Советский период ле корбюзье. Ле Корбюзье во Франции: маршрут архитекторов Ле корбюзье

В 2015 году в Москве открыли памятник величайшему архитектору ХХ века Ле Корбюзье . Памятник установлен рядом с единственным в России зданием , созданным по его проекту (ул . Мясницкая , 39). В 30- х годах это здание принадлежало Центросоюзу , под этим названием оно и вошло в историю архитектуры . Сейчас там располагается Росстат . Так почему в советской Москве построили дом по проекту буржуазного архитектора ? Могло ли таких домов быть больше ? И что общего у здания Центросоюза и обычной хрущевки ?

Для советского авангарда Ле Корбюзье был как Дэвид Боуи — для советского рока. Сравнение, конечно, натянутое, но дает некоторое представление о масштабе явления. 20-е годы ХХ века – первое послереволюционное десятилетие — были временем расцвета в СССР искусства авангарда: в живописи, дизайне, фотографии, архитектуре. Тогда многие деятели авангарда получили в молодой стране официальный статус, новой властью были признаны и призваны на служение народу Малевич, Родченко, Татлин, Степанова и многие другие. В архитектуре главным авангардным течением был конструктивизм. Гинзбург, Мельников, братья Веснины, Леонидов – вот лучшие из лучших, работавших в этом стиле.

Главные идеи конструктивизма – простота и функциональность — были абсолютно созвучны идеям, которые пропагандировал и внедрял в европейской архитектуре Ле Корбюзье. «Дом – машина для жилья» , – эти слова Ле Корбюзье могли бы принадлежать и любому представителю школы советского конструктивизма.

Вилла Савой в парижском предместье Пуасси авторства Ле Корбюзье. Photo: Omar Bárcena

Влиятельным теоретиком архитектуры Ле Корбюзье стал еще в молодости. В 1914 году двадцатисемилетний Шарль-Эдуард Жаннере-Гри (таково настоящее имя Ле Корбюзье) после стажировки в архитектурном бюро братьев Перре в Париже открыл собственную архитектурную мастерскую. Уже тогда он был горячим сторонником применения железобетона в строительстве. Впервые этот материал стал применять в своих проектах его учитель, Огюст Перре. В том же 1914 году Корбюзье запатентовал проект Дом-Ино, где впервые была оформлена идея постройки здания .

В 1919 году вдвоем с художником Озанфаном они начинают выпускать журнал L’Esprit Nouveau («Эспри Нуво»), где псевдоним Ле Корбюзье впервые появился в качестве подписи под статьей. В этом журнале Ле Корбюзье опубликовал манифест, принесший ему европейскую известность. Назывался он «Пять отправных точек современной архитектуры» и содержал пять принципов, которые вскоре стали известны каждому прогрессивному архитектору. Вот они:

  1. Дом строится на отдельных опорах-столбах. Под домом возможно автомобильное движение или . Дом как бы парит над всем этим.
  2. Крыша делается в форме террасы, плоской. Возможно функциональное использование крыши, в том числе разбивка на ней сада.
  3. Планировка внутри здания — свободная, становится возможна благодаря применению железобетонного каркаса. Теперь стены перестают быть несущими, поэтому внутри здания они играют роль всего лишь перегородок, их можно переносить по своему усмотрению, что обеспечивает значительную экономию внутреннего объема здания, а также материалов.
  4. Окна при каркасной архитектуре дома могут располагаться вдоль всего фасада непрерывной лентой, что увеличивает функциональность окна и улучшает освещенность.
  5. Фасад освобождается от нагрузки, так как опорные колонны вынесены за его пределы, внутрь дома. Таким образом, фасад формируется из легких навесных панелей стен и рядов окон, что приводит к значительной экономии материалов и возможности дальнейшей конструктивной замены фасада.

Ле Корбюзье стал весьма успешным популяризатором своих идей. В 1922 году он открывает архитектурное бюро в Париже, а в 1925 предлагает сенсационный план реконструкции центра Парижа – «План Вуазен», принесший ему скандальную славу. Дерзкий до наглости проект Ле Корбюзье предусматривал снос жилых кварталов значительной части центра Парижа и строительство на этом месте современного делового центра, состоящего из восемнадцати 50-этажных башен с инфраструктурой. План в итоге отвергли, но шумная полемика в прессе не утихала долго.

До этого, в 1924 году, в пригороде Бордо по проекту Ле Корбюзье был реализован более скромный, но тоже весьма значимый для градостроительства тех лет проект: поселок «Современные дома Фруже», состоявший из пятидесяти малоэтажных типовых домов – один из первых опытов строительства дешевого и быстрого серийного жилья в Европе.

Деятельность Корбюзье, становившегося все более известным в мире, не могла пройти мимо советских архитекторов. Никакого железного занавеса тогда еще не было, информация о новых принципах и тенденциях доходила в СССР достаточно быстро. Поэтому большинство архитекторов-конструктивистов стали горячими поклонниками творчества Ле Корбюзье. Он был удивительно родственен им по взглядам, а как теоретик и популяризатор современной архитектуры не знал себе равных. В конце 20-х годов Ле Корбюзье даже был членом редколлегии советского журнала «Современная архитектура».

