Взаимосвязь социальной работы с социально-гуманитарными дисциплинами. Социальная работа в структуре социальных наук Теория социальной работы и общественные науки

Теория социальной работы в системе общественных и социальных наук План Стадии развития теории социальной работы. Психологические основы социальной работы Педагогика и социальная работа. Философия и социальной работа. Стадии развития теории социальной работы.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 3.Теория социальной работы в системе общественных

И социальных наук

План

  1. Стадии развития теории социальной работы.
  2. Психологические основы социальной работы
  3. Педагогика и социальная работа.
  4. Социология и социальная работа.
  5. Философия и социальной работа.

1. Стадии развития теории социальной работы.

Как область научного знания социальная работа проходит ряд стадий в своем развития.

1 стадия: Представления о процессах помощи и поддержке нуждающихся оформляются как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине. Суть этой концепции – бедность и нищенство общественная необходимость. Однако развитие общество показывает, что эти явления и процессы обуславливаются реальными экономическими, социальными и политическими факторами.

2 стадия: Допарадигмальная социальная работа как область научного знания (Х1Х в.)

Вопросы бедности пауперизма (нищенства) начинают активно разрабатываться в различных отраслях знания:

в социологии (ранние социально-политические, реформистские и правовые доктрина Э.Мюнстенберга, Г.Спенсера, А. Вагнера и др.);

в праве (правовая концепция А.Принса)

в экономических науках.

Особенностью данной стадии развития теории социальной работы является то, что она развивается не только на уровне дедуктивных и индуктивных рассуждений, но в практике поддержки и помощи нуждающимся начинают активно использоваться методы социологического исследования. Они позволяли получить более достоверную картину такого явления и процесса как нищенство.

В Х1Х ст. социология становится основой для разработки теории социальной работы.

  1. стадия. Парадигмальная социальная работа (ХХ ст.)

Включает два этапа. 1 этап: 1-я половины ХХ ст. Основными проблемами в практической социальной работе становятся проблемы социальной патологии. Чтобы их эффективно решать практическая социальная работа начинает активно взаимодействовать с: эмпирической психологией (прежде всего, используются такие психологические теории как бихевиоризм, психоанализ); эмпирической социологией (используются социологические методы исследования, особенно метод социометрии для изучения малых групп); педагогикой;

психиатрией. Использование в социальной работе методов, техник и приемов из других отраслей научного знания способствовало более серьезному теоретическому осмыслению и теоретической разработки социальной работы как междисциплинарной науки. К этому также подталкивало и развитие профессиональной социальной работы.

2 этап. Вторая половина ХХ ст. Взаимодействие социальной работы с различными научными дисциплинами позволили более полно и адекватно объяснять и описывать социальные проблемы общества, клиента; социальные ситуации клиента; выявлять и объяснять причины, приводящие к нарушению в социальном функционировании индивида, группы, общности.

При формировании знания социальной работы (т.е. развитии теории социальной работы) огромное значение стали играть такие науки как: социология; психология; философия; педагогика; психиатрия; экономические и политические науки.

Каждая из этих дисциплин дает возможность более объективно осмыслить социальные проблемы и проблемы клиента; разработать эффективные модели и концепции социальной работы.

2. Психологические основы социальной работы

Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические концепции и теории. Поэтому психология занимает важное место в обучении специалиста по социальной работе, а также лежит в основе социально-педагогических приемов воздействия в социальной работе.

Можно выделить ряд функций, которые выполняет психология в социальной работе:

Теоретическая - позволяет установить связи между целями,

содержанием, средствами и путями решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, коллективно -психологическими явлениями, процессами с другой стороны. Опираясь на те или иные психологические теории социальная работа имеет возможность адекватно оценить проблему клиента, выявить ее причины, наметить стратегию и планы необходимого вмешательства в ситуацию.

Методологическая – для исследования социально -

педагогических процессов и явлений социальная работа опирается на те или иные психологические теории и концепции .

Объяснительная - позволяет объяснить поведение, поступки

человека, группы в той или иной социальной ситуации; описать и объяснить рискованное, отклоняющее поведение; внутреннюю сущность процесса социализации личности; реакцию клиента на вмешательство в ситуацию и т.д.

Диагностическая - дает возможность, используя методы

психодиагности, осуществить диагностику личности, ее социальных качеств, диагностику групп и их развития.

Прогностическая – помогает определить перспективу

личностные образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной помощи.

Рассматривая взаимосвязи социальной работы и психологии следует отметить следующее:

1.Объектом социальной работы являются лица, находящиеся в измененном душевном состоянии (но в границах нормы), где ведущая роль принадлежит психологической составляющей. Особая взаимосвязь психологии и социальной работы в том, что у обеих наук общий объект воздействия – человек, который, как известно является не только объектом социальных отношений, но и субъектом.

2.Важной проблемой для человека является удовлетворение потребности в самореализации, самоопределении. Часто этому мешают отсутствие способности самосовершенствования, самозащиты.

Опираясь на психосоциальный подход, признающий целостность «человека-в-ситуации», социальные работники осознают, что помощь человеку является не ситуативной, а успешной чаще всего тогда, когда высоко оценивается потенциал самой личности и ее способности к росту, изменению, саморазвитию при наличии определенных условий и ресурсов. Помощь предполагает одновременно: создание условий, необходимых для полноценной жизни индивида и проявления социальной субъектности; активизацию всех внутренних ресурсов человека, которые позволят ему преодолеть сложную для его жизни ситуацию в данный конкретный момент и сформируют у него позитивный личностный опыт. Все это и обуславливает необходимость синтеза социального и психологического на всех уровнях: в формулировании целей и задач социальной помощи, в фокусах рассмотрения и изучения объекта воздействия, в использовании профессиональных средств взаимодействия с ним.

3. Значимость психологического знания в социальной работе обуславливается и необходимость проведения профилактической работы: с подростками и молодежью, отличающимся асоциальным поведением; лицами, склонными к суициду; лицами, склонными к частым «кризисным психическим состояниям» и др. Во всех этих случаях социальная поддержка имеет в основном характер индивидуальной психосоциальной работы.

Чтобы эффективно взаимодействовать с объектом социальной работы, грамотно поставить социально-психологический диагноз и, соответственно, определить цель и возможности взаимодействия с конкретным индивидом, специалист по социальной работе должен иметь достаточное для данной конкретной профессиональной ситуации представление о клиенте, в том числе о: его индивидуально-половых и индивидуально-типических свойствах; индивидуально- психологических особенностях; его потребностях, которые выступают движущей силой поведения и жизнедеятельности клиента; мотивации его личности, объясняющая именно то поведение, которое он реализует в данный конкретный жизненный период; его интересах, способностях; особенностях самосознания и направленности личности.

