Почему александр невский назвал себя сыном батыя. Александр Невский - приёмный сын Хана Батыя Сартак сын батыя

Цари и Великие князья Московские, кто они - потомки Рюрика или Чингис -хана?

Традиционным является мнение, что московские великие князья и первый московский царь, Иван Грозный, по своему происхождению являлись потомками Рюрика – рюриковичами. Хотя у того же Ивана Грозного мать, Елена Глинская, была из знатного рода ведущего свою родословную от знаменитого татаро-монгольского полководца Мамая. Иван Грозный считается последним представителем династии рюриковичей на московском престоле. Правда, был ещё царь Фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного. Но его прозвище говорит само за себя – Феодор Блаженный. За не совсем вменяемого царя правил его шурин – Борис Годунов.

Иван Грозный.Попробуйте определить по данному портрету какая кровь преобладает в этом человеке: скандинавская от Рюрика или татарская от Чингис-хана?

В кинофильме “Иван Васильевич меняет профессию” иван Грозный говорит: “Рюриковичи мы”. Но давайте проследим возникновение княжества Московского и судьбы представителей разных династий. Московское княжество было создано под младшего сына Александра “Невского” -Даниила. В 1271 году жена Александра “Невского” , родная дочь хана Батыя и внучка Чингиз-хана, повезла своих сыновей в Орду на представление хану Менгу- Тимуру, которому сыновья Александра приходились двоюродными братьями. Главной причиной для долгой и трудной поездки было создание удельных княжеств для ее младших сыновей: Андрея и Даниила. Каким же образом Алесандру “Невскому” удалось породнится с правителями самого могучего на то время государства?

Александр “Невский” в 1238 году стал аманатом(заложником) хана Батыя в Орде, после того как его отец Ярослав Владимирович был назначен волею хана Батыя Великим князем Владимирским. У татаро-монгольских правителей было заведено брать в заложники сына или брата местного правителя и при ханском дворе находилось множество “принцев” из разных стран покоренных татаро-монголами. Способный и умный мальчик(по приезде в Орду ему было 5-6 лет) хорошо прижился в Орде и сделал там просто немыслимую для чужестранца карьеру. Александр прекрасно выучил уйгурский язык (говорил без акцента), очень подружился со своим сверстником- сыном Батыя Сартаком. С 1238 по 1252 год мальчики были практически неразлучны.

Сын Батыя Сартак и Александр “Невский”.

Посланец Папы Римского Плано де Карпини побывавший в Орде в 1246 году видел там Александра, сына князя Ярослава, и описал его в своем отчете Папе. Засвидетельствовал, что Александр был при ставке хана переводчиком и особо подчеркнул, что Александр был чрезвычайно приближенным к хану лицом.В довершение ко всему он женился на дочке Батыя. Этим он обеспечил своим детям привилегированное положение в монголо-татарском государстве: в соответствии с законами Орды (ясой Чингис-хана) представители рода Чингис-хана владели всем и были не подсудны законам предназначенным для всех остальных.

Александр вернулся во Владимир в 1252 году, заняв с помощью Сартака великокняжеский стол во Владимире, согнав оттуда своего брата Андрея. Судьба обоих побратимов-анд была одинаковой: они были отравлены по приказу хана Берке (брата Батыя). Сартак в 1257 году, Александр в 1262.

После смерти Александра “Невского” сыновья начали борьбу за великокняжеский Владимирский стол. Будучи чингизидами (хотя и по женской линии) они могли позволить себе то, что не мог позволить и Александр. Вот что написал о сыновьях Невского М.М.Карамзин: ” После страшной грозы Батыевой отечество наше как бы отдохнуло в течение лет тридцати…В таком состоянии пребывало Великое княжество, когда Дмитрий Александрович взошел на престол на горе подданных и себе…” Началось долгое изнурительное противостояние в борьбе за власть, которое продолжалось до 1304 года. В это же время царила смута и в Орде, после смерти Менгу-Тимура.

В связи с принадлежностью к роду чингизидов, воюющих братьев не уничтожили. а пытались мирить.По словам Карамзина: “Посол Ханский созвал князей во Владимир, но не мог удержать их в рамках надлежащего смирения… Суд кончился миром или, лучше сказать, ничем”.