При всем при этом крупных реализованных проектов к концу 20-х годов у Корбюзье не было. Воплощение получили проекты нескольких вилл под Парижем в авангардном стиле из железобетона, в которых были использованы его пять принципов, а также павильон «Эспри Нуво» на Международной выставке в Париже, представлявший из себя макет жилой квартиры в каркасном доме. Поэтому Ле Корбюзье был заинтересован в крупном проекте. И тут конкурс на проект дома Центросоюза в Москве пришелся как нельзя кстати, а хорошо знакомые с Корбюзье и симпатизирующие ему архитекторы-конструктивисты горячо поддержали идею его участия в конкурсе.

Конкурс был объявлен в 1928 году. В нем участвовали как ведущие советские, так и несколько зарубежных архитекторов. После трех этапов конкурса и довольно долгих дебатов правление Центросоюза решило заказать окончательный проект Ле Корбюзье. Не последнюю роль в решении правления сыграло обращение ведущих архитекторов-конструктивистов.

Строительство здания продолжалось с 1930 по 1936 год, его курировал советский архитектор Н.Я. Колли. В процессе строительства проект неоднократно дорабатывался при тесном сотрудничестве с Ле Корбюзье. Комплекс, являющийся сейчас памятником архитектуры конструктивизма , состоит из трех основных рабочих корпусов одной высоты, но разной длины, расположенных буквой «Н», и соединенного с ними в одно целое корпуса параболической формы с конференц-залом. В комплексе можно легко найти воплощение всех пяти принципов Ле Корбюзье.

Корпуса возвышаются на столбах-опорах, частично, правда, скрытых стенами фасада. , как и положено, плоская. Окна уже не ленточные, а образуют сплошное остекление. Их даже можно определить как стеклянные двухслойные стены с вакуумом между слоями для улучшения теплоизоляции. Незастекленные поверхности фасада выполнены из легких навесных плит из розового туфа. Внутренняя планировка – свободная, с большими открытыми пространствами и межэтажными пандусами.

Ле Корбюзье отмечал, что 2500 работников имеют все условия для работы: , конференц-зал, столовую, широкие пологие пандусы в качестве лестниц и механические лифты непрерывного действия. В 30-е годы это было действительно наисовременнейшее офисное здание с высоким уровнем комфорта. На сегодня здание продолжает успешно функционировать. Правда, внешний вид его после недавней реконструкции остекления не соответствует первоначальному.

Здание Центрсоюза сегодня. Photo: Yuri Virovets

В дальнейшем Корбюзье еще дважды предлагал свои проекты для реализации в СССР. Но, как говорится, не судьба. Один из этих проектов был посвящен глобальной перестройке Москвы . Появился он после того, как Корбюзье попросили высказать свое мнение по поводу концепции соцгорода архитектора Н.А. Милютина. Видимо, милютинские идеи показались Корбюзье недостаточно глобальными. Вместо разбора проекта Милютина он пишет свой «Ответ в Москву». Смысл ответа можно выразить примерно так: ребята, хватит размениваться по мелочам, займитесь лучше по-настоящему масштабным делом, вот я вам тут кое-что набросал. К «ответу» прилагался обширный материал из чертежей на двадцати листах. По смелости и широте замысла проект превосходил даже знаменитый «План Вуазен». Только в этом случае под корень предлагалось уже всю Москву, кроме небольшого островка вокруг Кремля. И построить вместо этого совершенно другой город, функционально разделенный на административные, жилые и производственные сектора. Кварталы небоскребов, вокруг много парков, а все, что этому мешает, безжалостно снести – вот градостроительная концепция Ле Корбюзье.

Конечно, шансы, что этот проект Ле Корбюзье будет кем-то всерьез рассматриваться, а тем более – принят, были нулевыми. И, честно говоря, слава богу. Однако сам проект не пропал бесследно, а послужил основой для дальнейшего развития градостроительных идей Корбюзье в знаменитом проекте «Лучезарный город», который он потом стремился реализовывать по всему миру.

Второе пришествие Ле Корбюзье в СССР было связано с участием в конкурсе на проект Дворца Советов . Это было грандиозное событие в мире архитектуры. Кроме Корбюзье, в конкурсе приняли участие и такие корифеи европейской архитектуры как Гропиус и О. Перре. Конкурс был объявлен в июле 1931 года и продолжался в несколько туров почти два года.

Проект Ле Корбюзье являлся, как всегда, новаторским, авангардным. Каркас сооружения был вынесен наружу, образуя обнаженный конструктивный скелет, а внутренние объемы были подвешены к нему на стальных тросах. Большой зал на 14 тысяч мест с рассчитанной с помощью световых волн акустикой имел форму параболы, как и в здании Центросоюза. Этот проект считается одним из несомненных творческих достижений Ле Корбюзье. Известно, что на презентации макета перед государственной комиссией во главе со Сталиным мэтр играл на контрабасе «Интернационал». А последний куплет сыграл прямо на вантах кровли макета, специально изготовленных из струн. Но Сталин не оценил красоты момента и только небрежно бросил переводчику: «А “Сулико” он сиграт сможэт так?»

