Опасности социализации. Основные риски киберсоциализации молодежи. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России

(несколько тезисов)

"В начале было Слово". Но это было слово, не искаженное ложью. С утра до вечера мы слышим, читаем, произносим слова. Но какие слова?!

Наше время – время тотального передергивания фактов, недомолвок, частичного или полного утаивания правды.

Меняется отношение к традиционным ценностям. Правду не только не любят, ее откровенно боятся, ее не желают, от нее "бегут". И не мудрено – правда срывает маску лицемерия с физиономии современного общества.

За истинность и ложность знаний о мире ответственны, в первую очередь, СМИ. Современные СМИ последних лет играют сомнительную роль.

Они "вскрывают" головы людей словно консервные банки, бесцеремонно заполняют их своими информационными "продуктами", перестраивая сознание на другой лад.

Ведущие политических ток-шоу реагируют на глупые выходки западных журналистов и политиков, делая из политического мусора темы программ и обсуждая их с экспертами, нагнетают в эфире нездоровую атмосферу. В ток-шоу постоянно участвуют "гости", которые "подогревают градус" шоу клеветническими антироссийскими речами.

Известный телеведущий говорит с экрана телевизора о проблемах и заблуждениях мира, демонстрирует фильм, а потом продает книги под названием "Великие тайны". Какие же это тайны? Видимо, утверждение о том, что климатические изменения на планете происходят из-за того, что из мозга возбужденных людей ("революция" на Украине, "арабская весна") выделяется какая-то непонятная энергия. Некий "независимый исследователь" заявил это в программе "Самые шокирующие гипотезы". А может быть, "догадка", что погоду "мутят" инопланетяне (оттуда же)... Или, заявление другого "независимого исследователя" о том, что стать разумными существами уже готовы, в частности, еноты... Ох, и дурят нашего брата!..

А что пишут в газетах, что можно увидеть и прочесть в Интернете и в разных журналах – об этом лучше не рассказывать... И ведь сколько во всем вранья!

Философия современных СМИ гласит: "Истины нет, есть интерпретация фактов и событий".

Соответствие объективной истине, адекватность реальности не являются сегодня критерием, которыми СМИ руководствуются в своей деятельности.

СМИ активно участвуют в формировании нового глобального явления – ложных знаний.

"Наличие искусственно созданных ложных знаний является следствием следующих фактов:

– большинство знаний современный человек получает посредством обучения, а не личного опыта;

– современный человек живёт в искусственной среде, свойства которой зависят от воли людей и не имеют такого постоянства и необходимости, как законы природы;

– существует возможность целенаправленного

информационного воздействия на сознание людей в условиях этой искусственной среды.

В таких условиях появилась возможность манипулировать сознанием людей, путём распространения ложных знаний. Ложные знания распространяются в большинстве случаев с корыстными целями. "(сайт Научная теория познания – http://cognition-theory. com/)

Информация, распространяемая СМИ, в любом случае влияет на сознание людей. Определить, где начинается манипуляция сознанием и где заканчивается неизбежное воздействие информации на общественное сознание, невозможно. Сопротивляться всепроникающему информационному воздействию могут, видимо, единицы.

Информация "безразлична" к истине. А вот знания предполагают соответствие реальности, объективной истине.

Условия современной жизни побуждают к игнорированию истины. Фетишом современной жизни становятся интересы: национальные интересы, интересы государства, интересы отдельных организаций, личностей. Но в действительности осуществляются интересы элит, точнее, мировой элиты. Она реализует свои интересы скрыто, формируя благоприятное общественное мнение через СМИ.

Если ложь приносит прибыль, ведет к утверждению власти, те, кто заинтересован в получении этих "благ", лгут. Если ненависть, убийства, жестокость отвечают чьим-то политическим интересам, их непременно поощряют.

Примеры: Украина, ИГИЛ.

К сожалению, миром все еще правит практицизм, цинизм, едва прикрывающий наготу чистоган.

Ложное знание создает в головах людей

неадекватную картину мира. В массовое сознание внедряется мировоззренческий "кич". Культуру мышления утрачивает даже интеллектуальная элита.

Мы теряем способность прощать, бескорыстно любить. Зато учимся кричать, выплескивать на других ушаты негативных эмоций. Все больше тех, кто ставит перед собой эгоистические цели и лезет по головам, чтобы их достичь.

