Воинская элита - берсерки. Берсерки - неистовый спецназ викингов Предположения и домыслы о берсерках

Древние скандинавские саги донесли до нас легенды о непобедимых воинах, которые, обуреваемые боевой яростью, с одним мечом или топором врывались в ряды врагов, сокрушая все на своем пути. Современные ученые не сомневаются в их реальности, но многое из истории берсерков и сегодня остается неразгаданной тайной…

Это – эффективное и вызываемое вполне сознательно боевое неистовство. У германских народов оно превратилось в своеобразный культ воина-зверя. Звероподобные «превращения», являющиеся высшей формой развития боевой ярости, известны у всех германцев. Поздние античные историки сообщают о «франкском неистовстве», о «воинах-волках» народа лангобардов… При этом выпускались наружу столь неудержимые силы, что им не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй и искусство «правильного боя».

Судить о том, что представлял собой образ воина-зверя, мы можем в первую очередь по скандинавским источникам, ибо в Скандинавии такие воины существовали до XII-XIII веков.

Обычно именно берсерки начинали каждый бой, одним своим видом наводя ужас на врагов. Если верить сагам, они не использовали доспехи, предпочитая им медвежью шкуру. В некоторых случаях упоминается щит, края которого они в бешенстве грызли перед боем. Основным оружием берсерков были боевой топор и меч, которыми они владели в совершенстве.

Ранее средневековье – это эпоха, полная ужасающих примеров насилия и варварства. В конце VIII века ужасающая волна насилия захлестнула прибрежные поселения Северной Европы. Это были набеги викингов. Они грабили и убивали всех людей без разбора. Весть об этих людях распространялась с каждым набегом. Имена предводителей викингов вошли в легенды еще при их жизни – Ивар Бескостный, Эрик Красный и Харальд Синезубый. Не знающая границ жестокость принесла этим людям широкую известность.

Во время атаки берсерк как бы «становился» соответствующим зверем. При этом он отбрасывал оборонительное оружие (или поступал с ним не по предназначению: например, вгрызался в свой шит зубами, повергая противника в шок), а в некоторых случаях – и наступательное. Все скандинавские викинги умели сражаться руками, но берсерки явно выделялись даже на их уровнe.

Берсерк вовсе не должен доказывать, что он выживет. Он обязан многократно окупить свою жизнь. Берсерк не только идет умирать, он идет получать яростное удовольствие от этого процесса. Кстати, именно поэтому он чаще всего остается жив.

Преображение берсерка во время боя (более глубокое, чем у кельтского фения) иногда не только психологически настраивало его на схватку, но и воздействовало на психику противника – в прямо противоположном духе. Мало кто сохранял хладнокровие при виде воющего от ярости, брызжущего пеной воина-зверя, не замечающего в исступлении ни ран, ни усталости.

Однако назвать это военной хитростью, «психической атакой» все же нельзя. Берсерк всерьез был убежден, что одержим «звериным духом», а все окружающие либо тоже верили в это, либо удерживали свои сомнения при себе – это было гораздо полезней для здоровья…

Известен исторический факт превращения воина в дикого зверя (разумеется, не буквальном смысле, а в ритуальном и психоповеденческом). Следы этого древнего «превращения в зверя» хранят военные лексиконы и геральдическая символика, унаследованная от античности и средневековья. Ведь коллективная память людей, живущая в символах и речи, очень сильна. Оттуда и выражения типа «сильный, как бык» или «храбрый, как лев»…

Фамильярное обхождение с дикими животными можно проследить у древних германцев, причем в самых разнообразных формах. Например, зверю подражали, он как бы играл роль наставника при инициации, то есть тогда, когда юноша, вступая в ряды взрослых воинов, демонстрировал свои боевые умения, ловкость, мужество и храбрость. Одной из форм инициации была схватка с этим зверем, завершавшаяся поеданием его плоти и питьем его крови. Воину это должно было придавать силу и ловкость, отвагу и ярость дикого зверя.

Такая «одержимость зверем» проявлялась, помимо прочего, в том, что берсерк умышленно подражал движениям медведя, причем не только в бою, но и во время частых ритуально-магических церемоний, плясок и т.д.

Одно из первых дошедших до нас упоминаний о непобедимых воинах оставил скальд Торбьерн Хорнклови, сочинивший в конце IX века сагу о победе в сражении при Хаврсфьорде короля Харальда Прекрасноволосого, создателя Норвежского королевства. Велика вероятность, что его описание документально: «Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копье. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон».

Похожие описания действий берсерков в бою можно найти и у других авторов. Например, в саге об Инглингах: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда…»

И свои, и враги приписывали таким воинам различные магические качества. Полагали, например, что они обладали даром неуязвимости, подобно королю Гарольду Безжалостному, ввязывавшемуся в бой раньше всех, сеявшему смерть налево и направо. Еще их считали необыкновенно свирепыми и сильными. Поэтому один только вид воинов-зверей приводил в ужас.

