Какие были варварские племена. История варваров: как это было на самом деле. Хозяйственная жизнь, земледелие и скотоводство

варваръ , варъваръ (заимствовано из среднегреческого).

В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).

В переносном значении варвары - невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.

Европа железного века

В античном мире слово использовалось греками для обозначения негреческих народов, включая цивилизованные. В Древнем Риме термин применяется по отношению к народам, проживавшим за пределами Римской республики (позднее - империи). Таким образом, в археологическом смысле термин «варвары» синонимичен термину «железный век » для народов, существовавших во времена античного мира , но не входивших в круг цивилизаций того времени :

  • фракийцы (в том числе даки , геты)
  • иллирийцы и мессапы
  • скифо -сарматские племена и др.

Китай

Тема взаимоотношения с варварами закрепилась в классической китайской историографии , начиная с Сыма Цяня . По его утверждению, варвары выступают противниками Хуан Ди , имея черты хтонических чудовищ .

Чень Ань (9 в.) утверждал, что «различие между китайцем и варваром проходит в сердце». Согласно другим мыслителям, это различие имело расовую основу. Притягательность китайской культуры выразилась в синификации киданей, чжурчженей, монголов, маньчжуров и др. народов. Правление неавтохтонных династий (Юань, Цин и др.), во многом повлиявших на облик китайской цивилизации в её современном виде, сделало вопрос варварства в Китае сложной культурологической проблемой.

В повседневной речи

В настоящее время это слово сделалось вполне нарицательным во многих языках и нередко употребляется в повседневной жизни, однако, необходимо иметь в виду, что правильное словоупотребление не позволяет смешивать это выражение с термином «дикие, дикари».

В Индии

В Китае

Для иностранцев европейской внешности в Китае в разные периоды истории местными жителями использовались разные обращения или понятия, но в сегодняшнем Китае чаще всего можно услышать: «Хэллоу, лаовай !».

В Японии

Понятия для «чужих народов» (правда, с коннотацией «дикости») есть и в японской культуре (см. намбандзин).

См. также

Напишите отзыв о статье "Варвары"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Альфан Л. Великие империи варваров: от Великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. - М .: Вече, 2006.
  • Ancient Europe. Encyclopedia of the Barbarian World. Vol. 1-2. / Bogucki, P. (ed.).
  • Щукин М. Б. На рубеже эр. - СПб. , 1994.
  • В. М. Макаревич, И. И. Соколова. Энциклопедия всемирная история. - Дрофа, 2003. - ISBN 5710774316 .
  • Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу. - СПб. , 2006.

Ссылки

  • - пьеса Максима Горького ()
  • - краткие статьи о варварах

Примечания

Завоевало Северную Италию, Галлию и Испанию, и их население слилось с римским в одну народность (галло-римскую и испано-римскую). Была подчинена Римом и большая часть кельтского населения Британии, однако это население не подвергалось романизации и сохранило свой патриархальный строй на стадии перехода к раннеклассовому обществу. Полную самобытность сохранили кельты Ирландии и Шотландии, не подвергшиеся римскому завоеванию.

В целом кельты сыграли значительную роль в этногенезе средневековых европейских народностей — англичан, французов, испанцев. Немалое влияние они оказали и на развитие общественных отношений и материальной культуры в странах Западной Европы. Их прямыми потомками являются ирландцы и шотландцы.

Древние германцы

Восточное кельтов и местами рядом с ними расселялись германцы. Их поселения в начале новой эры простирались до Вислы и Среднего Дуная. Как свидетельствуют археологические и лингвистические данные, германцы в бронзовый век своей истории заселяли Скандинавию и южное побережье Северного и Балтийского морей. В III в. до н. э. их поселения доходили уже до Дуная.

История древних германцев более или менее достоверно отражена в римских источниках начиная с середины I в. до н. э. Наиболее значительными из них являются «Записки о галльской войне» Ю. Цезаря и историко-этнографическое сочинение К. Тацита «О происхождении и местожительстве германцев» (сокращенно «Германия»), написанное в конце I в. н. э. Много интересных данных по истории отдельных германских племен содержится в «Анналах» и «Историях» этого автора. Дополнительные сведения о германцах можно почерпнуть в «Естественной истории» Плиния Старшего и «Географии» Страбона. Археологические данные позволяют уточнить и дополнить сведения античных авторов.

Тацит считал германцев автохтонами (коренными жителями) занимаемой ими страны на восток от Рейна. В преданиях же самих германцев их прародиной называлась Скандинавия. В начале новой эры германцы делились на множество племен, составлявших ряд более крупных межплеменных общностей. Всего Тацит перечисляет более пятидесяти отдельных племен. Однако сообщаемые им данные весьма приблизительны.


Каждое племя занимало обособленную территорию и стремилось сохранить и расширить ее. Потеря территории вела к потере независимости, а то и к гибели племени.

Хозяйственная жизнь, земледелие и скотоводство

По свидетельству Цезаря и Тацита , германцы не являлись еще вполне земледельческим народом. Основные средства к жизни они получали за счет скотоводства. Но данные археологии свидетельствуют, что на значительной части Германии и на Ютландском полуострове земледельческая культура была уже достаточна развита в последние столетия до новой эры. Вспашка земли производилась в большинстве случаев легким плугом или сохой дважды перед посевом.

