"я лиру посвятил народу своему" - сочинение. "я лиру посвятил народу своему" Анализ стихотворения Некрасова «Элегия»

Пускай нам говорит изменчивая мода.
Что тема старая - «страдания народа»,
И что поэзия забыть ее должна,-
Не верьте, юноши! Не стареет она.
Н. А. Некрасов
Лирика Николая Алексеевича Некрасова многоголосая, разнотемная и многоликая, но, о чем бы ни писал поэт, это всегда было о России и ее народе, унижаемом и оскорбляемом ежечасно; однако поэт верил, что настанут лучшие времена. Вся деятельность и творчество Некрасова были направлены на то, чтобы приблизить это мгновение, сделать его реальным. В каждом отдельном человеке поэт видел личность, достойную уважения, сочувствия и, если надо, помощи.
Своими стихотворениями Николай Алексеевич откликался на все значительные события современной ему действительности, борясь с основным «врагом» России - крепостным правом. А после его отмены - за облегчение участи народа, так и не получившего должной свободы.
В «Элегии» поэт правдиво и с тайной горечью говорит о своих заблуждениях, но все же о верном служении России, ее народу. В этом он видел задачу каждого честного гражданина, радеющего о народе не только на словах.
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему.
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленьи...
«Довольно ликовать в наивном увлеченьи»,-
Шепнула Муза мне: - Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»
Этот вопрос звучит в подтексте каждого произведения поэта. Что нужно сделать, чтобы народ обрел свободу и независимость, а значит, и счастье?!
Народ не безлик, он состоит из конкретных людей, мечтающих о покое и счастье, о сытном куске, теплом жилье - и это не мелочи. Это жизнь, которой довольствуется большинство. Только избранным дано высокое право сказать свое слово в искусстве, судьбе народа, но с них и особо должно спрашиваться. Некрасов твердо в это верил.
Толпа гласит: «Певцы не нужны веку!»
И нет певцов... Замолкло божество...

О, кто ж теперь напомнит человеку
Высокое призвание его?..
Поэт понимал свою ответственность перед людьми, когда принял «эстафету» от великих предшественников: Пушкина, Лермонтова, Гоголя. И вслед за ними нес своему народу свет правды, добра и справедливости. Это неравная борьба, в ней можно погибнуть. Некрасов это прекрасно понимал, но он выполнял свою высокую миссию в меру своих сил. Стихотворение «Пророк»-прямой отклик на стихи «великих предшественников», клятва народу в верности, желание идти в этой борьбе до конца.
Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»
Некрасов не возвеличивает себя, не переоценивает собственного вклада в общую борьбу. Он смертный человек, а значит, совершал ошибки, испытывал страх, боль, не всегда хотел «сжигать себя на костре» во имя людей, поэтому он кается в простых человеческцх слабостях.
Стихи Н. А. Некрасова, кроме огромного гражданского смысла, несут еще и эстетическое наслаждение. Они напевны, сближают читателя с тем прекрасным русским языком, который мы утрачиваем в современном суетном мире. Это и своеобразный лирический дневник, открывающий душу поэта, его необыкновенную совестливость, гражданское самосознание и великую ответственность за дар Божий.
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! Прости!..
Но поэт ошибался, песнь его не «бесследно пролетела». Она будила лучшие чувства в душах людей, звала их на борьбу за народное счастье. Не будь в России Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Салтыкова-Щедрина и А. Н. Островского, великой русской литературы, музыки, живописи, неизвестно, как развивалось бы общество.

В 70-е годы строй поэзии Некрасова тяготеет к сжатости и лаконизму. Голые, беспощадные факты подаются поэтом через сгущенную предметность, «газетную» информативность, буквальность, переходящую в иносказание, - с тем, чтобы подчеркнуть то страшное, что происходит в современном мире с живой душой:

На позорную площадь кого-то,

Повезли - там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете,

Поспешает, покинув постель;

Офицеры в наемной карете,

Скачут за город: будет дуэль.

(«Утро», 1872 или 1873)

Умирая, поэт не мог, подобно тургеневскому Базарову («Я нужен России... Нет, видно не нужен»), подвести единый итог жизненному пути. Проблема отношений с народом предстает как нерешенная, своей незавершенностью обращенная в будущее, прекрасное, как сон:

«Усни, страдалец терпеливый!

Свободной, гордой и счастливой,

Увидишь родину свою,

Баю-баю-баю-баю!»

(«Баюшки-баю», 1877)

Как и итоговая поэма «Кому на Руси жить хорошо», цикл «Последних песен», опубликованных незадолго до смерти Некрасова, создает претворенный в живые звуки образ многоголосого, многоликого мира. Свой «приговор» поэту и его несчастной родине произносят Муза, давно умершая мать, «людская злоба», собственные сила и слабость, уходящая жизнь. Но навстречу всем сомнениям и недугам, физическим и нравственным, из стихов последних лет («Страшный год», «Уныние», «Поэту», «Подражание Шиллеру»), поэмы «Современники» подымается твердый голос человека и поэта, убежденного в своей нужности и правоте:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

(«Элегия А.Н. Еракову», 1874)

Современный этап изучения уникального некрасовского наследия ставит больше вопросов, чем предлагает ответов. Место и значение Некрасова в истории национальной культуры и самосознания далеко не осмыслены - а между тем читатель находит в его произведениях и типе личности самые многообразные отражения собственных исканий: от гражданских устремлений до подвижничества в области религиозно-христианского служения, от необходимости познать реальный, «практический» смысл действительности до потребности, в условиях той же действительности, сохранить высокую значимость духовных идеалов.

