Юрий домбровский биография. Краткая биография юрия домбровского. Роман об оккупации

Годы жизни: с 12.05.1909 по 29.05.1978

Советский писатель, прозаик, поэт, литературный критик. Более 20-ти лет провел в ссылке и лагерях. Практически не издавался в СССР. Основная тема творчества: противостояние тоталитарного общества и индивидуального человека с его нравственными и моральными ценностями.

Родился Домбровский в Москве. Рос в интеллигентной семье: отец - Иосиф Витальевич (Гедальевич) Домбровский, присяжный поверенный; мать - Лидия Алексеевна (урожд. Крайнева), биолог. Юрий учился в Москве в бывшей хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. После окончания школы поступил на Высшие литературные курсы («брюсовские»), которые окончил в 1932 г.

Сразу же после окончания курсов его арестовали и выслали из Москвы в Алма-Ату. Поводом для ссылки стал какой-то флаг, якобы найденный в общежитии в комнате Домбровского. Истинные причины ареста остались невыясненными.

В Алма-Ате Домбровский работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. В 1937 г. был вновь арестован, но после нескольких месяцев в следственной тюрьме освобожден. История этого ареста легла в основу двух самых значительных произведений писателя: «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей».

В 1938 опубликовал роман «Державин», а через год был в третий раз арестован и на этот раз приговорен по ст. 58-10 ("опошление советской действительности", "охаивание мероприятий партии и правительства", "распространение антисоветских измышлений", "возведение хулы на вождя"). Отбывал срок в колымских лагерях.

В 1943 был досрочно, по инвалидности, освобожден (вернулся в Алма-Ату). Из лагеря Домбровский вернулся в крайне тяжелом состоянии, полупарализованный, но сумел встать на ноги. Работал в театре, читал курс лекций по В. Шекспиру, переводил с казахского. В больнице начал писать роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (опубл. 1959). В 1946 начал работать над циклом новелл о Шекспире «Смуглая леди» (опубл. 1969).

В 1949 г. был арестован в четвертый раз и приговорен по той же самой статье. Место заключения - Тайшетский озерлаг. После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, в 1956 г. был реабилитирован, ему было разрешено прописаться в родной Москве. Занимался литературной работой, испытывал постоянные материальные трудности. В 60-х годах произведения Домбровского начинают публиковать. Значительным событием стала публикация в 1964 г. в Новом мире романа «Хранитель древностей». Роман получил премию журнала, но оказался «слишком смелым» даже для тех времен. После прихода к власти Брежнева Домбровского снова занесли в «черный список».

Роковым для жизни писателя произведением оказался роман «Факультет ненужных вещей», начатый им в 1964 году. В 1978 этот роман был напечатан на русском языке во Франции. Через два месяца Домбровский, которому только что исполнилось 69 лет, был смертельно избит неподалеку от ресторана ЦДЛ. Скончался в больнице 29 мая 1978 года.

После смерти писателя огромную роль в издании его работ сыграла вдова, Клара Фазулаевна Турумова-Домбровская.

Роман "Обезьяна приходит за своим черепом" уже был принят к печати, однако в связи с арестом Домбровского все рукописи были конфискованы. А после реабилитации, в Москве к Домбровскому пришел человек, имя которого так и сталось тайной, и отдал рукопись, сказав, что сохранил ее вопреки приказу сжечь.

Домбровский крайне негативно отнесся к повести "Один день Ивана Денисовича". В письме к П. Косенко Домбровский писал: "Иван Денисович - шестерка, сукин сын, «каменщик, каменщик в фартуке белом», потенциальный охранник и никакого восхваления не достоин. Крайне характерно, что отрицательными персонажами повести являемся мы (рассуждающие о «Броненосце Потемкине»), а положительными - гнуснейшие лагерные суки... Уж одна расстановка сил, света и теней говорит о том, кем автор был в лагере…"

Из книги судеб. Юрий Осипович Домбровский, один из самых значительных писателей XX века, родился 12 мая 1909 года в Москве.

