Результаты нир и их характеристика. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Виды научно-исследовательских работ

Современное производство не может успешно развиваться без соответствующих научных исследований. Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные (табл. 3.2).

Таблица 3.2 Виды научно-исследовательских работ

Виды исследований Характеристика Результаты исследований
Фундаментальные Расширение теоретических знаний. Открывают принципиально новые пути преобразования природы, общества, производительных сил, создания техники и использования новых источников энергии. Проводятся в академических институтах, вузах Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; формирование комплекса научно-технических проблем прикладного характера применительно к конкретным областям науки, техники и производства
Поисковые Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Предназначены для изучения возможности создания новой техники, форм и методов организации производства. Проводятся в отраслевых НИИ, редко в вузах Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей
Прикладные Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Проводятся крупными предприятиями, отраслевыми НИИ и вузами Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР по тематике НИР

Фундаментальные и поисковые работы в жизненный цикл изделия, как правило, не включаются. Однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия. Их задача - дать ответ на вопрос: Возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками? Порядок проведения НИР регламентируется стандартом. Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

1) разработка технического задания (ТЗ) на НИР;

2) выбор направлений исследования;

3) теоретические и экспериментальные исследования;

4) обобщение и оценка результатов исследований;

5) приемка НИР.

При выполнении прикладных НИР часто включают также этап разработки, изготовления испытания макета или модели оборудования.

Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.3 -- Этапы НИР и состав работ на них

Этапы НИР Состав работ
Разработка ТЗ на НИР Научное прогнозирование. Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований. Изучение патентной документации. Учет требований заказчиков.
Выбор направления исследования Сбор и изучение научно-технической информации. Составление аналитического обзора. Проведение патентных исследований. Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка. Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач. Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов. Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции. Разработка общей методики проведения исследований. Составление промежуточного отчета.
Теоретические и экспериментальные исследования Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений. Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов. Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования. Проведение экспериментов, обработка полученных данных. Сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями. Корректировка теоретических моделей объекта. Проведение при необходимости дополнительных экспериментов. Проведение технико-экономических исследований. Составление промежуточного отчета.

Окончание табл. 3.3

Техническое задание (ТЗ) – это исходный документ, в котором указываются цель, содержание и порядок работы, намечается способ реализации результатов исследования. В нем содержится технико-экономическое обоснование работы, приводятся ожидаемые результаты, отмечаются преимущества перед существующими аналогами, рассчитывается ориентировочная экономическая эффективность работы. ТЗ разрабатывает исполнитель НИР и согласовывает с заказчиком.

На стадии разработки технического задания на НИР используются следующие виды информации:

Объект исследования;

Описание требований к объекту исследования;

Перечень функций объекта исследования общетехнического характера;

Перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия изделия;

Технические решения (в прогнозных исследованиях);

Сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР;

Сведения о производственных ресурсах (применительно к объекту исследований);

Сведения о материальных ресурсах;

Маркетинговые сведения;

Данные об ожидаемом экономическом эффекте.

Дополнительно используется следующая информация:

Методы решения отдельных задач и обработки информации;

Общетехнические требования (стандарты, ограничения вредных влияний, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и так далее);

Проектируемые сроки обновления продукции;

Предложения лицензий и "ноу-хау" по объекту исследований.

На последующих этапах НИР в качестве базы в основном используется перечисленная выше информация.

Дополнительно используются:

Сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР;

Данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, типовых расчетов, ограничений;

Требования к информации, вводимой в информационные системы и т.д.

Результатом НИР является достижениенаучного, научно-технического, экономического и социального эффектов.

Научный эффект характеризуется получением новых научных знаний и отражает прирост информации, предназначенной для "внутринаучного" потребления.

Научно-технический эффект характеризует возможность использования результатов выполняемых исследований в других НИР и ОКР и обеспечивает получение информации, необходимой для создания новой продукции.

Экономический эффект характеризует коммерческий эффект, полученный при использовании результатов прикладных НИР.

Социальный эффект проявляется в улучшении условий труда, повышении экономических характеристик, развитии культуры, здравоохранения, науки, образования.

Оценка научной и научно-технической результативности НИР производится с помощьюсистемы взвешенных балльных оценок.

Для фундаментальных НИР рассчитывается толькокоэффициент научной результативности (табл. 3.4), а для поисковых работ икоэффициент научно-технической результативности (табл. 3.5). Оценки коэффициентов могут быть установлены только экспертным путем.

Таблица 3.4 - Характеристики факторов и признаков научной результативности

Создание и освоение новых продуктов может происходить как за счет приобретения патентов, лицензий, изобретений, ноу-хау так и путем задействования собственного интеллектуального потенциала предприятия.

Как известно научные исследования разделяют на фундаментальные, поисковые и прикладные опытно-конструкторские работы (ОКР) (табл. 5.4).

Фундаментальные и поисковые научно-исследовательские работы обычно не является распространенным явлением в комплексе работ по созданию принципиально новых продуктов.

Непосредственно к этим процессам относятся прикладные научно-исследовательские работы. Основные этапы их включают:

1) разработка технического задания (ТЗ);

2) выбор направления исследования;

3) теоретические и экспериментальные исследования;

4) обобщение и оценка результатов исследований.

