Урок на тему центральная и западная африка. Население. Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

Урок географии в 7 классе по теме

«Страны Судана и Центральной Африки»

Цель: «Создать условия для получения новых знаний по теме на основе комплексно- страноведческого подхода в изучении стран материка»

Тип урока: изучения нового материала и первичное закрепление способов учебной деятельности

Задачи:
-
познакомиться с наиболее крупными странами, входящими в состав Судана и Центральной Африки
- выявить особенности их природы, населения, его хозяйственной деятельности на основе карт и других источников географической информации

Материалы: презентация к уроку, карточки для работы в группах, дополнительные источники информации

Ход урока

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что, если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

Б. Пиляцкий

1. Приветствие учеников, вступительное слово

Учитель: На свете немного найдется людей, которые не любят путешествовать. Разве не заманчиво отправиться в неведомую страну и посмотреть, как живут в ней люди? А как увлекательно поездить по странам и континентам, увидеть разные обычаи у разных народов, услышать незнакомую речь, оказаться в чужом доме, где все не похоже на свое, привычное. На этом уроке нам предстоит путешествие “По странам Судана и Центральной Африки”.

Где вам может пригодиться материал, с которым нам предстоит познакомиться? Для чего на уроках мы изучаем различные народы и страны?

(Ответы учащихся: Чтобы путешествовать. Чтобы быть образованным и культурным человеком. Чтобы понимать людей другой культуры, с другим, отличным от нашего, образом жизни и т.д .)

2. Повторение изученного

Учитель:
1. Давайте вспомним, на какие регионы делится Африка (
Северная, Страны Судана и Центральная Африка, Восточная, Южная )
2. Назовите крупные страны Северной Африки, Что их объединяет?
(расположены в зоне тропических пустынь, имеют выход к океану, почти все население относится к европеоидной расе, страны страдают от частых пыльных и песчаных бурь и т.д.)
3. Какие природные районы можно выделить на территории Северной Африки? (
Атласская горная страна, Сахара )

3. Задачи урока

Вы познакомились с регионом Северная Африка, а сегодня наша задача состоит в том, чтобы познакомиться с наиболее крупными странами, входящими в состав Судана и Центральной Африки, выявить особенности их природы, населения, его хозяйственной деятельности на основе карт и других источников географической информации.

В результате урока вы должны

ЗНАТЬ:

Крупнейшие страны региона, особенности их природы, населения и его хозяйственной деятельности.

УМЕТЬ:

Давать характеристику стран Африки по типовому плану, используя карты Атласа и различные источники географической информации

Для работы нам понадобятся атласы, учебники, тетради, ваше внимание, трудолюбие, смекалка

    Изучение нового материала

Судан (в переводе с арабского – «страна черных») – это обширные равнинные пространства от Атлантического океана до Эфиопского нагорья. В западных и восточных частях Суданских равнин много рек. Крупнейшие из них Белый Нил, Нигер, Сенегал. Центральная часть равнин – область внутреннего стока в озеро Чад. Природные условия Суданских равнин наиболее благоприятны для жизни людей. Население издавна занимается земледелием и скотоводством.

Центральная Африка простирается от Судана примерно до водораздела рек Конго – Замбези на юге и до Восточно-Африканских разломов на востоке. Здесь расположен действующий вулкан Камерун. На его склонах, обращенных к заливу, выпадает рекордное для Африки количество осадков – 9000 мм в год. Крупные реки Нигер и Конго. Бассейн реки Конго – образует обширную впадину с плоским дном, лежащую на высоте 300-500 м. Здесь огромное количество водопадов. Органический мир разнообразен и удивителен (например, в реке водится тигровая рыба голиаф). Вдоль побережья Гвинейского залива из-за вырубки и выжигания лесные площади сильно сократились, уступив место редколесьям и саваннам или плантациям тропических культур.

Страны этой группы расположены в зоне саванн и экваториальных лесов. В этой части Африки находятся государства ДРК, Ангола, Судан, Нигерия и много небольших стран (слайд политическая карта Африки)

Учитель: Пользуясь политической картой в атласе (или учебнике р. 60) давайте найдем эти страны и назовем (дети перечисляют )

Учитель: А теперь используя типовой план описания страны, давайте составим характеристику одной из стран Судана и Центральной Африки. Давайте разделимся на 4 группы, каждая группа будет описывать свою страну (Конго, Судан)

Учитель: Какие карты следует использовать при описании страны (физическую, климатическую, природных зон, политическую, народов и т.п.)

5. Практическая работа в группах

*Задание 10.