Внуки Александра “Невского” отличались все теми же бандитскими замашками. С 1304 по 1328 год шли непрерывные разборки, пока не случился эпизод с далеко идущими последствиями. Погибла жена внука Александра “Невского” князя Юрия Московского – Кончака, родная сестра сурового властелина Золотой Орды хана Узбека. В убийстве Юрий обвинил Михаила Тверского. Обоих князей вызвали в ставку хана, которая тогда располагалась на берегу моря Сурозского (ныне Азовского), в устье Дона. 22 ноября 1318 года Михаил Тверской был казнен по приговору суда, возглавляемого неким Кавгадием. Хан Узбек долго колебался и не утверждал решение суда. Карамзин пишет: “Узбек… остерегался быть несправедливым. Наконец обманутый сговором судей, сообщников Юрия и Кавгадия, утвердил их приговор”.

Затем что-то произошло и хан Узбек поменял свое мнение. Уже в 1319 году был казнен Кавгадий а Юрий кинулся в бега, прихватив при этом всю дань собранную в Твери. Хан Узбек направил двух царевичей-чингизидов Ахмила и Калту навести порядок во Владимирском княжестве. Великим князем Владимирским был назначен и приведен к присяге в Успенском соборе Владимира князь Дмитрий Тверской. Далее, в соответствии с древним монгольским обычаем, что за одного провинившегося отвечают все близкие, началось уничтожение рода Александра “Невского”. Братья Юрия Московского, Александр, Борис и Афанасий умерли примерно в одно время. И только обстоятельства смерти Афанасия были зафиксированы летописью – он погиб при взятии Ярославля. Как умерли Александр и Борис неизвестно.
Хан Узбек, как никто другой, отличался большой нетерпимостью к рюриковичам – он уничтожил более 30 князей из этого рода . К 1326 году им была уничтожена вся династия Александра “Невского”, а к 1327 году- род князей Тверских. Хан Узбек, как сообщали арабские и персидские источники, свято соблюдал великую Ясу Чингис-хана, по которой к управлению государством должны были допускаться только прямые потомки Чингис-хана по мужской линии. В 1319 году Московское княжество получил Кулхан (Калта), в крещении Иван (среди монголо-татар было достаточно много православных христиан). В 1328 году Иван Калта (с XIX века стало произноситься “Калита”) был назначен Великим князем Владимирским.

С тех пор и по 1613 год на московском престоле находились прямые потомки Чингис-хана по мужской линии.

Иван Калта (с XIX века стало произноситься “Калита”)

26 марта 1328 года Иван I Данилович по прозвищу Калита, внук Александра Невского, получил от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское в благодарность за помощь в жестоком подавлении антитатарского восстания в Твери.

Это произошло не случайно: главной чертой характера Ивана было умение ладить с ханом. В то время, как другие русские земли страдали от ордынских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, наполнялись жителями и сравнительно с другими, находились в цветущем состоянии.

С этого самого дня традиционный символ старшинства в Северо-Восточной Руси навсегда, за исключением краткого периода 1359-1363 годов, перешел к московской ветви Рюриковичей. Потому и само княжение со временем стало называться «Московским».

С именем Калиты связан рост стольного города, его укрепление и украшение. Кремль при нем был обнесен дубовым частоколом. При нем же были построены каменные Успенский и Архангельский соборы. Он присоединил к Москве основную территорию Владимирского великого княжества.

Иван Калита заложил основы политического могущества своих владений. В правление Ивана Даниловича также значительно пополнилась и казна – отсюда прозвище князя, означавшее «кошель» или «сумка».


Картина русского художника Павла Рыженко "Сартак". Здесь по всей видимости хан Сартак изображён вместе с Александром Невским. Мотив их братания известен исключительно из произведений Гумилёва и других советских писателей фантастов . Впрочем, если Сартак был христианином - то такое братание вполне возможно.

Европейские, сирийские и армянские известия о том, что такой-то монгольский хан принял христианство, должны быть принимаемы с большой осторожностью: как известно, миссионеры часто называли христианами тех ханов, которые только покровительствовали христианству. Во всех монгольских владениях происходила борьба между христианами, буддистами и мусульманами, которые наперерыв старались привлечь ханов на свою сторону; но вражда между христианами и буддистами была гораздо слабее их общей ненависти к исламу, борьбу с которым они часто вели соединенными силами. Первые ханы, оставаясь шаманистами, сохраняли нейтралитет в этой борьбе и вмешивались в нее только тогда, когда она слишком резко нарушала общественное спокойствие; только некоторые из них, подчиняясь влиянию своих христианских и буддийских советников, издавали распоряжения, направленные против мусульман. О каждом монгольском хане, который обнаруживал вражду к мусульманам, существует какое-нибудь известие, что он был христианином (Чагатай, Гуюк, Хубилай, Байду); мы находим подобные известия даже о тех ханах, которые одинаково покровительствовали всем религиям (Мункэ). Если мусульманский писатель говорит о каком-нибудь хане, что он был христианином, то подобное известие, конечно, заслуживает большего доверия, хотя и на него нельзя полагаться безусловно, так как оно могло быть заимствовано из христианских источников. Нам удалось найти два таких известия, которые, .насколько нам известно, еще никем не были приведены.