Интернет породил еще одну проблему – блоггеры овладевают умами молодежи. Миллионы молодых людей "сидят" в Youtube, наблюдая видеоролики своих кумиров. Они живут в другом мире. Им не интересно то, о чем я написал выше...

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Влияющие на ее процесс, она несколько напоминает выстрел по движущейся мишени, который всегда попадает в цель. Однако одни случаи неудавшейся социализации могут быть более серьезными, чем другие.

Некоторые социологи считают, что существует зависимость между неудачной социализацией и психическими заболеваниями. Леннард и его коллеги выявили связь между способами коммуникации, сложившимися в семье, и шизофренией. Они исследовали два различных способа коммуникаций: внешний и внутренний. Внешняя коммуникация подразумевает отношения с посторонними людьми, а также между родителями и ребенком. Беседу о звезде телеэкрана или семье, проживающей по соседству, следует считать примером внешней коммуникации, внутренние коммуникации касаются чувств, мыслей и душевных переживаний родителей и ребенка.

Внутренние коммуникации состоят из высказываний и вопросов. Например, один из родителей говорит ребенку: «Ты только тогда бываешь хорошим, когда тебе это выгодно» или: «Ты не заболеешь. Не внушай себе, что ты болен». Леннард показал, что в семьях, где дети больны шизофренией, преобладает тенденция к внутренней, а не к внешней коммуникации. Он утверждает, что такой тип воспитания сопровождается вторжением родителей в личную жизнь их детей, что препятствует развитию их самосознания и способности контролировать свои чувства.

Кон (1969) выдвинул иное объяснение связи между шизофренией и социализацией. Отметив, что шизофрения особенно широко распространена среди представителей низшего класса, он предположил, что она обусловлена механизмами социализации , характерными для этого класса. Дети из низшего класса в большей степени приучаются подчиняться другим людям, поэтому у них может сложиться упрощенное представление об авторитете и некоторых других аспектах реальной жизни. И когда в их личной жизни происходит кризис, который нельзя преодолеть с помощью усвоенных правил, они падают духом и оказываются совершенно не способными выдержать стресс. Кон утверждает, что такие симптомы шизофрении, как упрощенное, ригидное представление о реальности, страх и подозрительность, неумение ставить себя на место других, являются гипертрофированными чертами личности, склонной к конформизму.

Смелзер говорил, что «неудача» или «успех» социализации могут зависеть от методов, применяемых для её осуществления. Социологи обнаружили, что методы, используемые в процессе социализации, воздействуют на готовность людей усваивать общепринятые ценности. Например, склонность молодых людей оказывать сопротивление или поддержку истеблишменту зависит от того, как они расценивают помощь или контроль со стороны родителей. Подростки (тинэйджеры), которым родители мало помогают, злоупотребляя при этом своей властью (в первую очередь, это касается отцов), часто становятся нонконформистами в вопросах религии, многие из них стремятся противопоставить свои личностные принципы общепринятым ценностям общества. Тинэйджеры, которые осознают, что родители одновременно поддерживают и контролируют их, в большей мере склонны придерживаться традиционных религиозных убеждений и стремятся к сохранению статус-кво.

Итак, социализация – это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие собственного Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь. Итак, движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания».

Человек как объект, субъект и жертва социализации.

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв-ляется объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями муж-чины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно уча-ствовать в социальной и экономической жизни (профессио-нальная социализация), был законопослушным гражданином (по-литическая социализация) и т.д.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают спе-цифический и неидентичный характер этих требований. Содержа-ние же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, пола-гал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, - писал он, -может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу», т.е. утверждая при-оритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздей-ствий общества.

Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разрабо-танной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической тео-рии функционирования общества, описывающей в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему.

Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию куль-туры общества, в котором ребенок родился», как «освоение рекви-зита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации - сформировать у всту-пающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социали-зации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляю-щие). В концентрированном виде этот подход представлен в ти-пичном определении социализации, данном в Международном словаре педагогических терминов (Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р. Маршалл, 1987): «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и общест-вом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».

Человек как субъект социализации. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваи-вающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное каче-ство в коммуникациях, в межличностном общении внутри первич-ной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматри-вать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным поня-тием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаи-модействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, конституирует (условно - формирует) общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. А с другой - социальный индивид является источником движения и развития общества.

