Занятия первобытных людей носили. Ранние этапы развития древнейшего человека. Появление неравенства и знати

1. Какие были периоды в истории развития человечества?

Первый этап в развитии человечества - первобытно-общинный строй - занимает огромный период времени с момента выделения человек их животного царства (около 3-5 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются 3 периода:
1) каменный век (от возникновения человек до III тысячелетия до н. э.);
2) бронзовый век (с конца IV до начала I тысячелетия до н. э.);
3) железный век (с I тысячелетия до н. э.).
В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медиокаменный век (энеолит).

2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.
Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.
Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.
Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35—9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий - легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.
Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.
Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.
Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.
Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.
Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили «двойную крышу». Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.
Термином «искусство палеолита» объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись - это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная с граветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.
Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами - распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.
Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.
Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.
В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы - мегалиты . Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.
Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия - воинов . Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.

3. Какие были этапы разложения первобытнообщинного строя?

Примерно в V-IV тысячелетии до н. э . началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, важную роль играли земледелие, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.
С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, и имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно, меняется форма семейных отношений, возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.
Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывались верхушки родовой аристократии, фактически ведавшей всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие.
Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатства и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обречение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.
В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепление связей между социальными организациями, развитие системы дарообменных отношений. С переходом от первого брака к патриархальному, а позднее - моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. По мере развития производственных сил и укрепления территориальных связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее - земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создало условие для возникновения классового общества и государства.

Всеобщая история. Шпаргалка

Глава 1

Первобытное общество

Какие были периоды в истории развития человечества?

Первый этап в развитии человечества - первобытно-общинный строй - занимает огромный период времени с момента выделения человек их животного царства (около 3-5 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются 3 периода:

1) каменный век (от возникновения человек до III тысячелетия до н. э.);

2) бронзовый век (с конца IV до начала I тысячелетия до н. э.);

3) железный век (с I тысячелетия до н. э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медиокаменный век (энеолит).

Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.

Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.

Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.

Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35-9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий - легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.

Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.



Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.

Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.

Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.

Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили "двойную крышу". Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.

Термином "искусство палеолита" объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись - это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная сграветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.

Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами - распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.

Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.

Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.

В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы - мегалиты . Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.

Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия - воинов . Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.

Они были прямоходящими, умели изготавливать и использовать орудия труда, что выделяло их из животного мира. Останки костей древнейшего человека, который умел изготавливать простейшие каменные орудия труда, ученые обнаружили в Южной Африке (австралопитек), в селении Зиндж Восточной Африки (зинджантроп), на острове Ява (питекантроп), на территории Китая (синантроп), в долине Ферганы на стоянке Селенгур, в Германии (неандертальц) и во Франции — человека современного типа (кроманьонец).

Когда климат на Земле был теплым, стоянки человека располагались на возвышенностях у небольших рек или ручьев. В последние периоды раннего палеолита началось Великое оледенение — наступление ледника. На долю первобытного человека выпали суровые испытания. Это заставило людей приспосабливаться к новым условиям жизни. При этом выживали сильнейшие.

Занятия древнейших людей

Стоянки первобытного человека обнаружены во многих областях Африки, Азии и Европы. В Средней Азии древнейшие каменные орудия труда найдены на стоянках Селенгур в долине Ферганы и Кульбулак в Ташкентском оазисе. Эти грубые галечные орудия, оббитые в виде острия получили название чопперы.

Орудия труда были очень простыми. Человек, вооруженный заостренными камнями и дубинкой, охотился на животных, с помощью палки-копалки он выкапывал съедобные корни и клубни растений. Таким образом, человек брал то, что давала ему природа, поэтому древнейшие занятия людей — собирательство и охота называются присваивающим хозяйством. Всемирно известным памятником периода среднего палеолита является пещера Тешикташ, открытая в 1938г. В ней обнаружено около 300 каменных орудий труда и огромное количество костей животных — горного козла, оленя, дикой лошади, леопарда, зайца, мелких грызунов, а также птиц.

Самой известной находкой в Тешикташе явилась останки человека, принадлежавшие первобытному мальчику 8-9 лет. Сохранился его череп с нижней челюстью. Это один из немногих обнаруженных археолагами череп неандертальца и одно из первых древнекаменного века. Тело умершего мальчика поместили в специально вырытую в глубине пещеры яму, вокруг него воткнули в землю рога горных козлов, которые образовали круг. Эти рога, по представлению людей, должны были защищать погребенного в другом мире.

Зарождение религиозных верований

Труд и накопление знаний об окружающем мире постепенно меняли мышление человека. Люди наблюдали множество непонятных им явлений природы: смена дня и ночи, времен года, извержения вулкана, землетрясения и другие. Не умея объяснить их, они начинают поклоняться различным природным силам — грому, молнии, ветру, дождю. Смену времен года, грозу, бури древние люди объясняли действиями одухотворенных сил природы. Вера в сверхъестественные существа в науке получила название анимизм.