План характеристики

Судан

Демократическая Республика Конго

Столица

Климатические пояса

Природные зоны

Крупные города

После работы группа выступает с сообщением о стране. В конце делаем вывод: об особенностях и различии этих стран

6. Итог урока:

Что вам запомнилось о природе и хозяйстве стран изучаемого региона?

7. Домашнее задание:

§24 с. 109-113

Список использованной литературы

    География материки, океаны, народы и страны 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2010

    Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

    * Рабочая тетрадь «География материков и океанов» составитель: А.А. Морозов (к учебнику И.В. Душиной и др.)

    География 7 класс. Материки и страны: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова – М.: Мнемозина, 2008

    География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов – М.: Просвещение, 2010

    Интернет-ресурсы

*Задание. На основе текста учебника, с помощью карт атласа и других источников информации дайте характеристику двух стран региона Судана и Центральной Африки

План характеристики

Судан

ГП страны (в какой части материка находится, определить расположение относительно океанов, морей)

Столица

Особенности рельефа, полезные ископаемые

Климатические пояса

Климатические показатели (температура я/и, осадки)

Внутренние воды (реки, озера, водопады)

Природные зоны

Крупные города

Производством, какой продукции занимается страна

*Задание. На основе текста учебника, с помощью карт атласа и других источников информации дайте характеристику двух стран региона Судана и Центральной Африки

План характеристики

Демократическая республика Конго

ГП страны (в какой части материка находится, определить расположение относительно океанов, морей)

Столица

Особенности рельефа, полезные ископаемые

Климатические пояса

Климатические показатели (температура я/и, осадки)

Внутренние воды (реки, озера, водопады)

Природные зоны

Крупные города

Производством, какой продукции занимается страна

Африка - прародина человека. Современное население Африки относится к трем основным расам : европеоидной, экваториальной и монголоидной.

Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне и др.), которые говорят на арабском языке, а также берберы, говорящие на берберском языке. Для них характерны смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо.

Большую часть материка южнее Сахары населяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, в чертах лица, в форме головы.

Народы зоны экваториальных лесов - пигмеи - малорослы (ниже 150 см). Цвет кожи у них менее темный, чем у многих других негроидов, губы тонкие, широкий нос, коренастые. Пигмеи - жители лесов.

В полупустынях и пустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты. Для них характерны желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, что придает им сходство с монголоидами. Бушмены, как и пигмеи, низкорослы, но тонкокостны.

К промежуточной расе некоторые специалисты относят эфиопов . Они отличаются более светлой, но с красноватым оттенком окраской кожи. По своему внешнему виду эфиопы ближе к южной ветви европеоидной расы.

Страны Африки.

По природным условиям, составу населения Африку можно разделить на четыре части: 1) Северную, 2) Западную и Центральную, 3) Восточную, 4) Южную.

Северная Африка простирается от Средиземного моря и занимает большую часть пустыни Сахара. По природным условиям здесь можно выделить субтропический север и пустыню Сахару. Почти все население Северной Африки относится к европеоидной расе.

К Западной Африке относят ту часть континента, которая с юга и запада омывается водами Атлантического океана, на севере включает часть Сахары, на востоке простирается до озера Чад. В Центральную Африку входит территория, расположенная между Северным тропиком и 13° ю. ш. Эта часть материка получает наибольшее количество солнечного тепла и влаги, поэтому здесь особенно богат растительный и животный мир. В этом регионе сосредоточена большая часть населения материка и около половины государств Африки. Население необычайно разнообразно, в основном это народы относящиеся к негроидной расе. Языковой состав населения пестрый. Разнообразен и внешний вид народов. Одни имеют очень темную кожу и курчавые волосы, другие светлокожи. Велики и различия в росте. В экваториальных лесах Центральной Африки живут пигмеи.

Восточная Африка находится к востоку от бассейна Конго, занимает высокую часть материка (см. рис. 62). Здесь расположены крупные озера материка, высочайшая точка континента, грандиознейшие в мире разломы земной коры, берет начало самая длинная река мира. В Восточной Африке преобладают саванны. Однако вследствие большого разнообразия рельефа наблюдаются заметные различия в климате и растительности. Значительные площади здесь отведены под заповедники и национальные парки.

Южная Африка занимает узкую часть материка, лежащую к югу от водораздела рек Конго - Замбези. Плоскогорье Южной Африки в центральной части понижается, и в котловине лежит полупустыня Калахари. К краям плоскогорье постепенно повышается, а на востоке переходит в Драконовы горы. На самом юге возвышаются складчато-глыбовые Капские горы, более молодые, чем вся остальная часть Южной Африки. Большая часть Южной Африки занята саваннами.