Идеи Ч.X. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж.Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта со-циализации, на разработку концепций социализации в русле субъ-ект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания (1985) констатируют, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

Человек как жертва процесса социализации. Человек не только объект и субъект социали-зации. Он может стать ее жертвой. Это связа-но с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эф-фективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способ-ность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, само-реализации, самоутверждению человека.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социа-лизации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обо-собления его в обществе. Другими словами, эффективная социа-лизация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рас-сматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализа-ции - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Любое модернизированное общество в той или иной мере про-дуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуци-рует жертв социализации в основном вопреки своим целевым ус-тановкам. В то время как тоталитарное общество, даже декла-рируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное не-избежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализа-ции, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности.

Величина, острота и проявленность описанного конфликта свя-заны как с типом общества, в котором развивается и живет чело-век, так и со стилем воспитания, характерным для общества в це-лом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особен-ностями самого человека.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иныхопасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно по-являются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми челове-ка наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье роди-телей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная эко-логическая среда.

В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физические трав-мы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нище-та семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привле-чение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; ви-деосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия меж-ду идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; поте-ря жизненной перспективы.

В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, про-ституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неу-дачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в то-талитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притя-заний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объектив-ных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.

  1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России

    Реферат >> Педагогика

    ... . Человек как объект , субъект и жертва социализации . Человек как объект социализации – пассивный участник, ему помогают проходить социализацию агенты, институты. 2 подхода в процессе взаимодействия: Субъект –> объект Субъект субъект Человека как жертву ...

  2. Жертвы насильственных преступлений социологический взгляд на проблему

    Дипломная работа >> Педагогика

    Следует считать: ”отношение к человеку как к средству, как к конечной, заранее определимой... рикошетных жертв и субъектов преступлений без жертв из совокупности объектов , охватываемых понятием ”жертва ... на ранних этапах социализации имеет доминирующее влияние...

  3. Социализация личности (11)

    Реферат >> Социология

    Воспитания. Таким образом, в процессе социализации человек выступает и как ее объект , и как субъект . При этом эффективность этого... способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации . Человек , не адаптированный в обществе, также...

  4. Социализация агрессивных детей в ДОУ

    Дипломная работа >> Психология

    ... , человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм в окружающей среде. Второй уровень социализации - «субъект - объект» ... : 1) когда имеют место губительные для жертвы последствия; 2) когда нарушены нормы поведения...

Проблема социализации человека на сегодняшний день остается актуальной, так как различные преобразования, происходящие в мире охватывают многие сферы жизни человека. Изначально создание сети Интернет было направлено на решение проблем коммуникации и вопросов взаимодействия людей. Можно сказать, что с ростом и развитием информационно-коммуникационных технологий, такое явление как киберсоциализация (виртуальная социализация) стало неотъемлемой частью социализации личности, так как глобальная сеть Интернет охватывает все сферы жизни человека. Не выходя из дома, мы можем: заказать еду, купить одежду, оплатить счета и даже участвовать в масштабных мероприятиях, проводить досуг. Несомненно, что виртуализация пространства может помочь личности в удовлетворении большого количества потребностей. Кроме того, киберсоциализация является двигателем технического, научного прогресса в обществе. Но несмотря на положительные черты данного явления, нельзя не сказать о его возможных рисках, которые могут привести к достаточно плачевным последствиям. Молодежь составляет по последним данным 96 % от общего числа пользователей сети Интернет . Поэтому она - одна из тех групп, которые в большей степени подвержены влиянию рисков киберсоциализации.

Традиционно социализация рассматривается как процесс становления субъекта общества, как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего, системы социальных ролей. В свою очередь, под киберсоциализацией понимают процесс социализации личности в киберпространстве. Это процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности . Процесс виртуальной социализации Лучинкина А.И. делит на три этапа: доинертный, начальный и основной . Доинертный этап характеризуется формированием представлений об Интернете, получением информации о нем. На начальном этапе у человека появляются мотивы и потребности, которые ему легче удовлетворить в виртуальном пространстве. На основном этапе личность выступает не только как получатель, но и как производитель информации.

Сами риски киберсоциализации, которые выделяют ряд авторов, мы можем разделить на две большие группы: психологические риски и социальные риски. Такое разделение обусловлено тем, на что больше способен повлиять тот или иной риск виртуальной социализации личности.

К психологической группе рисков относится, во-первых информационные перегрузки и психоэмоциональное напряжение. Это связано с огромным объемом информации, который человек получает в течение дня. Причиной этому служит неумение многих людей фильтровать получаемую информацию. Кроме того в потоке получаемой информации отсутствует система, то есть мы поглощаем данные из различных источников хаотично.

