Откуда взялись косовские албанцы? Происхождение албанцев Где проживает албанское меньшинство

Это первая из целой серии передач, в которых мы попытаемся разобраться в том, что происходит сейчас в Македонии, в Косово и вообще на территории бывшей Югославии. К сожалению, ситуация там значительно сложнее, чем пытаются это представить те средства массовой информации и политики, для которых албанцы - бандиты, понимающие только язык оружия и выдвигающие только смехотворные и заранее неприемлемые требования. С этим тесно связан и ещё один вопрос: можно ли говорить, что Запад занимает проалбанскую позицию? Но начнём по порядку.

В курортном городке Охрид, где происходят сейчас переговоры между македонским правительством, представителями албанского меньшинства и западными посредниками атмосфера меняется в течение дня по несколько раз. Уныние вдруг сменяется оптимизмом, который улетучивается, как только приходит сообщение о новых стычках между албанцами и правительственными войсками. Стороны вот уже несколько недель не могут решить один вопрос: можно ли уступить албанцам и сделать их язык вторым государственным языком в Македонии.

Одни считают - ни в коем случае албанцам ни в чём нельзя уступать. Другие готовы допустить его в качестве государственного в тех районах, где албанцы составляют более 20% населения. Третьи считают, что албанский язык нельзя делать вторым государственным, но усилить его значение можно. Представители НАТО и США настаивают на том, чтобы спорящие стороны сделали, прежде всего, какие-то символические политические жесты: албанские повстанцы ушли за линию, на которой они находились до начала переговоров, а македонские власти объявили бы амнистию для повстанцев. Но и в Македонии, и в других странах, ранее входивших в Югославию, нередко можно услышать, что любые уступки албанцам будут поощрять их к борьбе за идею "Великой Албании".

На вопрос насколько справедливы эти страхи, я попросил ответить у московского политолога Дмитрия Тренина, заместителя директора Московского Центра Карнеги, руководителя программы "Проблемы внешней политики и безопасности".

    - Во-первых, есть албанский вопрос. И это стало совершенно очевидно после распада Югославии. Действительно, есть албанское меньшинство, которое в славянских государствах не хочет жить. По крайней мере, уже сейчас. Это уже точно можно сказать об албанцах в Косово, и скоро можно будет сказать об албанцах в Македонии. Жить они в славянском государстве, в одном государстве со славянами не будут.

    Есть объективный албанский вопрос. С одной стороны, объективный, с другой стороны - это результат и войны в Косово, и того, что происходит в Македонии, гражданской войны. Это одна сторона дела. Есть и другая сторона. Существуют люди, которые сделали себе имя на национализме. Они верят в свою историческую миссию, участвовать в создании или руководить созданием Великой Албании. Такие люди есть, но их, наверное, немного.

    И третья группа - наиболее хорошо организованная - это те, кто использует Великую Албанию - не столько лозунг, сколько те потрясения, которые сопровождают появление этого лозунга и албанского вопроса - чтобы решать вопросы личного обогащения. Чтобы использовать Албанию, Косово, какие-то районы Македонии в качестве базы для операций с наркотиками, оружием...

    Почему же тогда американцы, Запад, НАТО поддерживают албанских боевиков?

      - Я думаю, что здесь мало, что изменилось. Американцы в своё время действительно приняли, на мой взгляд, очень спорное решение поддерживать УЧК в качестве единственной силы, способной противостоять Милошевичу в Косово. И в ходе борьбы с Милошевичем у американцев, особенно у тех лиц, которые непосредственно осуществляли эти контакты, возникли довольно тесные связи с организацией, которую ещё незадолго до этого администрация Клинтона обвиняла в том, что она занималась незаконной деятельностью, контрабандой наркотиков, в частности. Фактически это была мафиозная организация. Но логика борьбы с Милошевичем породила этих, странных на первый взгляд, партнёров.

      Сегодня же мы пожинаем плоды этой политики. Т.е. для того, чтобы удерживать минимальный порядок в Косово и для того, чтобы обеспечить безопасность своих собственных войск, американцы вынуждены идти на сотрудничество с УЧК. Я думаю, что, придя в Косово и разместив там достаточно небольшой гарнизон американских войск, это чуть больше пяти тысяч человек, американцы оказались заложниками тех, кого они так опрометчиво сделали своими союзниками.

      УЧК, на мой взгляд, совершенно недвусмысленно даёт понять США, что лишь добрая воля УЧК является гарантией безопасности жизни американских солдат. Я бы сказал, что здесь имеет место, по крайней мере, скрытый шантаж американцев со стороны УЧК. Американцам приходится поддерживать УЧК, чтобы сохранить хоть какой-то порядок в Косово, который не может быть обеспечен с помощью относительно небольшого контингента НАТО. Ведь ничего не получилось с созданием гражданской администрации, полиции, которая была бы независимой от УЧК и миротворческих сил, которые стоят за ней.

      Нечто подобное происходит и в Македонии. Американцы не имеют сил, или готовности к их использованию, чтобы реально положить конец использованию Косово в качестве плацдарма в операции по дестабилизации, по изменению положения в Македонии. Американцы и их союзники могли бы конечно попытаться более серьёзно защищать независимость и территориальную целостность Македонии, но это потребовало бы жертв. На эти жертвы ни США, ни их союзники идти не хотят. Это вновь заставляет США идти на компромисс с УЧК и теми силами в Македонии, которые сейчас стремятся изменить ситуацию в стране в свою пользу, что делает западную политику в известной степени заложницей албанских радикалов. На мой взгляд, это серьёзный момент и я боюсь, что такая политика со стороны Запада не приведёт к хорошим результатам, в том числе и для самого Запада.

      А почему нельзя сделать ставку на умеренных, типа Руговы?

        - Дело в том, что война фактически выбросила этих людей на обочину косовской политической жизни и даже ещё дальше. Политическая власть находится в руках теневых лидеров. В руках представителей тех сил, которые, выступая в качестве борцов за национальное освобождение, за права албанского населения, фактически являются частью разветвлённой криминальной организации, которая преследует свои вполне конкретные материальные цели. И здесь американцы могут мало что сделать. Ругова, к сожалению, не получил того шанса, который мог бы получить. И это не вина американцев. Ругова в послевоенной ситуации не является серьёзной политической фигурой. К сожалению ситуация в Косово зашла слишком далеко, чтобы можно было говорить о нормальном политическом процессе. Это очень криминализированный регион. И говорить о продвижении к демократии очень-очень трудно.

        Иногда можно услышать, что американцы сделали ставку на албанцев из чисто прагматических соображений. Зная, что прирост населения у албанцев идёт значительно быстрее, чем у любого другого народа Балкан, и, таким образом рассчитывая, что в обозримом будущем албанцы станут основной нацией на Балканах.

          - Такая логика в принципе может существовать, но, скорее всего не в головах американцев. У них была другая логика, тоже достаточно прагматическая. Американская политика в том, что касается Балкан, это политика коротких дистанций. Американцы пошли на союз с албанцами для того, чтобы нанести удар по Милошевичу. Убрать Милошевича из Белграда, что им, в конце концов, и удалось. Американцы не делали ставки ни на албанцев как таковых, ни на албанцев и мусульман в Боснии, только потому, что они являются "поднимающейся силой". У американцев были другие соображения. В любом случае они были весьма прагматичны. И это были соображения скорее конъюнктурного плана, чем стратегические.