Конкретный состав этапов и работ определяется спецификой производства (табл. 5.5).

Таблица 5.4. Содержание научно-исследовательских работ (НИР)

Виды исследований

Результаты исследований

Фундаментальные

Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в определенной сфере; научные достижения, методы и принципы исследований новых функций объекта, что исследуется

Поисковые

Увеличение объема знаний для более глубокого понимания предмета исследования. Выработки прогнозов развития науки и техники; открытие новых направлений применения открытых явлений и процессов. Поиск новых функциональных комбинаций на базе уже существующих функций

Прикладные

Использование позитивных конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик и т. п

Опытно-конструкторские (ОКР)

Выработка макетов, опытных образцов, моделей. Проведение экспериментов, исправления недостатков, испытание

После завершения прикладных научно-исследовательских работ (НИР) при условии получения положительных результатов которые удовлетворяют заказчика с точки зрения целей, ресурсозатрат и рыночных условий реализации проекта, на практике приступают к выполнению опытно-конструкторских работ (ОКР). Это важнейший этап материализации результатов предыдущих исследований.

Основные этапы ОКР:

1) разработка ТЗ и техническое предложение;

2) эскизное проектирование;

3) техническое проектирование;

4) изготовление рабочей документации для изготовления и испытаний опытного образца;

5) предварительные испытания опытного образца;

6) комиссионное испытание опытного образца;

7) доработка документации по результатам испытаний.

Таблица 5.5. Этапы и состав НИР

Этапы НИР

Состав ГДР

Разработка ТЗ

Научное прогнозирование. Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований. Изучение патентной документации. Учет требований заказчиков

Выбор направления исследования

Сбор и изучение научно-технической информации. Составление аналитического обзора. Проведение патентных исследований.

Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ, сравнительная оценка. Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач.

Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов.

Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции.

Разработка общей методики проведения исследований (программы работ, план-графики, сетевые модели). Сдача промежуточного отчета

Теоретические и экспериментальные исследования

Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений.

Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов.

Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также нового оборудования, которое проектируется. Проведение экспериментов, обработка полученных данных; сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями.

Корректировка теоретических моделей объекта. Проведение при необходимости дополнительных экспериментов. Проведение технико-экономических исследований. Сдача промежуточного отчета

Обобщение и оценка результатов исследований

Обобщение результатов предыдущих этапов работ. Оценка полноты решения задач.

проведение ОКР.

Разработка проекта ТЗ на ОКР.

Составление итогового отчета. Приемка НИР комиссией

Пример перечень работ на этапах ОКР приведен в табл. 5.6.

Таблица 5.6. Пример перечня работ на этапах ОКР

Этапы ОКР

Основные задачи и состав работ

Разработка ТЗ

Составление проекта ТЗ заказчиком. Проработка проекта ТЗ исполнителем. Установление перечня контрагентов и согласование с ними частных ТЗ. Согласование и утверждение ТЗ

Техническое предложение (является основанием для корректировки ТЗ и выполнения эскизного проекта)

Выявление дополнительных или уточненных требований к изделию, его техническим характеристикам и показателям качества, которые не могут быть указаны в ТЗ, включающие:

Проработка результатов прогнозирования;

Изучение научно-технической информации;

Предварительные расчеты и уточнение требований ТЗ

Эскизное проектирование (служит основанием для технического проектирования)

Разработка принципиальных технических решений включает:

Выполнение работ по этапу технического предложения, если этот этап не выполняется;

Выбор элементной базы разработки;

Обоснование основных технических решений;

Разработка структурных и функциональных схем изделия;

Обоснование основных конструктивных элементов;

Метрологическая экспертиза проекта;

Разработка и испытание макетов

Техническое проектирование

Окончательный выбор технических решений по изделию в целом и по его составным частям:

Разработка принципиальных электрических, кинематических, гидравлических и других схем;

Уточнение основных параметров изделия;

Проведение конструктивной компоновки изделия и определения данных для его размещения на объекте;

Разработка технологических условий (ТУ) на поставку и изготовление изделия;

Испытание макетов основных приборов изделия в реальных условиях

Разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца

Формирование комплекта конструкторской документации:

Разработка полного комплекта рабочей документации;

Согласование ее с заказчиком и предприятием-изготовителем серийной продукции;

Проверка конструкторской документации на унификацию и стандартизацию;

Изготовление в опытном производстве опытного образца;

Комплексная регулировка опытного образца

Предварительные испытания

Проверка соответствия опытного образца требованиям ТЗ и определение возможности дальнейших испытаний:

Стендовые испытания;

Предварительные испытания объекта;

Испытания на надежность

Комиссионное испытание

Оценка соответствия ТЗ и ТУ возможностям организации серийного производства комиссией предприятия с участием государственных контролирующих органов

Разработка документации по результатам испытаний

Внесение необходимых уточнений и изменений в соответствующие виды документации.

