Самые плохие сказки история третья. Страшные оригиналы детских сказокКакими были детские истории до того, как их как следует подравняли и отретушировали для хрестоматий? Плохие сказки

И снова возвращаюсь к сказке я,
К одной из тех, что слышал я,
От старца, из лесной избушки,
Когда мы с ним бродили у опушки.
Он начал свой рассказ негромкими словами,
Начало может быть старо:
«В одной деревне жили мать с сынами.
Три сына у старушки было,
Старшого на себе купцова дочь женила,
Сын средний к знахарю в зятья попал,
А младший сын вдруг из дому пропал.
Никто, в деревне той, не знал, куда Ванюша скрылся.
Сначала толки были, вскоре он забылся.
А Ваня шёл, сквозь горы и болота,
Куда и сам не знал, душа ждала чего-то.
В один из вечеров он подошёл к избушке,
Разжёг огонь, согрел и угостил старушку,
Ту, что жила здесь смерти поджидая.
Испив воды из родника, вздыхая,
Старушка молвила: «Послушай, путник,
Возьми клубок, и твой он верный станет спутник.
Он побежит вперёд, - махнула вдаль рукою.
- А ты иди за ним, и за седьмой рекою,
Ты в тридевято царство попадёшь,
Там счастье ты своё найдёшь».
Отбил поклон земной и выпустил клубочек,
Тот побежал вперёд, примяв травы листочек,
А Ваня вслед за ним пошёл скоренько.
Клубок бежал вперёд, дорогой коротенькой.
А дальше было всё, что сказано старушкой,
И горы, и леса, и реки, и опушки,
Дороги, переправы… Что ж, о том
Не будем говорить, а станем под дворцом,
Под тем, к которому клубок
Ванюшу нашего увлёк.
И вот наш путник здесь, и в дверь стучит рукою.
И дверь раскрылась, но стража смотрели на него с тоскою
И говорили: « Добрый путник, иди отсюда прочь,
У нас весь город в горе. Ведь нынче ночью царску дочь,
Злой Змей умчит, за дальни, чёрны горы».
«А если не отдать, не миновать с ним ссоры…»
«А ссориться нам с ним, никак не можно.
В соседстве с Змеем жить, жить надо осторожно».
«А ты иди отсель, беги в другое царство,
Дорогу навсегда забудь, ты в тридевято государство».
«Но, как уйти? Куда идти, ребята?
Мне нагадали здесь счастливым быть. Когда-то,
Вы в этом сами убедитесь. Только,
Не закрывайте дверь и расскажите толком,
Что за беда, такая, здесь случилась?
Как всё, и как что получилось?»
«Ну, что ж… Послушай нас, искатель счастья.
В сим граде издавна творится то несчастье.
Трёхглавый Змей, раз в месяц, прилетает
И лучшую из лучших забирает».
«Так и царевна, тихо, подрастала
И самой, самою прекрасной стала.
Красавица, каких не видел свет,
Семнадцать от роду ей лет».
«Ну, а душа… Послушай-ка, любезный,
Скромна, добра, нежна… Ну, ангелок небесный».
«Все в городе, от мала до велика,
И день, и ночь, оплакивают лихо.
Но, ведь, слезами горю не поможешь.
Ну, а что ты, пришелец, сделать можешь?»
«Молчишь? Ну, что ж, иного и не ждали мы ответа,
Не разрешима, видно, для людей, задача эта».
«Нет, братцы, отступать мне не годится.
Есть замысел один, коль он осуществится,
Я город от беды избавлю
И радость жителям доставлю.
Не может быть такого, чтобы Змей
Был выше духа нашего, сильней».
«Красивые слова. А в сердце есть отвага?
Запомни, человек, коль ты простой бродяга,
И все твои слова пустой лишь звук,
То примешь свою смерть ты вот от этих рук».
«Согласен. А, сейчас, меня к дворцу ведите.
С царём поговорить. Ну? Что же вы стоите?»
Один из стражников его к царю ведёт
И думает: «А может, повезёт?»
По улице. И царский дом уж близко.
С ним рядом девушка сидит, склонившись низко.
И слёзы по щекам её стекают,
Где упадут, там розы расцветают.
«Уж, не царевна ль это?» «Так и есть».
«О, боже праведный, глаза нельзя отвесть».
«Ну? Что ты стал? Уж солнышко заходит.
Хотя, постой. Вон, царь сюда подходит».
Ванюша сделал шаг, царю навстречу,
Снял шапку и сказал такую речь он:
«Послушай, царь, могучий и великий,
Ты должен дочери лишиться солнцеликой,
И это на тебя печаль наводит,
И горька дума, брови твои, сводит.
Не можешь уберечь ты дочь,
Тебе я, царь, хочу помочь.
Ты прикажи на площадь городскую
Свести дрова, разжечь костры. Большую,
Тем самым, помощь мне окажешь.
Ну, а, сейчас, оружие покажешь».
«Ты, парень, кто такой? Приказывать царю!»
«Ты лучше слушай, царь, всё то, что говорю.
Не время, становиться в позу, царь,
Мол, я такой, владыка, государь,
И сопли складывать в платочек.
Тебе так, царь, не хватит дочек.