В 657/1258-59 г. сейид Ашраф ад-дин из Самарканда приехал в Дели для торговли; здесь его видел историк ал-Джузджани, автор книги "Насировы таблицы". Сейид рассказал нашему историку, между прочим, следующее происшествие.

После смерти Батыя ему наследовал его сын Сартак, гонитель мусульман. Вступив на престол, он должен был отправиться на поклонение к великому хану Мункэ; на обратном пути он проехал мимо орды Беркая и повернул в сторону, не повидавшись с дядей. Беркай послал спросить его о причине такого оскорбления; Сартак ответил: "Ты - мусульманин, а я исповедую христианскую веру; видеть лицо мусульманина есть несчастие". Беркли заперся в своей палатке, положил себе веревку на шею и трое суток провел в плаче и молитве: "Боже, если вера Мухаммеда согласна с истиной, отомсти за меня Сартаку!" На четвертый день после этого Сартак умер.

Приведенный нами рассказ принадлежит мусульманину, современнику события; из его содержания видно, что он не мог быть придуман христианами. Известие о том, что Сартак был христианином, мы находим также у некоторых христианских писателей; по Абу-л-Фараджу, он даже был посвящен в диаконы. Слухи о крещении Сартака побудили Людовика IX отправить к монголам Рубрука (1253 г.), который был принят Сартаком и уехал от него с убеждением, что этот хан был хотя и покровителем христиан, но не христианином; между прочим, Рубрук приводит слова его секретаря Кояка: "Не смейте говорить, что наш хан - христианин; он не христианин, а монгол". Но сам Рубрук говорит в другом месте, что Кояк был несторианином; итак, его слова показывают только, что в Средней Азии христиане не называли себя этим именем, которое не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике. Впрочем, Рубрук был при дворе Сартака еще до смерти Батыя; может быть, Сартак окончательно принял христианство уже после того, как сделался главой кипчакского улуса.

Другое известие принадлежит Шереф ад-дину, который во введении (Мукаддама) к истории Тимура вкратце излагает историю монголов; это введение, далеко не лишенное интереса, не вошло ни в перевод Петя де ля Круа, ни в калькуттское издание 1887-1888 гг. Говоря о царствовании пятого великого хана Тэмура, или Улджэйту (1294-1307), Шереф ад-дин замечает, что его племянник Кашлы, сын Берласа, был христианином. Это известие менее достоверно, чем предыдущее, так как не принадлежит современнику и могло быть заимствовано от христиан; но во всяком случае оно заслуживает внимания. Из писем Монте-Корвино мы можем заключить, что положение христиан в царствование Тэмура было довольно благоприятно.

Бартольд В.В. "Работы по отдельным проблемам
истории Средней Азии", (2), "Наука", Москва, 1964 г.

Одним из самых приоритетных направлений деятельности Алексея Цыденова является развитие туризма в Бурятии, в том числе через актуализацию и продвижение сакральных мест региона. АРД представляет серию статей про “тайные места” Бурятии.

В настоящее время на планете по имени Земля осталось не так много по-настоящему значимых и действительно интересных исторических тайн, способных к тому же принести ещё и реальную практическую пользу, содействовать развитию туризма и экономическому развитию того или иного региона или даже той стране, где они будут открыты.

Одной из таких замечательных загадок мирового уровня, над которой в течение 790 лет безуспешно бьётся мировое научное сообщество и кладоискатели всех мастей, является тайна погребения императора Монгольской Империи 13 века Чингисхана, а также место расположения некрополя целой династии его последователей и потомков, каждый из которых в своё время носил титул Великого Хаана Монгол Улс!

