Программа элективного курса по биологии "основные вопросы биологии". Элективный курс по биологии "биологический практикум" Что такое элективный курс по биологии

В последние годы мы стали свидетелями качественных изменений, которые происходят в сфере отечественного образования. При реализации документов государственного значения, включая комплексный Проект стандарта общего образования второго поколения и Документ о приоритетной инициативе Президента «Наша новая школа» наблюдается интенсивное обновление общеобразовательного процесса. Оно связывается с достижением новых образовательных результатов на основе выделения фундаментального ядра различных предметов, усиления их культурологической направленности, реализации принципов вариативности и адаптивности по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников, что выходит за рамки обязательных программ.

В современных условиях ускоренного развития техники и технологий, а, в связи с этим, возникшей потребностью в получении подрастающим поколением соответствующих профессий, заметно возрастает роль предметов естественнонаучного цикла, среди которых особое место занимает биология. Именно она является своего рода средством, обеспечивающим формирование полноценных представлений о многообразии живых систем, их структуре и функционировании, роли в природе и значении для человека.

Один из путей расширения возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию - создание сети элективных курсов. Обучение в рамках элективных курсов направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, при котором должны максимально учитываться интересы, склонности и способности обучающихся. Разнообразие элективных курсов по биологии открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся.

При разработке элективного курса по биологии, нужно соотнести уровень базового и профильного предмета, выделив основные знания и умения, обратив внимание на недостаточно раскрытые темы.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов по биологии:

Элективные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по биологии, входящих в базисный учебный план школы.

Элективные курсы повышенного уровня сложности, направленные на углубленное изучение биологии. Выбор такого элективного курса позволит изучить предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса биологии углубляются более или менее равномерно.

Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу.

Прикладные элективные курсы по биологии, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.

Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы и общества.

Элективные курсы, посвященные истории предмета.

Элективные курсы, не входящие в базисный учебный план, различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Исходя из традиций нашего образовательного учреждения, эколого-валеологическое направление воспитательной и образовательной подготовки обучающихся является одним из основных, в связи с этим в школе накоплен значительный опыт по реализации программ, направленных на эколого-валеологическое воспитание обучающихся. Кадровый состав учителей-предметников соответствует необходимым квалификационным требованиям, а также имеется соответствующая материально-техническая база для проведения элективных курсов по углублённому изучению биологии и экологии.

Введение элективных курсов по биологии и экологии в образовательную программу школы также обусловлено потребностью обучающихся, определяющих круг интересующих предметов по выбору. Ежегодно обучающиеся 9-11 классов выбирают биологию в качестве предмета для углублённого изучения, что связано с выбором профиля обучения в будущем. Курсы по выбору могут выполнять следующие функции:

Поддержание изучения основных профильных предметов на заданном уровне. Это можно достигнуть через насыщение профильного курса, изучаемого на данной ступени школьного биологического образования, дополнительными курсами, расширяющими и углубляющими содержание профильного (например, курсы «Решение задач по биологии», «Основы наследственности»).

Обеспечение внутрипрофильной специализации за счёт ведения курсов разной направленности и содержания, которые могут помочь школьникам в выборе более конкретной области познавательной деятельности в рамках той или иной научной дисциплины (например, курсы «Экология растений», Экология животных», «Экология человека»).

Построение индивидуальной образовательной траектории, развитие интересов и профориентационных устремлений школьников. Это должно помочь осознать им свои возможности, интересы, предпочтения и оценить правильность своего будущего профессионального выбора. Эту функцию выполняют курсы «Основы экологии», «Твоё здоровье», «Этология», «Основы цитологии».

Обеспечение возможности использования дополнительного времени на изучение биологии в связи с сокращением часов на изучение профильного предмета (1 час в неделю на изучение ботаники в 6 классе, 1 час в неделю на изучение общей биологии в 10 и 11 классах).

При формировании элективных курсов учитываются следующие принципы:

Соответствие методологическим принципам современного биологического образования, на основе которых у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира.

Научность изложения материала.

Расширение рамок и углубление действующих образовательных курсов.

Практическая направленность.

Интегративный характер (освобождение от дублирования в изучении тем в смежных школьных дисциплинах).

Адресный характер (личностная эффективность).

Развивающий характер (способствуют развитию познавательной самостоятельности, творчества, исследовательских умений и навыков).

Учёт возрастных особенностей (совмещение логики развития личности и логики развёртывания учебного материала, приоритет в логике развития личности).

Учёт региональных особенностей (заинтересованность в знаниях).

Профессиональная направленность (облегчение процесса выбора будущей профессии).

Элективные курсы должны вводиться постепенно с чередованием, что обеспечит обдуманное изучение и возможность осознания обучающимися необходимости или ненадобности данных курсов. Ребёнок должен избегать «навязывания» школьного профиля обучения и отдельных элективных курсов. Обучающиеся должны иметь право выбора и постоянного поиска своего пути. Причём нужно это делать раньше, чем начинается предпрофильная подготовка.

В высыпающемся меню Вы найдете интересные программы элективных курсов по биологии.

Элективные курсы по биологии для профильного обучения

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.) предусматривает возможность введения пяти профилей, в числе которых естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология). В Федеральном базисном учебном плане (2004 г.) предлагается вариант введения десяти профилей, в том числе естественнонаучного (профильные предметы – физика, химия, биология).

Профильное обучение предусматривает возможность для каждого учащегося обучаться по индивидуальному учебному плану, который строится на основе базисного и включает следующие основные блоки.

1) Базовые общеобразовательные предметы – являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.

2) Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня сложности, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.
Содержание указанных блоков учебных предметов определяется федеральным компонентом образовательного стандарта общего среднего образования и контролируется ЕГЭ.

3) Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, определяемые профилем обучения.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50: 30: 20. В отличие от факультативов, элективные курсы в профильном обучении обязательны. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Можно выделить следующие типы элективных курсов по биологии и экологии для профильного обучения.

1. Предметные курсы , цель которых – углубление и расширение содержания профильного общеобразовательного курса биологии.

1.1. Курсы повышенного уровня сложности, направленные на углубленное изучение учебного предмета «Биология» и согласованные с основной программой как тематически, так и по времени. Выбор такого элективного курса позволит изучить биологию не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

1.2. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного курса биологии, входящие в обязательную программу данного предмета (например, «Генетика», «Клетки и ткани», «Экология», «Биофизика»).

1.3. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу («Биотехнология», «Селекция», «Теория эволюции», «Вирусы и вирусные заболевания»).

1.4. Прикладные элективные курсы, цель кото-рых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству («Биология в сельском хозяйстве», «Экологический практикум», «Решение проблем окружающей среды и устойчивое развитие»).

1.5. Элективные курсы, посвященные изучению биологических методов познания природы («Методика и техника биологического эксперимента», «Как делаются открытия», «Математические методы и модели в биологии и экологии», «Экология в экспериментах»).

1.6. Элективные курсы, посвященные истории биологии и экологии («Современные проблемы биологии», «История экологии», «Нобелевские премии по физиологии и медицине»).

1.7. Элективные курсы, посвященные составлению и решению задач по биологии («Решение олимпиадных задач по биологии», «Экспериментальные задачи по биологии и экологии», «Задачи по биологии с практическим содержанием»).