          Можно ли в Македонии обойтись без вооруженного вмешательства извне, возможен ли мирный выход?

            - Я хотел бы, чтобы был мирный выход уже сейчас, хотя мы уже не находимся в состоянии мира. Война началась, по крайней мере, уже несколько недель. Поэтому можно говорить о мире, но не о том мире, который предотвращает вооруженный конфликт, а о том, который завершает конфликт. Но до завершения конфликта далеко. И то, о чём говорят сейчас - это временное решение, перемирие, передышка. Процесс будет идти дальше. И я боюсь, что нам придётся ещё долго заниматься и Македонией, и Косово, и Балканами в целом.

            Албания и албанцы – эти слова мы слышали и повторяли за последнее время не раз. Кто с ненавистью, кто со страхом, но большинство с пренебрежением. Что мы знаем об албанцах и откуда появилась, например мысль о "Великой Албании", о которой сейчас столько говорится? Попробуем, с помощью Виктора Кирхмайера разобраться в том, что известно об этом малом народе, нечаянно оказавшемся в центре внимания всего мира.

            "Албанцу, появившемуся на свет, кладут в колыбель розу и пистолет, а в уста - песню" - уверяет старая албанская пословица, подтверждая загадочность албанской души. Албанцев либо идеализировали, представляя их романтическими героями, либо наоборот - выставляли в неприглядном свете как диких горцев. О происхождении албанцев известно не много. Считается, что албанский народ сформировался в 11-ом веке, когда у населения региона появилось общее самоназвание - "арберы" или "албанцы". Потомки албанцев, выехавших в Италию и другие страны в самом начале османских завоеваний, продолжают называть себя по-старому, а в самой Албании к концу 18-го века утвердился новый этноним - "шчиптары". Страну стали называть "Шчиперия" - "страна горных орлов". По другой версии, "шчиптары" - это люди, говорящие понятно, то есть по-албански, поскольку "шчип" переводится как "понимать", "разуметь". О специфических албанских традициях, таких, как "канун", то есть традиционное право, "беса" - "клятва чести" и "джьякмаррйе" - "кровная месть" написано немало.

            Кстати, авторы редко обращали внимание на то, что закон кровной мести направлен на предотвращение убийства. То есть: "не убивай, если не хочешь, чтобы и тебя убили". Албанцы не склонны верить в справедливость государственных органов правосудия и до недавнего времени считали самосуд наиболее подходящим методом решения споров. Что не удивительно, если принять во внимание опыт, накопленный за века османского владычества, и за десятилетия господства интервентов и коммунистов.

            Тем законам, что принимались в столице, в провинции подчинялись неохотно, и то лишь, если эти законы не противоречили "кануну", то есть сложившемуся в средние века "горскому праву". Кстати, албанский канун во многом напоминает "адат", то есть основывающуюся на обычаях правовую систему народов Кавказа. Канун касается всех аспектов жизни общества: экономических, социальных, описывает свадебные и похоронные ритуалы. Впервые албанский "канун" был записан и издан итальянской академией наук в 1941-ом году.

            Данные многочисленных лингвистических, археологических и антропологических исследований позволяют предполагать, что современные шчиптары являются потомками древнего населения западной части Балканского полуострова - иллирийских и отчасти - фракийских племён. Предполагается, что современный албанский язык также является непосредственным продолжением иллирийского языка. Современные исследователи, как, например, Селами Пулаха, из Института истории Албанской академии наук на основе анализа этнической и лингвистической непрерывности доказывает, что исконная этническая территория албанцев включает части Македонии, Черногории и Сербии. С этим, наверное, можно спорить.

            Государство древних иллирийцев, сложившееся более трёх тысяч лет назад, занимало территорию современных Далмации, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Черногории и значительную часть Сербии. Его столицей был город Шкодер. Название народа, наследниками которого считаются современные албанцы, происходит от слова Иллус - "звезда". Так звали первого иллирийского государя, сведения о котором история донесла до нас. Геродот описывает иллирийцев, как довольно примитивных людей, покрывавших тело татуировками и приносивших своим богам человеческие жертвы. Другие античные авторы сообщают, что иллирийцы слыли общительными и гостеприимными людьми, особенно славились своей воинской доблестью. Женщины пользовались равными с мужчинами правами и нередко даже возглавляли племенные союзы.

            Наибольшего могущества Иллирия достигла в 232-ом году до нашей эры, во время правления королевы Теуты, которую историки называют «иллирийской Екатериной Великой». Обладая хорошо укреплёнными портами, иллирийский флот наносил серьёзный ущерб Риму, грабя прибрежные районы, что побудило Римский Сенат объявить Теуте войну. Постепенно Иллирия попала в зависимость от Рима. Римское господство оставило заметные следы в языке и культуре албанцев. А когда в конце 6-го века в Албании появились славянские племена, то и они оказали заметное влияние на коренное население. Но об этом и обо всём остальном - через две недели.

Мы затронули тему генетических данных по этим самоидентифицируемым народам и очень осторожно продолжаем тему различий и сильно неприязненных отношений уже между славянским сербско — черногорским этносом и албанцами.

Римской империей от нынешнего греческого острова Корфу на юге до нынешних границ Словении и Италии, это есть серьезная историческая подпорка для навязывания понятия «Великой Албании».

Cоветские исследователи Л.А. Гиндин и О.С. Широков признавали генетическую близость раннеалбанского языка с фракийским (один из самых известных представителей Фракии -вождь восставших рабов Спартак). В начале VI в. слав
яне застали албанцев в районе современного сербского города Ниш. Античное его наименование Наиссус уже тогда получило албанское звучание Ниш, которое и усвоили славяне. С волнами славянского движения предки албанцев передвинулись ближе к побережью и там, застали славян, которые расселились незадолго до этого и через посредство славян восприняли романскую топонимию.

Например, город Диррахий славяне называли Драч, а от этого названия произошло албанское наименование Дуррес. Но при всех сложностях межэтнических контактов и непрямолинейности передвижений предки албанцев, по мнению Л.А. Гиндина, обитали на Балканах уже в первые века нашей эры в рамках Римской империи, именно поэтому в их язык проник уже отмечавшийся выше обширный запас романских слов, обозначающих понятия государственности, церкви, права и т. п.

Как видно по карте сильные внешние воздействия на иллирийцев и на их язык с юга оказывали греческие колонии и племена фракийцев, то есть происходила элинизация. Особенно подверглись воздействию греков древние иллирийские племена Тавлантии (Taulantii основатель шестой сын Иллирия-Таулас) находилось в районе города Эпидамн (современный Дуррес) и племя Бильенци (Bylliones). В 3-ем веке до нашей эры эти племена стали двуязычными и скорее всего албанский язык был миксом -фракийского, древнегреческого и диалекта южно иллирийского. Есть большая доля вероятности, что в период

В Далмации и Паннонии очень сильное влияние на иллирийцев оказали кельты, а в первые века нашей эры повлиял вкраплениями,еще и ныне мертвый, латинский язык. Сам же иллирийский язык стал окончательно умирать и умер начиная со 2-го по 6-ой век нашей эры.

А в 1443 году началась экспансия Арберии-Албании турками и стоит принять во внимание, что османская империя, сменив византийскую, владычествовала над этим государством до 1912 года (с 15-го века по 20-ый век это серьезный срок)

Албанцы: 27% гаплогруппа E1b1b1-(snp М78) – основная гаплогруппа древних египтян.