Основная ошибка учёных, историков и археологов, а также чёрных гробокопателей и авантюристов заключается в том, что они, понапрасну транжиря немалые денежные средства, искали и продолжают искать «яму с костями», то есть пресловутую могилу одного человека - Чингисхана. Причём раскопки всегда проводились и проводятся исключительно в границах нынешней Монголии, не оставляя другим территориям нашего континента, входившим в своё время в состав империи Чингисидов, никаких шансов! Тогда как, безусловно, Величайший Царский некрополь Ханов Золотого Рода не только реально существует, но и может быть расположен исключительно в самой священной, в самой труднодоступной и чем-то особо выдающейся географической точке. Он подобен лишь погребальному комплексу Египетских фараонов, ничуть не уступает последнему по размерам каменных сооружений и своему величию.

Вышеупомянутые исследователи и искатели были прекрасно осведомлены об изречении венецианского купца и путешественника Марко Поло,

но никто из них так и не воспользовался его подсказкой?! Все эти годы они, вдоль и поперёк, грубо попирая древние обычаи коренного народа, нещадно «лопатили» землю несчастной Монголии, изредка находя остатки дворцов и саркофаги правителей тюркского периода Великой Степи, рядом с которыми лежали останки рабов и коней, похороненных по древним традициям этого азиатского этноса. Однако похвалиться находкой хотя бы одного из более чем 25 захоронений Великих Ханов Монголии никто не может!

«Всех великих государей, потомков Чингис Хана, ЗНАЙТЕ, хоронят на горе Алтай, и где -бы не умер очередной Великий Хан татар, хотя бы и за сто дней пути до той горы, его привозят хоронить только туда!» (из книги Марко Поло из книги «Чудеса Света»)

Сегодня данная территория и многочисленные гигантские «пирамиды» вождей Монгольской империи 13-15 веков обнаружены простым дилетантом в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия! Алтаем же в 13 веке называлась вся северная часть государства Чингисхана, включая как нынешний российский Алтай, так и северное побережье озера Байкал.

Долина смерти занимает площадь более 5000 квадратных километров и когда-нибудь явится миру в виде гигантского музея под открытым небом, став доступным как для обычных туристов, так и став своеобразной Палестиной для паломников со стороны монголоязычного этноса нашей планеты!

В данной статье читатель познакомится всего лишь с одним из более чем двадцати каменных сооружений, обнаруженных относительно недавно, под которым покоятся сразу три Хана Золотой Орды: Хан Саин Бату (Батый), его сын Сартак и внук Батыя Улагчи, а так же смогут узнать жесточайшую трагедию этой семьи!

Итак, начинаем: Бату, что означает чистый и твёрдый, словно прозрачный лёд неба-моря Тэнгис и стоящей реки Бай-Гол.

Сын правителя Западного Улуса империи Хана Джучи и его жены Уки Уджин Хатун, внук Чингисхана. Годы жизни с 1209 по 1255 год, умер в возрасте 46 лет. Годы правления с 1227 по 1255 год. Являлся Верховным Ханом Золотой Орды со столицей в городе БАТУ - САРАЙ, что на Волге, успешно управлял своим уделом на протяжении 28 лет, до самого дня смерти.

Старшая (главная) жена Батыя - Барагчин Уджин Хатун. Дети: Сартак, Тукан, Абукан. Внук: Улагчи, сын Сартака.

Военные походы на запад: с 1237 по 1238 год - в пределы Русских княжеств. Были покорены города: Москва, Рязань, Владимир, Торжок, Козельск. В 1240 году - взят город Киев. С 1240 по 1242 год - завоевал такие страны как Польша, Чехия, Венгрия, Хорватия, Далмация, Босния, Сербия, Болгария. С 1243 по 1246 год все русские князья прекратили своё сопротивление, признали власть Хана Золотой Орды и полную зависимость от неё. Они начали регулярно собирать и платить налоги (дань), поставлять рекрутов для службы в монгольской армии, ремесленников для работы в городах Каракорум и Бату Сарай, наложниц и рабов для обслуживания и строительства различных имперских сооружений, в том числе и погребальных.

Перед смертью Бату завещал свой престол старшему сыну по имени Сартак, но не прошло и года, как в 1256-ом последнего отравили. Историки предполагают, что исполнителями этой миссии были мусульманские сторонники его дяди Хана Берке, родного брата Хана Бату, так как Сартак с детства дружил с Александром Невским, был более склонен к христианству и им это очень сильно не нравилось!

