"экспедиция как форма и способ экологического просвещения". Школьная учебно-исследовательская экологическая экспедиция на кавказ Определение и учет птиц

Заключительное мероприятие XXI экспедиции «Начни с дома своего» прошло в начале недели, 20 августа, в конференц-зале Минприроды Алтайского края - организатора экспедиции, куда юные экологи прибыли с последней точки маршрута этого года - Бийска.

За каждым проведенным в экспедиции днем интересующиеся могли наблюдать на официальных сайтах Правительства Алтайского края, Минприроды, Общероссийского народного фронта, Общественной палаты края, при поддержке которых прошла экспедиция, а также на информационном интернет-портале «Природа Сибири». В этом году ребята охватили экологическими акциями Сибирский федеральный округ.

Накануне отчетного выступления ребята выступили со своей программой в детском лагере «Лесная сказка» под Бийском, потом репетировали на базовой стоянке, работали с дневниками, создавали историю экспедиции в рисунках, чтобы передать встречающим эмоции от двухнедельной экспедиции. В зале разместились фотолетопись экспедиции-2018, созданная в дороге, плакаты, буклеты, календари и издания экологической тематики.


За одним круглым столом собрались представители исполнительной власти, депутаты, руководители учреждений культуры, экологического образования и просвещения, научно-образовательных учреждений и общественных организаций.

Мероприятие начал идейный вдохновитель и бессменный руководитель движения «Начни с дома своего» Сергей Иванович Малыхин , задав тон выступления агитбригады. По-детски простыми и по-взрослому наполненными словами: «я просто очищала школьный сад», «я просто спасла птенца», «я просто садила цветы», «я просто кормила птиц зимой», «я просто очищала берега Алея» команда «Орлята» начинала каждое свое выступление в этом году.


Командный дух отчетливо ощущался в каждой песне, в каждом стихотворении и высказанном впечатлении о прожитых в полевых условиях 14 днях и ночах. В песнях под гитару «Дело есть дело», «Изгиб гитары желтой», «Детство», «Ты, да я, да мы с тобой», «Перевал» многие узнавали светлое время школьных походов студенческих отрядов. Ребята исполнили гимны СФО («Сибирский Федеральный») и экологического движения «Начни с дома своего», авторскую песню, написанную командой экспедиции в 2014 году «Парусят наши куртки крылато».


Первые дни

Как отметил Сергей Иванович, самые важные дни в экспедиции - это первые. Помогают организовать совместную работу ребята, которые неоднократно бывали в экспедиции, их ласково называют «старичками».

Рублев Александр : «Мне 17 лет, я из Третьяковского района. Больше всего мне запомнились первые дни экспедиции, которые прошли в лагере «Экосапиенс» на Бердском водохранилище - потому что мы столкнулись с первыми трудностями, но постепенно со всем справились. В экспедиции мне больше всего дарит радость помогать ребятам, петь с ними песни, выступать».


Сергей Иванович представил команду педагогов, которые помогали ребятам освоиться в новых для себя условиях. С агитбригадой девятый год работает учитель немецкого языка Староалейской школы №1, член Общественной палаты края Виктор Майзенгельтер , ставший фактически заместителем начальника экспедиции. Каждый год с экспедицией ездят педагоги Алтайского краевого детского экологического цента - на этот раз Валентина Ивановна Мещерякова и Людмила Евгеньевна Параскун . Большая работа ложиться на волонтёров, помогающих в хозяйственной части - это студенты географического факультета АлтГУ Дмитрий Григоренко и Светлана Агафонова , а также Наталья Лебедева из педагогического университета. Журналисты газеты «Природа Алтая» Елена Панфило и Ирина Шильреф на протяжении двух недель описывали все события экспедиции. А за здоровьем группы следила медицинский работник из Кулунды Наталья Викторовна Буданова .

Сами ребята охотно делились своими впечатлениями от экспедиции, многие стали частью команды «Начни с дома своего» впервые.

Татьяна Бирюкова: «В экологической экспедиции я в первый раз. Это движение подарило мне возможность путешествовать по городам Сибири, посещать интересные места, а также изучать взаимодействие сибирских городов. Говорят, что мы дети потерянного поколения, мы здесь, чтобы доказать обратное. Мы делаем то, что другим лень, на что другие не обращают внимания, хотя это не требует больших усилий. Я хочу вам сказать: наслаждайтесь, изучайте и сохраняйте то, что окружает вас».

В течение двух недель ребятам приходилось постоянно преодолевать себя. Через преодоление общих трудностей ребята стали настоящей командой.

Иван Никитенко: «Мне 14 лет. Это моя первая экспедиция. Благодаря ей, я понял, что никогда и ни при каких условиях нельзя сдаваться. Если что-то не получается - нужно пробовать еще, еще и еще. До тех пор, пока не получится. Я понял, что я могу - всё!»

Сергей Иванович поделился историей, когда, приступив к уборке берегов реки Томь в Кемеровской области, ребята оказались под дождём, но продолжили экологическую акцию.

«Эта история стала той точкой, которая бывает в жизни каждого человека и в жизни каждой экспедиции. Это был тот «перевал», который надо было пройти», - отметил руководитель.


Вслед за своим руководителем ребята подтверждают, что именно с этого момента ощутили небывалое сплочение.

Майя Казанцева : «Я из Барнаула, и это моя первая экспедиция. Мы побывали в четырех регионах. Из всех мест больше всего мне полюбился Кузбасский ботанический сад за его липовую аллею, коллекцию бадана, смотровую площадку с видом на реку. Мне показалось, что именно там мы стали командой, когда, несмотря на дождь, мы убирали мусор на берегу Томи. Так что это место стало для меня родным».