Общий предок жил 11-12 тысяч лет назад. Род E1b1b1а (snp М78) стоял у истоков древнеегипетской цивилизации.
В бронзовом веке египтяне или их потомки переселились на Балканы. В настоящее время гаплогруппа E1b1b1а наиболее распространена среди албанцев и греков, и представлена балканскими субкладами(E1b1b1a2 (snp V13) — потомки микенцев, македнов и эпирцев и
E1b1b1a5 (snp M521) возможно, потомки ионийцев. Кроме вышеупомянутых двух субкладов, в гаплогруппе E1b1b1а выделяют ещё три:
E1b1b1a1 (snp V12) — потомки южных египтян E1b1b1a3(snp V22) — потомки северных египтян и E1b1b1a4 (snp V65) — ливийцы и марокканские берберы.)

19% гаплогруппа J2- зародилась примерно 18000 лет назад на Ближнем Востоке или Анатолии и затем распространилась на Балканы и во всем Средиземноморье. Представители гаплогруппы J2 изобрели земледелие и первыми стали одомашнивать животных, тем самым подарив миру скотоводство. В центральную Европу некоторые представители гаплогруппы J2 могли прибыть с одной из нескольких миграционных волн из Анатолии, частично с греками, финикийцами, или с римскими легионерами и поселенцами в начале нашей эры.

В Европе гаплогруппа J2 наиболее распространена в Греции и Италии, где на eё долю приходится до 30 %, а также в Турции и на Кавказе. На северном Кавказе в высокой концентрации у ингушей (до 87%) и чеченцев (до 67%). В Индии с достаточно высоким процентом (в среднем до 10%) встречается подгруппа J2b (snp M241). Другая подгруппа J2a ограничена, главным образом, северо-западом субконтинента. Вероятно часть из них попали туда с неолитическими миграциями, а часть при индо-европейском вторжении. Большое разнообразие J2 в турецком и южных европейских поселениях объясняется исторической связью с Эгейской культурой и с Ближним Востоком. Многие члены гаплогруппы J2 были ограничены прибрежными средиземноморскими областями. Именно морская торговля вокруг Средиземноморья, возможно, наравне с неолитической сельскохозяйственной миграцией, способствовала распространению гаплогруппы J2 всюду в средиземноморском мире…

16% гаплогруппа R1B — параллельный субклад для гаплогруппы R1a. Родоначальник гаплогруппы R1b родился около 16 000 лет назад в центральной Азии от родительского рода R1. Примерно 10 000 лет назад гаплогруппа R1b распалась на несколько субкладов, которые начали расходиться в разных направлениях. Восточную ветвь — субклад R1b-M73 некоторые ученые связывают с древними тохарами, которые приняли участие в этногенезе такого народа, как современные уйгуры.Продвижение гаплогруппы R1b на запад в Европу вероятно происходило в несколько этапов. Часть может быть связана с неолитическими миграциями из Малой Азии и Закавказья, а часть с миграциями постнеолитическими и распространением археологической культуры Колоколовидных Кубков. Существует версия и о миграции по Североафриканскому побережью к Гибралтарскому проливу, с дальнейшей переправкой на Пиренеи в виде археологической культуры Колоколовидных кубков — но в данной гипотезе слишком много натяжек. В любом случае большинство европейских представителей гаплогруппы R1b имеют снип P312, который определенно произошел уже в Европе. После того, как египетские ученые провели анализ мумии Тутанхамона, было обнаружено, что фараон оказался представителем гаплогруппы R1b.

О процентном соотношении генотипа славян сербов и черногорцев посмотрите для сравнения на ресурсе источнике haplogroup.narod.ru

Доктор Йован И. Деретич излагавший версию о происхождении албанцев как невозвращенцев из кавказской Албании, может взять на заметку, что почти 20% гаплогруппы J2 среди албанцев как раз перекликаются с высокой концентрации этих генов у ингушей (до 87%) и чеченцев (до 67%) на северном Кавказе. Война Византии с Сербией в 11 веке и названные турками албанцы как «арнауты», что означает «те, кто не вернулся» заслуживает дополнительного исследования.

И в завершение несколько фото самых известных представительниц албанского этноса:

Эмина Чунмулаж / Emina Cunmulaj (род. 12 сентября 1984 г, Мичиган, США) — албано-американская модель. Родилась в албанской семье, но приехала в США из Черногории в 1988 г. Свободно говорит на албанском. Впервые появилась на конкурсе Elite Model Look Yugoslavia 2001, став его полуфиналистом, а позже победителем. После победы подписала контракт с Elite.

Эрмонела Джахо / Ermonela Jaho (род. 1974 г Тирана, Албания) — албанская оперная певица, сопрано. Лауреат многих международных конкурсов: Giacomo Puccini в Милане (1997), Spontini International Competition in в Анконе (1998), Zandonai в Роверето (1999) и «Лучшая певица» Вескфордского фестиваля 2000. Выступила в оперных театрах по всему миру, включая Королевский оперный в Лондоне, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Staatsoper в Берлине, Paris Champs-Elysees, Театр Сан-Карло в Неаполе и во многих других.

Хасна Кхукичи / Hasna Xhukici (род. 13 апреля 1988 г) — албанская модель, победительница национального конкурса «Мисс Вселенная Албания-2009», на международном конкурсе «Мисс Вселенная-2009» заняла 11-е место. Учась в университете Тираны мечтает стать детским врачом. Свободно говорит на албанском, английском и испанском языках. Она является моделью бренда Sherri Hill.

Ерсела Курти / Ersela Курти (род.1992 г, Тирана, Албания) — албанская модель, выиграла национальный титул «Мисс Мира Албания-2012», будет представлять Албанию на следующем ежегодном международном конкурсе «Мисс Мира» в 2013 году.

Албанцы (современное самоназвание shqiptaret ) составляют основное население Народной Республики Албании. Всего в этой стране живет 1 млн. 660 тыс. человек (по данным 1961 г.), из них албанцев - 1 млн. 580 тыс. человек, или около 96 % населения.

Севернее и северо-восточнее государственной границы албанцы живут в Югославии в Косово и Метохии и в некоторых пограничных районах Македонии и Черногории (860 тыс. человек в 1959 г.).

Южнее государственной границы албанцы компактно расселены в Греции на побережье Ионического моря по направлению к городу Превезе. Сейчас в этой области насчитывается менее 10 тыс. албанцев.

В Италии имеется 48 албанских коммун в Калабрии, Сицилии и других областях. Выходцы из этих колоний живут в Неаполе, Козенце, Палермо. Общая численность албанцев в Италии, по разным источникам, колеблется от 80 тыс. человек до 150 тыс. человек. В быту они сохраняют родной язык, но в школах его не изучают (за исключением двух православных семинарий).

В период турецкого господства албанцы расселились по разным областям Турецкой империи. Их потомки живут в Турции, более всего в Стамбуле и в восьми селах близ Адрианополя (общая численность албанцев в Турции - около 15 тыс. человек). Небольшими группами албанцы живут в Болгарии (в окрестностях города Сливена), в Румынии и в Египте.