Следовательно, специалисту по социальной работе необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных задач. Это обуславливается тем, что социальный работник должен:

уметь сотрудничать с другими специалистами: психологами, психотерапевтами;

уметь дифференцировать социальные проблемы и проблемы психологического характера, и даже психиатрические проблемы;

уметь оказать первичную социально-психологическую помощь и поддержку клиента;

владеть принципами и навыками психологически правильного общения с людьми.

Психологическая грамотность специалиста по социальной работе будет определяться наличием у него системы психологических знаний и умений применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Система психологических знаний , включает в себя:

психологические знания о человеке (общая психология, психология личности); знание психологии людей, имеющих особенности в личностном развитии (специальная психология, медицинская психология, психология девиантного поведения) и т.д.; знание теории личности, теории групп; теории психологии общения (владение навыками взаимодействия и воздействия на человека, нуждающегося в помощи; умениями и навыками общения; способами влияния на него, т.д.); теории социального конфликта (знать функции, концепции, стадии, условия и методы разрешения социальных конфликтов); психоаналитических концепций, концепции гуманистической психологии (К.Роджерс, В.Франкл, А.Маслоу (концепция иерархии потребностей) и др.); знания в области социальной психологии и гештальт –психологии и др.; знание психологических методов таких как: методы психодиагностики, психологическое консультирование; социально-психологические тренинги, психодрама, методы коррекции п оведения, общения, самооценки и др.

Залогом успешности взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента при решении профессиональных задач является наличие у специалиста психологических личностных качеств, которые являются определяющим фактором его пригодности к практической деятельности. Личностные качества социального работника условно можно разделить на три группы (Е.И.Холостова, П.Д. Павленок). К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависит способность к данному виду деятельности. Они отражают психические процессы (память, восприятие, воображение, мышление), психические состояния (апатия, усталость, тревожность, стресс, депрессия), внимание как состояния сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, импульсивность).

Ко второй группе личностных качеств относят психологические качества: самоконтроль, самокритичность, самооценка, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, умение переключаться и управлять своими эмоциями, самовнушаемость.

К третьей группе личностных качеств социального работника относят психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния: коммуникабельность, эмпатийность, аттрактивность, красноречие.

3. Педагогика и социальная работа.

Возникнув как практика подготовки детей к взрослой жизни, ныне педагогика выступает как комплексно- интегративная область знания и деятельности, объектом которой является все общество в целом и отдельный человек на протяжении всех этапов его возрастного существования. Педагогика все больше рассматривается как средство социального проектирования и создания нового вида общества, отдельных его сфер с помощью соответствующей обучающее -воспитательной деятельности по формированию новых образов знания, мышления и чувств, форм индивидуального и общественного поведения. ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).

В социальной работе педагогика выступает в роли стержня деятельностного компонента социальной работы. Так, с помощью педагогики, точнее педагогическими средствами, методами, приемами решаются задачи : обучения социальной работе, т.е. подготовка специалистов; формирования у будущих специалистов социальной работы системы профессиональных знаний, умений и навыков. В этом заключается дидактическая функция педагогики. Кроме того, педагогика, как и психология выполняет объяснительную и прогностическую функции.

Педагогическим элементом социальной работы является формирование у клиента социальных действий, умений и навыков; прием самопомощи. При решении этой задачи социальная работа опирается на дидактические принципы; методы и приемы обучения; педагогические средства обучения.

Социальная работа должна активизировать стремление человека к самовоспитанию и саморазвитию. В данном случае следует опираться на подходы к рассмотрению сущности самовоспитания как в психологии так и педагогике.

Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитания людей. Здесь могут быть задействованы знания из области коррекционной педагогики.

Методы социальной работы также имеют интегративный характер. Для достижения поставленных профессиональных задач социальный работник может прибегать к таким педагогическим методам как:

методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция и др.);

методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (упражнения, воспитывающая ситуация и др.);

методы поощрения и стимулирования (наказание, поощрение, соревнование).

Педагогические знания востребованы в сфере социальной работы и социальной помощи таким клиентам как: семья (знание основ семейной педагогики); дети (знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; знание основ социализации личности, ее педагогических аспектов; знание теории детского коллектива и др.); пожилые люди; инвалиды; осужденным и др. категориям населения.

Важное значение педагогические знания играют в становлении профессионального мастерства специалиста.

Особую роль в социальной работе играет социальная педагогика как часть общей педагогики. Социальная педагогика – это наука о воспитательном влиянии среды на социальное воспитание и социальное развитие личности. Социальная работа, решая проблемы клиента учитывает не только его индивидуально-психологические особенности, но и его социальное окружение, т.е. социальную среду.

Особое место в социальной работе занимают проблемы образовательно-воспитательной работы с индивидами и группами индивидов, социализация которых нарушена, и они нуждаются в педагогической помощи. Такие индивиды находятся, главным образом, на попечении учреждений системы социальной защиты. В этой связи возникает проблема, имеющая теоретическое и практическое значение: разумное взаимодействие социальной работы и социальной педагогики.

Специалист по социальной работе должен быть подготовлен и в социально-педагогическом отношении: такого рода знания, умения и навыки являются необходимым компонентом, обеспечивающим его профессиональную состоятельность. Он не должен упускать педагогические аспекты свой деятельности, не забывать об использовании педагогических средств для решения социальных проблем. Специалисту по социальной работе важно научиться давать педагогическую оценку происходящим в его области процессам и предвидеть социальные последствия педагогических технологий, иными словами, — владеть основами социально-педагогической деятельности.

Педагогические знания становятся частью общей профессиональной культуры и профессиональной компетентности социального работника.

4. Социология и социальная работа.

Социология - наука о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей разного рода: общества как целостного организма, социальных и других общностей дифференцированных по различным основаниям. Термин социология был введен в научный оборот в 1830 г. Огюстом Контом.

Так как социология изучает общество, поведение и убеждение специфических групп (семей, детей, мужчин, женщин, молодежи, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др.,) то она является основой для разработки теоретического знания в области социальной работы.

В процессе создания теории социальной работы доминируют три основные социологические парадигмы:

Интеракционализм (интеракционизм – согласование, взаимодействие). Данная парадигма видит социальную жизнь как процесс взаимодействия между индивидами.

Функционализм концентрирует свое внимание на конституционной структуре социальной жизни: каковы компоненты общества и как они соотносятся между собой. Функционализм позволяет сводить все многообразие случаев клиентов к теориям, связанным с бихевиористской или психоаналитической традицией.