Программа

Сергей Иванович рассказал о распорядке дня юных экологов: утро начинается с зарядки, день наполнен содержательной работой - заполнение дневников, посещение культурных объектов, заложенных в программу, проведение экологических акций, репетиции выступлений, заготовка дров, вечерний костер, приготовление еды на огне. Каждое занятие не случайно в экспедиции, например, кроме привития практических навыков жизни в полевых условиях и формирования экологической культуры, ребят учат писать, связно излагать свои мысли на бумаге, пробуждая тем самым интеллектуальную деятельность.

В этом году, как и в последние несколько выездов, маршрут выстраивали по принципу дополнения: в Академгородке посетили геологический музей, где показали саркофаг, в котором была захоронена принцесса Укока. А в Республике Алтай, в музее Анохина, удалось попасть в зал, где в настоящее время хранится древняя сакральная мумия. Таким образом - в двух разных точках получили информацию, проанализировали, обобщили и составили разноплановое представление знаменитой находке археологов начала 90-х гг.

В экспедиции четко распределены роли и каждый знает свою.

Данил Лебедев: «Я являюсь волонтером из Третьяковского района. У каждого из членов экспедиции есть своя роль. На мне лежит ответственность за костер, теплую баню и дрова. Экспедиция - это семья, поскольку каждый знает свою роль в ней. Спасибо большое всем руководителям и участникам - я вас не подведу».

На каждой остановке на переездах от точки к точке ребята убирали мусор на территории вокруг себя, ведь на этих местах останавливаются и туристы, оставляющие после себя «следы».

Виктор Лапоногов: «Я живу в Каменском районе. В экоцентре занимаюсь пятый год и это моя третья экспедиция. Рассмотрим ситуацию: однажды вы соберётесь в лес, чтобы послушать птиц, набрать грибов или посидеть на берегу озера. И что вы видите? Пакеты на деревьях, бутылки в кустах. Сейчас это называется «отдохнуть на природе». Так было на берегу Томи в Кемерово и на озере Уткуль в Бийске до нашего приезда. Мусор в таких местах не просто некрасиво, а очень опасно для почвы, воды, леса. Поэтому я прошу вас: в следующий раз, когда вы пойдете в лес, возьмите с собой хотя бы маленький пакетик, чтобы убрать тот мусор, который встретится вам на пути. Ведь нужно понимать, что мы тоже часть природы и должны о ней заботиться».

Планы на будущее и соратники


В этом году ребята посетили много музеев: Центральный Сибирский геологический музей Института геологии и минералогии СО РАН, музей истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН, Музей Солнца в Новосибирской области; Историко-этнографический музей Беловского района «Чолкой», музей-заповедник «Красная Горка» в Кемеровской области; музей имени Виталия Бианки в Бийске; Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске. Параллельно собирали информацию для нового интересного туристического маршрута «Сибирь музейная», который и станет основой экспедиции следующего года.


Кроме музейных экспонатов впечатление на ребят произвел Бачатский угольный разрез. Его масштаб позволяет осознать всю мощь человека, которая может быть направлена как на разрушение природы, так и на ее восстановление. В Кузбасском ботаническом саду ребята научились проводить правильную обрезку деревьев, помогли с прополкой саженцев.

В Новосибирске встретились с организацией «Юные экологи Сибири» (единственная в городе, она создана по инициативе и помощи движения «Начни с дома своего»), с представителями Минприроды области и дирекции ООПТ.

В Бийске юных экологов встретил главный специалист отдела регионального экологического надзора по Бийскому округу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Владимир Степанов . Новый экспедиционный лагерь установили на базе отдыха Уткуль недалеко от Бийска. Больше своё местоположение участники экспедиции не меняли, а шесть дней совершали выезды в соседние районы и города. Это особенность маршрута этого года - акцент на работе на территории края. Ребята посетили детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка», провели экологическую акцию на берегу озера Уткуль, где базировался их палаточный лагерь. За один час юные экологи собрали 25 мешков мусора. По наблюдениям участников экспедиции, которые уже несколько лет подряд принимают участие в экспедиции, в этом году мусора было заметно меньше, как и на берегах реки Томь.

Кроме того, ребята побывали в национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске, познакомились с уникальными материалами археологических раскопок, коллекциями предметов быта алтайцев и русской старообрядческой культуры, историей Горного Алтая XIX века.


В Бийске в воскресный день, накануне отчетного мероприятия в Барнауле, провели широкомасштабную экологическую акцию по уборке бора от мусора, в рядах участников которой был и мэр города Александр Студеникин . Эта акция, как и другие в экспедиции, прошли в рамках проекта ОНФ «Генеральная уборка».

Дисциплина - в первую очередь

Появление ребят экспедиции на встречах с общественными организациями, с ветеранами, юными спортсменами всегда сопровождалось выступлением агитбригады. Каждого нового человека ребята посвящали в свои ряды, повязывая зеленый галстук.

Анастасия Бойко обратилась к присутствующим с такими словами:

«Я из Третьяковского района. В экспедиции второй раз. Год назад я бы и не смогла представить, что 35 человек могут стать реальной силой. Мы - за защиту окружающей среды. Мне приятно, когда наши идеи находят отклик. В каждом регионе к нам присоединяются новые люди: в Новосибирске это «Юные экологи Сибири». Нас поддерживают доктора наук, профессора, министры, депутаты Государственной Думы. Надеюсь, нас поддержите и вы».

Также в Бийске после прошлой экспедиции открыта общественная организация «Начни с дома своего». По словам Малыхина С.И., на октябрь запланирована встреча с мэром Александром Петровичем Студеникиным и педагогами для проработки дальнейших совместных планов.

Жесткая дисциплина, которую поддерживает в рядах участников экспедиции Сергей Иванович - совершенно оправданная обстоятельствами мера, отработанная на практике не один год, благодаря чему удается держать ситуацию на контроле и возвращать участников экспедиции в целости и сохранности. За 21 год экспедиций - ни одной серьезной травмы! Как ни удивительно, такая напряженная работа, в том числе по самоорганизации, не мешает ребятам ощущать всю прелесть детства.

