Реформы первой половины 16 века кратко. Государственные реформы в России середины XVI века. Начало ливонской войны

Вопрос №9. Начало правления Ивана IV . «Избранная рада». Реформы середины XVI в.

Начало царствования Ивана IV.

В январе 1547 г. Иван IV в Успенском собо­ре был торжественно венчан на царствование как «царь и великий князь всея Руси». Приня­тие титула «царь» еще более подни­мало авторитет монарха. Формулировка «всея Руси» отражала претензии Москвы на наследо­вание всех русских земель. В июне 1547 г. в Москве и в других городах вспыхнули восстания, отражавшие недовольство сложившейся ситуацией. Народные выступления показали, что стра­на нуждается в переменах. Особую заинтересо­ванность в проведении реформ высказало дво­рянство. Выразителем этих настроений стал дворянин Иван Пересветов . В челобитных Ивана Пересветова к царю была изложена программа преобразований. Резко осуждая боярское самоуправство, идеалом го­сударственного устройства Пересветов считал сильную царскую власть, опиравшуюся на дво­рянство.

Избранная Рада (1549 г.) Отражением этих настроений стало образо­вание при дворе Ивана IV в 1549 г. нового пра­вительства, получившего название Избранная Рада. В него входили: князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, Н. Одоевский, А. Серебряный, А. Горбатый-Шуйский, бояре Шереметевы. Важную роль играл митрополит Макарий и дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Лидерами Рады стали священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр и спальник царя Алексей Адашев. Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению основательных структурных реформ, направленных на образование сословно-представительной монархии .

Реформы середины XVI века .

Земский собор (1549 г.)

Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушива­лись жалобы. Собор принял решение о созда­нии на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.

Реформа центральных органов государственного управления

В результате этой реформы была создам новая система центральных органов управле­ния - приказов, специализированных по роду деятельности. К середине XVI в. в России дей­ствовало около 20 приказов. А. Адашев возглавил Челобитный приказ, разбиравший жалобы и осуществлявший высший контроль; И. Висковатый - Посольский приказ, регули­ровавший отношения с зарубежными страна­ми; Большой приказ ведал финансами; Поместный - распределял земли за службу; Разрядный - отвечал за организацию дворян­ского ополчения; Разбойный - за охрану пра­вопорядка. Каждый приказ возглавлял знатный боя­рин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.

Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвер­дил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил пла­ту за «пожилое».

Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогооб­ложения, что также было закреплено юриди­чески в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взима­ния налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения со­ха могла составлять от 400 до 600 га земли.

Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормле­ний. Служилые люди стали получать вознаг­раждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, изби­равшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избира­лись черно-тягловыми крестьянами и горожа­нами. Губным и земским старостам помогали целовальники , губные и земские дьячки (сек­ретари). Эта реформа обеспечила приток дополни­тельных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.

Военная реформа. В 1550 г . из пищальников в Москве было со­здано постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и холодное оружие - мечи и бердыши. Личную охрану ца­ря обеспечивал специальный отряд в 3000 че­ловек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла 25 тыс. человек. Войско дели­лось на московские и городовые приказы. Стрельцы были обязаны участвовать в бое­вых действиях, в мирное время заниматься во­енной подготовкой, нести караульную службу. В свободное время им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Постоянное стрелецкое войско стало мощ­ной боевой силой Московского государства. Было составлено «Уложение о службе» - первый военный устав, по которо­му устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по про­исхождению; по прибору, то есть по набору. Вливались в войско и казаки с Дона. В 1571 г . был составлен первый Устав по органи­зации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укре­пили вооруженные силы страны.

Церковные реформы. На Стоглавом Соборе , названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.), были приняты важные реше­ния, отразившие изменения в общественно-по­литической ситуации в Русском государстве:

Одобрены реформы Избранной Рады;

Проведена унификация святых, религиоз­ных обрядов, канонов;

Приняты меры по ограничению монастыр­ского землевладения и установлен царский контроль над монастырскими владениями.

Итоги реформ:

Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:

Усилилась централизация государства и личная власть царя;

Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;

Выросла военная мощь страны;

Произошло дальнейшее закрепощение рус­ского крестьянства;

Вопрос №10. Опричнина и её последствия. Деятельность Ивана Грозного в оценках историков.

Внутри политическая ситуация накануне опричнины.

Главную причину неудач своей политики Иван IV видел в изменах и мятежах феодаль­ной знати. Он был уверен в необходимости: сильной самодержавной власти, основным препятствием к которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В этих условиях Иван IV пошел на установ­ление режима террора. В январе 1565 г. он уехал из Москвы в Александровскую слободу, захватив при этом из Кремля наиболее почитаемые иконы и религиозные святыни. Из слобо­ды царь отправил в столицу два послания. Пер­вое было адресовано митрополиту Александру и Боярской Думе. В нем Иван IV сообщал о своем отказе от царской власти из-за боярских измен и просил выделить ему особый удел - оп­ричнину . Второе письмо предназначалось посадским людям. Сообщая о решении отказаться от власти, царь заверял горожан, что к ним у него нет претен­зий, в отличие от изменников-бояр. Разумеется, это былвсего лишь политический маневр. Умело играя на чувствах своих подданных, Иван IV заставил их несколько раз униженно просить его вернуться в Москву. А когда наконец согласился, то поставил свои ус­ловия.

Государственные реформы середины XVI в.

В середине XVI в. при Иване IV были проведены важные реформы, направленные на укрепление централизованного государства. Среди них одной из первых была попытка уменьшить всесилие Боярской думы (в которую входили в основном представители феодальной аристократии).

Реформы централизации:

В 1549 г. в составе Думы была учреждена «Избранная дума»

(«Избранная рада») из доверенных лиц, назначаемых царем. Это был совещательный орган, решавший вместе с царем все наиболее важные вопросы управления государством, оттеснивший на время Боярскую думу.