Конфликтная парадигма. Описывает социальную жизнь как борьбу между соревнующимися индивидами.

Каждая из этих социологических направлений играет свою особую роль в создании теорий социальной работы

Познания в области социологии позволяют специалисту по социальной работе: исследовать социальные проблемы (используются социологические методы исследования: опрос, интервьюирование, социометрия, наблюдение и др.); владеть интерперсональными навыками и техниками; ориентироваться в социуме, т.е. помогают понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены, понять какие факторы влияют на социальное функционирование индивида, группы, общности; получить знания о социальной структуре общества, его социальной инфраструктуре, о характеристике общества на конкретном этапе его развития; получить знания о методах осуществления социологического исследования и методах сбора первичной информации; о социальной среде в которой человек живет и в которой предполагает осуществлять свою деятельность; об основных социальных процессах и их взаимосвязи.

Можно выделить следующие направления влияния социологии на социальную работу:

результаты изучения социологами социальной структуры общества и других фундаментальных проблем социологического знания (социология семьи, социология молодежи, социология труда и др.) используются в практической деятельности, организации труда, учреждений социальной защиты;

Социологическое знание широко применяется при подготовке, переподготовке специалистов в области социальной работы;

Анализ социальной работы с точки зрения участия в ней различных групп социальных работников (есть сегодня в социологии раздел «социология социальной работы»).

Кроме того, в разработке теоретических проблем социальной работы и в практической социальной работе широкое применения находят такие разделы социологии как:

1.Социология конфликта, этносоциология, системная социология.

2. Социология семьи. Влияние социологии семья на эффективность социальной работы заключается в том, что она помогает точнее осуществить экспертизу семейного положения клиента, а также социального положения, материального обеспечения разных семей и групп; выявить факторы, осложняющее функционирование современной семьи.

3.Социология управления, управление персоналом. Эта область

социологического знания является базовой для развития тех моделей социальной работы, которые объединены структурной социальной работой, ориентированной на организацию социальной защиты коллективными средствами. Влияния этого направления социологии на социальную работу выражается в существовании различных социолого- ориентированных теорий и технологий помощи нуждающимся. Такой раздел социологии как управление персоналом, имеет непосредственное отношение к деятельности различных учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения.

4.Социология труда (рассматривает образ жизни, положение

различных профессиональных групп населения, что позволяет понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально-трудовой среды; проблемы безработицы, занятости населения).

5.Социология духовной жизни общества (знание об особенностях

Поведения, социально-ценностных ориентациях представителей различных групп населения).

6.Социология третьего сектора (общественные, благотворительных организации).

Социологическое осмысление социальной работы неотъемлемое условие ее развития как вида практической деятельности и области научного знания.

5. Философия и социальной работа.

Философия (к философским дисциплинам относят логику, эстетику, этику, философскую антропологию, социальную философию и др.) рассматривают вопросы сущности человека, его жизни, смерти, счастья и страдания, а также вопросы пространственно – временной определенности бытия.

Философия является методологической основой социальной работы, так как определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Как наука о всеобщих законах развития природы, общества философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и на место в нем человека. Она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым философия определяет подходы в отношениях к человеку других людей; его отношение к ним и к самому себе, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты.

Философия в социальной работе выполняет функцию интегрирования, синтеза знаний о человеке; проясняет основы и смысл экзистенциальной ситуации выбора, человеческого бытия; определяет, предлагает системы ценностей, нормативные системы, рассматривает вопросы нравственности; пытается преодолеть изъян абстрактного человека, рассмотреть его в конкретном культурно-историческом и временном (темпоральном) контексте

Социальная работа, деятельность социального работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т.е. направлена на совершенствование человеческих отношений. Решать эту задачу без наличия у специалиста системы философского знания не представляется возможным. Специалисту по социальной работе в области философии необходимо иметь представление о месте и роли философии в жизнедеятельности человека; о специфике различных философских систем в их взаимосвязи с социально-культурными параметрами общества; о роли философского знания в решении глобальных проблем человечества; о ведущих представителях истории философии.

Социальная работа также взаимосвязана с социальной экологией . Двойная фокусировка ее и на человеке, и на окружающей среде, а еще шире — человеке и природе, — обусловливает ее экологическую сущность. Она позволяет определить модели отношения между организмами и их окружением. Для этого необходимы знания не только социологии и психологии, но и биологии, которая помогает понять, как функционирует человеческий организм, включая репродуктивные процессы и влияние генетики на проведение и восприятие.

Смежной для социальной работы является и психиатрия, которая изучает внутреннее развитие человека, пытается выяснить, что заставляет индивидов думать, чувствовать и вести себя так, а не иначе.

Многие программы обучения социальных работников требуют достаточно основательной медицинской подготовки . Одной из целей социальной защиты является сохранение и укрепление здоровья населения. Во многом, это цель и системы здравоохранения. Среди форм социальной работы предусмотрены и медико-социальные услуги, которые требуют наличия у специалиста по социальной работе, социального работника определенной системы медицинских знаний. Например, сложившаяся на Западе профессия трудотерапевта (специалиста, работающего непосредственно с инвалидами) предусматривает получение знаний в области медицины и реабилитационного консультирования.

Еще одной смежной дисциплиной, необходимой при получении профессии социального работника, является правоведение . Без знания законодательных актов, основания теоретических и практических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения и т.д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

Взаимосвязана социальная работа и с политологией , которая в качестве предмета исследования имеет политические отношения и процессы, непосредственно затрагивающие проблемы социальной работы. Социальная работа является важным механизмом реализации социальной политики государства.

Вышеперечисленные и другие смежные с социальной работой дисциплин, необходимы для формирования высококвалифицированного специалиста по социальной работе. Следует иметь в виду и принципиальную важность для социальной работы единства теории и практики. Система научных знаний, как уже отмечалось, может быть условно разделена в зависимости от ориентации в решении задач на фундаментальные и прикладные. Социальная работа относится к группе прикладных наук.