Не впечатлили высокую комиссию ни конструктивизм проекта Ле Корбюзье, ни его оригинальная подача. В итоге победил проект Б. Иофана, выполненный в духе набиравшего обороты сталинского ампира.

После этого конкурса европейские архитекторы левых взглядов, которые с симпатией относились к СССР, получили болезненный удар : их представления о советской власти оказались изрядно идеализированы. Корбюзье писал, что победивший на конкурсе проект «демонстрирует порабощение современной техники духовной реакцией» и «возвращает на царство пафосную архитектуру былых монархических режимов».

Ответ не заставил себя долго ждать. Довольно скоро авангардное искусство вообще и конструктивизм в частности были объявлены в СССР упадническими и чуждыми идеалам пролетариата , а сам Ле Корбюзье назван фашистом и врагом советской власти. После этого его имя на четверть века исчезло в СССР отовсюду, в том числе из советских учебников по архитектуре.

Тем не менее, как вспоминают выпускники МАРХИ, в начале 60-х Корбюзье опять стал настолько популярен в архитектурной среде, что каждый второй дипломный проект тогда делался как прямое подражание ему. Поэтому влияние Корбюзье видно невооруженным глазом как в конструкциях зданий, например, многоэтажной башне (одна из «панелек»-«брежневок»), так и в градостроительстве. Тот же Новый Арбат с его башнями-книгами (которые некоторые острословы сравнивали со вставной челюстью) – большой привет Корбюзье и его плану реконструкции Москвы. Привет, к счастью, оказался гораздо более скромного масштаба.

А типовое строительство? Железобетонные панели, простая геометрия здания, отсутствие декора, плоские крыши – вот они, признаки архитектуры Корбюзье. Так что Новые Черемушки, многочисленные кварталы хрущевок — это ведь тоже его идея, воплощенная с задержкой на три десятка лет. Реализация, правда, подкачала отсутствием полета мысли и скупостью, желанием сэкономить на всем. Но ведь справедливости ради вспомним, что и у мэтра в его системе пропорций Модулор высота потолка в 226 см признавалась вполне достаточной для жилья. И еще честно признаем, что многие так называемые жилые единицы Корбюзье выглядят сейчас, спустя полвека после возведения, не очень.

17-этажный комплекс «Жилая единица» (Unité d’Habitation) в Марселе (1945-1952). Photo: Guzmán Lozano

Есть у построек из стекла и бетона одно общее качество: они быстро стареют. Три-четыре десятка лет – и вот они кажутся присыпанными нафталином. И чем больше , тем они меньше радуют глаз. Корбюзье был «леваком» и верил, что новая типовая архитектура поможет преодолеть социальные противоречия. Однако в большинстве стран кварталы типового панельного жилья с самого начала рассматривались как жилье для бедных. В СССР хрущевки тоже были, как известно, народным жильем.

Да, панельные кубики Корбюзье не стали светлым будущим человечества, но его проекты были реализованы по всему миру: во Франции, Германии, США, России, Бразилии, Японии, Индии, его архитектурные идеи стали неотъемлемой частью современной архитектуры, и он продолжает оставаться как самым почитаемым, так и самым ненавидимым архитектором последнего столетия.

Алиса Орлова

Личность Ле Корбюзье волнует умы архитекторов и любителей архитектуры ХХ века. Для того, чтобы увидеть все реализованные проекты выдающегося модерниста нужно посетить самые разнообразные страны - Японию, Россию, Швейцарию, Германию, США, Италию и, конечно, Индию. Самый компактный и самый насыщенный маршрут предлагает Франция, страна в которой швейцарец Ле Корбюзье провел годы активной творческой жизни.

По просьбе ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН французский маршрут, с энциклопедическим знаточеством разработала Наталья Солопова, практик и теоретик архитектуры, знаток модернизма, многие годы прожившая во Франции. Посещение большинства памятников Ле Корбюзье cтоит планировать заранее, по предварительной записи на экскурсию.

1. Виллы Ля Рош и Жаннере, Париж

Вилла Жаннере, имеет весьма простой фасад, трехэтажная, с четким зонированием по этажам. Гараж и прислуга размещены на первом, спальни и будуар на втором, а столовая, кухня и кабинет на третьем.

В наши дни виллу Жаннере занимает Fondation Le Corbusier.


Архитектор

Доктор архитектуры (Doctorat en Architecture, Университет Paris-VIII, Франция). Работала в парижском офисе ADP. С 2006 года руководит «Мастерской Наталии Солоповой». Автор частных и общественных интерьеров. Лауреат премии Москвы за проект Московского театрального центра «Вишневый сад».

На западе Парижа, в буржуазном квартале Отей, в 1923-25 годах Ле Корбюзье построил две виллы. Маленькую - по заказу своего брата музыканта Альберта Жаннере и по-больше - для коллекционера и банкира из Базеля Рауля Ля Роша. Обе виллы стали для архитектора «манифестом», первыми постройками, в которых он воплотил идеи современной архитектуры.

