Песчаная учительница брифли. Мои интересы. Прообраз платоновской учительницы

2) Название произведения - "Песчаная учительница"

4) Жанр произведения - рассказ

5) Произведение было написано в 1927 году. Женщиной, вдохновившей писателя на этот рассказ, была жена Платонова Мария Кашинцева. Она сумела исправить ситуацию с прогрессирующей безграмотностью в одном из сел под Воронежом

6) Действие в рассказе происходит в 1920-х годах в далеком селе Хошутово.

7) Основные герои:

Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница.

С детства увлекалась географией, повзрослев, успешно окончила педагогические курсы. Любовь и забота отца позволили девушке обойти стороной ужасы Великой Отечественной войны. Безусловно, хочется быть похожей на данную героиню, потому что сквозь строки, в которых автор описывает особенности поступков Марии, можно ощутить, насколько силен и напорист ее характер, каково ее желание быть полезной обществу, бескорыстно помогать нуждающимся. Эти качества заслуживают внимания и уважения.

8) История начинается с того, что молодая учительница Мария Нарышкина была направлена в село Хошутово, которое было занесено песками. Жители не могли совладать со стихией, которая превратила их жизнь в отчаянную и безуспешную борьбу с песком. На занятия приходило всё меньше и меньше учеников в связи с бедностью и голодом. И тогда учительница, не сумев остаться в стороне, стала размышлять над идеей, которая могла бы помочь жителям. Она решила вести уроки, на которых рассказывала бы крестьянам, их детям об эффективной борьбе с песками. Сначала было трудно привлечь жителей к этому делу, однако Мария сумела это сделать. Результат был вскоре заметен. Село кардинально изменилось: появились специальные растения, подходящие для жизни в таких условиях, они укрепили пески, защитили селение от суровых пустынных ветров, принесли ценный урожай. Жизнь в селе Хошутово стала лучше. Но всё изменилось через три года, когда через поселение прошли кочевники. Они забрали всё, что честным трудом создали крестьяне. Мария решила ехать в округ, чтобы доложить о сложившейся ситуации, но там ей сказали, что село больше не нуждается в ней, ведь народ уже научился бороться с суровой пустыней и впредь будет пользоваться советами учительницы самостоятельно. Тогда ей предложили перевестись в село Сафута, где люди так же нуждаются в "науке о песках". Мария задумалась о том, что ее жизнь пройдет в глуши, но желание помочь людям было сильнее.

9) Я осталась под сильным впечатлением от данного рассказа. Меня восхищает главная героиня, которая спасла целый народ от нищеты и бедности. "Песчаная учительница" научила меня тому, что очень важно оставаться отзывчивым и добродушным человеком, ведь так много людей вокруг в этом нуждается. Мы должны жить не только своими собственными интересами, но и жертвовать порой ими ради благой цели.

Рассказ «Песчаная учительница» был написан Платоновым в 1926 г. и напечатан в сборнике «Епифанские шлюзы» (1927), а также в газете «Литературные среды» №21 за 1927 г. Прототипом Марии Нарышкиной стала жена Платонова Мария Кашинцева. В 1921 г. невеста Платонова ликвидировала безграмотность в селе за 60 км от Воронежа, убегая от отношений со своим будущим мужем.

В 1931 г. по рассказу был создан фильм «Айна».

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель.
Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо .

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя - умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

Год: 1927 Жанр: рассказ

Главные герои: Мария Нарышкина

Юная учительница Мария Никифоровна нанимается на работу в деревню по близости пустыни. Она вынуждена бороться с песками, чтобы добиться расположения жителей. Результаты ее труда не дают долго ждать. За помощью к ней обращается и вождь соседнего села. Целью всей жизни Марии становится борьба с песками пустыни.

Основной смысл. Целеустремленные шаги, непременно, приведут к цели. Главное верить в себя и полностью посвятиться делу. Ничто не сможет остановить такого человека добиться своей цели.

Краткое содержание Платонов - Песчаная учительница

Счастливое детство Марии Никифоровны прошло в родном доме. Ее отец был учителем и любим способом хотел сделать свою дочь счастливой. Повзрослев Мария выучилась на педагога и окончательно вступила в зрелую жизнь. Она становится учительницей в деревне Хошутово. Рядом с деревней находится среднеазиатская пустыня. Единственной задачей жителей деревни была борьба против бесконечных песков пустыни.