2. Межпредметные элективные курсы , цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе («Эволюция и креационизм как феномен культуры», «Устойчивое развитие», «Экологическая химия», «Биология и здоровье», «Социально-экономические факторы решения экологических проблем», «Естественнонаучная картина мира»).

3. Отдельную группу составляют элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план , способствующие социализации, профессиональному самоопределению учащихся («Мир профессий», «Эффективное поведение в конфликте», «Информационная культура и сетевой этикет»).

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, какое место он занимает среди общеобразовательных и базовых профильных предметов, какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса, какие общеучебные, профильные и специальные (биологические, экологические) умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.

Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие образовательные потребности удовлетворяет. В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса: что необходимо для достижения целей; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса.

При отборе содержания курса необходимо ответить на следующие вопросы: какие факты, понятия, представления, идеи, принципы, ценности предлагаются для усвоения; какие умения и навыки будут сформированы; для каких биологических и экологических профессий (областей прикладной биологии и экологии) полезны формируемые умения и навыки; какие разделы и из каких школьных курсов (не только биологии, но и, например, математики, физики, химии, иностранного языка) должны быть освоены (как учащимися, так и учителем) перед началом изучения элективного курса; в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия, электронные/мультимедийные пособия, Интернет-ресурсы и т.п.).

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Ведущее место в обучении следует отвести методам проблемного, практического и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации.

При определении форм организации учебных занятий следует исходить прежде всего из целей курса. Поскольку в принципе не исключается изучение элективного курса даже одним учащимся, необходимо предусмотреть варианты как коллективного, так и индивидуально-группового изучения материала курса. В то же время если содержание курса может быть освоено только в групповых или коллективных формах (учебные проекты, деловые игры), то следует оговорить минимальную численность учебной группы. Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся о возможной будущей профессиональной деятельности, соответствующей выбранному профилю обучения. Это могут быть биологический эксперимент, экологическое моделирование, опытническая работы на пришкольном участке, деловые игры по решению местных экологических проблем, перевод иностранных научных публикаций и др.

Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов/тем курса с указанием времени, необходимого для их изучения. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии (в природу, в научно-исследовательские организации, сельскохозяйственные и промышленные предприятия, лаборатории экологического контроля, органы управления природопользованием), учебные проекты и т.п.

Дополнительные обучающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.

Важным элементом методической системы элективного курса является определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки. Ожидаемый результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения? Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками. Результаты обучения могут быть сформулированы как в терминах «учащийся должен знать (иметь представление, приводить примеры)», «уметь», «иметь опыт», так и в терминах компетентностей.

Не менее важно продумать систему контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки . Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формат итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/незачтено», так и по балльной шкале. С целью повышения привлекательности курса для учащихся и повышения шансов его продвижения на рынке образовательных услуг желательно, чтобы формы и содержание контроля уровня достижений учащихся в рамках элективного курса согласовывались с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (экзамен, тест), так и портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе) и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Для презентации наиболее важных особенностей элективного курса его разработчикам желательно составить краткую аннотацию . Аннотация должна включать в себя название, основное содержание, а также объяснять, для кого предназначен курс. Важно, чтобы аннотация была краткой и в то же время давала достаточно полное представление о курсе, раскрывала его привлекательность.

Указанные требования к элективным курсам должны найти отражение в системе учебно-методических материалов для учителя и учащихся – учебно-методическом комплекте (УМК). В качестве основных элементов УМК может включать как минимум программу и учебник (учебное пособие) для учащихся, а также, как дополнительные элементы, рабочую тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматию, Интернет-ресурсы и др.

Программа курса должна включать: аннотацию; место курса в образовательном процессе; цели и задачи изучения курса; основные компоненты содержания курса; методы и формы обучения; результаты изучения курса; формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки; тематический план; дополнительные обучающие материалы.

Учебное пособие для учащихся. Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного учебника, так и в других формах (видеокурс, интерактивная компьютерная программа, Интернет-ресурсы и т.п.). Изложение учебного материала не должно ориентировать учителя на чтение лекций, его основная функция – предоставить учащемуся информацию для занятий в классе (тексты, инструкции к лабораторным опытам и исследовательским работам, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), самостоятельной работы, для выполнения домашних зданий, подготовки учебных проектов.

Аннотированный список литературы. Его необходимо подготовить в том случае, если рекомендуемая литература доступна. Необходимо указать, при изучении каких тем следует использовать тот или иной источник.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Английский Онлайн». Если Вы хотите выучить английский язык, и желаете обучаться по высокоэффективному курсу, пользующемуся признанием и популярностью среди других пользователей сети Интернет, то больше не надо тратить время, вводя в поисковое окно Вашего браузера такие запросы, как «курсы английского отзывы ». Посетив сайт «Английский Онлайн», Вы найдете бесплатные обучающие материалы, которые позволят в самые быстрые сроки изучить основы английского языка, и сможете записаться на интенсивные курсы английского по авторской программе Игоря Хохлова. Интернет проект «Английский Онлайн» располагается по адресу http://www.e-english.ru/

Среди школ в последние годы одним из самых популярных является естественнонаучный профиль обучения. Экзамен выбирают выпускники девятых (предпрофильных) классов, чтобы продолжить обучение в профильных биолого-химических, агротехнологических, естественнонаучных классах. Также данный предмет активно выбирают и абитуриенты, поступающие на естественнонаучные, биологические, медицинские, фармацевтические, экологические, сельскохозяйственные, инженерные факультеты университетов и в педагогические ВУЗы. В связи с этим, очевидно, что данная категория выпускников должна владеть знаниями и умениями, проверяемыми заданиями КИМов ЕГЭ, свободно оперировать биологическими понятиями, отвечать на развернутые вопросы четко в соответствии с выдвигаемыми критериями проверки, а также представлять себе изменения, произошедшие в экзаменационных материалах текущего года, если таковые имеются.

Как свидетельствуют данные о результатах ЕГЭ по биологии 2014 года, % выполнения задания КИМ в части 1 (А), в котором проверяется уровень освоения основных генетических понятий, рассматриваемых в курсе общей биологии, находится ниже «коридора» ожидаемой решаемости. Задания части 3 (С) требуют развернутого ответа. Выпускники должны показать сформированность основ биологической грамотности и компетентности:

Умения самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;

Умения применять знания в новой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, систематизировать и интегрировать знания, обобщать и формулировать выводы;

Умения решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Генетика и основы селекции» по биологии

для 10 класса среднего общего образования

(учебный курс для профильного обучения 10-х классов, 34 часа)

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Генетика и основы селекции» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования.

Программа данного элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы. Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию, ориентирован на изучения закономерностей наследственной изменчивости и материальны основы наследственности. Программа включает изучении решений разных генетических задач, которые иногда ученикам кажутся сложными. В программу включены изучение основ селекции растений и животных.

В программе курса приведены разнообразные задания, тесты и схемы скрещивания, выполнение которых будет способствовать более полному усвоению материала и поможет при самоконтроле полученных знаний.

Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, которые позволяют проявить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность.

Элективный курс включает вопросы свойства организмов - наследственность и изменчивость, методы генетики, методы изучения наследственности человека, генетические терминологии и символики, закономерности наследования, установленные Г. Менделем; их цитологические основы, закономерности сцепленного наследования, определение пола, виды мутации и их причины. Большое место выделено изучению мерам профилактики наследственных заболеваний человека, особенностям селекции растений, животных, микроорганизмов.

