Развитие моторики у детей с алалией. Задачи, последовательность и виды работ по развитию общей ручной и артикуляторной моторики у детей с алалией, с ОНР. Примеры игр, заданий и упражнений. Коррекционная работа логопеда

У ряда детей с ОНР наблюда­ется отставание в развитии двигательной сферы. Это про­является в виде плохой координации сложных движе­ний, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Характерными являются некоторая скованность, от­сутствие легкости и грациозности при выполнении уп­ражнений.

Обращают на себя внимание и особенности мелкой мо­торики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок за­стегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развя­зывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. В специальных пробах отчетливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, за­стревание на одной позе, пропуск отдельных элементов другие особенности.

Названные отклонения в двигательной сфере наибо­лее ярко проявляются у детей с дизартрией (Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром).

Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с общим недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий.

В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновре­менно у ребенка формируется умение точно и ловко вы­полнять те или иные движения.

Основные задачи коррекционной работы:

1. Научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей подниматься на 2 -3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.

4. Научить детей стоять попеременно на правой - (левой) ноге.

5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.

6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счет.

7. Научить детей поднимать руки вверх, вперед, в сто­роны, на пояс; вытягивать руки вперед; отставить ногу в сторону; опустить голову вниз; наклоны вперед в сто­рону, назад; левую руку к плечу, правую - на голову; выставить правую ногу вперед, на пятку, на носок... На­учить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.

9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.

10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попере­менным чередованием).

11. Научить детей катать мяч по долу с попаданием в заданную цель (ворота).

12. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.


13. Научить детей передачам мячей с небольшого рас­стояния в шеренгах.

14. Научить детей расстегивать и застегивать пугови­цы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).

15. Используя ленты, а потом веревочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.

16. Научить детей сжимать и разжимать кулаки.

17. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

18. Научить детей поочередно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решетку из пальцев.

19. Научить детей поочередно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.

20. Научить детей ритмично выполнять движения «ла­донь - кулак - ладонь».

Задание 1. (Работа с шариками.) Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором рас­стоянии от них ставится коробочка. Логопед показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы они ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в вы­полнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

Задание 2 (Работа с кольцами.) На столе стоит де­ревянный стержень и лежит несколько одинаковых по размеру колец. Ребенку предлагается надеть поочередно эти кольца на стержень. Предварительно взрослый объ­ясняет и показывает, как надо выполнять эти действия.

Задание 3. (Работа с кубиками.) Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Малыш должен после объяснения и показа логопеда самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

Задание 4. (Работа с деревянными игрушками.) На столе разложены складные деревянные матрешки, пира­мидки, коробки. Логопед вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, со­брать и закрыть. После объяснения и показа логопед предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно:

а) собрать пирамиду из 5 колец

б) собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

в) собрать одну матрешку из 4-5.

Задание 5. На стол ставят пустую бутылку из-под молока, с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Логопед берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в бутылку, а потом предлагает ребенку сделать так же. При этом необходимо определить, насколько владеет ребенок той и другой рукой, как он схватывает шарик (одинаково правой и левой или нет), все ли шарики вкла­дывает, много ли рассыпает, имеется ли выраженная не­ловкость движений.

Моторная алалия — заболевание, при котором ребенок путает окончания или не говорит совсем. При этом он понимает речь окружающих.

Симптомы

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов. К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук.

Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания, таких как зашнуровывание обуви или застегивание пуговиц. Также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук: складывание паззлов, конструкторов и мозаики.

Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти, восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. Отмечается как гиперактивное, так и гипоактивное поведение. Наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими;
  • выпадение звуков из слова;
  • устойчивое повторение слова или фразы;
  • ограничение словарного запаса;
  • объединение слогов разных слов;
  • замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов.

Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения.

В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и жестикуляцией.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга, рентгенологического исследования черепа. Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции. Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией, аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.

Лечение

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур.

Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы. Эффективны электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь.

Хороший результат обеспечивают логопедический массаж и логоритмические упражнения. При моторной алалии рекомендуется рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закреплять усвоенный материал.

