской работы;

Выражать свои эмоции и чувства песнями, стихотворениями.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальное сопровождение.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

Умение определять и формулировать цель занятия.

Личностные:

Способствовать к развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.

Познавательные:

– умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию в словарях.

Коммуникативные:

– контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

Ход занятия:

  1. 1. Мотивация к учебной деятельности.

Осень снова к нам пришла? Да!

Все мы здесь одна семья? Да!

Что-то ждали мы не зря? Да!

Вдруг сбылась чья-то мечта? Да!

Вроде праздник здесь, друзья? Да!

Нам начать его пора? Да!

Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Давайте улыбнемся друг другу и гостям. Пусть сегодняшняя встреча принесет нам радость общения.

2. Актуализация знаний. Определение темы классного часа.

- Хочется начать наш разговор с песни в исполнении Марка Бернеса.

ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

А может, она начинается

С веселой запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности,

Ты ей в своем сердце принес…

Ребята, прочитайте слова, написанные на доске: родина, Россия, родители, родной поселок .

Как вы считаете, связаны ли между собой эти слова?

Как? Чем?

Что же такое Родина? Родина – место, где человек родился, где живут его близкие; это сторонка, которая является для него родной; это страна, в которой он живёт

Сформулируйте тему нашего занятия. О чем будем говорить?

Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

Часть вопросов мы рассмотрим сегодня, а часть на следующих занятиях.

3. Работа по теме

Ученица Поликарпова Даша читает стихотворение А. Прокофьева “ Родина”

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже,
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях - наше,
Отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (С домом, с двором, с мамой, с русской берёзкой и т.д.) Закройте глаза, давайте вместе произнесем слово Родина», а вы должны будете мне сказать, что вы себе представили. (Произносим слово «Родина»).

Расскажите, что вы увидели.

Какие разные вы представили себе картинки!

- В какой стране мы с вами живем?
Как называется столица нашей Родины?

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете.

Откуда появилось такое название «Россия»? Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут - Россией.

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Юдина Света

Россия… как из песни слово.

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля, реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь!

Ребята, вы знаете, что каждое государство имеет свои символы. Какие?

Флаг: Россия вступила в 21 век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ.

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый

Он России дух свободный.

Гимн России – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Его сегодня мы уже слышали на торжественной линейке, посвященной 1 сентября. Мы с вами учили и гимн Архангельской области, а сегодня вы услышали новый гимн нашей школы.
- Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина.

Шильниковский Денис

Родина - слова не знаю чудесней,

В нем наши сказки и славные были,

Дедов далекие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими!

Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Назовите как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку. Моя семья, мой дом – с этого начинается малая родина.
- О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

Продолжите пословицу:
Родина – мать, умей за неё постоять.
Жить - Родине служить.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Где кто родится, там и пригодится.

Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа.
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.

Понятие Родина включает в себя и страну, в которой мы живем, и то место, где мы появились на свет. У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город, родное село. Для кого-то – улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик Глебов Валя читает стихотворение “Малая Родина”

Агаркова Юля

Говорят, все пути ведут к дому,

Говорят, он начало начал.

Человек, как никто, По-любому

Тосковал по нему и скучал.

Человек здесь на свет появился.

И отсюда пойдет он вперед,

Только где бы он не поселился,

Дом родной его вновь позовёт.

И порой невозможно вернуться

Нам туда, где пол жизни прошло.

Дом далёк, и года всё несутся,

Но лишь там нам светло и тепло.

В какой области мы живем? Районе? Поселке?

Мусаев Влад

Есть в сердце Отчизны такой необъятной

Рабочий посёлок для нас дорогой.

Он сердцу родной, он милый, приятный,

Уютный и добрый такой.

Смирнов Саша

Не найду угла другого,

Чтоб меня душой завлек –

Дом родной – села родного

Сердцу милый уголок.

Лихолетья жизни зная

И изведав дальний путь,

Дом родной повсюду с нами

Сердцу шепчет: «Не забудь…»

Кононова Настя

Родина - улица наша и дом,

Где ты играешь с любимым котом,

Где твой излюбленный ящик с песком,

Луг, чтоб бежать босиком,

Речка со светлым леском,

Зимний денёк со снежком,

Лёд под блестящим коньком,

Садик и школа потом.

