Что сделать на уроке по труду. Урок труда план-конспект по технологии на тему. Интересно и вкусно: юные хозяйки

ТАСС, 15 ноября. Внедрение новой концепции урока технологии, которую предложили Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Союз «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), потребует оснастить школы новым оборудованием и провести переподготовку педагогов, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Проект был презентован в начале ноября на полях чемпионата WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге. Он предполагает модернизацию методик преподавания предмета и освоение учащимися современных концепций. Эксперты отмечают, что изменение подходов улучшит раннюю профориентацию за счет появления новых направлений, однако необходимо взвешенно подходить к нововведению, учитывая не только высокие технологии, но и традиционные навыки ведения быта, а также национальные традиции ряда регионов.

Эксперимент в Москве: уроки в технопарках

Согласно концепции, новый урок технологии будет направлен на реализацию проектов в научно-техническом творчестве, рассказала ТАСС генеральный директор АСИ Светлана Чупшева . «Урок технологии, который мы предлагаем, это как раз навыки, которые пригодятся ребенку в его профессиональной, либо в обычной жизни. Она (инициатива - прим. ТАСС) уже поддержана, подготовлены и одобрены Министерством образования методические рекомендации, которые будут транслированы в школах, для того чтобы уроки технологии были максимально эффективными с точки зрения формирования таких навыков у детей», - отметила она.

По ее словам, в этом году в Москве уроки технологии уже проходили по новой программе. «Важно, что они проходили не внутри общеобразовательных учреждений, а в технопарке. Детям было очень интересно в течение трех месяцев реализовывать проекты в пяти ключевых направлениях: это и промышленный дизайн, и среда „умный дом“, и робототехника, и беспилотники. Мы надеемся, что уроки технологии постепенно будут внедрены во всех школах», - сказала Чупшева.

Директор центра физико-математического образования корпорации «Российский учебник» Елена Тихонова сообщила ТАСС, что корпорация готова к разработке новой линии учебно-методических комплектов с учетом актуальных изменений и концепции технологического образования.

"Современный учебник технологии может быть построен по модульному принципу. Этот позволит обеспечить получение базовых технологических знаний и, в зависимости от запроса региона, возможностей образовательной организации, предпочтения обучающихся выбрать дополнительный модуль, например, агротехнологический, робототехника, технологии сервиса. В новые учебники необходимо вводить большее количество различных заданий развивающего характера, знакомить с разработкой и реализацией различных проектов, необходимо знакомить учащихся с постоянно обновляющимися видами технологий", - уточнила Тихонова.

Готовы не все Сразу несколько экспертов отметили, что для внедрения новой концепции преподавания школы необходимо будет дополнительно оснастить современным оборудованием. По мнению начальника отдела дополнительного образования Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Галины Павленко, занятия должны строиться как освоение современных технологий, и одним из перспективных методов их проведения будет игровой или имитационный.

"Школы в Приморском крае в подавляющем большинстве к реализации новой концепции не готовы: у них нет соответствующей материальной базы и достаточного количества готовых к работе в условиях новой концепции педагогов. Подготовка учителей труда в вузах на Дальнем Востоке вообще не ведется. При изменении подхода к преподаванию необходимо обеспечить подготовку кадров к реализации новой концепции, на базе педагогических вузов. При этом вузы нуждаются в дополнительных материально-технических условиях для подготовки учителей технологии", - отметила она.

Того же мнения придерживается и начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Липецкой области Наталья Юшкова. «Конечно, в школах нет такого оборудования, потому что оно не предусмотрено по полномочиям, например, сварочные аппараты высокого уровня. Но показать свои базы и предложить попробовать поработать на своем оборудовании могут средние профессиональные технические учебные учреждения», - добавила собеседница агентства.

По мнению доцента кафедры профессионального образования Курского института образования Игоря Власова, введение новой концепции преподавания уроков технологии в школах Курска вызовет определенные сложности, прежде всего, из-за нехватки кадров и площадок.

Опыт регионов

Некоторые российские регионы уже сегодня самостоятельно организуют в рамках уроков технологии обучение высокотехнологичным компетенциям. Как сообщила ТАСС первый замминистра образования Карелии Татьяна Васильева, в республике имеется опыт по взаимодействию школ, колледжей и предприятий, чтобы дать возможность школьнику освоить различные навыки и помочь определиться с будущей профессией.