Все земли деревни покрывались песком, еще больше усложнив задачу жителей. Из-за этой проблемы никто из детей не имеет желание приходить в школу и учиться. Мария Никифоровна все силы вкладывает в борьбу против песков. Она просит помощь у агрономов. Ей отказываются помочь. Взамен дают специальную литературу, в которой написано о способах борьбы против пустыни. Она решает самостоятельно справиться с задачей. Изучает много книг на эту тему и организует посадки зеленых растений и сосновый питомник. Эти шаги заметно улучшают состояние деревни и заставляют жителей посмотреть на юную учительницу иными глазами.

Школы уже наполнены учениками разных возрастов, желающих учиться. Это действие шагов учительницы скоро теряет свое воздействие. Через некоторое время ситуация меняется. В деревню переселяются кочевники. Их действия стали сокрушительными для деревни. Они уничтожили всю зелень и полностью исчерпали воду в колодцах. Мария готова на любые шаги, только сохранить результат своих трудов. Она решает пойти к вождю племени и попросить его перестать рушить и уничтожать деревню, не уничтожать зеленые посадки древни и не использовать слишком много воды впустую. Вождь просит учительницу научить жителей села Сафута жить как жители Хошутово.

Учительница соглашается обучить их вырастить зелень у себя в деревне. Она решает себя полностью посвятить делу и избавить жителей обеих деревень от песков. Мария обещает всем жителям деревень вырастить настоящий лес на месте пустыни.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Степь

    В этой повести показано путешествие по степи главных героев на обшарпанной бричке. Все трое разных возрастов, поэтому воспринимают жизнь, мир, степь, свое путешествие по-разному. Для Ивана Ивановича как для купца это привычный путь

  • Краткое содержание Житков Волк
  • Краткое содержание Еврипид Ипполит

    Когда-то Тесей жил в Афинах, он был героем, он совершил много подвигов, даже убил чудовище. Царь должен был жениться на царевне, которая ему как-то помогла, но он отдал её в жены богу. Афродита разгневалась на царя.

  • Краткое содержание Толстой Птичка

    Главным героем произведения является мальчик Сережа, которому на день рождения среди многочисленных подарков преподносят ловушку для птиц.

  • Краткое содержание Аверченко Вечером

    Однажды вечером мужчина в возрасте сидит и читает «Историю французской революции» забывая все на свете. К нему во время чтения кто-то подходит и отвлекает царапанием ногтем и попыткой отодвинуть от стула. А он сидит и как будто ничего не замечает.

В 1927 году был написан рассказ А. Платонова «Песчаная учительница». Прототипом главной героини стала невеста самого писателя М. Кашинцева, которая, подобно Марии Нарышкиной из произведения, занималась ликвидацией неграмотности в глухом селе под Воронежем.

В рассказе Платонов обращается к не раз поднимаемой им в 20-е годы теме борьбы человека-энтузиаста с природной стихией. Предлагаем для чтения его краткое содержание.

«Песчаная учительница»: знакомство с героиней

Марии Нарышкиной исполнилось двадцать лет, и она только окончила педагогические курсы. Это была здоровая, сильная девушка, чье детство и юность прошли в Астраханской губернии. Ей хорошо были знакомы прикаспийские пески, но родители оберегали дочь от подробностей и отголосков недавно произошедших в стране событий: революции и гражданской войны. Таково начало рассказа (и его краткое содержание) Платонова «Песчаная учительница».

Мария увлекалась географией, пережила влюбленность, а теперь с блестящими глазами слушала завгубоно и ожидала перемен. Ее направили в школу села Хошутово, находящегося на границе с мертвой пустыней в Средней Азии.

Долгий путь и знакомство с новым местом жительства

Вторая глава открывается описанием песчаной бури. Зной, похожие на пылающие костры барханы, нескончаемые потоки движущегося песка – вот его краткое содержание. Песчаная учительница - так будем называть Марию – видела подобную картину впервые, поэтому испытала тоску.

