Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта. «Кнутом иссеченная муза». Некрасов о поэтическом труде Н а некрасов о поэтическом труде

Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен "глаголом жечь сердца людей", "воспламенять бойца для битвы", нести людям "любви и правды чистые учения".

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его "муза мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении "Поэт и гражданин", которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт "в годину горя" должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя "в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь". Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении "Вчерашний день, часу в шестом" в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"

Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою "неласковую музу" "печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков". Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой...

Муза ведет поэта "чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода", заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение "Блажен незлобивый поэт" рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе "незлобивого поэта", которому современники "при жизни памятник готовят".

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, "чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений". Труден и горек его путь. Его "карающая лира" не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья.

Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение - служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение "Элегия", которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, "что тема старая - страдания народа и что поэзия забыть ее должна". Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна "изменчивой моде". Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" - этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, "влачатся в нищете, покорствуя бичам". Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения "Деревня": "Здесь рабство тощее влачится по браздам..." Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема "страданий народа" должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, "кому посвящены мечтания поэта", "не внемлет он и не дает ответа".

Подобно Пушкину в стихотворении "Памятник", Некрасов в своей "Элегии" подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Примечание. Нужно иметь в виду возможность разных вариантов темы. Например, "Н. А. Некрасов и его предшественники о назначении поэзии".

Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен "глаголом жечь сердца людей", "воспламенять бойца для битвы", нести людям "любви и правды чистые учения".

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его "муза мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении "Поэт и гражданин", которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт "в годину горя" должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя "в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь". Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении "Вчерашний день, часу в шестом" в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная!"

Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою "неласковую музу" "печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков". Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской

Безумная клялась начать безумный бой...

Муза ведет поэта "чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода", заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение "Блажен незлобивый поэт" рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе "незлобивого поэта", которому современники "при жизни памятник готовят".

Любя беспечность и покой,

Гнушаясь дерзкою сатирой,

Он прочно властвует толпой

С своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, "чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений". Труден и горек его путь. Его "карающая лира" не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья.

Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение - служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение "Элегия", которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, "что тема старая - страдания народа и что поэзия забыть ее должна". Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна "изменчивой моде". Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" - этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, "влачатся в нищете, покорствуя бичам". Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения "Деревня": "Здесь рабство тощее влачится по браздам..." Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема "страданий народа" должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, "кому посвящены мечтания поэта", "не внемлет он и не дает ответа".

Подобно Пушкину в стихотворении "Памятник", Некрасов в своей "Элегии" подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Примечание. Нужно иметь в виду возможность разных вариантов темы. Например, "Н. А. Некрасов и его предшественники о назначении поэзии".

Даю вам вопросы для устной подготовки домашнего задания по теме: Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Вопросы и задания к стихотворению "Блажен незлобивый поэт" (1852) Блажен незлобливый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства; Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе - Сей пытки творческого духа; Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой. Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья,- И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых. Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он – ненавидя! 1.

В чем особенности композиции стихотворения? 2. Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?

3. Какая лексика и поэтические интонации преобладают при характеристике "незлобивого поэта" и его поэтического оппонента, который, "уста вооружив сатирой", проповедует любовь "враждебным словом отрицанья"? 4. Как в этой полемике отразились мысли Некрасова о писателе-пророке, подобном библейским пророкам Ветхого завета? Подтвердите эту позицию анализом высокой лексики, использованной Некрасовым в стихотворении. 5. Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику "нет пощады у судьбы"? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной позиции? 6. В чем разница "незлобивого поэта", осужденного Некрасовым и христианско-гуманистической позиции Гоголя-писателя? Вопросы и задания к стихотворению "Элегия" (1874) Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!..

Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира?.. Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье «Довольно ликовать в наивном увлеченье, - Шепнула Муза мне.

Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы - Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?.. » Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, - Увы! не внемлет он - и не дает ответа 1. Почему стихотворение называется "Элегия"? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?

2. Почему поэт называет страдания народа "старой темой"? Как в стихотворении выражено отношение лирического "я" к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? 3.

Как трактуется в стихотворении проблема народного счастья? 4. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? 5. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Есть ли разница в понятиях "народ" и "толпа" в стихах Пушкина и Некрасова? Вопросы и задания к стихотворению "Праздник жизни – молодости годы" (1855) Праздник жизни – молодости годы - Я убил под тяжестью труда И поэтом, баловнем свободы, Другом лени – не был никогда.