Страны и столицы.

Димова Валентина Михайловна учитель географии МБОУ СОШ № 28 г. Новошахтинска Ростовской области 7 класс

Тема урока. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Цель. Повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка». Познакомить с Нигерией, ее особенностями географического положения, полезными ископаемыми, растительным и животным миром, населением, его хозяйственной деятельностью. Определить уровень умений учащихся работать по карте, находить заданные объекты. Развивать географическое мышление, устную речь, память, познавательный интерес к предмету. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, желание помочь товарищу.
Тип урока: комбинированный Оборудование

    физическая карта Африки компьютер интерактивная доска мультимедиаучебник. География материков и океанов. 7 класс. атласы учебники

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока.

2. Проверка знания номенклатуры и ранее изученного материала.

Вызвать к карте, проверить номенклатуру – 4 человека.

Одновременно с ответами у карты 2 ученика (по очереди) у интерактивной доски составляют опорные конспекты:

1-й ученик – рельеф Африки

2-й ученик – образование пустынь Африки

(Отвечают по опорным конспектам между ответами учащихся у карты)

3. Физпауза.

Блиц-опрос.

(Учащиеся стоя отвечают на вопросы)

      Сахара (самая большая пустыня мира)

      Гепард (самое быстрое животное, обитающее в африканских саваннах)

      Килиманджаро (самая высокая гора в Африке, потухший вулкан).

      Гондвана (древний материк, в результате раскола которого и образовалась Африка)

      Вади (пересыхающие русла рек).

      Баобаб (дерево, растущее в саваннах)

      Страус (самая крупная птица).

      Танганьика (самое глубокое озеро в Африке).

      Арабы (народ Северной Африки, самый многочисленный в Африке)

      Нигер (река на западе Африки или страна Западной Африки)

      Ливингстон (английский путешественник, исследователь Южной Африки, открывший водопад Виктория)

      Тана (вулканическое озеро).

      Пигмеи (самые низкорослые жители Земли, проживающие в экваториальной Африке)

14) Конго (самая полноводная река в Африке или страна Центральной Африки). 15) Вельвичия (растение - эндемик пустыни Намиб) 4. Изучение нового материала. (Работа с картой, стр. 136 и учебником стр. 139-140)

Беседа по тексту учебника.

1. Какие государства входят в Западную Африку? Центральную? 2. Кто населяет данную территорию? 3. Как они выглядят? 4. Какие примеры говорят о том, что это древние государства? 5. Чем были эти государства в недавнем прошлом? 6. Когда они освободились? 7. Где живет большая часть населения? Чем занимается? Показ презентации «Нигерия» 2-й слайд 1. Как появилось название страны? 3-й слайд 1. На сколько частей делится Нигерия? 2. Что является границей? 4-й слайд 1. Проанализируйте текст слайда и карту, сделайте вывод – какими полезными ископаемыми особенно богата Нигерия. 5-й слайд Проанализируйте текст слайда и карту атласа, стр. 12 «Климатические пояса и области мира» и сделайте вывод, почему климат побережья отличается от климата северной части. 6-й слайд По карте атласа стр. 25 назовите природные зоны, в которых расположена Нигерия. 1. Что растет в тропических лесах? В саваннах? 7-й слайд 1. Кто обитает? 8-й слайд 1. Почему Нигерию называют многонациональной страной? 2. Где живет большая часть населения? 9-й слайд 1. Почему в хозяйстве страны большую роль играют ремесла? 2. Что изготавливают? 10-й слайд 1. Какая промышленность развита и почему? 2. Что выращивают и вывозят? 5. Физминутка. Рефлексия под музыку: представьте, что перед вами бесконечная пустыня, небольшой ветерок переносит пески, образуя барханы, Вдали медленно движется караван, который постепенно исчезает за горизонтом… 6. Проверка домашнего задания. Рассказать об Алжире – 2 человека. 2 ученика по очереди выполняют тест на интерактивной доске. Тест из медеаучебника «География материков и океанов. 7 класс» 7. Подведение итогов урока. 8. Задание на дом . § 32, на контурной карте обозначить Нигерию и ее столицу.
Дополнительно. Самое многочисленное по населению государство (Нигерия). Самое крупное по площади озеро Африки (Виктория). Самая длинная река мира (Нил) Самое соленое море в мире, омывающее Африку (Красное). Самое высокое животное (жираф). Какая река дважды пересекает экватор? (Конго (Заир)) Местные жители называют этот водопад « гремящий дым» (водопад Виктория) На какой реке находится водопад Виктория (Замбези) К какой реке стремился доктор Айболит? (Лимпопо) Горы, названные как сборник карт (Атлас) Самые южные горы Африки (Капские) В названии гор мифическое огнедышащее животное (Драконовы) Цветная река Африки (Оранжевая)

Цель: сформировать представление о многообразии государств, расположенных на материке Африка; познакомить с природными условиями и природными ресурсами отдельных государств, их климатом, рельефом и хозяйственной деятельностью человека.