Вопреки сообщениям Цезаря, что свебы ежегодно меняли обрабатываемые поля, ученые установили, что германцы длительное время пользовались участками, которые они обносили валом из земли и камня. Приусадебные участки находились в постоянном пользовании отдельных домохозяйств. Германцы сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, бобы, лен. По сравнению с римской агрикультурой германское земледелие было, конечно, примитивным. Зачастую применялась подсечная и переложная система земледелия. У германцев еще не было садоводства и луговодства. У более отсталых племен, живших в лесистых и болотистых местностях, сохранялся примитивный образ жизни с преобладанием скотоводства и охоты на дикого зверя.

Скотоводство носило уже не кочевой, а оседлый характер. Скот у германцев являлся главным предметом богатства и служил мерилом стоимости.

По словам Тацита, германцы селились разбросанными деревнями. Жилища строили из дерева, обмазывая их глиной. Это были продолговатые строения, несколько десятков метров в длину. Часть помещения отводилась для домашнего скота. Для хранения продуктов устраивались подземелья и погреба. У германцев не было поселений городского типа, но для защиты от нападения они возводили земляные и деревянные укрепления.

В хозяйственной жизни германцев значительное место занимали также рыболовство и собирательство, а у племен, живших по морскому побережью, — морской промысел и сбор янтаря. В целом экономика древних германцев носила натуральный характер. Каждая родовая община и большая семья изготовляли почти все необходимое для своей жизни — орудия труда, одежду, утварь, оружие. Ремесло не выделилось еще в отдельную отрасль экономики.

Тацит отмечает, что германцы давно уже научились добывать железо и делать из него орудия труда и оружие, но железа у них было мало, и оно ценилось очень дорого. Как свидетельствуют археологические находки, германцы добывали также серебро, олово и медь. Значительного прогресса достигли гончарное дело и ткачество. Ткани расцвечивались растительными веществами. У прибрежных племен, знакомых с мореплаванием, было развито кораблестроение, о чем свидетельствуют изображения морских судов в наскальной живописи, датируемые еще концом бронзового века. Отважными мореходами были свионы (шведы), фризы, саксы.

Общественное устройство

На рубеже новой эры у германцев господствовал еще первобытнообщинный строй. Основной формой объединения было племя, представлявшее собой хозяйственную, политическую и культовую общность. Племя имело свои особые религиозные и правовые обычаи. Все важнейшие дела племени решались на народном собрании, состоявшем из мужчин-воинов. На этих собраниях избирались вожди и старейшины. Первые располагали властью во время войны, вторые — в мирное время. Старейшины наделяли землей отдельные домохозяйства, разбирали тяжбы, председательствовали на судебных собраниях. Все члены племени были свободны и равноправны.

Племена германцев были эндогамны. Браки обычно заключались между отдельными родами племени. У германцев существовала уже строгая моногамия. Только представители знати, в виде исключения, могли брать по нескольку жен (династические браки). Большую роль в жизни германцев играли родовые связи. Ближайшие родственники, составлявшие большие семьи, совместно вели хозяйство. Родовая община превращалась в земледельческую. Скот, рабы, орудия труда и оружие находились в семейной и личной собственности. Род оказывал защиту всем сородичам. Кровная месть у германцев была заменена выкупом. Родовые отношения служили основой военной организации: боевые порядки строились по семейно-родовому признаку.

Частной собственности на землю еще не существовало. Земля была собственностью племени и передавалась в пользование отдельным группам живущих вместе родственников. Во времена Тацита подобные группы родственников представляли собой большие семьи.

Зарождение социального неравенства

Развитие производительных сил у германцев достигло в начале нашей эры такого уровня, когда появились уже прибавочный продукт и эксплуатация чужого труда. Значительное распространение получило рабство. Тацит обращает внимание на особый характер германского рабовладения. В отличие от римлян германцы не использовали рабов как домашнюю челядь или подневольных работников в крупном господском хозяйстве, а наделяли их участками земли (наподобие римских колонов) и облагали натуральными оброками. Это была патриархальная форма рабства. Хотя господин располагал над рабом неограниченным правом собственности, на практике с ним обходились лучше, чем с римским рабом, редко подвергали наказаниям. Подобная форма рабовладения была близка к крепостничеству и вследствие дальнейшей эволюции превратилась в одну из разновидностей феодальной зависимости.

У германцев рабство не играло большой роли и не нарушало патриархального характера экономики. Свободное население жило за счет собственного труда. Однако наличие рабов свидетельствовало о возникновении неравенства и начавшемся процессе классообразования. Отдельные семейства владели большим количеством скота, орудий труда и рабов. Даже земля делилась, по свидетельству Тацита, «по достоинству» (видимо, с учетом имущественного положения). Больше земли получали состоятельные семейства, имевшие возможность ее освоить, в том числе и за счет наделения участками своих рабов. У германцев существовала уже влиятельная знать. Конечно, знатность в патриархальном обществе не тождественна богатству. Знатными считали людей заслуженных, отличившихся в общественной деятельности и на войне. Но знатные обычно выделялись и своим имущественным положением — одеждой, вооружением.

Возникновение военной власти

Описанное Тацитом общественное устройство германцев основывалось на принципах военной демократии. Решающая роль принадлежала народному собранию. Должностные лица находились под постоянным контролем избиравших их воинов, не имели права приказывать. Их выступления на народном собрании воспринимались по силе убедительности.