В начале XIX в. группа албанцев, живших в Болгарии на побережье Черного моря близ Варны, переселилась в Бессарабию, а оттуда значительная часть их переехала в 1861-1862 гг. к Азовскому морю. В настоящее время в пределах СССР албанцы живут в Одесской области (село Жовтнево, бывший Каракурт) и в Запорожской области (села Девненское, Георгиевка, Гаммовка). Общая численность албанцев в СССР (по данным 1959 г.) - 5 тыс. человек.

Эмиграция албанцев во второй половине XIX и начале XX в. была вызвана чрезвычайно низким уровнем экономического развития Албании и ее относительной перенаселенностью. Лишенные" земли, не находя себе работы на родине, албанские трудящиеся, главным образом молодые мужчины, оставляли свою страну в надежде найти заработок на чужбине и, накопив немного денег, вернуться к покинутым семьям. В XX в. значительная эмиграция на ограниченный срок в целях заработка имела место в США (куда ехали албанцы не только из-Албании, но и из Италии), в Бразилию, Канаду, Австралию, в меньшей степени - во Францию, Италию и другие страны.

Всего на земном шаре насчитывается около 2,5 млн. албанцев (по оценке 1959 г.).

Итак, албанцы составляют подавляющее большинство населения Албании. Кроме них, в этой стране живут греки, влахи, цыгане, славяне.

Греки живут компактно на юге Албании в области Вургу (южнее города Саранды), в горном районе на юго-восток от города Дельвины, в долине Дропулы и в местности Погон (вблизи города Гьирокастры). В 1955 г. их насчитывалось свыше 35 тыс. человек (2,5% всего населения страны).

Влахи (влехи, валахи) - вторая по численности инонациональная группа. В отдаленном прошлом все влахи были кочевниками-скотоводами, но уже несколько веков как известны их оседлые поселения. Оседлые влахи занимают отдельные кварталы в городах Корче, Эльбасане, Тиране, Дур- ресе, населяют несколько сел в районе Корчи, южнее Эльбасана и вдоль морского побережья в области Мюзечее. Те, которые продолжают кочевую жизнь, сосредоточены на юге Албании: их летние пастбища расположены в юго-восточной части страны, зимние - вдоль Ионического побережья. Все влахи двуязычны - они говорят на родном языке (близком к румынскому) и по-албански. По религии они православные. Оседлые влахи постепенно ассимилируются албанцами; несмотря на то что они сохраняют иногда в семейном быту свой родной язык, некоторые из них при переписи регистрируют себя как албанцы, а не как влахи, (перепись 1955 г. зарегистрировала только 5 тыс. человек влахов).

В Албании живут две небольшие группы цыган (по нескольку сот человек) - албаноязычные евги и габели, частично сохранившие родной язык. Возможно, что эти группы проникли в Албанию разными путями и в разное время. Они в большинстве мусульмане, в Корче и в Лесковике есть небольшое число православных цыган-евгов. Сейчас цыгане постепенно оставляют бродячий образ жизни, начинают заниматься земледелием, а еще чаще - идут работать в промышленность и на автотранспорт.

В Албании живет несколько групп славянского населения, в разной степени сохранивших национальные черты. На берегу озера Пресна, в местностях Голоборда и Горо Люмес имеется несколько македонских сел. Жители их двуязычны. Вблизи Шкодры в селе Врака живут черногорцы. В быту жители этого села говорят по-сербски. Между Тираной и Дурресом в одном селе живут босняки-мусульмане, переселившиеся сюда после аннексии Боснии в 1878 г? Австро-Венгрией. Они албаноязычны и в быту ничем не отличаются от албанцев.

Площадь Албании - 28,7 тыс. кв. км.

Албания расположена на западе Балканского полуострова, ее омывают Адриатическое и Ионическое моря. На севере и северо-востоке эта страна граничит с Югославией, на юге и юго-востоке - с Грецией.

Вдоль западной части Балканского полуострова тянется высокий Динарский хребет; только на албанском побережье он отступает на несколько десятков километров, оставляя низменное береговое- пространство.

Горный рельеф создает большое разнообразие климатических условий в стране. Крайний север страны занят высокими Североалбанскими Альпами (высота 2000-2460 м) с зубчатыми гребнями, крутыми, обрывистыми склонами и многочисленными ущельями. Внутренняя часть страны к югу от реки Дрина занята менее высокими горными массивами и кряжами; ее пересекают многие котловины, ущелья, долины рек. Зима во внутреннем горном районе снежная и холодная, летом дневная жара сменяется резким падением. температуры по ночам. В предгорьях и на южных склонах гор растут лиственные леса - дуб, каштан, бук и кустарники, в высокогорной полосе - сосновые леса, а на вершинах гор раскинулись альпийские луга. В долинах рек - лесисто-луговая растительность: ивы, платаны, тополи. По побережью от города Шкодры до города Влёры (Влоры) тянется низменность. Климат здесь средиземноморский - влажный и мягкий, дожди обильны. Албания - одна из наиболее дождливых стран Европы. В период сильных дождей вода застаивается на глинистой почве, так как сток в море очень слабый; это вызывает сильную заболоченность. Значительная часть низменности покрыта травами и используется под пастбища. Занимаются в этом районе и земледелием.

Крайний юг албанского побережья занят горами Химара, которые почти вплотную подходят к морю, оставляя узкую равнинную полосу, за мягкий климат называемую" Албанской Ривьерой.

В горах Албании берут начало многочисленные реки, очень бурные в верховьях, более спокойные в нижнем течении. Ни одна из них не судоход- на. Многочисленные мелкие горные озера имеют главным образом ледниковое происхождение.

Албания богата полезными ископаемыми: в ее недрах залегают нефть, бурый и каменный уголь, хромовая, медная и железная руда, асбест, битум и др.

Краткий исторический очерк

Наиболее ранние следы человека, открытые археологами на территории современной Албании, относятся ко времени неолита. Древнейшие известные историкам обитатели восточной части Средиземноморья - пеласги - долгое время считались доиндоевропейским населением; некоторые исследователи (например, В. Георгиев и др.) склонны относить их к индоевропейцам. Для ранних этапов албанского этногенеза наиболее важен последний период бронзового века (начало 1тыс. до н. э.), когда Балканский полуостров занимали индоевропейские племена, частично вытеснившие, частично ассимилировавшие пеласгов: на западе полуострова - иллирийцы, на востоке - фракийцы, на юге - эллины (ахейские, ионийские, дорийские племена).

Этническая принадлежность предков албанцев определяется на основании данных языка.

Албанский язык принадлежит к индоевропейской семье, занимая в ней обособленное место. По грамматическому строю он обнаруживает некоторые аналогии с болгарским и румынским языками: аналитический тип склонения, двойные дополнения (дублирование личным местоимением дополнения, выраженного именем существительным), постпозитивные членные формы, развитые конъюнктивные формы. Албанский язык остался ныне единственным живым представителем исчезнувшей группы индоевропейских языков, к которой принадлежали языки иллирийцев и фракийцев. Предками албанцев одна часть лингвистов считает иллирийцев (Ф. Миклошич, Г. Мейер, П. Кречмер), другая - фракийцев (Г. Хирт, Р. Вейганд, Д. Дечев, Г. Барич). В. Георгиев считает албанский язык наследником дако-мезий- ского, современный румынский лингвист И. Руссу называет албанский язык потомком дако-фракийского и определяет слова, общие для румынского и албанского языков, как фракийский субстрат. Этот спор еще не разрешен. Впрочем, иллирийские и фракийские племена были настолько близки между собой, что античные авторы, говоря о них (особенно о пограничных племенах), называют одно и то же племя то иллирийским, то фракийским. Не случайно известный исследователь албанского языка Н. Йокль считал возможным говорить об иллиро-фракийской языковой группе.