"Например, учащиеся школы № 39 Петрозаводска в рамках внеурочной деятельности получали теоретические знания в школе, далее в колледже или техникуме отрабатывали практические навыки по модулям «Поварское дело», «Машинист дорожных и строительных машин», «Сварщики» и другим. После этого ребята посещали предприятия, где можно применять эти навыки, знакомились с потенциальным местом работы", - сказала она.

Новые подходы к проведению уроков уже несколько лет применяют и в гимназии № 19 в Кургане. «К примеру, в восьмом классе мальчики в рамках урока технологии изучают основы робототехники. С помощью родителей и спонсоров мы закупили оборудование для этих уроков. Курс преподает молодой учитель, владеющий современными технологиями. В настоящее время мы думаем о приобретении 3D-принтера», - рассказала ТАСС директор образовательного учреждения Елена Смирнова .

А в Брянской области уже готовят педагогов, готовых обучать современным технологиям. «Все учителя технологии, которых мы готовим для работы в школе, способны дать ученикам знания о том, как можно на компьютере смоделировать 3D-изделие и сделать его на 3D-принтере. Также они могут дать детям знания в области робототехники, но пока такие анклавы прогрессивного преподавания продвинутых дисциплин сосредоточены не в школах, а детских технических центрах», - отметил собеседник агентства.

Взвешенный подход

В целом эксперты сошлись во мнении о том, что концепция преподавания технологии в современной школе нуждается в совершенствовании. Однако вопрос объединения мальчиков и девочек на уроках технологии, учитывая акцент на высокие технологии, вызвал неоднозначную реакцию.

Заместитель директора по научно-исследовательской работе Школы педагогики ДВФУ Григорий Капранов, считает, что школьников нужно готовить к жизни в высокотехнологичном мире, не забывая при этом о навыках, которые необходимы в повседневной жизни, например, в домашнем хозяйстве. «Прямолинейное изменение системы трудового обучения по игнорированию гендерного принципа… скорее навредит, чем будет полезным», - сказал он ТАСС.

Помощник министра образования Чечни Абдурахман Каимов также считает, что совместное обучение мальчиков и девочек на уроках технологии применимо не для всех регионов. «С точки зрения национального менталитета, в республике есть моменты, отличающиеся от других регионов. Это мое личное мнение, но совместное обучение по технологии в Чеченской Республике не обязательно. Есть такие дела, которые полагается делать мужчине или женщине, и пересекаться эти занятия не должны, хотя развитие общества и предполагает наличия общих навыков в некоторых вопросах», - сказал он.

Его позицию разделяет и глава комитета по образованию, культуре и связям с религиозными организациями Народного собрания Ингушетии Марьям Амриева. «Я понимаю, что есть тренд мирового развития и происходит стирание граней между женщинами и мужчинами. Однако девочку надо растить как воспитательницу детей и хранительницу очага, а мальчики должны воспитываться в духе защитника очага, страны и народа», - сказала собеседница агентства.

В то же время в Кабардино-Балкарии постепенно переходят на новые стандарты преподавания уроков труда. «Наши школы уже отошли от традиционных уроков труда, где мальчики отдельно от девочек занимаются. У нас во многих школах есть робототехника, там не только мальчики, но и девочки обучаются. Что касается учителей для таких занятий, то в некоторых школах их специально переучивают, в некоторых - набирают новых», - сообщили ТАСС в региональном министерстве образования, науки и по делам молодежи.

В Дагестане уроки технологии проходят в разных форматах. «Новые стандарты преподавания уроков технологии не предусматривают деление [по гендерному принципу] как таковое. Сейчас в Дагестане технология преподается по-разному, так как образовательные учреждения сами вправе решать, в большей части школ - объединенные уроки, где-то отдельные еще», - рассказала ТАСС начальник управления общего и профессионального образования Министерства образования и науки Дагестана Лариса Абрамова.

Раз в неделю в школе мы расставались с нашей мужской частью класса. Девочки отправлялись познавать азы кройки, шитья и кулинарии, а мальчики - учиться быть хозяевами в доме: забивать гвозди, делать табуретки и вешать полки. В сегодняшней школе молотки мальчики видят только в учебниках. Традиционные уроки труда заменили на информатику и технологию. Узнать, что произошло с уроками труда и почему мальчиков перестали обучать основам мужского домоводства, я отправилась в родную школу № 21.