К берсеркам в чистом виде даже сами викинги относились с чувством, средним между восхищением, боязливой почтительностью и презрением. Это – подлинные «псы войны». Если их и удавалось использовать, то главным образом – на положении «прирученных зверей».

Но элементы берсеркских тренировок, владения оружием, а главное – специфической психотехники проникли в быт многих воинов Швеции, Норвегии, Дании и особенно Исландии. Берсеркерство они держали под контролем, «включая» его только во время сражений.

В более поздние времена термин «берсерк» стал синонимом слова «воин», или, скорее, «разбойник», потому что имелся в виду такой воин, который был подвержен приступам бешенства, необузданной ярости. Короче, был крайне агрессивен, не чувствовал боли и при этом был совершенно не способен контролировать собственное поведение. Однако в более древние времена дело обстояло иначе, об этом свидетельствует этимология термина.

«Берсерк» – это «некто в медвежьей шкуре, воплотившийся в медведя». Обратите внимание: воплотившийся в медведя, а не просто одетый в его шкуру. Различие принципиальное. За обыденным фактом – воин в медвежьей шкуре – скрыта более глубокая истина. Она говорит, что это человек, одержимый медведем, если угодно, «медведь с человеческим лицом». Медвежья шкура здесь своего рода «магическая клетка», помогающая осуществить колдовской акт такого превращения. Бок о бок с берсерком, облаченным в медвежью шкуру, лучше сказать воином-медведем, стоит «ульфхеднар», то есть «некто, облаченный в шкуру волка, воплотившийся в волка». Родственная связь воина-волка и воина-медведя столь тесная, что оба термина выглядят как синонимы. Саги утверждают, что «ульфхеднары» и «берсерки» действовали иногда в одиночку, но чаще всего небольшими группами, похожими на волчьи стаи.

Еще в сагах говорится об их свирепости, безжалостности, бесстыдстве (то есть об отсутствии нравственных норм в поведении) и пристрастии к оргиям. Так что предания о «волколаках» и «оборотнях» выглядят вполне правдоподобными. В языческие времена, до обращения германцев и скандинавов в христианство, считалось, что берсерки и ульфхеднары обладали просто-таки сверхъестественной силой.

Естественно, что в бою одолеть таких бойцов было необычайно трудно. У страха же, как говорится, глаза велики, поэтому и появлялись в сагах подобные строки: «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки».

Видимо, доведение себя до состояния транса не обходилось без приема определенных психотропных средств, позволявшим берсеркам как бы «превращаться» в мощных и непобедимых медведей. Оборотничество известно у многих народов, когда в результате болезни или приема специальных препаратов человек отождествлял себя со зверем и даже копировал отдельные черты его поведения.

В сагах не зря делается акцент на неуязвимость берсерков. В бою ими руководило не столь сознание, как подсознание, позволявшее «включать» не свойственные человеку в обыденной жизни качества – обостренную реакцию, расширенное периферическое зрение, нечувствительность к боли, а возможно, и какие-то экстрасенсорные способности. В бою берсерк буквально чувствовал летящие в него стрелы и копья, предвидел, откуда последуют удары мечей и топоров, а значит, мог отбить удар, прикрыться от него щитом или уклониться. Это были поистине универсальные воины, но такие нужны только на период боев.

Норманны воевали часто, а значит, и перевоплощаться берсеркам приходилось не редко. Видимо, упоение боем становилось для них чем-то похожим на наркотическую зависимость, а возможно, практически таковой и было. Следовательно, к мирной жизни берсерки были в принципе не приспособлены, становясь опасными для общества, так как им нужны были опасности и острые ощущения. А если нет войны, то всегда можно спровоцировать драку или же заняться грабежом.

Как только, пресытившись захватами чужих земель, норманны стали переходить к оседлой спокойной жизни, берсерки оказались лишними. Это четко проявилось в сагах, в них с конца XI века берсерки из былых героев превращаются в грабителей и злодеев, которым объявляется беспощадная война. Любопытно, что убивать берсерков рекомендовалось деревянными кольями, так как против железа «они неуязвимы». Через 200 лет после битвы при Боксфьорде на Скандинавию обрушились христианские миссионеры. Старые языческие обычаи и образ жизни запрещались, в частности, борцы в звериных шкурах. В начале XII века в скандинавских странах даже принимались специальные законы, направленные на борьбу с берсерками, которых изгоняли или безжалостно уничтожали. Изданный в Исландии закон 1123 года гласит: «Замеченный в бешенстве берсерка будет заключен 3 годами ссылки». С тех пор воины в медвежьих шкурах бесследно исчезли. Кто-то из бывших неуязвимых воинов смог влиться в новую жизнь, считалось, что для этого их обязательно надо крестить. Остальные же, которые, возможно, составляли большинство бывшей воинской элиты, вынуждены были бежать в другие земли или были просто перебиты…