Рос в интеллигентной семье: отец - Иосиф Витальевич Домбровский, адвокат, играл видную роль в работе Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (вместе с Александром Блоком), публиковавшей сведения о тайных агентах охранки. Мать - Лидия Алексеевна Крайнева, биолог.

Учился Юра в бывшей Хвостовской гимназии, располагавшейся в Кривоарбатском переулке…

В 1932 году Юрий Осипович окончил Высшие литературные курсы, а в 1933-м был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату.

Второй арест - в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях. В 1943 был досрочно, по инвалидности, освобождён (вернулся в Алма-Ату). Работал в театре. Читал курс лекций по творчеству Шекспира.

Третий арест пришёлся на 1949 год. Место заключения - Тайшетский озерлаг. После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, и затем ему было разрешено прописаться в родной Москве.

Роковым для писателя произведением оказался роман «Факультет ненужных вещей», начатый им в 1964 году. В 1978 этот роман был напечатан на русском языке во Франции. В этом же году Юрий Осипович был смертельно избит неподалёку от своего дома. Скончался в больнице 29 мая…

«45»: По просьбе нашего издания два эссе о большом русском писателе, кстати, авторе замечательных стихов (!), прислал поэт Сергей Кольцов , живущий в Риге. Первый текст увидел свет в альманахе «Альбион», который редактирует Сергей, а второй он подготовил специально для проекта-45…

Кошка не выдала

С Юрием Домбровским мы познакомились в писательском Доме творчества в Голицыно в апреле 1977-го года.

Как-то я зашёл к нему в гости, а жил он в одной из комнат одноэтажного коттеджа. И была у него кошка, а животных в сём заведении держать не полагалось. И вдруг Домбровский увидел, как к коттеджу приближается директор писательского Дома. Делать нечего, надо прятать кошку. Он взял её, положил на диван и, прибавив, что, дескать, веди себя смирно, смотри, не выдавай меня, накрыл подушкой. Зашёл директор, поинтересовался, как работается писателю, всё ли в порядке. Одним словом, вполне будничный разговор, который продолжался минут пятнадцать-двадцать.

Директор попрощался, Домбровский подошёл к дивану, поднял подушку и выпустил кошку из «плена». Кошка за всё время разговора не подала ни звука, не пошевелилась, а лежать под темной тяжестью подушки, думаю, ей было не очень-то сладко, но она Домбровского не выдала.

Однако кто-то из постояльцев всё-таки настучал, что у Домбровского живет кошка, и её пришлось увезти. Все-таки люди - не животные, они - человеки разумные и ничто человеческое им не чуждо.

Впоследствии, уже после смерти Домбровского, директор писательского Дома сказал мне, что он знал о кошке, но делал вид, что ничего не ведает. И вообще очень тепло отозвался о Юрии Осиповиче - об этом удивительном и добрейшем человеке.

Последняя, великая книга

К ак быстро, без оглядки, летит и уносится время… Кажется, только вчера в Доме творчества писателей «Голицыно» я видел этого необыкновенного, удивительно лучистого человека. Была середина весны 1977 года, а уже следующей весной, в конце мая, его не стало. И родился он в мае 1909 года.

В 2005 году в Москве вышла книга Юрия Домбровского «Гонцы», посвящённая людям, которых писатель хорошо знал и любил. Вторая же часть книги состоит из воспоминаний друзей писателя. Думаю, что будет уместным привести некоторые строчки из них.

«Он не был ни на кого похож, не укладывался ни в какой определенный тип… Высокий лоб, копна взлохмаченных чёрных волос, живые, умные и временами весёлые, обращённые прямо к тебе, глаза. В фигуре, в плечах, в походке проступала часто разбитость, печать пройденного пути. Страдание было и в лице. Но страдание сливалось с вдохновением.