Сидят девчонки, сидят в косынках

Кабинет труда для девочек остался на том же месте, как и 16 лет назад, когда я первый раз переступила его порог. В классе сидят шестиклассницы в таких же фартуках и косынках, которые шили мы. На столах те же швейные машинки, а вот кухню поменяли на новую.

Учитель труда Татьяна Кузьмина рассказывает о программе обучения: «С 5 по 7 класс трудовое обучение два часа в неделю, в 8 классе оно становится больше профильным. В 5 классе девочки начинают с азов: изучают ручные и машинные швы, шьют фартуки. В 6 классе шьём сорочки, в 7-м - юбки, а в 8 классе - кукольные сарафаны. Так как занятия проходят всего один час в неделю, мы не успеваем сделать большое изделие. Восьмиклассницы могут самостоятельно наладить швейную машину, вставить иголку. У нас проходят уроки материаловедения, моделирования».

На новой кухне готовить, наверное, приятнее. Но мы в свои школьные годы с большим удовольствием готовили и на старой. Первое, чему мы научились, - бутерброды и омлет. Омлетом я закормила домашних так, что потом его ещё долго не готовили. А вот свежими бутербродами мы с гордостью угощали наших мальчишек, которые прибегали из соседнего кабинета. Они воодушевлённо рассказывали, как сами сделали вешалки для одежды, в старших классах гордились, что могут скрепить металлические листы, а мы в ответ угощали выпечкой.

Викторины вместо гвоздей и молотка

Мальчикам уроки труда заменил предмет под названием «технология». Ученики здесь прилежно сидят за партами, перед ними раскрыт учебник и тетрадки, они что-то записывают, а потом чертят. Никаких инструментов, никакого запаха дерева, никаких опилок, металла. Только чернила и бумага. Ведёт урок технологии Елена Гаврилова. В программе обучения - теоретическое изучение обработки дерева и металла. Так же теоретически знакомятся с инструментами и материалами. С 6 по 8 класс мальчики изучают компьютерные технологии. Елена Васильевна рассказывает, что старается, чтобы уроки были интересными, проводит игры КВН, викторины и устные опросы.

«В нашей школе на уроки технологии перешли три года назад. В школе демонтированы мастерские. Инструменты в них были травмоопасные. В нашей школе несчастных случаев не было, но я знаю, что в других школах были травмы рук и глаз», - рассказала Елена Гаврилова.

В традиционном виде «травмоопасные» уроки сохранились в некоторых школах Сергиево-Посадского района. Уроки технического труда у мальчиков ведутся в 16 школах: № 1, № 6, № 14, № 16, № 28, гимназии № 5, лицее № 24, Хотьковской школе № 1, Хотьковской школе № 5, Константиновской, Кузьминской, Самотовинской, Торгашинской, Шабурновской, Шеметовской школах, а также в основной общеобразовательной школе № 7.

Youtube научит

Очевидно, что придя домой с уроков технологии, мамин помощник не забьёт в стену гвоздь и не повесит полочку в коридоре. Получается, что ответственность за обучение «мужским» навыкам лежит на папах и дедушках. А ещё можно посмотреть видеоролик на Youtube и попробовать повторить процесс.

Например, спросом пользуются видео «Как починить кран, если он капает». В век технологий в интернете можно найти ответ на любой вопрос. Но, как мне кажется, есть вещи, которые могут передаваться только при личном общении от человека к человеку. Ни один видеоблогер не подскажет мальчику, где он допустил ошибку и почему его табуретку повело. Мужчины с золотыми руками ценились во все времена, но видимо, в ближайшем будущем умельцы будут редкими экземплярами.

«Леность - основа порока. Человек должен трудиться - душой, руками и головой», - считает Ольга Васильева, министр образования. А ещё, по её мнению, школьникам необходимо трудовое воспитание: они должны «трудиться ежечасно, ежесекундно» и «получать радость от своего труда».

