Вальхалла норвегия. Вальхалла - это рай для доблестных воинов. Германо-скандинавская мифология. Воины Одина эйнхерии – избранные из лучших

Слово «Вальхалла» можно перевести с древнего исландского языка как «зал павших» (в бою воинов). Часто можно столкнуться с различным написанием слова «Вальхалла». Это Валгалла, Вальхалла, Вальгалла. Любая транскрипция является допустимой.

Согласно легендам древних скандинавов, Вальхалла – это чертог Асгарда, в котором правит бог Один. Хозяин Вальхаллы спрашивает воинов, достойно ли они погибли и забирает лучших в свою дружину, которая будет сражаться вместе с ним, когда наступит Рогнарёк.

Нелёгкая дорога в Вальхаллу

Дорога в Вальхаллу тяжела и лишь достойные воины найдут её. Не каждый павший в бою воин был достоин войти в Вальгаллу. Туда попадали только лучшие. Часть убитых Валхаллы не достигали, а были «перенаправлены» в Фольквангр к Фрейе, что считалось не таким почётным. Викинги, которым посчастливилось попасть к Одину, становились его личной гвардией (в некоторых источниках их называют ледяными воинами). Для того, чтобы дорога в Вальхаллу привела воина именно к Одину, пасть викинг должен был с оружием в руках. Смертельно раненые воины просили товарищей вложить меч или топор в руки, иначе дорога в Вальхаллу ему не откроется.

Следует отдельно упомянуть, что оружие являлось своеобразным проводником к Вальхалле. Без меча или другого оружия дорога в Вальхаллу не откроется, и воин будет вечно блуждать в её поисках.

Ледяные воины Вальхаллы с утра сражаются друг с другом, пока не останется единственный уцелевший. После этого все павшие воскрешаются, их раны заживают, а отрубленные конечности вырастают вновь. После битвы путь героев лежит в зал Одина, где их встречает сам хозяин Вальхаллы. Там храбрецы пируют до самого вечера, вспоминая свои подвиги и чествуя сегодняшнего победителя. Ночью викинги расходятся по всей Вальхалле, а к ним приходят прелестные девы, которые ублажают их до самого утра. Некоторые считают, что воины, попавшие в свой рай, развлекаются с валькириями, однако ночные красавицы вовсе не являются ими.

Вступление в ряды дружинников Одина могло совершаться несколькими способами:

  1. Хозяин Вальхаллы забирал себе лучших бойцов, причём викинги верили, что Один может специально послать валькирий на поле боя, чтобы те мешали сражаться героям. Если воин внезапно спотыкался или промахивался, это значило, что Один хочет поскорее заполучить его в свои чертоги;
  2. Если воин доживал до старости, он мог покончить жизнь ритуальным самоубийством, повесившись на дубе. Таким образом, он повторял жертвенное самоубийство Одина, который повесился, чтобы постичь мудрость рун;
  3. Самым суровым был третий вариант – мужественная смерть через специфическую казнь, носившую название «кровавый орёл». Если викинг терпел такую казнь без криков и стонов – вход в Вальхаллу для него считался открытым, и он мог рассчитывать на почётное место между ледяными воинами Одина;
  4. Считается, что другого пути в Вальхаллу нет, но существовал ещё один жестокий обычай. Пленным врагам викинги редко давали умереть достойно, но мужественные воины знали, как попасть в Вальхаллу в этом случае. Они просили распороть себе живот и прибить кишки к высокому столбу. Потом храбрец ходил вокруг столба, наматывая кишки на него и насмехаясь над своими врагами. Если он не терял самообладания и мужественно переносил боль, враги сжигали его тело, прося Одина принять к себе доблестного воина.

Как устроена Вальхалла и чертоги Одина

Чертоги Вальхаллы представляют собой большой пиршественный зал, только вместо крыши у него золотые щиты гвардии Одина (эйнхериев). Стены сделаны из огромных копий героев, которые пируют в зале. Утром, уходя на сражение, воины разбирают стены и крышу, фактически забирая чертоги с собой.

Всего в пиршественном зале 540 дверей, из каждой должно выйти по 800 бойцов, когда настанет Рогнарёк. В сумме должно получиться 432 000 воинов, готовых поддержать богов в последней битве с великанами.