Современные албанские археологи на основании находок последних лет склонны считать предками албанцев иллирийские племена.

В период греческой колонизации VIII-VII вв. дон. э. на Адриатическом и Ионическом побережье будущей Албании возникло несколько греческих колоний - Эпидамн, или Диррахий (современный Дуррес), Апполония, Бутрот (современный Бутринто) и др. Эти приморские центры оказали влияние на культурную жизнь местного населения. С другой стороны, иллирийский этнический элемент был довольно силен в греческих приморских колониях, особенно в последние века до нашей эры.

С IV в. до н. э. извёстны первые государственные образования иллирийцев - энкелеев, таулантов (или тавлантиев) и ардианов.

В III в. до н. э. на западном побережье Балканского полуострова появились римские завоеватели, которые в течение двух веков постепенно подчинили всех иллирийцев. Иллирийские города и небольшие центры, расположенные вдоль дорог, были заселены римскими колонистами. Население северной части Иллирии было в большинстве романизовано, но южная часть Иллирии, в которую входила и территория современной Албании, экономически и культурно более развитая вследствие давних связей с греческим миром, сумела противостоять римской колонизации и сохранить свой язык.

На протяжении I и начала II тыс. н. э. область современной Албании испытала довольно сильное культурное влияние Византийской империи.

Начиная со второй половины VI в. н. э. начали переселяться в центральные районы Балканского полуострова славянские племена, расселенные к северу от Дуная. Эта переселенческая волна оттеснила к югу некоторые иллиро-фракийские племена, а вместе с ними и небольшие романоязычные группы влахов, потомки которых до сих пор живут на юге Балканского полуострова и известны в Албании под именем влехов.

Славяне-земледельцы распространились по долинам рек, население которых, по всей вероятности, подверглось большей славянизации, чем жители горных районов. Некоторые области будущей Албании входили в состав Болгарского царства (IX-XI и XIII вв.) и Сербского государства (с перерывами на протяжении XI-XIV вв.), что способствовало усилению славянского элемента. На длительное и массовое расселение славян в Албании указывает славянская топонимика: сербо-хорватская, известная только на севере страны, и болгаро-македонская, распространенная по всей стране вплоть до ее южных границ.

Византийская империя, Болгарское царство, Сербское королевство и Эпирский деспотат беспрерывно боролись за обладание частями этой территории. Кроме того, в некоторых ее областях захватили власть норманны (XI-XII вв.), Анжуйская династия (XIII-XIV вв.), Венецианская республика (XIV-XV вв.). Несмотря на бесчисленные вторжения завоевателей - римлян, византийцев и славян, продолжала существовать местная культура. В средней части Северной Албании археологами открыта команская культура (названа по селу Коман, вблизи которого впервые были обнаружены ее памятники), датируемая IX-XIII вв. Найдены оружие и орудия труда из меди и бронзы, украшения из бронзы, серебра и стекла, керамика. Многие из этих находок обнаруживают прямую преемственную связь с иллирийской культурой. И в то же время некоторые из них аналогичны предметам обихода, украшениям (например, серьги, кольца и др.)» употребляемым и сейчас населением этой местности.

Начиная с XI в. постепенное слияние племен и образование территориальных межплеменных объединений привело к известному этническому сплочению, основанному на общности языка, на сознании родства. Современные албанские историки к этому времени относят начало формирования албанской народности.

С этого времени за средневековым населением современной Албаниицроч- но устанавливается общее наименование arberet или arberesKet , а за страной - название Arberi (Arbanon ). С тех пор названия для страны и народа с корнем arb или alb фигурируют во всех иностранных языках. Их варианты:. у византийцев «алваной», «арваной», «арванитес» (отсюда впоследствии у турок «арнаут»), страна - «Алванон», «Арбанон»; в латинских документах страна - «Arbanum », «Albanum »; у славян - «арбанаси», страна -«Ра- бан». Предполагается, что основа этого этнонима происходит от индоевропейского « alb » в значении «гора». В Албании это имя носило одно племя, которому принадлежал город Альбанополис. Топоним и этноним « alb », впервые упоминаемые Птоломеем 1 во II в. н. э. f"A^Pavoi), связаны в первую очередь с областью, которая простирается от реки Дрина до Черменики if вплоть до побережья средней части Албании. Здесь албанская топонимика преобладает над славянской и именно здесь обнаружена команская культура. Таким образом, ясно прослеживается непрерывность иллиро-арберийского этнического элемента и ареал его наибольшей концентрации.

В конце XII в. возникло первое известное по документам смостоятельное албанское государство - государство арберов. И позже здесь возникали, правда довольно непрочные, феодальные государства. С XIV в. большая часть земель, населенных албанцами, была поделена между крупными местными феодалами, носившими славянское наименование bujarija (боярство), разйававшими, как это было и в предыдущие века, земельные угодья и крепостных крестьян своим вассалам. Усилился процесс закрепощения крестьян-общинников и мелких собственников, начавшийся с XII в. Феодалы захватывали пастбища, и крестьяне вынуждены были арендовать их.

Феодальная эксплуатация, частые междоусобные войны, а также относительное перенаселение, возникавшее в горах, заставляли группы крестьян (особенно горцев) сниматься со своих мест и искать новых земель. Особенно усиливалось это передвижение, когда возникала благоприятная политическая ситуация на Балканах. Тогда начинался обратный процесс албаниза- ции уже успевшего славянизироваться албанского населения и усиливалась ассимиляция остатков славянских племен в Албании. Еще Стефан Дунган - «король сербов, греков и албанцев» - раздавал местным феодалам титулы и земли - не только в пределах Албании, но и в Фессалии и во Фракии. В этом же направлении шла колонизация и в последующие века. Албанцы расселялись на юг через Эпир в Аттику, Беотию, вплоть до Морей и островов Эгейского моря. Так появились в Греции первые поселения албанцев (арбрешей). Освоение албанцами северных областей (нынешней Косово и Метохии и некоторых районов в пределах Македонии и Черногории) происходило примерно в то же время или позже, но значительно менее интенсивно.

В XIV в. важную роль в экономике, политической и общественной жизни страны приобрели города, втянутые в оживленную в то время экономическую жизнь Восточного Средиземноморья. Помимо старых городов-Шкодры, Лежа (античный Лиссус), Дурреса (античный Эпидамн или Диррахий), Влёры (Аслон), в это время известны города, возникшие в крепостях или рядом с ними - около дорог, в устьях рек, возле монастырей.

На культуре средневековой Албании отразилась вся сложность ее политического положения. В период византийского господства на Балканах официальным языком считался греческий и преобладало влияние восточной церкви. С XII-XIII вв. начала входить в употребление славянская письменность; в то же время благодаря связям с Римом и Венецией усилилось влияние латино-католической церкви. До XV в. духовенство и феодалы вели переписку на трех языках: греческом, славянском и латинском. Албанский язык оставался бесписьменным (древнейший из известных памятников албанской письменности относится ко второй половине XV в.).