По инициативе Минобрнауки с 2017 года в школах должны начать вводить час трудового воспитания в рамках предмета «технология». О том, чем дети будут заниматься на этих уроках, в ведомстве пока не сообщается. Но министр образования призвала школы не ждать указки «сверху» и начинать самим приучать школьников к труду.

У меня есть три вопроса к участникам сообщества. Тех, кто захочет оставить свои ответы, я прошу предварительно посмотреть те комментарии, которые размещены в конце этого поста.

1. Пожалуйста, вспомните время своей учебы в школе и скажите, насколько те уроки труда, которые посещали Вы в те времена, пригодились Вам в Вашей жизни (как профессиональной, так и в бытовой). При этом интересно было бы понять, если говорить об элементарных бытовых вещах (кулинария, шитьё у девочек, пиление, строгание и т.п. у мальчиков), кому Вы считаете себя в бОльшей степени обязанными тем навыкам, которые Вы получили к моменту своего взросления: школьным урокам или родителям?
2. Можете ли Вы сказать, насколько полезными (с Вашей точки зрения) оказываются уроки труда для Ваших детей в современной школе. Приобреталю ли Ваши дети в школе какие-то навыки, которые им облегчают их ТЕПЕРЕШНЮЮ жизнь в Вашей семье?
3. Если Вы считаете разумным такой подход к проведению уроков труда, при котором дети на них приобретают РЕАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, которые пригодятся им после того, как они начнут самостоятельную жизнь в своей новой молодой семье (впрочем, и раньше тоже, пока они ещё живут "под Вашим крылом"), поделитесь, пожалуйста, Вашими знаниями о тех школах, где этот опыт, по Вашим ощущениям, реально внедрен в практику.

А теперь - несколько моих собственных комментариев.
Я хочу объяснить, откуда "растут ноги". Дело в том, что я работаю в издательской фирме, которая выпускает продукцию, направленную на школьных администраторов. И вместе со мной работают люди, которые были (или являются до сих пор) директорами или завучами школ. Вчера довольно случайно у нас зашел разговор на эту тему, и я, как молодой отец и как активный участник всякого рода акций, выпадающих на долю родительских комитетов, задал своим коллегам вопрос о том, насколько в тех школах, в которых они работают, обучение детей труду приближено к реальной практике. У нас получился довольно интересный и содержательный разговор. Я со своей стороны в первую очередь интересовался тем, учат ли мальчиков работать с дрелью, пилить-строгать-точить, класть плитку, клеить обои и т.п. Кроме того, меня интересовал вопрос, сопряжены ли каким-то образом уроки труда в их школах с решением каких-то хозяйственных проблем, возникающих в школе и требующих каких-то ремонтных действий. Т.е., например, если какой-то класс нуждается в ремонте, то используют ли эту ситуацию для того, чтобы продемонстрировать детям на практике те технологии, которые используются при ремонте помещений, быть может, и давая им при этом ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ. Ведь при этом убиваются два зайца: и дети чему-то обучаются, и школа экономит средства на ремонт, решая часть проблем за счет своих внутренних резервов. Или вдруг в каком-нибудь туалете мальчики раздолбали раковину или унитаз (такое, например, произошло в школе, где учатся мои девочки), и тогда на уроке труда можно какому-нибудь классу продемонстрировать, как производить установку новой раковины, как подключать сантехнику и т.п. Это и ответственность развивает, и более бережное отношение к тому, что есть в школе. И вообще школа тогда постепенно превращается во второй дом..
Главными недостатками такого подхода, о котором мне сразу же сказали мои коллеги, являются две вещи (на самом деле взаимосвязанные). Первая заключается в отношении к подобным мероприятиям родителей. Негативном отношении. Поскольку многие родители посчитают, что их детей просто используют. И в данном случае я понимаю, что всякого рода переноска тяжестей, уборка помещений и прочие подобные работы действительно могут многих родителей напрячь, в особенности когда их ребенок пашет, а его сосед по парте этого делать не хочет. Но, я надеюсь, Вы поняли, что это - другая ситуация.. Вторая проблема заключается в том, что сейчас администрация школы должна быть крайне осторожной в подобного рода ситуациях. Они обязаны в случае проведения такого нестандартного мероприятия, как, например, участие детей какого-то класса ну, скажем, в покраске стен, провести кучу инструктажей, получить согласие родителей в письменном виде и предпринять ещё массу других бумагомарательных шагов. И это настолько сложно, что нанять маляра гораздо дешевле.
Наш вчерашний разговор настолько засел в мою голову, что в результате этот пост и сформулировался. И теперь, если честно, я хотел бы, получив некоторую критическую массу Ваших комментариев, сформулировать некоторые параллельные вопросы в сообщество ЖЖ direktor_shkoly где иногда "пасутся" действующие администраторы образования, чтобы выяснить, с преодолением каких трудностей сопряжен такой "крен" в преподавании труда.