Во-вторых, к данной группе рисков можно отнести нарушение уровня самосознания. Как отмечает Плешаков В.А., виртуальный мир для многих не несет в себе никакой опасности (он не такой стрессогенный, как другие факторы социализирующей реальной среды): он не требует обязательной ответственности за свои поступки

В-третьих, в процессе киберсоциализации может возникнуть угроза манипулятивного воздействия на личность. Манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения . Для успешной манипуляции необходима фальшивая реальность, где не будут ощущаться различные методы воздействия на психику человека. Сегодня идеальной средой для манипулирования является виртуальная реальность. Когда человек на чем-то сосредоточен, ему проще что-либо внушить. При «киберсеансе» человек свое внимание фиксирует на экране монитора. Этот момент и есть наиболее благоприятный для манипуляций его сознанием.

В-четвертых, безмерное проведение времени на просторах Интернета может привести к социальному аутизму. Иванова Д.И. под аутентичностью понимает способность человека отказываться от различных социальных ролей в общении и позволить проявлять подлинные, свойственные только данной личности мысли, эмоции и поведение . Интернет служит средством самоконструирования человека и способствует развитию аутентичности личности.Таким образом, будучи пассивным в социальной жизни, проявляет активность в виртуальной реальности. Примером этому служит высокая активность молодежи в социальных сетях. Отмечено, что в виртуальном пространстве общаться гораздо проще, чем в реальности. Одной из причин такой популярности коммуникационных ресурсов является выраженная тенденция индивидуализации, частичная утрата традиционных социальных связей, увеличение количества формальных контактов между людьми при сокращении доли «качественного общения».

В-пятых, у такой личности может появиться иллюзия постоянной включенности во взаимодействие, отсутствия психологических барьеров.Существует ряд специфических особенностей виртуального общения. Сирота Е.Ю. выделяет следующие: анонимность; совеобразное протекание межличностного восприятия; добровольность и желательность контактов; затрудненность эмоционального компонента; стремление к нетипичному, ненормативному поведению . Отметим негативные стороны некоторых из данных особенностей. При анонимности человек способен проявлять чрезмерную свободу в высказываниях и собственную безответственность.

При своеобразном протекании межличностного восприятия огромное влияние оказывают стереотипы, проявляющиеся в ожидании желаемых качеств собеседника.

Затрудненность эмоционального компонента проявляется в невозможности передать в послании важных чувств и переживаний. Из-за чего появляются специальные значки и символы, которые способны передать часть эмоций в сообщении. Но к сожалению, это ведет к деградации языка. Зачастую молодые люди не могут грамотно выразить свои мысли при непосредственном общении.

Также необходимо отметить, что при виртуальном общении молодым людям свойственно показывать себя с другой стороны, то есть такими, какими они не являются в действительности. Из-за такой свободы они могут проявлять нетипичное для них в реальном мире поведение. Чаще всего это поведение является ненормативным. В этом и заключается нетипичное, ненормативное поведение.

В-шестых, происходит смешение виртуального и реального миров. Проявлением этого является перенесение модели поведения из виртуального мира в реальный, упрощение реального мира. Данное явление можно пронаблюдать на примере понимания красоты. Дубовицкая Д.И. отмечает, что в понимание биологической красоты входит здоровье, способность продолжать род, но в сегодняшнее понимание красоты неестественные образы, который являются полной противоположностью красоте физической. К социальным рискам виртуальной социализации мы можем отнести:

1. Нарушение основных функций социализации. К основным функциям относят обеспечение преемственности в развитии, трансмиссии культуры из поколения в поколение. Это сказывается на уровне культуры и духовного развития современного поколения. В условиях киберсоциализации происходит уход от традиций. Это, в свою очередь, ведет к нарушению этнической идентичности личности. Происходит размытие границ таких важных понятий как добро и зло, нравственность и безнравственность, долг, совесть и т.д.