Он умел чувствовать и предчувствовать, мгновенно проникать в тайники души, в смысл сцепления фактов и событий. Острая его мысль при этом целиком подчинялась чувству - что в нынешние времена редко встречается среди людей. Так было и в творчестве, и в жизни. Но не надо думать при этом, что он был простым, - он был очень сложным, его нельзя было “привести к одному знаменателю”. Он ненавидел эти знаменатели».

Анна Берзер

«Его творчество будет жить. Его книги войдут в мировую литературу сквозь парадные двери. Он обладал глубоким умом, юмором, заострённым, как толедский клинок, благородством и гордостью испанского гранда».

Арман Малумян

«Всегда он производил впечатление ярко-блестящее, праздничное, хотя многие периоды его жизни были совсем не праздничными, а материально он до конца жил весьма скромно. Знаниями он обладал энциклопедическими. Какая бы тема в области литературы, искусства, истории, философии не затрагивалась, Домбровский мог говорить по поводу её часами - с глубочайшим знанием предмета и всегда обнаруживал свою, остро оригинальную точку зрения на него».

Павел Косенко

«Свобода и личное достоинство, личное достоинство каждого из нас, которое очень легко уронить и при этом что-то мимолётное, эфемерное выиграть, не дать себе утратить самого себя за счёт каких-то внешних облегчений, выгод, приспособиться… - вот этого он не мог. И вот это - стержень, который держал его с поднятой головой всю жизнь».

Юрий Давыдов

«Ни в какой толпе для него не было чужих, были только незнакомые. Сам он мог выглядеть чужим лишь в какой-нибудь респектабельной обстановке, в среде с оттенком, пусть самым невинным, изысканности или кастовой особости; в такой компании его было представить так же трудно, как в президиуме и в галстуке.

Его фамильярная трезвость и простота взгляда на мир и историю наводили порой на мысль, что из него мог бы выйти незаурядный политик - если бы этому не мешали органическое благородство, прямота и отвращение ко всякой корысти, или крупный учёный - если бы он не был художником. Впрочем, последнее неточно: разум исследователя и художническая натура в нём как раз тесно и своенравно сочетались; хозяйский, несколько мужицкого покроя реализм отношения к миру иногда рождал мысли и ходы чуть ли не сюрреалистического толка, но обоснованные столь трезво и просто, словно так только и может быть, как он говорит».

Валентин Непомнящий

...Последний раз я видел Юрия Осиповича Домбровского в конце 1977 года. Мы пришли к нему в гости с одним московским писателем. А когда ушли от него, а побыли мы недолго, Александр, так звали писателя, сказал мне, что Юра написал книгу своей жизни. Речь шла о романе «Факультет ненужных вещей». С этим романом у меня связано одно воспоминание. Летом этого же года Домбровский получил письмо, в котором сообщалось, что его роман «Факультет…» выходит во Франции. Когда он прочёл об этом, то сразу же хотел броситься к телефону и звонить Генсеку Брежневу Л.И. Он быстро и возбуждённо ходил по комнате и говорил, что это провокация, что романа он не передавал за границу и т. д. Но вдруг остановился, высоко поднял голову и, зорко вглядываясь в одному ему ведомую даль, сказал: «Нет, не стану звонить. Пусть хоть там выйдет».

Слава богу, что он успел подержать в руках свою последнюю книгу, свою великую книгу.

главный редактор альманаха «Альбион»

Иллюстрации:

Фотографии Ю.О. Домбровского разных лет;

обложки некоторых книг писателя.

Домбровский Юрий Осипович (1909-1978), писатель.

Родился 12 мая 1909 г, в Москве в семье адвоката. Свободолюбивые нравы семьи Домбровских
привели к тому, что ещё в школе будущий писатель отличался от сверстников образом мыслей, мало отвечавшим лояльностью к коммунизму.