Цели курса:

Углубить базовые знания учащихся по биологии, повысить творческую активность и расширить кругозор учащихся;

Обеспечить закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков;

Усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов;

Развивающие развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; формирование умений выделять главное в изучаемом материале, воспитание культуры.

Задачи курса:

Научить основным понятиям в области генетики и селекции растений, животных и микроорганизмов;

Практический закрепить полученные теоретические знания в ходе практических занятий;

Научить составлять схемы скрещивания, решение генетических задач на моно- и дигибридной скрещивании, на сцепленное наследование, на взаимодействие генов, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Учащиеся должны знать:

* роль биологии в жизни человека, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества;

Учащиеся должны уметь:

* составлять схемы скрещивания;

Ожидаемые результаты:

- данный курс "Генетика и основы селекции" способен существенно повысить качество образования и обеспечить формирование и развитие умений и навыков;

Особо важными приоритетами курса "Генетика и основы селекции" является умение работать самостоятельно с биологическими таблицами и литературой, решении генетических задач, составления схем скрещивания.

При проведении занятий планируется использовать лекции с демонстрацией опытов, наглядных пособий, схемы и таблицы; беседы с учащимися, включающие лабораторные опыты, семинарские занятия, заслушивание докладов учащихся, защита рефератов.

Введение (1 час)

Тема №1. Введение. История развития генетики.

Задачи генетики (10 часов)

Тема №2. Задачи генетики.

Тема №3 . Гибридологический метод Менделя.

Тема №4 . Доминантные и рецессивные признаки.

Тема №5 . Аллельные гены.

Тема №6 . Фенотип и генотип.

Тема №7 . Гомозигота и гетерозигота.

Тема №8 . Наследование при неполном доминировании.

Тема №9 . Дигибридное скрещивание. Статический характер расщепления.

Тема №10 . Цитологические основы расщепления.

Тема №11 . Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

Генетика пола (3 часа)

Тема №12.

Тема №13. Хромосомная теория наследственности.

Тема №14. Наследование пола у человека.

Генетика и теория эволюции (7 часов)

Тема №15.

Тема №16.

Тема №17. Мутации, их причины.

Тема №18. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова.

Тема №19. Генетика и теория эволюции.

Тема №20. Генетика популяции.

Тема №21. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирубщий.

Генетические основы селекций растений и животных, микроорганизмов

(13 часов)

Тема №22. Селекция - наука о создании новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

Тема №23. Задачи селекции.

Тема №24. Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений.

Тема №25. Центры древнего земледелия.

Тема №26 . Селекция растений.

Тема №27. Основные методы селекции.

Тема №28.

Тема №29. Гетерозис.

Тема №30.

Тема №31. Селекция животных.

Тема №32.

Тема №33.

Тема №34. Основные направления биотехнологии.

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Введение (1 час)

1(1)

История развития генетики.

5.09

Задачи генетики (10 часов)

1(2)

Задачи генетики.

12.09

2(3)

Гибридологический метод

19.09

3(4)

Доминантные и рецессивные признаки.

26.09

4(5)

Аллельные гены

3.10

5(6)

Фенотип и генотип. План решения задачи по генетики

10.10

6(7)

Гомозигота и гетерозигота. Моногибридное скрещивание.

17.10

7(8)

Наследование при неполном доминировании.

24.10

8 (9)

Дигибридное скрещивание. Статический характер расщепления.

31.10

9 (10)

Цитоплазматическая основы расщепления

14.11

10 (11)

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

21.11

Генетика пола (3 часа)

1 (12)

Генотип как исторически сложившаяся система.

28.11

2 (13)

Хромосомная теория наследственности

5.12

3 (14)

Наследование пола у человека. Царская болезнь.

12.12

Генетика и теория эволюции

(7 часов)

1 (15)

Модификационная изменчивость.

19.12

2 (16)

Норма реакции. Статические закономерности модификационной изменчивости.

26.12

3 (17)

Мутации, их причины.

16.01

4 (18)

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова

23.01

5 (19)

Генетика и теория эволюции.

30.01

6 (20)

Генетика популяции.Закон Харди -Вайнберга

6.02

7 (21)

Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.

13.02

Генетические основы селекций растений и животных, микроорганизмов (13 часов)

1 (22)

Селекция – наука о создании новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

20.02

2 (23)

Задачи селекции.

27.02

3 (24)

Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений

6.03

4 (25)

Центры древнего земледелия.

13.03

5 (26)

Селекция растений.

20.03

6 (27)

Основные методы селекции.

3.04

7 (28)

Самоопыление перекрестноопыляемых растений.

10.04

8 (29)

Гетерозис.

17.04

9 (30)

Полиплоидия и отдаленная гибридизация.

24.04

10 (31)

Селекция животных.

8.05

11 (32)

Типы скрещивания и методы разведения.

15.05

12 (33)

Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности.

22.05

13 (34)

Основные направления биотехнологии.(Защита рефератов)

29.05

Литература для учителя

  1. "Биология в таблицах и схемах" Санкт-Петербург, ООО» Виктория плюс» 2008 .
  2. Каменский. А. А. , Соколова Н.А., Валовая М.А. "Основа биологии". Издательство "Экзамен" Москва 2007.
  3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11классы, Москва «Дрофа»,2008.
  4. . Тесты. Биология, Москва, Федеральный центр тестирования, 2005.

Литература для учащихся

  1. Беляев. Е. Д.К, Рувинский А.О. "Гомуми биология" "Казан" М гариф",1997.

3А.А.Кириленко, Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ, учебно-методическое пособие, Ростов,Легион,2009.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа элективного курса

«Многообразие органического мира» по биологии

для 11 класса среднего общего образования

(учебный курс для профильного обучения 11-х классов, 34 часа)

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся.

Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗ.

Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных терминов.

То же самое относится и к зоологии.

На вступительных экзаменах по биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.

К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил.

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.

Программа элективного курса «Многообразие органического мира» по биологии в 11 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования.

Программа данного элективного курса рассчитана на 34 часов и предназначена для учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы. Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию, ориентирован на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества. Элективный курс так же направлен на обобщение и углубление знаний, и на подготовку учащийся для успешной сдачи Единого государственного экзамена.

В программе курса приведены разнообразные задания, тесты и вопросы, выполнение которых будет способствовать более полному усвоению материала и поможет при самоконтроле полученных знаний.

Большое внимание уделяется лабораторным работам, которые позволяют проявить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность.

Цели курса:

Научить основным понятиям курса ботаники и зоологии;

Закрепить полученные теоретические знания в ходе практических занятий;

Научить анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой.

Задачи курса:

Образовательные: обеспечив закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём); усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов;

Развивающие: развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к предмету; формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей,воспитание культуры труда;

Воспитательные: убежденности о возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдение выработки навыков экологической культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

* особенности строения и образа жизни животных;

* распознавание растений разных отделов, распространение растений своей местности;

* важнейшие биологические понятия данного курса;

* сущность биологических процессов и явлений;

* современную биологическую терминологию и символику.

Учащиеся должны уметь:

* объяснять взаимосвязи организмов и окружающей средой;

* решать задачи разной сложности по биологии;

* осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять ее в собственных исследованиях;

* грамотного оформления результатов биологических исследований.