После этого трагического события Верховный правитель Монгольской Империи Хан Менкэ из Центральной ставки, расположенной в городе Каракорум, (ныне музей в Монголии, построенный на развалинах древней столицы), приказал жене Батыя Барагчин Уджин Хатун возглавить Орду в качестве регентши над малолетним сыном Сартака по имени Улагчи, вплоть до времени достижения последним совершеннолетия. Затем трон Хана Золотой Орды должен был перейти к Улагчи, прямому потомку Бату. Однако в 1257 году бедного ребёнка, по приказу всё того же Берке, так же отравили! Барагчин попыталась привести к власти одного из сыновей Бату от другой жены, но её никто не поддержал и при попытке убежать в Иран к своему брату Хулагу, она была поймана и в этом же году казнена без пролития крови. Тело супруги Бату положили поперёк бревна и сломали ей позвоночник!

Так жестоко и трагически погибла вся семья великого «русского» Хана Батыя и его прямые наследники, а власть в Золотой Орде окончательно перешла к мусульманам!

Наказ Чингисхана предписывал хоронить всех его потомков в одном специально отведённом запретном месте, там, где будет упокоен он сам, и обязательно по богатым царским обычаям. Хан Берке сделал своё дело и в этом процессе уже не участвовал. Взаимоотношения родственников в этом случае так же не имели никакого значения.

Из Монголии на берега Волги прибыла погребальная бригада особо доверенных лиц и жрецов. Все четыре тела умерших и убитых были погружены на специальные повозки, которые и отправились к берегам озера Байкал, к самому примечательному географическому объекту континента Евразия, на севере которого располагалась территория смерти, то есть в «Долину Великих Ханов Золотого Рода Чингисидов».

Жрецы ориентировались по карте и по тому описанию пути, которое было приведено в рукописном сказании «Алтан Товч» или «Золотая Пуговица». В нём говорилось о «парящем ястребе» и маленькой степной «щебечущей птичке» - жаворонке. Под ассоциативными образами этих птиц сказителями были зашифрованы основные географические ориентиры нахождения священного и потаённого места.

Отец Тэнгис, небо-море (Байкал), раскинувший над всей Центральной Азией свои гигантские крылья и его сын Чингис, птичка жаворонок, северное озеро под нынешним названием Фролиха.

Титул «Чингис» был присвоен Тэмуджину во время коронации благодаря этому небольшому горному водоёму, расположенному рядом с Байкалом и своей формой напоминающего маленькую птичку, «зависшую» в жаркий полдень рядом с безбрежными просторами северного крыла «парящего ястреба».

Жаворонок так и кричит, а скорее вопит: «Чингис! Чингис! Чингис!»

Пройдя под надёжной охраной несколько тысяч километров до берегов сибирского океана, погребальный караван по льду залива Малое Море перешёл на небольшой скалистый остров, ставший последним пристанищем для жены, матери и бабушки Барагчин Уджин Хатун.

Традиция присваивать многочисленным островам озера Байкал женские имена была принята после смерти матери первого вождя аратов по имени Огэлэн Уджин Хатун - «Белоснежное Облако Госпожа Мать». В наше время это название трансформировалось в Ольхон.

Тело Барагчин жрецы поместили на огромный камень, обложили вокруг сухими ветками и подожгли. После того, как были собраны останки и пепел, они вынесли их на обрывистый берег и под грохот шаманских бубнов торжественно развеяли над безбрежными просторами, закованными в ледяной хрустальный панцирь. Прах Барагчин Уджин Хатун, уносимый метелью, устремился на север, как бы указывая скорбному каравану направление для дальнейшего движения.

В честь Госпожи остров получил название Барагчин - имя, которое и в наше время считается секретным среди местных жителей. И хотя на топографической карте он обозначен как Ольтрек, его первое настоящее имя в народной памяти всё ещё сохраняется и по-прежнему почитается бурятами, правда с каждым годом всё менее и менее.

На берегах Волги, где и в наши дни кладоискатели буквально «сбились с ног» в поисках сокровищ, монголы, исключительно для гробокопателей пустили слух о том, что Хан Бату похоронен по монгольским обычаям в Сызранских степях, а рядом с ним в могилу закопаны два коня из чистого золота, отлитые по размерам настоящих скакунов, весом по семь тонн каждый!

На самом же деле под мифическими «аргамаками» подразумевались сын и внук монгольского вождя. Погребение рядом с лошадью характерно для тюркских народов - казахов, хакасов и киргизов. У монголов подобного обычая никогда не было, и заниматься такой заведомой глупостью, как отливать из чистого золота огромных животных, которых потом невозможно будет сдвинуть с места, они в любом случае не стали бы.