Исходной базой для сбора, анализа разнообразного по содержанию эмпирического материала для различных наблюдений, исследований конкретных социальных процессов и явлений, фактов общественной жизни является практика. Она позволяет аккумулировать опыт социальной работы в виде его осмысления и теоретического обобщения, т.е. в форме системы научных знаний.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

17388. Теория социальной работы 27.7 KB
В советский период для научной литературы существовал как показывает анализ библиографии фактический запрет на освещение вопросов благотворительности бедность есть результат особых социальных отношений в капиталистическом обществе и выражение их противоречий.
5895. Теория социальной работы как наука и учебная 16.56 KB
Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина. Понятие теории социальной работы: ее предмет и объект. Функции теории социальной работы. Развитие новой для нашего общества специальности и профессиональной деятельности социальной работы придает особую актуальность ее теоретическому осмыслению.
17513. Технологии социальной работы с семьёй в системе социального обслуживания 93.1 KB
Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию психологические конфликты.
15792. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 153.37 KB
Теоретические основы формирования здорового образа жизни как целевого параметра социальной работы. Здоровье и здоровый образ жизни: определение феноменов. Преодоление вредных привычек - необходимое условие здорового образа жизни.
2473. Этнопедагогика в системе наук 11.11 KB
Задачи: обучающая: раскрыть понятие Этнопедагогика изучить направления задачи этнопедагогической науки; развивающая: развивать этнические нормативноповеденческие механизмы передачи культуры этноса; воспитывающая: воспитывать нравственность народный дух единения всех русских людей. Оборудование: конспект лекции распечатка схемы Этнопедагогика в системе педагогических наук для каждого студента таблица на доске. Этнопедагогика: учеб.
16461. Пространственная экономика в системе наук 12.01 KB
Пространственная экономика в системе наук Пространственная экономика sptil economics сравнительно недавно получила признание как самостоятельная область мировой экономической мысли. Пространственная экономика ПЭ – более интегрированное научное направление по сравнению с традиционной региональной экономикой regionl economics; её предметом являются не только регионы и региональные системы но и все пространственные формы хозяйства и расселения включая множество пространственных сетей. Достижения последних двух десятилетий:...
19478. СЭГ в системе наук: ее сущность и содержание 135.87 KB
Поскольку размещение населения и хозяйственной деятельности людей происходит под воздействием разнообразных в том числе природных факторов то СЭГ использует знания полученные в отраслях физической географии. Эти вопросы были доминирующими в период развития географии как описательной науки. Это привело к выделению целого ряда обособленных направлений как в физической географии так и в общественной географии. Среди направлений общественной географии выделились география населения политическая география география промышленности география...
10020. Ландшафтоведение в системе географических наук 33.55 KB
Раздел физической географии, изучающий ландшафтную оболочку – природные территориальные комплексы(ПТК) или ландшафтные геосистемы разных размеров, включая локальный уровень. Объект: геосистемы разных уровней. Предмет: св-ва ландшафтов как природных образований и объектов природопользования
5924. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений 14.67 KB
Социальные нормы как регуляторы связанные с волей и сознанием людей.Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил правила работы с техническими или природными объектами стать основанием социального нормирования например установление срока признания отцовства после смерти супруга а социальные нормы сформировать характер объекта его качественное состояние. Естественные нормы существующие в виде...
7277. Категория «личность» в системе наук. Междисциплинарный статус проблемы 100.34 KB
Междисциплинарный статус проблемы Первое отличие познавательной ситуации исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том что в психологии до сих пор возникают серьезные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов относящихся к предмету психологического изучения личности. Многогранность феноменологии личности отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни превращает исходный вопрос любого познания вопрос об...

Теория социальной работы как наука.

Наука – это определённая система знаний о какой-либо сфере реальности, изучающая объективные законы, действующие в этой сфере, т.е. такие, которые существуют независимо от нашего знания.

Теория социальной работы – это отрасль научного знания о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамике под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите прав и свобод личности в обществе. По содержанию это относительно самостоятельная отрасль социально-гуманитарного знания в системе общественных наук. по характеру развития она называется интегративной отраслью знания с прикладной направленностью. Теория социальной работы находится на стыке наук: медицины, философии, психологии, социологии, политологии, экономики, антропологии, этики и др. Основная задача теории социальной работы как науки лежит в той области предметного пространства, которая не исследована.

Теория социальной работы – это теория, изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях.

Предмет исследования теории социальной работы как науки – не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группы или общности.

Теория социальной работы как наука носит преимущественно прикладной характер, а тесная связь с жизнью, конкретными условиями жизнедеятельности различных слоёв населения – непременное условие прикладной значимости научных исследований в области социальной работы.

Теория социальной работы получила своё развитие после признания социальной работы как профессии, она создавалась как результат потребности общества в научно-теоретических исследованиях, потребности в научно-практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг. Большое внимание уделяется изучению и разработке технологий помощи клиентам, разработке превентивных и коррекционных технологий, направленных на предотвращение или исправление социальных болезней и девиаций.

Будучи комплексной интегративной отраслью научного знания, социальная работа имеет связь со многими науками:

2. Теория социальной работы как учебная дисциплина – это систематизированное изложение с учебными целями основ социальной работы. Социальная работа – учебная дисциплина многоуровневого характера, она преподаётся в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы. Основная задача учебной дисциплины – донести до обучаемых добытые наукой знания в наиболее приемлемой и доступной форме, сформировать профессионально-личностные качества будущего специалиста с устойчивой установкой на саморазвитие. Социальная работа как учебная дисциплина, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю, основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин. Она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, даёт возможность вычленить группу, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации.

В мире насчитывается несколько десятков сотен высших школ социальной работы, специализированных факультетов университетов, ведущих подготовку специалистов социальной сферы. Только в западно-европейских странах на конец XX века 420 учебных заведений готовили специалистов социальной сферы. В большинстве стран образование финансируется государством. Однако есть и множество частных учебных заведений. Например, в Италии и Франции их более 120. В другом случае учебные заведения принадлежат Римской католической церкви (Португалия, Испания, страны Латинской Америки). В Российской Федерации подготовкой специалистов высшей квалификации в области социальной работы занимается более 60 учебных заведений, подготовкой социальных работников среднего звена – сотни средних специальных учебных заведений. Переподготовка кадров и повышение квалификации проводятся в основном в очно-заочной форме.

В государственную систему подготовки и переподготовки кадров для социальной сферы входят: государственные университеты, медицинские и педагогические институты и университеты, педагогические колледжи, кадровые центры, технологические вузы, техникумы, профессионально-технические училища и лицеи. Эффективный способ получения знаний – конференции, совещания. В мире ежегодно проводится более 100 национальных и международных конференций в областях, связанных с социальной сферой.

Социальная работа как особы вид деятельности.

3. Социальная работа – это вид социальной деятельности, направленный на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путём изменения отдельных элементов социальной системы. Границы этой деятельности могут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах, на профессиональном уровне эта деятельность ограничена социальной политикой конкретного государства в определённый этап времени.