Способствовала централизации и опричнина . Большая «опричная» территория управлялась особым аппаратом - царским двором, с опричными боярами, придворными и др. Власть царя опиралась на специальный опричный корпус, выполнявший функции личной охраны царя, органа политического сыска и непосредственного карательного аппарата, боровшегося не только с противниками Ивана IV, но и с народными массами, выступавшими против усиления феодального гнета.

Реформа местного управления: Существовавшая ранее система кормления была постепенно отменена и заменена органами губного и земского самоуправления . Губные избы были созданы прежде всего как карательные органы , которые ведали борьбой с разбойниками, татями, убийцами, поджигателями, сыском беглых. Позднее на них были возложены и некоторые управленческие функции . Так, на них возлагался сбор податей, перепись населения, осуществление контроля за кабаками (питейными заведениями), корчмами. Губные старосты объявляли административные распоряжения, ведали губной тюрьмой. В XVII в. компетенция губных органов стала еще шире по сравнению с периодом их создания и включала все дела местного управления. Губные грамоты составлялись от имени Государя всея Руси, содержали прямое указание на это, утверждались соответствующими подписями и печатями.

Земская реформа: В середине XVI в. была проведена земская реформа , в результате которой были созданы органы земского самоуправления , выбиравшиеся из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства. Их компетенция распространялась только на посадских и крестьян. Бояре и дворяне были из компетенции земских органов изъяты.

Реорганизация местного управления: В начале XVII в. началась существенная реорганизация местного управления . Во многие уезды и города правительственной властью были назначены воеводы . Воеводы являлись властью административной и военной (командовали вооруженными отрядами, расположенными на подведомственной им территории), контролировали сбор податей и выполнение повинностей, ведали судом, полицией. Им подчинялись местное самоуправление и городовые приказчики.

Военная реформа. Продолжалось упорядочение организации дворянского ополчения. Было создано постоянное стрелецкое войско из людей «по прибору» (т.е. по найму). В начале XVII в. была предпринята еще одна очень важная реформа в организации вооруженных сил - созданы постоянные полки .

Финансовая реформа. В 80-90-х годах XVI в. правительство провело повсеместное описание земель. Писцовые книги служили актами крепостной зависимости крестьян определенному помещику.

В качестве прямых налогов взимались так называемые стрелецкий «корм», «кормленный откуп», «пищальное» (на приобретение оружия), «полоняничные» (на выкуп пленных), ямские деньги . В XVII в. царское правительство ввело целый ряд дополнительных прямых и косвенных налогов: так называемую пятину, т.е. взимание одной пятой стоимости движимого имущества; таможенный, соляной, кабацкий косвенные налоги, торговые пошлины, которые в 1653 г. были заменены единой торговой пошлиной в размере 5% цены товара. Были увеличены и налоги, которые платило зависимое население присоединенных к России земель.

Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.

Общего определения понятия преступления в законе нет. Но из содержания статей Соборного уложения можно сделать вывод о понимании под преступлением нарушения царской воли, закона. По субъектампреступления различаются как отдельные лица, так и группа лиц.

Появились многие новые и важные институты уголовного права. Так, в Соборном уложении различались преступления умышленные и неосторожные . За случайные деяния наказание не устанавливалось. Уложение знало и институт необходимой обороны . Соборному уложению известно и положение о крайней необходимости , освобождающее от уголовной ответственности. Определено соучастие , известно подстрекательство, пособничество, укрывательство . Повторное или неоднократное совершение преступления наказывалось жестче, нежели содеянное в первый раз. Уложение проводило различие между покушением и оконченным преступлением . В соборном Уложении преступления изложены по определенной системе .

Система преступлений по соборному уложению (по расположению в уложении):
1) преступления против религии и церкви. (богохульство, нарушение порядка в церкви);
2) преступления против государства . (Имеются ввиду выступления против царя и даже умысел, наказывались смертной казнью);
3) преступления против порядка управления (подделка печатей, фальшивомонетничество, нарушение правил взимания торговых пошлин);
5) Преступление против судебной власти (лжеприсяга, лжесвидетельство);

6) Воинские преступления (измена военнослужащего, побег с поля боя);

7) Преступления против нравственности (сводничество, нарушения семейных устоев)

8) Преступления против личности (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, оскорбление словом и действием)
6) Имущественные преступления (кража, грабеж, поджог, мошенничество).

Система наказания.

Первичная цель наказания: устрашение, возмездие. Второстепенная цель наказания: изоляция преступника от общества.

Наказания по соборному уложению:
1) смертная казнь: квалифицированная и простая.(Квалифицированная : сожжение, залитое в горло металла, четвертование, колесование; закапывание живьем в землю; Простая казнь: повешение)
2) членовредительские: отсечение руки, ноги, вырываете глаз, ноздрей и т. д. (2 цели этого наказания: а) устрашение, б) выделить преступника).
3) болезненные наказания : сечение потогамере кнутом в публичном месте; тюремное заключение (от 3х дней до 4х лет или на неопределенный срок).
4) лишение чести и прав. (Применялось только к привилегированным слоям).
5) имущественные наказания . (Система штрафов и высшая санкция - конфискация имущества преступника).
6) церковные наказания: покаяние, отлучение от церкви, ссылка в монастырь.

7) тюремное заключение (от 3-х дней до бессрочного);

9) каторжные работы.

Устав благочиния 1782 г регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний.

Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния - коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий , приставы гражданских и уголовных дел , выборные от граждан - ратманы-советники .

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав , в квартале - квартальный надзиратель . Все полицейские чины вписывались в систему Табели о рангах.

Руководство полицией возлагалось на губернские власти : губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей, Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

Устав благочиния перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.

Развитие государственной системы России в первой половине

XIX в. + 24. Развитие государственной системы России во второй половине XIX в.