Несмотря на то, что женщины в культуре викингов занимали достаточно привилегированное положение и часто сражались наравне с мужчинами, в скандинавских сагах нет ни одного упоминания о том, куда попадают прекрасные воительницы. Единственной женщиной, упоминаемой в сагах, была Брунгильда, сосланная в наказание на землю и лишённая статуса валькирия. В древних сагах она не считается ни человеком, ни валькирией.

В самой середине Вальхаллы стоит трон Одина, с которого суровый бог осматривает все миры единственным глазом, чтобы не пропустить начало конца света.

Стоит заметить, что такая дикая и суровая жизнь виделась язычникам викингам настоящим раем, ведь их настоящая жизнь была чередой битв, убийств и пьяного веселья.

Какой виделась Вальхалла в христианские времена

Весьма интересно, какого мнения о Вальхалле были первые христиане, которые узнали про рай суровых северных воинов. Первые миссионеры, посетившие скандинавов и узнавшие аспекты их суровой религии, были поражены до глубины души. Христиане и так считали викингов настоящими демонами, а узнав, что их рай напоминает христианский ад и вовсе утвердились в своём мнении. Ежедневное воскрешение воинов для того, чтобы на следующий день опять убивать друг друга, было трактовано христианами как муки грешников в аду. Сам Один в этом месте являлся воплощение сатаны.

Бесстрашные воины севера, кидавшиеся в бой на превосходящие их в несколько раз отряды врагов и не боящиеся смерти, вызывали ужас у цивилизованных европейцев. А элита викингов – берсерки и улфхеднары — наводили мысли о прирученных демонах из ада.

Несмотря на принятие норвежцами христианства, многие язычники бежали в Исландию, где до наших дней сохранилась религия Асатру (что означает вера в Ассов). Современные исландские воины спецназа до сих пор используют боевой клич викингов «Till Valhall!», который в переводе на наш язык означает « В Вальгаллу!».

Врата Вальхаллы

Чтобы войти в Вальхаллу, мёртвые герои должны отпереть врата Вальгринд. Их значение до сих пор не ясно, хотя по логике, они должны запирать Вальхаллу от нежелательных посетителей. В пользу этой теории говорит и то, что одна из скандинавских Эдд ясно говорит о том, что ворота Вальгринд могут отпереть только мёртвые. Запор данных ворот является одним из уникальных артефактов, которые были изготовлены тёмными альвами.

Данные персонажи являются прообразом тёмных эльфов, так широко растиражированных благодаря современным играм. Хотя в отличие от игр, в которых тёмные и светлые эльфы являются близкими родственниками, скандинавские Эдды говорят, что тёмные альвы имеют совершенно иную природу, нежели альвы (эльфы) светлые.

Замок обладает волшебной силой, каждый недостойный его коснуться, при прикосновении к нему будет скован навеки.

Некоторые фольклористы и публицисты Швеции (в частности Виктор Рюдберг) считают, что название ворот Вальхаллы можно перевести как «громко хлопающие». Данное утверждение основано на древнем поверье, которое связывало раскаты грома и открытие ворот Вальгринд в одно целое.

Воины Одина эйнхерии – избранные из лучших

В культуре древних скандинавов можно найти достаточно подробные описания героев Вальхаллы эйнхериев. Хотя этим словом называли великих героев, точное его значение утеряно и никто не знает, что оно означает на самом деле.

Сражающиеся друг с другом воины Одина оттачивают своё мастерство, так как им придётся вступить в схватку с ужасными великанами во время последней битвы богов. Так как раны эйтхериев всегда затягиваются, они бессмертны.

Во время пира в чертогах павшие герои пьют волшебный мёд, который течёт из вымени козы Хейдрун. Скандинавская мифология не даёт нам ответа на вопрос, является ли этот напиток алкогольным, хотя зная быт викингов, не трудно предположить, что в раю без выпивки им было бы скучно. Основным блюдом на пиру является мясо огромного вепря Сехримнира, который кроме того, что способен накормить неограниченное число воинов, возрождается каждый день.

Вальхалла - небесный чертог для павших воинов в германо-скандинавской мифологии. Вальхалла находится в Асгарде (мир или город богов) и представляет собой настоящий рай для доблестных воинов-викингов, которые с честью сражались и погибли с оружием в руках.