Рано утром скорбный караван с телами Бату, Сартака и Улагчи, «плача и рыдая», двинулся по льду стоящей реки Мон-Гол на север, а «дух» жены, матери и бабушки провожал их застывшими на обрывистых и скалистых берегах острова «слезами» сосулек и последним печальным взглядом. В Царстве мёртвых, на самой северной оконечности Байкальского сора, монголами был построен трёхглавый каменный курган, а как предварительная подсказка для следующих экспедиций, сооружение точно такой же формы было возведено на острове Барагчин.

Центральная пирамида высотой до 30 метров символизирует самого Бату.

Рядом сооружены ещё две каменные кучи. Та, что большего размера, служит обозначением саркофага князя Сартака, а самая маленькая пирамидка имитирует погребение Улагчи. Однако все три тела находятся в одной центральной погребальной камере, надёжно спрятанной на глубине до 70 метров, и в ближайшие годы добраться до неё никто не сможет!

На центральном кургане в разных местах расположены три каменные «черепахи», символы мудрости и вечности. Самая большая установлена на вершине кургана на четырёх, словно лапах, аккуратно подтёсанных подпорках.

Две меньшие по размеру «черепашки» Сартака и Улагчи находятся рядом и образуют собой сооружение под названием «Камень клин».

На самой вершине кургана Улагчи из небольших камешков сложена пирамидка «Указка Улагчи», напоминающая кисть руки человека с оттопыренным указательным пальцем.

Знак, направленный на главное обоо, «говорит» нам, что Улагчи находится рядом со своим дедушкой.

Строили данное сооружение тысячи рабов из Китая, и вполне реально, что и русские, не уплатившие во время дань, а также многие сотни аргамаков. Они выламывали камни из разработанного на склоне соседней горы огромного карьера и с помощью коней и лебёдок перемещали их к месту возведения царского некрополя. Карьер хорошо сохранился и выглядит так, как будто в нём совсем недавно работал тяжёлый экскаватор.

В целях гидроизоляции, чтобы дождевая вода не заливала погребальную камеру, строителям нужна была глина, но на вершине, кроме камней, другой почвы не существует. По этой причине на близлежащем острове им пришлось выкапывать два искусственных озера, одно в виде крыла «парящего ястреба», а другое в виде маленькой птички «жаворонка», так, как это описано в сказании «Золотая Пуговица».

Данные водоёмы исключительно правильной формы хорошо видны с гор, окружающих долину реки.

Рабы набивали вязкой грязью кожаные мешки и по два наперевес грузили на коней, которые по тропе поднимали глину на высоту более 600 метров.

Кроме того, эти небольшие озёра служили ориентиром для тех, кто приходил в эти места позднее, держа в руках карту и читая древнее сказание.

На склонах близлежащих гор из камней был выложен гигантский портрет Батыя

и изображение «Личины», напоминающее человеческий лик и обозначающее «ОНГОН» - дух местности, призванный охранять священное место.

Александр Клементьев.

Александр Невский. Спаситель Русской земли Баймухаметов Сергей Темирбулатович

СЫН БАТЫЯ

СЫН БАТЫЯ

То, что Александр Невский - приемный сын хана Батыя, давно уже аксиома. То есть положение, не требующее доказательств. Из него исходят в дальнейших построениях и рассуждениях.

Например, одни утверждают, что никакого татаро-монгольского ига не было, а был союз, симбиоз, федеративное, а точнее - конфедеративное государство во главе с ханами Золотой Орды и великими каганами в Каракоруме. О каком иге можно говорить, если Александр Невский, приобщенный Русской православной церковью к лику святых, был побратимом царевича Сартака и, соответственно, приемным сыном Батыя?!

Другие - опровергают, утверждают, что иго было и помогли его установить предатели русского народа - великий князь Ярослав и его сын Александр Невский, ради личной власти над Русским улусом пошедшие на союз с Золотой Ордой. И даже на то, чтобы побрататься с Сартаком и стать приемным сыном Батыя!

И ни разу не встречал я дилетантского вопроса-возражения - а откуда вы взяли, что Невский был сыном Батыя? Где это написано? В каких летописях-документах?

Нигде не написано.

Прямых доказательств нет.

Но в истории, тем более древней, средневековой, прямых доказательств вообще мало. Тем более - прямых документов. Да что там древняя! Например, нет документа о сдаче японцам Порт-Артура 20 декабря 1904 года (2 января 1905 года).