Кстати, я совершенно точно знаю, что в менее формализированных школах, в сельских районах, всё, о чем я написал, часто является естественным и привычным. И более того, иногда такое совместное школо-домоводство оказывается условием выживания школы при том уровне финансирования, которое она имеет. И отношения там между учениками и учителями более искренние..

Заранее спасибо всем, кто откликнется!

Сегодня система трудового воспитания в школах претерпевает изменения. Их двигатель — новые нормы федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов), которые, в частности, предусматривают сокращение часов на уроки технологии. Более подробное изучение этого предмета будет уходить в так называемые элективные, то есть обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, а бо́льшее внимание уделяться внеурочной деятельности. И тут уже решение должны принять сами дети, что для них станет приоритетом – технология на курсах и в кружках или какая-то иная наука для углублённого изучения.

В последнее время родители ни раз отмечали, что уроки технологии в школах устарели. Жизнь идёт вперёд, а трудовое воспитание топчется на одном месте, в большинстве школ не обновляется оборудование, не внедряются более современные технологии.

«Черёмуха» решила выяснить, так ли это на самом деле? Что изменилось в уроках труда-технологии за последнее время кроме названия, как повлияли на них стандарты, в рамках которых живёт школа?

ЧТО ХОТЯТ РОДИТЕЛИ?

Чтобы дети вышли из школы в буквальном смысле универсалами.

Николай Соловьёв, папа 12-летнего Антона и 14-летней Наташи: «Девочки умели бы готовить не тривиальные блюда типа бутербродов и салатов, а более сложные, освоили бы кройку и шитьё, основы ведения домашнего хозяйства, были психологически готовы к созданию семьи. Мальчики знали бы дерево- и металлообработку, стали технически подкованными. Было бы хорошо, если б дети владели медицинскими знаниями».

С одним согласна – основы медицинских знаний в человека нужно закладывать с подросткового возраста. Но делать это должны специалисты. Но почему бы перечисленные выше знания не заложить в ребёнка родителям? Но реалии современности таковы, что почти половина детей в каждом классе – из неполных семей. Отсутствуют, как правило, папы. Девочкам основы ведения домашнего хозяйства мамы, бабушки ещё могут показать, объяснить. Как быть с мальчиками? Нагрузка падает на учителей технологии. А в полных семьях родители озабоченные зарабатыванием денег, практически не видят своих детей.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

Учителя технологии считают, что сегодня сложился стереотип относительно уроков технологии, который нужно ломать. Существует мнение: на уроках школьники только и делают, что мастерят табуретки и швабры, а девочки вышивают крестиком. На самом деле всё не так. По крайней мере в тех школах, где удалось побывать во время подготовки этого материала. Сегодня ребята знакомятся со множеством направлений – черчением, электротехникой, технологиями обработки различных материалов, ведением домашнего хозяйства, ремонтом и строительством. Например, восьмиклассники в рамках региональной программы профессиональной подготовки школьников изучают современные отрасли и производства Ярославской области, вузы и учебные заведения региона.

Технология включает в себя несколько взаимосвязанных предметов: трудовое обучение, информатику, математику, геометрию, черчение, физику. Новые образовательные стандарты предусматривают возможность внедрения в учебный процесс современных образовательных блоков по усмотрению учителя.

Проблема как раз в том, кто будет продвигать современные направления в школах города? Средний возраст учителей технологии – порядка 45 – 50 лет. К тому же, молодых специалистов, желающих пойти работать в школу, не очень много. Сложился стереотип, что здесь мало зарабатывают. Но при хорошей загрузке учителя можно получать среднюю зарплату по городу. Плюс отпуск летом — 56 дней, три раза в учебном году каникулы. Есть и социальные гарантии. Существует региональная программа ипотечного кредитования для покупки жилья молодым специалистам.