Ожидаемые результаты:

- данный курс "Многообразие органического мира" способен существенно повысить качество образования и обеспечить формирование и развитие умений и навыков;

Особо важными приоритетами курса "Многообразие органического мира" является умение работать самостоятельно с биологическими таблицами и литературой, тестами;

Курс помогает закрепить полученные знания по биологии в 6-8 классах.

При проведении занятий планируется использовать лекции с демонстрацией опытов, наглядных пособий,схемы и таблицы, беседы с учащимися, включающие лабораторные опыты, семинарские занятия, заслушивание докладов учащихся, защита рефератов.

Тема №1. Введение. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

Прокариоты (2 часа)

Тема №2.

Тема №3 . Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Ядерные организмы (15 часов)

Царство грибов (2 часа)

Тема №4 . Общая характеристика грибов. Строение, питание, размножение.

Систематика низших и высших растений (13 часов)

Тема №6 . Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе.

Тема №7 . Лишайники.Строение и размножение кукушкина льна. Сфагнум. Образование торфа.

Тема №8 . Папоротника образные: папоротники, хвощи и плауны. Строение и размножение.

Тема №10 . Цикл развития сосны.

Тема №11 . Покрытосеменные растения. Растение целостный организм.

Тема №12. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и классификация.

Тема №13. Значение международных названий растений.

Тема №14. Основные семейства класса. Двудольные.

Тема №15. Отнодольные растения.

Тема №16.

Тема №17.

Тема №18. Растение и окружающая среда.

Царство животные (15 часов)

Тема №19. Одноклеточные. Общая характеристика.

Тема №20. Многоклеточные тип кишечнополостные.

Тема №21. Тип. Плоские черви.

Тема №22.

Тема №23.

Тема №24. Ланцетник - низшие хордовое животное.

Тема №25. Надкласс. Рыбы.

Тема №26 . Класс животных. Лягушка.

Тема №27. Класс пресмыкающиеся. Регенерация.

Тема №28. Птицы. Поведение, размножение и развитие.

Тема №29. Класс млекопитающее.

Тема №30.

Тема №31. Опорно-двигательная система и мышцы человека.

Тема №32. Внутренняя среда. Кровь.

Тема №33. Дыхание, обмен веществ. Выделение, нервная система.

Заключительное занятие (1 час)

Тема №34

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Неклеточная форма жизни (1 час)

1(1)

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

4.09

Прокариоты (2 часа)

1(2)

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерии. Распространение и разновидности их.

11.09

2(3)

Болезнетворные бактерии и борьба с ним

18.09

Ядерные организмы

Царство грибов (2 час)

1 (4)

Общая характеристика грибов.

Строение. Питание. Размножение.

25.09

2(5)

Съедобные, ядовитые грибы.

2.10

Систематика низших и высших растений (13 ч)

1 (6)

Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе.

9.10

2 (7)

Лишайники. Строение и размножение кукушкина льна. Сфагнум. Образование торфа.

16.10

3 (8)

Папоротникообразные: папоротники, хвощи и плауны. Строение и размножение.

23.10

4 (9)

30.10

5(10)

Цикл развития сосны

13.11

6(11)

Покрытосеменные растения. Растение целостный организм.

20.11

7(12)

Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация

27.11

8(13)

Значение международных названий растений

4.12

9 (14)

Основные семейства класса. Двудольные

11.12

10(15)

Однодольные растения.

18.12

11(16)

Основные жизненные функции растительного организма.

25.12

12(17)

Взаимосвязь растений со средой обитания.

15.01

13(18)

Растение и окружающая среда.

22.01

Царство животные (15час)

1(19)

Одноклеточные. общая характеристика.

29.01

2(20)

Многоклеточные, тип кишечнополостные.

5.02

3(21)

Тип. Плоские черви.

12.02

4(22)

Тип. Круглые и кольчатые черви.

19.02

5(23)

Тип. Моллюски и членистоногие.

26.02

6(24)

Ланцетник –низшее хордовое животное

5.03

7(25)

Надкласс. Рыбы.

12.03

8(26)

Класс земноводные. Лягушка

19.03

9(27)

Класс Пресмыкающиеся. Регенерация

2.04

10(28)

Птицы. Поведение. Размножение и развитие.

9.04

11(29)

Класс млекопитающие

16.04

12(30)

Общий обзор организма человека. Органы и системы.

23.04

13(31)

Опорно – двигательная система и мышцы человека.

30.04

14(32)

Внутренняя среда. Кровь.

7.05

15(33)

Дыхание, обмен веществ, выделение, нервная система.

14.05

16(34)

Выполнение заданий встречающихся в ЕГЭ.

21.05

Литература для учителя

  1. Анастасова Л.П. «Самостоятельные работы учащихся по общей биологии» Москва «Просвещение», 1999.
  2. Биология в таблицах и схемах. Санкт-Петербург, ООО «Виктория плюс» 2008.
  3. Каменский А.К, Соколова Н.А., Валовая М.А. "Основы биологии". Издательство "Экзамен", 2007
  4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11классы» Москва «Дрофа»,2008.
  5. Тесты. Биология, Москва, Федеральный центр тестирования, 2005.
  6. Чайка Т.И. «Биология 10 класс. Поурочные планы по учебнику Захарова В.Б» Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
  7. Шалапенок Е., Камлюк Л., Лисов Н. «Репетитор. Тесты по биологии» Москва, «Айриспрес», 2006.

8. Цифровой компакт-диск "Репетитор по биологии 10-11 класс" ООО "Акелла" www akella com.

Литература для учащихся

  1. Беляев. Д.К. Дымшиц Г.М. "Гомуми биология" Казан Магариф, 2004.
  2. Беляев. Е. Д.К, Рувинский А.О. "Гомуми биология" "Казан" Ма гариф",1997.
  3. «Биология шаг за шагом» Москва «Открытый мир», 1995.
  4. Мишина Н.В. «Задания для самостоятельной работы по общей биологии 10 класс» Москва «Просвещение», 1988.

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 35 часов в год (час в неделю). Данный курс предусматривает изучение наиболее важных и сложных вопросов программы биологии. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Основное внимание в курсе уделено изучению вопросов курса ботаники, так как материал по этому разделу изучается в неполном объеме, ввиду сокращения часов – 1 час в неделю. В ходе обучения учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.

Место курса в системе профильной подготовки.

Элективный курс “Основные вопросы биологической науки” предназначен как для предпрофильной (9-х класс), так и для профильной подготовки учащихся 10классов. Данный курс рассматривает наиболее важные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Это дает возможность учащимся 9-х классов лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации и определиться с выбором профиля в 10 классе, а для учащихся 11-х – подготовиться к ЕГЭ по данному предмету и иметь базу знаний при обучении в вузе. Занятие предусмотрено проводить один раз в неделю. Курс рассчитан на 35 учебных часов. При необходимости общее количество может быть увеличено.

Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.

Задачи курса:

  1. Расширение и углубление знаний по некоторым вопросам курса биологии.
  2. Обеспечение условий для нахождения необходимого материала по изучаемой теме.
  3. Формирование умений отбора необходимого материала и составление схем, таблиц и рисунков.
  4. Развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований.
  5. Развитие коммуникативной активности учащихся.
  6. Содействие профессиональной ориентации учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

* строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
* особенности тканей растительного и животного организма;
* основные способы питания организмов;
* механизм процесса фотосинтеза и его роль;
* строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
* механизм перемещения питательных веществ по организму;
* строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
* основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
* обмен веществ и его роль.