Если долго сдержанные муки, Накипев, под сердце подойдут, Я пишу: рифмованные звуки Нарушают мой обычный труд. Всё ж они не хуже плоской прозы И волнуют мягкие сердца, Как внезапно хлынувшие слезы С огорченного лица. Но не льщусь, чтоб в памяти народной Уцелело что-нибудь из них Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих1! Нет в тебе творящего искусства Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь,- Та любовь, что добрых прославляет, Что клеймит злодея и глупца И венком терновым наделяет Беззащитного певца 1. Как в этом стихотворении отразились жизненные противоречия Некрасова-поэта и Некрасова-журналиста? 2.

Докажите, что он относится к своему поэтическому труду со "строгостью судьи и гражданина". 3. Как в стихотворении переосмысливается миссия поэта-пророка? Вопросы и задания к стихотворению "Сеятелям" (1876–1877) Сеятель знанья на ниву народную!

Почву ты, что ли, находишь бесплодную, Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты?

слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна! Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте!

Спасибо вам скажет сердечное Русский народ 1. Как в стихотворении трансформируется евангельская притча о сеятеле? «Вот вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло.

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.

13: 1-9) Притчу о сеятеле не трудно понять, ибо ее толкует Сам Господь. В этой притче «Сеятель» – Иисус Христос; «семя» – слово Божие, а «земля», «почва» – сердце человеческое; доброе сердце есть «плодородная земля», а злое, задавленное грехами сердце – «никуда не годная земля». Из Писания мы узнаём, что вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим: 10: 17). 2. В чем поэт видит предназначение современного сеятеля? Какие "семена" он должен бросить на "ниву народную"? 3. Сопоставьте стихотворение Некрасова "Сеятелям" со стихотворением Пушкина "Свободы сеятель пустынный" А. Пушкин. Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя - Но потерял я только время, Благие мысли и труды Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. Подводя итог, прочитайте стихотворение "О Муза! я у двери гроба!" О Муза! я у двери гроба! Пускай я много виноват, Пусть увеличит во сто крат Мои вины людская злоба - Не плачь! завиден жребий наш, Не наругаются над нами: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Не русский – взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу Удачи!

Один из важнейших мотивов лирики Некрасова , отражающий процесс его творческой эволюции, его духовного становления, представлен стихотворениями, посвященными определению целей поэзии и назначения поэта .

Прежде всего самобытностью, оригинальностью отмечены его стихи , обращенные к Музе . Муза его не столько лирична, возвышенна или рисуется в патетических тонах, сколько трагична . Только Некрасов способен был дать такую смелую и дерзкую метафору: Муза – крепостная крестьянка, молодая женщина, истязаемая плетью палача. Для его поэзии нет запретных, непоэтических тем.

Важно и то, что этот образ-символ станет у Некрасова сквозным, постоянным , так что можно говорить еще об одном некрасовском тематическом цикле. Горький образ-метафора, возникший в 1845 г. ("Вчерашний день часу в шестом...") отныне живет в душе поэта, который то и дело возвращается к нему, варьирует его, дополняет новыми ассоциативными значениями и смыслами и в 1850-х и, наконец, в 1870-х гг., в момент уже смертельного исхода, накануне роковой развязки.

Деятельность писателя, по Некрасову, – самое тяжелое призвание человека, крест, как гласит Евангелие. Признак такого призвания – самоотвержение, принесение себя в жертву служения людям. Это всегда жертва страдания. Иной путь для художника невозможен. Без мук, без сомнений, отчаяния, "сокрытых слез и боязливых дум" не рождается произведение истинного искусства.

В финальной строфе стихотворения "Безвестен я..." появляется уподобление иссеченной, страдающей Музы – Христу:

Нет! свой венец терновый приняла,

Не дрогнув, обесславленная Муза

И под кнутом без звука умерла.

Образ страдающей Музы получает в творческом поиске новое развитие, обретает все более трагедийную окраску в связи с судьбой самого поэта. Некрасов глубоко искренен в этом поиске. Сила его в том, что он никогда не лгал перед другими и собой; покаяние было естественным его состоянием, и там, где другие не замечали своих ошибок, он был беспощаден к себе, винил себя во всех смертных грехах, даже в том, в чем не был виноват. Обвинения, которым он сам давал невольный повод в своих стихотворных исповедях, разрастались как снежный ком, отравляя ему существование, становясь темами для новых его мучительных переживаний и новых покаяний ("Что ты, сердце мое, расходилося..." (1860), "Скоро стану добычею тленья..." (1874)).



