Басня «Мартышка и очки» (Крылов И.) - поучительная история для школьников. Урок «Басни И.А.Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю Описание басни мартышка и очки

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА

Отдел образования администрации Ворошиловского района города Донецка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №9 города Донецка»

Материалы

  1. Всероссийского дистанционного конкурса для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку урока с мультимедийным сопровождением

« Басни И. А. Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю»

(урок - литературная студия)

Харлап И.А. - учитель начальных классов

Урок литературного чтения (3 класс)

Тема. Басни И. А. Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю.

Цели: познакомить обучающихся с баснями И.А.Крылова; сформировать умения определять особенности басни; научить выделять мораль в текстах, различать речь автора и героев, изображённые события и скрытый смысл; развивать читательскую компетентность, интеллектуальные и творческие способности, поэтический слух, творческое и воссоздающее воображение и ассоциативное мышление, навыки беглого чтения; воспитывать активного читателя, любовь к русской литературе, уважение к творчеству баснописца.

Тип урока: интегрированный урок с элементами интерактивного обучения.

Форма урока: урок - литературная студия (с использованием игровых, мультимедийных технологий).

Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг И.А.Крылова для детей, выставка иллюстраций к басням «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; карточки (текст речевой разминки, задания); презентация «И.А.Крылов».

Формы работы: фронтальная, работа в группах, парах.

Методы и приемы : слово учителя, беседа, выразительное чтение и анализ басен, ролевая игра, мозговой штурм, самооценка.

Ход урока

І. Организационный й момент

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы уже не отдыхаем.

Все работать начинаем!

Метод «Прогноз погоды»

(Каждый обучающийся определяет свой эмоциональный настрой на урок в градусах: от 1 до 5.)

ІІ. Проверка домашнего задания (с.132-133, чтение текста о И.А.Крылове)

Проверьте себя, внимательно ли вы читали.

Викторина «Продолжите предложение»

Иван Андреевич Крылов родился в … (Москве).

Он без помощи учителей овладел … (русским языком, математикой, изучил французский и итальянский языки).

Более тридцяти лет он проработал в … (Петербургской публичной библиотеке).

И.А.Крылов написал более … (200) басен.

В чем секрет басен И.А.Крылова?

В каких источниках можно найти информацию о Крылове?

«Дедушка Крылов» - так назвал его народ, выразив этим свою любовь к великому русскому баснописцу. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Если прочтете это имя справа налево, то сразу все поймете.

Какой вывод можно сделать из прочитанного вами дома материала?

ІІІ. Речевая разминка

(Задание на карточке)

Прочитайте текст, определите его жанр. (Это басня.)

Случается нередко нам
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Прочитайте отрывок с «ворчащей» интонацией (с интонацией удивления, интонацией восхищения, с веселой интонацией).

Прочитайте отрывок из басни выразительно.

І Y . Актуализация опорних знаний

Подготовительная работа. Слово учителя.

Популярность басен была огромна. Их знали даже императоры Александр І и Николай ІІ. Русский поэт Петр Андреевич Вяземский писал:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Y . Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с иллюстрациями (один ученик из каждой группы представляет работы обучающихся).

1 группа - иллюстрации к басне «Мартышка и Очки».

2 группа - иллюстрации к басне «Зеркало и Обезьяна».

3 группа - иллюстрации к басне «Ворона и Лисица».

- Ребята, посмотрите на иллюстрации к произведениям И.А Крылова.

Сформулируйте самостоятельно тему и цели урока.

Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством замечательного русского баснописца. Александр Сергеевич Пушкин очень любил Ивана Андреевича Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

Каждая группа уже выступила в роли художников - иллюстраторов. Сегодня вы попробуете себя в роли поэтов, актёров (в конкурсе инсценированной басни) и критиков.

2. Проблемный вопрос

И.А. Крылов писал: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.

В конце урока мы выслушаем ваши ответы и подведем итог нашей работы.

Y І . Работа по теме урока

Чтение басни «Мартышка и Очки» (с.134-135) обучающимися

(1 группа) с последующей беседой:

Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?