Стихи Некрасова наполнены описаниями трагической судьбы народа. Поэт мечтает о светлом будущем для крестьян, понимая при этом, что одних мечтаний мало. Все его творчество пронизано призывом к сопротивлению и борьбе за свободу.

Он порицает нищету, бесполезное существование, ведь это порождает ничтожность человека. Причиной нищеты Некрасов считает бездействие людей. Описывая их труд, поэт уверен в недопустимости смирения с нищенским существованием.

Тема страдания народа, по мнению автора, будет актуальна всегда. Он хорошо отразил ее в стихотворении «Элегия». Некрасов осознает, что проблема восстановления социальной справедливости будет возникать еще не раз перед будущими поколениями. Когда народ прозябает в нищете, огромной поддержкой и вдохновением для него является Муза. В своем творчестве поэт культивирует мысль о том, что только если каждый поднимется на бой, народу достанется победа.

К 1861 году свобода крестьян стала решенным вопросом. Отмена крепостного права дала повод думать, что крестьянская жизнь пошла по пути свободы и процветания. Однако Некрасов увидел иную сторону этих перемен: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этой фразой поэт заставляет задуматься, истинную ли свободу получил народ?

Написанное в конце жизни Некрасовым стихотворение «Элегия», некоторым образом подводит итоги изысканий на тему предназначения поэзии в целом и поэта в частности:

"Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил и сердцем я спокоен..."

Некрасов задался целью стать «обличителем толпы». Ради выполнения своей миссии поэта он готов преодолеть непростой тернистый путь. Автор уверен, что в любые времена, даже самые тяжелые, поэт не может обойти вниманием то, что сильнее всего будоражит общество.

Иди в огонь за честь Отчизны.

Н. А. Некрасов

Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.

Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа - кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.

В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников - М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, - считавших "гражданский сан" самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама - одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день часу в шестом.,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя,

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная".

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда.

В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением "Поэт и гражданин", напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

"Благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы", - писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.

"Поэт и гражданин" является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии. Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

"Какое время наступило", - с воодушевлением говорит он.

Гражданин считает, что долг каждого перед обществом - не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

"Громи пороки смело", - призывает Гражданин Поэта.

Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать "настоящее", "вечное" искусство, далекое от жгучих вопросов современности.

Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии "чистому искусству". Спор между героями стихотворения - идейный спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин "как свои, на теле носит все язвы родины своей". Поэт должен стыдиться

В годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный, путь движения вперед. Для них "гражданина сан" столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.

"Самым задушевным и любимым" назвал Некрасов "Элегию" - одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.

Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - "страдания народа"

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте, юноши, не стареет она,

Утверждает он.

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:

Пускай наносит вред врагу

не каждый воин,

Но каждый в бой иди!

А бой решит судьба...

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.

Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

Поэзия Н. Некрасова проникнута любовью поэта к родной земле, к русскому крестьянству, о тяжелой судьбе которого повествует «страдающая лира » .

В своем творчестве Некрасов продолжает развивать традиции Пушкина и Лермонтова. Как и его предшественники, Некрасов был поэтом-гражданином, ценившим активную гражданскую позицию превыше всего («поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан »). Не случайно его первый поэтический сборник открывается стихотворением «Поэт и гражданин», где отчетлива слышна позиция автора: «А что такое гражданин? Отечества достойный сын ». Народность и гражданственность стали отличительной особенностью поэзии Некрасова.

Муза поэта также отличается от традиционного представления о ней. Некрасовская Муза – «Муза мести и печали », «страдающая » «сестра народа », которая вводит в поэзию образ крестьянства, рисует картины беспросветного народного горя, нищеты.

Целый ряд стихотворений поэта посвящены трагической судьбе выходцев из народа, в том числе и русским крестьянкам. Так, в стихотворении «В дороге» поразительно детально раскрывается психология простого человека – ямщика, что сочетается с правдивым изображением крестьянского быта. Героиня стихотворения «Тройка» сравнивается с до времени увядшим цветком, который так и не пережил времени расцвета. Герои «Размышления у парадного подъезда» страдают от «власть имущих», их произвола и собственной покорности: «Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? ». Страшные картины рабского, изнурительного труда представлены в стихотворениях «На Волге», «Железная дорога».

Некрасов зол на угнетателей, но при этом он отразил в своем творчестве лучшие качества русского крестьянина: его трудолюбие, талантливость, душевную красоту, глубокое чувство любви к родной земле, к природе. Поэзию Некрасова озаряет светлая вера в то, что такой народ «вынесет все, и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе ».

Образ народа в поэзии Некрасова неразрывно слит с образом родины. Поэт любит свою родину глубокой и нежной любовью, при этом гамма чувств поэта колеблется в пределах понятий «любовь-ненависть »: любя родную землю, поэт ненавидит угнетателей народа, его мучителей. Стихотворение «Родина» построено на контрасте: «бесплодной и пустой » жизни помещика противопоставляется жизнь «подавленных и трепетных рабов ». Важным образом для поэзии Некрасова становится образ борца. В стихотворении «Памяти Добролюбова» скорбь о безвременной кончине друга сливается с восхищением его высокими душевными качествами: «Природа-мать! Когда б таких людей // Ты иногда не посылала миру, // Заглохла б нива жизни ».

Судьбу истинного поэта Некрасов всегда связывал с судьбой народа. В стихотворении «Элегия» поэт с горечью отмечает, что тема «страданий народных » далеко не исчерпана: «Я лиру посвятил народу своему. // Быть может, я умру неведомый ему, // Но я ему служил – и сердцем я спокоен… ».

Традиции Некрасова во многом сказались в поэзии Есенина, Блока, Исаковского, Твардовского и др.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

mob_info