Сборник "10 проблемных текстов с заданиями для подготовки к ЕГЭ по русскому языку". Контрольная по русскому языку

1 в.

Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает. (Л.Андреев)

1) 1,3,6 2) 1,2,3,6 3) 1,4,6 4) 1,2,3,4,6

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика. (М.Алексеев)

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда стали прощаться с нашим учителем (3) он пообещал сводить нас в подземный ход (4) который начинается около крепости. (В.Беляев)

1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали. (Н.Давыдова)

1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Директор небрежным вопросом давал понять (1) что его подчиненные ездят в командировки в дальние страны (2) и (3) хотя сейчас здесь будут обсуждаться незначительные внутренние хозяйственные вопросы (4) для них открыт и большой мир. (Н.Давыдова)

1) 1,3,4 2) 1,2,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Говорил Шишаков степенно (1) и (2) хотя Володин еще не оборачивался и не видел его (3) по шелесту отрываемой газеты и по тому недружелюбному тону (4) каким произнес сержант

слова (5) понял (6) что у старика сегодня плохое настроение. (А.Ананьев)

1) 1,2,4,5 2) 1,4,5,6 3) 1,3,5,6 4) 1,2,3,4,5,6

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выступление Рюмин назначил на два часа ночи (1) и (2) с какого бы направления он ни подводил роту к невидимому селению (3) и (4) сколько бы там ни было немцев (5) они все до одного обрекались на смерть (6) потому что предоставить им плен в этих условиях курсанты не могли. (К.Воробьёв)

1) 1,3,4,5,6 2) 2,4,5 3) 3,4,5,6 4) 1,2,5,6

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Миша лежал и думал о том (1) куда могли деваться Игорь и Сева (2) и (3) что предпринимать (4) если их завтра не окажется в Москве. (А.Рыбаков)

1) 1,3 2) 1,4 3) 1,2,4 4) 1,3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дорожки нашего сада густо покрыты падающими с деревьев легкими белыми лепестками (1) а (2) когда подымается ветер (3) то кажется (4) будто снег крупными хлопьями медленно опускается с деревьев на землю. (А.Куприн)

1) 1,2,4 2) 1,3,4 3) 2,3,4 4) 1,4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пулемета мы тоже не нашли (1) и (2) если бы моя бабка узнала об этом (3)она бы сказала (4) что бог нас хранил. (А.Кузнецов)

1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,2,4

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.11 класс.

2 в.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

1) 1,3,4 2) 1,4 3) 2,3 4) 1,2,3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

1) 1 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.

1) 1,3 2) 2,3 3) 1,4 4) 1,2,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

1) 1,4,5 2) 2,3,5 3) 3,4,5 4) 1,4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

1) 1,4 2) 1,2,3,4 3) 3 4) 2,3,4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.

1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 3,4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1) 1,3 2) 2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

1) 1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1) 1,2,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4

Ответы к заданию.

1 в.

1. 3 6. 4

2. 2 7. 4

3. 3 8. 2

4. 3 9. 2

5. 3 10. 1

2 в.

1. 4 6. 3

2. 3 7. 2

3. 4 8. 4

4. 3 9. 4

Вариант № 3402632

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В результате безответственной хозяйственной деятельности человека, которая привела к разрушению природы, возникла опасность гибели всего человечества, и поэтому для сохранения жизни нужна система мер по её сохранению.

2) Природные катастрофы; засухи, наводнения, пыльные бури и лесные пожары, оползни и снежные лавины в горах — зачастую являются результатом деятельности человека, нарушающей законы природы.

3) Ни одна продуманная и хорошо организованная система мер не поможет сохранить природу, если человечество допустит, чтобы произошла техногенная или природная катастрофа.

4) Результатом интенсивной хозяйственной деятельности человека стало разрушение многих природных ландшафтов, обмеление и загрязнение рек и озёр, сокращение площадей лесов, уничтожение сотен видов животных и растений.

5) Последствия разрушения природы в результате бездумной хозяйственной деятельности человека гибельны для человечества, поэтому сегодня необходима система мер по сохранению природы.