Осложнения и последствия

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Прогноз

Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения начиная с 3-4 лет, комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.

Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.

Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской
ч 2

Неречевая симптоматика моторной алалии.

У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности: от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждения центральной нервной системы до выраженных неврологических расстройств (парезы), особенно пирамидной и экстрапирамидной систем. Оральная апраксия, по Н. Н. Трауготт, встречается У Ю% детей с алалией. У них отмечается физическая недостаточность, соматическая ослабленность.

Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможен-ность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные, аспонтанные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.

При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д. Особенно страдает вербальная память — произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. Вербальная память является специфической человеческой памятью в отличие от двигательной, образной, эмоциональной. При зри-тельном подкреплении дети запоминают материал легче, ре-чезрительная память оказывается более развитой. Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и затруднениями в воспроизведении их структуры резко ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка. Отмечается снижение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная активность наблюдательности, дети как бы скользят взором по картинке, не видя, не улавливая существенных деталей.

В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, Негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

Особенности личности ребенка связаны с недоразвитием центральной нервной системы и являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику. Отмечаются трудности формирования гнозиса, праксиса, пространственного и временного синтеза, опосредованных речью, ограниченность и неустойчивость внимания, восприятия, продуктивной деятельности.

Специфические особенности в протекании познавательной предметно-практической деятельности детей с алалией различны по содержанию, степени обобщенности способов деятельности, по уровню выполнения. И. Т. Власенко, В. В. Юртайкин (1981), отмечая отставание в усвоении школьной программы у таких детей, говорят о несформированности у них обобщений, планирующей и регулирующей функции речи.

Вопрос об интеллекте детей с алалией решается исследователями неоднозначно. М. В. Богданов-Березовский (1909), Р. А. Белова-Давид (1972) и другие считают, что мышление у таких детей первично нарушено. Именно это приводит к недоразвитию языковой способности. М. В. Богданов-Березовский говорил, что детские афазии (алалии) не только связаны с нарушением определенных участков мозга и следствием этого имеют расстройство во всей речевой функции, но также обязательно находят свое отражение в общей сфере интеллекта.

Н. Н. Трауготт(1940, 1965), Р. Е. Левина (1951), М. Е. Хват-цев, С. С. Ляпидевский, Н. А. Никашина и другие подчеркивают, что интеллект у детей вторично изменен в связи с состоянием речи, хотя положительной корреляции между уровнем недоразвития языка и интеллекта ими прямо не устанавливается. У детей есть познавательный интерес, достаточно развита предметно-практическая и трудовая деятельность, но отмечается замедление темпа мыслительных процессов, не-сформированность понятий и т. д,

При алалии своеобразно формируется речевое мышление, для которого необходимы полноценные языковые обобщения.

У детей с алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса, акустического гнозиса, т. е. у них снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Снижение уровня обобщений проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры детей.

Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно-практической деятельности выражаются в том, что детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, а не в речевом плане, не до словесной инструкции. У детей возникают трудности в формировании пространственно-временных отношений, нарушены восприятие и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов, память, восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщения), не сформирован достаточный уровень логического абстрактного мышления, но дети точно сохраняют заданный способ рассуждения, используют помощь в работе. Ряд исследователей (Н. М. Уманская, Л. Р. Давидович) говорят о первичной сохранности интеллекта детей с алалией, подчеркивая положительную динамику, возможности достаточной социально-трудовой адаптации.

У детей отмечается психофизическая расторможенность или заторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, имеют нестойкость интересов, интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях, связанные с отсутствием речевого опыта и ограниченной познавательной деятельностью, специфическое поведение и ряд других особенностей.

Малая речевая активность ограничивает запас общих понятий. Однако в большинстве случаев в картине своеобразия высшей нервной деятельности детей с алалией интеллектуальные расстройства являются вторичными. Речевые процессы и явления всегда рассматриваются в контексте представлений о системном строении психической деятельности человека, при которой познавательные, волевые и мотиваци-онные процессы находятся в неразрывном единстве. Интеллектуальное развитие ребенка в известной мере лимитируется состоянием речи. Но наличие речевого нарушения, в Частности алалии, не говорит об умственной отсталости.