Что же заставляет детей ехать в экспедицию, ведь это полевые условия, дожди, возможно - холод, долгие часы в автобусе. Какова мотивация ребят? Вот как объясняют это сами участники - новичок и ветеран экологической экспедиции:


Татьяна Зырянова:
«Я из Алтайского района, мне 15 лет. Вхожу в команду «Борцы экологического движения». Я очень много работала, поэтому попала в экспедицию. Здесь познакомилась с новыми людьми, нашла единомышленников, завела друзей. Узнала много о себе и своих возможностях. Познакомилась с такими проблемами как избыток пластика и других отходов, жестокость по отношению к животным. У меня есть кошка Екатерина и собака Рекс, я их очень люблю, поэтому не хочу, чтобы к животным относились жестоко. В экспедиции я помогала очищать берега рек и озер, а также сохранять отдельные виды животных и растений. Очень рада, что поехала в экспедицию, это была моя мечта. Я - в экспедиции!»


Светлана Водякова:
«В экспедиции я четвертый год. Она для меня - это увлекательное путешествие, которое с нетерпением жду каждое лето. Здесь мы не только находим себе новых друзей и товарищей, близких по духу, но и помогаем природе. В каждом регионе проводим экологические акции с местными жителями. Я счастлива, что снова нахожусь здесь. Для меня лето - это экспедиция!».

Воспитание патриотов

За многие годы руководства детьми в экспедиции у Сергея Ивановича сложилась четкая методика воспитательного процесса, и он охотно делится своими выводами: «Ребята способны выдерживать любые сверхнагрузки, если работа выстроена правильно. Поэтому развитие патриотизма - одна из главных составляющих экспедиции».

Стихи на патриотические темы декламировали Екатерина Карякина («Мы прошли с тобою пол-Европы»), Светлана Водякова («Алеша»), песни о войне «Последний бой» (исполнитель Настя Манакова ), «О той весне» зал слушал стоя. У многих на глазах были слезы.

В завершение выступления юных экологов слова благодарности высказали почетные гости, радеющие за продолжение развития экологического движения «Начни с дома своего», которое не имеет аналогов в России.

«Сейчас вы представляете из себя сплоченную команду. Это дорогого стоит, когда чувствуешь локоть товарища и готов вместе свернуть горы. Передайте эту силу горения своим сверстникам в школьный класс, друзьям во дворе», - напутствовал Валерий Анатольевич Елыкомов , член Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья.

Благодарственные слова в адрес руководителя экспедиции произнес Лев Александрович Коршунов , председатель Общественной палаты Алтайского края:

«Сергей Иванович нашел такую тропинку, по которой нужно идти дальше. И пусть на этом пути вам будет попутный ветер. Патриотический блок тронул до глубины души - когда поющие начинают плакать и зал вместе с ними - вот тогда и возникает чувство, которое мы называем патриотизмом».

Поддержка региона

Владимир Николаевич Попрядухин , врио министра природных ресурсов и экологии Алтайского края поблагодарил ребят за отчет в литературно-патриотическом воплощении, который «очищает души»:

«Все это время, пока ждали вас, мы испытывали постоянное чувство ответственности. Для нас большая честь встречать и видеть вас здоровыми, невредимыми, энергичными и сплоченными. В Минприроды уверены, что в вашем лице мы нашли истинных сподвижников и патриотов экологического движения. Будем рады встретиться и работать с вами в дальнейшем в профессиональном сообществе экологов».

Руководитель природоохранного ведомства выразил готовность оказывать содействие в продвижении и дальнейшем развитии данной экологической экспедиции:

«Начни с дома своего» - уникальный проект, не имеющий аналогов на территории всей страны. Мы, как специалисты-экологи, понимаем, что сегодня бережное отношение к природе должно воспитываться с малого возраста - это является залогом успешной работы по сохранению биологического разнообразия и всего того богатства, которым обладает Алтайский край. Природоохранные мероприятия были бы невозможны без системы экологического воспитания и просвещения. Именно поэтому вся экологическая общественность, научно-образовательные учреждения, органы власти поддерживают юных экологов, выступая в качестве идейных вдохновителей. Данное направление включено в государственную программу Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 - 2020 годы» и будет проводиться, как и прежде, ежегодно. Минприроды края как организатор экологической экспедиции выступило с инициативой сделать данный проект абсолютно независимым в финансовом плане, поскольку в предыдущие периоды приходилось привлекать значительную спонсорскую помощь. Предложение поддержало Правительство Алтайского края, и в текущем году весь объем финансирования выделен из средств краевого бюджета», - отметил Владимир Попрядухин.

Существующее мнение о том, что современным детям совершенно чужды ценности предыдущих поколений, они оторваны от реальности, пропадают в интернете, им нельзя доверить сохранение культуры и природы. Сергей Иванович напомнил, что подобные опасения высказывались еще древними мыслителями четыре тысячи лет тому назад (Папирус Присса). Ребята из экспедиции «Начни с дома своего» - лучший пример того, что подрастающее поколение интересующееся, пытливое и активно познающее.

Малыхин С.И. выразил уверенность в том, что дальнейшее развитие движения должно быть связано с расширением географии проекта, с подключением других субъектов Сибири. С подобными предложениями к руководству уже обращались коллеги из Кемеровской области, Новосибирской области и республики Алтай.

В качественном плане организация процесса отточена до мельчайшей детали - дает плоды 21 год выстраивания системы не только экологического, но и эмоционального, психологического воспитания, что, безусловно, приводит ребят к личностному росту и повышает уровень экологической культуры. А это, считают участники движения «Начни с дома своего», - главное направление их работы.

