Тимур и его команда главный герой. Система персонажей повести «Тимур и его команда» (основные моменты). Аркадий Гайдар жил в Российской Империи, в городе Львов


Жанр - рассказ-повесть

страниц 112

1985 год.

(ничем не примечателен)

Аркадий Гайдар жил в Российской Империи, в городе Львов.


Главные герои:

Тимур

Женя

Ольга (сестра Жени)

доктор Колокольчиков

молочница

Мишка Квакин

Симаков

Гейка

Георгий Гараев (дядя Тимура)

Александров (отец Жени и Ольги)

План:

1)Встреча Тимура и Квакина
2)Заезды на воротах
3)Сцены с поленницей
4)Вручение ультиматума
5)Получение ответа на ультиматум
6)Пленение шайки
7)Арест шайки
8)Разговор Тимура, Фигуры и Квакина

Сюжет:

Главными действующими лицами повести Гайдара «Тимур и его команда" являются группа мальчишек и 2 дочери советского военачальника, Женя и Ольга. Они переезжают в дачный поселок, где младшая Женя обнаруживает, что на их участке в заброшенном сарае находится место встречи мальчишек поселка, деятельность которых хорошо организована вожаком Тимуром Гараевым. Оказалось, что они заняты не обычными для мальчишек развлечениями, хулиганством, а помогают родственникам тех, кто был призван в Красную Армию.
Женя втягивается в деятельность «организации». Ее старшая сестра Ольга считает, что она связалась с хулиганами и всячески запрещает Жене общаться с Тимуром и его командой. Ольга между тем начинает дружить с «инженером» Георгием, который на деле оказался танкистом и дядей Тимура.
Тимуровцы оказывают помощь родственникам ушедших в армию, защищая их сады от воришек, нося воду, разыскивая пропавших домашних животных. Они решают дать решающее сражение банде хулиганов, которые обворовывают сады жителей.Попытки решить вопрос миром не увенчались успехом и тимуровцы победили хулиганов в рукопашной схватке. Хулиганы были пленены и заперты в будке на центральной площади поселка.
Повесть "Тимур и его команда" заканчивается тем, как Тимур везет Женю навстречу к отцу на дядином мотоцикле. Ольга понимает, что Тимур вовсе не хулиган, а Женя тоже занимается полезными делами.

Повесть «Тимур и его команда» была написана в 1940 году, когда началась Вторая мировая война. Враг еще не вторгся на территорию Советского государства, но СССР был втянут в войну. Боевые офицеры и солдаты уходили на фронт. Писатель дал главному герою имя своего сына Тимура. Можно предположить, что традиция рисовать красные звезды на воротах домов, из которых бойцы ушли на фронт, была рождена этой книгой.

Полковник Александров – командир дивизиона, полковник, отец двух дочерей. Справедливый, понимающий, исполнительный и требовательный.

Ольга – старшая дочь Александрова. Ей 18 лет. И всякий раз, когда нужно было продемонстрировать свой авторитет, она напоминала Жене, что она старшая. В дачном поселке знакомится с Георгием. И ее охватывает новое, непонятное ей чувство. Услышав от соседок нелестные отзывы о Тимуре, всячески старается защитить от него сестру, пока не узнала, что обвинения в адрес Тимура были несправедливыми.

Женя – младшая дочь Александрова. Любознательный, взбалмошный подросток. Уверена, что похожа на своего отца, которым очень гордится. Тимур ей очень нравится, и она охотно выполняет его поручения.

Георгий Гараев – инженер-механик автозавода и командир в запасе. Женя случайно оказалась в доме Георгия и Тимура. Нечаянно выстрелом разбила зеркало, за что Георгий заочно невзлюбил ту девочку, которая пробралась в их дом. Узнав, что это была Женя, он простил ее. В свободное время занимается театральной самодеятельностью. И однажды в наряде старика с пистолетов в руках и саблей напугал молочницу и доктора Колокольчикова, когда тот пришел жаловаться на Тимура, обвинив его в попытке хищения.