Страшненков Костя

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой,

Земля отцов – моя земля.

Вы уже познакомились с новым зданием нашей школы. Понравилось вам оно?

А знаете ли вы, что наша школа теперь носит имя Василия Александровича Абрамова? Кто уже знает об этом? Поднимите руку. А вот почему нашей школе дали имя этого человека, давайте узнаем.

Видеофильм о школе во времена В.А. Абрамова

- Как вы поняли,почему нашей школе дали имя этого человека?

О Василии Александровиче Абрамове нам расскажет учитель истории Антонова Мария Григорьевна. Она уже не раз проводила для вас классные часы.

Рассказ М.Г. Антоновой

Спасибо Марии Григорьевне за ее познавательный рассказ.

4. Творческая работа

Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, поселку, школе?

Ребята, посмотрите на доску. Вот она наша новая школа (плакат), а у вас на партах лежат картинки. Рассмотрите их (голуби, цветы, облака). Что на них изображено? Давайте с помощью магнитов дополним композицию на доске. Выбирайте понравившиеся картинки и выходите к доске.

Составление композиции

Давайте дадим название получившейся композиции.

Что она символизирует? (мир, добро, тепло, дружбу в новой школе)

Посмотрите, как красиво у нас получилось! Ведь старались мы все вместе. Давайте исполним песню «Вместе мы – большая сила».

Исполнение песни «Вместе»

5. Рефлексия.

Сейчас ребята я предлагаю вам закончить три предложения:

Моя малая Родина – это…

Я люблю её за…

Я хочу пожелать ей…

Малая Родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу!

Пепелышева Анжелика

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”

Поликарпова Ира

На свете всё не бесконечно –

От океана до ручья,

Но если что-то в мире вечно,

То это Родина моя.

6. Итог.

Спасибо вам, ребята, за участие в подготовке классного часа по теме «Моя малая родина». С заданием вы справились достойно. Поаплодируем себе. До свидания!

Цель: воспитывать чувство гордости за свою малую Родину

Задачи урока:

Образовательная:

  • определить вместе с учащимися понятие “Малая Родина”;
  • познакомить учащихся со знаменитым человеком города Магнитогорска – Николаем Семёновичем Соколовым.

Развивающая:

  • способствовать логическому мышлению учащихся;

Воспитательная:

  • прививать любовь к родному краю;
  • воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;

Оборудование :

  • текстовый раздаточный материал: Высказывание Константина Дмитриевича Ушинского о Родине
  • видеопесни “С чего начинается Родина?”;
  • презентации : Классный час “Моя малая Родина”; “Николай Семёнович Соколов”

Тип урока: урок-беседа; встреча со знаменитыми людьми.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Ребята, мы с вами сегодня встречаемся первый раз после летнего отдыха на необычном классном часе. (Презентация № 1. Слайд № 1)

II. Работа над понятием Родина

У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем. (Слайд№ 2)

“Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

А что для вас, ребята, означает слово “Родина”? (Выслушать ответы детей)

Родина – это земля, государство, где человек рождается.

Слово “Родина” произошло от древнего слова “Род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

III. Игра “Родня”

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем “род”.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле.

Как называется наша страна?

Да, ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. (Слайд № 3) Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

IV. Знакомство с понятием малая Родина .

Я хочу продолжить наш урок видеофильмом к песне “С чего начинается Родина” http://www.youtube.com/watch?v=RgGo98OlJ58

(можно чтобы стихотворение рассказывали дети на фоне картинок по тексту стихотворения. Слайды № 4-9).

Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.

Скажите как вы думаете это стихотворение о малой или большой Родине.

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

  • Кто из вас родился в нашем замечательном городе?
  • А кто из вас знает что его родители родились в другом месте?
  • Скажите откуда сюда приехали ваши родители?
  • Как давно они здесь живут?

Люди среднего поколения разными путями попадали сюда.

V. Анкета “Знаю ли я свою малую Родину?”

Выберите один или несколько ответов.

1. Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
а) Знаю все о своих родителях
б) Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
в) Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
г) Затрудняюсь ответить
д) Владею информацией частично

2. Являетесь ли Вы коренным жителем своего города (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить

3. Знаете ли Вы знаменитых земляков?
а) Не знаю
б) Знаю (укажите)______________________

4. Знаете ли Вы историю своего края (области)?
а) Традиции праздников
б) Особенности местного костюма
в) Легенды, сказки, предания
г) Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ (На следующем классном часу по результатам анкетирования можно сделать вывод о том, как ребята класса осведомлены о своей малой родине)

Ребята, кто из вас знает почему наш город называется Магнитогорск?

Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём!

VI. Знаменитые люди нашего города

  • А чем же знаменит наш город?
  • Скажите, а что является наиболее ценным богатством нашего края?
  • Без кого не было бы нашего города?
  • Назовите одним словом... (люди)
  • Как вы думаете, какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего города?
  • Можно ли выделить 2-3 профессии и сказать, что они самые главные?
  • Почему? (без врачей, учителей, продавцов и др. наш город не смог бы функционировать).

Итак, можно утверждать, что каждая профессия важна и необходима.

Ребята в нашем городе живёт много знаменитых людей, представителей различных профессий, каких можно увидеть в книге “Азбука профессий. Южный Урал”

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле...
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

VII. Знакомство с Николаем Семёновичем Соколовым

Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным человеком. Профессия нашего гостя – строитель. (Слайд № 10) (Зачитать вслух с. 21 о строителях из “Азбуки профессий. Южный Урал”).

Давайте посмотрим небольшую презентацию, что бы поближе познакомиться с нашим гостем. (Приложение 1)

(Рассказ Николая Семёновича о своей трудовой биографии и ответы на вопросы учащихся)

VIII. Заключение

Ребята, я очень надеюсь, что судьба нашего гостя Николая Семёновича Соколова вам показала, как нужно относиться к своей большой и малой Родине. Большое Вам спасибо, Николай Семёнович! (Ребята дарят цветы)

Ребята, любите город, в котором вы живёте, продолжайте его лучшие традиции, не забывайте о людях, которые вошли в его историю.

Фигуры герба указывают на исторические, природные и географические особенности района. Ладья говорит о древних волоках, проходивших по водным «дорогам» края, и символизирует его историю. Синяя оконечность указывает на реку Западную Двину. Зелёный цвет символизирует природу района, его лесные богатства.

Флаг города.

Прямоугольное зелёное полотнище, воспроизводящее композицию гербового щита. оконечность символизирует реку Западную Двину, а зелёный цвет лесные ресурсы района.

5. Достопримечательности.

Люди проходят мимо, спешат по делам. Просто горожане не замечают вещи, которые им кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность.

Первая остановка.

В 1989 году в связи с 500 летием со дня первого письменного упоминания об Андреаполе была установлена архитектурная композиция ладья- символ города. Крест олицетворяет христианскую Русь, вверху находится ладья, она же есть и на гербе и на флаге Андреаполя. Это символ района, потому что по Западной Двине проходил один из водных путей из варяг в греки.

Вторая остановка.

Озёра города Андреаполя и района.Самым глубоким озером считается знаменитое озеро Бросно. Рыбаки утверждают, что на дне его есть карстовые пещеры. Вероятно, эти уникальные условия породили легенду о чудовище, обитающем здесь.

Третья остановка.

На 20 воинских захоронениях воинов-освободителей скульптурами увековечена память о погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.В годы войны Андреаполь был стёрт с лица земли, довоенных построек почти не осталось.

Четвёртая остановка.

Действуют районный краеведческий музей и несколько школьных музеев. Районный краеведческий музей впервые распахнул свои двери 6 мая 1972 года. Его основателемпо праву считается учитель –фронтовик Эдуард Эдуардович Шимкевич. С 1 августа 1993 года заведующем музеем принят преподаватель Андреапольской средней школы №2 Валерий Викторович Линкевич, который и остаётся бессменным руководителем музея и доныне, честно и добросовестно исполняя свою работу.

Пятая остановка.

В Андреаполе и других населённых пунктах установлены стелы, мемориальные доски в честь знаменитых людей района.

Шестая остановка.

Известные люди.

Приведу лишь несколько фамилий, либо этой теме нужно посвятить отдельный классный час.

1.Александров Александр Петрович- дважды Герой Социалистического труда, заслуженный строитель РСФСР, инженер-полковник.

2.Куропаткин Алексей Николаевич-генерал Русской армии.