Но постепенно общественная власть начала сосредоточиваться в руках военной и родо-племенной знати. Все вопросы, обычно выносимые на народное собрание, стали обсуждаться советом старейшин. Участники собрания только принимали или отвергали предложенные решения. Особенно важные дела обсуждались на банкетах военной знати, и решения только формально принимались на народном собрании. На должность главы племени (rex) избирали представителя знатного рода. Военным предводителем (dux) мог стать отличившийся в бою воин, но при этом учитывались и заслуги его предков. Военная власть начала приобретать наследственный характер — вождем избирали в иных случаях юношу в знак военных заслуг его предков.

Орудием усиления власти вождя была дружина, состоявшая из воинов-профессионалов. Если во времена Цезаря дружина создавалась только на время военных предприятий и по окончании их распускалась, то впоследствии, по сообщениям Тацита, она стала постоянной. Дружинники находились в полной зависимости от вождя, приносили ему клятву верности и получали от него оружие и боевого коня. Вождь устраивал для дружины пирушки, раздавал дружинникам подарки. Средства для этого он получал за счет военной добычи и приношений, которые, по обычаю, должны были давать ему соплеменники.

Дружинники не участвовали в производительном труде, они служили не столько племени, сколько вождю и могли быть использованы им для захвата власти. Таким образом, создавались предпосылки для превращения выборной военной власти в наследственную государственную власть. История германских племен первых веков новой эры наполнена борьбой представителей отдельных знатных родов за верховную военную власть. Наиболее удачливые из них подчиняли своему господству не только собственные, но и соседские племена и создавали многоплеменные военные союзы.

Религия древних германцев

По описанию Цезаря религиозные верования германцев были весьма примитивны: они поклонялись стихиям — солнцу, луне, огню. Тацит более подробно характеризует религию германцев, сопоставляя ее с римским язычеством. Из многих божеств, почитаемых у разных племен, наиболее известными были Водан, Донар, Циу, Идис. Водана считали верховным божеством, Донара — богом грома, Циу — богом войны Германцы представляли своих богов столь величественными, что всякое их изображение в человеческом виде или в образе других живых существ считалось кощунством и не допускалось.

Вместо храмов у них были священные рощи или горные вершины, где совершались ритуальные действия и жертвоприношения (в том числе и человеческие). Родственные племена, отпочковавшиеся в прошлом от одного древнего племени, почитали, по традиции, единое божество. Религиозная традиция германцев утверждала, что все их племена произошли от единого мифического Манна, рожденного богом Туисконом. В этом религиозном предании запечатлелась традиция общегерманского единства.

Большим влиянием у германцев пользовались жрецы и прорицательницы. Жрецы занимались не только делами культа, но и участвовали в решении общественно-политических дел и отправлении правосудия. Только им одним подчинялись беспрекословно все свободные германцы; по их решениям выносились смертные приговоры и заключались под стражу провинившиеся люди. Такое же безграничное доверие германцы питали к гаданиям и предсказаниям прорицательниц, выступавших обычно перед народным собранием. Если их предсказания предвещали неудачу военного похода, то он откладывался на другой срок.

Период с IV в. по VII в. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Это эпоха гибели античной цивилизации и зарождения феодализма.

Усиление имущественного и социального неравенства подталкивало различные слои варварских племен к тому, чтобы попытаться захватить новые, занятые чужаками, земли - варварское общество на стадии военной демократии склонно к экспансии. Сказалось также давление шедших с Востока степных кочевников. Однако наиболее общей причиной, вызвавшей одновременное перемещение огромной разноплеменной массы людей, по всей видимости, было резкое изменение климата. Приблизительно со II в. начинается и к V в. достигает максимума похолодание, в рамках которого сначала происходило усыхание сухих и увлажнение влажных почв с соответствующими изменениями растительного покрова. Эти перемены отрицательно сказались на условиях хозяйствования как кочевых народов евразийских степей, так и оседлого населения европейского севера, побуждая и тех и других искать новую среду обитания в менее высоких широтах. Ухудшение климата хронологически совпало для многих варварских племен Европы с разложением у них первобытнообщинного строя. Экстенсивное по преимуществу развитие производства и сопутствовавший ему рост народонаселения натолкнулись в начале новой эры на ограниченность природных ресурсов лесной, отчасти и лесостепной зоны континента, которые при тогдашнем уровне производительных сил были менее удобны в хозяйственном отношении, чем районы Средиземноморья. В числе основных причин миграций нужно назвать и внешнеполитические факторы, а именно: давление одних варварских племен (чаще всего кочевых) на другие и ослабление Римской империи, оказавшейся более неспособной противостоять натиску со стороны своих окрепших соседей. В IV-V вв. главную роль в Великом переселении играли германские и тюркские, впоследствии также славянские и угро-финские племена.

Передвижения германских племен.

Родиной германцев были северные, приморские области Германии, Ютландия и Южная Скандинавия. Южнее жили кельты, восточнее - славяне и балты. Первая волна германской экспансии вылилась в грандиозные перемещения кимвров и тевтонов, за четверть века исколесивших полЕвропы (крайние точки: Ютландия, Венгрия, Испания) и наконец в 102-101 гг. до н. э. разгромленных Гаем Марием в отрогах Западных Альп. Вторая волна приходится на 60-е годы I в. до н. э., когда свевы под предводительством Ариовиста попытались закрепиться в Восточной Галлии. В 58 г. до н. э. они были разбиты Цезарем. Однако к этому времени германцы уже прочно обосновались на среднем Рейне, к концу столетия и на верхнем Дунае, покорив и по большей части ассимилировав местное кельтское население. Дальнейшее продвижение германцев на юг было остановлено римлянами, поэтому с конца I в. до н. э. экспансия их направляется в основном на восток и юго-восток: в верховья Эльбы и Одера, на средний, затем и нижний Дунай.