Пойми, меня клубок привёл сюда не зря.
Я здесь. И я спасу не только дочь царя».
«Ты дерзок. Голову б тебе отсечь».
«Успеешь, царь. Сейчас мне нужен меч».
Царь головой кивнул: « Ну, что ж, пусть будет так.
Но, знай, спаситель дев, Змей тоже не дурак.
К нему не подойдёшь, вот так, с мечём в руке,
Тебя сожжёт за раз он, в огненной реке».
«Я знаю. Мне поможет твоя дочь».
«Я, папа, помогу. И я хочу помочь».
Царевна подошла и стала с ними рядом:
«Я в горы не хочу. Я лучше выпью яда».
«О чём ты, доченька? Одумайся, дитя.
Зачем так говоришь? Зачем страшишь меня?»
«А, как мне говорить? Я говорю, что есть.
Ты, папа, знаешь сам, что лучше яда съесть.
Ты мой отец и царь, и в сердце твоём боль,
Но я пойду за ним, меня ты не неволь.
Пора вернуть покой, свободу, честь…
Ты вспомни всё, что было и что есть.
Змей правит миром, а не ты отец.
А помнишь, как мечтал, меня и под венец…»
Царь, было, рот открыл, но спорить он не стал,
А сразу, как-то, сник и жестом слуг позвал,
Насчёт больших костров распорядился,
В глазах надежды огонёк светился.
Дверь лично распахнул в ружейные палаты,
Показывал он луки, стрелы, копья, латы…
«Не то, не то, не то. К мечам веди скорее.
Ведь, время дорого сейчас, оно работает на Змея».
И вот, к мечам, Ванюшу царь подводит,
Тот их осматривает и ногтём по жалу водит,
Вертит в руках, сверкая сталью злой,
То, вдруг, отбросит меч, возьмёт другой…
Вот выбор сделан. Ночь уж наступает.
Костры горят, тьму светом разгоняют.
На площади, в огнях, две девушки стоят,
В плащах накинутых, длиной до самых пят.
А вот, над городом, и тень мелькнула злая,
Собой луну и звёзды закрывая.
А вот, и громы, в небе, разразились,
Все горожане в страхе затаились.
На площадь медленно садится Змей,
Вращая средней головой своей.
Толпу собравшуюся, он окинул взором,
Дрожащую и плачущую хором.
К царевне неуклюже он подходит,
Вращает головой, крылом поводит
И говорит: «О, милая царица,
Ты, вижу, не одна. С тобой ещё девица?»
«Да. Эта девушка, подруженька моя,
Не пожелала, с ней, расстаться я.
Вы нас, мой государь, обеих заберите,
И в ваше царство, вместе, унесите».
«Выходит, у меня, сегодня, двойной приз?
Да-а, скучно б стало жить, без девичьих каприз.
Но, что ж она стоит ко мне спиною?
Не поворачивается, не говорит со мною?»
Змей засмеялся, показав тройной оскал,
Зубами взял он плащ и, вдруг, его сорвал:
«Что?!» Дело приняло нежданный оборот,
Но, Ваня наш готов, шаг к Змею, поворот…
Огни костров сверкнули в зеркале меча,
То Ваня рубанул с плеча.
Две головы от шеи отделились,
И чёрной крови лужицы разлились.
Дикий рёв тишину разорвал,
Змей из пасти огонь изрыгал.
Всё вокруг задымилось, затлело…
Жар. Земля под ногами горела.
Ваня бросился к Змею скорее…
Меч, рука, крик, огонь и от шеи
Отделилась и третья глава,
Пала в грязь. И победы слова,
Очень громко, в ночной тишине,
Прошептал Ваня, меч, в руке, поднял к луне.
А в глазах свет костров и луны отразился,
Возле ног, Змея хвост в смертных судоргах бился.
И царевна счастливая, царь рядом с ней.
«Нет, гадюка, мы всё-таки духом сильней».
Засмеялся Ванюша, хвост тронул ногой,
Задрожал тот, согнулся, как будто живой.
«Что дрожишь? Не понравилось? Аль разозлился?»
Хвост подпрыгнул в ответ и на Ваню свалился.
И затих навсегда, сделал дело он злое,
Ваню смяв, раздавив, схоронив под собою.
Но никто не заметил, толпа ликовала.
Смех над городом, только царевна кричала.
Царь сначала застыл, а потом отвернулся,
И, закрывши рукою лицо, улыбнулся:
Змея нет, этот, тоже, уже не жилец,
Значит, дочь он отправит под нужный венец.
А то что-то царевна… Не уж-то влюбилась?
Хорошо, хоть, змея на него повалилась.
Сделал дело, умри и под ноги не лезь,
Без тебя, женихи были, будут и есть.
Царь слегка кашлянул, с губ улыбку убрал,
Брови сдвинул сурово, почти закричал:
«Что стоите? Скорее сюда! Помогите.
Лекарь где? Нет его? Ну, тогда, позовите».
Те, кто рядом стоял, дружно взялись за дело,
Хвост отбросили в сторону, подняли тело.
Ваня был неподвижен, был бледен и тих,
Шум, поднявшийся было, над площадью стих.
Все придвинулись ближе, сгрудился народ,
Ваня в центре, с обидой смотрящий вперёд.
Губы шепчут: «Ты тоже, старуха,
Ты в толпе? Ты была тоже здесь?
Торопись же меня ты послушать,
Пока жизнь во мне ещё есть.