Передача документации предприятию-изготовителю

Вероятностный характер результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ затрудняет оценку их экономической эффективности, что может привести к увеличению этапов и продолжительности разработок. Для избежания этих трудностей используют метод поэтапного определения экономической эффективности с нарастающей степенью точности. На ранних стадиях выполнения проектных работ расчеты эти носят прогнозный характер и включают:

Технико-экономический анализ ожидаемых результатов;

Выбор базы для сравнения и приведения вариантов к сопоставимому виду;

Расчет передвиробничих и капитальных затрат в сфере производства и эксплуатации;

Расчет и анализ показателей экономической эффективности. Методы расчета годового экономического эффекта зависят от того,

насколько различаются варианты аналогового и нового изделия и годового объема производства. Для условия равенства годовой производительности (О2 = ЕД расчет годового экономического эффекта ведется на базе абсолютных величин инвестиций (К) и эксплуатационных расходов (И):

Если годовая производительность нового варианта изделия (2) выше, чем у изделия аналоге (1): (О.2>О.и), то годовой экономический эффект Эр рассчитывается на основе удельных затрат к, и:

где К - абсолютная величина инвестиций;

/ - абсолютная величина эксплуатационных расходов;

к - удельные инвестиции;

и - удельные эксплуатационные расходы;

Ен - норма рентабельности.

Годовой экономический эффект от производства и использования новых средств труда - техники долговременного пользования (машины, оборудования, приборов и т. п) с улучшенными качественными характеристиками (производительность, долговечность, сокращение издержек эксплуатации и т. д) определяется следующим образом:

где индексы "1" и "2" обозначают данные для аналогового и нового изделия соответственно;

В - приведенные затраты на единицу изделия; В = С + ЕНК; С - себестоимость изготовления изделия;

П - производительность новой техники или интегральный показатель качества изделия;

Д - доля отчислений на полное восстановление изделия;

Ди + Ен /Д2 + Ен - коэффициент изменения срока службы новой техники;

Ен - нормированный коэффициент рентабельности (коэффициент дисконтирования);

Тсл - срок службы средств труда;

N - годовой объем производства изделия;

ы| = и~[ ■ ТІО2 / П1 - годовые эксплуатационные расходы в расчете на объем производства;

К1 = К1 ■ П2 / П1 - текущие инвестиции при эксплуатации (у потребителя).

Инвестиции вкладываются для того, чтобы принести прибыль больше, чем затраты на приобретение капитала или при вложении капитала инвестором в другой бизнес или размещение капитала в банковский дипозитарій. Следовательно, для анализа новых проектов, связанных с необходимостью получения прибыли, часто используют нормы рентабельности Ен, соответствующих различным видам эффективности инвестиций. Применение в расчетах той или иной величины нормы рентабельности полностью зависит от менеджмента и инвестирования, целей предприятия и конкретной рыночной конъюнктуры.

Экономическая оценка нового изделия также рассчитывается для определения срока окупаемости дополнительных инвестиций и их рентабельности.

Расчетная рентабельность инвестиций оцениваются соотношением:

Срок окупаемости рассчитывается как величина обратная к расчету рентабельности (бухгалтерской нормы рентабельности):

Новое изделие в процессе эксплуатации будет экономически эффективным, если выполняется неравенство Как > Эк. В пределах соблюдения данного неравенства можно сравнивать уровень цены нового изделия в зависимости от целей, которые выдвигает менеджмент и владельцы предприятия.

Если стратегией владельцев капитала является достижение максимальной прибыли в течение расчетного периода, то наиболее вероятным будет решение установить максимальную цену на новое изделие, которую только сможет выдержать рынок (продукция останется конкурентоспособной и будет успешно реализовываться на протяжении расчетного периода).

Стратегия "глубокого проникновения на рынок" позволяет добиться снижения цены до минимального уровня, для которого производитель придерживается неровности Как > Эк.

Если в процессе эксплуатации нового изделия происходит увеличение прибыли и снижение себестоимости продукции, годовой экономический эффект может быть рассчитан по формуле:

где П1 - годовая прибыль от эксплуатации имеющегося на предприятии вы-робу-аналога (оборудования, прибора и т. п); N - объем производства продукции (работ);

N - объем производства продукции от эксплуатации нового изделия. С1, С2 - себестоимость выпускаемой продукции соответственно при эксплуатации нового изделия и изделия-аналога; К - дополнительные капиталовложения на новую разработку изделия; Ер - норма рентабельности.

Определяя годовой экономический эффект, необходимо обеспечить сравнение вариантов нового изделия и изделия-аналога по таким показателям:

Объем продукции (работы), производимой с помощью этих изделий;

Их качественные параметры;

Фактор времени;

Социальные факторы производства и эксплуатации продукции.

Необходимо также учитывать, что переход к серийному или массовому производству значительно снижает себестоимость единицы продукции за счет уменьшения удельного веса условно-постоянных издержек (эффект масштаба производства) и повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Изделие должно иметь качественное сравнение. В зависимости от назначения и условий их эксплуатации качественными показателями сравнения могут быть, например, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, производительность, мощность, масса, габариты, точность, быстродействие, степень автоматизации и прочее. Если изделие-аналог не обеспечивает выполнения какой-либо функции, которая имеется в новом изделии, то следует предусмотреть дополнительные меры (средства), которые необходимы для доведения этого показателя до уровня нового изделия.