Лишь на третий день девушка добралась до села. Несколько десятков домов, редкие кустарники у колодцев, каменная школа и все те же сугробы песка, приносимого с Памира. Жители отчаянно пытались очистить от него дворы, но это был «тяжкий и почти ненужный труд». Как следствие – бедность и отчаяние уставших от борьбы крестьян. Этой картиной завершается вторая глава и ее краткое содержание.

Песчаная учительница поселилась при школе, чем очень обрадовала уставшего от одиночества сторожа.

Первые трудности

Мария Никифоровна кое-как подготовила помещение к учебе и через два месяца встретила учеников. Они ходили то по пять, то по двадцать человек. А с наступлением холодов учить и вовсе стало некого. У родителей не было средств, чтобы одеть детей. Хлеба почти не осталось, двое учеников умерли от голода. У девушки опускались руки, так как крестьянам в условиях, когда речь шла о выживании, школа была не нужна.

Долго думала Мария Никифоровна над тем, что предпринять. Наконец, поняла: учить нужно борьбе с песками, и отправилась в округ. Ей посочувствовали, дали книг и посоветовали обратиться за помощью к агроному, жившему за полтораста верст от Хошутово. Так можно описать состоявшуюся встречу и ее краткое содержание.

«Песчаная учительница»: спустя два года

Мария Никифоровна не без труда уговорила жителей выходить весной и осенью на общественные работы. Вскоре у нее нашлись помощники в лице двух активистов. Через год село окружили зеленые шелюговые посадки. В результате намного увеличились урожаи, так как земля была защищена от песка и хранила больше влаги. Появилось и дополнительное топливо. А еще жители освоили дополнительный заработок: они плели из прутьев корзины и мебель. Вот итоги двухгодичной деятельности Марии Никифоровны и ее краткое содержание. Платонова песчаная учительница привлекала своим энтузиазмом и верой в будущее. В ближайшее время она планировала разбить у школы сосновый питомник.

Жизнь в селе стала налаживаться – только в первую зиму было получено дополнительно две тысячи рублей. Взрослые теперь наряду с детьми постоянно посещали школу, где знакомились с новыми способами борьбы с пустыней.

Таково краткое содержание (песчаная учительница за это время располнела и еще больше лицом «заневестилась») четвертой главы.

Первая настоящая печаль

Беда случилась в августе третьего года. Жители давно уже ждали кочевников, которые проходили через эти места раз в пятнадцать лет. Обычно это происходило весной, когда еще была какая-то зелень. А к концу лета все высохло, даже птицы и звери отправились искать места получше.

Пришедшие стада за трое суток уничтожили все, что с огромным трудом создавалось три года. Растерянная и озлобленная Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников. Девушка обвинила пришедших в разбое, на что услышала: «Степь наша… Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник». Разговор получился малоприятным, что доказывает его краткое содержание. Песчаная учительница (Платонов отмечает, что Мария Никифоровна все же посчитала вождя умным) сразу отправилась в округ.

Жизнь ради благополучия других

Заведующий удивил девушку, сразу же заявив, что теперь в Хошутово вполне обойдутся без нее. А затем пояснил, что крестьяне села уже сами смогут бороться с песком, а вот ее хотят отправить в Сафуту, где живут осевшие кочевники. Мария Никифорова сначала возмутилась, однако заведующий тут же объяснил свой замысел. Приводим его краткое содержание. Песчаная учительница должна будет научить кочевников бороться со стихией. Тогда исчезнет опасение, что в какой-то момент они сорвутся из занесенных песком мест и вновь отправятся уничтожать посадки русских переселенцев.

Мария Никифоровна задумалась. А как же молодость? Семья? Но затем вспомнила умного вождя, подумала о безысходности племен, зажатых песками, и удовлетворенно ответила: «Я согласна». Завокроно подошел к девушке: «Вы … могли бы заведовать целым народом, а не школой… Мне … почему-то стыдно. Но пустыня – будущий мир…».

Таково краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» А. Платонова.

Безоблачное детство Мария Никифоровна провела в родительском доме. Отец-учитель делал все, чтобы маленькая Мария была счастлива. Вскоре Мария окончила педагогические курсы и вступила во взрослую жизнь. По распределению молодая учительница попадает в деревню Хошутово, находящееся на границе со среднеазиатской пустыней. Несмотря на то, что и сама Мария была родом с прикаспийских песчаных степей, Хошутово поразило ее своей бессмысленной, беспощадной борьбой с песками. Песок заметал и без того бесплодные земли, крестьяне были загнаны тяжелой работой, а потому ходить в школу у деревенщины не было никакого желания.