Однако при всех сомнениях, состоялся ли он как большой поэт, у Некрасова ясно и безусловно живет мысль о том, что ему все-таки удалось сказать новое слово в поэзии, которого не было прежде. Вот почему в раздумьях о поэзии и значении поэта Некрасов всегда полемичен. Всегда в такого рода произведениях у него появляется противопоставление своей точки зрения, своей позиции, своих художественных принципов традиционным. Такие стихотворения, как правило, основаны на контрасте, на отрицании устойчивых поэтических представлений и поэтических клише. Поэт часто включает в такие произведения эпизоды пародийного толка, высмеивающие знакомые штампы и шаблоны ("Нет, Музы ласково поющей и прекрасной..." (1852)).

В преддверии смерти , уже не предощущаемой, как в начале 1850-х гг., а вполне реальной (поэт знал, что смертельно болен и умирает), вновь появляется знакомый образ-символ. Стихотворение так и озаглавлено – "Музе", оно возникло в "Последних песнях".

О муза! Наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный сон небытия,

Сестра народа и моя!

Последние предсмертные стихотворения Некрасова – как стон боли и отчаяния , дважды повторенный мотив, с все более нагнетаемым трагическим настроением. Сначала эмоциональный всплеск в "Последних песнях" ("О муза! Наша песня спета...") и, наконец, последнее его стихотворение, без заглавия, с ощущением близкого конца, но и с проблеском надежды на счастливый исход будущей своей творческой судьбы:

О Муза! Я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба –

Не плачь! Завиден жребий наш,

Не надругаются над нами...

Не русский – взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

Завершая свой жизненный и творческий путь, поэт последним усилием воли перебрасывает образную арку от предсмертного стихотворения к первому, где появился образ его Страдалицы-Музы. Однако если сначала поэт дистанцирован от Музы, то в конце слит с нею воедино: говоря о ней, автор говорит о себе – умирающем, но не изменившем своим идеалам писателе.

Несколько обособленно в лирике Некрасова стоит знаменитое программное стихотворение-манифест "Поэт и Гражданин", впервые опубликованное в его сборнике стихотворений 1856 г. Произведение необычно тем, что стихотворная форма соединена в нем с драматургической. Это звучащий диалог двух действующий лиц, сопровождаемый авторскими ремарками: "Гражданин (входит)"; "Поэт (берет книгу)"; "Поэт (с восторгом)" и пр.

Чем же восторгается Поэт? Как ни странно, тем, с чем идет у него внутренняя полемика: подвергается сомнению пушкинская позиция при чувстве восхищения своим предшественником. Некрасов использовал диалогический прием знаменитого стихотворения Пушкина "Разговор книгопродавца с поэтом". Четырехстишие "Не для житейского волненья...", которое с восторгом читает Поэт, поражаясь гению Пушкина (стихотворение "Поэт и толпа"), как раз и вызывает резкую отповедь Гражданина.

Стихотворение Некрасова оказалось провидческим. "Так я, по-твоему,–великий, повыше Пушкина поэт?"– возмущается Поэт чрезмерно высокой оценкой своего труда. Вспомним, однако, что именно такой спор вспыхнет над открытой еще могилой Некрасова спустя более 20 лет, в исходе декабря 1877 г., когда толпа радикально настроенной молодежи во время похорон поэта потребовала от Достоевского признать его "выше Пушкина".

Призыв к действию высказан Гражданином в чеканных стихах, которые десятилетиями повторяла вся Россия:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Репрессии властей последовали самые жестокие. Недобрую услугу Некрасову оказал Чернышевский, оставленный им на время своего заграничного путешествия 1856–1857 г. полноправным редактором "Современника": он поспешил опубликовать на страницах журнала сразу же после выхода сборника стихов именно "Поэта и Гражданина" и стихотворения "Забытая деревня" и "Отрывки из путевых записок графа Гаранского". Стихи были восприняты цензурой и правительственными чиновниками как призыв к революции, к ниспровержению существующего порядка и власти. Сборник Некрасова попал под запрет, автору же грозил арест.

