Какое значение имеет воздух, кислород для жизни человека, растений и всех живых организмов? Сколько здоровый человек, мозг человека может прожить без воздуха, кислорода? Какой зафиксирован рекорд задержки дыхания человека под водой? Урок на тему "Воздух.

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»


Учитель: Подколзина С.Н.

Класс: 2




г. Сарань 2011-2012 уч. г.

Тема: Воздух. Значение воздуха.

Задачи : продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать схему, развивать способность к эстетическому восприятию природы; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к учебному предмету.

Методы обучения:

1. Частично-поисковый

2. Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности

1. Фронтальная

3. Групповая

4. Индивидуальная

Ход урока.

1. Организационный момент.

Мы начинаем урок познания мира.

А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)

А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей)

Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…

Есть у нас шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что видим мы вокруг,

Все знаем мы от них.

Они по знаку нашему

Являются в нужде.

Зовут их: как и почему,

Кто, что, когда и где?

2. Проверка домашнего задания.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке познания мира?

Какие вопросы вы подготовили по этой теме?

Дети с помощью презентации вспоминают изученный материал.



Тест. Тема: Горизонт. Компас. План.

    Видимое вокруг тебя пространство – это…

а) горизонт

2. Граница видимого пространства, где кажется, что небо сходится с землей – это…

а) полоса горизонта

б) горизонт

в) линия горизонта

3. Основные стороны горизонта …

а) юг, север

б) юг, запад, север, восток

в) запад восток

4. Ветви у отдельно стоящего дерева длиннее и гуще …

а) с южной стороны

б) с северной стороны

в) с восточной стороны

5. Какую сторону покрывает мох у камня?

а) западную

в) северную

6. Компас – это прибор для определения …

а) сторон горизонта

б) времени

в) температуры

7. Людям, какой специальности не нужен компас?

в) лётчик

8. Вид предмета сверху – это…

а) чертёж

в) рисунок

9. Уменьшение или увеличение настоящих размеров на чертеже – это…

б) масштаб

10. Точный план местности нужен…

а) геологу

б) учителю

в) повару

11.* Какая сторона горизонта не является промежуточной?

а) северо-запад

б) юго-восток

в) северо-юг

12.* Если идти вперед, линия горизонта …

а) исчезнет

б) будет удаляться

в) останется на месте

13.* План какого предмета нарисуем без масштаба?

а) стакан

14.* Где на плане местности находится восток?

б) справа

в) вверху

15.* Отгадай загадку:

Если с ним пойдем в поход –

Никогда не подведет.

балл

ответ

компас

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем,

Ведь он нам необходим.

Что же это? (воздух)

Конечно, ребята, это воздух.

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Воздух.)

А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?

(Что такое воздух? Кому он необходим? Зачем он нужен? Почему воздух – сокровище? Как сохранить это богатство?)

4. Изучение нового материала.

А теперь внимательно посмотрите на схему.

Схема:

Мы живем… на планете Земля

в квартире

в Казахстане

в городе Караганда

на дне океана

Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны?

Посмотрите на рисунок. (Земля в окружении воздушной оболочки)

Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили «купаются» в этом океане.

Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая «рубашка». Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.

А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем. Обратимся за помощью к учебнику (стр. 34-35).

Статья в учебнике:

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль.

(ответы детей)

- Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

А как называется движущийся воздух? (ветер) А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

Наблюдая за природой, мы с вами постоянно убеждаемся, что природа разумна, в окружающем нас мире нет ничего случайного, нет ни одного лишнего элемента, все в природе взаимосвязано. Зачем же нужен воздух? Каково его значение? (ответы детей)

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Свойства воздуха.

*Невидимый

*Бесцветный

* Без запаха

*Без вкуса

- Воздух – это смесь газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. (схема «Состав воздуха»)

Какого газа в воздухе больше всего? (азота)

Чуть меньше? (кислорода)

И совсем мало? (углекислого газа)

- А какой газ, по-вашему, самый важный? (кислород)

Значение воздуха

А как еще человек использует воздух? Вы сами ответите на мой вопрос, выполнив задание. Работаем в группах.

(каждая группа получает конверт с рисунками):

    одуванчик и клен,

    парусный корабль,

    вертолет, самолет, воздушный шар,

    ветряная мельница.

- Рассмотрите рисунки и подумайте, как они связаны с темой нашего урока. Расскажите о значении воздуха.