Педагоги уверены — нужно возрождать престиж профессии школьного учителя и как можно скорее, рассказывать о её плюсах, пропагандировать среди подростков и родителей. Может, и не стоит ждать молодых специалистов из педуниверситетов? В Рыбинске есть свой технический вуз. Почему бы не ввести педагогику в программу обучения студентов как курс по выбору? А после окончания учебного заведения привлечь их для работы в школы.

О том, что в современном мире уроки технологии меняются, рассказала и Галина Чепурина, учитель технологии средней общеобразовательной школы № 12 имени П. Ф. Дерунова: «Мы работаем по программе Ирины Сасовой, в основе которой лежит метод проектов. И дети выполняют свои работы от идеи до воплощения. Если раньше на уроках труда девочки шили салфетки, и у всех они получались практически одинаковые, то сейчас всё по-другому. Недавно мы выполняли проект по театральной кукле – и у каждого ребёнка она получилась своя, кто какую захотел и выбрал для себя».

Галина Алексеевна показала несколько проектных куколок – смешариков, другие сделаны из обычных ложек, третья похожа на планшетную куклу для настоящего театра кукол.

Галина Чепурина: «Выполнив проект, дети представляют результаты своей работы – кто-то просто рассказывает технологию изготовления, а кто-то готовит целый спектакль. Разве это не интересно»?

Одинаковой остаётся только технология изготовления вещей – снять мерки, освоить швы. Но главную роль играет именно творчество.

Лилия Гладкова, учитель технологии средней школы № 26: «Новые стандарты мне больше понравились, потому что дают возможность через проектную деятельность развивать фантазию детей. И дети за проекты берутся с большим интересом. Наша цель как учителей – познакомить девочек с новыми веяниями прикладного искусства, расширить их кругозор. Мы сейчас изучаем интерьер дома, даже формирование семейного бюджета. И чем только не занимаемся – вяжем крючком, на спицах, шьём различные изделия, делаем картины в стиле батик. С появлением интернета у ребят сейчас больше возможностей – увидели что-то там, а на уроках мы это делаем. Даже щи варим виртуально. Жаль только, что сокращают время на уроки технологии».


Фото из личного архива Станислава Матчина

А что же у мальчиков?

Каких только поделок нет в мастерской учителя технологии средней школы № 12 Станислава Матчина, который в этом году стал победителем рыбинского этапа конкурса «Учитель года». Подставки под цветы, планшеты и сотовые телефоны, записные книжки из устаревших компьютерных материалов – дискет, богомолы из «начинки» лампочек накаливания, наборы для ухода за комнатными цветами, часы из старых пластинок, модели самолётов, деревянные чёртики для Хэллоуина. Мальчишки изучают основы дерево- и металлообработки, различные технологии и хитрости, которые несомненно пригодятся им в дальнейшей жизни.

С девочками осваивать азы кулинарии, изучать кройку и шитьё легче. В каком плане? Материалы не такие дорогостоящие. Не спорю, швейные машины, электроплиты, посуда тоже стоят денег, но это гораздо дешевле, чем приобретение металла, древесины и соответствующих станков, инструментов и приспособлений для уроков технологии у мальчиков.

Сергей Занин, учитель технологии у мальчиков средней общеобразовательной школы №26: «Уроки технологии в школах – удовольствие дорогое. Они «съедают» порядка 40% средств от всего предметного обеспечения. Сегодня стоимость школьного токарно-винторезного станка – примерно 240 тысяч рублей плюс в 50 тысяч выльется его установка и подключение. А ещё стоимость инструментов и приспособлений. Поэтому часы на работу с металлом сокращены. Стало больше времени уделяться декоративно-прикладному творчеству».

Сергей Николаевич показал образцы изделий из древесины и металла, которые они делали и делают с мальчиками на уроках технологии. У современных ребят изделия получаются более простые, чем у детей в 80-90-е годы. Причина — проблемы с материально-техническим обеспечением. Оборудование и инструменты изношены, а на приобретение новых средств, как всегда, не хватает. В своё время предприятия оказывали помощь школам и инструментами, и станками.