3.Кушелев Сергей Андреевич- создатель одного из первых курортов России «Андреапольские минеральные воды».

4.Половченя Гавриил Антонович-Герой Советского Союза, почётный гражданин Андреаполя.

5.Назимов Николай Игнатович –Герой Советского Союза и многие другие замечательные люди.

6.Наши современники.

Очень хорошо о Родине сказал Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, писатель: «Наше Отечество, наша Родина-Матушка-Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а Матерью- потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всех врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать- одна у него и Родина».

У нас в городе тоже есть замечательные поэты, которые воспевают в своих произведениях свой родной край. Это Шабанова Н.И., Безрукова Г., Юринов В.В., Лапко Т.М. и многие другие. Некоторые произведения мы сегодня с вами послушаем.

Приложение 1.

7.Пословицы о Родине.

Какие пословицы о Родине вы знаете?

Мы сейчас объясним смысл увиденных пословиц.

1.Всякому мила своя сторона.

2.Без корня и полынь не растёт.

3.На чужой стороне и весна не красна.

4.Человек без Родины, что соловей без песни.

5.Где кто родился, там и пригодился.

8.Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

—Перечислите озёра Андреапольского района.

—Какие реки протекают по территории города Андреаполя?

—Назовите сёла нашего района.

—Какие улицы города вам известны?

—Какие предприятия находятся на территории нашего города?

—Сколько лет исполнилось нашей школе?

9.Моя малая Родина.

Россия, Родина, Отечество. Родная сторона.

Такие до боли родные слова.

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, наш родной Андреапольский край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

1ученик: А в родимом краю и берёзки другие,

И душистей сирень, зеленей тополёк.

Много мест на земле, только в нашей России,

Может каждый по сердцу найти уголок.

2ученик: Может, где-то, в лесу, в чистом поле, быть может,

Может, у океана, на дикой скале,

Человек, своей жизни, фундамент заложит

И свой выстроит дом, лучший дом на земле

3ученик: И введёт в дом жену, без хозяйки он пуст,

И ребёнок родится, как положено, в срок

На большой своей Родине, с именем Русь,

Назовёт малой Родиной, тот уголок.

4ученик: И куда бы он не был заброшен судьбой,

И каких бы дорог после не было пройдено,

Человек будет знать, у него за спиной,

Есть всегда крепкий тыл- его малая Родина.

10. Подведение итогов.

В завершении нашего классного часа, по известной традиции, мы выпустим в «небо» наших «голубей». Пусть они и ненастоящие, но зато пожелание, которое мы напишем на обратной стороне будет самым настоящим, и мы будем ждать исполнения этих желаний.

(пока дети пишут звучит песня « Родительский дом»).

Надеюсь, что живущие в нашем городе будут хранить и приумножать добрые традиции старших поколений.Андреаполь- наш общий дом, и именно мы, жители, наполняем его теплом, уютом, радостью. Будущее города зависит только от нас. Если это поймёт каждый житель нашего города, то город станет краше и светлее.

В этом конспекте материал по проведению урока на тему " Моя малая Родина". Даны стихи, тексты о Родине, презентация " С чего начинается Родина", на уроке выступали родители с презентацией о Павловске, о своей семье. Пыталась донести до детей, что воспитание любви к своей малой Родине начинается с любви к семье, к своим близким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Моя малая Родина»

Классный час в 3 классе

Классный руководитель: Троицкая Л.С.

Задачи урока:

Образовательная:

1. способствовать формированию у учащихся понимания понятия «Малая Родина»;

2. познакомить учащихся со знаменитыми людьми г. Павловска

Развивающая :

1. способствовать логическому мышлению учащихся;

2. возбуждать мысль и интерес к предмету

Воспитательная :

1. прививать любовь к родному краю;

2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;

3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения, гордости за свою Родину

Оборудование :

карта Родины

текстовый раздаточный материал

аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»;

набор слайдов

видеофрагменты г. Павловска,

презентация о семье Клюевых.

Тип урока: урок- беседа

Ход урока:

(Звучит песня «С чего начинается Родина?») презентация на тему

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

А может, она начинается

С веселой запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности,

Ты ей в своем сердце принес…

Учитель :

Именно о Родине, ребята, будет наш сегодняшний урок.

