Князь милославский иван васильевич. Исторические ляпы в «Иван Васильевич меняет профессию. Главные герои романа

(1595-07-03 ) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Илья Данилович Милославский (3 июля (15950703 ) - 19 мая ) - стольник , боярин и дипломат . Отец царицы Марии Милославской .

Биография

Происходил из незнатного дворянского рода Милославских . Родился в семье воеводы курского Даниила Ивановича Милославского.

С 1654 года он принимал участие в войне с Польшей . В 1660-х годах был начальником Иноземного приказа , на этом поприще царский тесть не достиг сколько-нибудь значительных успехов - казна скудела, росли налоги, небывалая дороговизна из-за неудачной замены серебряных денег медной монетой привели в 1662 году к очередному выступлению москвичей - Медному бунту . На улицах города появились «воровские листы», в которых бояре И. Д. Милославский и И. А. Милославский , окольничий Ф. М. Ртищев и другие объявлялись изменниками.

В 1668 году 72-летний Илья Данилович Милославский скончался.

Семья и дети

Был женат на Екатерине Ивановне Нарбековой, от брака с которой имел четырёх дочерей:

  • Анна Ильинична Милославская (? - ), жена с 1648 года боярина Бориса Ивановича Морозова ( -)
  • Екатерина Ильинична Милославская, жена воеводы и окольничего, князя Фёдора Львовича Волконского (? - /)
  • Ирина Ильинична Милославская (? - ), жена с 1638 года князя Дмитрия Алексеевича Долгорукова (ок. -)
  • Мария Ильинична Милославская ( -), жена с 1648 года Алексея Михайловича ( -), второго царя из династии Романовых ( -)

Напишите отзыв о статье "Милославский, Илья Данилович"

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков

Отрывок, характеризующий Милославский, Илья Данилович

– Что ж, ты разве не слышишь? – довольно долго подождав ответа, опять спросил Ростов.
– А кто ё знает, ваше благородие, – неохотно отвечал гусар.
– По месту должно быть неприятель? – опять повторил Ростов.
– Може он, а може, и так, – проговорил гусар, – дело ночное. Ну! шали! – крикнул он на свою лошадь, шевелившуюся под ним.
Лошадь Ростова тоже торопилась, била ногой по мерзлой земле, прислушиваясь к звукам и приглядываясь к огням. Крики голосов всё усиливались и усиливались и слились в общий гул, который могла произвести только несколько тысячная армия. Огни больше и больше распространялись, вероятно, по линии французского лагеря. Ростову уже не хотелось спать. Веселые, торжествующие крики в неприятельской армии возбудительно действовали на него: Vive l"empereur, l"empereur! [Да здравствует император, император!] уже ясно слышалось теперь Ростову.
– А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
– Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.
– Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.
– Едва ли, – сказал Багратион, – с вечера я их видел на том бугре; коли ушли, так и оттуда снялись. Г. офицер, – обратился князь Багратион к Ростову, – стоят там еще его фланкёры?
– С вечера стояли, а теперь не могу знать, ваше сиятельство. Прикажите, я съезжу с гусарами, – сказал Ростов.
Багратион остановился и, не отвечая, в тумане старался разглядеть лицо Ростова.
– А что ж, посмотрите, – сказал он, помолчав немного.
– Слушаю с.
Ростов дал шпоры лошади, окликнул унтер офицера Федченку и еще двух гусар, приказал им ехать за собою и рысью поехал под гору по направлению к продолжавшимся крикам. Ростову и жутко и весело было ехать одному с тремя гусарами туда, в эту таинственную и опасную туманную даль, где никто не был прежде его. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше, беспрестанно обманываясь, принимая кусты за деревья и рытвины за людей и беспрестанно объясняя свои обманы. Спустившись рысью под гору, он уже не видал ни наших, ни неприятельских огней, но громче, яснее слышал крики французов. В лощине он увидал перед собой что то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезженную дорогу. Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нерешительности: ехать по ней, или пересечь ее и ехать по черному полю в гору. Ехать по светлевшей в тумане дороге было безопаснее, потому что скорее можно было рассмотреть людей. «Пошел за мной», проговорил он, пересек дорогу и стал подниматься галопом на гору, к тому месту, где с вечера стоял французский пикет.
– Ваше благородие, вот он! – проговорил сзади один из гусар.
И не успел еще Ростов разглядеть что то, вдруг зачерневшееся в тумане, как блеснул огонек, щелкнул выстрел, и пуля, как будто жалуясь на что то, зажужжала высоко в тумане и вылетела из слуха. Другое ружье не выстрелило, но блеснул огонек на полке. Ростов повернул лошадь и галопом поехал назад. Еще раздались в разных промежутках четыре выстрела, и на разные тоны запели пули где то в тумане. Ростов придержал лошадь, повеселевшую так же, как он, от выстрелов, и поехал шагом. «Ну ка еще, ну ка еще!» говорил в его душе какой то веселый голос. Но выстрелов больше не было.