Пресс-служба Минприроды АК совместно с газетой "Природа Алтая"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ"

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юный исследователь»

естественнонаучной направленности

Срок реализации - краткосрочная

Возраст - 12 -18 лет

Составитель:

Немцева Марина Викторовна

педагог дополнительного

образования

г. Кандалакша, 2019 г.

Пояснительная записка

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности детского объединения «Юный исследователь»

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

устава МАУДО «Детская эколого-биологическая станция».

Направленность общеобразовательной программы естественнонаучная, она опирается на знания полученные в быту или в природе.

Уровень программы базовый

Вид программы - по уровню усвоения дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа, направленная на удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в области естествознания.

Важным звеном современного образования в большей степени являются экологическое образование и воспитание. Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.

Экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности

Задача экологической экспедиции сформировать определенный объем знаний по экологии, способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмысления взаимодействия общества с природой, осознанию значимости своей практической помощи природе. Формирование таких качеств особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность - один из методов проблемного обучения.

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем края. Ученическое исследование по экологии сочетает в себе: использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.

Экологическая экспедиция способствует формированию знаний обучающихся по общим, региональным и локальным проблемам, углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим, гуманитарным и естественнонаучным предметам.

Актуальность программы - реализует потребности общества в решении проблем выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.

Педагогическая целесообразность - программа формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление.

Сущностью программы является проведение с подростками экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.

Цель и задачи программы.

Цель: практическое обучение участников основным методам полевых исследований, формирование экологически компетентной личности подрастающего поколения и популяризация экологических знаний.

Задачи:

Обучающие:

формировать навыки и умения учебно-исследовательской деятельности;

формировать навыки безопасного и грамотного поведения в природе;

овладевать методами научного познания для объяснения природных явлений;

применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде;

формировать важнейшие логические операции мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы живой природы;

овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными);

изучить разнообразие растений и животных в естественной среде обитания;

освоить методы натуралистической работы, методы полевых исследований, постановки экспериментов;

знакомство с эколого-фаунистическими комплексами животных района;

изучение основных особенностей региональной флоры, изучение эколого-фитоценотической приуроченности важнейших видов;

ознакомить обучающихся с населением животных основных типов биотопов, биологическими чертами главнейших видов и их ролью в природе и хозяйственной жизни человека;

изучить структуру и динамику важнейших фитоценозов в районе кордона Лувеньга, их экологическую приуроченность;

познакомить с правилами поведения в природе и мерами охраны растений и животных, применительно к местным условиям.

Развивающие:

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

развивать конструктивное мышление и сообразительность;

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся в процессе изучения объектов живой природы;

Развивать коммуникативные навыки работы в коллективе в полевых условиях.

Воспитательные:

Воспитывать нравственнее и духовное здоровье;

Воспитывать активную гражданскую позицию, используя активные формы отдыха, привлекательность экологического туризма и участие в общественно-полезной деятельности.

Учебная программа в лагере сочетается с полноценным отдыхом, что позволяет не только расширить экологический кругозор, приобрести определенные навыки в проведении научных исследований и решении практических природоохранных задач, а также создает условия для воспитания любви и уважения к природе.

Досуговая программа лагеря включает в себя викторины, беседы, игры, мастер-классы, лесные и спортивные эстафеты, экскурсии.

Место проведения экспедиции.

Кордон Лувеньга Кандалакшского государственного природного заповедника н

Условия реализации.

Экспедиция организуется на основе заключения договора с Кандалакшским государственным природным заповедником.

Возраст учащихся:

Программа рассчитана на обучающихся Детской эколого-биологической станции. Программа ориентирована на подростков от 12 до 18 лет.

Прогнозируемые результаты

личностные :

сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную этическую сферы деятельности человека;

способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию, работе в коллективе;

обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской

экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

метапредметные :

повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;

способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения задач;

сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать

видовое разнообразие животных и растений района проведения экспедиции;

виды животных и растений, занесенных в Красную книгу;

русские и латинские названия видов растений и животных района практики;

основные методы полевых флористических и геоботанических исследований;

основные жизненные формы и экологические группы животных и растений района проведения экспедиции;

основные вопросы рационального использования и охраны животных и растений

основные характеристики жизнедеятельности, внешнего строения животных, их

онтогенетических и сезонных изменений, способы размножения и расселения, зависимость от условий обитания.

уметь :

приобрести навыки :

основных методов полевых исследований;

коллекционирования, определения и описания животных и растений;

владения техникой сбора, приемами фиксации зоологических объектов, изготовления

владения методами морфологического описания и определения растений

животных по определителям

Формы фиксации результатов.

Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, игра-викторина, тестирование на выявление уровня знаний, анкетирование, защиту проектов, опрос в игровой форме, отслеживание мастерства выступления на конференциях, при проведении экскурсий, участия в конкурсах и олимпиадах, семинарах и научно-практических конференциях.

Форма подведения итогов реализации программы.

Оформление полевого дневника;

Оформление списка видов, обнаруженных группой в ходе экспедиции;

Оформление геоботанических описаний;

Составление отчетов о проделанной работе и их результатах.

Собранный и оформленный гербарный материал.

Узнавание видов в естественных фитоценозах.

Устный зачет по теоретическим вопросам;

Устный доклад по теме самостоятельной работы на заключительной конференции.

Тематический план.

Тема

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

I .Общие методики работы в природе.

1. Основные методы полевых исследований.

опрос, знакомство с методиками

2. Правила поведения в природе.

II . Лес - основной компонент окружающей среды.

1. Роль зелёных растений в природе и жизни человека.

конкурс рисунков «Лес наше богатство»

2. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой.

3. Типы леса. Элементы леса.

практ.работа

4. Определение растительных элементов леса.

практ.работа

5.Экскурсии в лес. Знакомство с особенностями местного леса.

экскурсия

III. Ботаника.

1. Морфология и определение растений, изучение флоры.

практ.работа

2.Экология растений.