Вилла Ля Рош. Столовая расположена на втором этаже, а спальни и библиотека на третьем.

Вилла Ля Рош также трехэтажная, но более сложная в пластическом и объемном решении. Для коллекции картин был выделен специальный цилиндрический объем, расположенный перпендикулярно к жилому блоку. Внутри объема находится двухсветное пространство с пандусом, поднимаясь по которому можно было знакомиться с коллекцией картин, развешанных на стенах. Для Ле Корбюзье пандус позволял осуществить «архитектурную прогулку», которая вовлекала зрителя в «архитектурный спектакль». Maisons La Roche et Jeanneret, 10, 8, Place du Docteur-Blanche, Paris. www.fondationlecorbusier.fr

2. Швейцарский павильон и Бразильский дом, Париж

Фасад общежития для бразильских студентов с лоджиями и цветными плоскостями напоминает фасад марсельской «Жилой единицы». Мебель а комнатах студентов выполнена по эскизам Шарлотты Перриан.

В 1930 году Ле Корбюзье, будучи по происхождению швейцарцем, строит корпус общежития для студентов-cоотечественников - «Швейцарский павильон». В общежитии - сорок две комнаты. На первом этаже расположена холл-гостиная с мраморным полом, выложенным по эскизам Шарлотты Перриан. Фреска во всю стену выполнена по эскизу самого Ле Корбюзье. Комнаты студентов трактованы предельно функционально. Шкаф-перегородка делит комнату на две зоны: жилую с кроватью и рабочим столом и подсобную с раковина для умывания. Общежитие бразильских студентов расположено в нескольких метрах от «Швейцарского павильона» и рассчитано на 95 комнат. В корпусе предусмотрены два зала - концертный и танцевальный. Pavillon Suisse, Maison du Brésil, Cité universitaire, 7 Le boulevard Jourdan, Paris. www.fondationsuisse.fr

3. Вилла Савой, Пуасси, 32 км от Парижа

Редкий случай в истории архитектуры - вилла Савой была спасена от сноса и при жизни Ле Корбюзье получила статус памятника архитектуры.

Вилла Савой - один из любимых проектов Ле Корбюзье, он называл ее «маленьким чудом». Архитектура постройки - высшая точка и конец периода пуризма. Вилла построена для светской пары, Пьера и Эжени Савуа. В 1928 году мадам Савуа отправила Ле Корбюзье задание на проектирование загородной резиденции. Ле Корбюзье предложил летний дом, который «встанет как предмет на траву, ничего собой не нарушив».

Все три этажа соединены между собой рампой, которая является частью церемонии, «архитектурной прогулки», задуманной автром.

Ле Корбюзье строит «воздушный куб», оторванный от земли и стоящий на колоннах. Здесь воплощены важные принципы модернистского дома - такие, как свободный план, ленточные окна и обитаемая крыша. Первый этаж запроектирован как гараж на три автомобиля. Жилые помещения виллы находятся на втором этаже и закомпанованы буквой «Г» вокруг большой террасы. Гостиная-столовая c большими раздвижными окнами выходит на террасу. Далее идет кухня, небольшие по размеру две спальни и будуар мадам Савуа с большой ванной. Villa Savoye, 82 rue de Villiers, Poissy, www.villa-savoye.fr

4. Поселок Фрюже («Современный квартал»), Бордо

Кровли-террасы, длинные «ленточные» окна, дома, «оторванные от земли» и стоящие на колоннах, яркие цвета фасадов - все это резко отличалось от привычной «сельской» архитектуры этого пригорода Бордо.

В 1924 году Ле Корбюзье получил возможность построить жилой квартал недалеко от Бордо. Изначально амбициозный по масштабу проект на 130 домов терпит сильные изменения и в 1926 году торжественно открыт только 51 дом. Поселок состоит из нескольких типов домов, которые Ле Корбюзье начал разрабатывать в теории задолго до проекта. Типы: Dom-Ino (1914 – 1915), Citrohan (1920), Monol (1920). Со временем местные жители переделывали окна, застраивали террасы, перекрашивали фасады, декорировали стены карнизами. Ле Корбюзье тяжело переживал это непонимание своей архитектуры, но упрямо повторял, что «всегда права жизнь, а не архитектор». С 1990 года квартал начал постепенно восстановливаться. Сегодня ему возвращен первоначальный облик; все выглядит так, как задумал Ле Корбюзье. Quartiers modernes Frugès, Rue Henry Frugès, Pessac. www.pessac.fr

5. «Жилая единица», Марсель

Большой многоквартирный дом в Марселе - один из самых знаменитых проектов архитектора. В 1945 году министр строительства Рауль Дотри заказал Ле Корбюзье проект жилого дома, предназначенного для людей из квартала старого порта, разрушенного во время войны. Ле Корбюзье принимает заказ с одним условием, что дом не должен соблюдать ни одну из действующих строительных норм.

В каждой квартире есть лоджии, а встроенные шкафы, предметы мебели и очень компактная кухня были нарисованы Шарлоттой Перриан. Лестницы в квартирах выполнены по чертежам Жана Пруве.