В язычестве славян Древней Руси точного совпадения с понятием Вальхаллы мы не находим. Возможно, воины, которые на Руси сражались в битвах, имели такое представление и даже называли место, которое уготовано для них в ином мире, каким-либо термином, но сегодня об этом ничего неизвестно, поэтому Вальхалла является по-настоящему уникальным явлением, которое говорит о такой стороне языческой культуры, которая в других странах не сохранилась. В русском язычестве есть понятия Верхнего мира, Прави. Вполне возможно, что Ирий когда-то представлялся славянам местом, куда попадают самые достойные воины, однако никаких достоверных подтверждений этому нет, но попадлось название «Перунова рать». Поэтому стоит рассмотреть именно германо-скандинавскую версию устройства Верхнего мира Асгарда и, в частности, Вальхаллы (Валгаллы, Вальгаллы).

Мир для воинов, павших в бою, делится на две части. Одни попадают в Вальхаллу (Дворец павших), а другие попадают в Фолькванг (Людское поле). Фольквангом заправляет богиня войны и любви Фрейя. Фолькванг был также почётным местом для воинов, так как считался раем для самых сильных и смелых. К слову сказать, сюда же попадали и самые лучшие женщины, причём не только воительницы. Однако наибольшим почтением у воинов пользовалась именно Вальхалла. Вальхаллой заправляет Бог Один. Верховный Бог, а также отец и предводитель асов (богов) Один, восседает во Дворце павших на троне, который называется Хлидскьяльв. С этого трона ему видны все миры и все людские дела. Поэтому обмануть Одина не получится. Он видит все битвы и то, как храбро сражаются воины и как бесстрашно умирают. После очередной битвы Один отбирает наиболее смелых воинов и отправляет за ними валькирий.

Валькирии, что с древнеисландского переводится как «выбирающие убитых» - духи или богини, которые парят над полем боя на крылатых конях и подбирают павших воинов, чтобы доставить их в Вальхаллу. Образ богинь валькирий несомненно очень интересен, но этим мы займёмся в одной из следующих статей. Девы-воительницы, которых по разным представлениям насчитывают девять или тринадцать, собирают души и провожают их мир погибших воинов к Одину. Здесь воины попадают во Дворец вечных удовольствий.

О том, что происходит в Вальхалле, существуют подробные сведения. Бог Один не просто так собирает самых лучших воинов, чтобы они каждый день пировали и предавались различным удовольствиям. Смелые и бесстрашные воины здесь готовятся к решающей битве, которая известна как Рагнарёк (гибель богов и всего мира). Сама Вальхалла выглядит как огромный зал, который вмещает в себя большое количество людей. У этого зала 540 дверей, через каждую из которых в день решающей битвы выйдет 800 воинов. Если сделать простое умножение, то получится, что в Вальхалле 432 тысячи воинов. Крыша Вальхаллы состоит из позолоченных щитов, которая подпирается кольями.

Воины обитатели Вальхаллы зовутся эйнхериями. Каждый день с самого утра эйнхерии облачаются в доспехи, тренируются и бьются насмерть. Однако смерти здесь нет и поэтому воины воскресают и идут на охоту на вепря-кабана Сехримнира. После удачной охоты, кабана варит в своём котле «повар Вальхаллы» Элдхримнир (Андхримнир). Вепрь также не умирает, а после трапезы вновь воскресает до следующего дня. Воины садятся пировать, пьют мёд, которым доится коза Хейдрун. Коза Хейдрун обитает на крыше Вальхаллы и питается листьями Мирового Древа Иггдрасиль. После трапезы к воинам приходят прекрасные девы.

Попасть сюда было главной мечтой любого воина и викинга. В место удовольствий и наслаждений, которые продлятся до самого конца света, можно было попасть только будучи по-настоящему смелым и бесстрашным. Сражаться каждый викинг, согласно данным повериям, должен был не щадя своих сил, и на каждой битве должен был драться будто в последний раз, а умереть без позора и страха, и обязательно с мечом в руках. Настоящим горем считалась смерть воина, который в самый последний момент потерял или выронил свой меч. Тогда, по поверьям, он не мог стать одним из эйнхериев и уже не мог встретится с Богом Одином, чтобы участвовать в самой последней битве.