Посмотрите, как работает ветряная мельница.

А вот так выглядит ветровая электростанция, о которой вы только что услышали.

Вот видите, какое огромное значение имеет воздух, ветер.

Казалось бы, человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле?

На самом деле все чаще и чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины.

(смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)

Комментарий учителя:

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Схема:

Источники загрязнения воздуха: 1) машины,

2) заводы и фабрики,

Я дышу, а значит, я живу. Мне кажется, что именно эта фраза максимально полно отражает огромное значение воздуха в нашей жизни. С детства каждый человек знает, что воздух окружает нас повсюду. Но далеко каждый может предположить насколько воздух важен для всего живого на нашей планете. О том, какое значение имеет воздух для живых организмов, я и собираюсь рассказать.

Роль воздуха в жизни людей

Сложно переоценить значимость воздуха в нашей жизни. Он является необходимым компонентом для поддержания жизни человека. Благодаря воздуху каждая клеточка человеческого организма может насытиться кислородом. Когда человек дышит, весь организм наполняется энергией.


Благодаря воздушному пространству возможен теплообмен человека и окружающей среды. Кроме того, воздух защищает человека путем снижения концентрации разного рода химических загрязнителей до допустимого уровня, а значит, минимизируется риск отравления организма.

Роль воздуха в жизнедеятельности животных и растений

Воздух важен не только для человека, но и вообще для всего живого. Животным организмам он также необходим для осуществления дыхательного процесса. Благодаря воздуху у животных нормализуется обмен веществ.


Растениям воздух также жизненно необходим. Благодаря ему на клеточном уровне происходит насыщение растений кислородом, без чего просто невозможны их рост и нормальное развитие.

Если бы не было воздуха

Давайте представим, что стало бы с нами, если бы вдруг по какой-то причине воздух исчез. Однозначно могу сказать, что ничего хорошего!


Вот что бы произошло:

  • Атмосфера бы уже не смогла защитить Землю от агрессивного солнечного воздействия, местами было бы очень светло, а местами наоборот – слишком темно, ведь солнечные лучи бы уже не рассеивались.
  • Земля бы оказалась мишенью для метеоритов.
  • Климат Земли изменился бы в корне. Например, возникла бы огромная амплитуда дневных и ночных температур. Она достигала бы 200 градусов! Не выпадали бы осадки, не стало бы облаков.

Иными словами, без воздуха и атмосферы на нашей планете не было бы жизни.

Задачи: продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать схему, развивать способность к эстетическому восприятию природы; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к учебному предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы начинаем урок окружающего мира.

А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)

А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей)

Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…

Есть у нас шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что видим мы вокруг,
Все знаем мы от них.
Они по знаку нашему
Являются в нужде.
Зовут их: как и почему,
Кто, что, когда и где?

2. Проверка домашнего задания.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира?

Какие вопросы вы подготовили по этой теме?

(На доске ромашка с лепестками, на которых записаны вопросы “Как?”, “Почему?”, “Кто?”, “Что?”, “Куда?”, “Когда?” и “Где?” Дети отрывают по одному лепестку и задают свой вопрос одноклассникам, выслушивают ответ, оценивают его.)

Примерные вопросы:

  1. Как человек использует горные породы и минералы?
  2. Почему горные породы и минералы называют богатством?
  3. Где можно найти полезные ископаемые?
  4. Кто добывает и использует полезные ископаемые?
  5. Что такое полезные ископаемые?
  6. Когда люди научились использовать полезные ископаемые?

Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? (…) Хотите взглянуть? (Банка с надписью “Банка сокровищ”.)

Прочитайте.

А что за сокровища внутри? (полезные ископаемые)

А сможете ли вы узнать их? Давайте попробуем.

(Вызываю одного ученика к доске, он достает по одному образцу, показывает ученикам, а те определяют, что это за полезное ископаемое, говорят, как человек его использует.)

Остались еще сокровища в банке? (нет) Посмотрите внимательно. (нет, ничего)

А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
- Что же это? (воздух)

Конечно, ребята, это воздух.

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Воздух.)

А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?

(Что такое воздух? Кому он необходим? Зачем он нужен? Почему воздух – сокровище? Как сохранить это богатство?)

Уточнение задач урока учителем.