Как профессиональная деятельность социальная работа охватывает три основные сферы:

1) социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида, а также разрешения конфликтных ситуаций;

2) социальная работа с группой, при этом группы могут классифицироваться по возрасту, полу, интересам, проблемам и т.д.;

3) социальная работа в общине, по месту жительства – ориентирована на расширение сети социальных услуг, создание благоприятного социально-психологического климата.

Специализированная социальная работа реализуется во многих сферах человеческой и осуществляется через деятельность системы социальных служб.

Сферы реализации социальной работы

Социальная помощь носит вспомогательный характер и нацелена на активизацию самозащитных потенций индивида, группы, общины. В процессе оказания социальной помощи клиент сохраняет приоритет в принятии решений.

Цели социальной работы.

Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Формулируются две основные цели социальной работы:

1) способствовать интеграции общественного целого и

2) содействовать адаптации людей в меняющемся мире.

Цели социальной работы конкретизируются в следующих задачах:

1) максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным действиям и принятию личной ответственности за всё, происходящее в их жизни;

2) содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует;

3) вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуществления;

4) проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений;

5) организовывать научные исследования, конференции и семинары по проблемам социальной работы;

6) издавать научную и методическую литературу для практикующих работников и студентов;

7) способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категорий граждан, обязанностях и возможностях социальных служб; обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.

Ресурсы социальной работы.

Ресурсы – это источник и арсенал средств и возможностей, к которым можно обращаться по мере необходимости для выполнения какой-либо задачи или совершенствования тех или иных действий, в особенности когда они носят чрезвычайный характер или осуществляются с точки зрения их природы, источников и полезности применения.

По отношению к лицу, коллективу или группе ресурсы могут быть внутренними или внешними . Различают также официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) ресурсы; реально существующие или потенциальные ; в разной степени управляемые с точки зрения их использования для достижения целей.

По своей природе ресурсы могут быть:

  • материальными,
  • социальными,
  • культурно-духовными.

С позиции граждан ресурсы социальной работы подразделяются на:

  • материальные услуги;
  • средства и формы организационной и духовной поддержки;
  • средства межличностной и внутренней поддержки.

В отличие от других форм социального содействия, социальная работа – двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы. Активность клиента исходит из принципа его суверенности . Человек, семья или группа, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вправе искать помощи и принимать её. Но они также вправе и не принимать предлагаемую им помощь. Они могут выбирать из имеющихся вариантов тот вид содействия, который они признают наиболее приемлемым для себя, хотя, возможно, социальный работник сочтёт, что им более подошёл бы другой вид помощи. Кроме того, вмешательство в личную жизнь индивида и семьи возможно только с сих согласия, за исключением случаев, определяемых законом, когда необходимо защитить лиц, находящихся в опасности.

Использовать комплекс личных и общественных ресурсов – значит привлечь то, что находится вне человека и объединить с заложенным в нём самом. Это реальный путь достижения идеальной цели социальной работы – освободить клиента от необходимости обращаться за помощью. Для сотрудничества с клиентом необходимо наличие таких условий, как:

1) признание общности интересов участников;

2) сохранение верности целям сотрудничества, желание предоставить на благо клиента различные ресурсы;

3) готовность пересматривать соответствующие договорённости.

Принципы социальной работы.

В принципах социальной работы находят отражение наиболее существенные связи и отношения, присущие практической и теоретической деятельности. Они отражают не только идеологию социальной работы, критерии практики, но и познавательные тенденции социальной работы как области научного знания. Складывающаяся теория и практика отечественной и зарубежной школы социальной работы имеют собственные традиции в формулировании принципов и концептов. Однако их различие свидетельствует о многообразии форм исследовательской практики, степени разработанности проблемы, исторически сложившихся научных подходов к формализации и классификации объективной социальной реальности. Основные направления в подходах к природе социальной работы в отечественной и зарубежной теории социальной работы можно сгруппировать в 4 базовых подхода.

1 подход. За рубежом практика социальной работы является формой модификации социальной реальности, отсюда в её принципах доминируют ориентированные на практику установки к изменению.

В России ещё только происходит осмысление социальной работы как понятийной реальности, отсюда принципы, используемые для выделения наиболее существенных связей, имеют дескриптивную и прогнозно-ориентированную направленность. Поэтому приоритет в структуре принципов социальной работы отдаётся философским принципам социальных наук. Познавательные тенденции теории социальной работы связывают с интегративной природой её познания. В контексте этого подхода некоторые исследователи подразделяют принципы социальной работы на:

1) общефилософские принципы , лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: детерминизма, отражения, развития;

2) общие принципы социальных наук : историзма, социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности);

3) специфические принципы социальной работы : гуманизма, социального реагирования, коммуникативности, вариативности социальной работы и др.

Специфические принципы социальной работы в свою очередь подразделяются на:

· психолого-педагогические;

· методические;

· организационные.

2 подход. Принципы социальной работы за рубежом отражают течения и направления школ социальной работы, которые в результате исторического развития стали едиными принципами в подходах к её теории и практике.

В России, в силу исторических причин, теоретический плюрализм в подходах к социальной работе отсутствует. Плюрализму позиций не способствует и централизация практики социальной работы, идеология которой развивается в контексте официальных законов и постановлений. Отсюда принципы социальной работы имеют тенденцию отражать установки государственных концептов.

3 подход. За рубежом демократические и гуманистические идеалы социальной работы являются необходимыми атрибутами её философии, они отражают уровень общественного сознания гражданского общества. Гуманистические принципы дают установку на активизацию профессиональной деятельности, организацию новых подходов в социальной работе.

В России идёт процесс интериоризации идей и принципов гражданского общества, которые выступают как отдалённая перспектива идеологии социальной работы. Поэтому указанные принципы, находя определённое отражение в теоретических подходах к социальной работе, не имеют выхода в широкую практику. Данную тенденцию наглядно демонстрируют подходы, которые сочетают в себе принципы социальных наук и принятые мировом сообществе специфические принципы социальных работников.

При таком подходе принципы социальной работы классифицируются на:

  • общефилософские;
  • социально-политические;
  • организационные;
  • психолого-педагогические;
  • специфические.

Группа специфических принципов реализуется в сфере оказания социальных услуг населению, включая в себя принципы:

  • универсальности,
  • охраны социальных прав,
  • социального реагирования,
  • профилактической направленности,
  • клиентоцентризма,
  • опоры на собственные силы,
  • максимизации социальных ресурсов,
  • конфиденциальность,
  • толерантность.

