Народный террор. «Народная воля» и её «красный террор. Террор как инструмент политической борьбы

Следующим внутренним ударом по Российской империи, после восстания декабристов, стало движение т. н. народников. В 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и распада террористической группы «Свобода или смерть, была создана революционная террористическая народническая организация «Народная воля». Главным её методом достижения политических целей стал террор. А основной целью было убийство «царя-освободителя» Александра II.

Русская государственность оказалась не готова к тому, что воспитанные и получившие хорошее образование в Российской империи люди с такой ненавистью отнесутся к собственной Родине. Российскому обществу ещё не были знакомы предельный фанатизм и кровожадность очередных борцов «за народное счастье». Государству ещё не приходилось сталкиваться с покушениями на царя и государственных деятелей. Акты террора и подрывные прокламации шокировали граждан империи. Действия «народовольцев» стали предвестником новой кровавой эпохи.

В целом необходимо отметить, что идеология народничества была рождена на Западе. Её сформулировал создатель русского социализма и первый известный диссидент Александр Герцен. Эту идею восприняли и развили русские интеллигенты, вроде Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, П. Н. Ткачева, М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина. Однако это течение не было принято народов, оставшись в узком кругу интеллектуалов. Движение народников совпало с либеральными реформами Александра II. Император отменил крепостное право и ввёл в стране до этого невиданные вольности и свободы. В империи было учреждено земское самоуправление, суд обрел привычную для нас форму с присяжными заседателями и защитником.

Призыв убить царя и взять «в топоры» «императорскую партию» появился уже в 1862 году: «Мы издадим один крик: "В топоры!" - и тогда… тогда бей императорскую партию, не жалея, как не жалеет она нас теперь, бей на площадях, если эта подлая сволочь осмелится выйти на них, бей в домах, бей в тесных переулках городов, бей на широких улицах столиц, бей по деревням и сёлам! Помни, что тогда, кто будет не с нами, тот будет против, кто будет против, тот наш враг, а врагов следует истреблять всеми способами». Эти слова были сказаны в прокламации «Молодая Россия». Её автором был Пётр Григорьевич Заичневский (1842 - 1896), из семьи дворянина Орловской губернии, отставного полковника. Заичневский в 1858 году закончил с серебряной медалью Орловскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Во время учёбы увлёкся учениями социалистического характера. Стал одним из организаторов кружка, который занимался изданием запрещенной литературы: А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Л. Фейербаха и других авторов. Занимался пропагандой революционных идей. Дошёл до того, что в 1861 году на волне недовольства крестьянской реформой 1861 года, решил подготовить крестьянское восстание, имевшее целью захват помещичьих земель. Был арестован, осужден и в заключении написал прокламацию «Молодая Россия».

В прокламации Заичневский отмечал, что общество в России «вступает в революционный период своего существования». Российское общество, по его мнению, совершенно чётко разделено на две группы, интересы которых диаметрально противоположны, а значит и враждебны друг другу. Первая часть – это «угнетаемый и всеми ограбляемый» народ. Это «народная партия». В другую группу входят «грабители» - чиновники и помещики, царь и его двор, генералитет, купцы, «нажившие себе капиталы грабежом и обманом», все имущие, все, у кого есть собственность. Это «императорская партия». Именно её автор предлагает в «топоры». Фактически он предлагает физически уничтожить существующую власть, политическую элиту империи – царя, императорскую семью, ближайших помощников государя, генералитет, высший цвет дворянства и купечества. Это удар по самому фундаменту тогдашней Российской государственности, откровенно выражено желание разрушить Российскую империю и создать некую демократическую Русскую республику. Особую ненависть вызывает императорская семья – «Как очистительная жертва сложит головы весь дом Романовых!»

В листовке были названы главные программные положения революционных народников. Совершенно правильно этих людей Достоевский назовёт «бесами», а Тургенев - нигилистами. Они фактически предлагали разрушить русское государство, все основы русского общества, По словам революционного студента, «В современном общественном строе, в котором все ложно, все нелепо - от религии, заставляющей веровать в несуществующее, в мечту разгоряченного воображения - бога, и до семьи, ячейки общества, ни одно из оснований которого не выдерживает даже поверхностной критики, от узаконения торговли этого организованного воровства…». Работники постоянно истощаются работой, от которой все выгоды получают капиталисты, женщины, лишённые вех политических прав, находятся на положении животных. Методы борьбы с этой несправедливостью Заичневский с товарищами видел только один – «революция», причём «революция кровавая и неумолимая», которая должна изменить все основы существующего строя и уничтожить сторонников «императорской партии».

Автор листовки сразу отмечает, что во время революции возможны «невинные жертвы» и «реки крови», но это не пугает его. Заичневский сообщает, что они хорошо изучили Запада и будет последовательнее «не только жалких революционеров 1848 года, но и великих террористов 1792 года», и не испугаются, если увидят, что для низвержения современного порядка придётся «пролить втрое больше крови, чем пролито якобинцами в 1790 годах».

В этом отношении, все разрушители-бесы очень похожи друг на друга от «декабристов», Герцена и народников, до «февралистов», «троцкистов» и современных деятелей Болотной площади. Для них единственный способ борьбы с несправедливостью существующего порядка (причём в любой период истории, в мире такого порядка нигде и не было), это полное разрушение старого мира.

Главной задачей «народной партии» Заичневский считает развал Российской империи. Он ставит вопрос об изменении «современного деспотического правления в республиканско–федеративный союз областей, причем вся власть должна перейти в руки Национального и Областных Собраний». Очевидно, что борьбе с «деспотизмом» вела к развалу Российской державы: «На сколько областей распадется земля русская, … этого мы не знаем…».

К развалу государственности вели и другие предложения. Так, предлагалось по возможности распустить армию и заменить её национальными гвардиями. Польше и Литве собирались предоставить свободу. Кроме того, всем областям давалось право самоопределения, решить голосованием хотят ли они войти в новую федерацию. Право нациям на самоопределение также вошло в программу «Земли и воли» второго состава 1876-1879 гг. В пункте № 4 их программы предлагалось содействовать разделению Российской империи на части, поддержать отделение Польши, Малороссии, Кавказа. «Народная воля», революционно-народническая организация учреждённая в августе 1879 года, после раскола «Земли и воли», также наряду с требованиями созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права и постоянного народного представительства, права на свободу слова, совести, печати, собраний; общинного самоуправления, замены постоянной армии территориальным ополчением, передачи земли народу, предлагала предоставить «угнетённым народам» права на самоопределение. Надо отметить, что это требование – «право наций на самоопределение», практически всегда можно найти в программах организаций, движений и партий, которые ориентированы на разрушение Российской государственности в любой исторический период (во времена Российской империи, Советского Союза или современной России).