Что случилось с реальной Марфой Васильевной, почему князь Едигей не мог встретиться с Иваном Грозным, кто такой Жорж Милославский и многое другое…

В сцене допроса милицией Иван Грозный на вопрос о годе рождения отвечает: «1533 от Рождества Христова». На самом деле царь родился в 1530-м году, а в 1533-м стал великим князем. Формулировка «от Рождества Христова» тоже неверна, так как такое летоисчисление было введено Петром I только в 1700 году, а до этого считали «от сотворения мира».

У реального Ивана Грозного было четыре официальные жены, среди которых действительно была Марфа Васильевна. Девятнадцатилетняя Марфа Васильевна Собакина пробыла в браке с царём всего 15 дней — через две недели после свадьбы она скончалась от отравления. По этим историческим данным можно предположить, что Иван Васильевич Бунша и Жорж Милославский оказались в XVI веке в промежутке с 28 октября по 13 ноября 1571 года. Правда, в фильме события разворачиваются в тёплое время года…

Символы царской власти — скипетр и держава — в руках Ивана Васильевича Бунши на самом деле появились позже. Держава впервые использовалась при венчании на царство Лжедмитрия I в 1605 году, а скипетр первый раз появился как царский атрибут в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича — сына Ивана Грозного. Вполне возможно, что его приобрёл сам Грозный. Кстати, в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» царю во время коронации тоже вручают скипетр и державу.

В фильме попавший в современный мир Иван Грозный рассказывает инженеру Тимофееву: «У меня вот тоже один такой был — крылья сделал. Я его на бочку с порохом посадил — пущай полетает!». Это реальный исторический факт — попавший в царскую опалу стрелецкий командир Никита Голохвастов принял схиму и укрылся в монастыре, чтобы избежать казни. Схима, требующая выполнения самых аскетических правил, называлась «ангельской», поэтому Иван Грозный пообещал монаху помочь поскорее взлететь на небо. Голохвастова посадили на бочку пороха и взорвали.


«И.о. царя» Иван Васильевич Бунша подписывает царский документ, который ему подал дьяк Феофан. Однако в то время коронованные особы не пользовались пером и чернилами, а визировали документы специальной печатью. А оказавшийся в современном лифте настоящий Иван Грозный крестится тремя перстами, хотя во время Грозного православные крестились двумя.


Икру «заморскую, баклажанную» во времена Ивана Грозного в России ещё не знали. Это блюдо было завезено из Ирана только в XVII веке.


После шведского посла на приём к царю просится «татарский князь Едигей». Это реальный исторический персонаж, хозяин Золотой Орды. Едигей три недели держал Москву на осадном положении, но получил выкуп в 3 000 рублей и вернулся в Орду так и не взяв город. На приём к Грозному Едигей попасть никак не мог, так как был убит задолго до рождения царя… А вот «шаливший» в 1571 году на Изюмском шляхе крымский хан Девлет Герай тогда же разорил и сжёг Москву за отказ Грозного отдать ему Казань и Астрахань.


Через год Девлет Герай решил повторить свой успех, собрал войско татар и турков и снова двинулся на Москву. Однако его армию разбили в селе Молоди недалеко от Москвы, и домой вернулись от силы 10% крымских воинов. Об этом событии сложили «Песню о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» или «А не сильная туча затучилася…». Именно её в фильме пели гусляры на царском банкете.