После разгрома в Тевтобургском лесу (9 г. н. э.) римляне больше не предпринимали серьезных попыток завоевать Германию. Редкие экспедиции в глубь германской территории носили по преимуществу демонстрационный характер; более действенным было признано дипломатическое вмешательство, позволявшее при помощи подкупа, шантажа и натравливания одних племен на другие удерживать пограничных варваров от нападения. Граница же установилась по Рейну и Дунаю, где впредь в многочисленных крепостях было сосредоточено большинство легионов. В последней трети I в. н. э. для облегчения переброски войск в стратегически важном районе Шварцвальда были сооружены новые мощные укрепления - лимес; земли между лимесом, Рейном и Дунаем (так называемые Десятинные поля) были заселены приглашенными из Галлии кельтами. В начале II в. римляне захватили также Дакию, обезопасив себя от варварских набегов и на нижнем Дунае.
Положение стало меняться во второй половине II в., когда в ходе так называемой Маркоманской войны (166-180) значительные массы варваров впервые прорвали римскую границу, создав угрозу даже Италии. Марку Аврелию с трудом удалось отбросить их за Дунай, но с этого времени германские вторжения заметно учащаются. Борясь с ними и сталкиваясь с падением боеспособности и численности собственных войск, римляне пошли по пути поселения отдельных варварских племен на территории империи, перепоручая им охрану ряда рубежей; одновременно усилилась варваризация самой римской армии.
В 50-е годы III в., воспользовавшись охватившей империю смутой, германцы проникли на рим-скую территорию сразу на нескольких участках. Наибольшую опасность для Рима представляли вторже-ния аламанов и франков в Галлию и дальше в Испанию, а также появление готов на северных Балканах, откуда они совершали набеги во внутренние районы полуострова и пиратские нападения с моря на побережье Пропонтиды и Эгеиды. Франки и аламаны были оттеснены за Рейн приблизительно в 260 г.; последние, правда, закрепились на Десятинных полях. На Балканах в 269 г. готы потерпели сокрушительное поражение при Наиссусе и отступили за Дунай. Однако, несмотря на несомненный успех, два года спустя римляне эвакуировали войска и гражданское население из Дакии. После этого граница на несколько десятилетий стабилизировалась. В дальнейшем, несмотря на периодические вторжения и мятежи германских поселенцев (например, в середине IV в., когда франки и аламаны вновь попытались перейти в наступление), римляне прочно удерживали рейнско-дунайский вал: на Западе - до 406 г., на Востоке - до последней трети VI в.

Вестготы.

К середине IV в. из объединения готских племен выделились союзы западных и восточных готов (иначе вест- и остготов), занимавшие соответственно земли между Дунаем и Днепром и между Днепром и Доном, включая Крым. В состав союзов входили не только германские, но также фракийские, сарматские, возможно, и славянские племена. В 375 г. остготский союз был разгромлен гуннами - кочевниками тюркского происхождения, пришедшими из Центральной Азии и подчинившими к этому времени некоторые угорские и сарматские племена, в том числе аланов. Теперь эта участь постигла и остготов. Спасаясь от гуннского нашествия, вестготы в 376 г. обратились к правительству Восточной Римской империи с просьбой об убежище. Они были поселены на правом берегу нижнего Дуная, в Мезии, в качестве федератов - союзников с обязательством охранять дунайскую границу в обмен на поставки продовольствия. Буквально через год вмешательство римских чиновников во внутренние дела вестготов (которым было обещано самоуправление) и злоупотребления с поставками вызвали восстание вестготов; к ним примкнули отдельные отряды из других варварских племен и многие рабы из поместий и рудников Мезии и Фракии. В решающем сражении у Адрианополя в 378 г. римская армия была наголову разбита, при этом погиб император Валент.

В 382 г. новому императору Феодосию I удалось подавить восстание, но теперь вестготам для поселения была предоставлена не только Мезия, но также Фракия и Македония. В 395 г. они снова восстали, опустошив Грецию и вынудив римлян выделить им новую провинцию - Иллирию, откуда они начиная с 401 г. совершали набеги в Италию. Армия Западной Римской империи состояла к этому времени по большей части из варваров, во главе ее стоял вандал Стилихон. В течение нескольких лет он достаточно успешно отбивал нападения вестготов и других германцев. Хороший полководец, Стилихон вместе с тем понимал, что силы империи истощены, и стремился по возможности откупиться от варваров. В 408 г., обвиненный в потворстве своим соплеменникам, разорявшим тем временем Галлию, и вообще в чрезмерной уступчивости варварам, он был смещен и вскоре казнен. Взявшая верх «антигерманская партия» оказалась, однако, неспособной организовать сопротивление варварам. Вестготы снова и снова вторгались в Италию, требуя все большей контрибуции и новых земель. Наконец в 410 г. Аларих после долгой осады взял Рим, разграбил его и двинулся на юг Италии, намереваясь переправиться в Сицилию, но по пути внезапно умер.
Падение Вечного города произвело страшное впечатление на современников, многие восприняли это событие как крушение всей империи и даже как начало светопреставления. Однако, получив военную помощь с Востока, правительство Западной Римской империи сумело в короткий срок взять ситуацию под контроль. С вестготами было заключено соглашение: преемник Алариха Атаульф получал в жены сестру императора Гонория Галлу Плацидию и обещание земель для поселения в Аквитании. С 412 г. вестготы воюют в Галлии и Испании с врагами империи, иногда и против нее, пока в конце концов не оседают - формально на правах федератов - в Юго-Западной Галлии, в районе Тулузы, ставшей столицей их государства - первого варварского государства, возникшего на территории империи (418 г.).