Как называется наша Родина?

Кто скажет, какая наша Родина? (карта)

И действительно, наша Родина красивая, богатая, огромная. Мы только сейчас садимся за парты, а на Дальнем Востоке давно закончился первый учебный день, скоро наступит ночь.

Мы можем сказать, что наша Родина могучая, сильная.

Учитель:

За Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.

С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.

Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово (на доске написано слово «Родина»)

Подберите, пожалуйста, однокоренные слова к слову Родина.

Ответы детей:

  • родник,
  • природа,
  • рождение,
  • родня,
  • родной,
  • народ,
  • родить,
  • родинка,
  • род,
  • родители

Учитель :

Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.

Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.

Текст № 1.

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Учитель:

И именно об этом говорит советский поэт Константин Симонов.

Ученик :

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

Непобедима, широка, горда…

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли…

Учитель :

Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трех великих океанов, и крошечный клочок земли, где ты родился и где живешь.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как называется тот небольшой клочок земли, где мы все сейчас живем?

Ответы детей:

Учитель.

Кто из вас родился здесь?

А откуда сюда приехали ваши родители?

Из каких мест?

Как давно они здесь живут?

Ответы детей:

Видеоролик « Санкт – Петербург. Павловск.

Часть 1»

Учитель.

У каждого человека есть Родина- край, где он родился и где все кажется ему особенным, прекрасным, родным. Все в нем до боли знакомо, и у каждого человека бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, поселком, городом, где ты родился и вырос. Это и есть наша « малая родина».

Учитель :

И перед нами стоит проблемная задача, которую мы должны будем решить, и звучит она так: является ли г. Павловск для большинства из нас, живущих здесь, Малой Родиной?

Учитель :

Почему эта местность так называется?

Ответы детей

Учитель :

Скажите, какие улицы нашего города носят имена знаменитых людей?

Ответы детей:

Учитель :

А чем же знаменит наш город?

Ответы детей:

Учитель :

Какие основные промышленные предприятия вы знаете?

Ответы детей:

Учитель :

Скажите, а что является наиболее ценным богатством нашего края?

Без кого не было бы нашего города?

Назовите одним словом …

Ответы детей:

  • Люди

Учитель:

Какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего города?

Ответы детей:

Учитель :

Можно ли выделить 2-3 профессии и сказать, что они самые главные?

Ответы детей:

Учитель :

Почему?

Ответы детей:

- (без врачей, учителей, продавцов и др. наш город не смог бы функционировать).

Учитель :

Итак, можно утверждать, что каждая профессия важна и необходима.

Ребята! А что окружает наш город?

Ответы детей

Учитель :

Нравится ли вам наша природа?

Ответы детей:

Учитель :

Красива и неповторима природа, окружающая нас

Скажите, пожалуйста, а за что мы любим свой город, свой край?

Ответы детей:

Ученик. Читает стихотворение М. Пляцковского « Родина»

Слышишь песенку ручья?

Это Родина моя!

Это Родина моя!

Видишь звездочки Кремля?

Это Родина моя!

Школа, где мои друзья,

Это Родина моя!

Руки матери моей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в лесу смородина-

Все это моя Родина!.

Учитель :

А как можно назвать человека, преданного своему народу, любящего свою Родину, совершающего ради ее интересов трудовые и героические военные подвиги? Назовите одним словом…

Ответы детей:

  • (патриот)

На доске patria - родина, отечество, слово латинское.

Портреты известных людей г. Павловска.

Учитель .

Подвиги совершаются и воинами, и шахтерами, и врачами, и плавильщиками на заводах. И все они совершаются во имя любви к своей Родине, к своему Отечеству.

Мне хочется, ребята, чтобы вы все были патриотами своего родного города, независимо от того, куда вас забросит судьба. Вы должны помнить наш город, свой дом, свою школу.

Но любовь к своей « малой родине» невозможна без любви к семье, к родным, к родителям. И именно в семье зарождается любовь к Родине.

Презентация « Семья Клюевых».

Учитель.

Россия, Родина, Отечество. Родная сторона. Такие до боли знакомые слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, но наша малая родина всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Учитель :

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам больше всего запомнилось?

А что понравилось?

Кто такой патриот?

Что значит для вас слово «Родина»?

Ответы детей:


mob_info