О творчестве писателей. Иван тургенев Нас учат, что все писатели и поэты – это такие полумифические существа, практически святые, которые знай себе писали гениальные произведения, а все человеческое было им чуждо


































Конец.

Регистрационный номер 0206535 выдан для произведения:

Творческая индивидуальность писателя.
(конспект-переложение диссертации)

Некоторыми людьми – писатель рассматривается, как ревностный регистратор и «передатчик» различных событий, изменений жизни, ее отдельных черт и примет. Это принижение роли художника. Когда реалистические образы видятся, как «точный снимок», когда реализм неотличим от натурализма.
Однако, писатель-реалист вовсе не граммофон, воспроизводящий записанные на пластинке мелодии. Он не компьютер, не робот, производящий операции по программе. И он не просто фиксирует все проходящее перед его умственным взором, а пытливо анализирует, отбирает, синтезирует факты жизни.
Ф. Достоевский писал, что требуется от художника: «не фотографическая верность, не механическая точность, а кое-что другое, больше, шире, глубже. Точность и верность нужны, элементарно необходимы, но их слишком мало; точность и верность покамест только еще материал, из которого потом создается художественное произведение… Эпического, безучастного спокойствия в наше время нет и быть не может; если б оно и было, то разве только у людей, лишенных всякого развития и одаренных чисто лягушачьей натурой, для которых никакое участие невозможно, иили наконец, у людей, вовсе выживших из ума. Так как в художнике нельзя предполагать этих трех печальных возможностей, то зритель (читатель) и вправе требовать от него, чтобы он видел природу не так, как видит ее фотографический объектив, а как человек видит».
Жизненная правда в творениях искусства не существует вне индивидуального видения мира писателем. Если перед нами художник, стремящийся познать эти явления, то сила и острота его видения мира и характеризуются умением уловить, открыть внутренние процессы жизни, показать характеры и типы, рисующие с новой стороны человеческую деятельность, психологию людей.
И Тургенев, характеризуя подлинного художника говорил: «Важно в литературном… да, впрочем, я думаю, и во всяком таланте, то, что я решился бы назвать – своим голосом. Да, важен свой голос. Важны живые, особенные, «свои собственные» ноты, каких не найдется в горле у каждого из людей… Для того, чтобы, так сказать, и «эту самую» ноту взять, надо иметь именно такое, особым образом устроенное горло. Это как у птиц… В этом и есть главная отличительная черта живого оригинального таланта художника».
Еще цитата: «В каждом талантливом человеке скрыто достаточно материального сырья, своего материала. (Во впечатлениях, в опыте жизни, в мыслях). Так надо его извлечь, надо этот материал обработать, а не пользоваться тем, что приготовлено другими до тебя… Свое, пусть маленькое, но свое – вот что имеет большую цену в литературе (и искусстве), и это всегда было интересно читателю.
А. П. Чехов справедливо отмечал: «Оригинальность автора не только в стиле, но и в способе мышления, в убеждениях и проч.». Многократно повторяемое «я» - это отнюдь еще не признак творческой индивидуальности.
Органическим свойством словесного искусства является неизменная ориентация на читателя. Еще Короленко подчеркивал, по этому поводу: «…Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает – другим людям… Автор должен постоянно чувствовать других и оглядываться (не в самую минуту творчества, но) на то – может ли его мысль, чувство, образ встать перед читателем и сделаться его (читателя) мыслью, его образом и его чувством».
Открывая новое в жизни, передовой художник всей системой созданных им образов стремится убедить читателя в истинности своего понимания жизни, в истинности своих идей, эстетических принципов.
Но хорошо известно, что множество писателей, кто обращается к «вечным» темам бывают забыты и не восприняты. И это понятно. Те кто в поисках «вечного» (любви, счастья) обособляются от жизни, от действительности, от современности – утрачивают нечто существенное. Тот кто безразличен к нынешнему, к близкому, внутренне чужд и «далекому».
Связь подлинного художника с современной действительностью проявляется не в том, что он рисует знакомые приметы времени. Она выражается в художественных открытиях мира, тех, которые способны поразить читателя, захватить его до глубины души, покорить своей убедительностью, помочь ему понять и жизнь и самого себя. И это, часто, проверяется временем, и только оно может поставить свою окончательную (точку) оценку.
История литературы знает немало фактов, свидетельствующих об определенном расхождении между событиями жизни писателя (биографии) – с характером его творчества. Опыт своей жизни не является для творчества безусловным, иногда противоречит ему. Это заметил еще О. Бальзак: «У Петрарки, лорда Байрона, Гофмана и Вольтера – характер и гений сродни. Но вот Рабле – был человек умеренный, опровергал в своей (собственной) жизни излишества своего стиля и образы своей книги… Он пил (одну) воду, восхваляя молодое вино. Как и Брийа-Саварен, который ел совсем немного, прославляя обильную пищу и изыски. В Великобритании – священник Матюрен – был кокетлив, галантен, чтил женщин, - но этот же человек творил ужасы в своих книгах, по вечерам он превращался в дамского угодника, в денди («Ева», «Мельмот», иили «Бертрам» и др.). Таков и Буало, чьи мягкие, изысканные беседы ничуть не соответствуют сатирическому духу его дерзкого стиха».
Охарактеризованное Бальзаком явление можно продолжить другими многими примерами. Фет – был тонкий лирик, певец любви, природы, красоты – в произведениях отрешался от злободневности. А в жизни он был расчетливым хозяином, строгим и экономным до копейки, с женой не очень учтив.
На творческую индивидуальность накладывает свою печать – время, эпоха. Так бывает в переломные годы истории, в периоды общественного подъема и в пору кризисных социальных процессов – рождаются необычные таланты. Несхожесть творческого «я» и реальной исторической личности писателя происходит и из-за основных принципов целых литературных течений. Классицизм, романтизм, критический реализм – все давали в свое время своих талантов и гениев.