Александр I

Негласный комитет и Комитет министров:

В мае 1801 г . императору был представлен проект создания особого

«негласного комитета» для разработки и проведения государственных

реформ. «Негласный комитет» прекратил свою деятельность весной 1802 г.,

подготовкой и проведением реформ стал заниматься Комитет мини-

стров. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было образовано восемь министерств : военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

Сенат:

В июне 1801 г. Сенату был направлен ряд указов, в которых повелевалось выработать на незыблемой законодательной основе систему прав и обязанностей этого органа, была сделана попытка восстановления Сената в качестве высшего органа правительственной власти. Сенату поручалось привести в порядок действующее законодательство, для чего при нем образовывалась специальная комиссия. Сенат должен был стать верховным хранителем законов.

Идея преобразования Сената в законодательный орган была отвергнута «негласным комитетом». Сенату отводилась роль высшего судебного и надзорного органа , непосредственно подчиненного императору.

Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе , его сменил Непременный совет (в 1801 г.), состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г., когда в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты (утверждаемые императором), был создан Государственный совет.

Государственный совет рассматривал и готовил различные правовые

акты - законы, уставы, учреждения. Основная цель его законотворческой деятельности - привести к единообразию всю правовую систему.

Судебная реформа:

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа .

Судами второй инстанции в губерниях сталипалаты уголовного и гражданского суда . Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата.

Уездный суд был первой инстанцией по незначительным уголовным и гражданским делам всех сословий уезда, кроме городского (горожане судились в ратушах, магистратах, коммерческих и словесных судах).

Прокуратура на местах передавалась в ведение Министерства юстиции .

В волостях, населенных государственными крестьянами , действовали

сословные суды - волостные расправы , полицейские и судебные функции которых были подробно регламентированы уставами 1839 г.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды , рассматривавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и проч.

Действовали другие ведомственные суды - военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, полостные крестьянские суды.

В столицах действовали надворные суды по делам сословий . Судебное

управление осуществляло образованное в 1802 г. Министерство юс-

тиции . Вся судебная система строилась на сословных началах.

Николай I

Судебная реформа 1864 г.

Предпосылки:

1) До реформы суд в империи был сословный ;
2) Отсутствовал институт защиты ;
3) Практиковались закрытые судебные заседания ;
4) Судьи назначались администрацией ;
5) Господствовала "Теория формальных доказательств" .

Принципы судебной реформы (ноябрь 1864):
1) Суд стал бессословным ;
2) Процессуальное рабство сторон ;
3) Обеспечение защиты , участие присяжных заседателей ;
4) Свободная оценка доказательств , отмена Теории формальных доказательств, отмена определения об оставление в подозрении;
5) Судебный процесс был отделен от административного вмешательства и судьи стали независимыми и несменяемыми ;
6) Часть судей избиралась ;
7) Гласность, публичность ;
8) Равенство всех перед законом ;
9) Прокурорский надзор .

По реформе 1864 года возникло две судебные системы: суды местные, суды общие . Судебная система - это "здание, в котором нет ни фундамента, ни крыши".

Местные суды: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей.

Общие суды: окружные (учреждались для нескольких уездов), судебные палаты по гражданским и уголовным делам и конституционные департаменты сената по гражданским и уголовным делам.
Мировые судьи состояли по уездам и городам, уезд с городами - это был мировой округ. Он делился на участки мировые, в каждом был свой участковый мировой судья. Эти судьи избирались.

Требования к судьям: 1) не менее 25 лет от роду; 2) наличие специального юридического образования или стажа работы; 3) определенный имущественный ценз 4) избирались на 3 года на уездных земских собраниях.
Мировым судьям были подсудны дела о менее важных преступлениях и проступках . Наказания: арест до 3 месяцев, денежное взыскание, где высшая мера не превышала 300 рублей, денежные дела, которые могли закончиться примирением сторон.

Все остальные дела рассматривает окружной суд.
Окружные суды учреждались на несколько уездов, состояли из председателя и членов. На уровне окружных судов действует суд присяжных (модель континентальная). Присяжные заседатели избирались из представителей всех сословий.

Требования к присяжным:
1) Русское поданство;
2) Возраст от 25 до 70 лет;
3) Ценз оседлости - не менее 2-х лет.
Присяжными не могли быть , как правило, профессиональные юристы, военные, чиновники полиции и лица, которые занимали высокие административные должности. Присяжные рассматривали дела о преступлениях и проступках, которые влекли за собой наказания, связанные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ.
Таким образом, в самодержавной монархии появилась власть, во многом от нее независимая.

Земская реформа 1864 г.

Началась с 1 января 1864 года. Создаются выборные органы местного самоуправления. Это означает, что реформа имела буржуазный характер . Органы занимались просвещением, здравоохранением, строительством дорог, страхованием от пожаров, борьбой с сельскохозяйственными вредителями. Земства были созданы на двух уровнях: уездах и губерниях . В основе земской реформы лежала куриальная система . Курия - особый разряд избирателей, они делятся на группы по каким-то признакам. Курии три: 1) уездные землевладельцы - помещики; 2) городская; 3) сельская. Есть пережитки сословности, но в основном, все слои населения к выборам допущены.

Выборы: каждая курия собирается и выбирает гласных на 3 года на уездное, земское собрание. Это распорядительный орган. Это собрание в свою очередь избирает исполнительные органы : уездные, земские управы во главе с председателями.Председателя утверждает губернатор, поэтому земство зависит от администрации.

Губернские земские учреждения. Раз в 3 года члены уездных земских собраний избирают гласных, собрания в свою очередь избирают губернские земские управы- исполнительный орган во главе с председателем. Председателя утверждает министр внутренних дел.

Городская реформа 1870 г.

1870 год - по образцу земской была проведена городская реформа. Образец для реформы был найден в Пруссии. Создаются бессословные органы городского самоуправления , поэтому реформа буржуазная . Эти органы избираются один раз в четыре года на основании имущественного ценза.