История, тем более древняя, средневековая - это всегда совокупность косвенных доказательств и свидетельств. Если на их основе вырабатывается «непротиворечивая версия» (термин Л. Н. Гумилева), значит, истина установлена. Или - почти установлена.

Для профессиональных историков это опять же аксиома, азбука.

Но почему просто читатели ни разу не усомнились, не потребовали прямых доказательств побратимства Александра и Сартака?

Одно из косвенных, но очень существенных доказательств побратимства Сартака и Александра я нашел в… «Житии» Александра Невского. То есть оно всегда было на виду.

Конечно, здесь мы имеем сложный, противоречивый текст. Как и во всех летописях. Оригиналов ведь нет. «Житие» начали создавать примерно через 120 лет после смерти Александра. Из каких источников брался материал - неизвестно. Сколько раз потом переписывалось, редактировалось - тоже неизвестно. В итоге мы имеем текст XV–XVI веков о деяниях XIII века. Перепутаны имена, события, даты. Например, пишется, что Александр после смерти отца навел ужас на Владимир, а потом поехал в Орду: «После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Вот идет Александр

Но Ярослав умер в 1054 году, а тогда у Александра не было «силы великой», во Владимире законно княжил Андрей, и никаких походов на город в истории и не зафиксировано. А ужас на Владимир он мог навести, и навел, только в 1053 году, уже после поездки в Орду, получив от Батыя конницу.

Вообще, поездка в Орду представляется в «Житии» как единственная. Хотя Александр жил там, наверно, не меньше, чем дома. Ну, как нынешние губернаторы постоянно бывают в Москве - работа такая. И если отмечается в «Житии» какая-то поездка в Орду - значит, было тогда Событие. Но Событие потом отредактировали, перепутали, вообще вычеркнули, и осталась поездка. Со словами Батыя, совершенно непонятными.

«Решил князь Александр пойти к царю в Орду… И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему».

Зададимся вроде бы простым, дилетантским, а на самом деле очень даже профессиональным вопросом: «А с чего это вдруг Батый так восхищается нашим князем Александром?»

Ну, с каких таких коврижек?

Если исходить из теории ига, то полный абсурд. Приехал в ставку к хану-завоевателю удельный князь завоеванной страны. По делам приехал, с просьбой какой-то. Или же хан его вызвал, чтобы дать указания.

С чего вдруг такие изъявления чувств?

А если исходить из того, что ига не было, а были союзнические, и даже дружеские отношения, все равно абсурд. В «Житии» написано так, будто Батый впервые увидел Александра. И поразился. На самом же деле знал он его давно. Батый - давний друг великого князя Ярослава, отца Александра. Именно Ярослав еще в 1245 году призвал русских князей признать Батыя «своим царем».

Да и в любом случае Батый не стал бы поражаться. Не тот человек. Не та ситуация. Не та, наконец, традиция.

Не мог Батый говорить такое. Он и не говорил.

Говорил, скорее всего, Сартак.

Это - ритуал побратимства, почти одинаковый и у скифов, и тюрко-монголов, и славян. Обмениваются оружием, одеждой, пьют из общей чаши, превозносят друг друга. Не только во время ритуала, но вообще, везде и всюду. Процитируем «Сокровенное сказание» монголов. Джамуха так говорит врагам монголов о своем побратиме Темучжине (будущем Чингисхане): «Это подъезжает мой побратим Темучжин. Все тело его залито бронзой… железом оковано: негде иглою кольнуть. Он словно сокол».

В таком каноническом стиле говорил, как я полагаю, и Сартак, превознося великую доблесть и княжескую мудрость своего побратима Александра: «Нет князя, подобного ему ».

И Александр говорил примерно так же, превознося храбрость и отвагу названого брата - царевича Сартака, наследника трона Золотой Орды.

Оттуда и залетели эти слова в «Житие» Александра Невского!

Кочуя из летописи в летопись, видоизменяясь, потеряв первоначальный смысл, сохранилось-таки в единственном документе.

Иначе объяснить эту фразу невозможно.

Надеюсь, моя версия непротиворечива. То есть реконструирует ситуацию и отвечает на вопросы.