4 подход. Особенности различных парадигм проявляются в том, что в зарубежной теории социальной работы находят отражение принципы из практических концептов социально-психологических областей познания, как например принцип «здесь и теперь» . В российской практике доминирующими являются теоретические принципы психолого-педагогической области познания, например принцип «индивидуального подхода» .

Обобщая всё вышесказанное, принципы социальной работы условно можно разделить на следующие группы:

1) общие принципы, отражающие стратегии социальной работы во всех её познавательных и практических направлениях;

2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений социальной работы;

3) операциональные, или имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях социальной работы;

4) этические принципы, отражающие нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определённую миссию; в различных направлениях и школах социальной работы данные принципы могут иметь свои типологии и классификации.

Остановимся более подробно на каждой из названных групп принципов в рамках данного подхода.

1.) Общие принципы социальной работы

Эти принципы отражают общие, характерные для всех систем классификаций и таксономии социальной работы типологические связи и отношения, существующие независимо от формы проявления практики и субъектности клиента. Общие принципы выражаются в денотативных дефинициях, где описание и идентификация процессов осуществляются через ясные и доступные, «прозрачные», концепты. Они выражают философию социальной работы в аспекте её теоретических концептов метауровня познания практики как изменяемой в нужном направлении реальности проблем и нужд клиентов. Такими принципами, отражающими сущность субъект-субъектных, субъект-объектных, объект-субъектных отношений, выступают следующие:

· принцип активизации , исходящий из идеи о равноправном партнёрстве и равной ответственности субъекта и объекта социальной помощи. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи в их политической, правовой, экономической независимости, так и с умением определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно;

· принцип «среда – личность» , связанный с методологическими установками на процесс интеракции, где в качестве объекта изменения выступает социальная среда. Среда может быть представлена различными объектами изменения, от общности до референтной группы. Этот принцип также выступает в качестве методологического обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития, а также стратегии, приводящие к стагнации;

· принцип «личность – среда» , отражающий сущность стратегий изменения и развития мезо- и макрообъектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект. Принцип выражает философию социальной работы и процесс её познания, предполагающих, что не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов;

· принцип «здесь и теперь» , дающий общую установку на процесс познания и взаимодействия социального работника и клиента, актуализацию мыслей, чувств, событий, которые имеют место непосредственно в данное конкретно-бытийное время;

· принцип «там и тогда» , в общем виде представляющий собой фокусирование социального работника на процессе взаимодействия и познания клиента, в которых актуализируются прошлый опыт, жизненные ситуации клиента, явившиеся причиной модификации его жизненных стратегий;

· принцип «я и другие» , согласно которому процесс познания в социальной работе должен учитывать совокупность воздействий, ведущих к изменению стратегий развития объекта. Эти воздействия могут быть представлены различными связями, отношениями, ситуациями и находиться в различных сферах и областях существования, непосредственно не связанных с объектом помощи. Согласно этому принципу раскрывается стратегия оказания помощи клиенту при учёте различных способствующих ей сил.

Указанные принципы универсальны, характерны для всех школ знания в социальной работе, независимо от их концептуальной и идеологической направленности. Они имеют исторически обоснованный характер, отражают определённый этап развития и познания социальной работы, находятся в постоянном обновлении, уточнении и дополнении в зависимости от исторических, социальных, познавательных потребностей и условий.

2.) Концептуальные принципы социальной работы

Концептуальные принципы в теории социальной работы выражены через коннотативные и номинативные дефиниции . Коннотативные дефиниции отражают специфику познания концепций мезоуровня, определяют их особенные черты, присущие только данному уровню и направлению познания. Номинативные дефиниции представляют главные качественные характеристики и приоритеты теоретических концептов социальной работы в их понятийной оппозиции и пропозициях относительно её других теоретических концептов. Многообразие теоретических концептов, направлений, которые постоянно находятся в процессе развития, затрудняет возможность отражения всего спектра этих принципов, однако подходы к их классификации и характеристика основных концепций дают представление о природе их функционирования.

Исходя из концепции М. Блума о компонентах научной теории, релевантные практике социальной работы научные концепции должны состоять из доказуемых, научно обоснованных и непротиворечивых компонентов. Каждый компонент должен отражать свой уровень познавательных задач, ему должны соответствовать свои таксации, он должен представлять свою единицу анализа реальности. Структура научной концепции, таким образом, должна состоять из:

  • концептов;
  • классификации;
  • нормативных моделей;
  • принципов.

Итак, принципы данного уровня познания связаны с базовыми феноменами, процедурами, смыслами концепции. Не имея универсального характера, они отражают связи и отношения определённой ветви практики и научного осмысления социальной работы. В качестве примера проиллюстрировать это можно с помощью трёх теорий, используемых в социальной работе.

1. Ситуативная теория социальной работы основывается на концепции поведения. Центральным концептом здесь выступает ситуация. Спектр её проявлений достаточно широк: от индивидуального кризиса до семейного и коллективного, – что даёт возможность для классификации нормативных и патогенных ситуаций. В этой связи принципы отражают поведенческие системные связи в координатах «жизнь и поведение». Исходя из концепции К. Левина, поведение можно представить в качестве функции ситуации: В = f(S). Отсюда формируется следующий принцип: ситуация реализуется через персональное развитие. Однако данный принцип является не только характеристикой по отношению к концептам теории, но и своего рода гипотезой при распространении его на достаточно большой круг феноменов социальной работы, таких как сообщество, семейные и референтные группы т.п., которые входят в систему классификации настоящей теории. Аналогичные подходы могут быть реализованы и в отношении других теорий социальной работы.

2. Теория ролей исходит из детерминированности поведения людей их статусом, позицией в межличностных отношениях. Подходы, которые реализуются в социальной работе исходя из данных концептов, связаны с принципом ролевой дополнительности . Согласно этому принципу, модели помощи и поддержки субъекту возможны в пределах изменения его социально-ролевого репертуара.

3. Экологическая системная теория основана на концепции взаимного обмена в системе «личность – окружающая среда», представляющего собой «непрерывный процесс, где каждая сторона постоянно что-то изменяет и являет собой взаимодействие». Данный подход реализует принцип экологической дополнительности, и его принципиальное отличие состоит в том, что он заимствован из теории кибернетики и рассматривается в оппозициях к различным микро-, мезо- и макросистемам, представленным в социальной работе индивидом, семьёй, группой, сообществом, государственной системой. Принцип дополнительности конкретизируется соответственно своему уровню связей и системных оппозиций. Так, в системе «государство – сообщество» данный принцип понимается таким образом, что сообщество людей получает помощь от государства с учётом уровня их проживания, но пропорционально имеющимся натуральным ресурсам.