  1. Что такое воздух?
  2. Как доказать, что воздух существует?
  3. Каково значение воздуха?
  4. Почему загрязняется воздух?
  5. Как охранять воздух?

4. Изучение нового материала.

А теперь внимательно посмотрите на схему.

Мы живем…

  • на планете Земля
  • в квартире
  • в России
  • в городе Чехове
  • на дне океана

Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны?

Посмотрите на рисунок.

Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, “купаемся” в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили “купаются” в этом океане.

Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая “рубашка”. Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.

А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем. Обратимся за помощью к учебнику (стр. 38).

Статья в учебнике:

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль.

(ответы детей)

Сравните свои ответы с учебником. (на стр. 38) – самост. чтение

Совпали наши ответы с учебником?

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться. А как называется движущийся воздух? (ветер) А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

Наблюдая за природой, мы с вами постоянно убеждаемся, что природа разумна, в окружающем нас мире нет ничего случайного, нет ни одного лишнего элемента, все в природе взаимосвязано. Зачем же нужен воздух? Каково его значение? (ответы детей)

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Дыхательная гимнастика.

Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Воздух – это смесь газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа.

Какого газа в воздухе больше всего? (азота)

Чуть меньше? (кислорода)

И совсем мало? (углекислого газа)

А какой газ, по-вашему, самый важный? (кислород)

Почему? (он необходим для дыхания)

Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

Рассмотрим рисунок на стр. 38.

Зачем девочка протирает поверхность листьев растения?

Почему так важно проветривать помещение?

А для чего еще нужен воздух?

Опыт с горением.

На блюдце зажигается бумага. Накрывается стаканом. Бумага гаснет.

Почему погасло пламя?

Оказывается, не бывает огня без кислорода.

А это хорошо или плохо?

С одной стороны, огонь необходим для жизни человека. Когда древние люди научились добывать огонь, жизнь их стала намного легче. Огонь отпугивал хищных животных, согревал людей во время холодов, помогал готовить еду.

С другой стороны, огонь может быть опасен. Чем? (пожарами)

Скажите, почему нельзя во время пожара в помещении открывать окно? (приток воздуха усиливает огонь)

Где легче потушить огонь – в закрытом помещении или на открытом месте? (в закрытом)

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше!

А как еще человек использует воздух? Вы сами ответите на мой вопрос, выполнив задание. Работаем в группах.

(каждая группа получает конверт с рисунками:

  • одуванчик и клен,
  • парусный корабль,
  • вертолет, самолет, воздушный шар,
  • ветряная мельница.

Рассмотрите рисунки и подумайте, как они связаны с темой нашего урока. Расскажите о значении воздуха.

Посмотрите, как работает ветряная мельница. (анимация на диске)

А вот так выглядит ветровая электростанция, о которой вы только что услышали. (рисунок)

Вот видите, какое огромное значение имеет воздух, ветер.

Казалось бы, человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле?

На самом деле все чаще и чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины.

(зрительный ряд: смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)

Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа. (стр. 39) Объясните ее значение. (ответы детей)

Разделы: Начальная школа

  • познакомить с богатствами природы – воздухом и водой; учить практическому исследованию природы;
  • выяснить источники загрязнения воды и воздуха в нашем крае; определить меры защиты воды и воздуха от загрязнения в нашем городе;
  • формировать приемы учебной деятельности, понятие экологической целостности природы;
  • прививать экологическую культуру младшим школьникам на основе использования краеведческого материала.

Оборудование: сигнальные карточки, предметные картинки, схемы, тесты, пробирка, стакан, блюдце, бумага, воздушный шарик, экологические знаки.

Ход урока

I. Организация класса.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Проверка домашнего задания.

1. Коллективная работа. Игра «Живая – неживая».

Сигнализируют:

зеленый – живая природа,
красный – неживая природа.

Ромашка, липа, облако, гриб, камень, пчела, ворона, солнце, ягода, петух, вода, собака, воздух, рыбка.

2. Индивидуальная работа у доски.

Расположите карточки с рисунками живой и неживой природы правильно.

1ученик 2ученик

живая природа неживая природа

3. Индивидуальная работа по тестам. Игра «Крестики - нолики».

1. К неживой природе относится:



2. К живой природе относится:

а). человек, животные, растения, грибы и микробы;
б). солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в). солнце, небо, облака, камни, вода, дождь, снег.