Его целью было создание «жилого дома – виллы», объединяющего функции «коллективные» и «частные». Подтверждение правильности своих поисков он получил в 1929 году в Москве, ознакомившись с проектом «Дома Наркомфина» Моисея Гинзбурга. Планировку московского дома он прихватил с собой в Париж. В 1935 году Корбюзье делает наброски «вертикального дома – сада», а в 1942 году на страницах книги «Дом для людей» фактически завершает идею «Жилой единицы».

Жилая единица, Марсель, Франция, 1945–1952. Принцип «Жилой Единицы» Ле Корбюзье исходит из более ранних исследований архитектора, которые он вел начиная с 1922 года.

Архитектор считал неоспоримой экономической выгодой компактное строительство собранных вместе 337 вилл–квартир. Инфраструктура должна была создать комфортные условия для обитателей дома: в проекте учтены супермаркет, булочная, мясная лавка, детский сад, концертный зал и гостиница. По идеи архитектора двухуровневые квартиры позволяют сэкономить на общедомовых коридорах.

Концертный зал на крыше заняла галерея современного искусства, которая каждый год приглашает художников для временных летних инсталляций. Активное участие в программировании выставочной деятельности памятника принимает дизайнер Ора-Ито.

На весь дом запроектировано всего шесть коридоров, которые Ле Корбюзье называет «улицами». С течением времени в «Жилой единице» стали селиться люди творческих профессий, есть офисы архитекторов и дизайнеров, открыт книжный магазин. В холле гостиницы и на ее открытой террасе можно позавтракать или выпить кофе. Unité d’habitation, 280 Le boulevard Michelet, Marseille www.marseille-citeradieuse.org

6. Монастырь Девы Марии, Ля Туретт

Церковь славится необыкновенной акустикой. Лучи света, пробивающиеся сквозь узкие окна, подчеркивают строгость архитектурной формы и целенаправленно падают на алтарь, символический центр собора.

В 1953 году доминиканский монах Мари-Алан Кутюрье, основатель журнала «Сакральное искусство», выступавшего за привлечение современных художников в церковное искусство, заказывает Ле Корбюзье монастырскую обитель состоящую из церкви, келий (около ста), залов для работы и отдыха, библиотеку и трапезную. Яннис Ксенакис, впоследствии известный композитор, в то время работавший у Ле Корбюзье архитектором, принимает активное участие в разработке проекте. Он применяет размеры знаменитого корбюзианского «Модулора» для пропорционирования монастырского ансамбля. Couvent Sainte-Marie de la Tourette, Eveux-sur-l"Arbresle, Route de la Tourette, Eveux. www.couventdelatourette.fr

7. Нотр-Дам-дю-О , Роншан

Нотр-Дам-дю-О, 1950–1955. Прообразом капеллы называют раковину, поднятую архитектором на пляже Лонг-Айленда.

Когда коллекционер Морис Жардо предложил построить в Роншане новую капеллу на месте старой, разрушенной немцами, Ле Корбюзье ответил категорическим отказом. Только после того, как члены «Комиссии сакрального искусства», выступавшей за создание «современной религиозной архитектуры», пообещали «полную свободу творчества» и «необыкновенный участок для строительства», Ле Корбюзье дал согласие.

Ле Корбюзье «вписывает» здание капеллы в плавные линии холмов долины.

Под влиянием пейзажа Ле Корбюзье впервые отходит от жестких геометрических форм, используя пластичные, почти органические линии объемов, с которыми он раннее экспериментировал в своих скульптурах. Интерьер капеллы аскетичный и торжественный. В этом проекте Ле Корбюзье впервые осуществляет свою мечту «о синтезе искусств»: он объединил архитектуру, скульптуру, витражи, детали из лакированной эмали. Chapelle Notre Dame du Haut. Colline de Bourlémont, Ronchamp www.collinenotredameduhaut.com

8. Cabanon, Рокбрюн-Кап-Мартен

Мебель, предельна функциональна: встроенные шкафы играют роль перегородок, длинный стол одновременно рабочий и обеденный. Деревянные кубы используют как табуретки или столики-подставки.

На крутом уходящем в Средиземное море склоне мыса Кап-Мартен расположены две знаменитые постройки, иконы модернизма. «Вилла Е 1027», возведенная совместно с Жаном Бадовичи в 1929 году и летний домик - Cabanon (хижина) Ле Корбюзье, построенный в 1952 году. Ле Корбюзье был частым гостем на вилле «Е 1024». В 1949 году в непосредственной близости от виллы местный сантехник Томас Ребутато открыл ресторанчик «Морская звезда», в котором регулярно обедал Ле Корбюзье. В 1952 году с разрешения Ребутато Корбюзье пристраивает к ресторанчику помещение состоящее из жилой комнаты, коридорчика, санузла и душа. «Хижина» соединена дверью с «Морской звездой», которая становится «столовой» для Корбюзье и его жены Ивонны. Ле Корбюзье трактовал Cabanon как компактное поливалентное пространство, которое служит одновременно спальней, рабочим кабинетом и гостиной.