Помимо имущественного ценза, требования : старше 25-ти лет, русские подданные. Каждые 4 года составлялись городские избирательные собрания. Эти собрания избирали гласных городской Думы. Собрания было три, и каждое избирало одну треть от всех гласных. В собраниях участвовали только те, кто платили городские налоги (предприниматели, домохозяева...). 1 собрание: входили наиболее крупные налогоплательщики, они платили одну треть от общей суммы городского налога; 2 собрание: менее крупные налогоплательщики, опять платят одну треть. В Москве это примерно 13 процентов от общего числа избирателей - 1 и 2-я курия. Все остальные - 3 собрание. Эти собрания выбирают гласных в городскую Думу, это распорядительный орган . Они же формируют исполнительный орган - городскую управу . Во главе и того, и другого - городской глава. Городского главу утверждал в уездных городах - губернатор , в губернских - министр внутренних дел. Городское управление зависит от администрации .

Также создается губернское по городским делам присутствие , его председатель - губернатор. Это учреждение может отменить любое решение городского управления, поэтому здесь полная зависимость администрации. Функции городского управления - в основном хозяйственные вопросы:
1) внешнее благоустройство городов;
2) водопровод, канализация;
3) борьба с пожарами;
4) развитие торговли и промышленности;
5) организация народного образования и здравоохранения.

Оформление конституционной монархии в России. Государственная дума.

Повод к началу революции 9 января 1905 года: 100 тысяч рабочих выходят с петицией к царю. Петиция состоит из двух частей:

1) вероподаническая;

2) фактически требуется установление конституционной монархии и ввести основные демократические свободы.

В начавшейся революции предлагались 3 модели преобразований:

1) консервативная - нужно как можно меньше изменить политический строй, но как можно меньше. Этого курса придерживается император до осени 1905 года;

2) либеральная - Россия должна развиваться по западной модели: конституционализм, парламентаризм, признание верховенства закона, прав человека и гражданина и государственные гарантии на цивилизованные условия труда и быта людей;

3) социал-демократы. В России должно возникнуть социальное государство, оно должно защищать и гарантировать права трудящегося большинства. Это модель в перспективе построение в стране основ социализма.

В феврале 1905 г . царь подписывает 2 противоречащих друг другу акта: "О незыблемости самодержавия" , дает поручение министру внутренних дел Булыгину создать законопроект законосовещательного учреждения в империи . Проект будет готов в начале августа, но уже не устроит Россию. От января до конца 1905 года революция в городах идет по нарастающей линии. Осенью 1905 г. начинается всеобщая политическая стачка , впервые.

Царь под давлением Витте идет на уступки и 17 октября 1905 подписывает манифест "О совершенствовании государственного порядка" , провозгласивший: 1) свободу совести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов. В своих воспоминаниях Витте отрекается от того, что заставил царя подписать акт. Это манифест, поэтому остальные положения дальше будут детализировать со в других актах. В самом названии признается, что необходимо менять политический строй страны.

В начале акта фактически признается, что он появился в результате революционных действий, затем формулируются 3 остальных положения, которые фактически означают: Россия вступила на путь конституционной монархии.

Москве, издан Указ об изменении Положения о выборах в Государст-

венную думу , которым значительно расширился круг избирателей.

Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило

избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось

неравным для избирателей разных категорий (курий).

20 февраля 1906 г. вышел акт об учреждении Государственной думы , в котором определялась ее компетенция : предварительная разработка и обсуждениезаконодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении

акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы

были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться

Сенатом. Дума могла распускаться досрочно по решению императора.

С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, ко-

миссии депутатов и Государственный совет.

Одновременно с актом об учреждении Думы принято новое Положение о Государственном совете , который был реформирован и стал верхней палатой, обладавшей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты,принятые Думой, должны были затем поступать в Государственныйсовет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императору. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину - члены «по высочайшему на-

значению», председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.

Основные законы империи 1906-го года. Содержание законов:

1) закрепляют унитарную форму государственного устройства ;

2) закреплен особый статус Финляндии . Финляндия всегда была в империи на особом положении;

3) закреплен статус русского языка как единственного в государстве .

4) у императора власть верховная, самодержавная . Власть законодательную император делит с государственным советом государственной Думы

5) у царя есть механизм, позволяющий принимать чрезвычайное законодательство

6) царь имел право инициативы по всем законам , вопросам. С инициативой пересмотра основных законов империи мог выступить только царь, но положение о выборах и основные законы меняла только государственная Дума.

7) Исполнительная власть в полном объеме принадлежит императору , он назначает и смещает министров, включая первого министра

8) Власть судебная в полном объеме принадлежит императору

9) Власть военная у него же . Он же объявляет местность на чрезвычайное положение.

10) Внешняя политика - целиком прерогатива императора .

В основных законах империи впервые четко и ясно сформулированы права и обязанности поданных :

1) всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола ;

2) обязанность платить налоги , отделенные законом пошлины и сборы;

3) никто не может быть подвергнут преследованию , не иначе как за преступное деяние в законе определенное;

4) задержать человека под стражу можно только в том случае, если это определено законом ;

5) неприкосновенность жилища ;

6) право собраний ;

7) свобода слова в пределах, установленных законом ;

8) право создавать союзы поданных ;

9) неприкосновенность собственности ;

10) право поданных менять место жительства, свободно выезжать за пределы государства ;

11) право выбора занятий ;

12) право приобретать и отчуждать имущество .

Гражданское право.

ВЦИК в апреле 1918 г. принял Декрет об отмене наследования , по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись. После смерти владельца принадлежавшее ему имущество становилось государственным достоянием, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (все остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала

родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения.

Май 1918 г. - Декрет ВЦИК о дарениях , запретивший всякое «безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму свыше десяти тысяч рублей». Произошло резкое сокращение торгового оборота , из которого былиизъяты национализированное имущество, ценные бумаги (акции, купоны).

Государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички предельно сократила товарооборот. Система главкизма исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли исключала из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частный капитал. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения.

Семейное право.

В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании брачующихся и проч.), узаконивавшие только гражданскую форму брака, устанавливавшие свободу развода.

В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В Кодексеподчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридическихпоследствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другогоследовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов.

Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей , запрещалось усыновление.

Трудовое право.

В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни . Эти меры социальнойзащиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

В декабре 1918 г . был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ) , разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС иобобщающий все предшествующее советское законодательство о труде.