Весьма занимательно и требование учредить вместо постоянной армии – «национальную гвардию», «территориальные войска», «народное ополчение» и т. п. Зачем распускать регулярную армию и учреждать «народное ополчение»? Хотя практически в любой исторический период Россия окружена отнюдь не друзьями, а врагами. Ответ на этот вопрос весьма прост – русская армия, даже в ослабленном состоянии всегда внушает ужас всем нашим восточным и западным «партнерам и друзьям». Поэтому проводники вражеской воли и мечтают так «оптимизировать» и «отреформировать» русскую армию, чтоб от неё остались «потешные полки», да «национальные гвардии». Это заказ геополитических соперников России.

В духе либерализма и революционной свободы, которую мы видели в России 1920-х годов, и после демократической революции 1991 года (ныне эти «ценности» по-прежнему активно внедряют в российском обществе), озвучены и другие требования. Такие как «общественное воспитание детей», «полное освобождение женщин», «уничтожение брака как явления в высшей степени безнравственного и немыслимого при полном равенстве полов», уничтожение семьи, которая «препятствует развитию человека». Предлагается уничтожить мужские и женские монастыри, «главные притоны разврата», куда стекаются «бродяги» и «дармоеды», желающие бездельничать и «провести всю свою жизнь в пьянстве и разврате».

К чему ведут такие требования, мы видим на примере современных стран Европы, где семьи потеряли право воспитания детей, мужское начало полностью подавлено, а агрессивные феминистки и разного рода извращенцы определяют культурную, социальную политику государства. Будущее такой Европы очевидно – вымирание коренных этносов и заселение территории представителями африканских и азиатских народов.

Охота на императора

Олицетворением российской государственности был самодержец, император, поэтому его убийство было главной целью различных тайных революционных обществ и «Народной воли». Первая попытка убийства произошла 4 апреля 1866 года, когда император Александр II в четыре часа дня гулял в Летнем саду в сопровождении племянника, герцога Николая Лейхтенбергского, и племянницы, принцессы Баденской. Когда царь направился к коляске, неизвестный человек, это был молодой человек дворянского происхождения, студент-недоучка Казанского и Московского университетов Дмитрий Каракозов. Ему помешали хорошо прицелиться, стоявший рядом крестьянин Осип Комиссаров отвёл руку злодея. Народ хотел тут же линчевать злоумышленника, но его спасла полиция. Это покушение стало своего рода громом среди ясного неба в России. Первая публичная попытка убить государя! До этого момента русские императоры свободно гуляли по столице и другим местам, без особых мер предосторожности. На другой день, принимая поздравления от сенаторов по поводу несостоявшегося покушения, государь в сердцах скажет: «Благодарю вас, господа, благодарю за верноподданнические чувства. Они радуют меня. Я всегда был в них уверен. Жалею только, что нам довелось выражать их по такому грустному событию. Личность преступника еще не разъяснена, но очевидно, что он тот, за кого себя выдает. Всего прискорбнее, что он русский». 3 (15) сентября 1866 г. Каракозова на Смоленском поле (Васильевский остров) в Санкт-Петербурге повесили.

25 мая 1867 г. в Париже, во время визита русского императора во Францию, произошло второе покушение. Наполеон III и Александр II возвращались в коляске после военного смотра, когда раздался выстрел. Он был неудачным из-за повреждения пистолета. Злоумышленником был польский шляхтич и эмигрант Антон Березовский. Мотивом покушения было желание отомстить императору за подавление польского восстания 1863 года. Суд присяжных приговорил его к пожизненной каторге в Новой Каледонии (позднее её заменили на пожизненную ссылку).

2 (14) апреля 1879 года в Петербурге прямо на Дворцовой площади во время прогулки император Александр II заметил человека, который пристально наблюдал за ним. Надо сказать, что, несмотря на уже два покушения и серию покушений и убийств чиновников, государь по-прежнему гулял без особых предосторожностей. Только в отдалении за ним следовали жандармские офицеры. В результате террорист достаёт револьвер и свободно делает пять (!) выстрелов, царю приходится убегать и петлять, как зайцу. Слава Богу, что стрелок из злодея был плохой. Схваченный оказался ещё одним студентом-недоучкой Александром Соловьёвым. Он заявил, что мысли о покушении на царя возникли у него после изучения идей социалистов-революционеров. 9 июня 1879 г. он был подвергнут смертной казни через повешение.

26 августа 1879 года исполнительный комитет «Народной воли» принял решение о «казни» императора. Террористы решили подорвать поезд, на котором ехал Александр и члены его семьи. Они заметили, что наиболее уязвимым местом в системе охраны является маршрут, по которому царь ежегодно совершал путешествие на отдых на Крымский полуостров и обратно в столицу. На пути движения императорского состава подготовили несколько засад: в Одессе, на тот случай если государь отправится морем туда из Крыма; на железной дороге Симферополь-Москва около г. Александровск; и на Рогожско-Симоновской заставе рядом с Москвой. В Одессе нападение готовили В. Фигнер, Н. Кибальчич, Н. Колодкевич, М. Фроленко и Т. Лебедева. Они поселились в будке около станции Гниляково и занимались минированием железной дороги. Однако император Александр из Ливадии не поехал в Одессу.

19 ноября 1879 года произошёл подрыв поезда под Москвой. Здесь покушение готовили Андрей Желябов, Лев Гертман и Софья Перовская. Террористы знали, что первым идёт поезд со свитой и багажом, а второй поезд – царский. Однако в Харькове, из-за неисправности свитского паровоза, отъезд первого поезда отложили. Первым пошёл царский поезд. Террористы пропустили царский поезд и подорвали свитский. Правда, обошлось без жертв.

Народовольцы не успокоились и приступили к разработке новой операции. Софья Перовская, через знакомых узнала, что в Зимнем дворце ведут ремонт подвалов, в число которых входил и винный погреб, который располагался прямо под царской столовой. Туда решили заложить адскую машину. Взрыв должен был привести к обрушению столовой и гибели находившихся там людей. Реализацию теракта поручили рабочему Степану Халтурину. Он был нанят для столярных работ во дворце и получил доступ к подвалам. Ночью он заносил мешки с динамитом, маскируя его среди строительных материалов. Этот случай показывает, какой беспорядок был в императорском дворце. В феврале 1880 года террористы получили информацию о том, что 5 февраля в Зимнем дворце назначен торжественный ужин, на котором будет присутствовать государь и все члены императорской семьи. Взрыв должен был произойти 6:20 вечера, когда, предположительно, император, который неукоснительно соблюдал распорядок дня, должен был уже находиться в столовой. Но случай испортил злодеям весь расклад.