В проектных показателях, которые необходимо учитывать для определения общего показателя качества, может быть несколько подходов. Обычно определяют удельный вес важности и значимости каждого показателя в общей характеристике нового изделия. Затем они оцениваются по одной из балльных систем (например, десятибалльной). Оценка в баллах производится экспертным путем (табл. 5.7).

Таблица 5.7. Таблица балльной оценки параметров Хі нового изделия-аналога

Интегрированный показатель (коэффициент) качества (в) нового изделия определяют по формуле:

где п - количество параметров изделия;

а, - весовой коэффициент важности 7-го параметра;

Ьін, Ьіа - значения данного параметра соответственно нового изделия и изделия-аналога, оцененные экспертами в баллах.

Расчет годового экономического эффекта в производстве новых изделий:

где Пч - прибыль от реализации новых изделий после выплаты налогов и процентов за кредиты;

К - капитальные инвестиции.

В случае, когда новое изделие осваивается взамен изделия-аналога:

где Егн, Ега - соответственно, экономический эффект в производстве нового изделия и изделия-аналога.

Если инвестиции связаны с вводом основных фондов, при расчете годового экономического эффекта могут учитываться амортизационные отчисления (АІ), тогда:

В этом случае годовая рентабельность капитальных вложений Как на освоение новых изделий оценивается соотношением:

Критерием принятия решения по освоению производства нового изделия является соотношение:

где Ток и Токи - соответственно срок окупаемости инвестиций: расчетный и нормативный:

Показатель экономического эффекта от производства новых изделий должен иметь положительное значение, что означает превышение рентабельности инвестиций Как над нормативным значением Ен.

Для расчета Как в случае приведения доходов и затрат к одному моменту времени (?в) нужно решить следующую задачу. Найти значение, при котором интегральный экономический эффект за расчетный период (жизненный цикл инвестиций) Эи равнялся бы нулю:

где Пш - прибыль от реализации новых изделий г-го года;

К - инвестиции в г-м;

Т - жизненный цикл инвестиций (года);

и - коэффициент дисконтирования.

Учет фактора времени для оценки экономической эффективности НИР и ОКР.

При выполнении экономических расчетов на этапах НИР и ОКР необходимо учитывать, что инвестиции, как правило, осуществляются в годы, предшествующие началу производства новых изделий производителем и предыдущего начала эксплуатации этих проектов. Поэтому все показатели доходов и расходов считаются приведенными к одному моменту времени - первому году расчетного периода (начало изготовления или эксплуатации новых изделий). При необходимости такое приведение определяют как слагаемое показателей данного года на коэффициент дисконтирования и:

где д - число лет между годом ґ, к которому относится данный показатель, и годом "0" - первым годом расчетного периода.

Для экономических расчетах показателей после расчетного года их приводят к расчетному нулевого года путем умножения на коэффициент дисконтирования.

Определение издержек производства изделий на этапах НИР и ОКР.

На этапах НИР и ОКР еще нет данных о технологии изготовления нового изделия, его трудоемкости и материалоемкости, поэтому определение издержек производства на этих этапах представляет некоторые трудности. В то же время комплексный экономический анализ как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации необходим для принятия решений о целесообразности новых разработок.

Ориентировочные расчеты затрат в этих случаях ведутся путем установления аналогий между новым изделием и ранее созданным на основе анализа его параметров, элементов и функций. Чаще всего себестоимость рассчитывается следующими методами:

Удельных показателей;

Удельных весовых затрат;

Бальным;

Корреляционным;

Нормативной калькуляции.

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Общая схема выполнения научного исследования представлена на рис. 4.1.

Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.

Применительно к магистерским работам можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и эмпирических исследований;

3) работа над рукописью и её оформление;

4) внедрение результатов научного исследования.

Рис. 4.1. Схема выполнения научного исследования

Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют большое значение для выполнения научных исследований студентами.

Подготовительный (первый) этап включает:

    выбор темы;

    обоснование необходимости проведения исследования по ней;

    определение гипотез, целей и задач исследования;

    разработку плана или программы научного исследования;

    подготовку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты.

Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, список тем диссертаций и авторефератов диссертаций.

Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др.

Исследовательский (второй) этап состоит из:

    систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов;

    проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов производственной практики;

    обработки, обобщения и анализа полученных данных;

    объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап включает:

    определение композиции (построения внутренней структуры) работы;

    уточнение заглавия, названий глав и параграфов;

    подготовку черновой рукописи и её редактирование;

    оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов и результаты диссертационных исследований рекомендуются для внедрения в практическую деятельность органов управления и в учебный процесс.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под накопление научных фактов?

2. Из каких этапов состоит научное исследование?

3. Какие вопросы решаются на первом этапе исследования?

4. На каком этапе проводятся эмпирические исследования?

5. Всегда ли оформление рукописи является завершающим этапом?

6. Что понимается под актуальностью темы исследования?

7. Дайте определение понятию «проблема»?

8. Что значит сформулировать научную проблему?

9. Является ли цель научного исследования отражением темы исследования?

10. Цели и задачи научного исследования.