3.) Операциональные принципы социальной работы

Операциональные принципы выражаются через операциональные дефиниции. Они раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессиональной культуре. Операциональные принципы выстраиваются на основе индивидуального опыта социального работника в процессе его взаимодействия с клиентом.

Практика взаимодействий с клиентом выработала определённые подходы, ставшие аксиоматическими, например:

  • клиент всему начало;
  • начало контакта с клиентом – начало лечения;
  • продвигаться вместе с клиентом и др.

Однако процесс взаимодействия с клиентом не ограничивается только практикой лечения или поддержки, он может иметь более сложные формы, такие, как процесс социализации или обучения. В этом случае операциональные принципы имеют другое содержание и другую установку на взаимодействие. Изменение в таксации операциональных принципов связано и с «проблемно-разрешающим» процессом поддержки клиента, когда в практике социальной работы выделяются специфические компоненты взаимодействия, такие как компоненты коммуникации, групповых дискуссий, процедуры разрешения проблемы.

Вместе с тем, помогающий процесс априори стимулирует возникновение новых принципов на различных его уровнях и проявлениях – от программ исследования среды до систем государственной поддержки. Иными словами, «моделируемая реальность», практика социальной работы представляет собой моделируемую реальность «социальных миров», каждый из которых будет существовать в логике своих закономерностей и операциональных принципов.

4.) Этические принципы социальной работы

Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. С одной стороны, оно выступает в процессе помощи как один из видов поддержки «человека-нуждающегося». С другой – принципы являются тем ценностным континуумом, в котором проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников США (NASW), охватывают различные стороны интеракций социального работника в процессе профессионального взаимодействия: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу. При этом каждый вид профессиональных взаимоотношений имеет свои принципы и императивы. В частности стандарты NASW для социальных работников, осуществляющих свою деятельность в системе здравоохранения, помимо общих имеют принципы, относящиеся к сфере их компетенции:

  • содействие в поддержке физического и психосоциального здоровья;
  • предотвращение физических и умственных болезней;
  • содействие в усилении физического и психосоциального функционирования;
  • внимание к социальным и эмоциональным ударам, приводящим к болезням и недееспособности.

Специальные стандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие в себя этические принципы профессионального взаимодействия, имеют и другие зарубежные организации социальных работников. В Российской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб был утверждён Кодекс социального работника, который включает в себя следующие принципы:

  • принцип компетентности;
  • принцип моральной ответственности перед клиентом;
  • принцип моральной ответственности перед обществом;
  • принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами.

Уровни социальной работы.

Социальная работа, рассматриваемая как вид социальной деятельности, характеризуется определёнными уровнями,на которых она осуществляется и от которых зависят её функции, формы и методы. Однако в понимании этих терминов до настоящего времени не существует единообразия.

Согласно одной точке зрения, в этот перечень включаются (Словарь социальной работы Р. Баркера):

  • индивидуальная социальная работа;
  • групповая социальная работа;
  • организация сообщества;
  • административная социальная работа;
  • исследования;
  • социальная политика;
  • планирование;
  • непосредственная клиническая практика;
  • семейная и брачная практика;
  • другие виды микро-практик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни .

Сходная точка зрения представлена в изложении теории социально-психологической работы шведских авторов Г. Бернлера и Л. Юнссон, которые выделяют:

  • индивидуальную и семейную социальную работу (индивидуальную психотерапию);
  • групповую социальную работу;
  • общественную работу (работу с сообществом на макроуровне);
  • социальное администрирование и планирование .

Заметим, что термин «общественная работа» в русском переводе не вполне точно передаёт смысл понятия, которое можно дополнительно описать словами «общинная» или «коммунальная» социальная работа, т.е. проводимая по месту жительства в условиях развитого местного самоуправления.

Характерно, что деятельность социального управления, её технологии и методы в любом теоретическом рассмотрении выделяются в специфическую отрасль социальной практики, а непосредственно контактная социальная работа подразделяется на:

  • работу с индивидом;
  • работу с семьей и/или группой – его ближайшим социальным окружением;
  • работу с тем сообществом, в котором индивид проживает.

В связи с таким делением необходимо охарактеризовать более подробно субъекты социальнойработы для более точного понимания роли и места каждого из них.

Первым субъектом является любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в слабой позиции и в силу этого объективно нуждаются в понимании связанных с этой позицией трудностей, проблем, в получении реальной помощи для преодоления этих трудностей. Таким людям прежде всего необходимо общение, поддержание нормальных социально-бытовых условий (жильё, питание, одежда, медицинское обслуживание и др.), интеграция их в различные сферы социокультурной жизни (посильный труд, досуг, спорт и т.д.). Важную роль играет их психологическая и социальная реабилитация.

В этом обширном классе клиентов можно выделить подгруппы людей со сходными проблемами, судьбами, хотя нередко многие из тех, кто субъективно считает себя нуждающимся в помощи, к таковым могут быть отнесены только условно. И наоборот, те, кому действительно необходимо специальное внимание, милосердное отношение, профессиональная помощь, не осознают своей потребности или, если осознают, то стыдятся обращаться за содействием.

Второй субъект социальной работы – это те люди, которые её осуществляют, социальные работники. Выделим следующие компоненты их деятельности (обычно это личностные, профессиональные качества и операциональный компонент деятельности):

1) психологический – эти люди характеризуются альтруистической, гуманистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией; центральной характеристикой специалистов по социальной работе является милосердие, деятельная любовь к людям;

2) операциональный, к которому относят профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи.

В целом, качествами, необходимыми для определения профессиональной пригодности к ведению социальной работы, принято считать, опираясь на многолетний опыт, накопленный в системах социального обслуживания зарубежных стран, следующие:

· высокий уровень интеллектуального развития;

· хорошая саморегуляция, навыки самодисциплины;

· способность проявлять терпимость;

· настойчивость;

· способность помогать людям в трудных ситуациях;

· физическая сила, выносливость;

· способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок;

· здравый смысл, умение чётко мыслить;

· чуткость, эмпатичность.

Следует заметить также, что имеются противопоказания к занятию социальной работой, и среди них экстремизм любого толка – от политического до религиозного.

Третий субъект социальной работы – это люди, которые преподают социальную работу. Они вырабатывают у обучающихся не только профессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личности.

Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога или семейного терапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвлённая сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессионального образования в области социальной работы, то у нас получивших специальную подготовку преподавателей пока немного. Подбор площадок для проведения студенческой практики представляет большую трудность, как и нахождение опытных и методически грамотных супервизоров для неё.