В апреле 1919 г. Совнарком издал Декрет о всеобщей мобилизации , реализовавший провозглашенный принцип трудовой повинности. В июненачалось введение трудовых книжек , ужесточившее систему контролянад трудящимися. Мобилизация неквалифицированной рабочей силыбыла изъята у профсоюзов и передана Наркомтруда.

Земельное право.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию . Вся земляопределялась в качестве единого государственного фонда . Фонд находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующихнаркоматов. Создавались совхозы, коммуны, общества по совместнойобработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие. Целью ставится создание единого производственного хозяйства и постепенное обобществление землепользования.

Уголовное право.

В декабре 1919 г . Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР , ставшие первой попыткой обобщить практику судов и трибуналов. Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном

правосудии, о преступлении и наказании, стадиях совершения преступления, соучастии, видах наказания, об условном осуждении, о пространстве

действия уголовного права. Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на социальное чутье пролетарского суда.

При назначении наказания суд должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника и его социальную принадлежность . При этом наказание должно было основываться на целесообразности его применения.

Конституция РСФСР 1918 г.

Основу Конституции РСФСР 1918 г. составили декреты Советской власти и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Разработкой проекта Конституции занималась Конституционная комиссия (председатель - Я.М. Свердлов), созданная при ВЦИК. Процесс работы над проектом занял 4 месяца и сопровождался полемиками и дискуссиями.

Конституция была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов , опубликована в «Известиях ВЦИК» 19 июля 1918 г. и тогда же вступила в силу.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее

шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности - диктатура пролетариата и ее политическая основа - система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер , субъектами Федерации были национальные республики .

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов .

Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный

Право.

Систематизированные таким образом нормы составят «обязательное для всех право» , тогда как все дальнейшие узаконения будут представлять собой лишь технические инструкции. Этот первый подход к вопросу о системе права был обусловлен практической необходимостью, связанной с формированием системы советского законодательства.

20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

ЗК состоял из Основных положений и 3 частей:

1) О трудовом землепользовании;

2) О городских землях и государственных земельных

имуществах;

3) О землеустройстве и переселении.

ЗК провозглашал отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения объединялись в единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении

Наркомзема.

Все сделки с землей (покупка, продажа, завещание, дарение, залог) запрещались под страхом уголовного наказания.

Государство могло предоставлять землю лишь во владение и пользование.

Правом пользования могли обладать трудовые землевладельцы и их объединения, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства

при условии ее обработки своим трудом имели все граждане РСФСР.

Земля предоставлялась в бессрочное пользование,

которое могло быть прекращено только на основании за-

Использование наемного труда имело ограничения:, все трудоспособные члены крестьянского хозяйства должны были участвовать в сельскохозяйственных работах наравне с наемными работниками, условия труда которых регулировались КЗоТ РСФСР.

ЗК устанавливал следующие формы землепользования: общинное с уравнительными переделами междудворами, участковое (отрубные и хуторские участки) и товарищеское (сельскохозяйственная коммуна, артель, товарищество по общественной обработке земли).

Как исключение, ЗК разрешал аренду земли, которая носила трудовой характер. Срок аренды ограничивался одним севооборотом. Аренда допускалась в случае временного ослабления крестьянского хозяйства из-за стихийного бедствия, недостатка рабочей силы, неурожая.

ЗК устанавливал правовой статус крестьянскогодвора, который представлял собой объединение членов одной или нескольких семей, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Во главе стоял отец семейства - домохозяин, который руководил крестьянским двором. ЗК предоставлял право замены домохозяина в случае неудовлетворительного руководства двором, которое оформлялось постановлением волостного исполкома с разрешения сельского совета.

По ЗК правом рассмотрения земельных споров наделялись земельные комиссии .

Уголовное право ликвидирует чрезвычайные карательные меры , характерные для периода Гражданской войны, множественность нормативных актов союзного и республиканского значения, получает четкое деление на Общую и Особенные части и завершается принятием в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР.

УК дает общее понятие преступления , выделяя общественную опасность и противоправность , наличие умысла или неосторожности , однако признает преступлением всякое действие и бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядка. Таким образом узаконивается произвол в привлечении к уголовной ответственности без вины, которое стало возможным лишь на основании социальной опасности лица, наличие или отсутствие которой устанавливал суд.

УК объявляет законной аналогию и обратную силу уголовного закона, что на практике приводит к усилению судебного усмотрения в оценке правонарушения

и назначения наказания.

Из числа преступных деяний была исключена спекуляция , что было обусловлено проведением нэпа.

Особенностью УК стало введение составов контрреволюционных преступлений как наиболее опасных.

Контрреволюционным признавалось всякое действие, нацеленное на уничтожение революционных достижений , свержение советской власти, оказание помощи международной буржуазии, целью которой было свержение советского строя путем интервенции, шпионажа, финансирования и др.

Понятие наказание становится частью мер социальной защиты, целью которых является общее предупреждение новых нарушений со стороны преступника или потенциального нарушителя.

В качестве высшей меры наказания предусматривается сме

Не нуждается в доказательствах тот факт, что создание единого государства требовало масштабных государственных реформ в управлении. Но реформаторская деятельность в XVI в. имеет более глубокие корни.

К концу XV в. обнаружилось, что, затратив гранди­озные усилия в борьбе за создание национального государства, рус - ское общество находится в некотором тупике и не знает, каковы по­литические и духовные пути развития страны. Поэтому в основе ре - форм лежало не только совершенствование управления, но и вовле­чение всех сословий общества в государственное строительство на основе идеологии национального единства. Как писал В.О. Ключев­ский, "дела Москвы усиленно вызывали мысль о народности, о на­родном государстве". Господствующей в политической идеологии была мысль о воплощенной в государстве всеобщей правды. Христи­анской правде в России покровительствовал Бог. Теория "Москва - третий Рим" одновременно.устраняла неравноправие Москвы в евро­пейских отношениях и утверждала вечность и незыблемость третьего Рима.