Учащиеся должны уметь:

*объяснять причину эволюционных изменений;
* уметь сравнивать строение организмов, клеток и устанавливать черты сходства и различия;
*работать с дополнительной литературой и сетью Интернет и отбирать необходимый материал;
*приготовить микропрепарат и работать с микроскопом;
*проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы на основе полученных результатов.

Методическое и техническое обеспечение курса:

*таблицы, рисунки, схемы, фотоматериалы, видеоматериалы;
*компьютерное сопровождение;
*материалы и оборудования для проведения лабораторных и практических работ;
*учебно-методические и учебно-наглядные пособия.

Методы организации обучения:

* словесный;
* наглядный;
* практическая деятельность;
* познавательный;
* исследовательский.

Формы организации обучения:

*лекционно-семинарская форма занятий;
* самостоятельная работа с дополнительной литературой;
* проведение лабораторных работ;
* работа в малых и больших группах;
* подготовка докладов, презентаций4
* защита творческих работ.

Введение (1 час).

Биология – наука о живых организмах. Царства органического мира и их многообразие. Роль организмов в природе. Основные направления применения биологических знаний.

Лабораторные работы.

№ 1 “Знакомство с многообразием органического мира”.

Клетка и ткани организмов (8 часов).

Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки, ее органоиды. Строение и роль органоидов. Особенности клеток грибов, бактерий и животных. Понятие о тканях и их происхождение и развитие. Разнообразие тканей растений и животных, их особенности и значение для организма. Жизнедеятельность клеток. Рост, развитие и деление клеток. Способы деления клеток. Дыхание и питание клеток. Обмен веществ.

Лабораторные работы:

№ 2 Рассматривание клеток бактерий, кожицу лука, элодеи, клетки слизистой ротовой полости человека.
№ 3 Рассматривание клетки гриба мухомора.
№ 4 Знакомство с тканями растительного организма
№ 5 Знакомство с тканями животного организма
№ 6 Митоз клеток корешка лука
№ 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука

Царства живой природы (3 часа)

Понятие о систематике растений и животных. Основные царства органического мира и их особенности. Общая характеристика бактерий, грибов, растений и животных и особенности их строения

Способы питания организмов (4 часа).

Обмен веществ и энергией с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен веществ. Основные способы питания организмов. Автотрофное питание. Строение клеток листа и хлоропластов. Механизм процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофное питание организмов.

Лабораторные работы.

№ 8 Рассматривание клеток мякоти листа.

Корень и его роль (2 часа).

Строение корня и его роль. Типы корневых систем. Корневые волоски и их роль в процессе всасывания минеральных веществ и воды. Осмотическое свойство клеток корня. Роль корневого давления.

Лабораторные работы.

№ 8 Изучение внешнего строения корня у проросших семян фасоли и пшеницы.

Стебель и его роль (2 час).

Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных растений. Восходящий и нисходящий ток. Сосуды и ситовидные трубки. Перемещение питательных веществ по стеблю.

Лабораторные работы.

№ 9 Поперечный срез древесного стебля.

№ 10 Перемещение воды и минеральных веществ по стеблю.

Строение цветка и его роль (5 часа).

Цветок – генеративный орган. Строение цветка. Строение главных органов цветка. Особенности гинецеев. Зигоморфные и актиноморфные цветки. Соцветия, виды соцветий. Опыление растений и виды опыления. Двойное оплодотворение у растений и развитие плода.

Лабораторные работы.

№ 11 Изучение строение цветка по моделям и живым экземплярам.

№ 12 Виды соцветий и их особенности.

Многообразие цветковых растений (5 часов).

Особенности однодольных и двудольных растений. Основные семейства и их особенности. Представители семейств.

Лабораторные работы.

№ 13 Определение растений по определительным карточкам.

Эволюционные изменения в развитие растительного мира (3 часа).

Эволюционный процесс. Основные причины усложнения строения растений в процессе эволюции у низших и высших растений. Основные ароморфозы водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и цветковых растений.

Защита творческих работ (2 урока).

Учебно-тематическое планирование (35 часов).

Название темы и урока Кол-во часов Лабораторные работы Контрольные работы, итоговые работы
Введение

Урок № 1. Многообразие органического мира. Роль живых организмов.

Клетки и ткани организмов

Урок № 2. Клетка – основная структурная единица организма. Строение растительной клетки.

Урок № 3. Особенности строения органоидов и их роль.

Урок № 4. Особенности клеток грибов, бактерий и животных.

Урок № 5. Ткани. Особенности тканей растительного организма и их роль.

Урок № 6. Особенности тканей животного организма и их роль.

Урок № 7. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Способы деления клеток.

Урок № 8. Механизм обмена веществ.

Урок № 9. Обобщающий урок.

Царства живой природы

Урок № 10. Систематика растений и животных.

Урок № 11. Основные царства органического мира. Особенности бактерий и грибов.
(семинар)

Урок № 12. Особенности растений и животных.
(семинар)

Способы питания организмов

Урок № 13. Обмен веществ и энергии с окружающей средой. Пластический и энергетический обмен.

Урок № 14. Основные способы питания организмов. Автотрофный способ питания.Строение клеток листа и хлоропластов.

Урок № 15. Механизм процесса фотосинтеза и хемосинтеза.

Урок № 16. Гетеротрофный способ питания

Корень и его роль

Урок № 17. Строение корня и его роль.

Урок № 18. Типы корневых систем. Механизм всасывания минеральных веществ и воды.

Стебель и его роль

Урок № 19. Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных древесных растений.

Урок № 20. Перемещение питательных веществ по стеблю.

Строение цветка и его роль

Урок № 21. Строение цветка.

Урок № 22. Особенности гинецеев.

Урок № 23. Соцветия, виды соцветий.

Урок № 24. Виды опылений.

Урок № 25. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

Многообразие цветковых растений

Урок № 26. Особенности однодольных и двудольных растений.

Урок № 27. Особенности растений семейства злаковых и лилейных.

Урок № 28. Особенности растений семейства розоцветных, крестоцветных, бобовых.

Урок № 29. Особенности растений семейства пасленовых, сложноцветных.

Урок № 30. Практическое занятие “Определение растений по определительным карточкам”.

Эволюционные изменения в развитие растительного мира

Урок № 31. Эволюционный процесс. Основные причины усложнения в строение растений.

Урок № 32. Основные ароморфозы водорослей, псилофитов, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений.

Урок № 33. Жизненный цикл развития растений.

Защита творческих работ

1 час л/р № 2. Знакомство с многообразием организмов.

л/р № 2. Рассматривание клеток бактерий, кожицы лука, элодеи, клетки слизистой оболочки.

л/р № 3. Рассматривание гриба мухомора

л/р № 4 Знакомство с тканями растительного организма

л/р № 5 Знакомство с тканями животного организма

л/р № 6 Митоз клеток корешка лука

л/р № 7 Плазмолиз и деплазмолиз клеток кожицы лука

л/ р № 8 Клетки мякоти листа

л/р № 9 Поперечный срез древесного стебля

л/р №10 Перемещение минеральных веществ и воды по стеблю

л/р № 11 Изучение строения цветка по моделям и живым экземплярам

л/р №12 Виды соцветий и их особенности

Контрольная работа

“Органоиды клеток”

“ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ”
(34 часа)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных классов (10―11 класс) средних школ химико-биологического профиля. Данный курс дополняет содержание профильного курса общей биологии в профильном классе, и базируется на знаниях, полученных при изучении биологических и химических дисциплин в классах средней школы по специальным и общеобразовательным программам.