Просмотры: 1 047

ВАЛЬХАЛЛА.
Вал(ь)халла, Вал(ь)галла (др.Исланд. Valh?ll) в германо-скандинавской мифологии - небесный чертог в Асгарде ("чертог убитых" в палате Одина) для павших в бою, Рай для доблестных воинов.

Вальхалла находилась в Асгарде рядом с ясенем Иггдрасиль. Окружает её полноводный по­ток Тунд, который эйнхериям не пересечь.
На ее крыше стоят олень Эйктюрмир и коза Хейдрун, объедающие листья Мирового Древа Иггдрасиль (исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную). Она принадлежала верховному богу Одину и входила в комплекс его дворца, который назывался Гладсхейм.

По легендам, Валгалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хэймдалла для последней битвы Рагнарок. Вместо огня Вальгалла освещалась блестящими мечами.

Дверей пять сотен
и сорок, как помню, -
в Вальгалле есть:
в дверь каждую восемь
воинов сотен
выйдет на битву с Волком

Елисеева Л. А.

Один правит Валгаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а Валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг («Людское поле») к богине Фрейе.

В Вальхаллу эйнхерии попадают после смерти. Это избранные люди, отмеченные ратной доблестью и павшие смертью, "достой­ной воина". Они уже при жизни пользовались особым покровительством верховного Бога Одина, а когда они погибли, валькирии забрали их и перенесли их в Вальхаллу. Там они проводят время в пирах и сражениях.

Воины, обитающие в Валгалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун.

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители отождествили Валгаллу с адом. Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) - с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук.

Гладсхейм - то пятый,
там золотом пышно
Вальгалла блещет;
там Хрофт собирает
воинов храбрых,
убитых в бою.
Легко отгадать,
где Одина дом,
посмотрев на палаты:
стропила там - копья,
а кровля - щиты
и доспехи на скамьях.
Легко отгадать,
где Одина дом,
посмотрев на палаты: Чертог Вальхалла. Иллюстрация к "Прозаической Эдде". 1760 г
волк там на запад
от двери висит,
парит орел сверху.

Старшая Эдда "Речи Гримнира" (8-10)

Вальгалла как небесное царство для избранных, повидимому, относительно поздно отдифференцировалась от подземного царства мёртвых (Хель). В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») Вальгалла соотнесена с Глядсхеймом («жилище радости»), а в «Младшей Эдде» жилище, в котором живут Один и «все люди, достойные и праведные» (христианское влияние), называется Гимле («защита от огня») или Вингольв («обитель блаженства»).

Командир одной из рот норвежского мотопехотного батальона "Телемарк" вдохновляет своих солдат перед атакой на позиции талибов боевым кличем "Til Valhalla!" (В Вальгаллу!) Дословно: "Вы - хищники, талибы - ваша добыча. В Вальхаллу! В Вальхаллу! В Вальхаллу!"

Вальхалла — небесный чертог для павших воинов в . Вальхалла находится в Асгарде (мир или город богов) и представляет собой настоящий рай для доблестных воинов-викингов, которые с честью сражались и погибли с оружием в руках.

В язычестве славян Древней Руси точного совпадения с понятием Вальхаллы мы не находим. Возможно, воины, которые на Руси сражались в битвах, имели такое представление и даже называли место, которое уготовано для них в ином мире, каким-либо термином, но сегодня об этом ничего неизвестно, поэтому Вальхалла является по-настоящему уникальным явлением, которое говорит о такой стороне языческой культуры, которая в других странах не сохранилась. В русском язычестве есть понятия Верхнего мира, Прави, Нави и (славянского рая). Вполне возможно, что Ирий когда-то представлялся славянам местом, куда попадают самые достойные воины, однако никаких достоверных подтверждений этому нет. Поэтому стоит рассмотреть именно германо-скандинавскую версию устройства Верхнего мира Асгарда и, в частности, Вальхаллы (Валгаллы, Вальгаллы).