В 1933 г. Домбровский, студент Высших литературных курсов, был выслан из Москвы в Алма-Ату на три года. Несколько лет работал учителем литературы в школе. Затем следуют аресты: в 1936 г. он семь месяцев проводит в следственном изоляторе; в 1939 г. отправлен в лагерь на Колыму, где находился до 1943 г.; в 1949 г. попал в Тайшетский озерлаг (Иркутская область), где пробыл до 1955 г. Обвинение, предъявленное писателю, было стандартным: «охаивание мероприятий партии и правительства; распространение антисоветских измышлений».

В 1956 г. он был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Творчество Домбровского условно можно разделить на два периода: казахстанский (1937-1955 гг.) и московский (1956- 1978 гг.).

В 1938 г. был опубликован первый рассказ - «Смерть лорда Байрона». В 1939 г. состоялся большой литературный дебют писателя - вышел в свет роман «Державин». В 1956 г. Домбровский возвращается в Москву, через два года заканчивает роман «Обезьяна приходит за своим черепом», начатый в 1943 г. (опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 г.).

Публикация в «Новом мире» романа «Хранитель древностей» (1964 г.) стала событием в литературе, она сделала автора известным.

Следующий роман - «Факультет ненужных вещей» - продолжает сюжет предыдущего. Автор посвятил его проблеме права и общества. В послесловии к книге он пишет: «Не написать её я никак не мог. Мне была дана жизнью неповторимая возможность - я стал… свидетелем величайшей трагедии нашей христианской эры… Идёт суд. Я обязан выступить на нём».

Роман был закончен в 1975 г. и впервые издан за границей, в Париже, в 1978 г. (в СССР издан в 1988 г.).

Живший в 20 веке. Судьба его была непростой, как и у многих художников слова, творчество которых приходится на советское время. Домбровский Юрий Осипович оставил нам произведения, которые заставляют о многом задуматься. В статье представлен краткий обзор его жизни и творчества.

Происхождение, аресты и их отражение в творчестве

Юрий Осипович появился на свет в Москве 29 апреля 1909 года в семье адвоката. Высшие литературные курсы он окончил в 1932 году, тогда же был арестован, после чего отправлен в ссылку в Алма-Ату. Домбровский Юрий Осипович работал искусствоведом, археологом, журналистом, педагогом. В 1936 году его опять арестовали, но освободили через несколько месяцев. Этот арест послужил основой созданного в 1964 году романа "Хранитель древностей", а также опубликованного в 1978 году романа "Факультет ненужных вещей". В этих произведениях писатель сохранил настоящие фамилии следователей по своему делу, Хрипушина и Мячина.

Жизнь в лагерях и новые произведения

В 1938 году Домбровский Юрий Осипович издал свой новый роман, "Державин". Спустя год его опять арестовали. Писателя отправили в Колымские лагеря. Он вернулся оттуда в Алма-Ату лишь в 1943 году уже больным человеком. Зимой 1943 года Домбровский, находясь в больнице, принялся за написание романа под названием "Обезьяна приходит за своим черепом". Произведение было опубликовано в 1959 году. В 1946 году Юрий Осипович начал писать цикл новелл, посвященных Шекспиру. Он был издан в 1969 году ("Смуглая леди").

Власти не прекращали преследовать Домбровского. Писателя снова арестовали в 1949 году. Ему пришлось провести в заключении еще 6 лет. В эти годы находился на Крайнем Севере, а также в Ташкенте Домбровский Юрий Осипович. Биография его отмечена реабилитацией в 1956 году, когда ему разрешили возвратиться в Москву.