Вандалы.

Поражение римлян под Адрианополем совпало по времени с их последним походом за Рейн, после чего они окончательно перешли к обороне и на западном участке границы. Охрана рубежей на нижнем Рейне была поручена франкам, которым пришлось уступить крайний север Галлии - Токсандрию; на среднем Рейне и верхнем Дунае все еще преобладали римские гарнизоны, местами поддерживаемые аламанскими федератами. В 406 г., пользуясь тем, что основные силы Западной Римской империи были отвлечены на борьбу с вестготами, вандалы, аланы и квады (принявшие теперь имя свевов), преодолев сопротивление франков, прорвали римский лимес в районе Майнца и хлынули в Галлию. Другая часть вандалов, аланов и свевов присоединилась к остготскому союзу, возглавлявше-муся Радагаисом; вместе они форсировали Дунай возле Аугсбурга и через Норик вторглись в Италию. В 406 г. недалеко от Флоренции Стилихон разгромил воинство Радагайса, год спустя британские легионы восстановили границу на среднем Рейне, но выдворить варваров из Галлии римлянам уже не удалось. Разорив восточные, центральные и юго-западные районы страны, вандалы, аланы и свевы в 409 г. пересекли Пиренеи и ворвались в Испанию, закрепившись в основном в ее западных областях.

Наибольшую опасность для Рима в тот период представляли вандалы, к которым в 416 г. присое-динились остатки разбитых вестготами аланов. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей, не оседали в какой-то одной местности, предпочитая временный захват и грабеж все новых и новых территорий. Между 422 и 428 гг. жертвами вандалов стали приморские города Восточной Испании. Завладев находящимися там кораблями, они в 429 г. под предводительством Гейзериха высадились в Африке в районе Тингиса (Танжера) и начали наступление на запад. Римское господство в Северной Африке было основательно поколеблено участившимися набегами берберских племен, только что закончившейся войной наместника Бонифация против центрального правительства, наконец непрекращающимися выступлениями народных масс. В этой обстановке вандалы без труда преодолели за год 1000 км и осадили Гиппон-Регий, где епископом был знаменитый христианский богослов Августин. Взяв город в 431 г. после 14-месячной осады, вандалы четыре года спустя вырвали у империи согласие на владение захваченными землями в качестве федератов. Мир был, однако, недолгим. Уже в конце 435 г. вандалы заняли Карфаген и, получив в свои руки огромный торговый флот, стали совершать налеты на побережье Сицилии и Южной Италии. В 442 г. римское правительство было вынуждено признать их полную независимость и власть над большей частью Северной Африки.

Гунны.

Потеря главных африканских провинций, снабжавших Италию зерном и оливковым маслом, явилась для римлян тяжелым ударом: враг обосновался в глубоком тылу. И все же военная угроза исходила прежде всего с севера. После вторжений 406 г. имперские войска уже почти не контролировали рейнско-дунайский вал. Римские гарнизоны оставались лишь в некоторых пунктах Реции и Норика, тогда как защита рейнского рубежа была почти всецело передана германским федератам - теперь уже не только франкам, но также бургундам, пришедшим вслед за вандалами и обосновавшимся на среднем Рейне в районе Вормса, и аламанам, постепенно занявшим современный Эльзас. Что же касается Паннонии, то там к 20-м годам V в. прочно утвердились гунны. С гуннами Рим столкнулся еще в 379 г., когда те, идя по пятам вестготов, вторглись в Мезию. С тех пор они неоднократно нападали на балканские провинции Восточной Римской империи, иногда терпели поражение, но чаще уходили лишь по получении откупного, так что понемногу константинопольское правительство превратилось в их данника. Отношения гуннов с Западной Римской империей поначалу строились на другой основе: гуннские наемники составляли заметную часть западноримской армии, особенно с 20-х годов V в. Равенна активно использовала их для борьбы с то и дело поднимавшими мятеж франками и бургундами, обосновавшимися на Рейне, а также с багаудами - крестьянами северо-западной Галлии, пытавшимися отложиться от Рима и жить никому не подвластными самоуправляющимися общинами. В 436 г. гунны, возглавляемые к тому времени Аттилой (за свои насилия прозванным христианскими писателями Бичом божьим), разгромили королевство бургундов; это событие легло в основу сюжета «Песни о Нибелунгах». В результате часть бургундов влилась в состав гуннского союза, другая была переселена римлянами к Женевскому озеру, где позднее, в 457 г., возникло так называемое второе Бургундское королевство с центром в Лионе.