Тимур – племянник Гараева. Он организовал ребят поселка на помощь семьям красногвардейцев. Старались делать свои дела незаметно для самих жильцов, чем необычайно удивляли их. Тимур привлек Женю к своей команде, и первым ее заданием было развеселить дочку погибшего пограничника.

Миша Квакин – местный хулиган, со своей шайкой воруют яблоки у селян и дачников. Когда Ольга стыдила Тимура, еще не зная, что это не он и не его друзья воруют яблоки, Мишка стоял рядом и слушал. Ему стало стыдно, неловко. В нем словно что-то переломилось. Он выместил свою злость на Фигуре, но по всему видно, что Ольгина отповедь его проняла до самого сердца.

Фигура – правая рука Квакина, такой же хулиган.

Нюрка – быстроногая девчонка, вечно воюющая со своей козой. Ей частенько достается от бабки, но она терпеливо сносит все обиды и наказания. Нюрка тоже в команде Тимура, и когда коза пропала, ребята помогли найти ее.

Алеша – из банды Квакина. Дружит с Мишкой, но начинает понимать, что Мишка поступает неправильно и несправедливо.

Доктор Колокольчиков – седой, почтенный мужчина. Терпеливый, упорный. Интеллигентный до мозга костей.

Коля – внук доктора Колокольчикова. Любит поспать. Обидчивый и забавный.

Сима Симаков – один из самых активных членов команды.

Гейка – смелый и упрямый парнишка. Сын моряка, старается быть достойным своего отца.

Василий Ладыгин – молчаливый, серьезный.

Повесть заканчивается проводами Георгия. Хитрая Женька, вопреки запрету Тимура созвала ребят. И вся его команда пошла на вокзал, провожать Георгия на фронт. И когда Тимур с грустью заметил, что теперь и он остается один, Ольга ответила: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же». В этих словах заключена главная идея повести.

Название произведения: "Тимур и его команда".

Число страниц: 112.

Жанр произведения: повесть.

Главные герои: Тимур, подруга Женя, Ольга - сестра Жени, Мишка Квакин, дядя Георгий Гараев.

Характеристика главных героев:

Тимур - добрый, отзывчивый и находчивый.

Является примером для многих мальчишек.

Справедливый и честный.

Верный друг.

Женька - хитрая, ловкая и находчивая.

Доверчивая.

Защищала Тимура в глазах сестры.

Ольга - старшая сестра.

Строгая и рассудительная.

Не верила, что Тимур - хороший мальчик.

Краткое содержание повести "Тимур и его команда" для читательского дневника

Подросток Тимур живет в небольшом поселке под Москвой.

Он именитый племянник капитана Гараева.

В своем родном поселке парень вместе с друзьями создает тайную помощь семьям военнослужащих.

На дачу в поселок приезжают Женя и Оля, которые были дочерьми полковника Александрова.

Их отец был в это время на фронте.

Ребята создают тайную помощь и совершают много хороших поступков.

Однако, в селе в это время орудует и шайка Мишки Квакина.

Его ребята грабят огороды, сады и раскрадывают хозяйство местных жителей.

Между Тимуром и Мишкой завязывается вражда, но Тимуру удается проучить и прогнать проказников.

Ольга была менее склонна к Тимуру и часто обвиняла его во всех грехах.

Из-за этого она запрещает своей сестре дружить с ним.

Однако, Жене нравится смелый, справедливый и отзывчивый парень.

Однажды девочкам приходит телеграмма о том, что их отец будет в Москве всего несколько часов.

Женя не успевает на поезд, когда видит эту телеграмму.

Но Тимур вызывается ей помочь, и на мотоцикле отвозит девочку на встречу в Москву.

По возвращению домой ребята застают Гараева в форме и провожают его всей ребятней на фронт.

За Тимуром приезжает мама и забирает его.

План пересказа повести "Тимур и его команда" А. Гайдара

1. Полковник Александров убывает на фронт.

2. Женя и Ольга отправляются на дачу.

3. Женя заблудилась в поселке и засыпает на чужой даче.

