Печеночный сосальщик строение жизненный цикл. Возростная психология, полный жизненный цикл развития человека Возрастная психология полный жизненный цикл развития человека

Ученый-биолог Пратик Гурха считает, что ценовой график биткойна повторяет репродуктивный цикл биктерий. Согласно его наблюдениям, основанным на сравнении поведения курса биткойна с фазами развития бактерий, в ближайшее время курс биткойна возобновит рост и достигнет отметки $50 000.

Некоторые трейдеры в последнее время остерегаются ценовых прогнозов биткойна, а также различных интерпретаций технического анализа - и на то есть веские основания. С течением времени цена биткойна продемонстрировала явную непредсказуемость и волатильность, и лишь немногие криптоэнтузиасты способны точно спрогнозировать поведение данного актива на рынке. И хотя не существует «правильного» или «неправильного» способа проведения анализа биткойн-рынка, в данной деятельности, безусловно, ценятся опыт трейдинга, обширные знания о финансах и/или холодная статистика.

Именно на объективных наблюдениях и холодной статистике основано предположение междисциплинарного ученого Пратика Гурха, интересующегося экономикой и инновациями. По его словам, ценовое движение биткойна можно предсказать с помощью жизненного цикла простой бактерии в чашке Петри.

Анализ Гурха не надуманный, хоть и является довольно нетрадиционным. Гурха отметил, что диаграмма биткойна напоминает репродуктивную картину бактерии: лаг-фаза (фаза задержки размножения) — лог-фаза (экспоненциальная фаза) — стационарная фаза — фаза отмирания (логарифмической гибели).

На первом этапе (лаг-фаза) бактерии адаптируются к условиям среды. Вторая характеризуется экспоненциальным ростом (лог-фаза): бактерии делятся до тех пор, пока не достигнут границ, при которых окружающая среда не позволит поддерживать дальнейшую жизнеспособность популяции. После этого этапа, уже существующие бактерии питаются имеющимися ресурсами (стационарная фаза), пока не наступит истощение и смерть (фаза отмирания). Примечательно, что Гурха не упоминает последний этап в контексте биткойна, так как считает, что это не коснется криптовалюты.

Ученый перенес свою наблюдения на график биткойна и выразил в математической формуле. Гурха предполагает, что цена биткойна следует точно такому же жизненному циклу, как и бактерия, и уверен, что курс монеты будет продолжать вести себя аналогичным образом в будущем.

По прогнозу Гурха, биткойн, без сомнения, снова вырастет до $20 000, так как новый бычий цикл (экспоненциальная фаза) начнется со дня на день. Максимумы новой фазы, по прогнозу Гурха, достигнут $50 000, а будущие ралли позволят курсу биткойна добраться до отметки $250 000. В отличие от типичных технических анализов, Гурха использовал совершенно иной набор параметров, который, тем не менее, также указал на продолжение роста биткойна.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.

К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

ISBN 5-89144-162-4

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (пси­хологии развития) отражен полный жизненный цикл, ко­торый проходит человек. Рассматриваются возрастные за­кономерности развития в младенчестве, раннем и дошколь­ном детстве, младшем школьном и подростковом возрас­тах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Про­слежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Вы­готского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факуль­тетов педагогических институтов и университетов, но мо­жет быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующей­ся психологией.

ISBN 5-89144-162-4 ООО «ТЦ Сфера», 2001

Предисловие

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета време­ни. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, вир­туальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечнос­ти. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и пре­одоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались пода­рить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о простран­ства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке при­сутствует и внутренний избыток времени, даже, возмож­но, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгно­вении - длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсив­ности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами време­ни». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будуще­го не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда ос­танется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.

Начнем с определения этого биологического понятия. Спорофит — это бесполое поколение растений. Оно не просто размножается без участия гамет. В этом процессе участвуют специализированные клетки спорофита — споры.

Жизненный цикл

Для высших споровых растений характерен сложный жизненный цикл с чередованием поколений. Рассмотрим его на примере мха кукушкиного льна. В виде зеленого ковра он растет на влажном субстрате: лесной подстилке, крышах, подвалах и даже асфальте. Эта структура имеет листостебельное строение. Функцию корней у мха выполняют ризоиды, которые не имеют настоящих тканей. Они закрепляют растение в субстрате, обеспечивая дополнительное питание.

Зеленое листостебельное растение мха — это его половое поколение. Оно называется гаметофит. На нем формируются органы полового размножения, в которых содержатся половые клетки — гаметы. Их слияние происходит только при помощи воды, поэтому моховидные всегда растут только во влажных местах.