Ле Корбюзье написал также два декоративных панно: большое, во всю стену коридора, маскирующее дверь, соединяющую «Хижину» и «Морскую звезду», и маленькое около окна. В письме к фотографу Брассаю Ле Корбюзье писал: «Мне так хорошо в моей хижине, что, без сомнения, свои дни я закончу здесь». Слова эти стали пророческими, в 1966 во время купания в море под «Хижиной» у Ле Корбюзье случился сердечный приступ и он погиб. Cabanon de Le Corbusier, Sentier Le Corbusier, Roquebrune-Cap-Martin, www. capmoderne.com

Ле Корбюзье – это такой же популярный бренд в наше время, как Coca-Cola или Nike. Когда речь заходит об архитектуре, имя Ле Корбюзье (Le Corbusier, 1885−1965) произносится так же часто, как речёвки фанатов во время футбольного матча.

Современных архитекторов часто сравнивают с мэтром архитектуры, его советы чтят и воплощают в жизнь, а посредственных дизайнеров характеризуют фразой «Не Корбюзье» (аналог - «Не торт»).

Так кто же он, этот великий архитектор начала XX столетия?

Художник, дизайнер, архитектор, первопроходец стиля «модерн», талантливый публицист приобрел популярность во всем мире благодаря своему фирменному почерку: свободному фасаду и свободному плану, блокам, парящим над землей, и необработанному бетону. Именно он подарил архитекторам и дизайнерам творческую свободу, уничтожил рамки, позволил строить так, как «они видят».

«Каждый великий архитектор - обязательно - великий поэт. Он должен быть большим оригиналом, переводчиком своего времени, своей эпохи» , − говорил американский архитектор .

Так вот, Ле Корбюзье и был как раз таким поэтом своего времени.

За исследование математических порядков Ле Корбюзье избран почетным доктором университетов в Цюрихе, Кембридже, Колумбии и Женеве. Он награжден множеством орденов: Рыцаря, Командора, Офицера высшего ранга. А также у него есть целых четыре золотых медали за разные заслуги.

Ле Корбюзье, урождённый Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, сформировал свои архитектурные принципы в пяти пунктах. Они назывались «Пять отправных точек архитектуры» , и были опубликованы в его собственном журнале L’Esprit Nouveau.

  • Первый − столбы-опоры, что-то типа домов на сваях, приподнятых над поверхностью.
  • Второй – плоские крыши-террасы, на которых можно разбить сад.
  • Третий – свободная планировка, доступная благодаря бетонным не несущим стенам.
  • Четвертый – ленточные окна, которые можно растянуть от угла до угла.
  • Пятый – свободный фасад из самых разнообразных материалов.

Любимый цвет дизайнера – белый. Он считал, что белый очищает, а очищая своё жилище, человек очищает и самого себя. Гармония – вот то, к чему так упорно стремился в своих проектах Ле Корбюзье.

Исследователи отмечают несколько периодов в жизни архитектора: Швейцарский (1887 – 1917), Период Пуризма (1917-1930), Интернациональный стиль (30-е годы), Период Нового Пластицизма (1950-1965).

Свой первый дом Ле Корбюзье спроектировал в неполные 18 лет. Всю жизнь архитектор считал его неприлично ужасным. Это Вилла Фалле (Villa Fallet, 1905) в Швейцарии.



Зато гонорар от «чудовищного дома» позволил молодому человеку отправиться в путешествие по Европе с целью образования. На стиль великого архитектора существенно повлияли его учителя. Ими были Перре, французские новаторы в железобетонной архитектуре, и первый в мире промышленный дизайнер немец Питер Бернес. У них Ле Корбюзье работал в начале века.

Другой учитель, художник Амеде Озанфан, повлиял на Корбюзье-художника. Под впечатлением от дружбы с ним была нарисована первая картина.

Известна цитата архитектора, в которой он говорит, что изображение предпочитает разговору, потому что оно гораздо честнее. Молодые люди нарекли себя пуристами, устраивали выставки своих лаконичных картин и выпустили собственный философский журнал.

Один из самых крупных проектов в творческой жизни мастера – индийский период (1950). По заказу властей он создал в штате Пенджаб Дворец Ассамблеи, Дворец Юстиции и монумент «Открытая рука», которая поворачивалась, как флюгер.

Затем появился другой знаковый проект – так называемая «Марсельская жилая единица» (1952) или город внутри города. Это экспериментальный, гармоничный жилой дом, по сути проживания в нем напоминающий коммуну. Ле Корбюзье спроектировал не только спальни и гостиные, он поместил внутрь постройки магазины, поликлиники и даже гостиницу.

Нечто похожее было у советского масштабного проекта «Дома на набережной» (1931) или «Дома советов» архитектора Б.М. Иофана. Там тоже подразумевались парикмахерские, кинотеатры и другие объекты различного предназначения. Сейчас эта идея в какой-то мере реализовалась в современных элитных жилых комплексах. Кстати, Ле Корбюзье неоднократно бывал в Москве, дело в том, что именно он был автором смелого, но, к сожалению, нереализованного проекта Дворца Советов в Москве, выигравшего в международном конкурсе. Кроме того, именно он выступил автором Здания Центросоюза. Так что жители столицы могут насладиться его творением, не тратя много времени на дорогу.