Оборудование: политическая карта Африки, фотобуклеты или рисунки с видами стран, контурные карты Африки,

Цифровые образовательные ресурсы: занимательная география “Дракоша”, учебное электронное пособие “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны”, 7 класс.

Учебник: География материков и океанов.7 класс. Авторы- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. Дрофа, 2005.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя сопровождается схемой на доске: По природным условиям, составу населения Африку можно разделить на четыре части: Северную, Западную и Центральную, Восточную, Южную”.

2.1. Лабораторная работа с контурными картами “Определить географическое положение регионов Африки”, используя рисунок 62 на стр. учебника 136.

Знакомство с многообразием стран Африки проходит в группах по 4-м блокам, используя учебное электронное пособие “ География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны”. Каждая группа изучает один блок.

  1. Страны Северной Африки (Мавритания, Западная Сахара, Морокко, Алжир , Тунис, Ливия, Египет).
  2. Страны Западной и Центральной Африки (Сенегал, Гамбия, Гвинея- Бисау, Сьерре-Леоне, Гвинея, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Бенин, Гана, Того. Чад, Камерун, ЦАР, Конго, Ангола, Габон, Экваториальная Гвинея).
  3. Страны Восточной Африки (Судан, Эфиопия , Сомали. Кения, Танзания, Замбия, Уганда, Руанда, Малави).
  4. Страны Южной Африки (Мозамбик, Зимбабве, Ботсвана, Намибия , ЮАР о. Мадагаскар, Лесото).

Учащиеся каждой группы одновременно заполняют таблицу по изучаемому блоку:

После изучения материала в группах первого состава, учащиеся образуют группы второго состава. На данном этапе урока происходит ВПТ – взаимопередачи тем, один из элементов КСО. Каждый учащийся передает полученную информацию новой группе с последующей записью в таблице. Таким образом, каждый ученик получает всю информацию о 4-х блоках новой темы урока.

Закрепление нового материала.

Используя диск занимательной географии “Дракоша”, учащиеся в игровой форме закрепляют полученные знания (игра “Расставь страны”, “Угадай страну”, “Угадай столицу”)

Домашнее задание п. 31,32, 33 , 34.

На данном уроке будет рассмотрена тема «Страны Африки. Типовая характеристика стран». Здесь мы познакомимся с выделением регионов Африки по природным условиям и составу населения, дадим подробную характеристику и состав регионов: границы, площадь, страны, народности, климат и растительный и животный мир. А также познакомимся с планом характеристики страны.

Тема: Материки. Африка

Тема: Страны Африки. Типовая характеристика стран

Наиболее хорошо обводненным районом Сахары является долина Нила (см. Рис. 3).

Рис. 3. Долина Нила ()

К югу от Сахары пустыню сменяет засушливая полоса - Сахель (см. Рис. 4). В пределах Сахеля соседствуют полупустыни и сухие саванны. Жизнь в зоне Сахеля очень тяжела из-за частых и продолжительных засух, которые приводят к упадку земледелия.

Южнее Сахеля раскинулись настоящие субэкваториальные саванны с их богатейшей травянистой растительностью и редкими деревьями (см. Рис. 5).

Рис. 5. Субэкваториальные саванны Северной Африки ()

Восточная Африка находится к востоку от бассейна Конго, занимает высокую часть материка.

На территории Восточной Африки расположены страны: Судан, Эфиопия, Сомали, Кения, Танзания, Замбия, Эритрея, Джибути, Уганда, Руанда, Бурунди, Малави.

В Восточной Африке проживают около 200 народностей и встречаются 4 языковые группы.

Здесь расположены крупные озера материка (Виктория, Танганьика.. . ), находится высочайшая точка континента ((см. Рис. 6)), грандиознейший в мире разлом земной коры и берет начало самая длинная река мира - Нил.