Ориентация на действительность включает в сферу литературы и искусства многие явления жизни, которые до того были «незначительными», неинтересными, недостойными внимания. Происходит это потому, что грани между эстетическим и тем, что считалось некультурным – стираются в жизни. В переломные периоды в поле зрения писателя входят разнородные и в то же время взаимодействующие явления, которые он претворяет в художественные обобщения, выражая к этим явлениям свое отношение.
И именно свое индивидуальное переживание и отношение в жизни писатель все же вносит в свои произведения. «Чтобы написать роман – отмечает Достоевский – надо запастись одним или несколькими сильными впечатлениями, пережитыми сердцем автора действительно (прочувствовано)».
«В каждом персонаже есть часть души художника, - пишет Валентин Катаев – героя нельзя просто выдумать, писатель должен «войти в него», ему он должен отдать часть своей души и сердца: тогда писать легко. Автор никогда не говорит себе: «Я буду писать про Саньку и Митю». Нет, он должен стать Санькой и Митей, войти в их биографию, как в свою, перевоплотиться в воображаемый образ. Это очень трудно. Тут литератор приближается к искусству актера, только актеру легче: у него есть кем-то написанная роль, и у каждого актера – одна роль. А писатель, создавая образы своих персонажей, сам поочередно перевоплощается в каждого из них».
В этом перевоплощении познанное и пережитое автором предстают в органическом сплаве, в одном произведении.
Художники-реалисты очень часто обращаются к социальным, историческим явлениям, свидетелями которых они не были и не могли быть. Поэтому трудно признать справедливой нередко высказываемую мысль – будто «большой писатель – человек большой биографии». Бывает и так, но бывает и иначе. Биографии Гоголя, А. Островского, Чехова, да и многих других выдающихся писателей не отличались обилием внешних событий.
О переживаниях писателем своих образов известен такой факт: когда автор описывал драку и удар ножом в печень герою своему, - описывая чувства героя, писатель сам ощутил, в реальности, боли в боку. У него образовалось покраснение и опухоль на теле, вплоть до больничной койки. Так психологические переживания отразились на физическом здоровье писателя.
Реализм – это не творчество на подножном корму. В художественном освоении жизненного материала существенно не только знание материала, приобретенное с помощью документов, книг, свидетельств участников событий. И это тоже труд – собирание материала. Но важна и внутренняя близость этого материала творческой индивидуальности писателя, увлеченность его этим материалом, взволнованность им.
Известно немало фактов, когда одни и те же явления жизни, в произведениях разных художников получали разное художественное истолкование. И развитие это не в том: что одно из произведений дает верное изображение действительности, а другие – искаженное. «Для реализма характерна не узость, а напротив, широта взглядов, - писал Бертольд Брехт – Ведь сама действительность широка, многообразна, полна противоречий… Есть много способов сказать правду и много способов утаить ее».
Процесс художественного исследования жизни многие нередко рассматривают как простое «коллекционирование» отдельных черточек, признаков, деталей, или, того хуже, как своеобразное «списывание». Оно, конечно, не является «списыванием». Художественное творчество ничего общего не имеет и с «коллекционированием». С помощью аккуратного собирательства можно накопить немало материала, но если не будет «архитектурного» проекта, который предусматривает целостный образ, - то материал использовать окажется невозможным. В «проектировании» литературного произведения, в которое писатель вкладывает художественные свои открытия, - важнейшая роль принадлежит творческому воображению. «Главное в поэтическом таланте – писал Чернышевский, - так называемая творческая фантазия.
В разной форме мысль о громадном значении воображения в художественном творчестве мы можем встретить в высказываниях разных писателей.
«Художественность, - отмечает М. Горький, - без «вымысла» невозможна, не существует».
К. Федин заявляет в письме начинающему: «Факт в большинстве случаев – лишь точка приложения силы, которую мы зовем фантазией. Вы, кажется мне, переоцениваете значение жизненных (фактических) познаний писателя по сравнению с его работой «сочинителя». Вы умаляете вымысел. Сейчас, после окончания (своей) дилогии, в общей сложности 60 печатных листов, я оцениваю соотношение вымысла и факта – как 90 (вымысел) к 10-ти процентам (факта). Конечно, я много знал и знаю жизненных фактов из русской действительности 1910 – 1919 годов. Но только оттолкнувшись от них в простор воображения, я мог сочинить людей, в жизни мною никогда не виданных, не встреченных, но как бы «условно» живущих».
Защита писателями прав творческого воображения означает решительное отрицание безликости, серости, натурализма в литературе. Бескрылое описательство находит поддержку только тех, кто выступает за достоверность. Достоверность выступает противоположно надуманности, явному сочинительству.
Однако, хорошо известно, что яркие художественные образы, хотя бы преувеличенные (гипербола), как у Салтыкова-Щедрина – неизмеримо достовернее, чем усердное и в то же время унылое описательство. Творческая фантазия должна помогать - глубже раскрыть реальные связи действительности, ее развитие. Но она же может превратиться и в пустое фантазирование, если уводит художника от жизни в мир абстракции и иллюзорных представлений. Во всем важна мера и разум – вот тут талант и нужен.
К. Федин так писал по этому поводу: «Это процесс творческий. Его результат есть создание образов, буквально – «воображаемых картин», рисующих как бы квинтэссенцию действительности или правду жизни. Задача фантазии художника в том, чтобы идти следом за таким развитием образа, которое логично. Это значит, что фантазия не должна превратить образ в фантасмагорию. Фантазия не исключает логики».
Живую связь творческого «я» и материала действительности отмечала В. Панова, литкритик: «Большая ошибка думать, что если писатель даровит, то он может писать о чем угодно. Без собственного материала, интимно выстраданного, заветного, писательский талант – пустой звук, не имеющая общественной ценности безделушка, отвлеченность, которой не в чем материализоваться».
Еще более важное значение, чем материал действительности, в формировании стиля имеет внутренняя ориентация на читателя, которая подсознательно или в осознанном виде проявляется в течение всего творческого процесса.
Ориентация на читателя для талантливого художника не означает меру ограничения его творческих замыслов и исканий. Наоборот – это сила воздействия его произведения, к которой он стремится, наглядно предстает и зовет его к работе.
В связи с этим Алексей Толстой: «Из своего писательского опыта я знаю, что напряжение и качество той вещи, которую я пишу, зависит от моего первоначально заданного представления о читателе… Характер читателя и отношение к нему решают форму и удельный вес творчества художника. Читатель – составная часть искусства».
Сходные мысли высказывает и сербский писатель Иван Лалич: «Его тень (читателя) – стоит, склонившись за спиной писателя, когда он сидит за чистым листом бумаги. Она присутствует даже тогда, когда писатель не хочет это присутствие осознать. Это читатель ставит на чистом листе свой невидимый знак, свидетельство своей любознательности, своего невысказанного желания однажды взять в руки законченное произведение писателя».
Поэт Михаил Светлов, отмечая значение связей писателя с читателями, характеризовал их (связи), как беседу, придав расширительный смысл для всего искусства: «Все искусство, даже пейзаж – беседа!».

Искусство слова – писательское творчество дело непростое, а очень сложное и несмотря на талант человека рассказывать «байки» друзьям, чтобы быть писателем надо учиться, надо знать многое о литературном мастерстве.
Для примера, о стиле писателя К. Федин пишет: «Слагаемых стиля много. Трудность овладения ими заключается в том, что они лишены абсолютного (отдельного) существования. Ритм, мелодика, словарь, композиция – не живут независимой жизнью, они связаны наподобие шахматных фигур: как нельзя двинуть пешкою без того, чтобы не изменилось положение всех фигур на доске, так нельзя «поправить» в произведениях литературы только ритмику, или только словарь, не повлияв при этом на другие слагаемые стиля. Зачеркивая слово, я меняю строй фразы, ее музыку, звучание, ее стопу, размеренность, ее отношение к окружающей сфере…».
Конец.

И ван Тургенев был одним из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.

«Поэт, талант, аристократ, красавец»

Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Брак стал для них обоих несчастливым, их отношения не складывались. Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. Мать записала в своем дневнике: «…в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков [примерно 53 сантиметра]» . Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей.

До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. У его матери был непростой и противоречивый характер: ее искренняя и сердечная забота о детях сочеталась с суровым деспотизмом, Варвара Тургенева нередко била сыновей. Однако она приглашала к детям лучших французских и немецких гувернеров, говорила с сыновьями исключительно по-французски, но при этом оставалась поклонницей русской литературы и читала Николая Карамзина , Василия Жуковского, Александра Пушкина и Николая Гоголя .

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дети смогли получить лучшее образование. Спустя три года Сергей Тургенев ушел из семьи.

Когда Ивану Тургеневу было 15 лет, он поступил на словесный факультет Московского университета . Тогда же будущий писатель впервые влюбился в княжну Екатерину Шаховскую. Шаховская обменивалась с ним письмами, но ответила взаимностью отцу Тургенева и тем самым разбила его сердце. Позже эта история стала основой повести Тургенева «Первая любовь».

Через год Сергей Тургенев скончался, и Варвара с детьми переехала в Петербург, где Тургенев поступил в Петербургский университет на философский факультет. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение - драматическую поэму «Стенo». Тургенев отзывался о ней так: «Совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду» . Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм. Некоторые его стихи опубликовал журнал «Современник» .