11. Объект и предмет научного исследования.

12. Чем отличается объект исследования от предмета исследования? Как они соотносятся?

13. Что понимается под методами исследования?

14. В чем особенности фундаментальных исследований?

15. В чем особенности прикладных исследований?

16. Разработки и их значение в технических науках.

17. Расскажите о взаимосвязи структурных единиц научного направления.

18.Перечислите основные требования к теме научного исследования.

19. Какая информация содержится в выводах?

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные (табл. 1)

Таблица 1 - Виды научно-исследовательских работ

Виды исследований

Результаты исследований

Фундаментальные

Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований

Поисковые

Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей

Прикладные

Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР по тематике НИР

Фундаментальные и поисковые работы в жизненный цикл изделия, как правило, не включаются. Однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия. научная исследовательская опытная конструкторская

Их задача - дать ответ на вопрос: "Возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками?"

Порядок проведения НИР регламентируется ГОСТ 15.101-80. Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

  • 1) разработка технического задания (ТЗ) на НИР;
  • 2) выбор направлений исследования;
  • 3) теоретические и экспериментальные исследования;
  • 4) обобщение и оценка результатов исследований.

Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Этапы НИР и состав работ на них

Этапы НИР

Состав работ

Разработка ТЗ на НИР

научное прогнозирование

Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований

Изучение патентной документации

Учет требований заказчиков

Выбор направления исследования

Сбор и изучение научно-технической информации

Составление аналитического обзора

Проведение патентных исследований

Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка

Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач

Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов

Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции

Разработка общей методики проведения исследований

Теоретические и экспериментальные исследования

Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений

Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов

Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования

Проведение экспериментов, обработка полученных данных

Сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями

Корректировка теоретических моделей объекта

Проведение при необходимости дополнительных экспериментов

Проведение технико-экономических исследований

Составление промежуточного отчета

Обобщение и оценка результатов исследований

Обобщение результатов предыдущих этапов работ

Оценка полноты решения задач

Разработка проекта ТЗ на ОКР

Составление итогового отчета приемка НИР комиссией

В таблице 1 представлены этапы выполнения студентами различных видов научно-исследовательской работы.

Технологическая карта процесса выполнения НИР

1. Выбор темы.

2. Постановка проблемы.

3. Составление ориентировочного плана.

4. Подбор литературы по проблеме:

а) работа в библиотеке с каталогами (алфавитным, предметным, систематическим) по отбору литературы;

б) составление библиографических карточек на статьи, книги;

в) уточнение понятийно-категориального аппарата (работа со словарями, энциклопедиями, справочниками).

5. Изучение подобранной литературы:

а) работа с текстом;

б) конспектирование, аннотирование.

6. Систематизация материала, классификация его по определенным признакам и группам.

7. Написание текста первой главы работы «Теоретический анализ проблемы» (обзор литературы) в котором должны быть представлены:

а) исторический аспект исследуемой проблемы;

б) научные положения общей и специальной педагогики и психологии, характеризующие объект исследования;

в) методические, дидактические положения;

г) выводы по результатам анализа литературы по теме исследования;

д) формулировка гипотезы исследования.

8. Научно-теоретическое обоснование и разработка (адаптация) методики и методов исследования, определение изучаемых параметров, критериев оценки результатов эксперимента.

9. Проведение констатирующего эксперимента. Обработка результатов исследования, их качественно-количественный анализ. Составление и оформление таблиц, схем, иллюстраций. Формулирование выводов.

10. Рекомендуется (но не обязательно) провести формирующий эксперимент по разработанной студентом коррекционно-развивающей программе, включающей пояснительную записку с указанием цели и задач, теоретическую и практическую часть, формы реализации, количество часов, методы проверки эффективности.

11. Анализ экспериментальных данных, оформление результатов в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, гистограммах. Формулирование выводов и рекомендаций по данным констатирующего (формирующего) эксперимента.

12. Оформление работы.

Структура и содержание научно-исследовательской работы студента

Работа состоит из двух взаимосвязанных частей: обзорной и содержательной. В первой отражается ход научно-теоретического исследования проблемы (по данным литературы). Вторая включает методику исследования и полученный результат.

В обзорную часть входят введение и глава I.

Научно-исследовательская работа начинается с введения, в рамках которого должны найти отражение следующие позиции (аспекты):

1. Обоснование актуальности.

2. Определение проблемы исследования.

3. Выявление предмета, объекта исследования.

4. Формулирование цели и задач исследования.

5. Выдвижение гипотезы и прогнозирование положительного эффекта, который может быть, достигнут в результате решения проблемы.

6. Определение теоретической и практической значимости, новизны исследования.

7. Выбор методов исследования.

8. Формулирование положений, выносимых на защиту (является факультативным).

Научно-исследовательская работа студента должна содержать следующие элементы:

– титульный лист;

– перечень условных обозначений (при необходимости);

– введение (общую характеристику работы);

– основную часть, представленную главами;

– заключение;

– список использованной литературы;

– приложения (при необходимости).