2) Некоторые элементы виртуальной социализации способствуют возникновению у отдельных индивидуумов агрессивных форм поведения. Ряд авторов считает, что это служит основанием для молодежного радикализма. Одним из факторов развития агрессии являются сетевые игры. Отношение к сетевым играм с современном мире неоднозначно. Существуют как положительные так и отрицательные эффекты от участия в таком роде деятельности. Плешаков В.А. отмечает у геймеров развитые стратегическое мышление и когнитивное способности. Также для некоторых людей, играющих в сетевые игры, сам процесс помогает избавиться от стресса. Но наряду с этим, может возникнуть кибераддикция. Кроме того, при систематическом участии в подобных играх, происходят существенные изменения в сознании адепта. Он может отождествлять себя с персонажем игры и заимствовать у него некоторые, характерные только для виртуального мира, черты и особенности. В реальности из-за невозможности удовлетворить собственные потребности, он начинает проявлять агрессивное поведение. А из-за информационной незащищенности такой человек подвержен риску вовлечения в различные криминальные группы или экстремистские движения.

3) Как уже говорилось, на просторах Интернета много несистематизированной информации. Конечно же здесь присутствует информация сомнительного содержания. 29 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» . Данный закон регламентирует безопасное пользование различной медиа-продукцией. К информации сомнительного содержания относят информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей. Этот закон эффективен для телевидения, радио, печати. Но в условиях Интернет-пространства он не действует. Мы можем найти огромное количество информации, которая научит нас, к примеру, производить наркотики в домашних условиях или информации порнографического содержания. Конечно, ели доказано, что человек является производителем и распространителем данной информации, он понесет соответствующее наказание. Но ведь видео или статья уже попали в Интернет, их успели просмотреть. А это значит, что они успели негативно повлиять на общество.

4) В качестве следующего риска виртуальной социализации выступает нарушение процесса включения индивида в качестве дееспособного субъекта в систему общественных отношений. Человек в виртуальном мире может удовлетворить свои потребности, не затрачивая на это больших усилий. Ему легче реализовать себя там, чем в реальности. Ростовцева М.В., Машанов А.А. и Хохрина З.В. считают, что следствием этого является рост уровня алкоголизма, наркомании, суицида и безработицы .

Отдельно мы хотим выделить следующий риск киберсоциализации: виртуальная реальность является благоприятной средой для формирования и активизации различных форм девиантного поведения. Каждый из выше перечисленных рисков может привести к деструктивным формам социальной активности. Причем девиантное поведение, вызванное именно из-за негативных факторов киберсоциализации, может проявляться как в реальном мире, так и в виртуальном.

Существуют девиации, осуществление которых возможно только в виртуальном мире (например, кибераддикция). Кибераддикция имеет несколько форм проявления. Штейнборм М.А. считает, что причиной навязчивого желания проводить время в Сети является «особенность цифровой компьютерной информации, которая способна вызывать сложный комплекс положительных эмоций, являющихся дефицитом в современном обществе» . На основе своих исследований она пришла к выводу, что зависимости от социальных сетей и других коммуникационных ресурсов наиболее подвержены женщины, так как в реальной жизни у них больше проблем коммуникативного характера, чем у мужчин.

Родионова А.С. в своем исследовании особенностей эмоционального интеллекта лиц, имеющих интернет-зависимость, пришла к выводу, что «особенностями эмоционального интеллекта Интернет-зависимых пользователей является низкая способность к управлению своими эмоциями и недостаточная самомотивация» . Другие исследователи также выявили ряд психологических особенностей интернет-аддиктов: низкая самооценка и затруднения при непосредственном взаимодействии. Данные характеристики возникают и как следствие неудачной социализации в повседневной жизни, и как следствие интерент-социализации.

В процессе интернет-социализации формируется определнный тип личности. Для нее характерны следующие черты: постоянное коммуникационное и информационное взаимодействие; такая личность обладает специфическим Net-мышлением; ей присущи особые фобии, которые появляются только в интернет-пространстве. К характерным Интернет-фобиям относят: номофобию (боязнь остаться без связи); Интернет-хронофобию (боязнь потратить время впустую в Интернете); лайкофобию (боязнь собрать мало лайков своей записью в соцсети); логинофобию (боязнь забыть разлогиниться на чужом телефоне или компьютере); игнорофобию (боязнь неотвеченного, но просмотренного сообщения) и ряд других страхов. Личность с таки набором качеств Л.Ш. Крупенникова, В.И. Курбатов называют виртуальной личностью.