3. Экскурсия составление флористического списка участка леса.

IV. Зоология.

1. Видовой состав и численность беспозвоночных животных.

практ.работа

2. Видовой состав, численность и экология позвоночных животных.

практ.работа

V. Экологический мониторинг.

1. Мониторинг наземных экосистем.

практ.работа

2.Методы биоиндикации.

практ.работа

VI . Общественно полезная работа.

Очистка участка леса от антропогенного мусора.

практ.работа

Подведение итогов работы.

конференция

Итого:

I .Общие методики работы в природе (2ч).

Основные методы полевых исследований. Правила оформления дневника наблюдения. Техника безопасности. Правила поведения в природе и на территории заповедника.

II . Лес - основной компонент окружающей среды (12ч).

Роль зелёных растений в природе и жизни человека.Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. Типы леса. Элементы леса. Определение растительных элементов леса. Экскурсия в лес. Знакомство с особенностями местного леса. Экскурсия в горелый лес, знакомство с растениями пирофитами.

III . Ботаника.

Морфология и определение растений, изучение флоры. Экология растений. Экскурсия составление флористического списка участка леса.

Проведение фенологических наблюдений за растениями. Изучение фитоценозов. Охраняемые растения.Ядовитые растения. Съедобные растения. Учёт урожайности дикорастущих ягод. Работа с определителями. Сбор гербария. Рекогносцировочное обследование.

IV . Зоология.

Видовой состав и численность беспозвоночных животных. Животные, занесённыё в «Красную книгу Мурманской области». Опасные животные Заполярья. Определение животных по следам жизнедеятельности.

Учёт птиц в искусственных гнездовьях. Наблюдения за муравьями и учёт муравейников. Работа по заданию заповедника. Участие в исследовательских программах. Птицы леса.

V . Экологический мониторинг.

Мониторинг наземных экосистем. Методы биоиндикации. Лишайники как индикаторы состояния окружающей среды. Методы лихеноиндикационных исследований. Участие в исследовательских программах

VI . Общественно полезная работа по сохранению и улучшению природного окружения лагеря. Подведение итогов работы .

Очистка участка леса от антропогенного мусора. Оформление отчётов для заповедника. Проведение конференции.

Апробация программы.

Программа реализуется с 2006 года во время проведения летней экологической экспедиции на кордоне заповедника. После проведения экспедиции обучающиеся сдают отчёты о проделанной работе в Кандалакшский Государственный природный заповедник и выполняют учебно-исследовательские работы.

Методическое обеспечение.

Методические пособия по полевой практике. Определители. Справочная литература. Дидактические пособия.

Материально-техническое обеспечение.

Гербарный пресс (1шт);

Гербарная папка (1шт);

Бинокулярная лупа (5шт);

Шпагат и колышки для маркировки пробных площадей геоботанического описания;

Рулетка 15м для (1шт);

Лопата штыковая (1 шт).

Бинокли (4 шт)

Сачки (1 шт).

Пинцеты,

Линейки штангенциркули,

Термометр (1 шт).

Упаковочные материалы: мешочки, картонные коробки, пакеты бумажные, полиэтиленовые

Оценка знаний обучающихся.

Проведение «тестовой олимпиады». Умение узнавать природные объекты. Умение оформлять и обрабатывать результаты наблюдений. Участие в учебно-исследовательских конференциях.

Список литературы

Для педагога

Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2010.-203 с.

Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. - М.: Школьная Пресса, 2012, - 112 с.

Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2010.-112с

Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2010.-64с.

Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2012.

Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2010.-142 с.

Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.

БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-2010.

Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2007. - 240с

Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. - М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 112с.

Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 2010. 239с.

Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова - Чебоксары. 2009. - 106с.

Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В. Н. Кардашенко. М.: Медицина, 2013. 264 с.

Для учащихся и родителей:

Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2010 г.

Детская энциклопедия. Я познаю мир. - М.: АСТ, 2010 г.

Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. - М.: Просвещение, 2012 г.

Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2013

Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2010

Приложение

Памятки.

Правила техники безопасности и поведения в лесу и на других объектах для учащихся во время прохождения экологической экспедиции.

Всем учащимся на экскурсиях в лесу и других объектах необходимо соблюдать требования о нормах поведения в лесах.

В лесу разрешается работать группами по 3—5 человек. Нельзя отставать от группы в свободное время с целью прогулок или сбора грибов и ягод.

Не делать остановок и не производить работ вблизи сухостойных деревьев, могущих упасть.

Не подходить и не прикасаться к вышкам линий электропередач, к провисшим и оборванным проводам, не влезать на деревянные вышки и сооружения.

Во время грозы не укрываться под высокими деревьями.

При выполнении самостоятельных заданий выполнять лишь работы, указанные руководителем.

Не переходить речек вброд.

Соблюдать в лесу правила пожарной безопасности.

Недопустимо разорять птичьи гнёзда и муравейники.

Бережно относится к растениям: не ломать молодые растения, не рвать цветов целыми охапками, не собирать редкие охраняемые растения для гербария, не засорять лес и другие места прохождения практики мусором.

Всем учащимся соблюдать правила техники безопасности при пользовании лесозаготовительными и землекопными инструментами.

Памятка.

Требования к проведению наблюдений .

Во время проведения наблюдений необходимо соблюдать следующие требования:

Работать строго по плану.

Быть аккуратным при сборе материалов и оформлении, вести чёткие и исчерпывающие записи на полевых бланках и в дневнике.

Растения собирать только в сухую погоду.

Не собирать для гербария редкие и охраняемые виды растений.

Во время экскурсий соблюдать технику безопасности, правила противопожарной охраны леса и полную дисциплину.

Памятка.

Перечень отчётных материалов.

По окончании летней полевой практики учащиеся сдают следующие отчётные материалы:

Дневник заполненный.