4. Выстрел с пистолета и знакомство с Тимуром.

5. Команда Тимура.

6. Чем занимается Тимур?

7. Противостояние Мишке Квакину.

8. Знакомство Ольги с дядей Тимура.

9. Телеграмма от отца.

10. Женя и дочка лейтенанта Павлова.

11. Тимур выручает Женю.

12. Поездка на мотоцикле в Москву.

13. За пол часа до отправления.

14. Гараев получает повестку.

15. Проводы дяди Тимура на фронт.

Главная мысль произведения "Тимур и его команда"

Основная мысль повести заключена в том, что нужно помогать людям и делать добрые дела для других совершенно безвозмездно.

Произведение Гайдара - это своеобразные мечты об идеальном обществе, где все друг другу помогают и заботятся друг о друге.

Чему учит повесть "Тимур и его команда"

Повесть учит нас быть добрыми, отзывчивыми, бескорыстными, открытыми.

Это наглядный пример того, что не обязательно быть богатым, чтобы творить добрые дела.

Также произведение учит нас уважительно относиться к взрослым людям и пожилым.

Главный герой учит нас ценить дружбу и любить своих близких, а также быть готовым на все ради них.

Женя и Ольга учат нас быть рассудительными, внимательными, прилежными, не делать поспешных выводов.

Краткий отзыв о повести "Тимур и его команда" для читательского дневника

"Тимур и его команда" - интересная повесть, которая мне очень понравилась.

Это замечательный рассказ про мальчика Тимура, который самостоятельно организовал целое тайное общество таких же ребят.

Они совершали добрые поступки и помогали нуждающимся.

Это не просто история про то, что нужно помогать тем, кто лишился помощи и достатка.

Это еще и история про дружбу, преданность и взаимопомощь.

Тимур сдружился с девочкой Женей, которой он очень нравился.

Это еще и история о любви и нежных чувствах.

Из этого произведения я многое понял для себя.

Прежде всего, что делать добро - это не так сложно, как кажется.

Поэтому, я советую всем своим знакомым прочитать эту интересную повесть.

Какие пословицы подходят к произведению "Тимур и его команда"

"Всякая помощь хороша вовремя".

"Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги".

"Ищешь помощи - сам помогай".

"Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь".

"Кто скоро помог, тот дважды помог".

Отрывок из произведения , поразивший меня больше всего:

–Слушайте,– предложила Женя.

– Георгий сейчас уезжает.

Давайте соберем ему на проводы всю команду.

Давайте грохнем по форме номер один позывной сигнал общий.

То-то будет переполоху!

–Не надо,– отказался Тимур.

–Почему?

–Не надо! Мы других так никого не провожали.

–Ну, не надо так не надо,– согласилась Женя.

– Вы тут посидите, я пойду воды напиться. Она ушла, а Таня рассмеялась.

–Ты чего?– не понял Тимур. Таня рассмеялась еще громче.

–Ну и молодец, ну и хитра у нас Женька! «Я пойду воды напиться»!

Неизвестные слова и их значения:

Телеграмма - сообщение, отправленное по специальному прибору.

Холостой - незаряженный.

Штаб - место сбора.

Шайка - банда хулиганов.

Ультиматум - решительное требование с угрозой применения мер, если последует отказ.

Позывной - специальные сигналы.

Еще читательские дневники по произведениям Аркадия Гайдара:

Урок по теме: Повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»

Не биография у меня необыкновенная, а время необыкновенное. Обыкновенная биография в необыкновенное время.

А. П. Гайдар Цели урока:

    формирование нравственных идеалов;

    сформировать у учащихся умения анализировать поступки героев, осмысливать нравственно-эстетическое содержание повести; воспитание читательской культуры;

    формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства патриотизма.

1. Сегодня у нас с вами обобщающий урок по творчеству А. Гайдара, по его произведению «Тимур и его команда».Это произведение было опубликовано в 1940 году, но и сегодня в 2015 году, когда прошло 75 лет, нам было интересно читать его.
Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих книгах всегда обращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями его рассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся и серьезно разговаривал. Ребята любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, за то, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если его маленькие друзья попадали в беду, Аркадий Гайдар всегда приходил к ним на помощь.