Наличие рисков означает необходимость их всевозможного предотвращения. Но киберпространство является неотъемлемой частью современного человека. Поэтому неразумно в качестве профилактики возможных негативных последствий предлагать изолировать человека от Интернета, да и на практике сделать это было бы не реально, потому что дальнейшее развитие общества без современных информационных и коммуникационных технологий невозможно. В настоящее время ученые разрабатывают киберпедагогическую концепцию. Плешаков В.А. понимает под киберпедагогикой «инновационную отрасль психолого-педагогической мысли, научно обосновывающую специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных технологий» .

Итак, как мы видим, спектр рисков киберсоциализации личности довольно широк. Глобальная сеть Интернет представляет собой хаотичный набор информации. Проводя неконтролируемое количество времени в Сети, индивидуум размывает границы между реальным и виртуальным мирами; он способен перенести модели поведения из киберпространства в свою повседневную жизнь. В сети он может удовлетворять важные для него потребности. В связи с существенным набором рисков интернет-социализации разрабатывать специальные педагогические программы по профилактике возможных негативных последствий. Необходимо принимать определенные меры по кибервоспитанию молодежи с тем, чтобы минимизировать данные риски, чтобы научить ее правильно фильтровать и обрабатывать получаемую информацию. Кроме того, не стоит забывать, что Интернет сегодня - один из способов самореализации и самовыражения человека. Безусловно, киберсоциализация тесно связана с социализацией в реальной жизни;они взаимно влияют друг на друга. Поэтому при кибервоспитании необходимо учитывать особенности каждого вида социализации.

Подходы к изучению социализации

  1. Субъект-объектный подход : интернализация, принятие, освоение, адаптация. Но не учитывает, что человек может влиять на нормы среды и свои с ней взаимоотношения.

Основоположник: Э. Дюркгейм , 19 век. «Воспитание – это ежеминутно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей». Воспитание должно обеспечить определенное количество однородности среди членов общества. Признание за обществом активного начала и его приоритета в процессе социализации.

Т.Парсонс : «социализация – это интернализация культуры общества, в котором ребенок родился, как освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли.

  1. Субъект-субъекный подход: активную роль играет не только общество, но и сам человек

У.И.Томас и Ф.Знанецкий: социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей.

Дж.Мид: символический интеракционизм, концепция обобщенного другого – тоже что и зеркало, но человек старается посмотреть на себя чужими глазами; значение игры в усвоении норм

Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействиями с разными условиями жизни. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Составляющие процесса социализации:

  • Стихийная социализация. Происходит на протяжении всей жизни в процессе взаимодействия с обществом. Она протекает как в избирательном взаимодействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сегментами (школа, армия), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегментами (тюрьма).
  • Относительно направляемая социализация . Происходит в процессе и в результате взаимодействия человека с государством и гос.органами, которые в совокупности осуществляют управление обществом. Отличается от стихийной и контролируемой: стихийная социализация – это взаимодействие с отдельными частями общества с непреднамеренным характером.
  • Относительно социально контролируемая социализация – это воспитание, которое можно определить как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организаций и групп, в которых оно осуществляется. Воспитание – это сочетание семейного, религиозного, социального, контрсоциального, коррекционного воспитания.
  • Самоизменения человека: — это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных усилий человека, направленных на изменения себя. Это связано с: желание соответствовать ожиданиям и требованиям общества, противостоять требованиям общества и эффективно решать проблемы, избегать и преодолевать опасности социализации, приближение образа реального я к образу желаемого я. Усилия могут быть направлены как на внешность, так и на внутренность. Это может быть самосовершенствованием, самостроительством, саморазрушением

Отличие стихийной социализации и воспитания:

  1. Стихийная социализация – это процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний
  2. Стихийная социализация – это непрерывный процесс
  3. Стихийная социализация имеет целостный характер, т.е. постоянное влияние среды на человека, а воспитание – частичный, т.е. у разных агентов воспитания разные цели и средства.

Стадии социализации:

  1. До 60-х гг. 20 в.
    • Первичная – социализация ребенка
    • Маргинальная – подростки
    • Устойчивая или концептуальная – с 17 до 25 лет
  2. После 60-х
  • Первичная
  • Вторичная
  1. Г.М.Андреева
  • Дотрудовая
  • Трудовая
  • послетрудовая
  1. Мудрик А.В.
  • Детство:
    • младенчество (0-1)
    • раннее детство (1-3)
    • дошкольное детство (3-6)
    • младший школьный возраст (6-10)
  • Отрочество:
  • Младший подростковый возраст (10-12)
  • Старший подростковый возраст (12-14)
  • Молодость:
  • Ранний юношеский возраст (15-17)
  • Юношеский (18-23)
  • Молодость (23-30)
  • Зрелость
  • Ранняя зрелость (30-40)
  • Поздняя зрелость (40-55)
  • Пожилой возраст (55-65)
  • Старость
  • Старость (65-70)
  • Долгожительство (свыше 70)

Факторы (условия) социализации:

Фактор – это одно из необходимых действующих условий того или иного процесса.