Если вслед за клубочком пойду.
Ты сказала, что счастлив, я буду,
Ты сказала, что счастье найду.
Но, какое же это счастье,
Навсегда уходить от людей?
Перестать видеть милые лица,
И резвящихся в поле детей.
Ничего не успев сделать, больше
Не смогу я поднять этих рук,
И от этого сердцу всё горше,
И в груди добавляется мук.
Мне б сады посадить,
Людям радость дарить,
И любовь мне б узнать настоящую.
Мне б царевну любить,
Мне б детишек растить,
Жизнь дарить, от меня уходящую.
Счастье видел во сне и мечтал при луне,
Мне так думалось: много ты сделаешь…
Не успел ничего, ничего не успел…
Что теперь? Или, что, мол, поделаешь?
Ты старуха ответь, и не прячь ты свой взгляд,
Я не стал, вдруг, царём, и не стал я богат.
В чём же счастье тогда? Расскажи мне сейчас.
Правду только скажи, ты мне в мой смертный час».
«Что ж, Ванюша, меня ты послушай,
Ведь великое счастье в том есть,
Что ты сделал сегодня, Ванюша,
Совершив эту правую месть.
Ты избавил, сей город, от горя.
От беды и от слёзного моря.
Ты – счастливчик. Ты то сделать смог,
Что мечталось. Ты людям помог».
«Я всё понял, моё счастье в том,
Что хоть мало я жил, но огнём.
Что не тлел я в глуши, потихоньку сгорая,
Потихоньку живя, тихо смерть поджидая.
Я всё понял, моё счастье в том,
Что не пятился я пред врагом.
Что лицом повернуться сумел я,
К трём главам беспощадного Змея.
Что за мирных людей, живота не жалея,
В руки взял острый меч и пошёл я на Змея.
Я всё понял, бессмертен - я стал,
Жизнь свою я за счастье отдал.
Так что смерти бояться не надо,
Я останусь в сердцах, то награда,
Наивысшее счастье, оно
Далеко не любому дано».
Взгляд прошёл по стоящему люду,
Улыбнулся: «Жить вечно я буду».
И затих, навсегда. Навсегда.
В плачь царевна, прижалась она,
К бездыханной груди головою:
«Мой спаситель, скажи мне, скажи, что с тобою?»
«Не мешай, - сказал царь и поднял свою дочь.
- Пусть спокойно уйдёт он от нас в эту ночь.
Пусть утешится тем, что теперь он герой,
Нам же, в замок поехать бы надо с тобой».
Царь царевну за руку берёт,
Обнимает, в палаты ведёт».
Старец тут повернулся ко мне:
«Так закончилась сказка, а мне
Рассказал её мой прапрадед,
Много зим, много вёсен и лет
Пролетело с тех пор незамечено.
Ну, а Ваня наш жить будет вечно.
В сказках, былях, легендах живёт,
И гусляр о нём песню поёт.
А царя уж давно позабыли…
Впрочем, нет. Ведь, и он в этой были.
Ну, да ладно, уж солнце заходит,
Нам пора. Завтра я, на восходе,
Расскажу ещё сказку тебе,
О народах на нашей земле».