Чтобы текст басни был нам понятен, определите значение слов (задание на карточке).

Мартышка - …

Дюжина - …

Нанижет - …

К худу клонит - …

Познатней - …

(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).

Ребята, почему И.А.Крылов выбрал для своей басни именно Мартышку?

Соответствуют ли действия Мартышки тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются).

Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли).

В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне забавным, смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть).

Если бы в басне не было морали, можно догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в басне? (Высмеивается человек - невежда).

2. Работа в парах.

Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них. Кому сложно, то можете воспользоваться подсказкой (задание на карточке).

Невежда - необразованный человек, неуч, недоучка, невежа - грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения. Невежа - грубиян (синоним), невежда - эрудит (антоним).

Y ІІ. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(подскоки на правой ноге).

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(подскоки на левой ноге).

По тропинке побежим

(бег на месте),

До лужайки добежим

(бег продолжается).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки

(прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп! (присели). Немного отдохнем.

И с лужайки в класс пойдем

(ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).

Все, закончилась игра -

Заниматься нам пора.

Y ІІІ . Продолжение работы по теме урока

1. Чтение (с остановками) басни «Зеркало и Обезьяна» (с.136) обучающимися (2 группа) с последующей беседой:

- Как вы считаете, исходя из названия, о чем может быть данный текст?

Зеркало и Обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Кто мог быть рядом?
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», - говорит, - «кум милый мой!
Что это там за рожа?

Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

Узнала ли она себя в нем?
А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».

Что ответил Медведь?
- «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Как вы думаете, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

Таких примеров много в мире:

не любит узнавать никто себя в сатире.

2. Работа со словарем.

Как вы понимаете значение слова «сатира»?

Найдите значение этого слова в «Толковом словаре русского языка» под ред. проф. Д. Ушакова (1 обучающийся у доски).

Запишите в рабочую тетрадь это определение.

Сатира - это произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток.

3. Работа с иллюстрацией к басне.

Рассмотрите рисунок к басне (с.137) и найдите в тексте строки, соответствующие ему.

Какие строки басни стали крылатым выражением? («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»).

Запишите их в рабочую тетрадь.

Сравните слова из басни и народную пословицу «Других не суди, на себя погляди».

4. Инсценирование басни

Поиграем в театр. Попробуйте, читая басню, изобразить Мартышку.

5. Прослушивание аудиозаписи басни «Ворона и Лисица» (исполняет Анатолий Дмитриевич Папанов - советский актер театра и кино).

Понравилась ли вам басня?

Что было непонятно?

Почему Иван Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

7. Самостоятельная работа. Игра «Найди лексическое значение слова» (задание на карточке)

Установите соответствие между словами и их лексическими значениями

(Ключик: 1 - Б, 2 - А, 3 - Г, 4 - В)

(Взаимопроверка, оценивание)

8. Работа со словариком (с.220)

Найдите и прочитайте лексическое значение слова. (Пленил - привлек внимание, привел в восторг)

9. Чтение басни «Ворона и Лисица» обучающимися (с.137-138)

(3 группа) по ролям.

Предлагаю вам на несколько минут стать актерами и выразительно прочитать басню по ролям.

Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

Как изображает Лисицу Крылов? (Она хитрая, ловкая, коварная)

Прочитайте слова, характеризующие ее. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; / Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит / И говорит так сладко, чуть дыша…)

Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите в тексте и прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

Как Крылов передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

Образ какого человека воплощает в себе Ворона? (Глупого, невнимательного)

Почему эта история случилась с Вороной?

- Как Лисице удалось достичь своей цели?

11. Словесное рисование

- А сейчас, ребята, поработайте в парах.

- Обсудите, как баснописец относится Лисице и Вороне: с завистью, с любовью, с нежностью, с состраданием, с юмором, с восхищением? Почему вы так думаете?

12. Чтение по ролям

Приготовьтесь к выразительному чтению в лицах одной из басен.