Задачи курса:

 - расширение и углубление теоретических знаний биологии на молекулярно-генетическом и клеточном уровнях организации жизни, являющихся основой функционирования живых систем, установление морфофункциональной связи структур клетки и их функций; выявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности;
 - углубление и конкретизация знаний структурной биохимии, как основы понимания внутриклеточных потоков вещества, энергии и информации;
 - развитие аналитических способностей и исследовательских навыков учащихся,
 - развития умения осуществлять информационный поиск и умения применять на практике полученные знания;
 - формирование у учащихся целостной научной картины мира и понятия о биологии как активно развивающейся науке.

Структура курса слагается из четырех логически связанных между собой глав. Содержание глав соответствует современному состоянию общебиологических наук, и затрагивает одни из самых важных вопросов для формирования биологического мировоззрения.
Последовательное развертывание материала курса обеспечивает связь между ранее полученными и вновь приобретаемыми знаниями, а также позволяет установить тесные межпредметные связи с такими дисциплинами как химия и физика.
Изучение курса начинается со знакомства с понятием жизнь, как особым природным явлением, что особенно важно для формирования научной картины мира. Глубокое знакомство с системой органического мира и историей систематики дает представление о филогенетических связях всех живых форм жизни. Кроме того, время, отведенное на изучение содержания первой главы, необходимо, для того, чтобы учащиеся имели возможность подготовится к восприятию следующей главы, изучение которой требует теоретических знаний по органической химии.
Центральное место в курсе занимает глава II "Клетка ― элементарная единица живого". Традиционно знакомство с клеткой начинается с изучения ее химического состава. Новизна заключается в глубине подачи информации, важное место уделяется изучению строения органических молекул, связи строения и свойств, а также связь строения с биологической ролью белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.
Следует указать на важность изучения темы посвященной ферментам, как биологическим катализаторам. При изучении данной темы особое внимание необходимо уделить лабораторному практикуму, для понимания функционирования ферментов, и подкрепления теоретических знаний практическими.
При изучении организации клетки важно уделить внимание выявлению морфофункциональной связи структур клетки и их функций, а также внутриклеточным связям между структурами, так как это важно для изучения следующей главы.
Новизна в изучении клеточного метаболизма и его функции представлена знакомством с химизмом важнейших процессов биосинтеза, дыхания и процессов реализации наследственной информации. Подробное изучение организации генетического материала в клетках и типов деления клетки необходимо как основа изучения отдельных разделов: "Генетика" и "Эволюция" в 11 классе.
Для повышения уровня мотивации обучения, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Необходимо отметить, что для проведения некоторых предусмотренных программой курса лабораторных работ необходимо специальное оборудование, имеющееся в химической лаборатории.
Данный курс предусматривает работу с дополнительной литературой, проведение лекционных, семинарских и дискуссионных занятий, а также проектную деятельность. Проектной деятельности отводится важная роль, так как именно эта деятельность повышает интерес учащихся к освоению новыми знаниями, позволяет развить коммуникативные способности,
Предусматривается поэтапное осуществление контроля знаний различными методами и в разных формах: тестовые работы, защита рефератов, обобщающие семинары, подготовка устных сообщений, изготовление моделей и наглядных пособий и другие. Результаты выполнения лабораторных работ представляются в виде отчетов с рисунками, схемами, таблицами, графиками и выводами.
Формой подведения итогов может стать заключительная конференция по теме: "Проявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности".
Ожидаемые результаты.
В качестве основного образовательного эффекта ожидается повышение познавательного интереса и раскрытие творческого потенциала, а также социализация обучаемых, их интеграция в профильное образовательное поле.
Эффективность реализации элективного курса диагностируется на всех этапах следующими методами: наблюдение уровня мотивации, темпов развития аналитических способностей и исследовательских навыков и процесса формирования общенаучной и биологической картины мира у учащихся, а также сопоставление данных, полученных в ходе наблюдений; выборочный опрос родителей учащихся об отношении обучаемых к данному курсу, анализ успешности обучения выпускников в ВУЗах биологического и медицинского профиля.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Общее количество часов ― 34 ч

Глава I. Жизнь как особое природное явление (5 ч).
Тема 1. Общая характеристика жизни (2 ч).
Введение: цели и задачи курса, краткая характеристика содержания и практической деятельности, форм обратной связи.
Понятие жизнь: виталистическая, механистическая, метаболическая, организационная, информационная и эволюционная трактовки. Свойства жизни. Иерархическая система. Уровни организации жизни. Понятие об элементарной единице и элементарном явлении уровней организации жизни. Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации.
Методическое обеспечение: демонстрации схем, отражающих многоуровневую организацию живого; портреты или изображения ученых (Аристотель, г. Тревиранус, А. Лавуазье, И.П. Павлов, Ф. Энгельс, А.И. Опарин, В.И. Вернадский и др.).
Дискуссионное занятие "Мир самого сложного – жизнь?"
Семинар с элементами исследовательской деятельности " Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации".

Тема 2. Система живой природы (1 ч).
Систематика, ее задачи, разделы: таксономия, номенклатура. Современные принципы классификации. Основные таксономические единицы, применяемые в системе растений и животных. Краткая история развития систематических взглядов на живую приро-ду. Современные направления развития систематики: кладистическая систематика, численная систематика, кариосистематика, хемосистематика, геносистематика.
Методическое обеспечение: демонстрация схемы живой природы Аристотеля, К., Линнея. Ш. Боне, Ж.-Б. Ламарка, А.Л. Тахтаджяна, портреты ученых.

Подготовка устных сообщений: "Краткая история развития систематических взглядов на живую природу", "Современные направления развития систематики: клади-стическая систематика, численная систематика, кариосистематика, хемосистематика, геносистематика"

Тема 3. Современная макросистематика (2 ч).
Примеры систем живых организмов А.Л. Тахтаджяна и Л. Маргелиса. Понятие об империях. Систематическое положение вирусов. Прокариоты и эукариоты, принципиальные отличия их организации. Понятие о царствах организмов клеточного строения.
Методическое обеспечение: раздаточный материал: натуральные объекты, гербарий, комнатные растения, чучела и модели животных и грибов, фотографии и таблицы организмов.
Демонстрации схем, отражающих филогенетические отношения основных групп живых организмов; схем и таблиц, характеризующих строение, видо-вое разнообразие и распространение живых организмов в биосфере.
Практическая работа. "Составление характеристик царств живой природы, изготовление сводных таблиц по царствам"
Экскурсия в зоологический музей или ботанический сад.

Глава II. Клетка ― элементарная единица живого (15 ч).