3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

а). они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
б). они разговаривают, бегают и прыгают, смеются, плачут, растут, умирают;
в). они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

4. Работа у доски.

Дорисовать до любого объекта живой природы вот такую линию:

III. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы поближе познакомимся с очень важными природными богатствами, которые дарит нам природа.

Отгадайте загадки:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу. (Вода)

Правильно, на уроке мы будем говорить о воздухе и воде, познакомимся с их значением для всего живого, с источниками загрязнения и мерами защиты воздуха и воды от загрязнения.

IV. Работа по теме.

1. Воздух и его значение для всего живого.

Опыт 1. -Что в этой пробирке?

Что ж, давайте проверим, что там действительно пусто. (Опускаем пробирку в сосуд с водой).

Видите, из горлышка побежали пузырьки, а вы говорите «пусто». Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки?

Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на земле.

Воздушный океан называется атмосферой. Голубая «рубашка» спасает нашу планету от солнечного жара, от космического холода, защищает Землю от метеоритов, следит за климатом на нашей планете. Благодаря воздушной оболочке на Земле существует жизнь.

Воздух - это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. Чтобы вам лучше представить, каких газов в воздухе больше, а каких меньше, посмотрите на графический «воздушный шарик».

Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нем становится больше углекислого газа, который для дыхания не пригоден.

Скажите, для чего мы проветриваем комнаты?

Какой вывод можно сделать?

Опыт2. Но кислород нужен не только для дыхания.

Смотрите, я зажигаю бумажку. Горит?

А теперь накрою ее стаканом. Раз, два, три…погасла. Почему?

Бумага еще не сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, животные, горит огонь – тоже забирает кислород и углекислого газа становится все больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы …. Чем больше растений, тем чище воздух.

Где человек может использовать это свойство? (При тушении пожара)

2. Источники загрязнения воздуха в нашем городе. Защита воздуха от загрязнения.

а). Проблемная ситуация.

К нам пришла телеграмма от жителей нашего города:

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Заводы бесконечно дымят. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Помогите!».

б). Причины загрязнения воздуха в нашем городе.

Нам нужно срочно провести Конференцию экологов, чтобы обсудить, от чего загрязняется атмосфера, что нужно делать для ее защиты от загрязнения. А помогут нам в решении этих вопросов корреспонденты.

1 корресп. Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей вырываются струи различных газов.

2 корресп. Автомобиль стал злейшим врагом природы. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Один автомобиль в год выбрасывает тонну выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг пыли. Растения вдоль дорог заражены тяжелыми металлами… Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

Учитель. Послушаем репортаж с асфальтного завода.

3 корресп. Мы находимся рядом с асфальтным заводом. Вокруг него почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки может выпадать одна тонна пыли.

Учитель. Какую мрачную картину представили нам корреспонденты. А какое влияние оказывает загрязненный воздух на растения и животных?

4 корресп. У меня такие данные для вас. 1/3 часть растительности поражена кислотными дождями. В разгар лета опадает листва, отмирают корни. Исчезает рыба. Животные покидают привычные места обитания. Многие из них в поисках нового места гибнут. Страдает здоровье человека.

Учитель. Объясните, пожалуйста, как образуются кислотные дожди?

5 корресп. Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора сернистой кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер переносит на тысячи километров. Так и выпадает кислотный дождь.

Какое решение приняла конференция, вы найдете в учебнике.

в). Работа с книгой. Чтение текста самостоятельно. Выборочное чтение ответа на вопрос.

Как вы можете помочь в защите воздуха от загрязнения?

г). Экологический проект «Строим завод».

(Поют дети).

Чунга-чанга, воздух весь в пыли!
Чунга-чанга, вот этим дышим мы!
Чунга-чанга, газы травят нас!
Чунга-чанга, зависит все от нас!

Как правильно построить завод, чтобы в атмосфере нашего города как можно меньше было загрязняющих веществ?

д). Песня.

Где это было? Когда это было?
В детстве, а может, во сне,
Воздух был чистым, не запыленным,
Как по весне.

Люди, прошу вас, потише, потише!
Опасность пусть сгинет во мгле!
Воздух, будь чистым!
Вода будь прозрачной!
А мы – на Земле!

Физкультминутка.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.

3. Вода и ее значение.

а). Беседа о воде.

Какого цвета больше на глобусе? Что это означает?