После учебы 20-летний Тургенев отправился в Европу, чтобы продолжить образование. Он изучал античных классиков, римскую и греческую литературу, путешествовал по Франции, Голландии, Италии. Европейский уклад жизни поразил Тургенева: он пришел к выводу, что Россия должна избавиться от некультурности, лени, невежества, следуя за западными странами.

Неизвестный художник. Иван Тургенев в возрасте 12 лет. 1830. Государственный литературный музей

Эжен Луи Лами. Портрет Ивана Тургенева. 1844. Государственный литературный музей

Кирилл Горбунков. Иван Тургенев в молодости. 1838. Государственный литературный музей

В 1840-х годах Тургенев вернулся на родину, получил степень магистра греческой и латинской филологии в Петербургском университете, даже написал диссертацию - однако защищать ее не стал. Интерес к научной деятельности вытеснило желание писать. Именно в это время Тургенев познакомился с Николаем Гоголем, Сергеем Аксаковым, Алексеем Хомяковым, Федором Достоевским , Афанасием Фетом и многими другими литераторами.

«На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. Что за человек! Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, - я не знаю, в чем природа отказала ему?»

Федор Достоевский, из письма к брату

Когда Тургенев вернулся в Спасское-Лутовиново, у него случился роман с крестьянкой Авдотьей Ивановой, который закончился беременностью девушки. Тургенев хотел жениться, но его мать со скандалом выслала Авдотью в Москву, где та родила дочь Пелагею. Родители Авдотьи Ивановой поспешно выдали ее замуж, а Пелагею Тургенев признал только через несколько лет.

В 1843 году под инициалами Т. Л. (Тургенез-Лутовинов) вышла поэма Тургенева «Параша». Ее очень высоко оценил Виссарион Белинский, и с этого момента их знакомство переросло в крепкую дружбу - Тургенев даже стал крестным сына критика.

«Этот человек необыкновенно умный... Отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извлекает искры».

Виссарион Белинский

В том же году Тургенев познакомился с Полиной Виардо. Об истинном характере их отношений до сих пор спорят исследователи творчества Тургенева. Они познакомились в Санкт-Петербурге, когда певица приехала в город с гастролями. Тургенев часто путешествовал вместе с Полиной и ее мужем, искусствоведом Луи Виардо, по Европе, гостил в их парижском доме. В семье Виардо воспитывалась его внебрачная дочь Пелагея.

Беллетрист и драматург

В конце 1840-х годов Тургенев много писал для театра. Его пьесы «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне» и «Провинциалка» были весьма популярны у публики и тепло принимались критиками.

В 1847 году в журнале «Современник» вышел рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», созданный под впечатлением от охотничьих путешествий писателя. Немного позже там же были опубликованы рассказы из сборника «Записки охотника» . Сам сборник вышел в свет в 1852 году. Тургенев называл его своей «Аннибаловой клятвой» - обещанием бороться до конца с врагом, которого он ненавидел с детства - с крепостным правом.

«Записки охотника» отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как откровение».

Федор Тютчев

Это было одно из первых произведений, открыто говоривших о бедах и вреде крепостничества. Цензора, допустившего «Записки охотника» к печати, по личному распоряжению Николая I уволили со службы с лишением пенсии, а сам сборник запретили переиздавать. Цензоры объяснили это тем, что Тургенев хоть и поэтизировал крепостных, преступно преувеличил их страдания от помещичьего гнета.

В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя - «Рудин», написанный всего за семь недель. Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. Спустя три года Тургенев опубликовал роман «Дворянское гнездо» , который оказался невероятно популярен в России: каждый образованный человек считал своим долгом его прочитать.

«Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева…»

Дмитрий Писарев

С 1860 по 1861 год в «Русском вестнике» публиковались отрывки романа «Отцы и дети» . Роман был написан на «злобу дня» и исследовал общественные настроения того времени - в основном взгляды нигилистически настроенной молодежи. Русский философ и публицист Николай Страхов писал о нем: «В «Отцах и детях» он показал явственнее, чем во всех других случаях, что поэзия, оставаясь поэзиею... может деятельно служить обществу...»

Роман был отлично принят критиками, впрочем, не получив поддержки либералов. В это время осложнились отношения Тургенева со многими друзьями. Например, с Александром Герценом : Тургенев сотрудничал с его газетой «Колокол». Герцен видел будущее России в крестьянском социализме, считая, что буржуазная Европа изжила себя, а Тургенев отстаивал идею об усилении культурных связей России и Запада.

Острая критика обрушилась на Тургенева после выхода его романа «Дым». Это был роман-памфлет, который одинаково остро высмеивал и консервативную российскую аристократию, и революционно настроенных либералов. По словам автора, его ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку - особенно сбоку».

От «Дыма» к «Стихам в прозе»

Алексей Никитин. Портрет Ивана Тургенева. 1859. Государственный литературный музей

Осип Браз. Портрет Марии Савиной. 1900. Государственный литературный музей

Тимофей Нефф. Портрет Полины Виардо. 1842. Государственный литературный музей

После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном, Гюставом Флобером.

Во второй половине 1870-х годов Тургенев опубликовал свой самый масштабный роман «Новь», в котором резко сатирически и критически изобразил членов революционного движения 1870-х годов.

«Оба романа [«Дым» и «Новь»] только выявили его все возрастающее отчуждение от России, первый своей бессильной горечью, второй - недостаточной информированностью и отсутствием всякого чувства реальности в изображении могучего движения семидесятых годов».

Дмитрий Святополк-Мирский

Этот роман, как и «Дым», не был принят коллегами Тургенева. Например, Михаил Салтыков-Щедрин писал, что «Новь» была услугой самодержавию. При этом популярность ранних повестей и романов Тургенева не уменьшилась.

Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» . Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» - знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Этот сборник стал прощанием Тургенева с жизнью и искусством.

В это же время Тургенев встретил свою последнюю любовь - актрису Александринского театра Марию Савину. Ей было 25 лет, когда она сыграла роль Верочки в пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Увидев ее на сцене, Тургенев был поражен и открыто признался девушке в чувствах. Мария считала Тургенева скорее другом и наставником, и их брак так и не состоялся.

В последние годы Тургенев тяжело болел. Парижские врачи ставили ему диагноз грудная жаба и межреберная невралгия. Скончался Тургенев 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем, где прошли пышные прощания. Похоронили писателя в Петербурге на Волковском кладбище. Смерть писателя стала потрясением для его поклонников - и процессия из людей, пришедших проститься с Тургеневым, протянулась на несколько километров.


КЛЮЕВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Ресурс проверен

(1884-1937), русский поэт. Художественно-поэтическая система Клюева, опирающаяся на язык и формы богослужебной обрядности, древнерусскую книжность и фольклор, в послеоктябрьский период уснащалась злободневной политической лексикой, приводящей к стилевому и содержательному эклектизму. Оказал влияние на творчество С.Есенина. Среди произведений поэта - поэмы "Деревня", "Соловки", "Погорельщики" и др.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ГУДЗЕНКО, СЕМЕН ПЕТРОВИЧ Ресурс проверен

Русский поэт. Родился в 1922. В поэтических сборниках Гудзенко, навеянных многочисленными поездками по стране - "Закарпатские стихи", 1948; цикл "Поездка в Туву", 1949; "Новые кра"я, 1953; поэма "Дальний гарнизон" и др, как и в опубликованных в 1962 его дневниковых "Армейских записных книжках", высвечивается траектория жизненного пути поэта.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

КУШНЕР, АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ Ресурс проверен

(р. 1936), русский поэт, эссеист. Выпустил стихотворные сборники Первое впечатление (1963), Ночной дозор (1966), Приметы (1969), Письмо (1974), Прямая речь (1975), Голос (1978), Таврический сад (1984), Дневные сны, (1985), Живая изгородь (1988), Флейтист (1990), Ночная музыка (1991), На сумрачной звезде. Кушнер - мастер поэтического перевода, точностью и тонкостью интерпретации выделяются его переводы стихов одного из ведущих английских поэтов послевоенного поколения Ф.Ларкина. Автор стихов для детей.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

СЛУЧЕВСКИЙ, КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Ресурс проверен

(1837–1904), русский поэт и прозаик. Ему присущ широкий жанрово-тематический диапазон творчества - он публицист (Явления русской жизни под критикою эстетики), прозаик (роман "От поцелуя к поцелую", сборники повестей и рассказов "Виртуозы", "Застрельщики", "Тридцать три рассказа", "Исторические картинки" и др.) и поэт "Сочинения К.К.Случевского в шести томах".