Мир для воинов, павших в бою, делится на две части. Одни попадают в Вальхаллу (Дворец павших) , а другие попадают в Фолькванг (Людское поле). Фольквангом заправляет богиня войны и любви Фрейя. Фолькванг был также почётным местом для воинов, так как считался раем для самых сильных и смелых. К слову сказать, сюда же попадали и самые лучшие женщины, причём не только воительницы. Однако наибольшим почтением у воинов пользовалась именно Вальхалла. Вальхаллой заправляет бог Один. Верховный бог, а также отец и предводитель асов (богов) Один, восседает во Дворце павших на троне, который называется Хлидскьяльв. С этого трона ему видны все миры и все людские дела. Поэтому обмануть Одина не получится. Он видит все битвы и то, как храбро сражаются воины и как бесстрашно умирают. После очередной битвы Один отбирает наиболее смелых воинов и отправляет за ними валькирий.

Валькирии, что с древнеисландского переводится как «выбирающие убитых» — духи или богини, которые парят над полем боя на крылатых конях и подбирают павших воинов, чтобы доставить их в Вальхаллу. Образ богинь валькирий несомненно очень интересен, но этим мы займёмся в одной из следующих статей. Девы-воительницы, которых по разным представлениям насчитывают девять или тринадцать, собирают души и провожают их мир погибших воинов к Одину. Здесь воины попадают во Дворец вечных удовольствий.

О том, что происходит в Вальхалле, существуют подробные сведения. Бог Один не просто так собирает самых лучших воинов, чтобы они каждый день пировали и предавались различным удовольствиям. Смелые и бесстрашные воины здесь готовятся к решающей битве, которая известна как Рагнарёк (гибель богов и всего мира). Сама Вальхалла выглядит как огромный зал, который вмещает в себя большое количество людей. У этого зала 540 дверей, через каждую из которых в день решающей битвы выйдет 800 воинов. Если сделать простое умножение, то получится, что в Вальхалле 432 тысячи воинов. Крыша Вальхаллы состоит из позолоченных щитов, которая подпирается кольями.

Воины обитатели Вальхаллы зовутся эйнхериями . Каждый день с самого утра эйнхерии облачаются в доспехи, тренируются и бьются насмерть. Однако смерти здесь нет и поэтому воины воскресают и идут на охоту на вепря-кабана Сехримнира. После удачной охоты, кабана варит в своём котле «повар Вальхаллы» Элдхримнир (Андхримнир). Вепрь также не умирает, а после трапезы вновь воскресает до следующего дня. Воины садятся пировать, едят мясо вепря и пьют мёд, которым доится коза Хейдрун. Коза Хейдрун обитает на крыше Вальхаллы и питается листьями Мирового Древа Иггдрасиль. После трапезы к воинам приходят прекрасные девы.

Попасть сюда было главной мечтой любого воина и викинга. В место удовольствий и наслаждений, которые продлятся до самого конца света, можно было попасть только будучи по-настоящему смелым и бесстрашным. Сражаться каждый викинг, согласно данным повериям, должен был не щадя своих сил, и на каждой битве должен был драться будто в последний раз, а умереть без позора и страха, и обязательно с мечом в руках. Настоящим горем считалась смерть воина, который в самый последний момент потерял или выронил свой меч. Тогда, по поверьям, он не мог стать одним из эйнхериев и уже не мог встретится с богом Одином, чтобы участвовать в самой последней битве.

«Metodorf» — база знаний для тех, кто хочет стать лучше и добиться успеха. Личностный рост и самосовершенствование , развитие уверенности в себе и управление стрессом. Большое количество статей и материалов на интересующие вас темы.

Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фольквангр (en:Fólkvangr «Людское поле») к богине Фрейе .

По легендам, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы - Рагнарёка . Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии . Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира , которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун , стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль . А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Вальхаллу с адом . Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) - с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук.

См. также

  • Бильскирнир , покои Тора

Напишите отзыв о статье "Вальхалла"

Литература

  • Ludwig Buisson: Der Bildstein Ardre VIII auf Gotland. Reihe: Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-historische Klasse, Dritte Folge Nr. 102. Göttingen 1976
  • Grettis saga: Die Geschichte vom starken Grettir, dem Geächteten. In: Sammlung Thule Bd. 5 Düsseldorf, Köln 1963.
  • Gutalag och Gutasaga , utg. af Hugo Pipping, København 1905-1907 (Samfund 33)
  • Sögubrot af Fornkonungum . In: Sögur Danakonunga , udg. av C. af Petersens och E. Olson, København 1919-1925 (Samfund 46,1). Dänische Übersetzung: C. Ch. Rafn, Nordiske Kaempe-Historier , Bd. III (1824).
  • Saxo Grammaticus, Gesta Danorum , rec. et ed. J. Olrik et H. Ræder, Bd. I (1931), Lib. VII, c.X.; Lib. VIII, c.IV.
  • H. Uecker: Die altnordischen Bestattungsriten in der literarischen Überlieferung (Diss. München 1966).
  • Старшая Эдда : Исландский эпос. - С.П.: Азбука, 2011. - с 87, 415. - ISBN 978-5-389-02679-7 /