…С тех пор великие воины древней Скандинавии остались только в легендах. Возможно, они все-то пируют в чертогах Одина, вспоминая за хмельными кубками былые победы и поверженных врагов, с усмешкой наблюдая за стараниями ученых разгадать происхождение самого слова «берсерк»…

«Берсерки рычали, битва кипела, облаченные в волчьи шкуры выли и потрясали мечами», - так Торбьерн Хорнклови, скальд норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого, в 872 году впервые упомянул берсерков. Другой не менее известный исландский поэт Снорри Стурлусон описывал, как «мужи Одина шли в бой без кольчуг, и были они дики, подобно волкам. Они кусали свои щиты и были сильны, как медведи или быки. Они убивали врагов, а их самих не брали ни огонь, ни меч; это была ярость свирепых воинов».

Откуда же появились воины, не уступающие свирепостью диким зверям, и только ли скандинавам был известен секрет их воинского духа?

РОЖДЕННЫЕ В МЕДВЕЖЬИХ РУБАШКАХ

Известное многим любителям фэнтези слово «берсерк» образовано от старонорвежского Ьerserkr. При дословном переводе сия лингвистическая единица может обретать несколько значений. Первое - это «медвежья шкура», а второе - «без рубашки». Такая неоднозначность поясняется, прежде, всего, тем, что корень ber означает одновременно и «медведь», и «голый», а serkr переводится как «шкура» и «рубашка».

Но не будем уходить далеко в тайны лингвистики.

Сложный ряд ассоциаций, связанных с этим словом, включает в себя безумие в бою, налитые кровью глаза, нечеловеческую силу и воспоминания о викингах. Именно у этого далекого от мирной жизни народа много веков назад появились воины, которые наводили ужас на войска противника и внушали опасения даже своим сородичам. Это были бойцы, посвятившие себя Одину, верховному богу скандинавов. Берсерки с презрением относились к мешавшим в бою щитам и кольчугам и сражались в одних лишь рубахах или вообще обнаженными по пояс. В сражении они отличались большой силой, быстрой реакцией и нечувствительностью к боли. Берсерк, потерявший в бою ногу, мог продолжать сражаться, опершись обрубком конечности о камень.

ГОЛЫМИ РУКАМИ

Историки поздней античности сообщали о том, что атаке звероподобных воинов не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй солдат. Не случайно они входили в состав охраны римского императора Траяна, который знал Толк в воинской подготовке, так как сам прославился огромной физической силой и невероятной выносливостью.

Северные летописцы тех лет часто описывали случаи, когда потерявшие оружие берсерки начинали рвать врагов голыми руками, как неистово сражались, получив смертельные раны, как благодаря нечеловечески быстрой реакции уклонялись от ударов. Современные же исследователи пытаются найти разгадку этим способностям, перебирая одно объяснение за другим.

ВСЕ ДЕЛО В МУХОМОРАХ?

Чем же можно объяснить уникальные качества, которые отличали воинов-берсерков? В чем причина так называемой ярости берсерка, чему обязаны своей репутацией скандинавские воители в шкурах?

Возможно, все дело в грибах. Точнее - в мухоморах. А еще точнее - в мускарине, яде, которой содержится в этом красивом, но ядовитом грибе. Химическая субстанция под названием мускарин вызывает у человека состояние, похожее на опьянение, а также приступы бешенства, галлюцинации.

Выходя из этого состояния, человек испытывает сильную усталость. Действие яда продолжается около 20 часов, после чего приходит глубокий сон, в который берсерки часто погружались после боя.

Профессор психиатрии Ханскарл Лейнер из немецкого городка Геттингена утверждал, что мухомор использовался племенами, живущими на субарктических и арктических пространствах, для «экстатических практик». Однако точных доказательств тому, что сила берсерков появлялась благодаря наркотическому опьянению, нет.

БОЛЕЗНЬ ПАГЕТА

Представители медицины, задумавшиеся над феноменом, известном в медицине как синдром берсерка, видят ответ на него в болезни Пагета. Профессор Д.Л. Байок, занимавшийся этим вопросом, пишет: «Обычно человеческий скелет полностью обновляется за восемь лет. Однако болезнь Пагета повышает темп разрушения и восстановления, что уродливо меняет структуру костей, и те становятся значительно толще, чем прежде. Особенно заметны последствия синдрома Пагета на черепе, кости его становятся более толстыми».