ІХ . Заключительный этап

- Продолжите предложение:

Мораль - это … (отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение).

1. Угадайте название басни по морали.

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна… (Ворона и Лисица.)

2. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. (Мартышка и Очки.)

3. Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра. (Зеркало и Обезьяна.)

Викторина

Отгадайте, к каким басням эти иллюстрации.

(Слайд 5-8)

Х . Рефлексия

1. «Синквейн»

Составьте синквейн к слову «Крылов»

(Ответы детей)

2. Творческое задание

Составьте монолог по алгоритму:

Я - ученик.

Я знаю … Я желаю …

ХІ. Итог урока

- В чем сила басни?

- Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.

- Кому и в каком городе благородные потомки установили этот памятник?

- Продолжите предложение:

Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - … (хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость) называется … (басней).

Метод «Прогноз погоды» (определение эмоционального настроя на конец урокав градусах: от 1 до 5).

ХІІ. Домашнее задание

2. Выучить одну из басен наизусть.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Спасибо всем за работу.

Карточка для работы

Речевая разминка

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Определите лексическое значение слов

Мартышка - …

Дюжина - …

Нанижет - …

К худу клонит - …

Познатней - …

(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).

Работа в паре «невежа» или «невежда»?

- - Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них.


(Ключик: невежда - необразованный человек, неуч, недоучка, невежа - грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения).

Невежа - грубиян (синоним), невежда - эрудит (антоним).

Установите соответствие между словами и их лексическими значениями


Презентация "И.А.Крылов".
PPTX / 2.8 Мб

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

2. Иван Андреевич Крылов. Басни. Пьесы: Иван Андреевич Крылов — Москва, Мир книги, Литература, 2006 г. - 400 с.

3. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д.Ушакова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2007. - 752 с.

4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. - С. 76- 84.

Сегодня трудно встретить человека, незнакомого с творчеством Ивана Андреевича Крылова - знаменитого на весь мир поэта, который зарифмовал множество жизненных истин понятным для малышей языком. Мало кто из нас имеет представление о том, насколько сложно донести информацию до юного читателя взрослому человеку. В таком деле существует масса нюансов, и все они были доступны великому русскому баснописцу. Ярким примером его творчества является басня «Мартышка и очки». Крылов наиболее подробно показал детям на примере животного, как не стоит вести себя с незнакомым предметом. Кроме того, стихотворение имеет определенную психологическую нагрузку. Давайте подробно рассмотрим все, что хотел выразить поэт в этом произведении.

Басня «Мартышка и очки» (Крылов И.А.): краткое содержание

Образовательные программы сегодня значительно отличаются друг от друга. Так, в 4 или 5 классе ребятам может преподаваться басня «Мартышка и очки». Крылов И.А. на примере такого животного, как маленькая и любопытная обезьянка, в произведении разыграл поучительная сценку. Главная героиня начала испытывать проблемы со зрением, и для того чтобы как-то их решить, купила себе очки. Мартышка слышала где-то, что они отлично помогают людям, поэтому и решила испробовать эту вещь на себе. К очкам, само собой, не прилагалось абсолютно никакой инструкции, поэтому озабоченная дама вертела предмет, как могла, и цепляла ко всем частям своего тела, но ничего не помогало. Что же делать? Мартышка выбросила их и с досадой заявила, что люди придумали совершенно бесполезную вещь.

Мораль басни «Мартышка и очки»

Не секрет, что произведения русских классиков в большинстве своем имеют глубокий смысл, который и хотят донести до читателя авторы. Не является исключением и басня «Мартышка и очки». Крылов наградил ее глубокой моралью, понятной даже детям. Именно поэтому данное произведение включено в обязательную программу уроков литературы. Наиболее полноценно дети усваивают информацию в игровой форме, поэтому действия животных в стихах Ивана Андреевича вызывают у них удивление и восторг. За что же так любят данную басню представители министерства здравоохранения России? Очевидно, за понятное раскрытие морали, казалось бы, простой жизненной ситуации, и доступно оно именно детям

«Мартышка и очки»: анализ текста

Основная мысль, которую автор хотел донести до нас текстом басни, сформирована в последних строчках рифмованного произведения. Она гласит, что никто не имеет права осуждать то или иное изобретение, не зная правил обращения с ним. можно перенести и на отношения с людьми: не нужно сравнивать себя с другими и рассуждать об их уровне жизни, будучи незнакомым с ними.