Чтобы помощь жителям деревни, молодая и энергичная Мария Никифоровна решает возглавить борьбу с песком. Сначала она отправляется в райцентр и просит помощи агрономов. Ей отказывают, но дают учебную литературу по борьбе с пустыней. Мария Никифоровна изучила множество книг по песчаному делу и организовала в Хошутове зеленые посадки и сосновый питомник. Благодаря этому пустыня вокруг деревни стала приветливее, а жители деревни стали уважать молодую учительницу, которая сотворила чудо в пустыне. Теперь школы были полны юных и взрослых учеников, желающих слушать уроки Марии Никифоровны о премудростях жизни в песчаной степи. Но счастье длилось недолго.

Через несколько лет в деревню пожаловали кочевники. Они вытоптали всю зелень, выпили воду в колодцах. Мария Никифоровна была готова бороться за результаты своего труда, а потому пошла к вождю кочевников с просьбой прекратить уничтожение зелени. Но вождь просит женщину об услуге: научить жителей села Сафута тому, что уже умеют жители Хошутова. Несмотря на разочарование, что ее предыдущая работа пошла насмарку, Мария Никифоровна соглашается на обучение крестьян лесному делу. Она считает чудом тот факт, что в пустыне может вырасти дерево. Мужественная Мария Никифоровна решает посвятить свою жизнь делу спасения села от песков. Она с улыбкой говорит жителям Хошутова, что вернется сюда через пятьдесят лет, и не по пескам, а по лесной дороге.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Песчаная учительница Платонов

Другие сочинения:

  1. Рассказ А. Платонова “Песчаная учительница” был написан в 1927 году. Героиня этого рассказа, Мария Никифоровна Нарышкина, – молоденькая учительница, после окончания педагогических курсов попавшая по распределению в глухую, затерянную в песках деревушку. Существование жителей села сводится к постоянной, изнуряющей борьбе Read More ......
  2. Творчество Платонова является одним из самых значительных явлений в литературе XX века. Первый этап творчества связана с пролеткультом. Основной темой творчества Платонова была идея переустройства при помощи техники. Большое значение имеют публикации о народно-хозяйственных проблемах, засуха, победы армии, религия, многие Read More ......
  3. Взыскание погибших Мария Васильевна возвращается домой. Она идет через фронт, мимо позиций немцев, которые лениво посматривают на нее, не желая тратить пули на жизнь никчемной старухи. У Марии Васильевны погибло трое детей. Их раскатала по земле гусеница немецкого танка. И Read More ......
  4. А. Платонов ценил и уважал самые хорошие качества человека. В своем рассказе “Песчаная учительница” Платонов описывает характер молодой учительницы Марии Никифоровны. Она была очень настойчива, решительна и всегда добивалась цели. Еще Мария Никифоровна не отступала от цели и была трудовым Read More ......
  5. Фро Главная героиня произведения – двадцатилетняя девушка Фрося, дочь железнодорожника. Ее муж уехал далеко и надолго. Фрося очень сильно грустит по нему, жизнь теряет для нее всякий смысл, она даже бросает курсы железнодорожной связи и сигнализации. Отец Фроси, Нефед Степанович Read More ......
  6. Корова В рассказе “Корова” главный герой Вася Рубцов. Отец Васи – путевой сторож. Вася рос хорошим и добрым мальчиком. Учился парень в четвертом классе. Школа находилась за пять километров от дома. Вася каждый день должен был преодолевать это расстояние. Учеба Read More ......
  7. Возвращение Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой Машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части. Двое суток они едут вместе, и еще на Read More ......
  8. Маркун В каждом рассказе А. П. Платонова читатель откроет для себя немало нового и интересного. Здесь интересные философские рассуждения и интересные формы изложения материала. Название рассказа “Маркун” пошло от имени главного героя. Маркун – молодой изобретатель. Парень знает цену и Read More ......
Краткое содержание Песчаная учительница Платонов
mob_info