2. Давайте обратимся к повести.


    Кто является главными героями повести (Женя и Тимур)


    Давайте вспомним, как они познакомились?


    Кто в повести противопоставлен Тимуру и его команде? (Мишка Квакин и его шайка)


    Почему мы противопоставляем этих героев? (они совершают разные поступки)


    Какие проблемы волнуют, беспокоят Тимура и его команду? (Воруют яблоки, коза пропала, девочка плачет)


    Что они делают для решения этих проблем? (помогают)


    Кому помогают Тимур и его команда? (Всем, кто нуждался)


    Давайте вспомним по очереди, кому они помогают? (Носят воду, складывают дрова)


    А как они определяют, кому нужна помощь? (у кого родные были на фронте)


    Как они отмечали тех, кому нужна помощь? (На воротах, калитке рисовали звезду)


    Давайте определим, какими качествами обладали главные герои


Женя – упрямая

честная,

дружелюбная,

жизнерадостная

Тимур – храбрый

Ответственный,

Отважный

Мы отметили с вами те качества, которыми обладают наши герои, но есть еще одно качество, которое можно отнести и к Жене, и к Тимуру. Но для того, чтобы назвать это качество, вам необходимо решить кроссворд.


    Какое слово у вас получилось (БЛАГОРОДСТВО)


    Давайте проверим, как вы отгадали кроссворд.


    А теперь давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, который объясняет это слово следующим образом:

БЛАГОРО́ДСТВО, -а, ср. 2. Высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Проявить благородство в чём-нибудь.
Синонимы:
великодушие, достоинство, честность; величие души, нравственность, возвышенность, бескорыстность, нравственное величие, благородность


    А теперь вспомним, а кому из героев повести чуть-чуть не хватало благородства? (Коле Колокольчикову: он съел 4 мороженых, не поделившись с младшей сестрой)

Викторина
1
. Во сколько лет А. П. Гайдар пошел на фронт? (В 14 лет.)

2. В каком возрасте А. П. Гайдар командовал полком? (В 17 лет.)

3. В каком году написана повесть «Тимур и его команда»? (В 1940.)

4. Назовите фамилию Тимура – главного героя повести «Тимур и его команда». (Гараев.)

5 Назовите фамилию Жени и Ольги. (Александровы.)

6. Назовите воинское звание и воинскую должность отца Ольги и Жени.

(Полковник, командир бронедивизиона.)

7. Назовите кличку собаки Тимура. (Рита.)

8. На каком музыкальном инструменте играла Женина сестра Ольга?

(На аккордеоне.)

9. С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода?

(С Колей Колокольчиковым.)

10. Что отправила команда Тимура шайке Квакина? (Ультиматум.)

11. Какой игрушкой развеселила Женя маленькую девочку? (Зайцем.)

12. Как зовут помощника Квакина Фигуру? (Петр Пятаков.)

13. Где шайка Квакина закрыла ребят, пришедших за ответом на ультиматум? (В часовне.)

14. Где ребята из команды Тимура закрыли пойманных ребят из шайки Квакина?

(В будке на краю базарной площади.)

15. На чем и с кем Женя приезжает в Москву встретиться с отцом?

(На мотоцикле с Тимуром.)

16. Во сколько должен был уезжать отец Жени и Ольги? (В три часа.)

17. Кто организовал ребят на проводы Георгия? (Женя.)

III. Беседа по повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». «Новое пишу.Одну тут вещь.Смешно у меня там получается,-сказал неожиданно Гайдар во время разговора,который велся до той минуты совсем на другую тему.-Там у меня это…понимаешь,полковник,отец,уезжает.едет на вокзал.а дочка его спрашивает: «В мягком вагоне едешь ? » Тот говорит: «В мягком…» .А едет он у меня,по-правде-то,в бронепоезде…».Так рассказал Л.Кассиль о начале создания повести. 1. Повесть начинается с того, что дочери полковника Александрова

приезжают на отдых в дачный поселок близ Москвы.