Первобытные люди также верили в то, что какие-либо предметы могут принести удачу или отвести беду. Эта вера получила название фетишизм. Еще одним доказательством существования религиозных верований у первобытных людей является находка наскальных рисунков, которые относятся к позднему палеолиту. Самые древние из них обнаружены в пещерах Альтамира в Испании, Ласко во Франции и Каповой пещере в Башкирии. Люди верили, что рисунки помогут им в предстоящей охоте. Перед ними они исполняли танцы, подражая движениям животных, представляли сцены охоты, упражняясь в метании копья. Зарождение религиозных верований и древнейшие захоронения умерших появляются в среднем палеолите.

Древние рисунки являются ценнейшими историческими документами. Они помогают понять, о чем думал человек, как он представлял себе окружающий мир, на каких животных охотился, какими орудиями труда и оружие пользовался. Стремление человека понять окружающий его мир послужило основой для развития первобытного изобразительного искусства.

Комментарии

Никита Сивачёв

на каких именно мелких животных???

очень хороший текст мне очень помогли с уроками

Импринты. Более или менее жёстко заданные программы, которые мозг генетически обязан принимать только в определённые моменты его развития, известные в этологии как моменты импринтной уязвимости. Они составляют основы функционирования нашей психики и определяют типичные поведенческие реакции. вот ссылка, сразу предупреждаю статья сложная: http://www.vestniknlp.ru/rannie_imprinty_cheloveka/

Помогли с уроками спасибо

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Вся жизнь первобытных людей приходится на период каменного века, который начался около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тыс. лет до н.э. С каменным веком связано начало обработки природных материалов, т.е. зарождение собственно материальной культуры, в процессе развития которой происходила и "обработка" самого человека. Эволюция материальной культуры каменного века изучена достаточно хорошо.

Уже в древнем каменном веке, или палеолите (греч. palaios - древний и lithos - камень), который закончился лишь за 12 тыс. лет до н.э., люди научились использовать для производства орудий труда камень, кость и дерево, но преобладали изделия из камня. Сначала это были грубые каменные ручные рубила, затем появились каменные ножи, топоры, молотки, скребки, остроконечники. К концу палеолита произошло дальнейшее усовершенствование каменных (кремниевых) орудий, их научились насаживать на деревянную рукоятку. Предметами охоты стали такие крупные животные, как мамонт, пещерный медведь, бык, северный олень. Люди научились строить более или менее постоянные поселения, примитивные жилища, укрываться в естественных пещерах.

Огромную роль сыграло произошедшее примерно 60 тыс. лет назад овладение огнем, который добывался трением двух кусков древесины. Это впервые дало людям господство над определенной силой природы и тем самым окончательно вырвало их из мира животных. Только благодаря обладанию огнем человеку удалось заселить обширные территории в умеренном поясе и выжить в условиях сурового ледникового периода.

Палеолит сменился сравнительно короткой эпохой мезолита, или среднего каменного века (12-8 тыс. лет до н.э.). В мезолите происходило дальнейшее совершенствование каменных орудий. Были также изобретены и получили широкое распространение лук и стрелы, что намного увеличило эффективность охоты на лесных зверей. Для рыболовства начали использовать гарпуны и сети.

Еще большие изменения в материальной культуре произошли с настулением неолита, или нового каменного века, за 8 тыс. лет до н.э. В эту эпоху появились шлифовальные, сверлильные и другие сложные каменные орудия, гончарные изделия, простейшие ткани. В качестве первого земледельческого орудия стали применять простую копательную палку, а затем и мотыгу, которая в усовершенствованном виде дошла до наших дней. Был создан деревянный серп с кремниевой насадкой. В тропических лесах началось подвижное подсечно-огневое земледелие, также сохранившееся до наших дней.

Наиболее древним видом хозяйственной деятельности первобытных людей было собирательство. Ведя стадный, полукочевой образ жизни, они питались растениями, плодами, кореньями. Чтобы прокормиться, человек-собиратель должен был иметь кормовую территорию размером более 500 га, т.е. проходить в сутки 25-30 км.

Но постепенно, оттесняя собирательство, на первый план стала все более выдвигаться охота сначала на мелких, а потом и на крупных животных. Активная охота во многом изменила жизнедеятельность древних людей. Она же сделала их из вегетарианцев всеядными. Наряду с охотой стало развиваться и рыболовство.

И только в самом конце первобытной эпохи, в эпоху неолита, начался переход от присваивающих форм хозяйства к произволящим. Он нашел свое выражение в зарождении примитивного земледелия и скотоводства. Этот процесс получил название неолитической революции.

mob_info