Роман об оккупации

Произведения Юрия Осиповича пронизаны идеалами гуманизма. "Обезьяна приходит за своим черепом" - роман, действие которого происходит в одном западноевропейском государстве, которое оккупировано фашистами. Домбровский создал в этом произведении собирательный образ жителей Европы, которые борются с тоталитаризмом. Это дало основание критикам полагать, что в романе изображен тоталитаризм в нашей стране, а не европейский фашизм. Подобные параллели, действительно, очевидны. Однако героями романа являются все-таки интеллигенты из Европы, которые воспитаны в гуманистических традициях. Профессор Мезонье - это главный герой произведения. Перед ним встает выбор между духовным и физическим самоубийством. Погибая, этот герой становится победителем в своей борьбе. Профессор Ланэ, сподвижник Мезонье, является его антиподом. Он идет на компромисс ради выживания.

Дилогия Домбровского

Основной темой дилогии, первая часть которой - "Хранитель древностей", а вторая - "Факультет ненужных вещей", является свобода духа. В первом произведении историчность сознания изображенного Домбровским героя противопоставлена деспотизму. Это безымянный хранитель музея города Алма-Аты, предметы старины для которого являются частью человеческой истории, а не мертвыми ценностями. Автор показывает, что бесчеловечная идеология оказывается бессильной перед могучим, осязаемым разнообразием мира, который Домбровский описал с присущей ему стилистической пластичностью.

"Факультет ненужных вещей" - это роман, являющийся продолжением первой части дилогии. Главный герой произведения сидит в тюрьме, ему приходится пережить предательство. Однако свобода духа в итоге оказывается сильнее, чем тирания.

"Записки мелкого хулигана"

"Записки мелкого хулигана" - опубликованный в 1990 году роман Домбровского. Он пронизан острым чувством справедливости. Юрий Осипович рассказывает читателям о том, как был осужден по обвинению в за то, что вступился за женщину, которую избивали. В суде увидел торжество абсурда и бессмысленности Домбровский Юрий Осипович, произведения которого не случайно остаются актуальными и в наше время. Венцом абсурда и бессмысленности, изображенных в романе, стало осуждение глухонемого за "нецензурную брань".

Лирика

Необходимо отметить, что Домбровский является не только писателем, но и поэтом. При жизни его было издано лишь одно его стихотворение. Это опубликованный в 1939 году. Однако автором и других интересных стихотворений является поэт Домбровский Юрий Осипович. Биография его отмечена созданием стихотворения "Утильсырье" в 1959 году. В этом произведении описана встреча Юрия Осиповича с бывшим своим следователем, произошедшая на рынке города Алма-Аты. Она заставляет поэта горько задуматься об отсутствии справедливости в нашем мире, в котором судьбы палачей и их жертв тесно связаны между собой. Лирика Юрия Осиповича, нужно заметить, - это не рифмованная публицистика. Домбровский стремился к поэтическому преображению реальных событий, произошедших в его жизни.

"Смуглая леди"

"Смуглая леди" - название, которым объединены три новеллы, посвященные Шекспиру. Объектом внимания Юрия Осиповича в этих произведениях является психология художника. Домбровский прослеживает, как он менялся с годами, как, быстрый и пылкий в юности, он мудрел, взрослел, мужал. Его восторженность постепенно сменялась осторожностью, разочарованием, степенностью. Под конец все вытеснила страшная усталость.

Очень непростой жизненный путь прошел Домбровский Юрий Осипович. Краткая биография его завершается 29 мая 1978 года, когда писатель скончался в Москве.