Из-за визита герцога Александра Гессенского, родного брата его супруги, который опоздал на полчаса, время ужина было сдвинуто. Халтурин об этом не знал. Когда произошёл страшный взрыв, царь находился около комнаты охраны вблизи от столовой. Он не пострадал. Однако погибли 11 ветеранов-солдат, героев русско-турецкой войны, которых за отличие были зачислены в охрану дворца, и 56 человек было ранено.

1 марта 1881 года злодеи добились своего. Император выехал из Зимнего дворца в Манеж, его сопровождала довольно небольшая охрана – на козлах рядом с кучером казак, за каретой следуют ещё шесть казаков, и сани с полицмейстером А. И. Дворжицким и тремя сотрудниками полиции. Побывав на разводе караулов и попив чая у кузины, государь едет обратно в Зимний дворец через Екатерининский канал. А заговорщики ожидали его на Малой Садовой, где была заложена мина, и ждали четыре террориста-бомбиста, на случай, если мина не сработает. Был даже проработан вариант, что если царя не убьют бомбы, в карету должен был запрыгнуть Желябов (его арестовали до покушения) и заколоть императора кинжалом.

Перовская срочно меняет план. Четыре народовольца - Гриневицкий, Рысаков, Емельянов, Михайлов, занимают позиции вдоль набережной Екатерининского канала и ждут сигнала Перовской (взмаха платка). Когда императорская карета выехала на набережную, Софья подала знак, и Рысаков бросил первую бомбу. Она повредила карету, убила прохожего и двух казаков. Александр при первом взрыве не пострадал. Здесь император совершил роковую ошибку, вместо того, чтобы сразу уехать, он пожелал посмотреть на схваченного злоумышленника. Когда он подошёл к нему, бросил бомбу Гриневицкий. Взрывом Александру практически оторвало обе ноги, обезобразило лицо. Он успел прошептать: «Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть…». Вскоре государь скончался.

Сегодня Россия идет по пути модернизации. Она постепенно обновляет все сферы общественной жизни, и опыт подобных преобразований у нее уже есть. 150 лет назад Россия выбрала путь реформ. Осознание тупика, в котором оказалась наша страна в политическом, экономическом, культурном отношениях, подтолкнуло правительство Александра II к масштабным преобразованиям. Стране предстояла вторая, после Петра I, модернизация. Крепостное право – позорное для цивилизованного общества состояние почти неограниченной власти одного человека над другим – было отменено. С падением крепостничества был открыт путь другим важным реформам. Обновленная Россия заняла достойное место в ряду великих держав.

Библиотека юридического факультета СПбГУ подготовила виртуальную выставку в честь знаменательной даты. Выставка дает представление о становлении института крепостного права, о порожденном им кризисе, о мероприятиях Александра II и его сподвижников. Текст сопровождается иллюстрациями из старых печатных изданий, принадлежащих библиотеке юридического факультета. 150-летие отмены крепостного права актуально в свете тех глобальных задач, которые ставит перед Россией стратегия модернизации.

1. Этапы закрепощения крестьян в России

Фрагмент Соборного Уложения царя Алексея Михайловича. 1649 год.
Источник: сайт исторического факультета МГУ.

К 1580-м годам, при царе Иване IV Грозном, в политике Московского государства ясно обозначилась тенденция к закрепощению свободного крестьянского населения. Это было связано с тяжелым экономическим положением в стране после неудачной Ливонской войны и опричных нововведений. Крестьянство на Руси было единственным бесперебойным источником доходов государства, поэтому удержание крестьян под постоянным контролем и усиление эксплуатации крестьянского труда было положено в основу государственной политики.

В 1581 году появился первый указ о «заповедных летах», запрещающий переход крестьян от одного землевладельца к другому в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Так, древнее и кодифицированное в 1497 году право перехода в Юрьев день (за неделю до и неделю после него) было отменено.

Прикрепление крестьянского населения фактически выражалось в составлении писцовых книг, наличие которых фиксировало крестьянскую «крепость». Сначала крестьян прикрепляли к земле, затем, в XVII - XVIII веках, к личности землевладельца, и, таким образом, была установлена личная зависимость крестьян от господина-землевладельца.

Уложение 1649 г. закрепило постоянную наследственную и потомственную крепостную зависимость, и произошло окончательное закрепощение. Крепостная политика правительства распространилась и на города. В отличие от Западной и Центральной Европы, городское право в России не сложилось, и вакуум этих норм был заполнен крепостным правом с поправкой на городские условия. Иными словами, на посадское (городское) население правительство смотрело ровно так же, как и на крепостных.

Наличие крепостного права и его последующее укрепление определило специфику государственного строя России, которому историки дали название самодержавный государственно-крепостнический строй. Дискуссии об этом историческом явлении еще ведутся отечественными и зарубежными специалистами, но можно уверенно признать, что крепостничество крайне негативно отразилось на экономическом и политическом развитии страны, а также разлагающе действовало на нравственный облик помещиков.

В правление Петра I (1682-1725) , с чьим именем чаще всего связывают вступление России в эпоху Нового времени, крепостная политика была усилена. Были установлены репрессивные нормы, например, за укрывательство и невозвращение беглых крестьян грозила полная конфискация имения.

«На пашне. Весна» .
А.Г. Венецианов. Первая половина 1820 годов.

При Петре налоговое бремя для крестьян возросло в три раза, так как были узаконены подушная подать и ответственность землевладельцев за уплату крестьянских податей. В 1720-е годы купцы и промышленники получили право покупать крестьян для работы на заводах, появилась практика прикрепления крестьян к заводам.

При Анне Иоанновне (1730-1740) помещикам было запрещено переселять собственных крестьян без разрешения центрального органа – Камер-коллегии. «Вечное закрепощение» было распространено на мануфактурных рабочих. Отныне фабрикантам могли покупать крестьян «на вывоз», без земли.

После восстания Емельяна Пугачева из господствующего дворянского класса выделилась небольшая группа, чьи антифеодальные настроения вошли в жесткое противоречие с господствующей крепостнической идеологией. Таковы были самые яркие представители нового течения Александр Радищев и Николай Новиков.

2. Россия и крестьянский вопрос

Понимание того, что крепостное право резко негативно сказывается на развитии России, стало проникать в высшие эшелоны власти за 60 лет до эпохи Великих реформ. Александр I (1801-1825) взошел на престол, вооруженный программой реформ и окруженный талантливыми единомышленниками.

В 1801 году правительство разрешило помещикам по их желанию отпускать крестьян на волю поодиночке или деревнями с выделением земли за выкуп. Впервые указом «о вольных хлебопашцах» был предложен механизм освобождения крепостных. «Добрая воля» помещиков распространилась лишь на ничтожно малую часть крестьян. В дальнейшем правительство Александра I прекратило раздачу деревень из казны в частные руки и ввело особые «Положения» для крестьян Прибалтики: они получили гражданские права.