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

САКУЛИН, ПАВЕЛ НИКИТИЧ Ресурс проверен

(1868–1930), русский филолог, литературовед, историк русской мысли. Автор книг о жизни и творчестве многих деятелей русской культуры – Ломоносове, Тургеневе, Жуковском, Некрасове и др.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

БИАНКИ, ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ Ресурс проверен

Русский писатель. Родился в 1894, создатель "Лесной газеты на каждый год", а также "Детского клуба Колумбов" посвятил ребятам немало сочинений. Среди которых – повесть "Одинец", главный герой которой – могучий лось – умудряется перехитрить команду опытных охотников.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ИЛЬИНА, НАТАЛИЯ ИОСИФОВНА Ресурс проверен

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

БАБАЕВСКИЙ, СЕМЕН ПЕТРОВИЧ Ресурс проверен

Русский писатель. Родился в 1909. Настоящая слава пришла к Бабаевскому с дилогией "Кавалер Золотой Звезды " и "Свет над землей", официально признанной лучшим произведением о фронтовике, организующем подъем в послевоенном селе. Романы дилогии переведены на множество языков страны и мира; "Кавалер Золотой Звезды" экранизирован и инсценирован, по его мотивам создана опера.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ОГАРЕВ, НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВИЧ Ресурс проверен

(1813–1877), русский поэт, публицист, революционный деятель. Поэтическое и публицистическое творчество Огарева составляет существенную часть истории отечественной литературы 19 в. Автор трактата "Profession de foi" ("Исповедание веры"), социально-экономические изыскания конца 1840-х годов (Замечания на статью..., 1847, и др.), обличительные статьи и прокламации, концептуальные статьи, посвященные критике теории «искусства для искусства» и др. Он - автор стихотворных циклов "Воспоминания детства", "Настоящее и думы", сатирических стихов и эпиграмм, переводов из Г.Гейне, Фр.Шлегеля, незавершенных драматических сцен "Исповедь лишнего человека" и др.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ВАСИЛЬЕВ, БОРИС ЛЬВОВИЧ Ресурс проверен

Русский писатель. Родился в 1924. Печатается с 1954 (пьеса о послевоенной армии "Танкисты" и др.) Проблемы «смутного времени» (исторического «тупика» и поиски выхода из него) – центральные в исторических романах "Вещий Олег" и "Князь Ярослав и его сыновья". Сходные вопросы поднимает писатель и в своих многочисленных публицистических статьях.

| Информация о ресурсе | Скачать целиком

ВОЛЬПИН, МИХАИЛ ДАВЫДОВИЧ Ресурс проверен

(1902–1988), русский сценарист, поэт. Опубликовал в периодике много сатирических стихотворений, писал комедии, скетчи. Сценарии Вольпина и Эрдмана, по которым были сняты полнометражные художественные либо мультипликационные фильмы, составили целую эпоху в кинематографе.

Бюджетное образовательное учреждение

Чувашской Республики среднего профессионального образования

"Чебоксарский электромеханический колледж"

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Дисциплина: Физика

Жизнь и творчество писателя Андрея Битова

Введение

Биография

Творчество

Библиография

Заключение

Введение

Прозаик - писатель, сочиняющий литературные произведения в прозе.

Эссеист - писатель, который пишет эссеистические произведения.

Биография

Андрей Георгиевич Битов родился 27 мая в Ленинграде, на Петроградской стороне. Отец, Г.Л. Битов, - архитектор, мать, О.А. Кедрова, - юрист. Брат Олег - известный советский журналист - международник.

В 1954 году окончил среднюю школу № 213 (тогда она располагалась на набережной Фонтанки) - первую в Ленинграде школу с преподаванием ряда предметов на английском языке. В 1957 году поступил в Ленинградский горный институт, где участвовал в работе литобъединения под руководством Глеба Семёнова. Русский поэт, руководитель литературных объединений молодых писателей. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др. В 1957-1958 служил в стройбате на Севере. В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. В 1958 г. восстановился в институте, окончил геологоразведочный факультет в 1962. В 1965-1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян. 1973-1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности "теория литературы", была представлена к защите, но защищать ее он не стал.

Творчество

Писать начал в 1956 году. В первые 1-2 года своей литературной жизни Битов сошелся с Л. Агеевым, В. Британишским, С. Вольфом, Я. Виньковецким, Л. Гладкой, А. Городницким, Э. Кутыревым, А. Кушнером, Е. Кумпан и др. тогдашними молодыми авторами. Писал стихи, подражая Виктору Голявкину начал писать короткие абсурдистские рассказы, впервые опубликованные в 1990-х гг. Часто в интервью называл себя непрофессиональным писателем. Особенностью рассказов писателя Голявкина является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Это нечасто встречающаяся в литературе особенность - краткость. Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. В первые 1-2 года своей литературной жизни Битов сошелся с Л. Агеевым, В. Британишским, С. Вольфом, Я. Виньковецким, Л. Гладкой, А. Городницким, Э. Кутыревым, А. Кушнером, Е. Кумпан и др. тогдашними молодыми авторами.

В 1960 он - участник конференции молодых писателей Ленинграда (вместе с Р. Грачевым, Я. Длуголенским, Б. Сергуненковым и др.). Особенную роль в формировании внутреннего мира Битова сыграли его первая жена Инга Петкевич, вулканолог Генрих Штейнберг, поэт Глеб Горбовский, прозаики Виктор Голявкин, Рид Грачев, Генрих Шеф. Много помогло сравнительно удачной литературной судьбе Битова и то обстоятельство, что в его даровании изначально были уверены самые авторитетные среди молодежи ленинградские писатели старшего поколения: Л.Я. Гинзбург, Г.С. Гор, В.Ф. Панова, Л.Н. Рахманов, М.Л. Слонимский. В частности, последний руководил ЛИТО при издательстве "Советский писатель", которое Битов посещал в начале 1960-х.

Проработав после института меньше года буровым мастером Невской геологической партии на Карельском перешейке, Битов в 25 лет вступает на путь профессионального литератора. В 1965 он принят в СП, в 1965-66 учится на Высших сценарных курсах в Москве и с тех пор делит свою жизнь между двумя столицами.

Первые рассказы Битов напечатаны в альманахе "Молодой Ленинград" (1960) - "Бабушкина пиала", "Иностранный язык", "Фиг". Первый сборник рассказов "Большой шар" издан в 1963.

Утвердила авторитет Битов в глазах читателей, как это и бывало в поздние советские годы, ругательная, официальная критика. Рассказ "Жены нет дома" из сборника "Большой шар" включен был партийными идеологами в один негативный перечень с "Вологодской свадьбой" А. Яшина и "Матрениным двором" А. Солженицына. Битов, вместе с Голявкиным, уличались в "чрезмерной приниженности и растерянности изображаемых ими героев".