ДОМБРОВСКИЙ, ЮРИЙ ОСИПОВИЧ (1909–1978), советский писатель. Родился 29 апреля (12 мая) 1909 в Москве, в семье адвоката. В 1932 окончил Высшие литературные курсы, в том же году был арестован и выслан в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. В 1936 вновь был арестован, но спустя несколько месяцев освобожден. История этого ареста легла в основу романов Хранитель древностей (1964) и Факультет ненужных вещей (1978). Домбровский сохранил в них настоящие имена своих следователей, Мячина и Хрипушина. В 1938 опубликовал роман Державин, через год снова был арестован и отправлен в Колымские лагеря, откуда в 1943, больной, вернулся в Алма-Ату. Зимой 1943 в больнице начал писать роман Обезьяна приходит за своим черепом (опубл. 1959). В 1946 начал работать над циклом новелл о Шекспире Смуглая леди (опубл. 1969).
В 1949 Домбровский вновь был арестован, шесть лет провел в заключении на Крайнем Севере и в Тайшете. В 1956 был реабилитирован за отсутствием состава преступления и получил разрешение вернуться в Москву.
Творчество Домбровского пронизано гуманистическими идеалами. Действие романа Обезьяна приходит за своим черепом происходит в западноевропейской стране, оккупированной фашистами. Герои романа работают в вымышленном Международном институте палеантропологии и предыстории. Автор не уточняет место действия, создавая собирательный образ европейцев, борющихся с тоталитарным режимом. Это дало критикам основания утверждать, что роман не имеет никакого отношения к поджигателям войны (И.Золотусский), что в нем изображен не фашизм в Европе, а тоталитаризм в России. При всей очевидности подобных параллелей, героями романа все-таки являются европейские интеллигенты, воспитанные на традициях гуманизма. Главный герой, профессор Мезонье, оказывается перед выбором между самоубийством физическим и духовным – и, погибая, выходит победителем из этой борьбы. Антиподом Мезонье является в романе его сподвижник, профессор Ланэ, ради выживания идущий на компромисс с оккупантами.
Свобода духа становится главной темой дилогии Хранитель древностей и Факультет ненужных вещей. В Хранителе древностей деспотизму противопоставлена историчность сознания главного героя, безымянного Хранителя алма-атинского музея, о котором Домбровский писал: Герой мой – человек моего круга, моих наблюдений, информации и восприятия. Предметы старины являются для Хранителя не мертвыми ценностями, а частью истории человечества. В его сознании на равных существуют монеты времен императора Аврелиана и искристый, игольчатый сок, брызнувший из яблока, и пережившие землетрясения творения алма-атинского архитектора Зенкова, которому удалось построить здание высокое и гибкое, как тополь, и картины художника Хлудова, который рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный край. Бесчеловечная идеология бессильна перед осязаемым, могучим многообразием мира, описанным в романе с присущей Домбровскому стилистической пластичностью.
В романе Факультет ненужных вещей, продолжающем Хранителя древностей, главный герой попадает в тюрьму, переживает предательство, но свобода его духа оказывается сильнее тирании. Обостренным чувством справедливости пронизан рассказ Записки мелкого хулигана (опубл. 1990). Домбровский рассказывает о том, как, вступившись за избиваемую женщину, был арестован и осужден за мелкое хулиганство в ходе очередной показательной кампании. В суде писатель увидел торжество бессмысленности и абсурда, венцом которых явилось осуждение за нецензурную брань глухонемого.
При жизни Домбровского было опубликовано только одно его стихотворение – Каменный топор (1939). В стихотворении Меня убить хотели эти суки... он пишет о том, как трудно ему было возвращаться к нормальным человеческим отношениям после лагеря. Встреча на Алма-Атинском рынке со своим бывшим следователем (Утильсырье, 1959) заставляет Домбровского с горечью написать об отсутствии справедливости в мире, где тесно переплетены судьбы жертв и палачей. Поэзия Домбровского не является рифмованной публицистикой. Он стремился к тому, чтобы реальные события его жизни поэтически преобразились: Я жду, что зажжется Искусством / Моя нестерпимая быль (Пока это жизнь..., не датировано).
В трех новеллах о Шекспире, объединенных названием Смуглая леди, объектом внимания Домбровского становится психология художника. Писатель прослеживает, как с годами менялся автор, как, пылкий и быстрый в юности, он взрослел, мужал, мудрел, как восторженность сменялась степенностью, разочарованием, осторожностью и как все под конец сменилось страшной усталостью (Ретлендбэконсоутгемптоншекспир. О мифе, антимифе и биографической гипотезе, 1977).
Умер Домбровский в Москве 28 мая 1978

mob_info