В XIV в. на Балканский полуостров обрушились армии турок-османов. Упорное сопротивление албанского народа завоевателям с конца XIV в. до"70-х годов XV в. - одна из блестящих страниц истории этой маленькой страны. В последние 25 лет стойким сопротивлением народа руководил национальный герой Албании Георгий Кастриоти-Скандербег. В долгой борьбе против турок объединялось население различных областей страны, укреплялось то сознание принадлежности к единой народности, которое начало уже ранее складываться на базе общности происхождения и культуры. К концу XV в., после смерти Скандербега, туркам удалось покорить всю Албанию, однако они подчинили не конгломерат различных племен, а народ, ассимилировать который они не смогли на протяжении четырех с половиной веков своего господства в Албании.

Завоевание вызвало усиленную эмиграцию. Многие бежали от турецких захватчиков в Италию (позже албанские иммигранты сконцентрировались на юге Италии и в Сицилии); туда же переселялись албанцы из Греции, тоже покоренной турками. На протяжении всего многовекового турецкого гнета в Албании бурлили народные восстания. Разрозненные, они были обречены на неудачу. После каждого такого восстания за пределы страны уходили новые волны эмигрантов.

Албанцы, живущие в Италии и Греции, продолжали называть себя арбе- рами (арбрешами), а свою родину - «Арбени», «Арбери». В самой же Албании после турецкого завоевания Адриатического побережья эти наименования стали исчезать.

Султанское правительство разделило страну на небольшие административные единицы. Экономические связи между ними были очень, слабы. Спасаясь от военных набегов и тяжелых налогов, албанское население уходило в горы. Города и долины вокруг них в первое время турецкого завоевания стали почти безлюдными. Производительные силы страны пришли в упадок. Турки не заселяли своими колонистами албанские земли в такой степени, как, например, болгарские и македонские, но в некоторых районах все же осело турецкое население; кроме того, небольшое число турецких чиновников, военных и духовенства жило в городах.

Влияние восточной культуры и мусульманского быта стало проникать в жизнь албанцев начиная с XVI в., главным образом через ислам.

Феодалы, оказывавшие сопротивление туркам, были истреблены или покинули страну. Остальные принимали ислам, чтобы сохранить земельные " владения и привилегии. Крестьяне переходили в мусульманскую веру, чтобы избавиться от податных тягот. Особенно массовые размеры ислами- зация приняла в XVII в.

Восточное влияние сказалось в центральной части Албании силЕйее, чем на севере и на крайнем юге. Что касается городов, то все они постепенно приобрели восточный облик.

В завоеванных Османской империей странах была установлена» военно- ленная система землевладения: вся земля объявлялась собственностью султана. Он раздавал ее в лен на условиях несения военной или гражданской (административной, судебной) службы. Эти земельные держания назывались зааметы, тимары и хасы; часть земель отошла церкви (вакуфные земли).

В горных районах население воспротивилось установлению системы ти- маров (в Дукагьини и Химаре) или лишь формально признавало его (в Маль- сии-э-Малэ). Горцы-скотоводы вынуждены были объединяться для постоянной борьбы с турецкими карательными отрядами и для охраны своих стад, которые они перегоняли на зиму в долины. Эта необходимость объединения, усиленная сверх того обособленностью горных районов, замкнутостью жизни в них, препятствовала распаду патриархально-родовых отношений. Прежние родовые связи вновь оживились; в XVII в. были, например, родоплеменные группировки, которые заново формировались из разросшейся группы родственных семей, отколовшихся от своего рода (Шаля, Шоши, Ни- кай в центре северной части Албании и др.).

В XVII-XVIII вв. османская военно-ленная система стала переживать кризис. Рядом с тимарами и зааметами возникала новая форма феодальной собственности - наследственные поместья (чифлики). В Албании это выразилось в росте частной феодальной собственности и усилении власти местных феодальных фамилий, что завершилось возникновением полунезависимых государственных образований - пашалыка Бушати на севере (центр - город Шкодра, 1757-1831 гг.) и пашалыка Али Паши Тепелена на юге (центр - город Янина, 1787-1822 гг.). В пределах этих владений утихла феодальная анархия, улучшились условия для ремесла и торговли, 1г упорядочилась хозяйственная жизнь.

В связи с общим экономическим подъемом наблюдалась тенденция к этническому сплочению; из родо-племенных единиц (фисов) и небольших территориальных объединений (крахин) формировались более крупные родоплеменные группировки, которые на севере сохранялись до XX в., а в южных областях уже в XIX в. почти исчезли. Группировки эти следующие: Мальсйя (или Мальсйя-э-Малэ) на крайнем северо-западе страны; Лекнйя (или Дукагьйни) - к востоку от Мальсии; Гегнйя (в узком значении этого названия) занимает срединную часть Северной Албании; родо-племенные группировки Приморской равнины и Восточной равнины занимают крайний западный и северо-восточный районы Северной Албании. На юге страны в прошлом были известны четыре этнографические области с различными говорами (наречиями): Мюзечёя (западная прибрежная область), Ляберйя (к югу от Мюзечеи), Чамерйя (на крайнем юге страны) и Тоскрйя (на юго-востоке). В образовании этих небольших групп играли роль как родо-племенные, так и территориальные связи. Кроме того, область расселения некоторых из них совпадает с границами средневековых княжеств. Постепенно название «Тоскрйя» (или Тоскнйя) распространилось на всю Южную Албанию, и тосками называют теперь всех албанцев, живущих к югу от реки Шкумбини. Население Гегнии (Гегрии) - к северу от Шкумбини- носит наименование гегов.

Сплочение разобщенных прежде районов страны в две большие области- Гегнию (в течение XVIII-начале XIX в.) на севере и Тоскрию (в течение XVII-начале XIX в.) на юге было скорее политическим, оно было вызвано главным образом централизаторской деятельностью Бушати и Али Паши. В то же время в формировании Гегнии и Тоскрии была и этногенетическая сторона: в средние века в Албании существовало множество областных говоров, которые объединялись в две основные группы - северную и южную. Диалектальные различия между этими группами в XVI-XVII вв. не были столь ярко выражены, как теперь (это прослеживается по литературным памятникам той эпохи). Причина отдаления и самостоятельного развития этих двух языковых групп кроется отчасти в политической, но главным образом в экономической изоляции отдельных областей Албании во времена турецкого владычества. В течение XIX в., когда на юге происходил процесс сближения областей, образовался тоскский литературный диалект. На севере более сложные условия не способствовали образованию общего гег- ского диалекта. Здесь одновременно существовали северный говор (окрестности Шкодры), восточный (округ Дибры) и средний (вокруг Тираны и Эль- басана). Различия между диалектами гегов и тосков относятся главным образом к области фонетики, а отчасти - грамматики и лексики.

Начиная с 60-70-х годов XIX в. наблюдается процесс сближения двух диалектальных групп - северной и южной. Этому во многом способствовал благородный труд патриотов того периода, называемого албанским Возрождением. Языковое сближение знаменовало начало процесса образования албанской нации 1 .

Албанцы, живущие вне границ своей страны, не принимали участия в этом языковом сближении. Они сохраняют старые формы языка, отражающие язык и диалекты тех эпох, когда они оторвались от основного ядра своего народа.