В конце 40-х годов ситуация изменилась. Аттила стал вмешиваться во внутренние дела Западной Римской империи и претендовать на часть ее территории. В 451 г. гунны вторглись в Галлию, вместе с ними шли гепиды, герулы, остготы, ругии, скиры, другие германские племена. В решающем сражении на Каталаунских полях (близ Труа в Шампани) римский полководец Аэций, бывший когда-то заложником у гуннов и не раз водивший в бой гуннские отряды, с помощью вестготов, франков и бургундов разбил войско Аттилы. Это сражение по праву считается одним из важнейших в мировой истории, поскольку на Каталаунских полях в известной мере решалась судьба не только римского владычества в Галлии, но и всей западной цивилизации. Однако силы гуннов отнюдь еще не были исчерпаны. На следующий год Аттила предпринял поход в Италию, взяв Аквилею, Милан, ряд других городов. Лишенная поддержки германских союзников римская армия оказалась не в состоянии ему противостоять, но Аттила, опасаясь поразившей Италию эпидемии, сам ушел за Альпы. В 453 г. он умер, и среди гуннов начались усобицы. Два года спустя восстали подчиненные им германские племена. Потерпев поражение сначала от гепидов, затем от остготов, гунны откочевали из Паннонии в Северное Причерноморье. Держава гуннов распалась, остатки их постепенно смешались с идущими с востока тюркскими и угорскими племенами.

Понятие «варвар», «варварский» появилось в Древней Греции в 5 в. до н. э. Оно означало первоначально представителей всех других племен и народов, которые говорили на непонятном для греков языке (barbaros - непонятно болтающий). Варварами называли, например, персов, жителей Малой Азии, египтян, т. е. в слово «варвары» не вкладывали никакого презрительного смысла. С развитием рабства (большая часть рабов поступала из окружающих Древнюю Грецию отсталых племен) начинают сближаться термины «раб» и «варвар». Уже у Аристотеля они становятся почти синонимами. В связи с этим презрительное отношение к рабам, которое сложилось в греческом обществе, стало переноситься и на варваров.

В римскую эпоху, когда рабство достигло своих наивысших форм, а презрительное и жестокое отношение к рабам стало общепринятой нормой, понятие «варвар» приобрело смысл примитивного, дикого, не знакомого с культурой человека, по самой природе предназначенного к рабству, услужению римлянам (см. Древний Рим).

Этот взгляд укрепился отношением римлян, живших в условиях высокой античной цивилизации, к окружавшим Рим племенам, жившим в условиях примитивного родового строя. К тому же племена эти часто нападали на границы империи, грабили богатые римские города, разрушали непонятные им произведения римской культуры. Если большая часть греков и римлян рассматривали варваров как людей некультурных, отсталых и жестоких, то в 1-2 вв. в Риме среди части римских мыслителей наблюдается некоторая идеализация простой жизни варваров как жизни добродетельной и близкой природе.

В 1-2 вв. Римская империя успешно противостояла окружавшим ее варварским племенам - германцам, сарматам, аланам и др. Однако с 3 в. варвары начинают вторгаться на римскую территорию, грабить провинции и города. В начале 5 в. натиск их на Рим усиливается и вынуждает императоров Западной Римской империи мириться с пребыванием варварских племен (вестготов, бургундцев, свевов и др.) на землях империи. Здесь образуются первые ранние варварские королевства (королевство вестготов в юго-западной Галлии, 419 г.; королевство вандалов в Африке, 429 г.; королевство бургундов в юго-западной Галлии, 449 г.; и др.). После падения Западной Римской империи в 476 г. варварские королевства стали независимыми, в них постепенно формируются феодальные отношения. Порядок жизни обеспечивался законами, получившими название варварских правд. Они представляли собой записи обычного права (совокупность правил поведения, обычаев, сложившихся в обществе в результате их неоднократного применения и санкционированных государством); составлены между 5 и 9 вв. Известны вестготская, бургундская и другие варварские правды. По своему характеру к ним приближаются византийский «Земледельческий закон» и «Русская Правда».

Кочевые ираноязычные племена, родственные сарматам. В I в. н.э. пришли из Внутренней Азии и осели на Южнорусской равнине восточнее Дона и севернее Кавказа. Первые упоминания о них в античных источниках относятся к середине I в. н.э. В III в. аланы неоднократно вторгались в пределы римской провинции Фракия, в 242 г. достигли стен Филиппополя. Около 370 г. были вытеснены гуннами с их оседлых территорий на запад. В V в. часть их примкнула к свевам и вандалам в Галлии и Испании. Отдельные отряды аланов переправились в 429 г. с вождем вандалов Гейзерихом в Африку, где следы их затерялись.

АЛЕМАННЫ

Германское племя, обитавшее в верховьях Рейна и Дуная. Известны римлянам с III века. Неоднократно вторгались из Южной Германии на территорию Римской империи, особенно в Галлию. С IV в. наемники из алеманн стали играть значительную роль в политической жизни римского государства. Так, вождь одного из алеманнских племен Крокус способствовал приходу к власти Константина Великого.

Западные германские племена, занявшие в V в. часть территории Британии.

БАСТАРНЫ

Племя, предположительно, фракийского происхождения (некоторые ученые относят бастарнов либо к кельтам, либо к восточногерманским племенам, либо даже к ираноязычным народам, родственным персам), обитавшее в первые века н.э. в Нижнем Подунавье.

Западногерманское племя, жившее в устье Рейна, в 12 г. до н.э. при Друзе было завоевано римлянами. Став союзниками римлян, батавы оказывали им военную помощь. В ответ на притеснения подняли восстание, известное под названием Батавской войны (60 -70 гг.), во главе которого встал Юлий Цивилис. К восстанию примкнули другие германские и галльские племена и римские солдаты. С большим трудом восстание было подавлено римлянами. К IV в. уже романизированные батавы слились с франками в один народ.