Гербарий, правильно оформленный и смонтированный, содержащий определённое количество видов различных лесных, луговых, болотных и других растений.

Отчёт самостоятельной работы по заданию.

План проведения экскурсии по указанному руководителем маршруту.

В конце отчёта должны быть указаны виды растений, которые подлежат охране в районе наблюдений, а также виды - имеющие лекарственное и хозяйственное значение

Летом 2017 года Детской Экологической станцией совместно с ООО "Газпром добыча Ямбург" организована и проведена экологическая экспедиция "Исследование животного мира Ямбургского НГКМ и бассейна реки Пойловояха". Кроме педагогов и обучающихся МБУДО ДЭС в экспедиции приняли участие специалист ООО "Газпром добыча Ямбург" Романов А.В. (фотограф, участник более 70 международных фотовыставок) и научный сотрудник НИЦ по изучению биоразнообразия Тюменской области "Зоологический музей ТюмГУ" Шарафутдинов И.Г.

По результатам экспедиции в Детской Экологической станции и офисе ООО "Газпром добыча Ямбург" в г. Новый Уренгой и п. Ямбург были организованы фотовыставки, так же по материалам экспедиции обучающимися Детской Экологической станции проведены исследовательские работы, которые были представлены на различных научных площадках г. Москва и Санкт-Петербурга, а так же на конгрессе научно-исследовательского центра школьников "Нордхессен СФН" при Кассельском университете (Германия).

В течении года была проделана серьезная работа по обобщению результатов экспедиции. В сентябре 2018 года участником экспедиции педагогом МБУДО ДЭС Костенко А.В. (кандидат биологических наук, орнитолог, автор более 30 научных публикаций) совместно с ООО "Газпром добыча Ямбург" был подготовлен и издан отчет о результатах экспедиции. В отчете представлены результаты исследовательских изысканий, приведена информация о численности и территориальном распределении птиц и млекопитающих, включая редкие краснокнижные виды, проанализировано техногенное воздействие на природные сообщества, а так же представлен ретроспективный анализ полученных результатов (сравнение с исследованиями, проведенными в пос. Ямбург в 1989 г.).

Отчет предназначен для специалистов в области орнитологии, экологии, топливно-энергетического комплекса страны, студентов, магистрантов и аспирантов, изучающих основы устойчивого развития различных отраслей промышленного производства, старших школьников, изучающих основы экологии и биологии и всем, кто интересуется природой Крайнего Севера. В ближайшее время пройдет презентация научной работы. Опубликованный отчет будет направлен во все общеобразовательные школы города для использования педагогами и обучающимися.

Экспедиция как форма и способ экологического просвещения

Карпушева А.Г., Карпушева Е.Т.

Последние двадцать лет прошлого столетия и первое десятилетие века нынешнего – это годы экологического образования во всем мире. Современная ситуация предполагает функционирование единой системы экологического образования. Её основной задачей является формирование экологического сознания личности, осознания ею персональной ответственности за свою деятельность в окружающем мире.

Важная роль в формировании экологического сознания традиционно отводится школьному туризму, как спортивному, так и неспортивному. Особо выделяем такую форму организации работы с детьми, как экспедиция: краеведческая, исследовательская, учебная, этно-экологическая. Её основное достоинство в том, что она может быть наполнена различным учебным содержанием и требует от участников овладения важными туристическими навыками (от умения рассчитать провизию для путешествия до выживания в экстремальной ситуации).

Экспедиция - это инновационная и традиционная форма организации работы со школьниками. Под экспедицией мы понимаем такую форму организации работы с подростками и молодёжью, которая, во-первых, позволяет выстраивать межличностное общение по принципу общины, круга, «на равных», во-вторых, стимулирует интерес каждого участника к открытиям себя, мира людей, мира природы и помогает человеку расти, преодолевая трудности путешествия. К тому же, как показывает опыт, экспедиция дает уникальную возможность воспитывать в детях любовь к родному краю, прививать интерес к его истории и природе не в кабинетных, «тепличных», условиях.

В 2004 году нами была организована работа круглогодичной Детско-юношеской этно-экологической экспедиции «Былина в Заозерье». Она строится на принципах: изучение экологии на краеведческой основе, добровольность и личная заинтересованность учащегося; индивидуальный и дифференцированный подход.

Изучение экологии должно начинаться как можно раньше, идти «по возрастающей», постоянно и постепенно усложняясь.

Интерес у школьников вызывает изучение взаимоотношений человека и природы сквозь призму традиционной культуры, так как зафиксированные в традиционной культуре принципы отношения к окружающей среде, принципы природопользования, взаимоотношений внутри общества помогают находить причины появления экологических проблем, учат находить способы их решения.

Главная задача экспедиции «Былина в Заозерье» – воссоздание этнической культурной среды в естественных для нее ландшафтных условиях. Подростки учатся гармоничному взаимодействию с природой посредством культуры. Для решения этой задачи мы максимально используем туристический потенциал территории Североуральского городского округа, в частности историко- ландшафтного комплекса Заозёрье, где в селе Всеволодо-Благодатском есть база, на которой во время осенних, зимних и весенних проживают участники «стационарных» экспедиций в условиях максимально приближенных к естественным.

Разработаны пять радиальных маршрутов к озерам и пещерам, два из них адаптированы для детей с ограниченными физическими возможностями. Участниками экспедиции «Былина в Заозёрье» за период с августа 2004 по август 2014 года побывали более 1500 школьников из Североуральска, городов Свердловской области и России.

Организуя познавательные путешествия и экспедиции, мы опираемся на постулат отечественных психологов В.Я Ясвина и С.Д. Дерябо , которые, давая характеристику возрастным особенностям формирования отношения к природе, констатировали, что в юношеском возрасте закрепляется объектный характер отношения к природе, иначе - в этот период максимального уровня развития достигает экологическая установка «природа - объект исследования», формируется склонность к выбору исследовательского типа деятельности с природными объектами. Применяя современные педагогические технологии, мы организуем круглогодичную работу экспедиций в городе Североуральске и посёлке Полуночное Ивдельского района.