Тема 4. Химические компоненты клетки (5 ч)
Элементы, содержащиеся в живых клетках. Вода, строение и свойства. Биологическое значение воды. Значение неорганических солей в клетке.
Органические вещества в клетке.
Углеводы, строение свойства, и биологическая роль. Моносахариды: альдозы и кетозы; оптическая изомерия. Дисахариды. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, каллоза, инулин. Соединения близкие к полисахаридам: хитин, гликопротеины и гликолипиды.
Липиды, строение свойства, и биологическая роль. Воска, фосфолипиды, стероиды и терпены, липопротеины и гликолипиды.
Белки. Строение и классификация аминокислот. Свойства аминокислот. Связи аминокислот в молекулах белка: пептидная, ионная, дисульфидная, водородная. Образование простых пептидов. Уровни организации белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура. Понятие об α-спирали и β-структуре (складчатый слой). Классификация белков по составу, структуре и функциям. Физико-химические свойства белков. Денатурация и ренатурация. Сложные белки и их биологическое значение.
Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК Уотсона и Крика. Функции ДНК. Строение и функции РНК разных типов. АТФ.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных работ, демонстрации таблиц, «Содержание химических элементов в живой клетке», «Содержание химических элементов в организме человека», «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева», «Содержание химических элементов в земной коре», демонстрация объемных моделей органических молекул; дидактические карточки с индивидуальными заданиями.
Лабораторные работы: " Обнаружение белков, углеводов и липидов в биологических объектах"
"Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани печени. Качественная реакция на ДНК"
"Определение динамики поглощения воды талломом лишайника".

Тема 5. Ферменты ― биологические катализаторы (4 ч).
Катализ и энергия. Строение и свойства ферментов. Активный центр. Механизм действия ферментов: гипотеза Фишера, гипотеза Кошланда. Кофакторы ферментов. Скорость ферментативных реакций и ее зависимость от условий: концентрация фермента, концентрация субстрата, температура, рН. Ингибирование ферментов: обратимое и необратимое. Классификация ферментов. Значение ферментов и энзимологии в биологии и медицине.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных работ, демонстрации схем, иллюстрирующих различные гипотезы активного центра, классификацию ферментов, ингибирование ферментов, графики зависимости скорости ферментативных реакций и активности ферментов от различных факторов.
Лабораторные работы: "Гидролиз крахмала под действием амилазы слюны"; "Разложение мочевины в присутствии уреазы сои"; "Распределения каталазы в намоченных семенах гороха и влияние температуры на активность этого фермента"; "Зависимость активности фермента от рН, на примере амилазы слюны".
Обобщающий семинар: «Язык современной биологии – язык энзимов».

Тема 6. Типы клеточной организации (6 ч).
Прокариотическая, эукариотические растительная и животные клетки по данным электронной микроскопии. Поверхностный аппарат клеток и цитоскелет: плазматическая мембрана, цитоскелет, надмембранные структуры. Связь строения поверхностного аппарата с выполняемыми функциями: рецепция, транспорт, клеточные контакты.
Коллоидная система протоплазмы. Мембранная организация органоидов клетки. Принцип компартментации.
Метаболический аппарат цитоплазмы, связь ультраструктуры и функции: ЭПС, митохондрии, пластиды, рибосомы, Аппарат Гольджи, лизосомы. Взаимодействие мембранных структур в клетке.
Ядерный аппарат: ядерная оболочка, поровые комплексы и плотная пластинка (ламина), кариоплазма, хроматин. Структурная организация хроматина: нуклеосомная нить, хроматиновая фибрилла, интерфазная хромонема, метафазная хромосома. Особенности пространственной организации генетического материала в прокариотической клетке.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных и практических работ, демонстрации: электронных микрофотографий; таблиц, иллюстраций, схем и фотографий различных типов клеток; фильма «Клетка».
Практическая работа "Распознавание клеточных структур растительной и животной клетки на электронных микрофотографиях "
Лабораторные работы: "Влияние температуры на проницаемость клеточных мембран для бетацианинов",
"Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке",
"Изучение морфологии и подсчет хромосом на временных препаратах из корешков кормовых бобов" .
Проектная деятельность "Создание моделей: прокариотической, эукариотической растительной, животной или грибной клетки"; создание динамической модели "Взаимодействие мембранных структур клетки".

Глава III. Клеточный метаболизм и его функции (10 ч).

Тема 7. Внутриклеточный поток вещества и энергии (5 ч).
Фотосинтез. Общая схема процесса, суммарное уравнение. Фотосинтетические пигменты: хлорофиллы, каротиноиды, фикобилины ― строение, спектры, поглощения значение. Понятие о фотосистемах. Биохимия фотосинтеза. Световая фаза: циклическое и нециклическое фотофосфорилирование, фотолиз воды. Темновая фаза. Цикл Кальвина.
Значение фотосинтеза в биосфере.
Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биологическое окисление. Общая характеристика анаэробного и аэробного дыхания. Углеводы, белки и липиды как дыхательный субстрат.
Бескислородный этап дыхания ― гликолиз: локализация в клетке, химизм, конечные продукты, энергетический выход, значение. Применение различных типов брожения в промышленности и быту человека.
Кислородный этап дыхания: образование ацетил-коэнзима А. Значение ацетил-КоА в обмене веществ. Цикл Кребса: локализация в клетке, химизм, конечные продукты, значение. Дыхательная цепь и окислительное фосфорилирование. Синтез АТФ на мембране митохондрий. Суммарный энергетический эффект аэробного этапа.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторных работ, демонстрации схемы строения хлорофилла и других пигментов, спектра поглощения различных типов хлорофилла, схемы превращения веществ в клетке и в биосфере, схемы взаимодействия белков, жиров и углеводов в организме человека.
Лабораторные работы: "Выделение пигментов растений и их изучение";
"Выявление продуктов фотосинтеза и исследование условий необходимых для их образования";
"Качественные реакции на некоторые дыхательные ферменты в клубне картофеля"
Проектная деятельность создание динамической модели "Поток вещества и энергии в эукариотической клетке".

Тема 8. Внутриклеточный поток информации (4 ч).
Репликация ДНК. Принципы репликации. Репликативная вилка. Ферменты репликации. Этапы биосинтеза ДНК. Репарация ДНК.
Синтез иРНК на матрице ДНК. Генетический код. Транскрипция. Транскрипционный аппарат. Этапы транскрипции. Процессинг эукариотической иРНК.
Трансляция. Белоксинтезирующая система. Транспортные РНК. Рибосомы. Активирование АК. Этапы биосинтеза белков. Посттрансляционные преобразования белков.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторной работы, демонстрации презентации «Биосинтез белка».
Лабораторная работа: "Гигантские хромосомы в слюнных железах личинок комара хирономуса (мотыль)".
Проектная деятельность: создание динамической модели "Информационный поток в эукариотической клетке"

Глава IV. Закономерности существования клетки во времени (3 ч).
Тема 9. Способы деления клетки (3 ч).
Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее периоды и значение. Митоз. Центриоли и образование веретена деления. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Цитокинез. Митоз в растительных и животных клетках. Значение митоза: генетическая стабильность, рост (гиперплазия), бесполое размножение, регенерация и замещение клеток в физиологических и патологических условиях.. Особенности деления клеток прокариот.
Мейоз. Значение мейоза для процесса полового размножения и генетической из-менчивости. Фазы мейоза: профаза I (лептотена, зиготена, пахитена, диплотена и диакинез), метафаза I, анафаза I, телофаза I, интеркинез, профаза II, метафаза II, анафаза II, те-лофаза II. Сходства и различия между митозом и мейозом.
Методическое обеспечение: реактивы и оборудование для проведения лабораторной работы, демонстрации фигур митотического деления клетки в корешке лука и схемы; схем регенерации тканей у растений и животных; схемы развития нормальных и опухолевых клеток; схемы мейотического деления, таблицы «Сходства и различия между митозом и мейозом».
Лабораторные работы: " Митоз в клетках корешка лука",
"Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений".