Самое парадоксальное заключается, однако, в том, что и литературная критика (Чернышевский, Добролюбов), и позднейшая наука о литературе оказались в оценках "Поэта и Гражданина" близки суждениям перепуганных сановников Александра II. Стихотворение истолковывалось и истолковывается до сих пор как политический манифест, как призыв к крови, жестокости, к насильственному переустройству мира, к революции.Не был принят во внимание просветительский его характер, сосредоточенность автора на раздумьях о законах искусства и поэтического творчества. Не было замечено и то, что требование действия, активных усилий связано в тексте с конкретной ситуацией: с развернутым эпизодом бури, грозящей погубить корабль, когда жизнь висит на волоске и нужно спешить на помощь людям, спасать их и самого себя, когда пассивность преступна и когда в равной мере жалки и "гражданин безгласный", и легкомысленно "болтающий поэт". Любовь к людям может выразиться только в деятельности, нужно быть полезным, а не разделять участь "богатых словом, делом бедных", не быть холодным душой к страданиям, слышать голос отчизны и требования своей совести.

Именно как итог горячих обличений всеобщего бездействия, увлеченности благами личной жизни и звучит знаменитое пятистишие – страстный призыв к делу, к честному служению родине, а вовсе не к бунту и не к "топору", как обычно истолковывали этот фрагмент.

Стихотворение стало жертвой крайне грубых и прямолинейных, манипулятивных его интерпретаций. Главное же: никто не заметил, что ключевое слово не только в этом стихотворении, но и во всей некрасовской лирике не "кровь", а рифмующееся с ним "любовь". В более раннем программном стихотворении "Праздник жизни – молодости годы..." (1855) эта логика была отчетливо высказана, причем тоже в размышлении о глубинных законах поэтического творчества, т.е. точно так же, как и в "Поэте и Гражданине". В исповедальном стихотворении автор подхватывает критические нападки своих недругов, утверждая собственную мысль о том, каким может быть, и должно быть, истинно поэтическое слово:

Нет в тебе творящего искусства...

Но кипит в тебе живая кровь,

Торжествует мстительное чувство,

Догорая, теплится любовь.

В "Поэте и Гражданине" это ключевое понятие некрасовской лирики высказалось с исключительной силой и чистотой. Словно для того, чтобы яснее истолковать свою идею, Некрасов еще раз повторит ее, отчеканив в поэтической формуле:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Выразительна последняя строка: почти всю ее, фокусируя на себе внимание, занимает одно слово, акцентируя центральную мысль, волнующую автора.

Некрасов и здесь выступает как блестящий мастер формы, подчеркивая скупыми средствами мысль, которая ему особенно дорога. Можно удивляться силе этого найденного поэтом приема: ритмического выделения особенно важного для него смыслообразующего слова, но еще более удивительно, что эта центральная идея стихотворения оказалась не замеченной ни его критиками, ни восторженными почитателями автора. И те, и другие продолжали толковать о политической подоплеке стихотворения и об остро социальном, гражданственном поэте, не видя самого поэта.