И действительно, воины, «рожденные в медвежьих рубашках», отличались отменной крепостью своего костяка.

В одной из саг исландского поэта Эгиля, где он описывает самого себя, говорится, что он человек вспыльчивый, злой и непобедимый в бою. Столь же неприятными для нашего современника, но полезными для мужчин тех лет качествами обладали отец и дед поэта. Согласно некоторым историческим документам, кости Эгиля были настолько крепкими, что после смерти его голову не смогли расколоть даже топором. История, правда, умалчивает, кому так досадил несчастный поэт, что его тело не пощадили и после кончины, но факт остается фактом - череп убиенного был феноменально крепким. Можно предположить, что род Эгиля страдал от болезни Пагета.

Наконец, уникальные возможности берсерков объясняют внутренними резервами человеческого организма, которые обычные люди использовать не умеют. Сторонники этой гипотезы считают, что берсерки могли концентрировать энергию. Среди их доводов - неуязвимость берсерков. А если уж кому и посчастливилось покалечить озверевшего воина, то раны он не замечал и на волне своего гнева держался до окончания битвы, активно отправляя врагов в царство мертвых.

Избегать ран берсеркам помогало расторможенное сознание, благодаря которому значительно возрастала скорость реакции. Оставаться же невредимыми после удара они могли, применяя метод, напоминающий восточную «железную рубашку», при котором крепкие кости и развитые мускулы, защищенные и усиленные с помощью концентрации внутренней энергии, давали потрясающий результат, делая тело воина практически неуязвимым для клинка.

ТРАНС ПРОТИВ ОРУЖИЯ

А есть ли в культуре других народов упоминания о воинах, отличающихся беспримерной храбростью и нечувствительностью к боли? Оказывается, есть. Например, у зулусов, африканского народа численностью около десяти миллионов человек, обитающего в основном в Южно-Африканской Республике, существует техника воинственной пляски, называемая гийей. Она содержит комплекс боевых приемов.

Этот своеобразный танец прекрасно описал Г. Р. Хаггард, автор полуфантастических романов, который значительную часть жизни провел среди зулусов: «Начались пляски… Воины напоминали больших, свирепых птиц, бросающихся на добычу. Вытянув ассегаи (копья. - Прим. ред.) и подняв щиты, они словно летали взад и вперед, сопровождая каждое движение таким резким шипением, какое могли бы издавать тысячи змей… Затем каждый воин поочередно делал прыжок вперед; пробежав несколько шагов, он как бы бросался в атаку, взвивался на пять футов в воздух, кидался на землю, вскакивал, просовывал голову между ног - словом, пребывал одновременно всюду и везде».

Весьма напоминают берсеркерство такие элементы боевого искусства балийцев (народ в Индонезии, живущий на острове Бали. - Прим. ред.), как амок и пупутан. Как танцевальный вид транса, пупутан требовал длительного времени для вхождения. Дальше его нужно было только поддерживать ритмом шагов, барабанным боем и выкриками. Последний пример массового пупутана балийцы продемонстрировали голландцам в 1906–1908 годах. Но это не спасло остров от завоевания. Как ни крути, а огнестрельное оружие значительно упростило дело истребления собратьев по планете, даже введенных в боевой транс.

Амок же напоминал скорее буйное помешательство. В таком состоянии сражающийся не замечал даже смертельных ран. Правда, выход из этого состояния не предусматривался. Вступивший в «смертельную пляску» воин был обречен на смерть от морального и физического истощения.

Уровень 1-20

На этих уровнях вполне достаточен Деревянный Комплект (Wooden Set), из квеста Проверка снабжения (Supply Check) :

Физ. Защ. +2%, Макс. HP +41

Уровень 20-39

Получив возможность носить вещи Д-ранга можно купить в магазине топ-Д броню и оружие.

Наиболее удобный вариант: Обычный Предмет — Рубаха из Кожи Саламандры (Common Item — Salamander Skin Mail ) и Обычный Предмет — Клеймор (Common Item — Claymore) .

Если не хватает адены, то купите только броню, и используйте Теневое Оружие (Shodaw Weapon), которое можно приобрести за купоны, полученные за квест на первую профессию.

Уровень 40-51

На 40-м уровне можно одевать вещиС-ранга. Лучший вариант из брони — это Латный Кожаный Комплект (Plated Leather Armor Set) :

СИЛ+4, ВЫН-1

Сет изменит характеристики персонажа, и сделает его сильнее (+4 STR), но менее живучим (-1 CON). Не заточенный, комплект имеет низкие показатели Физ. Защиты.

Лучший вариант оружия — это Клинок Берсерка (Berserker Blade) c СА на Фокус. Берсерк сможет конвертировать это оружие в Клык (Saber Tooth) .