Шпак или Шпах было прозвищем боярина Ивана Голицына, воеводы при Иване Грозном.
Милославские — дворянский род, корни которого уходят в 1390-й год. В времена Грозного Милославские никак себя не проявляли, и о их судьбе вообще мало что известно до начала XVII века. Юрий (в фильме Жорж) Милославский — вымышленный герой опубликованного в 1829 году романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».


Жорж Милославский - невероятно обаятельный жулик, созданный некогда Михаилом Булгаковым. С ним может сравниться разве что блистательный Остап Бендер Ильфа и Петрова. В каких произведениях упоминается фигура Милославского и кто его сыграл лучше всего на экране?

История создания персонажа

Легендарный Михаил Булгаков впервые упомянул личность Юрия Милославского в своей пьесе «Блаженство» 1934 г. Это произведение не публиковалось вплоть до 1966 г. Практически никто о нем не знал. Но фактически оно представляет собою основу, на которой немного позже была создана более совершенная пьеса под названием «Иван Васильевич».

В «Блаженстве» действие начинается с момента, когда в доме изобретателя Евгения Рейна появился управдом и потребовал полного возмещения квартплаты. В ответ Рейн делится с Буншем своим новым открытием - машиной времени. Сначала изобретатель запускает машину и открывает портал в 16 век, в результате чего царь Иван Грозный перемещается в современность. Затем Рейн убирает стенку между двумя квартирами, и тут перед нами предстает тот самый легендарный вор-мошенник Милославский. Заканчивается пьеса тем, что все трое отправляются в 2222 год.

Пьеса «Иван Васильевич» перекликается с сюжетом «Блаженства», однако она более известна современным любителям кино и театра благодаря фильму Леонида Гайдая.

Характер Жоржа и стиль работы

Настоящее имя авантюриста Милославского - Юрий. У Юрия есть сразу два прозвища: «Жорж» и «Солист». «Жорж» - так произносится имя Юрий на французский манер. Последнюю кличку вор получил из-за того, что работает всегда в одиночку, а еще из-за своей привычки рассказывать всем, что он является известным актером.

«Артист малых и больших театров» - вот кем представлялся Жорж Милославский в случае чего. А когда собеседник просил уточнить фамилию, мошенник отказывался ее называть и делал оскорбленный вид.

Многие не сомневались в принадлежности Жоржа к искусству, поскольку внешность у него была довольно холеная: выбритое лицо, элегантный костюм...

Квартиры мошенник грабил исключительно в черных перчатках. Но не всегда его кампании заканчивались успешно: несколько раз Милославского все-таки сажали.

Где хранил деньги Жорж Милославский, неизвестно, но гражданам он советует хранить своё добро в Эта фраза Жоржа превратилась в крылатый слоган, который нередко используют банки в целях рекламы депозитных услуг.

Пьесы с участием Милославского

Жорж Милославский фигурирует всего в двух пьесах Михаила Булгакова.

«Блаженство» автор начал писать в 1934 г., после того как заключил договор с мюзик-холлом. Но заказчику не понравилась эта пьеса. Поэтому вскоре Булгаков приступил к ее доработке и расширению. Так в 1935-м появилась пьеса «Иван Васильевич».

Разница между этими произведениями была значительна. Во-первых, главного героя звали уже а не И сначала он убрал стенку между своей комнатой и квартирой Шпака, а только потом отправил своих друзей в 16 век. В новой пьесе не было и намека на последующее путешествие в будущее.

Первая редакция пьесы «Иван Васильевич» подразумевала, что все описанное произошло на самом деле. Но потом Булгаков принял решение превратить всё это в сон. В 1965 г. произведение впервые напечатали сразу во второй редакции, согласно которой все невероятные события просто приснились изобретателю.

К сожалению, обе пьесы Михаила Булгакова, в которых фигурировал Жорж, пролежали «в столе» более тридцати лет, прежде чем их опубликовали.

Фильмы с участием персонажа

Жорж Милославский является действующим лицом всего лишь трех фильмов: «Иван Васильевич меняет профессию», «Старые песни о главном-3» и «Черные перчатки».

«Иван Васильевич…» был снят в 1973 г. На роль изобретателя Тимофеева режиссер позвал своего любимого героя Александра Демьяненко. Чтобы не разрушать привычный образ простофили Шурика, инженера переименовали из Николая в Александра. А в остальном фильм выдержан строго по пьесе, за исключением мелких деталей.