Путешествия по родному краю позволяют, с одной стороны, проводить комплексное экологическое и краеведческое обучение и воспитание школьников, а с другой - организовать совместную работу подростков и взрослых с применением технологии контекстного обучения и проектно-исследовательского метода .

В течение года мы организуем пять «стационарных» экспедиций на базе Детского молодёжного общественного движения «Зелёный дозор» в селе Всеволодо-Благодатское: «Рождество в Заозёрье» с зимним учётом птиц, «Весенняя школа краеведов-экологов «Варга», Историко-ролевая игра «Господин Великий Новгород», «Золото Заозёрья», «Стоянка древнего человека». Каждое лето проводим от пяти до восьми экспедиций-путешествий по разным маршрутам. В 2013 году под общим названием «По следам древних ариев» (при финансовой поддержке РУСАЛа) состоялось три экспедиции, участниками которых стал 41 человек. В этом году в летний период было организовано семь экспедиций с общим количеством участников 44 человека. Программы организуемых нами экспедиций содержит экологические, историко-краеведческие и этнокультурные тематические разделы . Интересная учебная площадка была создана инструктором Движения «Зелёный дозор», учителем географии п. Полуночное С.Н. Шифельбейн в мансийском посёлке Ушма и на хребте Чистоп. С 2010 года организуя учебные эколого-краеведческие экспедиции «К манси» и «Священная земля манси», мы проводим гидрологические, метеорологические исследования, изучаем вместе с подростками особенности культуры и быта народа манси, известного своей врождённой экологичностью. В этом году объектом исследования стали Ушминские пещеры, расположенные на левом берегу реки Лозьва.

Результат каждой экспедиции – исследования по краеведению, экологии, этнографии. Их предварительная презентация происходит на ежегодной конференции «Итоги экспедиционного лета». Если тема заслуживает более тщательной разработки, школьники совместно с руководителем работают над исследованием. Так под руководством Е.Т. Карпушевой за 2010-2013 год школьниками было написано 14 исследовательских проектов экологической и краеведческой направленности. Их авторы приняли участие в конференциях и фестивалях различного уровня: в VI Детско-юношеской экологической Ассамблеи в рамках ХII международного научно-промышленного форума «Великие реки» «Экология глазами молодёжи» (Нижний Новгород, 2010); во Всероссийском конкурсе школьных проектов «Класс - школе» и в грантовом конкурсе РУСАЛа «Есть идея!»; во Всероссийском конкурсе «Лицо России»; исследования «Динамика численности буроголовой гаички за период с 2004 по 2011 год в окрестностях села Всеволодо-Благодатского как показатель экологического состояния территории» и «Пещеры Северного Урала как экскурсионный объект» стали победителями Всероссийского конкурса «Природа. Человек. Страна».

Проектно-исследовательская деятельность является универсальным способом познания и освоения мира для ученика и для педагога. Чтобы организовать такую деятельность, необходима серьёзная мотивация обеих сторон-участников образовательного процесса.

Что служит мотивом включения подростков в экспедиционно-исследовательскую работу?

Среди постоянных участников экспедиций и активных участников Детского молодёжного общественного движения «Зелёный дозор» (г. Североуральск и п. Полуночное Ивдельский район) нами было проведено анкетирование Всего было опрошено 118 человек. Результаты анкетирования показали, что:

    Большинство респондентов (63%) имеют опыт природоохранной деятельности.

    56% являются постоянными участниками поисковых эколого-краеведческих.

    42% участников экспедиций работают над исследовательскими проектами по краеведению, экологии, используя экспедиционный материал.

Возраст респондентов из группы исследователей (п. 3) – от 10 до 16 лет.

Специально для них один из вопросов анкеты был сформулирован таким образом, чтобы выявить, что именно привлекает подростков в экспедиции и к исследовательской работе. Были получены следующие ответы:

    Общение с друзьями.

    Развитие личностных качеств.

    Реализация себя.

    Путешествия и возможность узнать что-то новое.

    Приобретение личного опыта.

    «Дружная команда, которая способна что-то изменить к лучшему».

    Личностный рост, познание себя.

Приоритетным для юных исследователей в возрасте 10-13 лет оказалось «общение с друзьями» (65%). Для учащихся группы 14-15 лет важный мотив – «развитие личностных качеств» (25%), причём в основном эту причину указывали те ребята, которые занимаются исследовательской работой не менее трёх лет. Для молодых людей 16 лет основной мотив - «самореализация» (65%), поэтому они начинают работать над социальными проектами.

Таким образом, в зависимости от возраста мотивы, побуждающие учащихся участвовать в экспедициях и заниматься исследовательской деятельностью, меняются. Необходимо вовремя уловить эти изменения и скорректировать работу в экспедициях и над исследованиями. Как показывает практика, юные исследователи сохраняют интерес к работе над проектами не более, чем в течение 3-х лет. Попробовав себя в амплуа исследователя, подросток затем выбирает другой вид работы. Учитывая эту особенность, считаем оптимальным привлечение подростка к серьёзным исследованиям не ранее, чем в 13 лет. При этом необходимо понимать, что в исследовательской деятельности учащихся предполагается новизна, но не на уровне научного открытия. Новизна важна для самого юного исследователя как его собственное открытие мира. Поэтому цель исследовательской деятельности учащегося - приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения мира.

По выражению И.С. Огановской , поисковая деятельность «учит умно спорить и аргументированно сопротивляться авторитетам», в ней очевиден принцип «трёх Д»: «думаю», «делаю», «добиваюсь результата», что учит самоорганизации и педагога, и ученика.