В результате оплодотворения на гаметофите развивается бесполое поколение растения. Оно представляет собой коробочку на сухой ножке. В ней развиваются споры. Попадая в почву, они прорастают и образуют зеленый листостебельный ковер. Такое чередование поколений и называют жизненным циклом: спорофит сменяется половым поколением и наоборот.


«>

Спора и семя: черты отличия

Среди высших растений различают еще одну систематическую группу — семенных растений. В процессе эволюции они произошли от споровых и значительно превзошли их в видовом разнообразии. Благодаря чему это произошло. Дело в том, что семена имеют запас питательных веществ, которые позволяют зародышу развиваться независимо от условий окружающей среды. А у группы цветковых они формируются внутри плодов, что создает дополнительную защиту.

Спорофит развивается иначе. Клетки бесполого размножения лишены запаса питательных веществ и зародыша, а внутреннее содержимое защищено лишь оболочкой. А прорастают споры только при наличии влаги.

Споровые растения

Какие организмы в природе размножаются при помощи спор? Прежде всего, это мхи, плауны, хвощи и папоротники. Их объединяют в группу высших споровых растений. У мхов в жизненном цикле преобладает гаметофит. А у остальных представителей — бесполое поколение. Их спорофит состоит из корней и побегов. А вот в строении этих вегетативных органов существуют значительные отличия.


Папоротники имеют подземное видоизменение побега — корневище. На поверхности видны только пышные и раскидистые листья растения. На их нижней стороне невооруженным глазом можно рассмотреть небольшие бугорки. Это группы спорангиев, в которых созревают клетки бесполого размножения.

Что такое спорофит у плаунов? Это многолетнее травянистое растение с ползучими стеблями, на которых спирально расположены мелкие листья. Под землю от него отрастают придаточные корни. Некоторые листья, находящиеся на верхушке побегов, видоизменяются в чешуйки. На их верхней стороне формируются спорангии.

Спорофит хвоща также представляет травянистый побег, состоящий из корневища и листьев. Он бывает двух видов: весенний и летний. Первый является спороносным. Он лишен хлорофилла и имеет бледно-розовый цвет. Летний побег зеленого цвета с клиновидными листьями. Функцию фотосинтеза у него выполняет стебель.

Гаметофиты плаунов, хвощей и папоротников развиваются отдельно от растений бесполого поколения. Они имеют вид плоских зеленых пластинок. В этом заключается их основное отличие от мхов, спорофит которых анатомически связан с особями полового поколения.

Какие организмы размножаются спорами

У грибов клетки бесполого размножения со временем формируются на плодовых телах в спорангиях. В их жизненном цикле также наблюдается чередование способов размножения. При этом спорообразование чаще всего происходит при наступлении неблагоприятных условий. Дело в том, что эти клетки продолжительное время могут сохранять жизнеспособность, несмотря на низкие и высокие показатели температуры, давления, солености и т. п.

То же самое можно сказать и о спорах бактерий. У некоторых видов они развиваются даже после длительного кипячения или обезвоживания. Когда условия становятся благоприятными, споры выходят из плотных оболочек, начинают питаться и размножаться.

Для водорослей бесполый способ размножения является основным. Одноклеточная хламидомонада при этом теряет жгутики, после чего делится на 4, а иногда и 8 спор. Каждая из них выходит из оболочки в воду и быстро растет. Уже через сутки молодые хламидомонады способны к спорообразованию. Такая особенность обеспечивает стабильность данного вида.

Итак, из нашей статьи вы узнали, что такое спорофит. Это бесполое поколение растений, которое размножается при помощи специализированных клеток.

В жизнен цикле кажд раст-я, имеющего половое размнож-е, существ смена ядерных фаз гаплоидной и диплоидной. Переход от гаплоидн сост-я к диплоидн происход в рез-те полов пр-са при образ-и зиготы; от диплоидн к гаплоидн - в рез-те мейоза обычно при спорообраз-и. Оплодотворение и мейоз взаимосвязаны, это две стороны жизнен пр-са, поддерживающие постоянство числа хромосом.


Соотнош гаплоидн и диплоидн фаз варьирует у разных групп. У всех грибов и ряда водорослей зигота - единствен диплоидная к-ка; она сразу же делится мейотически, восстанавливая гаплоидн сост-е организма.

У высш раст-й и ряда водорослей происх чередован поколений - бесполого (спорофита) и полового (геметофита). На диплоидн спорофите за счет мейотич деления образ гаплоидн споры. Из споры развив гаплоидн гаметофит, производящий гаметы. При их слиянии в зиготе восстанавливается диплоидн набор хромосом. Из зиготы развив диплоидн спорофит.