Однако и самой Церкви не было ясно будущее страны. К началу XVI в. в церковной среде столкнулись два теоретических течения: ио­сифляне и нестяжатели. Последователи Нила Сорского нестяжатели отстаивали духовную роль Церкви в государстве. Более реалистичные иосифляне выступали за экономически мощную Церковь, которая в союзе с княжеской властью способна руководить обществом. Победу идеологии иосифлян в немалой степени определило еретическое бро­жение, требовавшее силового противодействия.

В конце XV в. на Руси распространилась масштабная ересь "жи- довствующих" (название она получила от прибывших с Запада ее распространителей "жидовинов" Схарни и др.), направленная против принципиальных основ христианского вероучения. В борьбе с ересью применялись казни, бесперспективно было воздействовать на ерети­чество "духовными уговорами". Но в основе ересей лежали и соци­альные причины, и надлом общества, вызванный экономическим и духовным пренапряжением народа в борьбе за национальное государ­ство, финансово-экономическое неблагополучие. Огромные денеж­ные потребности Руси неизбежно порождали народный нигилизм, и в первой половине XVI в. последовал взрыв преступности. Она приоб­рела профессиональные формы, распространились разбойничьи шай­ки.

В таких сложных условиях Иван III и Василий III проводили ос - торожные преобразования в государственном аппарате, управлении, ограничивали роль феодальной верхушки. Преобразования велись по трем направлениям. Первое - создание централизованной приказной системы. Второе направление касалось важнейшего звена - управле - ния городами. К началу XVI в. в городах появились должности горо­довых приказчиков, ставленников центральной власти, в руках кото­рых сосредоточивалось управление обороной городов, командование гарнизоном, сбор денежных средств, полицейская служба и т.д.; управление городами унифицировалось. Третье направление рефор­маторства было связано с ограничением деятельности кормленщиков (наместников и волостелей), которых великий князь назначал из чис­ла крупных феодалов для сбора налогов, управления и суда. "Кормле- ния" вызывали злоупотребления властью, и государство стало огра­ничивать срок кормлений одним-двумя годами, регламентировать численность их аппарата и нормы подателей.

В Судебнике 1497 г. различается наместничество с "боярским су­дом" и "без боярского сула". Разница в том, что наместники с "бояр­ским судом" уже не могли действовать самостоятельно, за ними уста­навливался контроль из центра. Одновременно Судебник наделял правами контроля за наместниками рядовое население. Он предписы­вал старостам и "лучшим людям" (неопороченным гражданам) при­сутствовать на суде у наместников (ст.38).

Начало масштабных преобразований.

Финансовая реформа 30-х годов XVI в.

После смерти Василия III боярское правительство вдовствующей княгини Елены приступило к масштабным преобразованиям. Нача­лись они с финансовой сферы.

Толчком послужила казнь в Москве в 1 533 г. шайки фальшиво­монетчиков, занимавшихся подделкой денег во многих городах Рос­сии. За несколько лет финансовых преобразований (до 1538 г.) про - изошла замена испорченных в обращении денег и введена единая русская монетная система с изъятием "Удельных" денег. Одновре­менно чеканка денег отошла к прерогативе государственной казны. Преобразования продолжались до 50-х годов ХVI в., когда произошли податные изменения.

До середины XVI в. на Руси не было единой налоговой единицы обложения, налоги были многочисленными и "разбросанными" (ям­ские деньги, кормленые, полоняничьи и т.д.). В 1550-х годах, после переписи земель, была введена единая единица обложения - "большая соха", она колебалась в зависимости от социальной принадлежности. Старые налогообложения (пищальные деньги, полоняничьи и т.д.) от - части сохранились, однако введение единой налоговой системы сви­детельствует о крупном шаге вперед.

Земская и губная реформы

Боярское правительство осуществило самые интересные преоб- разования того времени - земско-губные и судебные. Первые доку­менты об этих реформах датируются 30-ми годами XVI в. Преобразо­вания набирали темпы, достигнув апогея в середине 50-х годов. Суть их заключалась в том, что на территории страны создавалось два типа учреждений - "земские избы" и "губные избы". Они выполняли роль органов самоуправления, в которое вовлекались свободные, неопоро­ченные по суду граждане. Земские избы выполняли хозяйственные функции (хотя до некоторой степени были втянуты в борьбу с пре - ступностью), занимались сбором налогов, на них лежала ответствен­ность за строительство дорог, общественных зданий, обязанность за­селять пустующие земли, поддерживать в должном состоянии пашни и т. д. Эти учреждения были прототипом будущих российских земств.

Особенно интенсивно земская реформа проводилась на черно­сошном Севере, где рано развился товарный обмен, практиковалась скупка земли в крестьянской среде. В реформе были заинтересованы крестьянские предпринимательские верхи и купечество. За получение автономии самоуправления население выплачивало денежные ком - пенсации, поскольку роль наместников и волостелей при введении земских изб резко ограничивалась, а в дальнейшем они упразднялись. Но несмотря на эти выплаты, граждане были заинтересованы в ре - форме, особенно зажиточные слои, составлявшие костяк новой зем­ской администрации - старосты, головы, целовальники.

Губные избы формировались по типу земских, но им вменялась в обязанность борьба с преступностью. Имея собственный штат и след­ственный аппарат, губные избы производили все необходимые дейст­вия: разыскивали и арестовывали преступников, допрашивали свиде-

телей и т. д. В их распоряжении имелись тюрьмы с охраной по развер­стке из местного населения.

Они же выносили приговоры и их реали­зовывали. Основная борьба этих органов была направлена против профессиональной преступности и разбойничьих шаек.

Судебная реформа

Земско-губные преобразования сопровождались судебной ре - формой. В руках земско-губной администрации сосредоточилось су­дебное разбирательство и вынесение приговоров. Но делалось это со­вместно с так называемыми "добрыми людьми", которые избирались местным населением. Понятие "добрый" означало: достаточно устой­чивое материальное положение, неопороченность по суду, доверие свободного населения. "Добрые люди" участвовали в судебном раз­бирательстве, администрация из их состава заверяла подписями до­кументы суда. На них лежала обязанность отнести подсудимого к разряду профессиональных преступников или обычных, что учитыва­лось при вынесении приговоров.