На вопрос Вопрос про плохие сказки и вредные детские книги. заданный автором ростра лучший ответ это Дело не в сказках, а в том как мы, разные люди, к ним относимся.
Дети видят мир по-другому чем взрослые. Та женщина просто забыла себя в детстве, такое бывает со взрослыми.
Плохие сказки - это сказки с плохим концом. Для маленьких детей хороши русские народные сказки такие как "Курочка-Ряба", "Репка", "Лисичка со скалочкой" и другие. Для младших школьников хороши сказочные повести Эдуарда Успенского "25 профессия Маши Филипенко", "Дядя Фёдор, пёс и кот", "Меховой интернат" и другие.
Для подростков хорошие произведения Тамары Крюковой "Костя + Ника", "Повторение пройденного" и другие.
"Повторение пройденного", кстати, очень интересная книжка о том, как дети из нашего времени попали в совесткое, в которое жили их родители.
У меня мама учитель начальных классов, поэтому я пишу о том что знаю. Когда я была младше меня приобщали к чтению и я могу считать, что меня научили разбираться в десткой литературе.

Ответ от Raspberryk [гуру]
отвращение вызвала русская народная сказка Мальчик с пальчик. Учит нечестности и обману.
Жили старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на лавку.
Вдруг услышала - кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик ростом с пальчик.
Удивилась старуха, испугалась:
- Ты кто таков?
- Я твой сынок, народился из твоего мизинчика.
Взяла его старуха, смотрит - мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно. И назвала его Мальчик с пальчик.
Стал он у них расти. Ростом мальчик не вырос, а разумом умнее большого оказался.
Вот он раз и говорит:
- Где мой батюшка?
- Поехал на пашню.
- Я к нему пойду, помогать стану.
- Ступай, дитятко.
Пришел на пашню:
- Здравствуй, батюшка!
Осмотрелся старик кругом:
- Что за чудо! Голос слышу, а никого не вижу. Кто таков говорит со мной?
- Я - твой сынок. Пришел тебе помогать пахать. Садись, батюшка, закуси да отдохни маленько!
Обрадовался старик, сел обедать. А Мальчик с пальчик залез лошади в ухо и стал пахать, а отцу наказал:
- Коли кто будет торговать меня, продавай смело: небось - не пропаду, назад домой приду.
Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!
- Этого еще видом не видано, слыхом не слыхано, чтобы лошадь сама собой пахала!
Старик говорит барину:
- Что ты, разве ослеп? То у меня сын пашет.
- Продай мне его!
- Нет, не продам: нам только и радости со старухой, только и утехи, что Мальчик с пальчик.
- Продай, дедушка!
- Ну, давай тысячу рублей.
- Что так дорого?
- Сам видишь: мальчик мал, да удал, на ногу скор, на посылку легок!
Барин заплатил тысячу рублей, взял мальчика, посадил в карман и поехал домой.
А Мальчик с пальчик прогрыз дыру в кармане и ушел от барина.