Чтобы сегодня сделать уроки труда более высокотехнологичными, нужна база, оборудование, материалы, специалисты, в конце концов. Сегодня, к сожалению, нет преемственности среди педагогических работников. Ведь и учитель, прежде чем дать ребёнку знания, сам должен уметь работать на станках и руками. В настоящее время не хватает учителей технологии для мальчиков. В некоторых школах этот предмет у них ведут женщины. Чему они могут научить мальчишек? Да, теоретические знания по учебнику они дадут, но самое главное – практика, на которую по программе отдаётся 75% учебного времени.


Фото из личного архива Станислава Матчина

Сергей Занин: «Я считаю, что мы должны научить ребёнка работать руками и дать азы работы различными инструментами, на станках. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Если нам немного углубиться в историю. Вы знаете, что впервые трудовое обучение в немецких школах ввёл Бисмарк. И упор был сделан именно на ручной труд. После чего Германия стала быстрыми темпами развиваться, как индустриальная страна. И развивается до сих пор. По её примеру пошли Франция, Англия, США. Наша страна в начале XX века была одним из лидеров по ручному труду, в то время работало около 5 тысяч преподавателей».

После нашего разговора подхожу к мальчишкам, которые только что на уроке технологии осваивали электрическое дело. Судя по горящим глазам, им это нравится.

— Чем бы ещё хотели заниматься на уроках технологии? – допытываюсь у них. Ребята только заулыбались и побежали на перемену. Им на помощь пришёл Сергей Николаевич:

«Наша цель – привить любовь к труду, заинтересовать детей, увлечь их творчеством. Но для этого нужны материалы, инструменты, станки, конструкторы».

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ РГАТУ

Если отойти от стандартов, какими могут быть уроки технологии в школе? Этот вопрос «Черёмуха» адресовала одному из преподавателей Рыбинского государственного авиационного технического университета. У него своё видение, довольно оригинальное.

Андрей Печаткин, заведующий кафедрой радиоэлектронных и телекоммуникационных систем РГАТУ, кандидат технических наук: «На мой взгляд, можно пойти и в более интересные сферы, например, робототехнику, которая объединяет в себе многие области знаний. И заниматься этим могут как девочки, так и мальчики. На первом этапе ребёнок конструирует своего робота. Какую функцию он будет выполнять – зависит только от его фантазии. В данном случае дети обращаются к такой области знания как механика. Создали объект. Теперь в него нужно «вдохнуть» жизнь, чтобы робот смог выполнять простейшие команды – двигаться в разных направлениях, поднимать руки, брать что-то. Здесь уже «вступают» в дело такие науки, как программирование, информатика. После чего его можно сделать более изящным – с помощью 3D принтера придать форму. В данном случае дети уже осваивают системы автоматизированного проектирования. Робота можно сделать разноцветным».

Современная техника, которая, кстати, безопасна для ребёнка, позволяет это сделать. Кроме того, робот может быть радиоуправляемым. И пусть эти игрушки растут вместе с детьми. И можно устраивать соревнования – у кого робот быстрее преодолеет препятствия, доберётся из точки А в точку Б — фантазировать до бесконечности. Но можно создавать и более реальные устройства для нужд школы, например, тепловизоры — устройства для наблюдения за распределением температуры исследуемой поверхности. С их помощью фиксировать, происходит ли утечки тепла в школе, исследовать тело человека и животных, растения, ответить на вопрос, что происходит с проводником, когда через него проходит электрический ток.

Что потребуется для создания роботов? Типовые наборы для их создания, компьютер и программное обеспечение, дизайнерские программы и 3D принтер – всё, к слову, сегодня возможно приобрести.

К чему приведёт сокращение часов на уроки технологии в школе? Наверное, к тому, что дети всё меньше будут работать руками. Всё, что нас окружает – создано трудом и руками. Труд – основа жизни человека. Поэтому и уроки технологии в школе должны быть производительными. Труд связан с основами всех наук. Он воспитывает в человеке многие качества: дисциплину, осторожность, настойчивость, глазомер, усидчивость, внимательность. В конце концов, формирует из ребёнка человека.

  • Светлана Бакунина

Нужен ли ТРУД в современной школе.