Организация исследовательской деятельности в экспедиции позволяет эффективно решать четыре важнейших образовательных задачи:

1. Осваивать предмет, то есть получать определенные программой знаний и умения

2. Развивать универсальные учебные умения

3. Развивать социальную компетентность

4. Развивать проектные умения

Полноценное использование такой формы работы с подростками, как экспедиция, позволяет помимо учебных целей успешно достигать другие цели дополнительного образования – создавать условия для самореализации личности подростка, для формирования в нём лучших, благородных качеств.

Литература

    Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

2. Карпушева Е.Т. Экспедиция: традиция и инновация в экологическом образовании. - Проблемы экологического образования: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. С. 241

3. Карпушева Е.Т. Использование педагогических технологий в экологическом воспитании детей в условиях экспедиции. – Перспектива: сборник статей V Международной научно-практической Интернет-конференции. Вып. 5 – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010. С. 109

4. Огановская И.С. Азбука исследователя. Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся (социо-гуманитарное напрвление). Екатеринбург, СОКРАТ, 2008.

5.Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

6.Чеурин Г.С. Русская традиционная культура путешествий. - www . sibir - put . nm . ru .

Отчет о молодёжной геоэкологической экспедиции в рамках проекта «Экологический патруль Зеленой волны» в верховья реки Кадада

13 – 15 июля 2018 проведена экспедиция в Неверкинский район Пензенской области верховья реки Кадада под руководством к.г.н., доцента кафедры «География» ПГУ Артемовой С.Н.. В экспедиции приняли участие школьники, студенты, учителя, члены Русского географического общества – активные участники движения «Зелёная волна».

Цель экспедиции – провести полевые исследования для оценки экологического состояния ландшафтов в верховьях реки Кадада.

Основная задача – выявление нарушений природных процессов в верховьях реки Кадада, причин уменьшения водности и ухудшения экологического состояния реки Сура и ее притоков. В рамках экспедиции решались социальные задачи – формирования экологической культуры и патриотизма молодежи Пензенской области, привлечение внимания общественности к экологическому состоянию своего края, а также образовательные задачи – изучить природу своего края, познакомиться с методами и получить навыки ландшафтно-экологических исследований.

Район исследований включал водосборную площадь реки Илим-Кадада, базовый лагерь располагался в пойме реки близ с. Бикмурзино Неверкинского района.

В ходе экспедиции были проведены исследования в ключевых точках, которые включали описание геологических обнажений, описание рельефа и рельефообразующих процессов, гидрологические исследования реки, описание почв и растительности, а также визуальные наблюдения и оценка экологического состояния геосистемы. Для географической привязки ключевых точек использовалось навигационное оборудова-нии (GPS-навигатор Garmin) и геопорталы Google в мобильных устройствах. По результатам экспедиции все участники оформили полевые дневники. В камеральных условиях результаты полевых исследований были обработаны. При составлении отчетов и подготовке материала к публикации использовались географические данные о Пензенской области с географической привязкой.

В результате комплексных геоэкологических исследований выявлены особенности природного устройства осевой части Приволжской возвышенности (возышенность Сурская Шишка) и геоэкологических процессов. Описание обнажений в правобережье Илим-Кадада, в овраге Тут-Шеи у истока на склоне возвышенности, позволили сделать вывод о том, что мощный слой опок и опоковидных песчаников палеогена в виде бронирующего слоя удерживает возвышенность от разрушения, обеспечивая высоты более 300 м над уровнем моря. Однако, медленные поднятия осевой части Приволжской возвышенности приводят к нарушению сплошности бронирующих слоев и, как следствие, усиление глубинной эрозии. Рост оврагов, обнажения мест разгрузки подземных вод (родники), «каменные реки», углубление русла рек – характерные явления для данного района.

Правый берег реки Илим-Кадада крутой высотой более 50 м, подмывается рекой. Правобережье занято преимущественно широколиственным лесом на серых лесных щебнистых почвах. Здесь бронирующий слой сохранился больше всего. Однако, в понижениях развивается эрозия, есть реки, овраги. На склонах оврагов и балок увеличивается мощность четвертичных суглинков и развиваются более плодородные почвы, поэтому здесь распаханные земли. Распашка способствует усиленной эрозии почв. Изучение экологического состояния растительности лесов позволило сделать вывод о том, что все леса нарушены неоднократными рубками, имеют небольшое видовое разнообразие. Наибольшая сохранность лесов в урочище Шура-Сиран (памятник природы), где произрастают редкие для нашей области растения. В верхней части склона встречаются болота и заболоченные земли. Что обусловлено процессами суффозии, характерными для плакоров всей зоны лесостепи.

Пойма реки имеет ассиметричное строение, имеет сложное строение в результате длительного меандрирования. Об интенсивности русловых процессов свидетельствуют русловые валы, притеррасное заболачивание, речной аллювий. В русле реки на глубине несколько десятком см. обнаружена голубая глина предположительно древнечетвертичного возраста. Река протекает в неглубоком русле, средняя скорость течения 0,083 м/с.

Левобережье реки пологое, сложено мощным слоем четвертичных отложений (делювиальные суглинки). Сильно изрезано реками и густой овражно-балочной сетью. Луговые степи под плодородными черноземами почти повсеместно распаханы. Лишь в балках можно встретить луговую растительность с сильно обедненным видовым составом. На крутых склонах водоразделов сохранились небольшие участки нагорных лесов. Особенности геологического строение левого склона речной долины способствуют развитию процесса засоления почв. Обнаружено несколько солонцов и даже солончаков, где растительность почти отсутствует или угнетена. Неоднократная распашка таких участков приводила к нарушению экосистемы и уничтожению голофитной растительности, а затем и к потере урожая сельскохозяйственных культур.

Таким образом, результаты полевых исследований подтвердили необходимость оптимизации природопользования на территории Пензенской области. Территориальная организация хозяйства должна учитывать особенности природного устройства и протекающих природных процессов.

mob_info