Неполноценность речи или ее отсутствие при алалии обусловливает ряд особенностей психического развития ребенка, оказывает влияние на протекание психических процессов, Вызывая их своеобразие. У детей с алалией речь не является ведущим средством познания окружающей действительности, поэтому в ряде случаев не обеспечивается и нормальное развитие интеллекта. Недоразвитие речи тормозит полноценное развитие познавательной деятельности.

Вопрос о состоянии мышления детей с алалией должен решаться дифференцированно, так как встречается многообразие вариантов речевого недоразвития, при котором отмечается различная выраженность интеллектуальной недостаточности: от легкой вторичной задержки умственного развития до умственной отсталости.

Дифференциальная диагностика детей с алалией и умственно отсталых очень сложна, особенно в случаях разового обследования ребенка в раннем возрасте. Практические наблюдения выявляют у детей с алалией больший запас сведений, представлений, понимание жестов, мимики, внеречевой ситуации, инструкций, навык ориентировки в окружающем; дети учитывают изменения в ситуации, критичны к своей речи, переживают ее неполноценность, лучше, чем умственно отсталые, используют помощь в работе. По мнению Н. И. Жин-кина, на стыке олигофрении и алалии лежит многовековая проблема о соотношении мышления и речи. Принимать за умственную отсталость результаты запущенного речевого состояния, даже при значительных соматических дефектах, как подчеркивает Н. И. Жинкин (1972), нельзя.

Характер синдрома при алалии обусловлен сложным комплексом различных факторов: степенью речевого недоразвития, характером и локализацией процесса, общим состоянием ребенка, его возрастом, типом высшей нервной деятельности, состоянием интеллекта, системой медико-педагогического воздействия. Во всех случаях при алалии имеются несформи-рованность навыков общения, пробелы в речевом развитии, нарушение речевой и неречевой деятельности.

Разные исследователи называют различные степени тяжести алалии. Р. Е. Левина выделяет 3 уровня речевого недоразвития (отсутствие общеупотребительной речи, начатки общеупотребительной речи и развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе), Н. Н. Трауготт, Л. В. Мелехова называют 4 периода (этапа) в формировании речи ребенка с алалией, О. В. Правдина называет также 4, но других этапа. Принципиальных разногласий по этому поводу нет: первые из названных авторов более подробно рассматривают начальные периоды формирования речи, выделяя полное безречье или отдельные лепетные проявления, эмоциональные возгласы и т. д. О. В. Правдина считает целесообразным выделить в особый период появление у ребенка первой фразы.

С возрастом и интеллектом ребенка указанные уровни ни в коем случае прямо не соотносятся: более старший может иметь худшую речь. Последовательная суммация всех уровней показывает условный путь развития речи каждого отдельного ребенка.

Деление на уровни не всегда может быть достаточно четким, так как между ними нет твердой границы, иногда только примерно можно говорить об отнесении речи ребенка к одному из названных уровней недоразвития. Полностью безречевые дети — явление достаточно редкое, чаще встречаются случаи недоразвития речи, проявляющегося в той или иной степени. Четкая периодизация в развитии речи ребенка при моторной алалии отсутствует, выявляются запаздывание появления речи, непропорциональность формирования отдельных компонентов речи, устойчивое застревание ошибок.

Высокая интенсивность разнообразных ошибок при спонтанном развитии речи является одним из существенных признаков алалии.

Своеобразие нарушения проявляется уже в период лепета: он отсутствует или характеризуется крайним однообразием, бедностью лепетных проявлений. Первые слова и фразы появляются со значительной задержкой, и на всех этапах развития речи при алалии выявляется нарушение всех ее сторон.