Титульный лист. Титульный лист должен содержать следующие сведения:

– полное наименование учебного заведения, факультета, кафедры, на которой выполняется научно-исследовательская работа;

– фамилия, имя, отчество студента;

– название работы, которое должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию исследования;

– номер и название специальности;

– жанр работы, например, выпускная квалификационная работа;

– фамилии, инициалы, научные степени и звания научного руководителя и рецензента;

– город, в котором находится учебное заведение;

– год защиты научно-исследовательской работы.

Оглавление. Оглавление включает названия структурных частей работы (перечень условных обозначений, введение, названия глав, параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение) с указанием номеров страниц, на которых находится начало соответствующих структурных элементов. Оглавление должно быть помещено в начале работы, поскольку это дает возможность сразу увидеть ее структуру.

Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов.

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень обычно имеет вид столбца, в котором слева (в алфавитном порядке) приводится сокращение, справа - его детальная расшифровка.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение - вступительная, начальная часть работы. В нем дается общая оценка состояния проблемы исследования (при необходимости исторический экскурс), очерчивается круг проблем, нуждающихся в изучении, определяется направление исследования. Введение, как правило, представляет собой краткий раздел объемом до 4 страниц.

Актуальность темы. Указывается и кратко характеризуется необходимость проведения исследований для решения конкретной задачи, развития направлений по определенной теме логопедии, отражается важность решаемых вопросов для специальной педагогики.

Постановка проблемы - первоочередная задача, суть научной проблемы заключается в «знании о незнании». Проблему создают противоречия, требующие разрешения. В педагогическом исследовании противоречия свидетельствуют о несоответствии между какими-либо явлениями внутри объекта изучения. Наличие противоречия требует научного поиска, совершенствования педагогических технологий (см. словарь) и проведения исследования по их реализации.

Проблема исследования должна быть актуальна (см. словарь), отвечать потребностям практики, иметь соответствующее научное решение. Обоснование актуальности проблемы позволяет конкретизировать тему исследования, которая, в свою очередь, должна быть тщательно продумана и корректно сформулирована. Например, «Профилактика предрасположенности детей дошкольного возраста с ОНР к дислексии».

Объект и предмет исследования. Конкретизировать рамки исследования позволяет определение его объекта и предмета. Обратимся к толкованию этих понятий.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Применительно к вышеуказанной теме объектом исследования является состояние устной речи и процессов, обусловливающих формирование предпосылок нарушения процесса чтения у детей дошкольного возраста с ОНР.

Объект исследования можно определить следующим образом: особенности формирования речевых и психических функций, обеспечивающих становление навыка чтения, у детей «группы риска».

Следующей основной характеристикой исследования является его предмет.

Предмет исследования - это представления автора о том, как рассматривается объект (с какой стороны, какие аспекты и т. п.).

Определение предмета исследования позволяет конкретизировать предполагаемый конечный результат. Предмет исследования является составной частью объекта, чаще всего он совпадает с темой исследования.

Предмет исследования - психолого-педагогическая технология выявления предрасположенности к дислексии и профилактика дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель и задачи исследования. Формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. Формулируя цель, необходимо записать ее в нескольких вариантах, а затем определить наиболее подходящий.

Целями педагогического исследования могут быть:

1) разработка педагогических, научно-методических основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

2) выявление, обоснование, экспериментальная проверка педагогических условий формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

3) обоснование содержания, форм, методов и средств формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

4) разработка методики;

5) разработка теоретической модели чего-либо;

6) разработка требований, критериев эффективности педагогической деятельности.

Цель исследования в нашем примере можно определить следующим образом: разработка комплексных методик выявления предрасположенности к дислексии и профилактика дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В качестве цели педагогического исследования обычно формулируется в обобщенном виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Задачи исследования можно формулировать как этапы или части исследования.

На практике цели и задачи часто смешиваются. Задача - это обозначение конкретных вопросов, в совокупности обеспечивающих достижение общей цели исследования в области создания технологий педагогической деятельности, все элементы которых должны быть выявлены, обоснованы, спроектированы, разработаны и т. д., а затем экспериментально проверены, скорректированы и т. п.

Если задачи определяются как этапы, то они решаются последовательно, поскольку решение последующей задачи возможно только после решения предыдущей. Если задачи определяются как отдельные части исследования, то их можно решать одновременно, независимо друг от друга.

В нашем примере могут быть выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить методику исследования речевых и неречевых функций для выявления у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) предрасположенности к дислексии.

3. Провести исследования, направленные на выявление риска возникновения дислексии у дошкольников с ОНР.

4. Выявить особенности сформированности предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников с ОНР.

6. Экспериментально проверить эффективность предложенных приемов коррекционной работы (в рамках формирующего эксперимента).

Цель обозначает то, что необходимо сделать, а задачи строятся в виде утверждений, направленных на достижение цели.

Гипотеза. После определения цели формулируется рабочая гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования. Она формулируется на основе литературного обзора и является организующим и направляющим фактором первоначального этапа эксперимента, с позиций которого будет осуществляться исследование. В рамках гипотезы обобщаются данные эксперимента, она направляет исследование и прогнозирует его результат. Из гипотезы вытекает проект решения проблемы.