Голубым цветом изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты, реки и озера. Они занимают больше места, чем суша. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая часть ее пригодна для питья, т. к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озерах, ее совсем немного на земле.

б). Работа с учебником с. 12.

Где мы используем воду?

4. Источники загрязнение воды.

Среди полей и лесов текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту речку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной…(Под журчание ручейка читались слова).

Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка разноцветной,
Заболела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Сценка.

Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, бревна, даже колеса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка . Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.

Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, отчего река стала цветной.

(Составление схемы на магнитной доске.)

Назовите источники загрязнения рек, протекающих в нашем городе.

Запомни! 1литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

5. Меры по защите воды от загрязнения.

а). Работа по учебнику с. 13. Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение ответа на вопрос.

Какую помощь по защите воды и бережному ее использованию можете оказать вы?

Какие экологические знаки можно установить на берегу реки Оскол? в классе?

(Стихотворение читают дети)

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!

VI. Д. з. : чит с. 10-13, нарисовать экологические знаки по защите воздуха и воды от загрязнения.

V. Итог урока.

Что узнали на уроке?

Что вы можете делать, чтобы воздух и вода были чистыми?

Какие знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни?

Почему человеку, животным и растениям нужен чистый воздух и вода?

Мне хочется закончить наш урок словами из стихотворения И. Трофимовой:

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!

VI. Рефлексия.

  • привлек меня тем…
  • показался интересным…
  • взволновал…
  • заставил задуматься…
  • навел меня на размышления…

Литература:

1. Брыкина Н. Т. , Жиренко О. Е. , Барылкина Л. П. . Мастерская учителя. -М: «Вако» 2004.
2. Казакова О. В. ,. Сбоева Н. А. . Воздух и вода. – М: «Вако»2003.
3. Николаева Е. И. Тесты по природоведению. -М: «Первое сентября» 2002.
4. Пеняева Е. Ю. В гостях у природы. // Начальная школа №6 -2004.

Воздухом называется смесь природных газов - азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни. Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития.

Воздух в жизни растений и животных

Воздух играет огромную роль в жизни растений. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух. Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений.

Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений.

Воздух способствует осуществлению микробиологических процессов, происходящих в почве. Благодаря этим процессам в почве образуются элементы, необходимые для питания, роста и жизни растений - азот, фосфор, калий и другие.

Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений. Он служит им окружающей средой, защищая от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Движение воздуха немаловажно для благоприятного роста растений. Горизонтальное движение воздуха иссушает растения. А вертикальное способствует распространению пальцы, семян, а также регулирует тепловой режим на различных территориях.

Животные, как и растения, нуждаются в воздухе. Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха.

Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Из-за пониженной кислородной концентрации у животных перестают окисляться потребляемые белки, жиры и углеводы. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным. Длительное отсутствие кислородного насыщения вызывает: мышечную утомляемость, отсутствие болевого фактора, понижение температуры тела и смерть.

Воздух в жизни человека

Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

Также воздух выполняет защитную для организма функцию: разбавляет химические загрязнители до безопасной концентрации. Это способствует снижению риска отравления организма химикатами.

С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Атмосферный воздух состоит из множества элементов, но его состав может меняться. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

Во время выдоха человек возвращает на четверть меньше вдыхаемого кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Человеку необходимо ежедневно вдыхать 13-14 м3 воздуха. Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Но если этого элемента не хватает, то в организме происходят сбои, учащается пульс.

Углекислый газ также важен для организма, но в определенных количествах. Повышение концентрации газа вызывает головную боль или шум в ушах.

Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. Если человек редко выходит на свежий воздух, поверхностно дышит, или в воздухе содержится малая концентрация кислорода, человеческий организм переносит отравление, приводящее к различным заболеваниям.

Загрязнение окружающей среды атмосферы

В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу. Эти вещества вырабатываются как человеком, так и самой природой. Источниками, загрязнения атмосферы являются: тепловые электростанции и теплоцентрали, автотранспорт, цветная и черная металлургия, химической производство и другие.

Деятельность человека способствует выбросу золы, сажи, пыли. Также в атмосферу попадают минеральные кислоты, органические растворители.

Природные катаклизмы также выбрасывают в атмосферу различные вещества. При извержениях вулканов, пылевых бурях и лесных пожарах выделяются: пыль, диоксид серы, оксиды азота и углерода.

mob_info