Но вернемся к Марсельскому блоку. Внешне он напоминает самую обычную многоэтажку с безликими квадратными окнами, правда, окрашенными в разные цвета. Одна из бетонных коробок, которые сейчас все так дружно ругают. Но внутри дом очень современный, стильный и яркий. Ле Корбюзье говорил о своем творении так:

«Я имею честь, радость и удовлетворение представить вам идеального размера жилой блок, образцовую модель современного жилого пространства»



На самом деле дом был всего лишь малой крупицей в масштабных планах архитектора. Он мечтал о постройке идеального города, в котором люди смогут жить гармонично и красиво. Он даже представил три действующих проекта − «Проект города на 3 миллиона жителей» (1932), «План Вуазена» (1925) и «Лучезарный город» (1930).

Очень сложно рассказать в одной обзорной статье обо всех проектах, мыслях и идеях одного из самых гениальных людей XX века. Их так много, что они становятся темами для диссертаций и целых курсов лекций.

Хочется верить, что нам удалось заинтересовать вас яркой и неординарной личностью Ле Корбюзье, и что после прочтения этого материала вам захочется «погуглить» об этом удивительном человеке и узнать о нем как можно больше. А если кому-то повезет – обязательно посетите Фонд Ле Корбюзье в Париже и Центр Ле Корбюзье в Цюрихе.

Мета-описание: Ле Корбюзье – самый выдающийся архитектор 20 века, строит в стиле модерн.

Биография (использованы материалы "Сто великих архитекторов", Д. Самин)

       Настоящее имя архитектора Ле Корбюзье - Шарль Эдуард Жаннере. Он появился на свет 6 октября 1887 года в Швейцарии. Образование получал в Вене, Париже, Берлине, где учился у известных архитекторов XIX века. В возрасте 35 лет открыл собственную мастерскую, где в течение долгого времени работал вместе с братом.

       В начале 1920-х Ле Корбюзье сформулировал принципы домостроения, которые оформились под названием пуризма. Свою позицию Ле Корбюзье пропагандировал в издававшемся им самим в 1920-1926 годах журнале "Эспри нуово" ("Новый дух"). Он сформировал пять принципов: дом должен быть на столбах, с плоской крышей, с гибкой внутренней планировкой, ленточными окнами и свободно организованным фасадом. В них выражаются не только материальные, но и эстетические стремления. Эти принципы нашли отражение при сооружении многих зданий архитектора. В частности, виллы Савой в Пуасси под Парижем.

       Архитектор создал и ряд утопических градостроительных проектов для разных стран. Что касается Парижа, согласно идеям архитектора, столица Франции должна была стать вертикально ориентированной конструкцией, в ярусах которой жили люди. При этом город делился на функциональные зоны. Со стороны это выглядело так, будто речь идет о создании слаженно работающего механизма с винтиками-людьми. Один из подобных проектов был предложен для Москвы. Однако он оказался слишком нереалистичным. Архитектор не учел исторический тип застройки Белокаменной и специфику ландшафта. Зато пара более "земных" зданий по проекту Ле Корбюзье в советской столице все же появились.

       Как и его современники, Корбюзье постоянно экспериментировал, стремился в совершенстве овладеть материалами, найти оптимальные способы их применения, разработать наиболее экономные, поддающиеся стандартизации и индустриальному изготовлению конструкции. Ле Корбюзье был прежде всего инженером и не мыслил архитектуру без инженерии. Для него архитектура была в первую очередь царством точных математических расчетов. К такому пониманию он пришел через увлечение живописью кубизма и долгое время оставался, как он сам себя называл, "поклонником прямого угла". В современной технике архитектор видел дух времени и именно в ней искал основы для обновления архитектуры. "Учитесь у машин", - провозглашал он. Жилой дом должен быть совершенной и удобной "машиной для жилья", промышленное или административное здание - "машиной для труда и управления", а современный город должен жить и работать, как хорошо отлаженный мотор.

      Проекты Корбюзье реализованы в Индии, США, России, Швейцарии, Франции, Алжире, Италии, Бразилии, Японии. Остается только удивляться продуктивности основоположника нового стиля. Ведь помимо практической работы, он создал немало теоретических трудов. Порядка 50 статей появились в журналах.

       В 1942-1955 годах Корбюзье разработал спираль модулора, размерную шкалу, по которой все строительство можно вести в человеческом масштабе. Архитектор ориентировался на движение человека - как он ходит, сидит, лежит. Он и сам был в постоянном движении, погиб в семьдесят восемь лет, заплыв слишком далеко на Лазурном берегу в Средиземном море.

       МАТЕРИАЛЫ

Вклад Шарля-Эдуара Жаннере-Гри, творившего под псевдонимом Ле Корбюзье (1887-1965), в мировую архитектуру очень велик. Он по праву входит в список ведущих архитекторов XX века, буквально поработав над изменением облика жилой застройки Европы. У Ле Корбюзье много проектов, выделим наиболее значимые.