Басни Ивана Крылова завоевали огромную аудиторию по всему миру, именно поэтому они включены в школьную программу как обязательные для изучения произведения. Отличным станет вариант возвращения к стихам данного автора и во внешкольное время. Малыш еще лучше поймет основной смысл басни, если мама или папа объяснит ему суть некоторых моментов.

Мартышка и очки - басня Крылова, высмеивающая невежд. Написана в 1812 году, но не теряет своей остроты и лукавства по сей день.

Басня Мартышка и очки читать

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.




А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Мартышка и очки

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Басня Мартышка и очки - анализ

Басня Крылова Мартышка и очки замечательна в первую очередь тем, что главная мысль в ней выражается не только в морали, основная ирония находится в тексте. Внимательный читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

О глупой Мартышке, разбившей из-за своего собственного невежества хорошие очки, расскажет басня «Мартышка и очки» Крылова.

Читать текст басни:

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них".

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Мартышка и очки:

Мораль басни заключается в том, что часто невежды, не удосуживаясь поинтересоваться ценностью какого-либо предмета, начинают высказываться о нем плохо. Так случается и в реальной жизни. К примеру, люди, не ценящие научно-технический прогресс, склонны высказываться о достижениях человечества в негативном ключе, забывая о том, что именно благодаря науке человек избавлен от изнуряющего физического труда, многочисленных заболеваний и т. д. Если человек не знает, как пользоваться какой-либо вещью – это не повод, чтобы высказываться о ней плохо, учит баснописец.

Басней называется краткий рассказ, обычно написанный в стихотворной форме, имеющий ироническую направленность. Этот жанр литературы имеет особенность: хотя рассказывается в нем обычно о зверях, птицах, насекомых, надо понимать, что это иносказание, а на самом деле речь идет о том, что волнует общество. как раз является ярким примером такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является использование приема аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку. В самом конце басни содержится небольшое заключение - Неудивительно, что основанные на них сценки часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по своей структуре похожи на короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует действия героев.

Басня Крылова "Мартышка и очки". Содержание

В 1812 году Крыловым была создана басня "Мартышка и очки". Так как название животного написано с большой буквы, можно считать, что на самом деле в ней рассказывается не про обезьянку, а про человека. Басня Крылова "Мартышка и очки" повествует об обезьяне, у которой с возрастом возникли проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с окружающими. Добрые люди поведали, что очки могут помочь ей видеть мир четче и лучше. К сожалению, как именно надо ими пользоваться, они объяснить забыли.

Мартышка достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она пытается их нанизать на хвост, плотно прижимает к темени, пробует на вкус, на запах. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала видеть лучше. Тогда обезьянка приходит к выводу, что люди ей налгали, а на самом деле нет в них никакого прока. Раздосадованная Мартышка разбивает очки так, что брызги от стекол разлетелись во все стороны.

Крылов. "Мартышка и очки". Анализ

Как и принято в баснях, поучительный вывод (мораль) содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Если же не разбирающийся в науке человек занимает высокое положение, то он будет заниматься гонениями тех новинок, которые он не сумел понять. Подобные события порой случались в истории. Достаточно вспомнить гонения на генетиков, которые были в СССР.

Чиновники не смогли разобраться в этой науке и безапелляционно решили, что она ложная. Это как раз пример того, как невежды познатней оказались на троне. О таких людях и повествует басня "Мартышка и очки". Крылов в своих произведениях наглядно высмеивает людскую глупость.

О пороках и недостатках

Как и любое произведение подобного жанра, эта басня весьма иронична. Сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова "Мартышка и очки" говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном.

mob_info