Привлечение "добрых людей" к судебной деятельности имеет много общего с реформами Генриха II в Англии XII в., в результате которых впоследствии сформировался суд присяжных. Н. Е. Носов указал на то, что в русской реформе также создавался тип присяжного заседателя в лице "целовальников" и "добрых людей", но этому про­цессу помешала политика Ивана IV.

Военные преобразования

После венчания Ивана IV на царство и московских смут 1547­1 549 гг. усилилась роль правительственной группировки, которую часто именуют "Избранной радой" и в состав которой входили

А. Адашев, священник Сильвестр, А. Курбский, Курлятев. В этот пе- риод реформами охватываются новые районы страны, принимается Судебник 1550 г. и Стоглав 1551 г. Важное внимание во внутренней политике уделялось военным вопросам. От феодального ополчения было мало пользы. Появились специальные категории людей: пи- щальники, стрельцы, пушкари. Ведущую роль стала играть дворян­ская конница. Приговор 1550 г. ввел четкое деление по полкам (большой полк, полк правой руки, левой руки, передовой) с подчине- нием войска воеводе большого полка. Всякие споры о старшинстве и местничество во время боевых действий запрещались.

В 1556 г. был утвержден "Приговор о кормлениях и службах"; военная служба закреплялась как обязанность подданных государя, а не договор феодала с сюзереном. Феодал любого ранга, вотчинник и дворянин, обязаны были лично нести воинскую службу и выставлять, кроме того, со 100 четвертей земли одного полностью вооруженного всадника. За каждого всадника выплачивалась компенсация (1-2 руб.). У государства не было иных средств обеспечения службы, кроме зем­ли, создание класса обеспеченных землей воинов консервировало феодальные отношения. Во второй части "Приговора" признавалась отрицательная роль кормленщиков (наместников и волостелей), до­пускавших злоупотребления, указывалось на недовольство ими насе­ления. Кормления отменялись, им на смену предписывалось повсеме­стно создавать земско-губные органы.

К концу 1550-х годов реформы постепенно угасают, правитель - ственная группировка "Избранной рады" попадает в опалу и ситуация в стране резко меняется.

Общая оценка реформ

В научной литературе существует несколько точек зрения на ре - формы. Так, В. Кобрин считал, что они были направлены на центра­лизацию государства, которая так и не была завершена. Другие ис- следователи (Н. Носов, А. Зимин, А. Хорошкевич) полагали, что в первой половине XVI в. перед Россией, как и перед другим странами Европы, было два пути - феодальный и буржуазный (или предбуржу- азный), а реформы были направлены на буржуазную реорганизацию общества, но не получили достаточного развития. Главную роль в этом сыграла опричнина.

Опричнина

В истории опричнины до сих пор много загадок. Она прервала серию блестящих реформ, и ее последствия не одно десятилетие ска­зывались на обществе. О причинах опричнины нет единства мнений. С точки зрения С. Платонова, опричнина была направлена против по­рядков удельной старины. Другие исследователи считают опричнину альтернативой западному парламентаризму (Д. Альшиц), подчерки­вают значение личных качеств Ивана IV, его упорное стремление к самовластию и психические качества. Распространена точка зрения о том, что опричнина была следствием борьбы боярства и дворянства (П. Садиков); она получила развитие в эпоху торжества учения Мар- кса-Ленина-Сталина, поскольку более других соприкасалась с теори­ей борьбы классов. По нашему мнению, опричнина - худший вариант разрешения общегосударственных проблем управления страной в ус - ловиях Ливонской войны и возраставших финансовых потребностей. Тотальная централизация ничем не ограниченного единовластия Ива­на IV подавила демократические преобразования, страна свернула на путь консервативной феодальной эволюции.

За несколько лет до введения опричнины стали усиливаться цар­ские опалы и репрессии, военные действия на Ливонском фронте бы­ли далеки от желаемого успеха, политика стала заходить в тупик. 3 декабря 1564 г. царь и сотни груженных драгоценностями, казной и иконами подвод вместе с приближенными и их семьями покинули Москву, оставив государственных служащих, бояр, да и все населе­ние в неведении о дальнейших планах. Проскитавшись месяц по мос­ковскому княжеству, царь объявился 3 января 1565 г. в Александров­ской слободе (г. Александров). Общество к этому времени было дос­таточно взбудоражено. Г онцы Ивана IV передавали в столицу угрозы царя об отречении, говорили о его желании покарать "изменников и лиходеев", для чего он требовал казнить их и класть "опалы", конфи­сковывать имущество по собственному усмотрению. Иными словами, речь шла об изменении всего уголовно-процессуального законода­тельства. Одновременно царь требовал учредить себе особый штат должностей, разделить органы управления и территории на опричные (от слова - опричь - кроме) и земские. Растерявшаяся Боярская дума дала согласие, и в слободу прибыла покорная делегация из Москвы.

Опричнина включала в себя два главных аспекта: политику ре - прессий и деление государства (территории, управления, приказов и т.д.) на опричнину и земщину. На протяжении всего царствования Ивана IV (до 1584 г.) менялись формы проведения разобщения страны, усиливалось самовластие монарха, росла его бесконтрольность перед законом и Церковью. Иван IV в своих теоретических воззрениях пола - гал себя равным самому Богу, с правом казнить и миловать всех и вся. До конца его царствования практиковалась политика бесчисленных казней. Человек высокообразованный и талантливый, тонкий дипло­мат, начавший свое царствование с блестящих реформ, Иван IV закон­чил жизненный путь безответственным властелином в стране, где бу­шевало "великое разорение". Была исковеркана русская идея власти как служения Богу и государству, пресечением династии (убийство собственного сына) подготавливалась скорая великая смута.

Земский собор (1549 г.)

Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы.

Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.

Реформа центральных органов государственного управления

В результате этой реформы была создам новая система центральных органов управления - приказов, специализированных по роду деятельности.