Начнём с самого крохотного дома, который был построен Ле Корбюзье — «Кабанона». Эту хижину архитектор построил для жены, в качестве летнего домика, а сам проект набросал буквально за 15 мин. Корбюзье был уверен, что домик площадью 3,66 на 3,66 м получился очень удобным. Крыша плоская, потолок высотой 2,26 м. В хижине есть санузел, столовая, рабочая зона, достаточно мест для хранения. А вот от кухни решено было отказаться — рядом с домиком находится ресторан.

О «Посёлке Фруже» в Пессаке, под Бордо, мы уже упоминали, когда писали о типовой городской застройке . Это действительно знаковый проект Ле Корбюзье, имевший социальную направленность — планировалось создать недорогое, типовое, но при этом комфортное жильё для рабочих. Были построены свыше 50 домов по семи основным проектам, причём на окраске зданий в разные цвета настоял заказчик, сахарный промышленник, которому посёлок показался слишком мрачным. Местные власти проект, реализованный в 1926 году, приняли плохо, заселение зданий началось только в 1930 году.

Виллу «Савой» (Пуасси, предместье Парижа) архитектор построил по пяти своим принципам: с крышей-террасой, ленточными окнами, бетонными колоннами в основании, открытой планировкой и свободным фасадом. Ле Корбюзье применил минимум декора, дом очень простой, но элегантный. К сожалению, плоская крыша, которая должна была стать зоной отдыха, вскоре начала протекать, строительные материалы, использовавшиеся в 1920-х годах, не позволили сделать её более надёжной. Из-за этого у архитектора возник спор с заказчиком. Сейчас дом выступает памятником архитектуры, принадлежит правительству Франции.

Корбюзье творил в разных странах мира, есть его значимый проект и в Москве. Это офисное здание Центросоюза, расположенное между проспектом Академика Сахарова и Мясницкой. Сейчас здесь располагается Росстат. Строительство началось в 1928 году и завершилось спустя восемь лет. Здание Центросоюза считается образцом европейского модернизма начала минувшего века и относится к числу московских архитектурных раритетов. Один из первых комплексов, имеющих сплошное остекление. Неудивительно, что перед этим зданием был поставлен памятник самому архитектору.

Дом Куручета, 1949 год. Этот сравнительно небольшой частный особняк правительство Аргентины предложило включить в список ЮНЕСКО, ведь здание считается абсолютом ультрамодернизма и важной вехой в творчестве Ле Корбюзье. В доме четыре уровня, внешне он получился очень лёгким, открытым, простым. Здание, расположенное в провинции Буэнос-Айрес, было построено архитектором для доктора, поэтому включает в себя медицинский кабинет на первом этаже.

Вилла «Ла Роша». Дом, построенный в 1923 году в Париже, включает в себя галерею и жилое крыло. Вновь заметны все принципы Ле Корбюзье: плоская крыша, пригодная для использования, минимум декора на фасаде, ленточные окна, колонны-опоры. Проект был новаторским для своего времени, принёс известность архитектору, но заказчики — семья богатого коллекционера — остались не очень довольны и вскоре принялись за дорогостоящий ремонт.

Вилла «Ле Лак» была возведена архитектором для собственных родителей и к этому проекту он возвращался не раз, приезжая в гости в швейцарский Сорос. Довольно простой дом, ставший основой для «новой архитектуры» Корбюзье, был построен в 1923 году. Три основных принципа — ленточное остекление, плоская крыша и свободная планировка. Южный фасад, выходящий на озеро, отделан алюминием, причём сделать это пришлось, чтобы скрыть трещину в стене.

Жилая единица в Марселе (Франция). Ещё один социальный проект Корбюзье, направленный на создание типовой застройки и недорогого жилья для рабочих. Дом построили в 1945 году, сразу после войны. В здании 350 квартир, одновременно могут проживать до 1,7 тысячи человек. Есть терраса с детским садом, отель-ресторан, торговая улица, а сами квартиры — двухэтажные, выходящие на обе стороны.

Нотр-Дам-дю-О, капелла, название которой означает «Мадонна на высотах». Необычный проект Корбюзье, создавшего в местечке Роншан (Франция) паломническую церковь из бетона. Форма крыши была навеяна раковиной, которую нашёл архитектор, а само здание идеально вписалось в живописный пейзаж. Строительство было закончено в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Корбюзье.

Одним из наиболее масштабных проектов Корбюзье стала застройка города Чандигарх, новой столицы штата Пенджаб (Индия). В этом городе архитектор возвёл несколько знаковых зданий, в том числе Секретариат, Дворец Юстиции, Музей и галерею искусств, Здание Ассамблеи. Корбюзье также работал над планом самого города, рассчитанного на полмиллиона жителей и разбитого на порядка 60 прямоугольных жилых секторов. Этот проект реализовывался с 1951 по 1962 годы. Так как сам Корбюзье лишь наметил план Чандигарха и возвёл наиболее крупные, главные строения в центре, остальными работами занимался его двоюродный брат, тоже архитектор, Пьер Жаннере.

mob_info