В первую очередь Битов вернул отечественной прозе придушенного в советские годы, приравненного к "обывателю" и "мещанину" "маленького человека" как магистрального литературного героя. Причем не в облике Акакия Акакиевича, а в облике пушкинского бунтующего Евгения из "Медного всадника". Больше того, в прозе Битова "на коне" оказывается не властелин, а сам Евгений. Ни в будущем, ни в прошлом нет для писателя тайны значительнее той, что скрыта в бытии простого современного человека среди обыденных увлечений и забот. Душа этого человека - это душа современного искусства. И если литература почитается совестью общества, то писателю следует быть максимально совестливым по отношению к своему герою, а не к обществу. Недоступная цель искусства осознается Битовым так:". совершенно совпасть с настоящим временем героя, чтобы исчезло докучное и неудавшееся, свое" ("Ахиллес и черепаха").

Рассказ "Пенелопа" (1962, опубликованный в 1965) - вариация той же психологической коллизии, что отражена в рассказе "Жены нет дома". Неизбывный мотив помощи (или ее ужасного отсутствия)"маленькому человеку" Битов выворачивает наизнанку, толкует его как лживый. Из объекта чужого воздействия герой прозы Битова превращается в субъект, воздействующий на свою и чужую жизнь. Априорную ценность представляет заложенное в герое сознание, его рефлексия, а не бытие. В "маленьком человеке" Битов распознал большого индивидуалиста, "перл творения".

Этот "маленький человек" страдает. Но исключительно потому, что обладает развитым чувством самоуязвляемого достоинства. Да, он герой трагедии - миру не нужной и невидимой. Делать ее чьим-либо достоянием не в его природе и не в его правилах. Насмешливая корректность самоидентификации персонажей - своего рода тавро прозы Битов, как и всей молодой ленинградской прозы. Но именно Битов написал в повести "Сад" (опубл. 1967) прямо: ""Господи! Какие мы все маленькие!" - воскликнул странный автор. "Это так! Это так!" - радовался Алексей". Подобная радость, пожалуй, никому, кроме как герою Битова, в русской литературе ведома не была. Разгадка в том, что именно такой человек создан "по образу и подобию" Божию. Все остальные - мутанты "исторического прогресса".

Укладывающиеся в рамки обычной реалистической прозы сюжеты рассказов и небольших повестей Битова срастаются в неканонические художественные образования. Художественная интуиция писателя преодолевает жанр, предвосхищая идеи постмодернизма. Вместо "жанра" структурообразующей единицей прозы выделяется "текст". Написанные вроде бы в строго реалистической тональности повести "Жизнь в ветреную погоду", "Сад" осмысляются как целое то внутри "складня" "Дачная местность" (с кинематографическим подзаголовком "Дубль"), то внутри "романа-пунктира" "Улетающий Монахов". Степень рефлексии по поводу собственного текста у Битов становится такой, что произведение само стремится к авторскому комм., не может без него существовать. Рассказанный "случай из жизни" у Битова лишь имитировал привычную для традиционного реалистического рассказа фабулу. Дух поэтического осмысления жизни, дух эссеизма становится у Битова довлеющим себе творческим методом.

В книгах второй половины 1960-х - "Такое долгое детство" (1965), "Дачная местность" (1967), "Путешествие к другу детства" (1968), "Аптекарский остров" (1968) - герои странствуют по направлению к самим себе, и их неосязаемый опыт стоит соблазна встать "твердой ногой на твердое основание" "большого мира". Битовский герой, как пишет Т.А. Сотникова, "не может идентифицировать себя с действительностью, но по причинам не идеологическим, а экзистенциальным. Этим он отличается от литературных героев большинства авторов-шестидесятников".

Серьезными, экзистенциально пережитыми, оказались встречи с Арменией и Грузией - уже не только (или не столько) с людьми, но - с отечеством "неземным", с храмами, вписанными в природу и "не заслоненными человеком и делами рук его" ("Уроки Армении"), встречи с умозрением о "божественной норме", завершившиеся принятием символа веры. Здесь утвердилась и лит. точка отсчета - Пушкин. Пушкин как априорная, "божественная" данность, порождающая "текст": "За Пушкинским перевалом, где библейский пейзаж Армении начинает уступать теплому и влажному дыханию Грузии и все так плавно и стремительно становится другим." ("Грузинский альбом"). Пушкин - это и "Ворота в мир", и "Врата мира". И он же символ национальной самоидентификации. "Ничего более русского, чем язык, - пишет В., - у нас нет".

Между "Уроками Армении" (1967-69) и "Грузинским альбомом" (1970-73) явился "Пушкинский дом", фрагментами печатавшийся в периодике, но изданный сначала в США (издательство "Ардис", 1978). На родине роман напечатан в 1987 (Новый мир. №10-12), а в каноническом полном объеме лишь в 1999 (СПб.: издательство Ивана Лимбаха). "И русская литература, и Петербург (Ленинград), и Россия, - все это так или иначе Пушкинский дом без его курчавого постояльца", - говорит автор. Разделы произведения - "Отцы и дети", "Герой нашего времени", "Бедный всадник" - плюс пролог, озаглавленный "Что делать?", свидетельствуют как о "величии замысла", так и о пародии на это "величие". Роман вообще вырос из анекдота, из услышанной автором истории про одного почтенного сотрудника, учинившего лихую вечеринку в стенах известнейшего во всем культурном мире академического учреждения. Сам автор в Пушкинском доме не бывал, но застолье как специфически русскую, "деконструктивную" форму культуры представлял хорошо. Собственно, и сам был этой культуры заметным носителем. Тема безудержного пьянства - тема вообще для нашей прозы философская. Знаменательно, что "Пушкинский дом" писался в то же время, что и другое важнейшее произведение на эту тему - "Москва-Петушки" (1969) Венедикта Ерофеева. Фактическая пьянка в Пушкинском доме - это и есть тот единственный день-ночь, который явлен в романе. Подобным образом Джойс в "Улиссе" описал всего один день из жизни Дублина. Что это за день у Битова - сюжетная тайна романа, не названная критикой в виду ее уж слишком "нахальной" очевидности: в указанной на первой же странице романа дате - "8 ноября 196. года" - пропущена цифра "7". То есть действие происходит в 50-ю годовщину большевистской революции. Точно так же, как в романе описан всего один день, в романе реален лишь один герой - его автор. Потому что говорится в романе о ценностях внутреннего бытия, о том, о чем пишутся стихи - от первого лица. Хотя физически автор сидит в романе в "затененном углу" и куда более рельефны и колоритны, чем он сам, любые другие персонажи - разных поколений, разной степени привлекательности и значимости. Их реальность - это реальность зеркальных отражений, направленных в сторону автора. Из этой системы неправильных, кривых зеркал состоит весь роман. Построен он на взаимном отражении антиномичных сущностей. Начиная с самой высокой - есть Бог или нет Бога. Есть отец или нет отца. Есть любовь или нет любви. Есть друг или нет друга. Подчинен человек истории или не подчинен. Все эти системы отражений создают полупрозрачную, с натуры не списанную, характерно петербургскую конструкцию, которая вместе с тем совершенно реальна. Потому что свободна.