  • Мегафакторы (космос, планета, мир)
  • Макрофакторы (страна, этнос, государство)
  • Мезофакторы (типы поселения, субкультуры)
  • Микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, организации)

Все факторы тесно переплетены между собой и их влияние взаимосвязано. Нельзя выделить один абсолютизирующий фактор.

Агенты социализации:

Микрофакторы влияют на человека через агентов социализации – лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Агенты различны в различных возрастах ребенка

Типы агентов социализации

По характеру влияния (могут сочетаться в одном человеке):

  • Опекуны (лица, осуществляющие уход)
  • Аторитеты
  • Дисциплинаторы и учителя-наставники

По семейной принадлежности:

  • Родители и другие члены семьи
  • Неродственники (соседи, друзья и тд)

По своему возрасту:

  • Взрослые
  • Сверстники
  • Старшие или младшие партнеры

Средства социализации

Средства социализации различны и изменяются в зависимости от возраста. К средствам можно отнести метод вскармливания, язык агентов социализации, бытовые и гигиенические умения агентов, элементы духовной культуры, и тд.

К средствам социализации также относятся позитивные и негативные формальные и неформальные санкции принятые в обществе.

Механизмы социализации

Г.Тард считал механизмом – подражание. У. Бронфенбреннер – прогрессивную взаимную приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями среды. Н.Смелзер – имитация, идентификация, чувство стыда и вины. В.С.Мухина – идентификация и обособление. А.В.Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. А.В.Мудрик обобщил и выделил следующие универсальные механизмы социализации.

  1. Психологические механизмы
    • Импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Происходит преимущественно в младенческом возрасте, или травматический опыт в любом возрасте, яркий впечатляющий образ в любом возрасте может оказаться запечатленным.
    • Экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком и неродными языками, а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в социуме и необходимые для выживания в нем.
    • Подражание – произвольное или непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми, а также предлагаемыми средствами СМК.
    • Идентификация – (отождествление) эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.
    • Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы и ценности. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами.
  2. Социально-педагогические механизмы
  • Традиционный механизм – (стихийной социализации) усвоение человеком норм, эталонов, и тд, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Общественные нравы (традиции, обычаи и тд), распространенные в конкретных регионах, поселениях, этносах, конфессиях, социальных слоях, которые включают в себя просоциальные, асоциальные и антисоциальные элементы. Усвоение неосознанное, запечатлением. Зачастую традиции или нормы могут противоречить тому «как надо» и «как правильно».
  • Институциональный механизм – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующую функцию попутно, параллельно со своими основными (производственные, общественные клубы, СМК и тд). В процессе взаимодействия человека происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально-одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
  • Стилизованный механизм – действует в рамках определенной субкультуры (комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя и тд). Но субкультура не сама по себе влияет на индивида, а члены группы, в рамках их ролей относительно субъекта – подражание и идентификация.
  • Межличностный механизм – функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами – идентификация, подражание. Этот механизм выделяют отдельно, потому как конкретный человек может оказывать влияние, противоречащее нормам группы.

Человек как субъект – активная роль самого человека. Но человек может быть еще и жертвой социализации – конформизм, отчужденность, диссидентство, правонарушение. Человек, как объект социализации должен обладать определенным локус-контролем – это склонность человека видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно в своей среде, либо в самом себе.

Типы локус-контроля:

  • Интернальный – человек принимает ответственность на себя, объясняя происходящее в жизни своим поведением, поступками и тд
  • Экстернальный – человек приписывает ответственность за свою жизнь внешним факторам – судьбе, другим людям и тд.

Типология жертв неблагоприятных условий социализации:

  • Реальные жертвы – инвалиды, психосоматические дефекты и отклонения, сироты, или дети из неблагополучных семей.
  • Потенциальные жертвы – пограничные психические состояния, мигранты, дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнем, метисы и тд
  • Латентные жертвы – люди, которые не смогли реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации.
mob_info