Если спорофит и гаметофит морфологически одинаковы, то происх изоморфное чередование поколений, если различны - гетероморфное. У водорослей существ обе формы, у высш раст-й - только гетероморфное.

Гаметофит - гаплоидн многоклеточн фаза в жизнен цикле раст-й и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые к-ки, или гаметы.

Развив из гаплоидн спор. На гаметофите в спец-х органах гаметангиях развив половые к-ки, или гаметы. Гаметангии, производящие мужск гаметы, наз антеридии, а гаметангии, производящие женск гаметы - архегонии. Оплодотворение женск гамет (яйцеклеток)у наземн раст-й, как правило, происходит в архегонии, после чего из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы, развив диплоидн спорофит, котор первое время завис от гаметофита. В разных группах раст-й и водорослей гаметофит развит в различн степени.


Спорофит - диплоидн многоклеточн фаза в жизнен цикле раст-й и водорослей, развивающаяся из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы и производящая споры.

В отличие от мхов, практически все тело цветкового растения, за исключением пыльцы и семяпочки, явл спорофитом.

Развив из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы. На спорофите в спец-х органах – спорангиях — в рез-те мейоза развив гаплоидн споры. У многих раст-й (разноспоровые плауны и разноспоровые папоротники, а также голосеменные и цветковые) спорангии делятся на два типа: макро- и микроспорангии. Макроспорангии производят макроспоры, а микроспорангии - микроспоры. Из макроспор развив женск гаметофиты, а из микроспор - мужские.

В разн группах раст-й и водорослей развит в различн степени. У цветков раст-й, голосеменных и сосудистых споровых (плауны, хвощи и папоротники) спорофит значит-но крупнее гаметофита. Собственно, все, что мы обычно называем раст-ем, и есть его спорофит. Гаметофиты семенных раст-й большую часть жизни проводят в оболочке споры (микроспоры - это пыльца, а макроспоры нах в семязачатках), а у сосудистых споровых гаметофит - маленькое, но самостоят-е многоклеточн раст-е. У мхов, напротив, в жизненном цикле доминирует гаметофит. Спорофит быстро усыхает и состоит только из ножки и колпачка-спорангия со спорами.

Циклы солнечной активности , их значение для жизни человека и человечества были рассмотрены российским ученым-энциклопедистом Александром Леонидовичем Чижевским (1897-1964). А. Л. Чижевский был человеком большой личной храбрости (во время Первой мировой войны стал Георгиевским кавалером), обладал разносторонними талантами в различных научных областях (известен как биофизик, естествоиспытатель, историк, являясь действительным членом многих академий мира и почетным профессором зарубежных университетов), а также в сфере искусства: занимался живописью и писал стихи, в которых звучали мотивы Космоса и беспредельности творческих возможностей человека.

Интересно!

В стихотворении «Гиппократу», начатом в 1915 г. (Калуга), продолженном в 1943 г. (Челябинск) и оконченном в 1952 г. (Караганда) , А. Л. Чижевский говорил о тайнах мироздания:

Мы дети Космоса. И наш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен,

Что чувствуем себя мы слитыми в одном,

Что в каждой точке мир - весь мир сосредоточен...

И жизнь - повсюду жизнь в материи самой,

В глубинах вещества - от края и до края Покрытая для нас еще великой тьмой,

Страдает и горит, нигде нс умолкая...

Судьба А. Л. Чижевского сложилась драматически, но даже необоснованные репрессии, которым он подвергся в годы культа личности Сталина, не сломили его творческую натуру.

Огромное влияние на мировоззрение А. Л. Чижевского оказало знакомство с основоположником теоретической космонавтики Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1935). Идеи тесной взаимозависимости человека и ритмов Вселенной нашли отражение в трудах А. Л. Чижевского. В его книге «Физические факторы исторического процесса» (Калуга, 1924) речь идет о том, что внутренняя жизнь Солнца постоянно испытывает ритмические колебания, связанные с изменением его активности. Полный цикл этих колебаний охватывает от 7 до 16 лет (чаще от 9 до 13). По мнению ученого, электрические процессы на Солнце оказывают воздействие на неорганическую и органическую природу земли: «Люди всегда чувствовали свою зависимость от Солнца, они угадывали, что судьбы Земли тесно связаны с судьбами Солнца» . Чижевский утверждал, что зависимость человечества от судеб Вселенной является не поэтической мыслью, а неоспоримой истиной, которая базируется на достижениях точной науки .

Запомнить!

А. Л. Чижевский выдвинул предположение о том, что развитие человечества связано с периодической деятельностью Солнца.