Сразу после "Пушкинского дома" написана повесть-эссе "Птицы, или Новые сведения о человеке" (1971). Она стала зачином самого крупного создания Битова дальнейших лет - "романа-странствия" "Оглашенные". Повесть написана о двоящейся сущности человеческого бытия. Мысль, наглядно закрепленная фабулой и образами этой вещи: "Мы живем на границе двух сред. Это принципиально. Мы не то и не другое. Только птицы и рыбы знают, что такое среда. Они об этом, конечно, не знают, а - принадлежат. Вряд ли и человек стал бы задумываться, если бы летал или плавал. Чтобы задуматься, необходимо противоречие. "

В 1979 Битов участвует как автор ("Последний медведь", "Глухая улица", "Похороны доктора") и составитель (с В. Аксеновым, В. Ерофеевым, Ф. Искандером и Е. Поповым) в московском литературном альманахе "Метрополь", бывшем, по словам Ерофеева, "попыткой борьбы с застоем в условиях застоя". В СССР альманах не напечатали, зато он тут же вышел в США по-русски и переведен на английский и французский. На родине Битова отлучили от печатного станка до 1985. Что тут же "компенсировалось" изданием в Европе и США.

В эти годы Битов пишет повесть "Человек в пейзаже" (1983), ставшую второй частью "Оглашенных". Название влечет за собой истолкование в духе Анджея Вайды: "Человек в пейзаже после битвы". Битвы цивилизации и природы. Битов описывает ее с кинематографической выразительностью. Идеальное место в его повести найдено и занято - художником. Ответ дан. Видно ему отсюда далеко, "во все концы света". Но не видно, кем он сюда поставлен. Зато ясно, зачем и почему: осознать трагичность своего положения. Чем оно идеальнее, тем безнадежнее: выразить, "что есть Истина", очутившись перед Ее лицом, в средостении мира, художник не в состоянии. Вопросы он может задавать, исходя из данности, из готовых ответов. Из главного ответа на жизнь, заключенного в феномене смерти: "Культура, природа. бурьян, поваленные кресты. Испитое лицо. Тяжко вообразить, как здесь было каких-нибудь три-четыре века назад, когда строитель пришел сюда впервые. Как тут было плавно, законченно и точно. <. > Культура, природа. Кто же это все развалил? Время? История?. <. > Кто же это все не любит, когда мы все это любим? Кто же это так не любит нас?"

Персонажи двух первых повестей "Оглашенных" - рассказчик, доктор ДД, художник ПП - сошлись в третьей, названной "Ожидание обезьян" (1993). Накаленные дискуссии в неформальной обстановке растянулись и приблизились в "Ожидании обезьян" к еще одной раскаленной точке нашего исторического пейзажа - 1984 году. Подтекст обогащается и антиутопией Оруэлла, и вопросом Андрея Амальрика "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?", и общими рассуждениями обо всех наших безобразиях, об их "творцах". А также об ответственности за сотворенное. Роман даже был расценен как "повесть о крушении империи, тайный сдавленный плач о ней" (Лев Аннинский // Литературная газета. 1993.27 окт.) и вообще как признание в "имперскости".

Не скрытый замысел "Оглашенных" состоит в том, чтобы увидеть в бытии "маленького человека" - творца, не совладавшего с творением, но все же гениального. Вот проложенный в "Оглашенных" путь осознания человеком себя:". неужто. а может быть. а вдруг мы еще ранние христиане?., а почему бы и нет?., безумствуем как оглашенные. Повергли идолов - идолизировали Христа. повергли Христа - идолизировали человека. Пришла пора и себя опровергнуть." "Оглашенные", "идолопоклонники", крещение приняли, в храм введены. Но и дел - безумных и неправедных - понатворили. Такую антиномию диктует писателю сам русский язык.

Если в тоталитарном обществе Битову удавалось сводить концы с концами вольным трудом, то в свободные времена концы оказались на привязи у работодателей: "Пожалуй, до 1985 года я никогда не писал по заказу, чем было принято гордиться. Впрочем, не так уж трудно было беречь эту честь смолоду: никто и не просил" ("Робинзон и Гулливер"). Так что тяжесть нового ярма Битов не преувеличивает. Захотелось, например, издать отдельной книжкой свои стихи, и он это тут же делает-в двух вариантах: сборники "Дерево" (1997) и "В четверг после дождя" (1997). Эти же стихи (часть) можно смешать с эссеистикой и получить еще одну книжку - еще одно "Дерево" (1998). Можно и астрологией заняться и утвердить "Начатки астрологии русской литературы" (1994). И свою "первую" книгу выпустить, через 40 лет после написания: "Первая книга автора (Аптекарский проспект,

)" (1996). Размышлениям о Пушкине посвящены книги "Предположение жить.1836" (1999), "Вычитание зайца.1825" (2001). И т.д.

творчество писатель битов

Библиография

1960 - три рассказа в альманахе "Молодой Ленинград"

- "Большой шар"

- "Такое долгое детство"

- "Дачная местность"

1969 - "Уроки Армении"

- "Аптекарский остров", "Путешествие к другу детства"

- "Образ жизни"

- "Семь путешествий", "Дни человека"

- "В четверг и больше никогда" (КИНОСЦЕНАРИЙ)

- "Пушкинский дом"

- "Грузинский альбом"

- "Статьи из романа", "Книга путешествий"

- "Человек в пейзаже", "Последняя повесть"

- "Повести и рассказы", "Пушкинский дом"

- "Улетающий Монахов"

- "Мы проснулись в незнакомой стране", "Жизнь в ветреную погоду"

- "Ожидание обезьян", "Вычитание зайца"

- "Оглашенные"

- "Новый Гулливер", "В четверг после дождя", "Записки новичка"

- "Обоснованная ревность", "Неизбежность ненаписанного", "Дерево"

- "Похороны Доктора"

- "Преподаватель симметрии"

НАГРАДЫ

1984 - Орден "Знак Почёта"

Пушкинская премия фонда А. Тепфера (Германия)

Премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман "Пушкинский дом" и премия Андрея Белого (Санкт-Петербург)

Государственная премия Российской Федерации за роман "Улетающий Монахов"

Орден "За заслуги в искусстве и литературе" (Франция)

Государственная премия Российской Федерации и премия "Северная Пальмира" за роман "Оглашенные"

Царскосельская художественная премия, медаль Мовсеса Хоренаци (Армения)

Лауреат премий журналов "Дружба народов", "Новый мир", "Иностранная литература", "Звезда", "Огонёк" и др.

С 1997 года - Почётный доктор Ереванского государственного университета и Почетный гражданин города Еревана.

Почётный член Российской академии художеств

Заключение

Книг выпущено в последнее десятилетие XX в. и в начале XXI несравнимо больше, чем в советское время. На всех языках мира. Силою вещей - и в то же время силою от этих вещей не зависимого характера - Битов стал одной из центральных фигур русской литературы, ее посланником в любых регионах планеты. Помимо различных литературных премий и занятых постов (президент русского ПЕН-центра, вице-президент международной ассоциации "Мир культуры", лауреат Государственной премии РФ, кавалер Ордена искусства и литературы Франции и т.п.), о его заслугах и авторитете можно судить хотя бы по установленному его стараниями памятнику Мандельштаму во Владивостоке.

Грибановский муниципальный район Воронежской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа

Районная ученическая

научно-исследовательская

конференция «Первый шаг в науку»

«Литературное творчество писателя-земляка

Г. Н. Троепольского»

Выполнили:

ученица 6 класса

Облякова Алина,

ученица 6 класса

Данилова Анастасия

Научный руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Челяпина Н. И.

2015

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3

Биография Г. Н. Троепольского…………………………………….стр. 5

Творческое наследие………………………………………………….стр.7

Заключение…………………………………………………………….стр.12

Литература ……………………………………………………………стр.13

Приложение…………………………………………………………….стр.14

Введение

Богато литературное наследие Воронежского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб - довольно интересное и увлекательное занятие.