Вряд ли на этом уровне у вас будет достаточно адены для покупки такого оружия, так что можно обойтись этим — Обычный Предмет – Клык (Common Item — Saber Tooth) .

Уровень 52-60

Хотя есть возможность носить вещи Б-ранга, лучшим вариантом для вас будет все-же Латный Кожаный Комплект , но заточенный до +6. Заточка будет стоит немало адены, так что можно обойтись заточкой до +3. Увы, сеты брони Б-ранга, которые предлагает нам Лавка Престижных Товаров (Luxury Shop) не имеют полезных для вас бонусов. С топ-Б ранга имеют неплохие бонусы, но и стоят очень много адены, и их покупка не будет оправданной.

Если вы будете испытывать нехватку Физ. Защиты, замените Латный Кожаный Комплект (Plated Leather) на Обычный Предмет — Кожаный Доспех Синего Волка (Common Item — Blue Wolf Leather Armor) или Обычный Предмет — Кожаный Доспех Рока (Common Item — Leather Armor of Doom) .

Если у вас нет проблем с аденой, то на ваш выбор 2 сета топ-Б брони:

Комплект Легкой Брони Синего Волка (Blue Wolf Light Armor Set):

Физ. Защ. +5,26%, Скор. Маг. +15%, ИНТ-2, ДУХ+3, МДР-1

Комплект Легкой Брони Рока (Doom Light Armor Set)

Объем легких увеличен, Физ. Атк. +2,7%, Скор. Восстановления MP +2,5%, СИЛ-1, ВЫН-2, ЛВК+3, вероятность получить Отравление -20%

Из оружия вам сейчас лучше всего Большой Меч (Great Sword) с СА Фокусировка. Берсерк может конвертировать его в Безымянная Победа (Innominate Victory) . Еще как вариант для вас — это Обычный Предмет — Меч Стража (Common Item — Guardian Sword) , его можно конвертировать в Обычный Предмет — Расчленитель (Common Item — Dismantler) .

Если у вас достаточно адены, то можете купить топ-Б оружие Меч Стража (Guardian Sword) , но это так же неоправданно, как и покупка топ-Б брони.

Уровень 61-75

На этом уровень вам доступно ношение вещей А-ранга. Лучше всего будет купить в Лавке Престижных Товаров (Luxury Shop) Комплект Легкой Брони Кристалла Тьмы (Dark Crystall Light Armor Set) , который даст лучшие бонусы для кача:

Физ. Атк./Скор. Атк. +4%, вероятность Паралича -50%, СИЛ+1, ВЫН-1

Если вы люибтель ПВП, и достаточно много адены, то можете купить Комплект Легкой Брони Величия (Majestic Light Armor Set) , который не дает никаких особых бонусов для кача, но даст вам 50% сопротивление к Оглушению (Stun) :

Физ. Атк. +8% Луком/Арбалетом, Макс. MP +240, Лимит Веса +5759, Сопротивление Оглушению +50%, ЛВК+1, ВЫН-1

Из оружия самым лучшим вариантом будет Обычный Предмет — Мастер Инферно (Common Item — Inferno Master), превращаемый в Обычный Предмет — Священная Боль (Common Item — Divine Pain) . Вариантом подороже, но лучше будет Обычный Предмет — Убийца Драконов (Common Item — Dragon Slayer) , превращаемый в Обычный Предмет — Гробовщик (Common Item — Undertaker).

Нет особого смысла в покупке топ-А оружия из Лавки Престижных Товаров (Luxury Shop) и крафт лучшего-А оружия (Меч Ипоса (Sword of Ipos) ). Главной проблемой этого оружия будет найти Кристаллы Души (Soul Crystall) 12 уровня, которые стоят довольно дорого и их вставка обойдется дороже, чем само оружие.

Уровень 76-79

Прокачавшись до 76 уровня вы можете носить вещи ранга S, главной ценностью которого является Атрибут.

Очень важно на этом уровне обзавестись S оружием. Самым лучшим вариантом будет купить уже атрибученый до 150 и с вставленным СА на Здоровье или Фокусировка Разделитель Небес (Heaven’s Divider) , который будет превращен в Грам (Gram) . Можно обойтись без СА, но обязательно надо искать оружие уже с атрибутом, так как атрибутить самому обойдется намного дороже.

Более дорогим вариантом является Клинок Династии (Dynasty Blade) , превращаемый в Древний Меч Династии (Dynasty Ancient Sword) .

После покупки оружия пора обновить сет брони А-ранга на сет S-ранга. Опять таки — броню лучше покупать уже полностью атрибученой или, хотя бы, не полностью атрибученой.