В процессе развития речи детей с алалией прослеживается определенная положительная динамика: они переходят по состоянию речи с одного уровня на другой, более высокий. Они приобретают те или иные речевые навыки и умения, перестают быть неговорящими, но остаются детьми с недоразвитой речью. В ходе этого очень замедленного по темпам, но тем не менее поступательного развития у детей обнаружива-ются дефекты, которые почти не поддаются спонтанной компенсации и с трудом преодолеваются при направленной коррекции. Большинство детей имеет общие дефекты, характерные для всех форм алалии; несформированность системы значений слов, дефекты грамматического структурирования, семантические дефекты. У детей нарушается структурно-семантическое оформление как отдельных высказываний, так и связной речи.

В процессе школьного обучения обнаруживаются много-Численные затруднения в формировании умений и навыков письменной речи; из-за бедной речевой практики, несформи-рованности языковых обобщений у детей не формируется готовность к овладению грамотой и изучению грамматики.

Наряду с общими для моторной алалии дефектами наблюдаются проявления, характерные для ее определенной формы. Именно эти дефекты и составляют ядро нарушений, которые на начальных этапах развития речи не всегда удается обнаружить сразу, так как они оказываются замаскированными сопутствующими нарушениями.

Нарушения речи у детей с алалией требуют длительной и систематической коррекции. Вне специального обучения этот дефект не преодолевается. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Специалисты, разрабатывающие методы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, среди различных отклонений развития, указывают на большое стимулирующее значение функции руки и на то, что при наличии у ребенка каких-либо нарушений в речевом развитии, развитие мелкой моторики рук тоже будет страдать.

Так, исследования, проведенные Л.В. Фоминой и М.М. Кольцовой, доказывают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние не только на речевое развитие, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь. Поэтому в дошкольном возрасте, и особенно у детей с речевыми нарушениями, очень важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития ручной умелости и графических навыков. Тонкова Ю.М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму / Ю.М. Тонкова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 137-139.

Моторика - совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Мелкая моторика - это совокупность координированных движений кистей и пальцев рук, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом и требуют специального развития. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения / М.Н. Ильина. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.

Движения детей с алалией отличается неловкостью, плохой координи-рованностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, и пачкая стол и свою одежду.

В дошкольном возрасте многие дети с речевой патологией, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров (специальных пособий).

Неловкость движений дошкольников обнаруживается и в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они, расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики у таких детей сказывается и на других видах деятельности, например, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Таким образом, недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с алалией нарушения произносительной стороны речи. Нарушения моторики находят свое отражение и в их речевой деятельности. Вот почему в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с алалией уделяют огромное внимание на развитие мелкой моторики и координации пальцев рук. При этом, развитие тонкой ручной моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние и на развитие речи.

В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться рекомендованные для обследования задания, упражнения и разные виды занятий: конструирования; упражнения с мозаикой; рисование; перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура); вырезание ножницами различных фигур; вязание, вышивание (преимущественно для девочек); доступная работа с инструментами (для мальчиков); перебирание крупы, гороха для приготовления пищи; обучение игре на пианино, на аккордеоне и пр.; перелистывание книжных страниц; лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук и др. Кирпичинкова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичинкова // Дошкольное воспитание. 2005. - №2. - С. 76.

Перечень возможных видов занятий для развития у ребёнка ручной моторики очень большой. Можно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их «переборкой», чистка и резка варёных овощей, не требующая использования острого ножа и многое другое).

Для развития мелкой моторики активно применяются и дидактические игрушки. Данные пособия вызывают у ребёнка желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Поэтому дидактические игры не только развивают и обогащают чувственный опыт ребёнка, но и учат их мыслить.

В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и т.д. Поэтому для ребёнка крайне необходимы игрушки:

Для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);

Для прокатывания;

Образные с застёгивающимися и прилипающим элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);

Раскладывание фигур разной величины, формы; сравнения предметов, резко различающихся по форме (шар, куб, матрёшки, яйца, бочки и др.) и т.д.

Основная задача тренировочных упражнений по развитию мелкой моторикой состоит в том, чтобы сделать все эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно путём постепенного развития ручной умелости, в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения менее сложными. При этом, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Дошкольный возраст - это дети от 3 до 7 лет. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций.