Стихотворение, о котором столько написано, до сих пор остается некоей тайной, и к его истолкованию следует относиться очень осторожно, чтобы не сбиться на традиционные и весьма прямолинейные шаблонные оценки некрасовской позиции в понимании задач поэзии и поэта.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Н.А.Некрасов о поэтическом творчествеПодготовила Чурсина А.А., учитель ОУ ОЛ «Довузовский комплекс ТвГУ» Цели:Выявить своеобразие лирики Некрасова о поэтическом труде как служении народу.Раскрыть идейно-художественное содержание стихотворений о поэтическом творчестве.Совершенствовать навыки анализа и выразительного чтения стихотворного текста.Расширять и углублять предметную компетенцию.Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учеников. Актуализация опорных знаний Принято считать, что роль Некрасова в развитии русской поэзии так же значительна, как и роль Гоголя в развитии русской прозы. В чем новаторство лирики Некрасова? Какие темы раскрывает поэт в стихотворениях? Мотивация учебной деятельности Лирика Н.А.Некрасова - необычное явление в русской литературе. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Некрасов полностью переосмысляет роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой являются слова: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Лекция (составить конспект) Муза Некрасова – муза «мести и печали», «сестра народа» – так называл ее поэт. Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином. Он стал певцом народа, поэтическим глашатаем революционеров-демократов 50-70-х годов XIX века. Лекция (составить конспект) В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа: Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. Устами гражданина Некрасов призывает поэта отдать родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь… Иди и гибни безупречно. Лекция (составить конспект) По мнению Некрасова, судьба истинного поэта должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Эту мысль он развивает в стихотворении «Элегия» (1874), которое было для поэта самым задушевным и любимым из написанных в последние годы: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна – Не верьте, юноши! Не стареет она. Некрасов выступает против тех, кто из моды проявлял сочувствие народу, но в годы реакции отвернулся от него. В служении народу поэт видел цель и смысл своего творчества. Лекция (составить конспект) В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает молодежь сеять «разумное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное русский народ». В произведениях поэта очень часто встречается размышление о музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил («Муза», «Вчерашний день часу в шестом…», «О Муза! Я у двери гроба…»). Некрасовская муза – страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…»Вчерашний день, часу в шестом,Зашел я на Сенную;Там били женщину кнутом,Крестьянку молодую.Ни звука из ее груди,Лишь бич свистал, играя...И Музе я сказал: "Гляди!Сестра твоя родная!" 1848 Аналитическая беседа1. Кто такая муза?2. Кто является музой творчества Некрасова?3. Каков символический смысл образов стихотворения?4. Есть ли аналогия между образом крестьянки и иссеченной музой поэта? Обобщение Это стихотворение является первым поэтическим манифестом Некрасова. Необычность его заключается в том, что ни в русской, ни в мировой поэзии мы не встретим примера, когда поэт осмелился бы назвать свою музу сестрой истязаемой крестьянки. Аналитическая работа со стихотворением «Элегия».1. Докажите, что это стихотворение – элегия.2. Кому адресована «Элегия»?3. Почему поэт обращается именно к молодому поколению?4. Как развивается тема поэта и поэзии во второй части «Элегии»?5. Какой народ поэт называет «своим»?6. Что значит служить народу с точки зрения лирического героя «Элегии»? Обобщение Элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое грустью. (Словарь Ожегова). Некрасов назвал это стихотворение самым задушевным и любимым. «Я видел красный день: в России нет раба! – Некрасов говорит о реформе 1861 года – освобождение крестьян от крепостничества. «Современник» в лице своих публицистов и, главным образом, Чернышевского скептически отнесся к освобождению крестьян, поскольку оно оказалось по сути «освобождением» от земли. И все же Некрасов приветствовал даже это половинчатое освобождение. «Элегия», написанная через 13 лет после реформы как бы подводит итог надеждам. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Поэт и гражданин»1. О чем спорят герои стихотворения?2. Какова идея этого произведения?3. Чья позиция ближе Некрасову?4. Почему, по вашему мнению, именно это стихотворение открывало сборник «Стихотворения Н.Некрасова»1856 года?5. С какой целью обращается поэт к форме диалога?6. Найдите в стихотворении афористические выражения и строки, раскрывающие гражданские чувства Некрасова, его взгляды на назначение поэзии.7. Воссоздайте по монологу Поэта его жизненную и творческую судьбу. Что заставляет Поэта назвать себя «больным сыном больного века»? Рефлексия. Подведение итогов урока. Дискуссия. Способна ли поэзия Некрасова согревать душу сегодня? Есть ли в ней то «вечное и прекрасное», что составляет истинное искусство?Есть мнение, что:поэзия Некрасова устарела и не может вызвать интерес у современного читателя;Некрасов отказался от светлых сторон в жизни и поэзии: как можно писать о радости и счастье, о природе и любви, когда бедствует народ;Стихи Некрасова – это газетная поэзия, репортаж в стихах. Заключение В поэзии Некрасова получила воплощение тема народных страданий, в ней отразились все стороны народной жизни и важнейшие аспекты человеческого существования вообще. Эта неоднородность, многогранность поэтического мира Некрасова дает возможность по-разному «прочитывать» его творчество. Поэзия Некрасова как живое, немеркнущее явление русской культуры по-разному соотносилась с духом того или иного времени. Домашнее задание1. Выполнить сравнительный анализ (письменно на отдельном листе) стихотворения К.Ф.Рылеева «Гражданин» и стихотворения Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин».2. Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение стихотворения Некрасова.

mob_info