Следующий император, Николай I (1825-1855) , считал крепостное право злом, но его отмену – злом еще большим. Девять созданных по его инициативе секретных комитетов и около ста указов по крестьянскому вопросу не принесли никаких решительных перемен. В ряду других негативных тенденций в николаевской политике, как то: усиление бюрократического аппарата, цензура, полицейский надзор, гонения на просвещение и печать, ограничение передвижений через границу Российской империи, чрезмерная регламентация, крепостное право оставалось главным тормозом для страны.

Наиболее просвещенная часть населения бросилась в идейные искания, стараясь найти либо в прошлом России (славянофилы), либо в опыте Западной Европы (западники) положительный пример прогрессивной национальной политики. Все оппозиционные силы, от крайних революционеров до реформистов, были едины в одном: главные их враги – самодержавие, бюрократия и крепостничество.

3. Подготовка Великой реформы

Покинутый бастион обороны Севастополя. Фотография 1855 года.

Военное поражение России в Крымской войне 1853-1856 годов открыло глаза на то, как отстала страна от своих противников. Война расшатала хрупкую финансово-экономическую систему, ситуация грозила обернуться жестоким кризисом. Замаячила перспектива потери статуса «великой державы».

Перед новым правителем, царем Александром II (1855-1881) встала проблема безотлагательных кардинальных преобразований. Отмена крепостного права открывала дорогу другим реформам, возможность сбросить «комплекс стыда», наконец, оживить экономическую жизнь и России и повысить доходы государства.

Население России к концу 1850-х годов достигло 74 миллионов человек, 83% из них составляли крестьяне. Крепостное право было распространено на территории 45 губерний из 65. Всего же крепостных насчитывалось до 23 миллионов лиц обоего пола, то есть одна треть населения страны. Другими словами, каждый третий житель России существовал как бесправное орудие труда.

В марте 1856 года, выступая перед собранием Московского дворянства, Александр II заявил, что намерен заняться крестьянским вопросом. Будучи нерешительным человеком, он ждал инициативы со стороны, чтобы отвести от себя критику, ведь 9/10 дворянства были против отмены крепостного права.

Такая инициатива с намеком на «улучшение быта крестьян» поступила от литовских дворян, которые вовсе не собирались заниматься освобождением крепостных. Правительство ухватилось за этот шанс, разрешив прибалтийским дворянам образовать местный комитет только при условии обсуждения крестьянского вопроса. В столице был образован Секретный комитет под председательством царя. Консервативное большинство комитета не было настроено решительно искоренять крепостничество. Оно предложило проект трехэтапного освобождение в течение 50 лет: сначала ограничить власть помещиков, затем дать личную свободу крестьянам и открепить их от земли.

Александр Второй. Худ. Н.А. Лавров.

Во всех 45 губерниях, где существовало крепостное право, были образованы губернские комитеты по крестьянскому вопросу. Почин в их образовании принадлежит прибалтийским дворянам. Московское дворянство сопротивлялось до последнего.

В 1859 году при Главном комитете, который перестал быть Секретным, должны были быть образованы две Редакционные комиссии, но в итоге работала одна комиссия, носившая множественное название.

Заседание Государственного совета по вопросу об освобождения крестьянства. Гравюра. Начало 1880-х годов.

Она состояла из 31 человека - чиновников различных ведомств и членов-экспертов - представителей поместного дворянства. Деятельность «комиссий» прошла три этапа: изучение проектов большинства губернских комитетов и составление проекта Крестьянской реформы; исправление проекта согласно замечаниям, сделанным дворянскими депутатами, и рассмотрение материалов остальных губернских комитетов; и окончательное завершение проекта реформы. Дважды в столицу вызывались дворянские депутаты, и состоялись жаркие дебаты вокруг проекта.

10 октября 1860 года комиссия закончила работу. Документы были рассмотрены Государственным советом, и Александру были предложены два варианта: прокрестьянский и продворянский. Император выбрал первый.

19 февраля 1861 года , в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» . 5 марта манифест был опубликован. В России начиналась новая эпоха…

4. Деятели Крестьянской реформы

Ростовцев Яков Иванович
(1803-1860)

Милютин Николай Алексеевич
(1818-1872)

Семёнов-Тян-Шанский Пётр Петрович
(1827-1914)

Самарин Юрий Фёдорович
(1819-1876)

«Никто из людей мыслящих, просвещённых и отечество своё любящих, - писал Ростовцев, - не может быть против освобождения крестьян. Человек человеку принадлежать не должен. Человек не должен быть вещью». Председатель Редакционных комиссий, он начинал работу «с молитвою, с благоговением, со страхом, с чувством долга».

Милютин был руководителем работ по подготовке крестьянской реформы. Ему часто приходилось выступать против позиции большей части губернских комитетов по крестьянскому делу. Когда либеральная бюрократия, к которой он принадлежал, потерпела неудачу и политика правительства качнулась в сторону помещиков, Н.А. Милютин ушел в отставку.

Известный ученый-географ П.П. Семёнов был приглашён принять участие в занятиях по крестьянскому делу, через год стал членом-экспертом Редакционных комиссий и заведующим их делами. Как один из ближайших сотрудников Я. И. Ростовцева, он соприкасался с важнейшими делами по составлению Положений 19 февраля 1861 г. Самарин был «человеком реформы», то есть горячим защитником преобразований, начавшихся в 1861 г. Он боялся ломки старого быта, но ценил достижения реформ. Для него реформы были средством поднять народный дух, придать государственной и общественной жизни национальный характер. Его публицистика яростно нападала на сторонников помещичьих порядков.

5. Главный комитет об устройстве сельского состояния

Специальный совещательный орган, состоявший в непосредственном ведении императора, был учрежден 19 февраля 1861 года для претворения в жизнь идей Крестьянской реформы. Комитет обладал законодательными и исполнительными функциями.

В числе законодательных значились:

  1. рассмотрение законопроектов, составляемых в дополнение Положения 19 февраля;
  2. составление и рассмотрение предложений об устройстве крестьян государственных, дворцовых, удельных, заводских и всех других;
  3. составление и рассмотрение общего сельского устава и общих предположений, касающихся сельских сословий.

Как орган исполнительной власти Комитет наблюдал за приведением в действие Положений 19 февраля и других крестьянских положений и давал разъяснения в случае спорных ситуаций в духе и смысле нового закона.

В 1882 году Комитет был закрыт, так как правительство сочло его особую задачу выполненной.