Гипотеза не должна носить очевидный характер и отражать явные предположения, поскольку проверка, а тем более исследование их, не имеет смысла.

В результате проведенных исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнута. Выдвигать гипотезу нужно таким образом, чтобы она охватывала разные аспекты и стороны исследуемых явлений, процессов.

Для того чтобы гипотеза подтвердилась, а работа была практически значима, автор должен иметь хорошую теоретическую подготовку, осведомленность в проблеме исследования.

Гипотеза считается достоверной лишь после практической проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

Первая часть гипотезы является описательной, вторая - объяснительной, третья - прогностической. Однако такое построение не является строго обязательным.

Схема гипотезы может быть представлена в следующем виде: Если… то... так как...

Гипотеза исследования по специальной педагогике может содержать следующее:

2) утверждение о взаимодействии между особенностями психофизического развития, содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой);

3) утверждение о взаимодействии между видами коррекционной помощи (медицинской, психологической и педагогической);

4) утверждение о взаимодействии между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции;

5) утверждение о критериях и условиях реализации какого-либо вида деятельности (игровой, учебной, трудовой).

В нашем примере гипотеза может звучать следующим образом: Учитывая, что процесс чтения является сложной речевой деятельностью, овладение которой предполагает достаточный уровень развития устной речи, сформированности слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций, можно предположить, что комплексное изучение их состояния у дошкольников с ОНР позволит выявить группу риска возникновения дислексии и разработать психолого-педагогические технологии ее профилактики.

Формирование компонентов, обеспечивающих функциональный базис чтения, в процессе коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, позволит предупредить возникновение дислексии.

Методология и методы исследования. В процессе исследовательской работы (в студенческом научном обществе, при выполнении курсовой и дипломной работы) студентом решается вопрос о выборе методов. Методы научного исследования - это пути или способы, с помощью которых получают и систематизируют научные факты, на основании чего создаются новые теории, научные школы и направления. Программа исследования определяет очередность применения научного инструмента. Единый комплекс методов является методикой исследования. Используемая экспериментатором методика не только позволяет получать научные факты об изучаемом объекте, но и является инструментом проверки эффективности работы.

В работе приводятся названия и особенности использованных автором методов исследования. Детальное обоснование выбора методов исследования описывается в соответствующих главах работы.

Для получения достоверных результатов исследователь может опираться на различные классификации методов и методик научного исследования.

Одной из наиболее оптимальных является классификация Б. Г. Ананьева, включающая следующие группы методов:

1. Организационные методы, определяющие общую стратегию исследования:

а) сравнительный метод используется для сопоставления изучаемых величин и явлений, научных результатов;

б) лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одной и той же выборки по заданным параметрам;

в) комплексный метод предполагает разделение функций между исследователями с целью более глубокого изучения объекта.

2. Эмпирические методы представляют собой способы сбора научных фактов. Это могут быть обсервационные методы: наблюдение, самооценка, рейтинг (суждение компетентных экспертов), биографические методы (анализ анамнестических данных, изучение документации).

Для определения потенциала развития речи и личности применяют диагностические методы: интервьюирование, анкетирование, тестирование и шкалы оценок.

Если ставится задача выявить зависимости между изучаемыми явлениями, то используются следующие экспериментальные методы: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперимент.

Регистрировать акты поведения, анализировать продукты деятельности дошкольников, школьников позволяют праксиметрические методы.

3. Методы обработки данных Математико-статистические методы (количественная обработка результатов исследования, например, с помощью компьютерных программ).

4. Интерпретационные методы тесно связаны с организационными, являются способами обобщения и объяснения фактов и их связей: генетический способ объясняет материал с точки зрения генетических связей и явлений; структурный способ позволяет установить взаимосвязи между частями и целым, это путь к рождению новых гипотез и концепций.

В процессе научного исследования все методы должны использоваться в совокупности.

На нашем примере могут быть определены следующие методы исследования:

– организационные: сравнительный, комплексный;

– эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;

– психодиагностические: тесты, диагностические задания, анкеты;

– биографические: сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации;

– интерпретационные и др.

Научная новизна. Во введении отмечаются признаки новизны исследования, его практическая, теоретическая и социальная значимость. Научная новизна может определяться в исследовании отличием полученных результатов от известных, в этом случае следует классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов.

Новизна результатов научно-исследовательской работы определяется тем, насколько они развивают представления о том или ином явлении, системно проясняют сущность явлений, процессов, как они способствуют развитию науки и практики.

Научная новизна определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач, гипотез.

Следует отметить новые данные, полученные в результате исследования, как в случае их соответствия с имеющимися в литературе данными, гак и в случае их расхождения с традиционными.

В нашем примере научная новизна может быть сформулирована следующим образом:

Научная новизна работы определяется:

Изучением особенностей проявления предпосылок возникновения дислексии у детей с ОНР.

Выявлением взаимосвязи между нарушениями речевых и неречевых процессов при ОНР и риском возникновения дислексии, определением ведущего нарушения в комплексе проявлений нарушений базиса чтения, структуры этих нарушений.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. В работе, имеющей практическое значение, приводятся сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.