Кочевые племена хамитической языковой группы, обитавшие в районе между Красным морем и Нилом. Подчинялись Эфиопии, в правление императора Диоклетиана на время захватили часть Египта и были изгнаны им на юг (в район современного Асуана).

Кельтское население Британии, с IV в. Стало подвергаться постоянным набегам других кельтских племен (скотов и пиктов из Шотландии), а также западногерманских племен (франков и саксов). В V в. римляне вывели из Британии свои войска, и она постепенно перешла в руки местных племен и германцев - англов, саксов и ютов.

БРУКТЕРЫ

Западногерманское племя, обитавшее по обе стороны реки Липпе. В 12 г. до н.э. при Друзе были покорены римлянами. Позднее примкнули к восстанию Арминия против римлян, участвовали в разгроме римлян в 9 г. н.э. в Тевтобурском лесу, в 14-16 гг. - в войне против Германика, в 70 - 60 гг. - в восстании батавов. Около 100 г. бруктеры заняли территорию возле г. Кельна. В IV в. были покорены Константином Великим и постепенно слились с франками в один народ.

БУРГУНДЫ

Восточногерманские племена, первоначальным местом обитания которых были территории в устье Одера. Оттуда они переселились в долину реки Майн. Первые столкновения их с римлянами относятся к 279 г. В IV в. бургунды потеснили алеманнов и в 407 г. переправились через Рейн. В 413 г. получили от императора Западной Римской империи приграничные области Галлии, в районе городов Вормса и Майнца. После сокрушительного поражения, отраженного в « Песни о Нибелунгах», которое нанес им в районе современной Женевы римский полководец Аэций в союзе с гуннами, осели на этой территории. В 30-х гг. VI в. были покорены франкским государством.

Восточногерманские племена, первоначальным местом обитания которых был п-ов Ютландия, с I века до н.э. - территория между Одером, Вислой, Судетами и Карпатами. Во II в. н.э. вандалы приняли участие в Маркоманской войне и продвинулись до территории современной Венгрии. Обосновавшись в римской провинции Паннонии, в IV веке поставляли римлянам наемников, из среды которых вышел ряд талантливых римских полководцев. В 406 г. вместе с аланами и свевами двинулись на запад и, пройдя Галлию, в 409 г. достигли Испании. Часть вандалов была полностью уничтожена там вестготами, а часть под предводительством вождя Гейзериха в 429-439 гг. захватила римскую провинцию Африку и обосновалась на территории современного Туниса

ВЕСТГОТЫ (ВИЗИГОТЫ)

Ветвь германских готских племен, отделившаяся от остального народа задолго до завоевания Рима вождем остготов Аларихом. В 418 г. были поселены римлянами в качестве федератов на территории между устьями рек Гаронны и Луары. В 475 г. Обрели независимость и образовали Тулузское королевство, откуда начали наступление на Испанию, но позднее были завоеваны франками.

Восточногерманское племя, первоначально часть готов, впоследствии отдельный народ. Около 270 г. гепиды переместились к границам римской провинции Дакия. Около 400 г. были покорены гуннами, выступали на их стороне в битве на Каталаунских полях в 451 г. После смерти Аттилы успешно боролись против его сыновей, впоследствии поселились к востоку от реки Тиссы в качестве федератов при императоре Марциане. В VI в. государство гепидов было покорено лангобардами и аварами.

ГОТЫ (ГОТОНЫ)

Основная часть восточногерманских племен. В I в. н.э. античные источники упоминают о них как о племенах, живших в низовьях Вислы. С 30-х гг. IV в. становятся соседями Римской империи, проживая на Нижнем Дунае. С конца III в. начинаются столкновения готов с римлянами, которые приводят к победе над ними императора Клавдия II и Аврелиана. С 470 г. часть готов (вестготы) ищет убежища от гуннов на римских землях. Однако неразумная политика римской администрации проводит сначала к восстанию вестготов, а затем к поражению римского войска в битве при Адрианополе при императоре Валенте. После ухода вестготов, или визиготов, на запад, небольшая часть этого народа (так называемые « малые готы») продолжала жить частично на Балканском полуострове, частично в Крыму.

Кочевой народ из Внутренней Азии. Китайские источники упоминают о них с 300 г. до н.э. После отражения их набегов на Китай непрочное государственное образование гуннов распалось, и часть их двинулась на запад. Они разрушили в 375 г. государство остготов на Дону и дали толчок к Великому переселению народов. Гунны в течение долгого времени угрожали Римской империи, пока не были разбиты в битве на Каталаунских полях.

Самые северные из фракийских племен, проживавшие в Карпато-Дунайском регионе. В 107 г. при императоре Траяне были покорены римлянами. Но в 271 г. император Адриан был вынужден вывести легионы из Дакии под натиском готов и сарматов. Значительная часть населения Дакии вслед за римскими войсками переселилась на южный, правый берег Дуная, где образовалась одноименная провинция.

Племена иллирийского происхождения, обитавшие на западе Балкан по побережью Адриатического моря. Территория Далмации была окончательно завоевана при Августе и присоединена к провинции Иллирик. Затем территория этой провинции несколько раз менялась. Римляне организовали здесь военные лагеря и поселения римских ветеранов, успешно проводили здесь политику интенсивной романизации. Столицей Далмации был г. Салоны. Император Диоклетиан был далматинцем по происхождению.