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 19. НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ НА РУСЬ Первый поход Батыя. Улус Джучи наследовал его старший сын, хан Бату, известный на Руси под именем Батыя. Современники отмечали, что хан Бату был жесток в бою и «весьма хитёр на войне». Даже своим людям он внушал сильный страх.В 1229 году курултай

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Битва Батыя с венгерским королем и его союзниками «После взятия Киева Батый двинул свои войска тремя колоннами - на Польшу, Силезию и Венгрию. По пути монголы (= великие - Авт.) разрушили Владимир-Волынский, Холм, Сандомир и Краков; нанесли поражение тевтонским рыцарям и

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Походы Батыя и Суботая на Европу В это время, по приказу Великого хана Угэдэя, крупная монгольская армия в составе 150 000 человек, развертывала военные действия в Европе. Она находилась под номинальным руководством Батыя, хана приаральских степей и Урала. В его распоряжении

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 33. Нашествие Батыя. Эпоха татарского завоевания В то время, когда совершился упадок Киева и обозначились вместо старого Киева иные центры - Новгород, Владимир Суздальский и Галич, то есть в первой половине XIII ст., на Руси появились татары. Появление их было совершенно

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

После Батыя Закрепившись в Северо-Восточной Руси, монголы, тем не менее, имели неустойчивое геополитическое положение. Вторжение на Русь и военные экспедиции на Запад совершались объединенными монгольскими войсками под патронажем великого монгольского хана Угэдея,

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Походы на Русь Батыя После смерти Чингиз-хана (1227 г.) наследником стал его сын Угэдей. Завоевательные походы были продолжены. В начале 30-х годов XIII в. монголы вновь обрушились на Закавказье. А в 1236 г. начинается поход на русские земли. Его возглавил внук Чингиз-хана, сын его

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора

43. Св. Юрий II, Ярослав Всеволодович и нашествие Батыя В 1234 г. монголы завершили покорение Северного Китая, а в 1235 г. на берегах Онона собрался курултай, общий съезд вождей, чтобы договориться - куда дальше приложить силы. Решили устроить Великий западный поход. Целью

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Глава 20 НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ (1237–1241)

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора

Нашествие Батыя Рассказ о батыевом нашествии в русских летописяхВ своей «Истории русского народа» Н.А. Полевой приводит рассказ о батыевом нашествии. Рассказ этот нам всем известен из учебников. В примечании он пишет: «Повествование о нашествии монголов составляет

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта [с иллюстрациями] автора Гуц Александр Константинович

Нашествие Батыя Рассказ о батыевом нашествии в русских летописяхВ своей «Истории русского народа» Н. А. Полевой приводит рассказ о батыевом нашествии. Рассказ этот нам всем известен из учебников. В примечании он пишет: «Повествование о нашествии монголов составляет

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Нашествие Батыя Истощив все казанское мыло и другие съестные припасы, татары ушли обратно в Азию.– Больше уж не придут! – уверенно заявили новые князья.– А почему не придут? – спрашивали скептики.– Так. Нечего им тут больше делать.– А, может быть, снова захочется

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Глава 7 Сын Батыя! То, что Александр Невский - приемный сын хана Батыя, давно уже аксиома. То есть положение, не требующее доказательств. Из него исходят в дальнейших построениях и рассуждениях.Например, одни утверждают, что никакого татаро-монгольского ига не было, а был

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

46. ПОХОД БАТЫЯ НА РУСЬ Отрывки (№№ 46, 47) о нашествии Батыя взяты по «Никоновской летописи» - «Полное собрание русских летописей», т. X.В лето 6745. Тоя же зимы приидоша от восточныя страны на Рязаньскую землю, лесом, безбожнии татарове с царем Батыем и, пришедше, сташа

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

43. Св. Юрий II, Ярослав Всеволодович и нашествие Батыя В 1234 г. монголы завершили покорение Северного Китая, а в 1235 г. на берегах Онона собрался курултай, общий съезд вождей, чтобы договориться – куда дальше приложить силы. Решили устроить Великий западный поход. Целью

автора Шахмагонов Федор Федорович

Нашествие Батыя на северо-восточную Русь Святослав, сын Ярослава Мудрого, дал начало роду князей черниговских, по его сыну Олегу они назывались Ольговичами, младший Олегов сын Ярослав стал родоначальником князей рязанских и муромских. Юрий Игоревич, князь рязанский, был

Из книги Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках автора Шахмагонов Федор Федорович

Поход Батыя на южную Русь Множество набегов, нашествий и разорений претерпел русский народ с той поры, как расселился по Днепру, Двине, Оке, Волге, Волхову, по рекам и озерам Белоозерского края. Но такого разорения, какое принесло нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь,

mob_info