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Вальхалла

29 го мая Наполеон выехал из Дрездена, где он пробыл три недели, окруженный двором, составленным из принцев, герцогов, королей и даже одного императора. Наполеон перед отъездом обласкал принцев, королей и императора, которые того заслуживали, побранил королей и принцев, которыми он был не вполне доволен, одарил своими собственными, то есть взятыми у других королей, жемчугами и бриллиантами императрицу австрийскую и, нежно обняв императрицу Марию Луизу, как говорит его историк, оставил ее огорченною разлукой, которую она – эта Мария Луиза, считавшаяся его супругой, несмотря на то, что в Париже оставалась другая супруга, – казалось, не в силах была перенести. Несмотря на то, что дипломаты еще твердо верили в возможность мира и усердно работали с этой целью, несмотря на то, что император Наполеон сам писал письмо императору Александру, называя его Monsieur mon frere [Государь брат мой] и искренно уверяя, что он не желает войны и что всегда будет любить и уважать его, – он ехал к армии и отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку. Он ехал в дорожной карете, запряженной шестериком, окруженный пажами, адъютантами и конвоем, по тракту на Позен, Торн, Данциг и Кенигсберг. В каждом из этих городов тысячи людей с трепетом и восторгом встречали его.
Армия подвигалась с запада на восток, и переменные шестерни несли его туда же. 10 го июня он догнал армию и ночевал в Вильковисском лесу, в приготовленной для него квартире, в имении польского графа.
На другой день Наполеон, обогнав армию, в коляске подъехал к Неману и, с тем чтобы осмотреть местность переправы, переоделся в польский мундир и выехал на берег.
Увидав на той стороне казаков (les Cosaques) и расстилавшиеся степи (les Steppes), в середине которых была Moscou la ville sainte, [Москва, священный город,] столица того, подобного Скифскому, государства, куда ходил Александр Македонский, – Наполеон, неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказал наступление, и на другой день войска его стали переходить Неман.
12 го числа рано утром он вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковисского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: «Vive l"Empereur! [Да здравствует император!] – и одни за другими, не истощаясь, вытекали, всё вытекали из огромного, скрывавшего их доселе леса и, расстрояясь, по трем мостам переходили на ту сторону.
– On fera du chemin cette fois ci. Oh! quand il s"en mele lui meme ca chauffe… Nom de Dieu… Le voila!.. Vive l"Empereur! Les voila donc les Steppes de l"Asie! Vilain pays tout de meme. Au revoir, Beauche; je te reserve le plus beau palais de Moscou. Au revoir! Bonne chance… L"as tu vu, l"Empereur? Vive l"Empereur!.. preur! Si on me fait gouverneur aux Indes, Gerard, je te fais ministre du Cachemire, c"est arrete. Vive l"Empereur! Vive! vive! vive! Les gredins de Cosaques, comme ils filent. Vive l"Empereur! Le voila! Le vois tu? Je l"ai vu deux fois comme jete vois. Le petit caporal… Je l"ai vu donner la croix a l"un des vieux… Vive l"Empereur!.. [Теперь походим! О! как он сам возьмется, дело закипит. Ей богу… Вот он… Ура, император! Так вот они, азиатские степи… Однако скверная страна. До свиданья, Боше. Я тебе оставлю лучший дворец в Москве. До свиданья, желаю успеха. Видел императора? Ура! Ежели меня сделают губернатором в Индии, я тебя сделаю министром Кашмира… Ура! Император вот он! Видишь его? Я его два раза как тебя видел. Маленький капрал… Я видел, как он навесил крест одному из стариков… Ура, император!] – говорили голоса старых и молодых людей, самых разнообразных характеров и положений в обществе. На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.

mob_info