При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями перед нами неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное читателям и слушателям.

В одном из номеров районной газеты «Знамя труда» мы прочитали статью о нашем воронежском писателе Г. Н. Троепольском. И нам стало интересно, а известно ли имя писателя Гавриила Николаевича Троепольского - создателя литературного Бима, героя прекрасной и печальной повести учащимся нашей школы.

Тема исследовательской работы «Литературное творчество писателя- земляка Г. Н. Троепольского» выбрана потому, что в этом году ему исполняется 110 лет со дня рождения. Мы решили как можно больше узнать о его жизни и творчестве.

Выполняя исследовательскую работу, мы поставили перед собой цель :
изучить творчество писателя - земляка Г. Н. Троепольского.

Задачи:

Исследовать биографию и творческую деятельность Г. Н. Троепольского;

Изучить информацию из различных источников;

Провести социологический опрос;

Через исследовательскую работу познакомить одноклассников и всех желающих с творчеством Г. Н. Троепольского.

Объект исследования - биография и творчество Г. Н. Троепольского

Предмет исследования: произведения Г. Н. Троепольского

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в знакомстве с произведениями Г. Н. Троепольского.

Практическая значимость исследования : данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при проведении заочной экскурсии по произведениям Г. Н. Троепольского.

Актуальность темы исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать о писателе Троепольском. Проведенный нами опрос показал, что лишь единицам школьников известно имя писателя- земляка.

В работе использовались различные методы исследования: опрос и интервью, метод изучения литературы и Интернет-ресурсов, классификация собранного материала в хронологическом порядке.

Прежде чем начать исследовательскую работу, мы повели опрос среди учащихся нашей школы, знакомы ли они с творчеством писателя-земляка Г. Н. Троепольского, и его результаты отразили в следующей диаграмме (Приложение1).

Биография Троепольского Г.Н.

Гавриил Николаевич Троепольский 29 ноября 1905 г. в селе Ново-Спасское на Елани (ныне Новоспасовка (Грибановского района Воронежской области) в семье священника.

Окончил в 1924 году сельскохозяйственное училище, работал сельским учителем, в 1931-1954 колхозным агрономом.На всю жизнь осталось в нем уважение к крестьянскому труду.

По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях: начинал в Новохоперской гимназии (3 класса), продолжал в Новогольской школе 2-й ступени, а после ее закрытия окончил в Новохоперске же последний класс. Уже со средним образованием он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (с. Алешки Борисоглебскогоуезда).

Изучая биографию писателя, мы узнали, что после окончания школы будущий литератор учился в сельскохозяйственном училище в г.Борисоглебске. Затем работал учителем в сельских школах. Потом перешел на агрономическую работу. Ставил опыты по агротехнике, занимался селекцией.

Троепольский учительствовал недалеко от родных мест - в селах Питим и Махровка. Весной 1931 года он получил возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником, а затем - заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции.

С 1936 года Г. Троепольский в г. Острогожске заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937-го до января 1954 года он - заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам; здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован в Центральной Черноземной зоне («Острогожское-9»). Материалы наблюдений и селекции в Острогожском сортоучастке Г. Троепольский обобщил в нескольких научных работах.

Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Г. Троепольский переехал в Воронеж, здесь он и прожил в доме по ул. Чайковского свои плодотворные годы.

Подспудно литература влекла Г. Троепольского с юношества. Еще в школе он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта, и десятилетия спустя в роман «Чернозем» вошли и строки шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году.

На всю жизнь осталась в Троепольском добрая память о молодом учителе Новогольской школы Григории Романовиче Ширме. Он увлекал учеников своей любовью к великой русской литературе, преданностью ее заветам. Сам Троепольский объяснял, что стал писателем под его влиянием: «...я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным».

Учителю и ученику, народному артисту СССР, художественному руководителю Государственной академической капеллы Белорусской ССР Г. Р. Ширме и писателю Троепольскому, суждена была через много лет счастливая встреча.

В пору учительства Троепольский продолжал писать. Однажды он показал свои опыты случившемуся в Махровке писателю Н. Никандрову. Известный по тем временам писатель посоветовал не спешить, не посылать рукопись, «а писать вам надо обязательно». Видимо, разглядел Никандров в молодомТроепольском человека, способного к серьезной взыскательной самооценке, к честному обращению со словом. И не ошибся.

Творческое наследие Г. Н. Троепольского

В 1938 году в альманахе «Литературный Воронеж» появился рассказ «Дедушка» под псевдонимом Т.Лирваг (наоборот читается как Т. Гаврил). Это была первая публикация Троепольского-писателя, но переиздавать этот рассказ Троепольский никогда не станет. У этого начала, исполненного в духе популярных представлений о жизни и литературе, продолжения не будет.Страдающий литературными заимствованиями рассказ тяготел и к назидательности. «Чем больше я перечитывал тогда рассказ,- вспоминал впоследствии Г.Н.Троепольский,- тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу».

Лишь спустя 15 лет автор не совсем удачного рассказа «Дедушка» изменил свое решение: Троепольский, захваченный на рубеже 1940-50-х сразу несколькими замыслами, развернул работу над циклом рассказов «Из записок агронома». В ноябре 1952 г. Троепольский послал один из них («Никишка Болтушок») в редакцию журнала «Новый мир». Этот журнал и стал первооткрывателем Троепольского-художника. «Троепольский был агрономом очень серьезным, прекрасно знал опытное дело, коим была столь славна и даже знаменита дореволюционная Россия, практика же колхозно-совхозного строительства приводила его в недоумение, которое он и пытался с присущим ему юмором, с иронией выразить в литературе художественной. Твардовский его понимал очень - тоже ведь крестьянский сын, можно сказать, сельскохозяйственник». Едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А.Т.Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Заинтересовавшись рассказами, главный редактор журнала А.Т. Твардовский почувствовал в начинающем литераторе настоящий талант.Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.

«Начинающим» писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. В литературу Троепольский принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...»

Цикл «Из записок агронома» («Записки агронома») состоит из 7 рассказов: «Никишка Болтушок», «Гришка Хват», «Игнат с балалайкой» (Новый мир. 1953. №3), «Прохор семнадцатый, король жестянщиков», «Прицепщик Терентий Петрович», «Тугодум» (Новый мир. 1953. №8; газетная публикация рассказа «Тугодум»: Молодой коммунар. Воронеж. 1953. 12 июля) и «Один день» (Новый мир. 1954. №1). Впоследствии все эти рассказы («Записки агронома») были изданы отдельной книгой, озаглавленной уже «Прохор семнадцатый и другие» (1954). Троепольский изображает колхозную жизнь без всяких прикрас - с ее реальными сложностями и противоречиями. Все персонажи цикла, и положительные, и отрицательные, выписаны Троепольским ярко, выпукло и психологически убедительно.

В середине 1950-хТроепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди» (Литературный Воронеж. 1955.Кн.36; фильм был снят режиссером С.И.Ростоцким на киностудии им. М.Горького в 1955).

В 1954 Троепольский стал членом СП СССР, переселился в Воронеж, где и жил до конца своих дней. К 50-летнему прозаику, автору всего лишь нескольких некрупных произведений, пришла всесоюзная известность.