Что произошло с Женей до того, пока она добиралась к себе на дачу?

2. Женя находит на чердаке старого сарая «штаб».

Что делала Женя на чердаке и что случилось потом?

3. Женя знакомится с Тимуром и его друзьями, узнает об их добрых делах. Команда образовалась не сегодня и не вчера, у мальчишек все отлажено до мелочей. Мы же можем только догадываться, сколько добрых дел они совершили совершенно бескорыстно, слаженно, дружно. Гайдар нам в повести показывает один день команды, который начинается рано утром.

Расскажите о заданиях, которые выполняют ребята.

а) помощь старухе молочнице;

б) складывание дров;

в) поимка козы;

г) игра с маленькой девочкой.

4. Юмор в повести.

Расскажите об эпизодах, которые вызвали у вас улыбку (возврат козы с прикрепленным к рогам фанерным плакатом; старуха молочница решила наполнить бочку, с сонного джентльмена Колокольчикова стянули одеяло).

Тимуровцы делают добрые дела не для себя и не для своей славы. Вспомните, как они делали свои дела? (так, чтобы никто не видел. Тайно. Они не хотели, чтобы о них знали, они не искали себе славы.)

Да, тимуровское движение останется, потому что всегда есть люди, кому нужна помощь, и есть люди, которые помогают. И в нашей школе были ребята, которые помогала старшим: они убирали снег, кололи дрова, складывали их.

В России увековечена память А. Гайдара., есть музеи Гайдара, его имя носят улицы городов

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе на тему: «Нужны ли сейчас тимуровцы?».

Меню статьи:

«Тимуровское движение» – знакомая фраза, знакомое явление. Источник – и фразы этой, и этого явления – повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда», главные герои которого выражают смысл возникшего движения. Смысл – в помощи нуждающимся, пожилым и больным людям. Словом, тем, кому требовалось благородное вмешательство небезразличных людей – зачастую, молодых, юных.

Чему учит это произведение? Ряду качеств: патриотизм, внимательность, ответственность… Также любовь к ближнему, сострадание, участие, дисциплинированность. Читатель учится милосердию, готовности и собранности в любое время. Автор стремится показать, каким должен быть настоящий Человек.

Как это часто случается с литературными произведениями, писатель воплощает абстрактные идеи и нравственные идеалы в конкретных персонажах. Не исключение – «Тимур и его команда», главные герои которого выстраиваются в систему.

Характеристика системы персонажей повести «Тимур и его команда»

Диалектический метод, можно предположить, – это излюбленный подход к творчеству Аркадия Гайдара, ведь с помощью него автор конструирует систему действующих лиц: как полагается, здесь выписаны герои и антигерои.

Герои

Центральный персонаж, как следует из названия повести, – это Тимур.

Тимур

Итак, Тимур Гараев – подросток военного времени, явный лидер в группе, которому свойственно проявлять талант к организаторским делам (да и прозвали его соответствующим прозвищем – «атаман»). Тимуру выказывают уважение коллеги, товарищи, а также враги: это говорит о многом. Но и Тимур содержит в себе внутреннюю диалектику. С одной стороны, юноша ответственный, рассудительный, не по годам мудрый. Тимур понимающий и отзывчивый. С другой стороны – Тимур тоже делает ошибки, герой – не идеал, а живой человек, по-детски наивный и непосредственный. Тимура отличает смелость и отвага, решительность и героизм, верность и надежность, справедливость и честность. Он – пионер, бескорыстный в помощи тем, кому эта помощь нужна. В непростое время войны Тимур и его товарищи защищают жен и детей военных.