Ответ от Европейский [гуру]
Согластесь)) ведь если вдуматься. . в сие произведние)
надо же так бабушку -бабусей звать, это же -обзывательство))
даже не знаю)
Весёлое главное!)


Ответ от Приспособленчество [гуру]
Я, например, когда рассказываю дочке сказку про 3 поросят, не говорю, что поросята подставили кастрюлю с кипятком и волк там сварился. Да много у нас еще очень "гуманных" сказок.. .))


Ответ от Миледи [эксперт]
На счёт известных - не знаю, но вот буквально на прошлой неделе хотела в Книжном Мире купить дочке книгу сказок. В одной прочла что-то вроде: "И сказала Собака Волку: я выпью ещё водки, только ты меня не кусай... "


Ответ от Ђимофей [активный]
сказка про белого бычка также противопоказана и взрослым =))


Ответ от Наталья павлишина [гуру]
все наши сказки хорошие а тетке скажитечто с ее воображением в публичном доме


Ответ от QUAD [мастер]
Я считаю, что есть целые писатели, так называемые "детские", которые настолько убоги и отвратительны, их мир настолько мерзок, и они проецируют свое мироощущение через свои сочинения, что их надо поменьше тиражировать и вообще выводить постепенно из оборота книг. Эти авторы очень известные, но я их тут не буду называть. Так что полагайся на свой вкус.


Ответ от Нина Сираж [гуру]
Я могу сказать только одно: даже хорошо известные произведения подвергаются зачастую ужасной обработке! Мне недавно попалась Лагерлёф "Путешествие Нильса с дикими гусями" - в пересказе!!! Кому перевод не понравился - не понимаю. Читайте книжку, хоть полстранички, прежде, чем купить, не травмируйте детей.


Ответ от Ольга [гуру]
"Карлсон с крыши, или Лучший в мире Карлсон" в переводе Эдуарда Успенского, да и вообще творения Успенского в последние 10-15 лет вызываю разочарование.
Тамара Крюкова - все произведения никакая ни литература вовсе.
Валентин Постников - жалкое подражание отцу.


Ответ от Ѕудожница Нежная [гуру]
не помню, как называется сказка, где главного героя порубили на части мечом, а потом "склеивали" с помощью живой воды. это просто ужас! да и про Кощея Бессмертного и про бабку-ягу - нельзя такое детям читать!


Ответ от Надежда Ивина [гуру]
Сказки нормальные, просто у некоторых взрослых странное или пошлое восприятие. У детей другое восприятие жизни. Конечно, сказка должна соответствовать возрасту и прежде чем сказки читать ребёнку, надо прочитать их самому и подумать над тем понравится детям или нет, подойдёт для них или нет.
Про Тамару Крюкова тут зря сказали, что её произведения - не литература вовсе. Она пишет для подростков, в основном и у неё очень хорошие и мудрые произведения. У неё есть интересные рассказы "Вершитель судеб", "Единожды солгавший". "Ведьма" и другие. Такие произведения направляют на размышления подростков.
Очень хорошая сказка "Хрустальный ключ". У Тамары Крюковой очень хорошие произведения. Это я Вам как педагог, говорю.
Для детей дошкольного возраста подойдут русские народные сказки о животных, но чтобы они были с хорошим концом.
Только та сказка может быть нехорошей для маленького ребёнка у которой плохой конец.