Ко второй половине XIX в., в период распада феодальных отношений на почве подъема экономической жизни, при широком размахе культурного движения начался переход от стихийных крестьянских выступлений к осознанному освободительному движению - зародилось национальное сплочение албанцев. Тогда-то и закрепилось современное самоназвание албанцев- шчиптар, шкиптар и наименование страны - Шчиперия, Шкиперия, впервые появившееся в конце XVIII в. О происхождении этого нового слова имеется несколько гипотез. Некоторые связывают его с названием орла (shqi - роща), изображенного на родовом знамени Кастриоти, другие (и это более вероятно) - с глаголом shqiptoj , те shqiptue , что в обиходном языке означает «говорить ясно, понятно».

«Шчиперия» и «шчиптар», заменившие древние названия «Иллирия» и «иллириец», средневековые «Арберия» и «арбер», распространились на весь албанский народ, который жил в албанских провинциях Турции. Но его не приняли албанские эмигранты, выехавшие в начале турецкого завоевания. Они по-прежнему называют себя арберийцами или арбрешами.

Несмотря на некоторый экономический подъем, начавшийся в Албании в XVIII в., прогресс в области хозяйства, особенно промышленности, шел медленнее, чем в других странах Европы. Процесс капиталистического развития, в какой-то степени наметившийся во второй половине XIX в., был вялым, половинчатым. Переход от натурального хозяйства к товарному затянулся в некоторых районах вплоть до конца XIX в., а в отдельных местах - до XX в., Причиной этому была турецкая военно-феодальная система, военное наемничество, отрывавшее от хозяйственной деятельности значительную часть мужского населения. Проникновение иностранных товаров, особенно с XIX в., способствовало оживлению торговли, но препятствовало развитию промышленности; создавался лишь торговый и ростовщический капитал. Даже в начале XX в. в Албании имелась только торговая буржуазия, не было промышленной буржуазии, не было промышленного пролетариата. Это отразилось на характере албанского национально-освободительного движения, развернувшегося с особенной силой во второй половине XIX в. (в литературе этот период известен под несколько условным названием «албанское национальное возрождение»). Толчком в этом направлении послужил восточный кризис 1876-1878 гг. и деятельность в 1878-1881 гг, Призренской лиги (иначе-Албанская лига).

Стремление албанского народа освободиться от гнета Порты, крепнувшее сознание национального единства находило выражение в деятельности патриотически настроенной интеллигенции середины XIX - начала XX в.: писателей и поэтов, деятелей культуры и просвещения. Все они видели путь к освобождению родного народа в его объединении. Признавая язык могучим средством сплочения патриотических сил страны, они всю свою литературную и публицистическую деятельность направляли на создание единого литературного языка и письменности.

Особенно энергичной борьба за независимость стала в последней фазе - в начале XX в. Непрекращающиеся восстания в 1910-1912 гг. знаменуют один из важнейших этапов формирования нации.

Независимость Албании, провозглашенная 28 ноября 1912 г., и образование в 1913 г. княжества Албании были результатом длительной и упорной борьбы всего народа, смыкавшейся с борьбой за свободу других балканских народов, завоеванных Турцией. Известную роль в развитии событий, благоприятных для албанского национально-освободительного движения, сыграла победа армий балканских государств над Турцией в Балканской войне 1912 г. Однако полная свобода не была достигнута, так как над страной был установлен протекторат империалистических держав.

Во время первой мировой войны в Албанию вступили войска нескольких воюющих стран. Интриги соседних государств и великих держав вызывали внутриполитический хаос,

В 1920 г. Национальный конгресс, собравшийся в Люшне, провозгласил независимость Албании. К 1922 г. в результате национально-освободительного движения страна была очищена от оккупантов; буржуазно-демократическая революция 1924 г. привела к власти правительство во главе с Фан- Ноли, которое, однако, было вскоре свергнуто. К власти пришел диктатор Ахмет Зогу, ставший в 1928 г. королем Албании.

Экономически и политически Албания зависела от Италии. В 20-30-х годах все основные позиции в албанской экономике находились в руках итальянских империалистов. Уровень хозяйственного развития в Албании был чрезвычайно низок. Это сказывалось и на классовой структуре общества. Перед второй мировой войной во всех районах Албании, хотя и в различной степени, наряду с мелкими землевладельцами и арендаторами-издол"ыциками имелся сельский пролетариат (батраки, поденщики, сезонные сельскохозяйственные рабочие), численность которого увеличивалась. Часть разорившихся крестьян шла работать в город, в промышленность, но рабочий класс был еще очень малочисленным. В 30-х годах в Албании возникли первые коммунистические группы.

В 1939 г. Албания была аннексирована Италией.

Албанский народ оказал сопротивление итальянским оккупантам (1939- 1943 гг.) и сменившим их в ходе второй мировой войны немецким захватчикам (1943-1944 гг.). Движущей силой народной революции стали широкие массы трудящихся - рабочие и крестьяне, прогрессивная интеллигенция и мелкая буржуазия, объединенные в Национально-освободительный фронт. Руководила этой борьбой созданная в ноябре 1941 г. Коммунистическая партия Албании (с 1948 г. Албанская партия труда). С вступлением СССР в июне 1941 г. в войну против фашистского блойа и образованием Коммунистической партии Албании движение сопротивления итальянским оккупантам принимает характер организованной освободительной борьбы, целью которой было изгнание фашистских оккупантов, завоевание свободы и независимости албанского народа, строительство народно-демократической Албании. Разгром Советской Армией гитлеровской Германии облегчил решение задач, стоявших перед албанским народом.

В 1944 г. победивший народ взял власть в свои руки. В 1946 г. Албания была провозглашена Народной Республикой.

Опираясь на постоянную дружескую поддержку социалистических стран, Народная Республика Албания приступила к строительству основ социализма. Планы развития народного хозяйства предусматривали индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства и подъем материального и культурного уровня жизни народа. Поставка промышленного оборудования и сельскохозяйственных машин из Советского Союза и других социалистических стран, денежные кредиты, консультации специалистов в разных областях народного хозяйства и т. п. способствовали осуществлению этих планов.

Слова международного употребления «Албания» и «албанец» берут свое историческое начало в корнях *alb- , *arb-, которые также дали жизнь слову Арбереши (так называют итало-албанцев, которые проживают на юге Италии).

Корень слова отсылает к другим корням: *lab-, слову Labëria, что указывает на область на юге Албании, почти на границе с Грецией, и *rab-, слову raban, что на языке славян означало «албанский». В настоящее время албанцы используют следующие слова: shqiptar (албанец), shqip (албанский язык) и Shqipëria (Албания).

Происхождение названия страны

По мнению австрийского лингвиста Густава Майера (1850-1900 гг.), shqiptar (албанец), shqip (албанский язык) и Shqipëria () связаны с албанским глаголом shqipoj («говорить четко», «произносить»), а также с латинскими словами excipio и excipere (слушать, слышать).

Албанист Максимиллиан Лабертц (1882-1963 гг.) связывал слово shqipe со словом shqiponjë («орел»), так как эта считается символом Албании. Это объяснение скорее восходит к народной этимологии и является причиной тому, почему албанцы идентифицируют себя с орлами.

Албанцев можно разделить на две культурные группы: северные албанцы, или геги (Ghegs) и южные албанцы, или тоски (Tosks). Географическая граница между ними полегает примерно вдоль реки Шкумбини, которая течет через город Эльбасан к Адриатическому морю.