В свою картину Гайдай пригласил сниматься таких знаменитостей, как Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева. В том же году режиссер выпустил короткометражку «Черные перчатки», стилизованную под немое кино, которая полностью была посвящена «подвигам» Милославского.

В 1997 году создатели популярной новогодней передачи «Старые песни о главном-3» вернулись к сюжету булгаковской пьесы и фильма Гайдая. Согласно версии развлекательного фильма, Жоржу Милославскому в 70-х снова пришлось отправиться в 16 век и остаться регентом на троне, пока сбежавший Иван Грозный пытался на киностудии «Мосфильм» начать актерскую карьеру.

Жорж Милославский: кто играл его из артистов?

Удивительно, но у авантюриста Милославского на экранах есть всего лишь одно «лицо» - это актер Леонид Куравлев. Он сыграл мошенника во всех трех упомянутых фильмах. Жорж Милославский - чуть ли не лучшее перевоплощение Леонида Куравлева в кинематографе.

Нет никакого труда провести аналогию между фамилией известного персонажа пьесы М.А.Булгакова "Иван Васильевич меняет профессию" воришки-самозванца князя Милославского с родом российских бояр и дворян Милославских.

Этот род вошёл в историю России с именем царицы боярыни Марии Ильиничны Милославской (1624-1669), первой жены царя Алексея Михайловича, матери будущего царя (1676-1682) Фёдора III (1661-1682), царя (вместе с Петром I 1682-1696) Ивана V (1666-1696) и царевны Софьи Алексеевны (1657-1704).


Вероятнее всего, именно образ боярина (с 1677-го года) Ивана Михайловича Милосллавского (1635-1685) послужил прототипом для М.А.Булгакова. И.М.Милославский имел значительное влияние при дворе Фёдора III и попал в опалу из-за попытки воспрепятствовать женитьбе царя без совета с боярами на Агафье Семёновне Грушецкой, урождённой польской девице не из знатного рода, что было чудовищным нарушением традиций тех лет. Но позже по легенде был прощён по просьбе самой царицы и возвращён ко двору.

Род Милославских пресёкся в 1791-ом году и был неожиданно "возрождён" в 1910-ом году Николаем II, позволив старшему из потомков Ивана Андреевича Толстого (1644-1713), чья мать была из рода бояр Милославских, именовать себя Толстыми-Милославскими.


Булгакову возможно понравилась аналогия между СУЕТОЙ средневекового боярина с попыткой править государством в течение коротких 6 лет правления болезненного царя Фёдора III, манипулируя его волей, и СУЕТОЙ современных писателю большевистских правителей, которые в течение тех же 6 лет (октябрь 1917-го по январь 1924-го) манипулировали волей В.И.Ленина (1870-1924), используя его болезнь.


Разве что Иван Васильевич Бунша никак не вписывался в роль Сталина времён его могущества. Хотя, быть может, он вполне соответствовал первым годам воцарения в России безродного грузина, когда до поры до времени роль наивного мелочно педантичного бюрократа дурачка управляющего домом совершенно устраивала его?..


Впрочем в 1935-ом году образ Ивана Васильевича Бунши, которого пройдоха Жорж Милославский пользует из-за внешнего сходства с Иваном Грозным, ни у кого не вызывал угрожавших арестом и смертью ассоциаций с вождём всех народов. Подобная мысль в те годы была сама по себе ужасающей для того, кто так мог подумать. Все знакомые М.А.Булгакова, как и собственно, весь простой народ, старались в силу своих вербальных сил гнать из своего разума подобные крамольные сатирические идеи и мысли.


Но у меня нет сомнения, что сам Сталин такие аналогии проводил, поэтому так и не увидели современники и сам М.А.Булгаков "закатный" роман изданным ещё в те годы.


Мне представляется, что Сталин, понимая сарказм М.А.Булгакова в игре аналогиями при совпадении инициалов имени и отчества царя Ивана Васильевича Грозного с собой Иосифом Виссарионовичем Джугашвили во множестве работ, понимал и то, что Иван Васильевич Бунша гротескно отображает лицо советской власти, пришедшей на смену самодержавию.

mob_info