Четвёртый субъект социальной работы – это её исследователь. Его задача – наблюдение практики социальной работы, анализ и фиксация существующих и зарождающихся тенденций её состояния и развития; систематизация, обобщение накопленного материала и прогнозирование дальнейшего развития. Следует заметить, что при всех внешних неблагоприятных условиях для развития социальной науки в нашей стране действует довольно много авторитетных исследователей социальной работы, объединённых в несколько школ. Их деятельность позволяет не только изучать существующее положение в сфере социальной работы, публиковать учебные и справочные пособия, но и предлагать инновационные модели и новые формы организации и деятельности социальных служб.

Пятый субъект – это административные структуры социального управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания которыми содержания и целей социальной работы в значительной мере зависит её масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и муниципального управления они формулируют и осуществляют социальную политику в стране. Конечно, уровень информированности, образованности и готовности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педагогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимальным. В связи с этим характер подготовки и объём необходимых знаний данного субъекта социальной работы дифференцируется в соответствии с выполняемой ролью и включает в себя:

а) знание административного и социального права;

б) управленческую компетентность (знание функций, методов деятельности и границ полномочий органов муниципального управления и местного самоуправления);

в) знакомство с методами работы с администрацией и персоналом (образовательных, медицинских, правоохранительных, пенитенциарных и других учреждений), оказание им содействия в профессиональной деятельности, умение решать проблемы, возникающие в отношениях с клиентами, оказание помощи персоналу в решении личных проблем;

г) способность выявить психологические, социально-психологические и бытовые факторы обострения проблем, возникающих перед клиентом;

д) умение давать оценку социально-психологическому статусу клиента, проводить диагностику состояния его физического, психического и психологического здоровья;

е) умение осуществлять социальную и социально-психологическу

Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направленая на производство знаний об обществе.

Классификация С.н.: науки, дающие наиболее общие знания об обществе (философия, социология); науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни (экономика, политология, культурология); науки, пронизывающие все сферы общественной жизни (история, правоведение).

Науки о чел-ке, или Гуманитарные науки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности (Антропология, Искусствоведение, История, Культурология, Педагогика, Политология, Психология, Социология, Философия, Этика и др.).

Теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: специфический предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, специфические понятия, категории, принципы и методы деятельности. При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную.

Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обуславливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности: закономерности, принципы и методы социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы с социологией: социология изучает общество, поведение и убеждение специфических групп -- семей, детей, мужчин; женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, обеспечивать владение персональными навыками и техниками.

Социальные работники используют данные психологии. Эта дисциплина тесно связана с социальной работой. Психологи, изучая индивидов, пытаются понять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на их психику и поведение, а также психологию коллективов.

Социальная работа также взаимосвязана с социальной экологией. Двойная фокусировка ее и на человеке, и на окружающей среде, а еще шире -- человеке и природе, -- обуславливает ее экологическую сущность. Она позволяет определить модели отношения между организмами и их окружением. Для этого необходимы знания не только социологии и психологии, но и биологии, которая помогает понять, как функционирует человеческий организм, включая репродуктивные процессы и влияние генетики на проведение и восприятие.

Многие программы обучения социальных работников требуют достаточно основательной медицинской подготовки. Например, сложившаяся на Западе профессия трудотерапевта (специалиста, работающего непосредственно с инвалидами) предусматривает получение знаний в области медицины и реабилитационного консультирования.

Еще одной смежной дисциплиной, необходимой при получении профессии социального работника, является правоведение. Без знания законодательных актов, основания теоретических и практических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения и т.д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

Многоплановость и многовариантность содержания деятельности специалиста по социальной работе распространяется и на область управления. Поэтому менеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов.

Место в системе наук. Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д.

При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т.д.).

Следует подчеркнуть, что теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, определенные понятия, категории, принципы и методы деятельности. Однако теория социальной работы относится к прикладной науке.

В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России существует два подхода.

1. Сторонники первого подхода исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько сложных наук о человеке и обществе – это социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика и др.

2. Сторонники второго подхода доказывают самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, выделяя внутри неё теоретические и прикладные аспекты.

Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение личности.

Социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика, и тяготеет к психологии, социологии и медицине.

Общетеоретическое положение социальной философии является методологическим основанием для решения более частных вопросов социальной работы на научном уровне, как науки о человеке и его социальных связях. Улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования являются основными практическими задачами социальной работы и определяют её научное содержание.

Социальная работа связана с социологией, познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы. Например, использование метода интервьюирования в социальной работе помогает разговаривать с человеком, помочь ему раскрыться, почувствовать себя в безопасности. Психология также тесно связана с социальной работой, помогает определить факторы, влияющие на психику и поведение.

Социальная работа связана с социальной экологией. Она определяет модели отношений между организациями и их окружением. Здесь необходимы знания биологии, влияние генетики на человеческий организм.

Программы обучения социальных работников включают глубокую медицинскую подготовку. Например, трудотерапия – получение знаний в области медицины для работы с инвалидами.

14. Роль социологии в организации социальной работы

Социальная работа взаимодействует с социологией семьи: деятельность социологии семьи позволяет решить проблемы социальной работы, связанные с проведением экспертизы семейного положения клиента, а также социального положения, материального и социального положения разных семей. Без социологического осмысления социальных ситуаций, социальный работник чаще всего не может понять проблем, которые возникают у клиента, определить пути их решения.

Не менее значимо влияние на социальную работу социологии труда - отрасли социологической теории и практики, организующей целесообразность деятельности человека, социальной группы.

Характеризуя специфику положения и образа жизни различных профессиональных и должностных групп населения, характер их трудовой деятельности, социология труда дает социальному работнику возможность понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально - трудовой среды, характерных черт работников различного профиля, уровня их обеспеченности как следствие труда на конкретном рабочем месте.

Важно, что социология труда акцентирует внимание на профессиональных заболеваниях, стереотипах мышления, традиционных видах поведения представителей различных социально-профессиональных групп. Это позволяет социальному работнику использовать все подходы к решению проблем клиентов, выработать стратегию организации социальной помощи нуждающимся, а также воздействовать на социальную политику фирм, государственных органов управления, общественных организаций. Социология труда исследует проблемы занятости, безработицы, социальной защиты работника в трудовом коллективе. Те же проблемы решает и социальный работник.

Все большее влияние на социальную работу оказывает социология духовной жизни. Социология духовной жизни предоставляет специалистам по социальной работе данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социокультурных групп, общностей людей, разделенных по духовно-идеологическим, нравственно-этическим, художественно-эстетическим и другим ориентациям.

mob_info