Функции Комитета были распределены между другими ведомствами: законодательные предложения поступили в соответствующие департаменты Государственного Совета, введение в действие узаконений по крестьянам осталось за министром внутренних дел. В Сенате было создано специальное крестьянское отделение.

Комитет состоял из председателя (им был великий князь Константин Николаевич), непременных членов (министры внутренних дел, государственных имуществ, финансов, юстиции, двора, управляющий II отделением и начальник III отделения собственной императорской канцелярии), а также членов, назначенных по повелению царя.

Великий князь Константин Николаевич
(1827-1892)

6. Ход освобождения от крепостной зависимости

Для правового обеспечения реформы было издано 17 актов. Первый из них, обязательный для всей Российской империи, – «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Затем были приняты положения о поземельном устройстве крестьян Украины, Белоруссии и Великороссии, а также о специальных группах крестьян, как то: приписанных к заводам, малоимущим и т.д.

Освобождение шло по двум путям, выбор которых зависел от воли помещика. Первый путь – временная обязанность – означал, что за аренду земли крестьяне продолжают нести повинности, но в течение двух лет помещик должен окончательно определить форму отношений с крестьянством: либо барщина, либо чистый оброк, либо совмещение отработок и выплат. Второй путь – выкуп, помещик получал всю сумму за землю. В связи с этим возникала задолженность крестьян, которую на 80% погашалась государством. Так, крестьяне становились должниками как помещика, так и государства.

Обе модели освобождения просуществовали параллельно до 1881 года, затем все крестьяне были переведены на денежный выкуп. Должниками на тот момент было подавляющее большинство крестьянского населения.

Осуществление Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 года. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром». «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. Грамотами оформлялось соглашение между помещиками и их крестьянами как о размерах надела, так и о всяких обязательных отношениях крестьян к их бывшим господам. Для разбора недоразумений, споров и жалоб была учреждена должность мировых посредников, избираемых из местных дворян. Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крепостными, выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты и наблюдали за крестьянским самоуправлением в сельских обществах и волостях.

Самым сложным вопросом в деле крестьянской реформы было определение размеров надела. В среднем по России, размер полученной крестьянами земли был на 1/5 часть меньше, чем до 1861 года. Так называемые «отрезки» шли в пользу помещиков. Дворовые люди, находившиеся в личном услужении помещикам и не пахавшие земли, освобождались без земельного надела, и по истечении, двух лет временно-обязанного состояния могли приписаться к какому-нибудь сельскому или городскому обществу. Вышедшим из крепостной зависимости были приданы гражданские права: сделок, вступления в брак, свободы передвижения.

Освобождение от крепостной зависимости на основании закона 19 февраля 1861 года проходило длительно и мучительно тяжело для крестьян. Многие помещики не спешили с отказом от привычных для них форм феодальной эксплуатации. Даже через 10 лет после провозглашения отмены крепостного права в России на положении временно-обязанных продолжало находиться свыше 30% всех крестьянских хозяйств. На 1 января 1863 года в некоторых районах недовольные условиями освобождения крестьяне отказались подписать около 60 % уставных грамот.

Крестьяне, находившиеся в собственности царской фамилии (так называемые «удельные крестьяне») стали свободны уже в 1858 году, а в 1863 году им сохранили их прежние наделы.

7. Реакция общества на отмену крепостного права

Полицейский циркуляр о недовольстве крестьян Ярославской губернии. Апрель 1861 года

Крестьяне воспринимали землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распределяться поровну лишь между работающими на ней. Поэтому в целом они отрицательно отнеслись к «земельным статьям» Манифеста 19 февраля 1861 года.

Манифест называли «подложной грамотой». Распространялись слухи о том, что помещики спрятали «настоящую волю». В итоге, в ряде мест вспыхнули бунты, на подавление которых посылались воинские команды. Руководитель выступления в селе Бездна крестьянин Антон Петров так «прочитал» Положение 19 февраля, что, согласно его разъяснениям, вся земля должна была отойти к крестьянам. По безоружным людям солдаты открыли огонь, около ста человек пали убитыми, а Петров на глазах народа был расстрелян. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений. Крестьянское движение 1861 года отличалось исключительным упорством. В отдельных губерниях (Гродненская, Ковенская, Смоленская, Псковская, Нижегородская, Рязанская и др.) волнения охватили целые уезды.

Крестьяне требовали немедленного освобождения от власти помещиков, отказывались выполнять барщинные работы и платить оброк. Они противились сокращению наделов, принудительным переселениям, лишению их леса и других угодий. При обмере земель разгорались ожесточённые споры с помещиками. Упоминание в законе двухлетнего периода для составления уставных грамот крестьяне толковали, как обещание правительства через два года дать крепостным действительную свободу с предоставленными им в собственность прежних земельных наделов. Ожидание крестьянами полного освобождения весной 1863 года было почти повсеместным, а разочарование – нескрываемым.

8. Радикальная интеллигенция как продукт Великих реформ

Двадцатилетие реформ не принесло успокоения России. Широкая общественная дискуссия, выбор пути развития страны и критическое переосмысление николаевского наследия в те годы создали условия для выхода на авансцену истории новой социальной силы – радикальной интеллигенции.

В отличие от западных стран интеллигенция – образованные люди, живущие, главным образом, умственным трудом, – в России была самостоятельной политической силой, оппозиционной власти. При полной политической пассивности крестьян и дворян интеллигенция развернула борьбу во имя «спасения России» так, как она это понимала.

Высшее образование, тем более полученное за границей, в совокупности с атмосферой перемен, рождало завышенные ожидания от реформ и их результатов. Большинство политически активных интеллигентов не работали в земских или городских учреждениях, были мало знакомы с повседневным бытом «спасаемого» ими народа. Занимаясь построением умозрительных конструкций и планов переустройства общества, часть интеллигенция стремительно радикализировалась.

«Модная» для того времени философия социализма преломилась на русской почве в «крестьянский социализм» – народничество. Идеи общинного социализма Александра Герцена и Николая Чернышевского стали основой нового радикального учения. Народники рассматривали крестьянство как реальную политическую силу и стремились именно в деревне зажечь пламя революции. Главными целями народнического движения были свержение самодержавия и переход к новому, справедливому строю.

Почти сразу же после манифеста 19 февраля возникла первая подпольная революционная организация – «Земля и воля». Впоследствии от нее откололось радикальное крыло, ставшее партией «Народная воля». Эта партия решила принудить правительство к демократическим преобразованиям. Одним из главных методов борьбы народовольцы избрали террор.