Итоговая конференция (2 ч): "Проявление единства организации клетки и ее жизнедеятельности".
Методическое обеспечение. Примерные темы выступлений:
1) «Роль биологических мембран в метаболических процессах клетки»
2) «Значение клеточного дыхания. Взаимосвязь строения митохондрий с процессами клеточного дыхания»
3) «Взаимосвязь фотосинтеза с определенными клеточными структурами. Роль фотосинтеза для всего живого»
4) «Поток информации. Роль ядра. Значение ДНК в хранении и реализации генетической информации»
5) «Поток информации. Роль рибосом в реализации наследственной информации»
6) «Гомеостаз ― обязательное условие существования открытых биологических систем»
7) «Целостность и дискретность систем живой природы, на примере эукариотической клетки»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы:
Основная:
1. Березов Т.Т., Коровин Б.Ф. Биологическая химия. ― М.: Медицина, 1990.
2. Биология. В 2 кн. Кн.1: Учебник / В.Н. Ярыгина, В.И. Васильева, Н.И. Волков, В.В. Синельщикова; Под. ред. В.Н. Ярыгина. ― М.: Высш. шк., 1999.
3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т 1 и 2.: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера. ― М.: Мир, 1990.
4. Пуговкин А. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10―11 кл. общеобразоват. учреждений. ― М. Просвещение, 2002.

Дополнительная:
1. Атабекова А.И., Устинова Е.И. Цитология растений. ― М.: Агропромиздат, 1987 (учебник для студентов высш. учеб. заведений)
2. Березин И.В., Яцимирский А.К. Биотехнология и ее перспективы. ―М.: Знание, 1986.
3. Букринская А.Г. Жданов В.М. Рассказы о вирусах. ― М.: Знание, 1986.
4. Галактионов К.В. Современное многообразие живого и пути его становления. ― СПБ.: СПбГУПМ, 2002.
5. Гробстайн К. Стратегия жизни, под ред. А.А. Нейфаха, ― М.: Мир, 1968.
6. Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. ― М.: Знание, 1987.
7. Заварзин А.А., Харазова А.Д., Молитвин М.Н. Биология клетки: Общая цитология: Учебник. ―СПб.: Изд-во С.Петербургского ун-та, 1992.
8. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания. ―М.: Просвещение, 2003.
9. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии. ― М.: Просвещение, 2002.
10. Кобляков В.А. Биохимия опухолевой клктки. ― М.: Знание, 1989.
11. Курс зоологии / Б.А. Кузнецов, А.З. Чернов, Л.Н. Капитонова. ― 4-е издание, перераб. и доп. ― М.: Агропромиздат, 1989.
12. Малый практикум по физиологии растений: Учеб. пособие. ― /Под ред. А.Т. Мокроносова. ― М.: Изд-во МГУ, 1994.
13. Мамонтов С.Г.. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. ― М.: Дрофа, 2004
14. Мамонтов С.Г. и др. Основы биологии. Курс для самообразования / С.Г. Мамонтов, Б.В. Захаров, Т,А, Козлова. ― М.: Просвещение, 1992.
15. Молекулярная биология клетки. В 3 т. Т 1, 2 / Б. Албертс, Д. Брей, Дж. Льюис и др. ― М.: Мир, 1990.
16. Петросова Р.А. и др. Дидактический материал по общей биологии, под ред. А.И. Никишова. ― М. "РАУБ ― Цитадель". Мн.: ООО "Белфарпост", 1997.
17. Пехов А.П.. Биология и общая генетика: Учебник. ― И. Изд-во РУДН, 1994.
18. Пособие по биологии для поступающих в вузы/ Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Мо-розов и др.; Под ред. Н.А. Лемезы. ― Мн.: Университетское, 1993.
19. Практикум по физиологии растений. Под ред. проф. И. И. Гунара. ― М.: Колос, 1972.
20. Рис. Э., Стернберг М. От клеток к атомам: Иллюстрированное введение в молекуляр-ную биологию. ― М.: Мир, 1988.
21. Строев Е. А. Биологическая химия. ― М.: Высш. шк., 1986.
22. Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений. ― М.: Просвещение, 1980.
23. Уотсон Дж. Двойная спираль. ―М.: Наука, 1969.
24. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этические аспекты биологии. ― М.: Знание, 1986.
25. Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология: Пер. с нем. ― М.: Мир, 1989.
26. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. ― М.: Агропромиздат, 1988.
27. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. ― М.: Агропромиздат, 1989.
28. Шапиро Я.С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы: Учеб. пособие. ― СПб.: ЭЛСБИ-СПБ, 2003.
29. Юсуфов А.Г. Функциональная эволюция растений. ― М.: Знание, 1986.
30. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г.. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. вузов. ― М.: Высш. шк., 1989.
31. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А.. Ботаника: Учеб. для фармц. институтов и фармц. фак. мед. вузов/ Под ред. И.В. Грушвицкого. ― М.: Высш. шк., 1990.

АННОТАЦИЯ

Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных классов (10―11 класс) средних школ химико-биологического профиля. Данный курс дополняет содержание курса общей биологии в профильном классе.
Основной целью курса является создание условий для специализированной подготовки учащихся старших классов химико-биологического профиля, развития их творческого потенциала, подготовка к поступлению в ВУЗы данного профиля. Программа позволяет ученикам реализовать свои потребности и выяснить правильность выбора специализации.
Ведущее место в содержании курса отводится более глубокому изучению основ биологической химии, молекулярно-генетического и клеточного уровней организации жизни. Таким образом, тип курса можно определить как межпредметный.
Структура курса слагается из четырех логически связанных между собой глав. Со-держание глав соответствует современному состоянию общебиологических наук, и затрагивает одни из самых важных вопросов биологии, что позволяет не только расширить и углубить базовые знания учащихся, но и способствует формированию биологического мировоззрения.
В рамках создания специализированной подготовки большое внимание уделяется самостоятельной и практической деятельности учащихся. Важно не только много знать, но и уметь применить свои знания на практике. Обширный лабораторный практикум (16 лабораторных работ и несколько практических работ) позволяет ученикам приобрести навыки работы в лаборатории с настоящим исследовательским оборудованием. Содержание запланированных работ лежит далеко за рамками школьной программы и очень интересно. Следует отметить, что лабораторные работы проводятся только после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Данный курс предусматривает работу с дополнительной литературой и другими источниками информации, проведение лекционных, семинарских и дискуссионных занятий, а также проектную деятельность. Проектной и поисковой деятельности отводится важная роль, так как именно эти виды деятельности повышают интерес учащихся к освоению новыми знаниями, позволяют развить коммуникативные способности.
Контроль знаний не является конечной целью данного курса, но является ее неотъемлемой частью. Предусматривается поэтапное осуществление контроля знаний различными методами с учетом индивидуальных потребностей и особенностей учеников: тестовые работы, защита рефератов, подготовка устных сообщений, изготовление моделей и наглядных пособий и другие. Результаты выполнения лабораторных работ представляются в виде отчетов с рисунками, схемами, таблицами, графиками и выводами.
Таким образом, в качестве конечного результата обучения надеемся воспитать грамотного увлеченного мыслящего современного, настроенного на получение новых знаний, владеющего методами научного исследования выпускника, подготовленного к продолжению обучения по выбранному профилю.

mob_info