Ж или-были два хороших слова. Любили они играть друг с другом и, конечно, с остальными хорошими словами. Каждое слово дарило людям что-то хорошее, приятное. Их нравилось произносить.

Отправились как-то раз слова в путешествие — на другие слова посмотреть, себя показать. Шли они шли и тут увидели яму, а там полно веток и колючек. Что делать? Яму не обойти, кругом грязь и болото. Думали, думали и решили, что нужно прыгать. Первое слово более длинное было, вот и перепрыгнуло на тот край. А второе слово короткое — прямо в яму и угодило. Стало теперь второе слово неприятным — в него ветки да колючки повпивались так, что вытянуть не получается.

Пошли слова дальше. Возле речки медвежата играют, резвятся. Увидели медвежата новые для себя слова. Одно произнесли — приятно, легко, красиво звучит. А второе произнесли — друг друга оцарапали, как будто подрались медвежата. Поняли тогда мишки, что и словом можно ранить, больно сделать. Пообещали, что говорить «колючие» слова больше не будут.

А что наши друзья слова?

«Колючее» слово решило, что ему нужно уйти в дремучий лес, ведь оно теперь может ранить. Его друг, доброе слово пообещало, что найдет лекарство для него.

Пошло приятное слово к волшебнице. Та ему рассказала секрет ямы — заколдованной эта яма оказалась. Много уже хороших слов она превратила в «колючие». Теперь по всему миру ходят слова, которые могут ранить, обидеть, сделать больно.

Есть способ их расколдовать — обрадовала волшебница, — «Колючие» слова снова станут приятными, если их не говорить. Ведь каждый раз, когда их произносят, то колючки только глубже впиваются в слово. Если их никто не использует, то, потихоньку, колючки отвалятся сами по себе.

С тех самых пор родители стали запрещать говорить своим детям «плохие» слова — они ранят и того, кто их говорит, и того, кому их говорят. Произнося их, дети и взрослые начинают плохо себя чувствовать, иногда даже болеть. А те, кто их слышит, чувствуют себя побитыми, обиженными, несчастными.

Если каждый человек в мире перестанет произносить «колючие» слова, то скоро все слова снова станут приятными и добрыми.

Комментарии для родителей:

На самом деле не всех родителей занимает эта тема. Есть семьи, в которых так принято общаться. То ли это выражение эмоций, то ли это слова-связки — уже не важно. Ребенок просто повторяет за взрослыми по принципу «Им можно, значит и мне можно».

Другое дело, если в семье и ближайшем окружении ругательства не используются. Ребенок не осознает истинного смысла этих слов. Он просто повторяет, например, за детьми в детском саду или школе. За такое ни в коем случае нельзя наказывать. Ребенку стоит объяснять, в чем «плохость» этих слов и, желательно, дать четкое понятие, что делают эти слова с тем, кто их произносит и с теми, кто их слышит. То есть дать обратную связь — как то, что делает ребенок, влияет на мир.

В сказке о колючих словах я попыталась дать полную картину мира «плохих» слов, чтобы ребенок включился в игру по «расколдовыванию» изначально хороших слов, но, по стечению обстоятельств, «превратившихся» в такие, которые не стоит говорить.

Можете взять мою метафору про колючки, можете придумать свою. Но когда будете объяснять своему дошкольнику или младшему школьнику эту тему, то обязательно расскажите и предысторию, как вы это понимаете.

Эта сказка написана с любовью к детям и их родителям. Порой бывает так сложно что-то объяснить или чему-то научить своих детей. А иногда не просто найти силы, чтобы дальше продолжать любить, оберегать, заботиться. На помощь приходит сказка с ее метафорическим языком, волшебными героями, захватывающим приключениями.

Пишите свое мнение в комментариях по поводу сказки. Задавайте вопросы. И делитесь в социальных сетях!

С уважением, Александра Бондаренко.

mob_info