Следует показать возможность использования результатов работы в интересах совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми. Необходимо отметить, к каким положительным результатам приведет использование полученных данных, указать, какие основные результаты и где уже нашли применение с оценкой эффективности их использования (в рамках формирующего эксперимента).

Рассмотрим теоретическую и практическую значимость полученных результатов в нашем примере.

Теоретическая значимость:

– поставлена и исследована проблема комплексного подхода по выявлению предрасположенности дошкольников с ОНР к дислексии с учетом современного понимания особенностей формирования процесса чтения;

– выявлены особенности речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих освоение навыков чтения у старших дошкольников с ОНР;

– разработаны направления и содержание логопедического воздействия по профилактике возникновения дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Практическая значимость работы заключается в подборе методик логопедического воздействия по предупреждению и устранению возникновения риска дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Основные положения, выносимые на защиту. Положения следует формулировать таким образом, чтобы было очевидно, чему посвящено исследование. Указывают не просто результаты анализа деятельности, а закономерности явлений и процессов, их механизмы, роль в прикладном решении отдельной задачи. Например:

На защиту выносятся следующие положения:

– Для выявления факторов риска возникновения дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР необходимо комплексное обследование устной речи, слухоречевой памяти, ряда невербальных психических функций, лежащих в основе становления навыка чтения.

– Нарушения устной речи, слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций приводят к дислексии.

– Специально адаптированная методика, направленная на изучение вербальных и невербальных психических функций у дошкольников, позволяет выявить группу риска по дислексии и предупредить возникновение нарушения.

Все вышеперечисленные разделы должны присутствовать в дипломной работе, курсовая работа, цель которой лишь первоначальное приобщение студента к педагогическому исследованию, этого не предусматривает.

Например, во введении к курсовой работе могут отсутствовать такие характеристики, как гипотеза, новизна, практическая и теоретическая значимость.

После определения основных характеристик педагогического исследования важно проанализировать их с целью выяснения соответствия друг другу. Анализу подлежат основные характеристики понятийно-категориального аппарата: тема, проблема, объект исследования, его предмет, цель, гипотеза, новизна, практическая и теоретическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту (табл. 2).

Проводя анализ вышеперечисленных характеристик педагогического исследования, необходимо соотнести их с выводами, которые делаются в заключении дипломной работы. Как показывает опыт, проведение подобного анализа позволяет исправить все логические ошибки «аппарата исследования» и его выводов, придать дипломной работе цельность и логичность.

Основная часть. Основная часть научно-исследовательской работы делится на главы, параграфы, пункты. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Основная часть работы (представленная главами) содержит:

– обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

– описание источников информации;

– изложение общей концепции и основных методов исследования;

– анализ и обобщение результатов исследований.

Основная часть начинается с обзора литературных источников по исследуемому вопросу (глава I) и определяется как теоретический раздел, в котором студент раскрывает основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме.

Цель теоретического раздела - продемонстрировать ориентированность в проблеме исследования, обосновать гипотезу исследования и выбор способов ее доказательства.

Литературный обзор начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Затем целесообразно проанализировать и сравнить разные точки зрения авторов. Литературный обзор не должен превращаться в сплошную цитату.

В теоретическом разделе кратко, но достаточно глубокой систематизировано следует изложить состояние проблемы на данный момент, дать характеристику предмета исследования: определить основные категории и понятия, провести их классификации, оценить достижения отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме. Ссылаясь на научные публикации, нужно кратко изложить дискуссионные точки зрения по разным вопросам специальной педагогики и дать им собственную оценку с ясно выраженной позицией студента.

В заключение обзора следует кратко охарактеризовать состояние проблемы и указать недостаточно изученные, дискуссионные вопросы. Это даст возможность определить актуальность исследования;

Желательно закончить обзор кратким резюме о необходимости проведения исследований в данном направлении и определить предмет своего исследования.

Таким образом, текст аналитического обзора должен соответствовать следующим требованиям:

– достоверность и полнота информации;

– логичность структуры;

– ясность, четкость изложения;

– композиционная целостность;

– аргументированность выводов.

В первой части практического раздела (глава II) излагается общая концепция и основные методы исследований, дается теоретическое обоснование предлагаемых методов, алгоритмов решения задач, излагается их суть, дается научно-теоретическое обоснование выбора направления исследования, описывается организация и содержание исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.

Во второй части практического раздела (главы III, IV) приводятся данные констатирующего (и формирующего) эксперимента. Излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи (результаты изучения и обучения). Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований по конкретному вопросу.

Порядок изложения материала должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целенаправленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

При написании работы студент ОБЯЗАН указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования, дает возможность «освободить» основные результаты от второстепенных подробностей.

Заключение . В заключении содержатся основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.

Список использованной литературы. Список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке.

Приложения . В приложения включают вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы, оценки ее научной и практической значимости: формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; дидактический материал (речевой, наглядный) к методике исследования; исходные тексты программ ЭВМ с комментариями, краткое их описание в соответствии с ЕСПД (Единая система программной документации); распечатки контрольных примеров, экраны пользовательского интерфейса; иллюстрации вспомогательного характера.

mob_info