ИЛЛИРИЙЦЫ

Многочисленные индоевропейские племена, возможно, родственные фракийцам, обитавшие в центральных и западных областях Балкан. Главные племена - далматы, истры, япиги, дарданы, либурны. Между ними не было политического единства. Многие римские императоры III-IV вв. имели иллирийское происхождение: Аврелиан, Проб, Констанций Хлор, Константин Великий и т.д. Потомками нероманизированных иллирийцев считаются современные албанцы.

Фракийское племя, жившее в Восточном Прикарпатье, между Карпатами и р. Прут. Название Карпатских гор произошло, видимо, от данного этникона. В III в. проникли на территорию Нижнего Дуная. В конце III в. были разбиты императором Аврелианом.

Западногерманское племя, осевшее в I в. до н.э. вдоль реки Майн. В I -П вв. н.э. находились под римским влиянием. Участвовали в Маркоманских войнах против Рима, входя в политико-военный союз с маркоманами. В III-V вв. угрожали римским границам по Дунаю. В начале V в. переселились в Испанию, основав на северо-западе Иберийского полуострова свое государство, которое просуществовало до 585 г.

КЕЛЬТЫ (ГАЛАТЫ, ГАЛЛЫ)

Группа индоевропейских племен, занимавшая в древности обширную территорию в Западной Европе, точные границы которой трудно установимы.

ЛАНГОБАРДЫ

Германское племя, которое, согласно преданию, некогда населяло Скандинавию. В период правления императора Августа лангобарды заняли оба берега по нижнему течению Эльбы. Приняли участие в Великом переселении народов. Во 2-й пол. VI в. вторглись в Северную Италию и образовали здесь свое королевство.

Галльское племя, обитавшее в Центральной Галлии по соседству с секванами. Союзники Рима в период Великого переселения народов.

Население северо-западных областей Африки, предки современных берберов. Во время правления императора Калигулы Мавритания была завоевана римлянами и превращена в 2 римские провинции, часть мавританских племен остались непокоренными и неоднократно вторгались в римскую провинцию Африка, в частности при императорах Валериане и Диоклетиане. В период Великого переселения народов часть мавров переселилась на Пиренейский п-ов.

МАРКОМАНЫ

Германское племя, проживавшее во II-III вв. на Среднем Дунае. В 169-175 гг. и в 177-180 гг. римляне вели тяжелые войны с Маркоманским племенным союзом, в ходе которых вторжения варваров на территорию Империи достигали областей Северной Италии. При Диоклетиане во время войны на дунайской границе маркоманы были уничтожены римлянами.

ОСТГОТЫ (АУСТРОГОТЫ)

Часть готских племен. С V в. становятся подданными гуннов, после падения гуннского владычества в Европе проникают в Паннонию, с начала VI в. начинают свои походы на запад - в Италию, Испанию, пока окончательно не оседают в Италии.

Ираноязычные кочевые племена, уроженцы Закаспия. Исторический центр прародины парфян - г. Ниса, в 20 км от соврем. Ашхабада. В середине III в. до н.э. создали самостоятельное государство под руководством династии Аршакидов. В I в. до н.э. - I в. н.э. Парфия была главным соперником Рима на Востоке. Парфянская держава рухнула в 224 г. На ее развалинах образовалось Новоперсидское царство - держава Сасанидов.

Ираноязычное основное население Сасанидской державы, ставшей с 224 г. основным врагом римлян на Востоке. Сасанидское государство просуществовало до сер. VII в., когда было завоевано арабами.

Народ, по всей видимости, кельтского происхождения, живший в Северной Британии, к северу от Адрианова вала, и в Ирландии. С 297 г. пикты превращаются в опасных врагов римлян на суше и на море. Позднее были частично завоеваны и ассимилированы германскими племенами.

Германские племена, обитавшие на Нижнем Рейне и Эльбе. Приняли участие в завоевании Британии в IV веке.

САРМАТЫ (САВРОМАТЫ)

Ираноязычные кочевые племена, господствовавшие в первые века н.э. в Северном Причерноморье.

Большая группа западногерманских племен: алеманны, маркоманы, квады и т.д., которые с I в. до н.э. занимали обширную территорию от Северной и Южной Германии и до Центрального Дуная. Этникон часто использовался античными авторами для обозначения самых различных германских племен.

Галльское племя, проживающее в Центральной Галлии по берегам р. Секвана (Сена). В 52 г. до н.э. примкнули к Великому галльскому восстанию под руководством Верцингеторикса. В эпоху Империи были полностью романизированы и выступали, по большей части, на стороне римлян в их борьбе с варварами в III-V вв.

СКОТЫ (СКОТТЫ)

Кельтские племена, первоначально обитавшие в Ирландии. Занимались, в основном, морским разбоем. Между 250 и 400 г. часто нападали на Римскую Британию. Отвоевав у пиктов Шотландию, скотты дали название этой стране.

Германские племена, впервые упомянутые в античных источниках в 291 г. Приняли активное участие в завоевании Западной Римской империи.

Германское племя, жившее в районе между реками Фульдой и Эдером. В I - III вв. н.э. оказывали активное сопротивление римлянам. В IV веке вошли в состав франкского народа.

По книге Г.С. Самохиной « Древний Рим: основные аспекты политико-правового развития»

mob_info