Команда Тимура

Георгий Гараев

Дядя Тимура воплощает образ старшего товарища и наставника. Мужчина жизнерадостный и творческий человек (поет и играет в местном театре). Поэтому Георгию свойственны таланты, находчивость и гибкость ума. Дядя не менее решительный и ответственный, чем его племянник. Гараев – инженер по образованию и воспитывает Тимура. Во время войны становится капитаном в танковых войсках: Георгий понимал, что он тоже получит повестку, но герой готов защищать отечество, даже несмотря на то, что в мирной жизни мужчину держала любовь к Ольге, которая провожает Гараева на фронт.

Ольга Александрова

Старший ребенок полковника Красной армии Александрова. Отец девушки, желая уберечь дочь, удержать подальше от ужасов и опасностей войны, отправляет Ольгу на дачу – под Москву. Туда же с девушкой едет и младшая сестра – Женя. Ольге 18 лет – не так уж много, но уже в этом возрасте Ольгу отличает строгость, серьезность, зрелость и желание казаться старше и самостоятельнее. Она воспитывает Женю.


Вначале Ольга неприязненно воспринимает Тимура, но потом говорит Георгию, что была неправа. В Ольге соединяется мир взрослого и мир ребенка, которые не мирятся, но противостоят друг другу.

Женя Александрова

Младший ребенок полковника Александрова. В отличие от старшей сестры, Женя мечтательна и склонна к шалостям.


Девочка – воплощение эмоционального лидера, романтично увлеченного идеями. Несмотря на это, Женя решительна, ответственна и достаточно серьезна, чтобы принимать настоящие взрослые решения. Жене всего 13 лет, но, будучи бойкой и смелой, она проникается глубокой симпатией к Тимуру и делу юноши. Ольга порой строга с сестрой, но та понимает, что Ольга искренне и горячо любит ее. Впоследствии Жене удается мотивировать и старшую сестру на то, чтобы та присоединилась к команде Тимура.

Гейка

Этот персонаж, вызывающий уважение товарищей, внутренне сильный – зеркало, через которое читатель видит, насколько слажена команда Тимура.

Коля Колокольчиков

Коля – самый маленький, юный участник команды. Как и положено младшему, мальчику свойственны робость и застенчивость. Коля – пример честности и доброты.

Сима Симаков

Если Женя – лидер в области эмоций, то Сима – в области дел. Юноша – ответственный, самостоятельный, умный и находчивый. Когда читатель встречает этого персонажа на страницах книги, приписывает Симе расторопность и чувство юмора, веселый характер, сочетание юности и серьезности в подходе к делам.

Василий Ладыгин

то, пожалуй, самый закрытый и таинственный участник команды. Герой любит молчать, но в вопросе отношения к делу проявляет серьезность и ответственность.

Нюрка

Наконец, последний участник команды, Нюрка, – пример энергичности. Девушка вдохновляет собственной активностью, соединяя эмоциональные черты (сопереживание, сочувствие) и деловые, организаторские.

Антигерои

Как и положено, в диалектике плюс уравновешивается минусом, которые, сражаясь, создают порядок и систему.

Противоположность команды Тимура – это шайка Квакина.

Шайка Квакина

Михаил Квакин

Миша, как и Тимур, тоже «атаман», но возглавляет не сплоченную команду, но разрозненную шайку (чувствуется разница в названиях этих групп) местных хулиганов. Если команда Тимура помогает людям, то шайка Михаила наоборот – вносит разлад, разрушение, деструкцию, хаос. Местные жители страдают от действий шайки Квакина: хулиганы портят сады, огороды, хозяйство… Однако сам Михаил – это умный юноша, которому не чужды высокие черты: например, понятие о справедливости и честности, у которого есть все шансы стать Настоящим человеком. Постепенно Михаил понимает неправильность, аморальность своих действий.

Алеша

Возможно, в Алеше воплощается своеобразное понимание честности в контексте шайки Квакина: он, например, уважает Тимура, который его враг, оппонент.

Фигура

Безымянная фигура (это не случайность) – отражение деструктивных порывов шайки. Этот персонаж – синтез жестокости, цинизма, обособленности и озлобленности на людей и мир. Важно, что фигура не испытывает чувства юмора, которое в произведении «Тимур и его команда» выписано как одна из основных черт Настоящего человека.

mob_info