1 марта 1881 г. члены «Народной воли» совершили покушение на Александра II. Из восьми организаторов и исполнителей преступления 3 были из дворян, 2 – из крестьян, 2 – из рабочих,1 – из семьи священника. Шесть из восьми имели за плечами обучение в университетах, институтах и академиях…

9. Главное здание Юридического факультета – бывшее «Городское училище в память 19 февраля 1861 г.»

На углу Большого проспекта и 22 линии Васильевского острова, на месте сада начального училища, в 1911 году видным петербургским архитектором Иваном Ивановичем Яковлевым возведено здание в неоклассическом стиле – дом №7, представляющий собой монументальный пятиэтажный учебный корпус. Постройка здания была приурочена к 50-летию отмены крепостного права. Эта памятная дата широко праздновалась в Российской империи: в Москве заложен храм Александра Невского, выпущены памятные медали, проведены многочисленные собрания, издана литература.

Свидетельство об окончании земского училища в год 50-летия отмены крепостного права.

С удьба партии «Народная воля» трагична вдвойне: как субъект истории она прошла сначала сквозь шквал репрессий со стороны царизма (не счесть ее жертв - повешенных, расстрелянных, загубленных в тюрьмах и каторжных норах), а потом, уже как исторический объект, - сквозь тернии предвзятых оценок со стороны историков и публицистов, вплоть до сегодняшних. Все ее критики - царские, советские и посткоммунистические - изображают «Народную волю» партией террористов, занятой главным образом покушениями на Александра II. Так считали даже некоторые серьезные историки (М.Н. Покровский, М.В. Нечкина), не говоря уже о многочисленных журналистах, которые ныне дилетантски утрируют такой взгляд. Между тем уже давно всем и каждому доступен обширный круг источников, неопровержимо доказывающих, что ни в программе, ни в деятельности «Народной воли» террор никогда не занимал главного места.

Прежде всего учтем небывалые для того времени масштабы партии. С.С. Волк подсчитал, что она объединяла 80–90 местных, 100–120 рабочих, 30–40 студенческих, 20–25 гимназических и 20–25 военных организаций по всей стране - от Гельсингфорса (Хельсинки) до Тифлиса (Тбилиси) и от Ревеля (Таллина) до Иркутска. Эти подсчеты далеко не исчерпывающи. Л.Н. Годунова установила, что военных кружков «Народной воли» было не менее 50 как минимум в 41 городе. Численность активных, юридически оформленных членов партии составляла примерно 500 человек, но участвовали в ее деятельности, так или иначе помогая ей, в 10–20 раз больше. По ведомостям департамента полиции, только за два с половиной года, с июля 1881 г. по 1883 г., подверглись репрессиям за участие в «Народной воле» почти 8000 человек. Они вели пропагандистскую, агитационную и организаторскую работу среди всех слоев населения России - от крестьянских «низов» до чиновных «верхов». Что же касается террора, то он был делом рук лишь членов и ближайших агентов Исполнительного комитета партии (которые к тому же занимались и всеми другими сторонами деятельности) и нескольких сменявших друг друга метальщиков, техников, наблюдателей. В подготовке и осуществлении всех восьми народовольческих покушений на царя из рядовых членов партии участвовали 12 человек, известные нам поименно.

Таков был удельный вес террора в практике «Народной воли». Так предопределяла его место партийная программа. «Народная воля» ставила целью свергнуть самодержавие и осуществить ряд демократических преобразований (народовластие, свободы слова, печати, собраний и т.д., всеобщее избирательное право, выборность всех должностей снизу доверху, передача земли народу), которые отвечали насущным потребностям национального развития России и реализация которых уже тогда поставила бы нашу страну вровень с передовыми державами Запада. Поскольку опыт «великих реформ» Александра II показал народовольцам, что царизм добровольно не пойдет на ограничение собственного деспотизма, они сделали ставку не на реформы, а на революцию. При этом «Народная воля» исходила из того, что «главная созидательная сила революции - в народе», и планировала готовить «народную революцию» всеми (но главным образом пропагандистскими, агитационными, организаторскими) средствами.

Одним из средств был избран террор против «столпов правительства». Программа «Народной воли» четко формулировала двоякую функцию «красного» террора: с одной стороны, дезорганизовать правительство, а с другой - возбудить народные массы, чтобы затем поднять возбужденный народ против дезорганизованного правительства. Таким образом, террор рассматривался авторами программы как прелюдия и катализатор народной революции.

Подчеркну, что «красный террор» «Народной воли» был исторически обусловлен, навязан революционерам как ответ на «белый террор» царизма против участников «хождения в народ». С 1874 по 1878 г. царизм обрушил на мирных пропагандистов-народников смерч репрессий (до 8000 арестованных только в 1874 г., из них 770 привлеченных к жандармскому дознанию, грандиозный - самый крупный в истории России - политический процесс 193-х с каторжными и ссыльными приговорами, официально зарегистрированные среди обвиняемых по этому делу 93 случая самоубийств, умопомешательства и смерти в предварительном заточении). «Когда человеку, хотящему говорить, зажимают рот, то этим самым развязывают руки», - так объяснил переход народников от пропаганды к террору один из лидеров «Народной воли» А.Д. Михайлов. Сами народовольцы настойчиво говорили о преходящей обусловленности своего террора. Исполнительный комитет «Народной воли» заявил протест против покушения анархиста Ш. Гито на президента США Дж. Гарфилда. «В стране, где свобода личности дает возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, - разъяснял ИК 10 (22) сентября 1881 г., - в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей». Сознавая политическую и нравственную предосудительность террора, народовольцы допускали его лишь как вынужденное, крайнее средство. «Террор - ужасная вещь, - говорил С.М. Кравчинский, - есть только одна вещь хуже террора: это - безропотно сносить насилие». Всю ответственность за ужас террора народовольцы возлагали на царизм, который своими преследованиями заставлял прибегать к насилию (хотя бы в целях самозащиты) даже людей, казалось бы, органически не способных по своим душевным качествам на какое-либо насилие. Замечательно сказал об этом со скамьи подсудимых перед оглашением ему смертного приговора народоволец А.А. Квятковский: «Чтобы сделаться тигром, не надо быть им по природе. Бывают такие общественные состояния, когда агнцы становятся ими».

Враги и критики «Народной воли» много (особенно в наши дни) говорят о том, что она злодейски преследовала и умертвила царя-Освободителя. При этом замалчивается неоспоримый, кричащий факт: к концу 70-х г. царь, в свое время освободивший от крепостной неволи крестьян (хотя и ограбив их), снискал себе уже новое титло - Вешатель. Это он утопил в крови крестьянские волнения 1861 г., когда сотни крестьян были расстреляны и тысячи биты кнутами, шпицрутенами, палками (многие - насмерть), после чего выжившие отправлены на каторгу и в ссылку. С еще большей кровью Александр II подавил народные восстания в Польше, Литве и Белоруссии (принадлежавших тогда к Российской империи), где генерал-душегуб М.Н. Муравьев в течение двух лет каждые три дня кого-нибудь вешал или расстреливал (за что и получил от царя титул графа), а на каторгу и в ссылку только из Польши были отправлены 18 000 человек. Не случайна в этом контексте и жестокость царя по отношению к мирным народникам-пропагандистам 1874–1878 гг.