Последовавшие за циклом «Из записок агронома» близкие по материалу и проблематике рассказы «Агрономы», «Соседи», «У Крутого яра» (все - 1954) и «Митрич» (1955) раскрыли новые грани незаурядного таланта Троепольского и свидетельствовали о росте художественного мастерства писателя. А такие характеры людей труда, как Митрич из одноименного рассказа и Сеня Трошин («У Крутого яра»), стали подлинным открытием Троепольского. Неоднозначность, психологическая многослойность этих образов рождали споры критиков.

Со второй половины 1950-х Троепольский работал над романом «Чернозем» (кн.1-я - 1958; кн.2-я - 1961), в котором рельефно воссоздана жизнь центрально-черноземной деревни с 1921 по 1930. Троепольский сумел внести немало нового в осмысление эпохи коллективизации. В центре повествования - семья Земляковых. Не закрывая глаза на ошибки, «перегибы» в процессе коллективизации, Троепольский рисовал общую драматическую картину крестьянской жизни.

Г.Н. Троепольский умел в своих произведениях реалистично показывать жизнь, восхищаясь человеком-творцом, человеком-тружеником, сражаясь с жестокостью и эгоизмом.

Повесть Троепольского «В камышах» (1963), имеющая подзаголовок «Из тетрадей охотника», решена в ином ключе: в ней доминирует лирическое начало и воспевается красота родной природы.

В середине 1960-х на всю страну прозвучало публицистическое слово Троепольского: «О реках, почвах и прочем» (Новый мир. 1965. №1), «Сколько воды человеку нужно?» (Правда. 1966. 4 сент.) и «Об осушении и "осушении"» (Там же. 1966. 5 сент.). Эти «экологические» статьи прозаика вызвали большой общественный резонанс и заметно осложнили жизнь самому Троепольскому, посмевшему объявить войну чиновникам и губителям природы. Очерки и путевые заметки Троепольского конца 1950-х - начала 1960-х, в которых обсуждались различные проблемы сельского хозяйства и которые являлись своего рода «спутниками» его цикла рассказов «Из записок агронома». «Думы о земле» (1956), «В глубинном районе» (1958), «Совесть хлебопашца» (1959), «Дорога идет в гору» (1961), «Этого требует жизнь» (1963), также привлекли к себе внимание читателей. Широкой известностью пользовался документальный очерк Троепольского «Легендарная быль» (1957), в котором речь шла о событиях Гражданской войны: в нем писатель пропел славу храбрым - погибшим и живым. Неоднократно в 1960-е годы Троепольский выступал в роли фельетониста: «Розовая совесть», «Тернистая дорога, или Краткий обзор путей возникновения таланта» (1963), «Липа на тихой сосне» (1964) и др. Очень многое связывало Троепольского с Воронежем, и он не мог не написать о родном городе.

Гавриил Николаевич создал немало интересных книг. Но лучшей, самой главной его книгой останется, конечно, повесть о собаке, которая стала известна всему миру - «Белый Бим Черное ухо», напечатанная в1971г.

Это произведение можно назвать трагическим романом о собачьей жизни, полной открытий и приключений, радостей и бед.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла автору в 1975 г. звание лауреата Государственной Премии СССР. Писателю присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга Г.Н. Троепольского издавалась в Монголии и Польше, в Болгарии и Китае. Ее читают на языке бенгали, на английском, французском, японском, венгерском и множестве других языков. В американских колледжах повесть Г. Н. Троепольского о верном Биме входит в обязательную программу по литературе.

Пронзительная и трогательная история о собаке по кличке Бим - преданном и верном друге своего хозяина - заставляла плакать не одно поколение детей и взрослых, прочитавших повесть замечательного русского писателя Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Удачная экранизация сделала эту работу автора еще более популярной.

Эта книга не только о собаке, но и о людях - хороших и плохих, об отношении к животным, которое как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других - благородство, способность сострадать и любить.

Замечательный кинофильм снял режиссер С. Ростоцкий по повести Г. Н. Троепольского, премьера которого состоялась в 1975 г. - «самый гуманный фильм о человеческой жестокости» как назвала его критика.Фильм получил премию «Хрустальный глобус», номинировался на «Оскар». На вопрос о том, что заставило его обратиться к экранному воплощению героев сюжета повести, режиссер отвечал: «Конечно же, стремление передать всю прелесть, все обаяние этой книги. Но главное - с помощью экрана вновь поговорить с людьми о тех важнейших общечеловеческих проблемах, которым посвящено произведение».

В воронежском театре кукол «Шут» в 2000г. состоялась премьера инсценировки-воспоминания «Белый Бим». Томский режиссер Р. Виндерман рассказывал о своей работе: «Мы ставили наш спектакль с болью и тревогой за душу человеческую - за взрослого, за ребенка. Наша собака - это, по существу, такой же человек, которого просто зовут Бим…»
Вот и бежит по миру Белый Бим Черное ухо - по страницам книг, по экранам и сценам разных стран, бежит навстречу людям уже тридцать лет. И, смахивая с глаз слезы, мы, прикоснувшись к рассказанной Г.Н. Троепольским истории, становимся хоть немного добрее, благороднее, человечнее.

Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму (авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреаты Государственной премии России) (Приложение № 2).

Писатель прожил долгую жизнь, оставаясь человеком деятельного добра, неравнодушным, смелым и честным. Воронежцы всегда гордились своим земляком, поэтому Г. Н. Троепольский стал одним из первых Почетных граждан Воронежа.

После «Белого Бима...», безоговорочно причисленного к отечественной литературной классике, писатель не опубликовал ни одного значительного художественного произведения. Это «молчание», объясняемое не только преклонным возрастом и ухудшающимся здоровьем Троепольского, длилось почти четверть века. Однако известно, что он и в 1970-е, и в 1980-е, и в 1990-е продолжал писать. Невероятный успех «Белого Бима...» сделал его автора еще более самокритичным и заставил его «замолчать» на долгие годы. Автору хотелось, во что бы то ни стало удержаться на уровне своей самой знаменитой книги: «Для многих идеи этой книги стали жизненным посохом. Но и для самого Троепольского повесть была тоже мерилом художественной правды, критерием мастерства. Может быть, поэтому он так и не решился опубликовать свой новый роман, боясь, наверное, заглушить мощное эхо, вызванное «Белым Бимом…».

Троепольский - автор ряда критических статей; его выступления отличались глубиной литературоведческой мысли. Но эта часть наследия писателя не собрана, не обнародованы и письма Троепольского (в издательстве «Современник» так и не вышел 4-й (последний) том СС Троепольского, куда и планировалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя).
Писатель скончался в июле 1995 г. Остались его книги, благодарные читатели, ученики… Осталась его вера в победу мудрости, доброты и человечности.
На доме №8 по улице Чайковского, где жил писатель, установлена мемориальная доска (Приложение № 3, 4). В 2005 году имя Троепольского присвоено Воронежской детской библиотеке (Приложение№ 5).

Одна из улиц г.Воронежа (в пос.Подгорное) названа в честь писателя.

Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии "Классики".

Заключение

Очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края - это часть национальной литературы.

3.Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Приложение 1

1.Знаете ли вы писателя Г. Н. Троепольского?

1 кв. - «да» ответили (20 человек)- 40%

2 кв - «нет» ответили (30 человек)- 60%

2 . Какие произведения Г. Н. Троепольского вы читали?

3 кв. - «Белый Бим Черное ухо» ответили (14 человек) - 28%

4 кв. - «ничего не читал» ответили (36 человек) - 72%

Приложение 2

Памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо, установлен на площади в Воронеже, перед Воронежским театром кукол «Шут».

Приложение 3

Мемориальная доска на ул. Чайковского, д. №8

Приложение 4

д. №8 на ул. Чайковского

Приложение 5

Воронежская детская библиотека.

mob_info