В распоряжении есть 2 варианта:

Подешевле — Комплект Брони из Драконьей Кожи (Draconic Light Armor Set) :

ЛВК+1, СИЛ+1, ВЫН-2, Скор. Атк./Физ. Атк. +4%, Макс. MP +289, Лимит Веса +5759

Подороже — Легкий Доспех Династии (Dynasty Leather Armor Set):

ВЫН-1, ЛВК+1, Точность +1,72, Уклонение +1,72, Макс. HP +418, Сопротивление Тьме +6

Набор Династии можно улучшить, при помощи Эссенции Династии (Dynastic Essence) , при улучшении вы получите Легкий Доспех Династии — Воин :

ВЫН-2, СИЛ+1, ЛВК+1, Физ. Атк. +5,4%, Макс. HP +492. Сопротивление Тьме +8, дает шанс нанести Крит. Атк. Профессии: Полководец, Титан, Кладоискатель, Мастер, Каратель, Инквизитор.

ВЫН-2, СИЛ+2, Физ. Атк. +6,6%, Макс. HP +492, Сопротивление Тьме +8, Крит. урон +282, Шанс Крит. Удара +2,95 Профессии: Полководец, Титан, Кладоискатель, Мастер, Каратель, Инквизитор.

Уровень 80-83

Когда сетам Династии присвоили S-ранг, они вышли из моды для 80+ уровней, поэтому сейчас каждый игрок сейчас старается носить Комплект Легких Доспехов Дестино (Moirai Leather Armor Set) , хотя он и немногим лучше Легкого Украшенного Доспеха Династии :

ЛВК +2, ВЫН -2, при снаряжении Физ. Атк. +4.26%, Скор.Атк. +4%, Скорость +3%, сопротивление удерживающим атакам +50%, защита от огня/воды/ветра/земли +3. Можно носить плащи.

И снова — комплект лучше покупать сразу с полным или частичным атрибутом.

Сложнее дело будет с выбором оружия. С 80 уровня будет актуальным оружие Икара, с Атрибутом на 300. Однако вряд ли к 80 уровню у вас будет необходимая сумма адены, так что есть несколько вариантов:

Уровень 84+

Получив наконец-то 84 уровня вы сможете одевать лучшую броню и оружие. Выбор надо делать очень внимательно, потому что эти вещи вам надо атрибутить до 1800 (По 360 Атрибута в каждой части сета), и носить его до самого конца. На выбор вам предлагают 3 сета:

Легкий Доспех Венеры (Vesper Light Armor Set):

СИЛ +1, ВЫН -2, ЛВК +1. При ношении увеличивает Физ. Атк. на 5.57%, Скор.Атк./Скор. восстановления MP на 5%, макс. MP — на 347.

Сет Венеры можно в последующем улучшить с помощью Усиливающий Камень Венеры (Noble Enhancement Stone) , и тогда сет превратится в Легкий Элитный Доспех Венеры (Vesper Noble Light Armor Set) :

СИЛ+1, ВЫН-2, ЛВК+1, Атк. +5,57%, Скор. Атк. +5%, Скорость восстановления MP +5%, Макс. MP +354, Уклонение +3, При Крит. Атк. Урон + 172, Сопротивление параличу + 50%. Позволяет носить плащ.

Комплект Легких Доспехов Верпеса (Vorpal Leather Armor Set):

СИЛ +1, ЛВК +2, ВЫН -3, при снаряжении Физ. Атк./Физ. Защ. +5.57%, Скор. Атк. +5%, Скорость +3%, сопротивление оглушающим атакам +50%, Урон при Крит. Атк. +182, Макс. МР +360, защита от огня/воды/ветра/земли +5. Позволяет носить плащ.

Сет Верпеса, на мой взгляд, наилучший вариант для Берсерков.

Комплект Легких Доспехов Элегии (Elegia Leather Armor Set):

СИЛ +1, ЛВК +2, ВЫН -2, При снаряжении Физ. Атк +6.59%, Скор. Атк +6%, Шанс Крит. Атк. +17.05, сопротивление парализующим атакам +50%, Скорость +3%, защита от огня/воды/ветра/земли на 5. Можно носить плащи.

На 84 уровне вам непременно надо иметь S84 оружие с 300 атрибута. Опять-таки — лучше покупать оружие сразу с атрибутом на 300, среди оружия S84 найти такое достаточно легко. На выбор 3 варианта.

Берсерки

Бе́рсерк (бе́рсеркер ) - воин , посвятивший себя богу Одину , перед битвой приводивший себя в ярость.

В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах, или обнаженными по пояс. Сыновья конунга Канута - берсерки - плавали на отдельном драккаре, так как сами викинги их боялись.

Этимология

Слово берсерк образовано от старонорвежского berserkr, что означает либо «медвежья шкура» либо «без рубашки» (корень ber- может означать как «медведь» , так и «голый» ; -serkr означает «шкура» , «рубашка» ). Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в г.