К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. А. Адашев возглавил Челобитный приказ, разбиравший жалобы и осуществлявший высший контроль; И. Висковатый - Посольский приказ, регулировавший отношения с зарубежными странами; Большой приказ ведал финансами; Поместный - распределял земли за службу; Разрядный - отвечал за организацию дворянского ополчения; Разбойный - за охрану правопорядка. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.

Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое».

Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения соха могла составлять от 400 до 600 га земли.

Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избирались черно-тягловыми крестьянами и горожанами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки (секретари). Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.

Военная реформа.

В 1550 г. из пищальников в Москве было создано постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и холодное оружие - мечи и бердыши. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3000 человек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла 25 тыс. человек. Войско делилось на московские и городовые приказы. Стрельцы были обязаны участвовать в боевых действиях, в мирное время заниматься военной подготовкой, нести караульную службу. В свободное время им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Московского государства. Было составлено «Уложение о службе» - первый военный устав, по которому устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по происхождению; по прибору, то есть по набору. Вливались в войско и казаки с Дона. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.

Церковные реформы. На Стоглавом Соборе, названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.), были приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической ситуации в Русском государстве.

Россия в 16 веке. От политики реформ к опричному террору. Опричнина и её последствия для страны

Борьба за достижение основных стратегических целей в области внутренней и внешней политики, продолжалась в XVI столетии. Это столетие неразрывно связано с именем первого русского царя Ивана IV(1533 – 1584), прозванного за жестокость Грозным. В деятельности Ивана Грозного выделяются два этапа: доопричный и опричный.

В течение первого периода правительство Ивана Грозного (Избранная рада) проводило ряд важных структурных реформ, направленных на укрепление централизованного аппарата власти. Созыв Земских соборов-собраний представителей сословий; издание нового Судебника; создание центральных органов государственного управления; отмена системы кормлений и реформа местного управления, частично обеспечивающая его выборность; введение единообразного порядка организации военных сил и создание стрелецкого войска; реформа податного облажения – все эти меры повысили централизацию государства, эффективность управления, способствовали становлению сословно-представительной монархии. Реформы середины XVI столетия привели к крупным военным успехам: к России были присоединены Казанское и Астраханское ханства, в состав государства вошли Среднее и Нижнее Поволжье, а также Южное Приуралье. Открывалась возможность дальнейшего продвижения на восток, в Сибирь. (Сибирское ханство было разгромлено и присоединено в конце XVI в.).

Однако роспуск Избранной рады в 1560 г. означал начало перехода ко второму этапу правления Ивана IV, связанному с опричниной и опричным террором. В 1565 г. с помощью ловкого политического маневра Иван IV обеспечил за собой право неограниченной власти, учреждения опричнины – государева удела с особой территорией, войском и государственным аппаратом. Сразу же после этого начался террор, обрушившийся сначала на феодальную аристократию, а затем и на другие слои общества. Кульминацией опричного террора стал конец 1569 – начало 1570 гг., когда варварскому разгрому был подвергнут Новгород, якобы задумавший измену и пожелавший отойти к Литве. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Клину, Твери и Торжке.

В результате опричнины Россия оказалась в ситуации глубокого экон. и полит. кризиса, кот плавно перешел в конце 16 века в смутное время

После того, как в июне 1547 г. в Москве произошел страшный пожар (в результате которого почти весь город выгорел, пострадало множество людей). Разъяренная толпа ворвалась в Кремль и разграбила дворы Глинских (которых обвинила в поджоге). Был убит дядя царя Ю.В. Глинского. Царь укрылся в селе Воробьеве и с трудом уговорил разойтись толпу.



События очень повлияли на царя (напугали) и убедили в необходимости проведения реформ.

Иван 4 приблизил к себе группу советников, называемую Избранной радой (она возглавлялась окольничим А.Ф.Адашевым и неофициальным духовником царя Сильвестром).

Избранной раде приписывают проведение реформы середины 16 века (есть мнение, что избранной рады могло и вовсе не существовать, а речь идет лишь о выдвижении тех или иных советников).

Были принят ряд мер по ограничению местничества. Церковного землевладения коснулись изменения: появился запрет на приобретение земли церковью без доклада правительству, а часть земель под разными предлогами изъята у неё. Налоговая реформа также коснулась церкви – некоторые налоговые привилегии церкви отменены. В ходе реформы была введена единая податная единица – соха.

Начались военные реформы середины 16 века. Было создано:

· Стрелецкое войско;

· «Избранная тысяча».

Стрелецкое войско – оно не распускалось в мирное время и состояло, как и пушкари, из горожан и «черных» крестьян. Вследствие военной реформы 16 века потребовалось перераспределение вотчин и поместий, так как они являлись оплатой за службу (для обязанных к ней дворян и бояр).

«Избранная тысяча» - особенно надежная часть войска, состоящая из 1078 дворян, который царь поселил в Московском уезде и обеспечил их поместьями.

В 1549г. – был созван первый орган сословного представительства страны – Земский собор. По его решению был составлен и утвержден (1550 г.) новый Судебник, который закрепил результаты проведенных реформ.

В 1551 г. – состоялся Стоглавый церковный собор. Свое название он получил по количеству глав, в которые были сведены его решения.

В середине 50-х гг. – Иван Грозный проводит серию новых реформ 16 века. Окончательно оформляется система приказов. Приказом назывался государственный административный орган центрального управления, ведавший определенную сферу (Посольский приказ занимался вопросами дипломатии, Разрядный – служилых людей и т.д.).

Проведена земская реформа 16 века. В 1555 г. – отмена «кормления». Судом, сбором налогов стали заниматься должностные лица, «излюбленные головы», земские старосты.

В 1556 г. – принимается «Уложение о службе», по которому служилые люди выставляли со 150 десятин земли одного боевого холопа (специально обученный слуга, идущий в поход вместе с господином).

В итоге военных реформ 16 века в России военная сила столь значимая во внешней политике существенно укрепилась.

mob_info