Каждый человек обладает возможностью выбрать то, чем он будет заниматься, физическим или интеллектуальным трудом. Одним очень хорошо даётся математика и физика, другим эти предметы не под силу, но у них есть что—то другое, творческое, у них есть «золотые руки», которые тоже нужно развивать. Раньше, в школе были уроки труда не такие как сейчас. И снабжение было на уровне и время было другое.

Многие и теперь вспоминают уроки труда в школе положительно, а другие нет. Согласитесь, ведь очень многое зависит от того, какой учитель. И это касается всех без исключения предметов. Лично мне почти нечего вспомнить о своих уроках труда. Смутно припоминаю, как что—то делали. Но я был творческим учеником, ходил тогда на кружок, даже помню, паровую машину делал. Но не было у меня наставника, который бы болел за это, помогал мне. Поэтому мне приходилось развиваться как—то самому. Теперь у современных учащихся совсем другие интересы и увлечения, но это не значит, что нет мальчиков творческих, что—то выдумывающих, любящих мастерить своими руками. Их много, можете мне поверить.

А теперь давайте с вами немножко порассуждаем — есть ли польза от уроков труда или же нет и почему должны или не должны преподавать в школе этот предмет? Многие говорят, что этот предмет уже изжил себя. Ещё несколько лет и труда в школе, как учебного предмета, вообще может не стать. Кому теперь нужно забивать гвозди и пользоваться рубанком? Кому нужно пилить и опиливать? Дома что—то починить, прибить полочку или самому собрать мебель. А зачем? Вызвать специального человека и он, за деньги, всё сделает! Пусть эти часы отдадут под другие, более важные предметы. Ведь все знают, во что превратили на современном этапе уроки труда в школе. Учителей квалифицированных нет, ведут его в большинстве не специалисты, как правило, в качестве дополнительной нагрузки. Мастерские в запустении: ни материала, ни инструмента, ни станков, ни наглядности! Ничего! Так зачем нам такой предмет, от которого одни проблемы?! Мнения как всегда расходятся. Оказывается, есть плюсы, которые указывают на необходимость присутствия этого предмета в школьной программе. Но есть и минусы. Давайте же с вами разберёмся, чего же на самом деле больше. Детей тоже никто не спрашивает, чему они хотят учиться, а ведь это важно. Вы проведите анкету в любом школьном классе по теме «какие предметы нужны в современной школе». Результаты будут очень интересны. Так давайте всё же попробуем разобрать с вами плюсы и минусы наличия уроков труда в школе.

Плюсы урока труда:

— Позволяет детям отдохнуть от других предметов, которые утомляют их умственно;

— Способствует появлению некоторых умений и навыков, необходимых во взрослой жизни;

— Объединяет детей и учит их работать в коллективе;

— Развивает любовь к труду и уважение к людям труда;

— Позволяет раскрепоститься, почувствовать себя создателем;

— Развивает творческую натуру ребёнка;

— Учит чему-то новому;

Развивает мозг и мышечную моторику;

И многое другое…

Минусы уроков труда:

Не все преподаватели достаточно качественно преподают этот предмет, из-за чего у детей появляется ненависть к урокам труда;

Программа не очень интересна детям, в ней мало современного;

Дети могут получить травмы, если не соблюдать меры безопасности;

И ещё парочку, как говорил Шариков.

На самом деле есть ещё и плюсы и минусы, если их искать. Главное из-за чего можно убрать уроки труда — экономия. Если не нужно покупать специальное оборудование и материалы, платить зарплату преподавателю - это позволяет экономить. Родители не сильно возмущаются по поводу отсутствия уроков труда, но все мамы и папы хотят, чтобы их дети развивались умственно и получили в будущем хорошую работу. Но, на самом деле многие забывают о том, что физический труд только способствует умственному труду, улучшая его результаты. Физическая работа помогает бороться с умственной усталостью и «отсталостью».

Также труд позволяет определить разницу между умственным и физическим трудом, а также соединить и сравнить их. Это позволит детям определиться лучше с тем, чего они хотят добиться в жизни, работать руками или же головой. И, конечно же, труд разрабатывает навыки, которые позволяют развиваться во всех планах. Таким образом, труд в школе это отличный подготовительный этап к жизни, к тому, кем предстоит быть и с чем придётся сталкиваться. Труд должен присутствовать в школе, так как его польза очевидна для каждого.

Так нужен ли труд в школе?

mob_info