Рис. 6. Килиманджаро ()

В Восточной Африке преобладают саванны. Однако вследствие большого разнообразия рельефа наблюдаются заметные различия в климате и растительности. Значительные площади здесь отведены под заповедники и национальные парки, что свидетельствует о большом внимании местных народов к охране природы.

В Восточной Африке и на островах Индийского океана встречается наибольшее число эндемичных видов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и земноводных. В то же время в этом регионе наибольшее количество видов животных находится под угрозой исчезновения: 149 видов млекопитающих, 107 видов птиц, 27 видов пресмыкающихся, 6 видов земноводных и 60 видов рыб.

Для Восточной Африки, как и Суданской области, характерны повторяющиеся засухи, часто катастрофические. Помимо хозяйственной деятельности последствия засух усугубляются гражданскими войнами и вооруженными конфликтами.

К Западной Африке относят ту часть континента, которая с юга и запада омывается водами Атлантического океана, на севере включает часть Сахары, на востоке простирается до озера Чад (см. Рис. 8).

В Центральную Африку входит территория, расположенная между Северным тропиком и 13-м градусом южной широты (см. Рис. 7). Эта часть материка получает наибольшее количество солнечного тепла и влаги, поэтому здесь особенно богат растительный и животный мир.

Рис. 7. Центральная Африка ()

В этом регионе сосредоточена большая часть населения материка и около половины государств Африки. Население необычайно разнообразно, в основном это народы, относящиеся к негроидной расе. Языковой состав населения пестрый. Разнообразен и внешний вид народов. В экваториальных лесах Центральной Африки живут пигмеи.

Рис. 8. Карта Западной Африки

Страны Западной и Центральной Африки различаются своим географическим положением. Одни имеют приморское положение (Либерия, Гана, Гвинея, Ангола и др.), другие (Мали, Нигер, Буркина-Фасо) отрезаны от моря. Есть страны, расположенные на островах, например, Сан-Томе и Принсипи - самая маленькая островная африканская страна, или Кабо-Верде, лежащая на островах Зеленого мыса.

Большая часть населения стран Западной и Центральной Африки живет в сельской местности и занята земледелием, скотоводством, лесным промыслом. Наиболее плотно заселены побережье Атлантического океана и долины рек.

Южная Африка занимает узкую часть материка, лежащую к югу от водораздела рек Конго и Замбези (см. Рис. 9).

В пределах Южной Африки находятся государства: ЮАР, Намибия, Зимбабве, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Мозамбик. На островах - Мадагаскар, Маврикий, Реюньон, Коморские острова, Сейшельские острова.

Рис. 9. Карта Южной Африки

Плоскогорье Южной Африки в центральной части понижается, и в котловине лежит пустыня Калахари. К краям плоскогорье постепенно повышается, а на востоке переходит в Драконовы горы. На самом юге возвышаются складчато-глыбовые Капские горы, более молодые, чем вся остальная часть Южной Африки. Большая часть Южной Африки занята саваннами. В связи с различными условиями увлажнения саванны очень разнообразны.

Долгие годы колонизации, хозяйственная деятельность и браконьерство негативно сказались на биоразнообразии этого региона. Под угрозой исчезновения находятся 81 вид млекопитающих, 57 видов птиц, 25 видов пресмыкающихся, 9 видов земноводных и 49 видов рыб.

В 1928 г. в Южной Африке создан первый на материке национальный парк Крюгера для охраны дикой фауны.

Характеристика любой страны, в том числе и стран регионов Африки, всегда дается по определенному плану. Количество пунктов в плане может меняться в зависимости от того, насколько подробно вы хотите описать страну.

Я предлагаю один из вариантов плана описания страны.

«План описания страны»

В какой части материка расположена страна. Как называется ее столица. С какими странами соседствует.

Особенности рельефа. Полезные ископаемые страны.

Климатические условия в разных частях страны.

Крупные реки и озера.

Народы, населяющие страну.

Крупные города и достопримечательности страны.

На следующем уроке мы дадим описание одной из стран Африки по предложенному плану.

Домашнее задание

Прочесть § 23. Ответить на вопросы: Какие регионы выделяют в Африке? Чем вызвано создание большого количества национальных парков в Африке?

Список литературы

Основна я

1. География. Земля и люди. 7 класс: Учебник для общеобраз. уч. / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, серия «Сферы». - М.: Просвещение, 2011.

2. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас. Серия «Сферы».

Дополнительная

1. Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. - 284 с.

2. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

3. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

4. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. - М.: Баласс, изд. дом РАО, 2005. - 160 с.

1. Русское географическое общество ().

3. Учебное пособие по географии ().

4. Географический справочник ().

mob_info