В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей в дошкольном детстве служит развитие речи. Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, речь становится орудием мышления и средством познания;

Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Алалией называется полное отсутствие или частичное недоразвитие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе и сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. При этом специалисты обычно разделяют моторную и сенсорную алалию: в случае, когда речь идёт о моторной алалии, ребёнок имеет проблемы с собственной речью в виду каких-то нарушений развития; когда говорят о сенсорной алалии, речь идёт о недоразвитии понимания речи.

У детей с алалией плохо развита речевая подражательность, речь развивается поздно и медленно, а приобретенный речевой запас используется с искажениями. Наблюдается: резкое расхождение между активным и пассивным словарем; обилие труднокорригируемых аграмматизмов; слабость моторной структуры слова, так как нарушены двигательно-артикулятоорные образы слов (явления апраксии).

Свою особенность имеет и нарушение звукопроизношения: постановка звуков больших трудностей не вызывает, тогда как автоматизация и дифференциация этих звуков имеет существенные трудности. Нарушена и коммуникативная функция речи (функция общения). В сложных случаях алалии наблюдается задержка темпов психического развития.

Кроме того, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь.

Как показывает анализ литературы таким детям присуще и отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Данный факт обусловливается сложностью патогенеза речевых расстройств, являющихся механизмом общего недоразвития речи.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности мелкой моторики, т.к. движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Причина влияния кроется в значительном представительстве кистей рук в коре головного мозга. Установлено, что зона, отвечающая за движения кистями и пальцами рук, занимает одну треть всей моторной области и расположена в непосредственной близости от речевой зоны.

Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Поэтому, важнейшим аспектом в работе с дошкольниками с алалией, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев и кистей рук.

При алалии речь у детей либо не сформирована совсем, либо в ней имеются значительные нарушения при здоровом интеллекте и слухе. Такое состояние сопровождается недоразвитием всех речевых функций - фонетической, грамматической, лексической.

Коварство этого состояния заключается в том, что зачастую оно диагностируется довольно поздно. А ведь чем позже выявлено нарушение, тем сложнее оно поддается коррекции.

Причина появления алалии связана с поражением зон головного мозга, отвечающих за речь. В зависимости от того, какой центр мозга нарушен, алалия может быть моторной или сенсорной. Иногда возможна смешанная форма, при которой обнаруживаются симптомы обоих нарушений.

Моторная алалия

В данном случае у ребенка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При сохранном артикуляционном аппарате дети не могут говорить правильно.

Для этого типа характерны следующие симптомы:

  • Полное отсутствие речи. Ребенок изъясняется при помощи лепета, жестов и мимики. Встречается при грубом нарушении мозговых структур.
  • В том случае, если речь присутствует, она отличается неправильным звукопроизношением, аграмматичностью, смешением и заменой сложных звуков, бедным словарным запасом.
  • Ребенок разговаривает при помощи отдельных слов или простых предложений из двух-трех слов. При этом существительные превалируют и, как правило, используются в именительном падеже. Объем пассивного словаря при этом значительно больше.
  • В неврологическом плане отмечается слабое развитие мелкой и крупной моторики, плохой координацией, неловкостью.
  • Высшая психическая деятельностью также страдает - снижены память, внимание, эмоционально-волевая сфера.
  • Снижение интеллекта является лишь следствием отставания в развитии речи и при правильной коррекции восстанавливается.

Сенсорная алалия

Данную форму алалии отличает недоразвитие восприятия речи при отличном слухе. Ребенок не способен понимать обращенную к нему речь, его же собственная речевая активность может быть даже повышена.

Признаки сенсорной алалии:

  • При тяжелой форме обращенная речь остается для ребенка абсолютно непонятной. Сам он может воспроизводить различные звуки и бессмысленный набор слов.
  • Если же нарушение выражено не сильно, алалики могут понимать смысл сказанного в определенном контексте. Однако вне его смысл сказанного вновь от него ускользает.
  • К собственной речи дети в таком состоянии некритичны, для общения чаще используют жесты или мимику.
  • В алалия характеризуется импульсивностью, повышенной утомляемостью детей, расстройством внимания.