Когда же некоторые из народников в ответ на «белый террор» царизма начали прибегать с 1878 г. к отдельным актам «красного террора», Александр II повелел судить их по законам военного времени. За 1879 г. он санкционировал казнь через повешение шестнадцати народников. Среди них И.И. Логовенко и С.Я. Виттенберг были казнены за «умысел» на цареубийство, И.И. Розовский и М.П. Лозинский - за «имение у себя» революционных прокламаций, а Д.А. Лизогуб только за то, что по-своему распорядился собственными деньгами, отдав их в революционную казну. Характерно для Александра II, что он требовал именно виселицы даже в тех случаях, когда военный суд приговаривал народников (В.А. Осинского, Л.К. Брандтнера, В.А. Свириденко) к расстрелу.

Все это ИК «Народной воли» зафиксировал в смертном приговоре царю. Лев Толстой, знавший об этих репрессиях меньше, чем знали народовольцы, и тот восклицал в 1899 г.: «Как же после этого не быть 1-му марта?». Действительно, за всю историю России от Петра I до Николая II не было столь кровавого самодержца, как Александр II Освободитель. Русские народники в отличие от царских карателей (и от современных террористов) всегда старались - по возможности, конечно, - избегать в своих терактах посторонних, невинных жертв. Именно так они казнили шефа жандармов Н.В. Мезенцова, харьковского генерал-губернатора Д.Н. Кропоткина, «проконсула» Юга России В.С. Стрельникова, главаря тайной полиции Г.П. Судейкина, нескольких жандармских чинов и шпионов. Народоволец Н.А. Желваков даже осведомился у самого Стрельникова, точно ли он генерал Стрельников, прежде чем застрелить его. Словом, все народнические (не только народовольческие) теракты, кроме покушений на царя, обошлись без лишних жертв. Казнить царя таким же образом было почти невозможно, ибо царь появлялся на людях только с охраной и свитой. Поэтому народовольцы лишь пытались свести число жертв цареубийства к минимуму.

Все возможное для этого они делали: тщательно планировали каждое покушение, выбирали для нападений на царя самые малолюдные места - Малую Садовую улицу, Каменный мост, Екатерининский канал в Петербурге. Чреватый наибольшими жертвами план взрыва в Зимнем дворце все же исходил не от самой «Народной воли», а был предложен ей со стороны (лидером «Северного союза русских рабочих» С.Н. Халтуриным). Тем не менее ИК официально выразил сожаление по поводу жертв взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г..

«С глубоким прискорбием смотрим мы на погибель несчастных солдат царского караула, этих подневольных хранителей венчанного злодея, - гласит прокламация ИК от 7 февраля 1880 г. - Но пока армия будет оплотом царского произвола, пока она не поймет, что в интересах родины ее священный долг стать за народ против царя, такие трагические столкновения неизбежны. Еще раз напоминаем всей России, что мы начали вооруженную борьбу, будучи вынуждены к этому самим правительством, его тираническим и насильственным подавлением всякой деятельности, направленной к народному благу». И далее: «Объявляем еще раз Александру II, что эту борьбу мы будем вести до тех пор, пока он не откажется от своей власти в пользу народа, пока он не предоставит общественное переустройство всенародному Учредительному собранию».

Это условие (отказ Александра II от власти в пользу Учредительного собрания), при котором ИК был готов прекратить свою «вооруженную борьбу», обнародовано здесь не впервые. И в прокламации по поводу предыдущего покушения на царя, 19 ноября 1879 г., ИК заявлял:

«Если бы Александр II сознал, <...> как несправедливо и преступно созданное им угнетение, и, отказавшись от власти, передал бы ее всенародному Учредительному собранию, <...> тогда мы оставили бы в покое Александра II и простили бы ему все его преступления».

Царь, однако, и мысли не допускал о каком-либо (а уж всенародном тем более) Учредительном собрании. Даже проект конституции графа М.Т. Лорис-Меликова, смысл которой сводился к образованию в лице временных комиссий (из чиновников и выборных от «общества») совещательного органа при Государственном совете, который сам был совещательным органом при царе, - даже этот проект Александр II согласился рассмотреть скрепя сердце, воскликнув при этом: «Да ведь это Генеральные Штаты!» 1 марта 1881 г. за считанные часы до смерти он, вопреки расхожему мнению, одобрил не саму «конституцию», а лишь ее «основную мысль относительно пользы и своевременности привлечения местных деятелей к совещательному участию в изготовлении центральными учреждениями законопроектов», и повелел созвать 4 марта Совет министров для того, чтобы согласовать правительственное сообщение о лорис-меликовском проекте.

Казнив Александра II, Исполнительный комитет «Народной воли» вновь заявил - в историческом письме новому царю, Александру III, от 10 марта 1881 г. - о своей готовности прекратить «вооруженную борьбу» и «посвятить себя культурной работе на благо родного народа». «Надеемся, что чувство личного озлобления не заглушит в вас сознания своих обязанностей, - гласит письмо ИК. - Озлобление может быть и у нас. Вы потеряли отца. Мы теряли не только отцов, но еще братьев, жен, детей, лучших друзей. Но мы готовы заглушить личное чувство, если того требует благо России. Ждем того же и от вас». ИК убеждал самодержца в тщетности любых попыток искоренить революционное движение: «революционеров создают обстоятельства, всеобщее недовольство народа, стремление России к новым общественным формам. Весь народ истребить нельзя... Поэтому на смену истребляемым постоянно выдвигаются из народа все в большем количестве новые личности, еще более озлобленные, еще более энергичные». ИК ставил царя перед дилеммой: «или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. В интересах родной страны, <...> во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию, Исполнительный комитет обращается к вашему величеству с советом избрать второй путь».

Александр III, который даже конституцию Лорис-Меликова считал «фантастической» и «преступной», избрал первый путь, в конце которого царизм ждала расплата, точно предсказанная в цитированном письме ИК: «страшный взрыв, кровавая перетасовка, судорожное революционное потрясение всей России».