К северу от реки живут геги, вместе с албанцами из Черногории и Македонии, они говорят на характерном диалекте. К югу от реки Шкумбини живут тоски, вместе с албанцами из Греции, юго-западной Македонии и южной Италии. Их речь также отличается своеобразным диалектом. Хотя культурные и лингвистические различия между тосками и гегами немаловажны, все они идентифицируют себя с единой национальной культурой Албании.

Образование Албании

Албанцы – коренные жители Балкан, хотя точное их происхождение неизвестно. Национальная идеология настаивает на однозначных этнических корнях с древними иллирийцами. Об этом народе известно очень мало, и исторических документов, которые свидетельствовали бы об истории албанцев в течение первого тысячелетия нашей эры, не существует.

Трудно подтвердить теорию родства с иллирийцами, трудно и опровергнуть ее. Фактически история албанского народа начинается во второй половине 11 века. Византийский историй Майкл Атталейтес был первым, кто упомянул албанцев - это было в рамках восстания против Константинополя в 1043 году. Историк Джон Скилицез описал албанцев в составе войск Никифора Базилациуса в Дурресе.

Можно предположить, то албанцы в 11-12 века жили в горной местности на севере и юге, затем начали двигаться к югу, где находятся современная южная Албания и западная Македония. В середине 14 века они мигрировали дальше на юг, ближе к Греции – сначала в Эпир, Фессалию (1320 год), затем в Акарнанию и Этолию. Процесс колонизации земель закончился в середине 15 века. В результате албанцы поселились на половине территории Греции в таком большом количестве, что во многих регионах составляли больше половины населения. Албанцы были кочевым народом, поэтому не создали существенных городских центров.

В Средние века не было примечательных албанских общин на этой территории. Дуррес был населен венецианцами, греками, евреями и славянами; Шкодер – венецианцами и славянами; Влёра – византийскими греками. Принято считать, что значительная часть албанцев ассимилировалось во время турецкого вторжения, другими словами, албанцы были маргиналами в свое собственной стране.

Только в период господства Османской империи они стали селиться в городах, в это время наметились какие-то признаки национального единства.

Межнациональные отношения в стране

До 19 века в национального единения в Албании, как и везде на Балканах, не существовало. Этому способствовало и распространенная негласная заповедь со стороны Османской империи, которая господствовала на государственном уровне: «Быть мусульманином значит быть турком, быть православным значит быть греком». Небольшой всплеск национального чувства был замечен во второй половине 19 века.

В это время националистические лидеры распространяли религиозные идеи среди народа. Государственный деятель Пашко Васа (1825-1892 гг.) писал: «Албанцы, вы убиваете своих братьев / Ста фракциями вы разделены / Некоторые говорят, что верят в Бога, другие – в Аллаха / Один говорит: «Я турок», другой: «Я латин» /третий – «Я грек», четвертый: «Я славянин» / Братья мои, несчастные мои! / Очнись, пробудись от тревожного сна / Пусть все нас объединит одна вера / Не смотрите на церкви и мечети / Албанская вера – это Албанианизм!».

Последняя строчка была воспринята как лозунг националистического движения, благодаря которому в 1912 году обрела независимость.

Этнические отношения

Балканский полуостров населяет множество разнообразных этнических групп, и отношения между ними нельзя назвать спокойными. Обостренный национализм, соперничество за территории и власть испокон веков являлись причинами межнациональной напряженности.

Особенно это характерно для мультинациональных районов, где у этнических групп нет четких политических границ. Отношения между албанцами и греками вдоль их общей границы улучшились за последнее десятилетие, но вот отношения албанцев с их славянскими соседями, тоже бывшими членами Югославии оставляют желать лучшего.

Албанцы когда-то составляли большую часть населения , но после того, как эта территория перешла под контроль Сербии, они вынуждены были довольствоваться ролью угнетенного народа. В 1997 году разразился открытый конфликт, но не между косовскими сербами и косовскими албанцами, а между косовскими албанцами и враждебным сербским режимом Белграда.

Отношения между албанцами и македонцами в западной части Республики Македония были напряженными с момента провозглашения независимости Македонии и соответственного понижения статуса албанцев как «национального меньшинства».

По переписи населения, проведенной в 2011 году, общая численность населения Албании составляет 2 831 741. Большую часть населения страны представляют албанцы (свыше 98%), из крупных меньшинств можно выделить греков (более 1%), также в стране проживают валахи, цыгане, сербы, черногорцы, македонцы, египтяне и болгары.

Большинство населения Албании исповедуют ислам (около 70%), также значительная часть населения исповедует православие (20%) и католичество (10%).

В целом, население Албании - моноязычное, хотя, ввиду сильного культурного влияния итальянского телевидения, итальянский язык широко понимается среди населения, проживающего вдоль адриатического побережья. На греческом говорит не только греческое меньшинство на юге Албании, но его также понимают многие албанцы, проживающие вдоль греческой границы. Официальный язык в стране - албанский.

Албанцев можно разделить на две культурные группы: северные албанцы, или «геги», и южные албанцы, или «тоски». Географическая граница между этими двумя группами, если основываться на диалекте, проходит примерно вдоль реки Шкумбини, протекающей через центральный город Эльбасан, и впадающей в Адриатическое море. Все албанцы, проживающие к северу от Шкумбини, вместе в албанцами Черногории, Косово и большей части Македонии говорят на гегском диалекте албанского языка. Все албанцы, проживающие к югу от Шкумбини, включая албанцев Греции, юго-западной Македонии, и южной Италии, говорят на тоскском диалекте албанского языка. Хотя диалектные и культурные различия между гегами и тосками могут быть значительными, обе группы полностью идентифицируют себя с общей национальной и этнической культурой.

Население Албании в истории

Албанцы являются коренным балканским народом, хотя их точное происхождение неясно. Национальная идеология однозначно утверждает, что албанцы этнически происходят от древних иллирийцев. Так как об иллирийцах известно мало, и исторических записей, упоминающих албанцев в первом тысячелетии не существует, сложно подтвердить или опровергнуть связь албанцев и иллирийцев. В исторических записях албанцы начинают упоминаться лишь во второй половине одиннадцатого века, и с определенной степенью уверенности об истории албанцев можно говорить лишь начиная с этого времени. По данным историческим записям можно предположить, что албанцы начали распространяться с территории своей горной родины в одиннадцатом и двенадцатом веках, и, поначалу, они освоили северное и центральное побережье, а к тринадцатому веку они распространились на юг к территории современной южной Албании и западной Македонии. В середине четырнадцатого столетия они мигрировали дальше на юг, в Грецию. К середине пятнадцатого века, отмечающего окончание этого процесса колонизации, албанцы освоились на половине территории Греции в таких больших количествах, что во многих регионах они составляли большинство населения. Несмотря на эти обширные поселения, албанцы, в большинстве своем являющиеся скотоводами и кочевниками, не основали каких-либо значимых городских центров. В средние века в городах албанского побережья не было больших албанских общин. Дуррес населяли венецианцы, греки, евреи и славяне; Шкодер - венецианцы и славяне; Влёру - византийские греки. По оценкам, значительная часть албанцев была ассимилирована ко времени нашествия турок - другими словами, албанцы были в значительной степени изолированы в своей собственной стране. Лишь во время Османской империи они начали оседать в городах, и приобрели некоторые из характеристик нации, а не кочевых племен.

mob_info