Лишь подобные воины могли продолжить традицию берсерков.

В литературе берсерки часто появляются парами, неоднократно их сразу двенадцать. Они считались личной охраной древнескандинавских конунгов. Это указывает на элитарный характер этой касты воинов. Непреложная верность своему властителю встречается в нескольких местах старых саг. В одной из саг у короля датчан Хрольфа Краке было 12 берсерков, которые были личной его охраной: Бёдвар Бьярки, Хьялти Хохгемут, Цвитсерк Кюн, Вёрт, Весети, Байгуд и братья Свипдаг.

Но берсерки не могли быть только у конунга Харальда Прекрасноволосого. Тацит упоминает особенную касту воинов, которую он называет «Harier » и которые несут все признаки берсерков, это было 800 лет до битвы при Боксфьорде:

В играх

Смотри также

Ссылки

  • В. А. Косарев. Гнев Геракла (сопоставление мифа о бешенстве Геракла и боевого неистовства берсерков)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Берсерки" в других словарях:

    Берсерк (берсеркер) воин, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость. В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах,… … Википедия

Само понятие "берсерк" или "берсеркер" сегодня оказалось в широком употреблении благодаря скандинавским викингам. Почему-то у нас, видя по телевизору яростного героя ни у кого не возникает слово "боярин". А "берсерк" - запросто. Ну пусть так.

Происхождение терминов
Термин "берсерк" предположительно восходит к "ber" - медведь и "serkr" - шкура. Таким образом "Berserkr", медвежья шкура - воин, связанный с медведем-покровителем. Аналогично воин, получивший посвящение от духа волка - "Ulfhedhing", ульфхеддинг. Также распространенным тотемом, особо в Германии был вепрь, дикий кабан и воин-вепрь соответственно был "Swinfilking", свинфилкинг.

Применительно к слову "berserk" также существует версия, что оно означает "без рубашки" и характеризует, что берсерки ходили в бой без доспехов и с голым торсом. Но есть интересная археологическая находка, которая указывает на то, что берсерки пользовались и щитами, и кольчугами и шлемами (см. ниже "Шахматы из Льюиса"). В свете этого, а также большого значения тотемов медведя, волка и вепря версия о "безрубашечности" не выглядит осмысленной.

Мифологически берсерки связаны с Одином, это вроде как его воины, которым он дарует неуязвимость и силу.

"...его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка..."

Этот кусок из "Круга Земного" Стурулсона затерт до дыр на многочисленных сайтах, посвященных феномену берсерка.

Гораздо меньше известно про мифологического героя по имени Ангрим - вроде как "железный воин" или "железный кулак". Ангрим и его 12 сыновей были берсерками. Кроме того Ангрим почитается, как родоначальник особой "боевой одежды", в которой воина не брало никакое оружие.
Что это была за одежда - мутный вопрос. Есть предположения, что это боевая раскраска или татуировка, но есть и версия, что это нечто вроде способности "железной рубашки" - способности не чувствовать боль. Кроме того, считалось, что дух-покровитель окутывает воина "особым покровом", который отводит стрелы и удары оружия. Возможно, что эта "железная рубашка" и есть та самая "berserkr" - медвежья шкура. А собственно шкура медведя в виде предмета облачения была необязательной, как рассказано дальше, берсерки пользовались и щитами, и кольчугами, и шлемами.
Так вот еще про этого Ангрима.
Он был сыном великана Старкада. Этот Старкад, подданный датского короля Фрото, изначально был шестируким, но Тор, враг великанов в схватке лишает его четырех и оставляет двуруким. Своим учителем и покровителем Старкад считает Одина, который даровал ему три жизни, богатство и поэтический дар. В общем здесь видим, что берсерки - это потомки великана, но подчиненного Одину.

Берсерки в дружине

В эпоху раннего средневековья берсерки, судя по сагам, входили в личную "малую дружину" конунгов.

В Младшей Эдде есть фрагмент, где рассказывается, что конунг Хрольв Краки, будучи занят делами не может отправиться на помощь к конунгу Адильсу, но отправляет к нему своих 12 берсерков, что оказывается существенной поддержкой.

Вероятно, берсерки, по крайней мере в эпоху ранних походов не были психами, впадавшими в неподконтрольную ярость, и не мухомороедами, но наиболее опытными воинами, владевшими вхождением в особое боевое состояние.