Итак, «красный террор» был вынужденным ответом «Народной воли» на «белый террор» царизма («Не будь последнего, не было бы и первого», - резонно утверждали народовольцы). И в программе, и в деятельности партии он являл собою одно из многих средств борьбы, и занималась им вполне определенная, ничтожно малая часть народовольцев. Но как борьба вооруженная, как своего рода боеголовка революционного заряда «Народной воли» террор оказывался на виду, заслоняя собой остальную, глубоко законспирированную работу партии. Обывательская молва отсюда заключила, что народовольцы вообще все или главным образом террористы, а царские охранители намеренно раздували такое представление о народовольцах для вящей тяжести их обвинения. Нынешние же филиппики историков и публицистов против «Народной воли» как партии террористической сочетают в себе и обывательское неведение, и охранительное пристрастие.

Между тем самые благородные и авторитетные умы России и Запада, включая тех, кто принципиально отвергал всякое насилие, сочувствовали «Народной воле» в ее борьбе с царизмом, выражали симпатии ее героям и мученикам. Среди них - Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Г.И. Успенский, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков, В.Г. Перов, Н.А. Ярошенко, А.Г. Рубинштейн, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, позднее А.П. Чехов, А.А. Блок, А.И. Куприн, на Украине Иван Франко и Леся Украинка, в Белоруссии Франциск Богушевич, в Грузии Важа Пшавела, в Латвии Ян Райнис. К ним надо добавить корифеев мировой культуры - В. Гюго, Э. Золя, Г. Мопассана, Г. Спенсера, О. Уайльда, Б. Шоу, А. Конан Дойла, Э. Дузе, Ч. Ломброзо, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, Марка Твена. Никто из них не одобрял террора - ни «белого», ни «красного». Но все они понимали, что «Народная воля» борется (вынужденно прибегая и к жестоким средствам) против самодержавного деспотизма за свободную и демократическую Россию.


Сканирование и обработка: Сергей Агишев.

Есть разные мнения по вопросу, как действия людей и организаций действуют на ход истории. Так, вполне логично предположить, что любые действия любого человека, так или иначе, влияют на историю. Однако если говорить о действительно исторических явлениях, таких, которые изменили историю, то деятельность российской революционной организации «Народная воля» явно относится к числу именно таких явлений. Это подтверждается и другим обстоятельством – однозначной оценки, положительную или негативную роль сыграли народовольцы, до сих пор нет и, скорее всего, никогда не будет.

Какая воля, для какого народа?

В некоторых случаях, особенно часто в современных журналистских обзорах, «Народную волю» принято именовать террористической организацией. Такое определение некорректно: «Народная воля» возникла на базе одной из первых народнических организаций «Земля и воля». Как известно, члены «Земли и воли» были одними из основных инициаторов так называемого «хождения в народ»: практики мирной агитации революционно настроенной интеллигенции среди крестьянства в основном в 1860-х – 1870-х годах. Это была попытка «растолковать» народу, что нужно сделать, какие свои права отстаивать и каких свобод добиваться от власти, чтобы улучшить свою жизнь и превратить Россию в прогрессивное государство.

Однако уже к середине 1870-х годов для большинства народников стал очевиден провал хождения в народ. С одной сторон, агитация не возымела на крестьянство ощутимого эффекта, с другой, именно с этого момента начался отход правительства Александра II от реформаторства. Уже осуществлённые реформы были частью отменены, частью изменены, усилился полицейский контроль за общественной жизнью и репрессии по отношению к инакомыслящим (к оппозиции). Поэтому часть народников посчитала, что самым эффективным путём позитивных общественно-политических изменений станет тактика государственного переворота, уничтожение самодержавной структуры власти и перестройка всего государства на демократический лад. Для этого были созданы по всей стране как минимум двести местных организаций «Народной воли», самостоятельная деятельность которой началась с 1879 года, подавляющее большинство членов которой занималась прежде всего агитационной работой. Террор по отношению к представителям самодержавного режима признавался важным, однако не единственным методом борьбы: фактически он находился в ведении лишь главного управляющего органа «Народной воли», Исполнительного комитета – помимо его членов к террористической деятельности привлекалось не более нескольких десятков народовольцев.

Террор как инструмент политической борьбы

Существует два основных мнения по поводу террористической деятельности «Народной воли», оба из которых признаются историками обоснованными. Согласно первому, террор народовольцев был одним из основных методов их политической борьбы в сложившихся условиях. Представители «Народной воли» полагали, что вся структура самодержавия в России не имеет прочных корней и надёжной социальной базы, что молодой класс рабочих (пролетариат) сам по себе не может отстаивать ценности самодержавия, а в крестьянстве до сих пор сильны традиции «народной демократии», самое яркое воплощение которой видели в крестьянской общине. Поэтому, по мнению народовольцев, стоит нарушить стабильность деятельности государственной машины, как возникнут условия для переворота, после которого можно будет собрать Учредительное собрание, на котором представители народа и определят сами важнейшие общественные и политические решения. А нарушить стабильность госаппарата проще и быстрее всего индивидуальным террором против наиболее важных представителей правящего класса.

Второе мнение гласит, что террор народовольцев стал ответной реакцией на правительственный террор по отношению ко всем несогласным с царской политикой или требующих каких-либо более широких свобод. Так, безжалостно подавлялись с использованием армии все крестьянские недовольства, которые возникли после отмены крепостного права из-за того, что крестьян освободили без земли (то есть без средств к существованию), да ещё и фактически «в долг». Кроме того, усилились репрессии против представителей либеральной интеллигенции, требовавших продолжения демократических реформ. В качестве адекватной меры борьбы и был выбран террор. Более того, не прошло и трёх месяцев после создания «Народной воли», как Исполнительный комитет вынес сметный приговор Александру II как государственному деятелю, который обманул надежды народа и который намеревался уничтожить либеральное и революционное движение.

Народовольцы организовали три масштабных и спланированных покушения на царя: первое состоялось 19 ноября 1879 года (под Москвой была взорвана железная дорога, но в последний момент поменяли расписание движения царского поезда и вместо него взорвали поезд со свитой). Второе произошло 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце – и снова царь спасся лишь чудом, просто опоздав на обед. Третье состоялось 1 марта 1881 года в Петербурге и закончилось смертью Александра II. Однако своей цели «Народная воля» не добилась: вскоре были арестованы все её лидеры, покушение не получило общественной поддержки, организация была довольно влиятельной и многочисленной ещё несколько лет, однако после 1884 года была почти полностью разгромлена.

Александр Бабицкий


Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

Основные даты:

  • 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
  • 1876 – создание «Земля и воля».
  • 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
  • 1 марта 1881 – убийство Александра 2.

Видные исторические деятели народничества:

  1. Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
  2. Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
  3. Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
  4. Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
  5. Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
  6. Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

Идеология революционного народничества

Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Герцен А.И.

Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.


Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

- «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» - говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

- «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» - был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».


В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.


Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.


К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

mob_info