В чистом виде сенсорная форма алалии встречается нечасто, в большинстве случаев сочетаясь с некоторыми проявлениями моторной.

Причины алалии у детей

Возникновение данных нарушений речевых центров мозга связано с проблемами внутриутробного развития или первых лет жизни ребенка:

  • Тяжелое течение беременности, приводящее к гипоксии плода, внутриутробному инфицированию.
  • Сложные роды - наложение щипцов, длительный безводный период, асфиксия и пр.
  • Инфекционные заболевания ребенка в первые годы - травмы головы, болезни, затрагивающие мозг (энцефалит, менингит).

К причинам развития алалии специалисты относят и наследственный фактор. Если в семье были случаи нарушений речи, следует с внимательностью отнестись к этому.

Диагностика

Крайне важно как можно раньше определить состояние ребенка. Для того, чтобы диагностировать алалию, потребуется консультация

  • невролога (с сопутствующими исследованиями, необходимыми для оценки состояния мозга);
  • оториноларинголога (для исключения проблем со слухом);
  • логопеда-дефектолога;
  • психолога.

Как помочь ребенку с алалией

Несмотря на тот факт, что нарушение речи в данном случае связано с поражением определенных зон мозга, коррекционные меры вполне могут улучшить положение. Самое главное - не ждать «у моря погоды», надеясь, что ситуация образуется сама.

Дело в том, что при алалии происходит довольно обширное нарушение, при котором мозг не в состоянии сам его компенсировать.
Коррекция алалии должна быть комплексной при сочетании медикаментозных и психолого-педагогических мероприятий.
При необходимости невролог назначает лекарственные препараты, способствующие стимулировать созревание мозговых функций. Кроме того, детям-алаликам показаны физиотерапевтические процедуры.

Основную роль в работе над коррекцией данного состояния, несомненно, принимают на себя логопеды-дефектологи. Именно им достается самый сложная задача - научить ребенка говорить.

Занятия у дефектолога строятся с обязательным учетом индивидуального состояния ребенка и уровня недоразвития речи. В ходе коррекции проводится работа по:

  • Формированию понятийного аппарата.
  • Расширению активного и пассивного словарного запаса.
  • Улучшению звукопроизношения.
  • Развитию общей и мелкой моторики.
  • Правильному словообразованию и формированию связной речи.
  • Развитию слухового внимания и фонематической речи. Подробнее о .
  • Воспитанию устойчивого внимания, развитию памяти и мышления.

Особенности логопедической работы при коррекции алалии

В связи с тем, что алалия является системным нарушением формирования речи, логопедические коррекционные меры затрагивают практически все области. Нельзя сказать, что результат достижим за короткие сроки. Однако при правильных и систематических занятиях вполне можно помочь алалику научиться общаться.

  • Все уроки проводятся в игровой форме. Дети на занятиях должны чувствовать себя комфортно, не переутомляться и не перегружаться. Логопед внимательно оценивает состояние ребенка и следит за тем, чтобы задания шли от простого к сложному.
  • В занятиях используется логоритмика, дидактические игры, логопедический массаж, подвижные игры.
  • Крайне важен позитивный настрой ребенка. Следя за правильным выполнением заданий, обязательно хвалить учащегося, демонстрируя его успехи.
  • Залогом положительного результата является раннее начало коррекционных действий, а также последовательность. Логопеды не советуют родителям детей с алалией бросать занятия при первых улучшениях, так как со временем могут проявиться осложнения - возможно заикание, возникновение дисграфии и дислексии.

Большое значение имеет и создание дома правильной речевой среды. Родители могут получить у логопеда консультацию, как правильно общаться с ребенком, как помогать ему заниматься. Алалия требует значительных усилий для коррекции, однако вовремя принятые меры позволят ребенку адаптироваться в обществе.

mob_info