"В дружине ярла было двое берсерков. Один звался Халли, другой - Лейкнир, он был из них младшим. Ярл держал их для дел особенных, потому что они были люди видные и своенравные, а силой превосходили прочих людей. Ничто не могло остановить их, если они были раздражены или в гневе, и никто не мог совладать с ними, когда на них находило подобное бешенство. Поэтому всем казалось, что иметь с ними дело нельзя.
Берсерки же очень заняты мыслями о женитьбе, а более всего - Лейкнир. Стюр говорит, что подыскал ему кое-какой подвиг. Лейкнир готов к этому и спрашивает, что это.

Стюр отвечает:
- Здесь, у моего двора, есть непроезжая лавовая пустошь. Я часто подумывал расчистить ее и проложить здесь дорогу, но мне недоставало крепких рук. Теперь я хочу, чтоб это сделал ты.

Лейкнир говорит, что это не кажется ему столь трудным, если ему поможет его брат Халли. Стюр сказал, что тот может заняться этим вместе с Лейкниром. Вечером берсерки принимаются расчищать пустошь, и этим они заняты всю ночь. Они своротили целые скалы, там где это было нужно, и оттащили их прочь, а кое-где закопали громадные глыбы в землю; а поверху разровняли. Их обуяло тогда крайнее бешенство. К утру они закончили, и это один из величайших подвигов, какие знают люди, и дорога эта будет стоять вечно, пока существует Исландия..."

"Сага о битве на пустоши"

Шахматы острова Льюис

Интересной археологической находкой являются "шахматы с осторова Льюис".
Шахматы острова Льюис были найдены на побережье залива Уиг (Шотландия) вместе с 14 шашками и пряжкой для ремня. Каждый предмет искусно вырезан из моржового клыка, и лишь несколько шахматных фигур изготовлены из китового зуба. Впервые ценная находка была показана публике 11 апреля 1831 года в Эдинбурге - на заседании Общества антиквариев Шотландии.


Шотландский музей в 1888 году приобрёл 11 шахматных фигур, найденных в каменной полости, которая была обнажена действием моря. Эти 11 фигур, были найдены жителем по имени Малькольм Маклауд. Утверждалось, что полость находилась на глубине в 15 футов, а фигуры были слегка покрыты песком и находились рядом с кучей золы. Место находки было обозначено как близкое к "Тай нан Каллахан дху нан Уиг" (обитель черных женщин).

Из 93 шахматных фигурок, известных на сегодняшний день, 11 находятся в Эдинбурге, в Национальном Музее Шотландии, и 82 – в Британском Музее. Предположительно, шахматы были сделаны норвежскими резчиками в Трондхейме и их создание датируется 1150-1200 годами.

Среди шахматных фигур Льюиса есть восемь "стражей", которые в игре представляли ладьи. Стражи кусают щиты, указывая на состояние ярости. Исследователи сошлись во мнении, что это берсерки. Берсерки облачены в кольчуги и шлемы (кроме одного).

Таким образом версия о показательном голом торсе отпадает - берсерки могли пользоваться или не пользоваться доспехами, вероятно, так же как и шкурами и волчьми и медвежьими мордами.

Упадок эпохи берсерков

Исчезновение феномена берсерка тесно связано с укреплением христианства в Скандинавии. Теперь берсеркам приписывают яркие демонические черты - одержимость злым духом. В 11 веке слово "берсерк" приобретает выраженный отрицательный смысл. В 1012 г. ярл Эйрик Хаконарсон на территории Норвегии объявил берсерков вне закона. В "Саге о Ватисдале" сообщается, что с прибытием в Исландию епископа Фридрика там объявили войну "одержимым". Изданный в Исландии в 1123 году закон гласил: "берсерк, замеченный в бешенстве будет наказан 3 годами ссылки".

В сагах более позднего времени берсерки уже появляются не в виде героев, а как сумашедшие разбойники.

"Жил человек по имени Бьёрн Бледный. Он был берсерк. Он разъезжал по стране и вызывал на поединок всякого, кто ему не подчинялся. Бьерн предлагает Ари на выбор: хочет, пусть бьется с ним на одном островке в Сурнадале - назывался островок Столбовым. - а не хочет, пусть отдает ему свою жену. Тот сразу же решил, что уж лучше биться, чем обоих, и себя и жену, позорить."

"Сага о Гисли"

Людям казалось большим непорядком, что разбойники и берсерки принуждали достойных людей к поединкам, покушаясь на их жен и добро, и не платили виры за тех, кто погибал от их руки. Многих так опозорили: кто поплатился добром, а кто и жизнью. Поэтому Эйрик ярл запретил все поединки в Норвегии и объявил вне закона всех грабителей и берсерков, творивших эти бесчинства. Называют двух братьев, которые были всех хуже. Одного звали Торир Брюхо, а другого Эгмунд Злой. Они были родом с Халогаланда, сильнее и выше ростом, чем прочие люди. Они были берсерками, и, впадая в ярость, никого не щадили.

"Сага о Греттире"

mob_info