В целях доказательства своих идей ученый проанализировал огромный пласт времени: от 500 в. н.э. по 1914 г. Им было установлено, что насыщенность важными историческими событиями совпадает с моментами наивысшей активности Солнца. По его подсчетам, «в каждом столетии всеобщий цикл исторических событий повторяется ровно 9 раз <...> каждый цикл всеобщей исторической, военной или общественной деятельности человечества равен в среднем арифметическом 11 годам <...> Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцеде- ятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:

I - период минимальной возбудимости;

II - нарастания;

III - максимальный;

Интересно!

А. Л. Чижевским были составлены историометрические таблицы, подтверждающие его предположения. Так, применительно к определенным периодам развития человечества наблюдалось очевидное соответствие между увеличением «пятнообразовательной» деятельности Солнца и усилением военно-политической активности.

Согласно взглядам Л. Л. Чижевского, историческое время «измеряется при помощи конкретных физических единиц. Темпорализм социально- исторического процесса, являющейся во многом результатом субъективных его разночтений, соотносится со вполне объективной метрической шкалой и приобретает тем самым устойчивость и однозначность. Иначе говоря, всякий цикл мирового социально-исторического процесса представляет собой определенную измерительную единицу течения времени этого процесса, т.е. оказывается мерой времени в социальной жизни человека. Благодаря тому, что солнечные периоды более или менее правильно распределены во времени, следует считать, что исторические события имеют больше всего шансов возникнуть именно в определенные интервалы времени» .

Развитие этноса начинается с пассионарного толчка , связанного с началом становления этноса и появлением небольшого числа пассионариев и субпассионариев. После инкубационного периода этногенеза идет фаза подъема , сопровождающаяся устойчивым увеличением количества пассионариев. Ее сменяет акматическая фаза, число пассионариев достигает максимума, и из разрозненных этносов вырастает новый суперэтнос. Последующая фаза надлома свидетельствует о резком уменьшении пассионарного заряда, влекущим за собой раскол этноса. В ходе инерционной фазы пассионарность снижается постепенно, жизнь этноса обретает спокойный характер, а люди получают возможность наслаждаться материальными и культурными благами. Когда наступает фаза обскурации , субпассионарии стремятся избавиться от пассионариев и гармоничных людей, назревает распад этносоциальной сферы, наблюдаются упадок и деградация, в результате чего происходит либо гибель этноса, либо наступление мемориальной фазы, сохраняющей лишь воспоминания о прошлом. На фазе гомеостаза эта память исчезает и наступает период возвращения человека к природной гармонии. Процесс формирования и угасания этноса длится приблизительно 1200-1500 лет .

По мысли Л. Н. Гумилева, «изменения пассионарности в ходе этногенеза создают исторические события. Таким образом, история идет не вообще, а именно в конкретных этносах и суперэтносах, каждый из которых обладает своим запасом пассионарности, своим стереотипом поведения, собственной системой ценностей - этнической доминантой. И поэтому говорить об истории всего человечества не имеет смысла <...> Поэтому и все разговоры о “приоритете общечеловеческих ценностей” наивны, но не безобидны. Реально для торжества общечеловеческих ценностей необходимо слияние всего человечества в один-единственный гиперэтнос <...> Но даже если представить себе гипотетическое слияние человечества в один гиперэтнос как свершившийся факт, то и тогда восторжествуют отнюдь не “общечеловеческие ценности”, а этническая доминанта какого-то конкретного суперэтноса» (см. также главу 3, параграф 3.5; главу 6, параграф 6.5).

Концепция Л. II. Гумилева стала поводом для научных дискуссий и породила различные точки зрения. В частности, ученого упрекали в произвольном определении содержания и длительности тех или иных фаз развития этноса. Вместе с тем, по мнению отечественных исследователей, Л. Н. Гумилев, как и его предшественники, пришел «к осознанию того факта, что окружающий мир состоит из мириадов переплетающихся друг с другом событий, сущность которых часто скрыта, и необходимо углубленное изучение скрытых смыслов; что не существует какой-либо одной заданной ориентации человечества и одной ярко выраженной перспективы его развития»

По мнению Д. Леви , исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

1) внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;

2) семья молодоженов;

3) семья с маленькими детьми;

4) семья с подростками;

5) выход повзрослевших детей из семьи;

6) семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

1) совсем молодые браки - от 0 до 4 лет совместной жизни;

2) молодые браки - от 5 до 9 лет;

3) средние браки - от 10 до 19 лет;

4) пожилые браки - более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак - принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца . К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи . Рамки этапа: решение о продолжении рода - возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья , то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста . На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

- «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

- «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

Изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т. п.);

Биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);

Изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

- «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).

mob_info