Ответ:

Какое из при-ведённых ниже слов или со-че-та-ний слов долж-но быть на месте про-пус-ка в тре-тьем пред-ло-же-нии тек-ста? Вы-пи-ши-те это слово.

Не-смот-ря на это

По-это-му

По-то-му что


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗАКО́Н , -а, муж.

1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.

2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.

3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).

4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ненАдолго

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В Охотском море завершилась СПАСИТЕЛЬНАЯ операция МЧС по выводу судов из ледового плена.

Роза Львовна поднялась с кресел и ЦАРСТВЕННОЙ походкой направилась к двери.

Леша ОДЕЛ младшую сестрёнку, и они отправились встречать папу с работы.

Усадьба была окружена высокой КАМЕННОЙ оградой.

В течение года план развития производства ПРЕТЕРПЕЛ значительные изменения.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

дерево ЗАСОХНУЛО

пять КАСТРЮЛЬ

НАПОИВ чаем

банка КОНСЕРВОВ

чистых ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ:

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между грам-ма-ти-че-ски-ми ошиб-ка-ми и пред-ло-же-ни-я-ми, в ко-то-рых они до-пу-ще-ны: к каж-дой по-зи-ции пер-во-го столб-ца под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

ГРАМ-МА-ТИ-ЧЕ-СКИЕ ОШИБ-КИ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИЯ

А) на-ру-ше-ние в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с при-част-ным обо-ро-том

Б) не-пра-виль-ное упо-треб-ле-ние па-деж-ной формы су-ще-стви-тель-но-го с пред-ло-гом

В) не-пра-виль-ное по-стро-е-ние пред-ло-же-ния с кос-вен-ной речью

Г) ошиб-ка в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с од-но-род-ны-ми чле-на-ми

Д) на-ру-ше-ние связи между под-ле-жа-щим и ска-зу-е-мым

1) По окон-ча-нию Лицея Пуш-кин стал жить в Пе-тер-бур-ге.

2) Те, кто до-би-ва-ет-ся в спор-те наи-боль-ших успе-хов,ста-но-вит-ся при-ме-ром для под-ра-жа-ния.

3) До-ро-га, ко-то-рую ука-зал Пугачёв, ока-за-лась спа-си-тель-ной для Пет-ру-ши и ги-бель-ной для дру-гих.

4) Пре-по-да-ва-тель ото-брал и по-со-ве-то-вал уча-ще-му-ся вос-поль-зо-вать-ся до-пол-ни-тель-ной ли-те-ра-ту-рой.

5) Глав-ный герой ро-ма-на До-сто-ев-ско-го «Идиот» князь Мыш-кин од-но-вре-мен-но сме-шон и тра-ги-чен, по-доб-но Дон Ки-хо-ту, с ко-то-рым он ас-со-ци-и-ру-ет-ся.

6) Вы-пуск-ни-ки выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний долж-ны быть зна-ю-щи-ми про-фес-си-о-на-ла-ми ос-но-вы наук.

7) В ответ на прось-бу мы услы-ша-ли, что "Я не при-вык-ла усту-пать".

8) К 1856 году твор-че-ские ин-те-ре-сы Шиш-ки-на, ко-то-рый вы-де-лял-ся среди то-ва-ри-щей не-со-мнен-ным та-лан-том, опре-де-ли-лись окон-ча-тель-но.

9) В опере «Ру-са-лоч-ка» ис-поль-зу-ют-ся эле-мен-ты на-род-ной му-зы-ки.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

А Б В Г Д

Ответ:

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

с..на-то-рий

св..ркать

умн..жать

т..рри-то-рия

прот..реть

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

д..бела, непр..будный;

пр..вращение, пр..глушить;

раз..грать, фин..нспектор;

и..гнать, не..гораемый;

п..полнять, перен..править.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

передёрг..вая

забол..вающий

доходч..вость

вздраг..вающий

сбивч..вый

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

пол..щая (огород)

вид..щий (насквозь)

(гуси) щипл..т (траву)

раду..щийся (гостю)

кол..щий (предмет)

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Воды прилива шумели (не)умолкая.

Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

Левинсон слушал, (не)вмешиваясь.

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром оба вы-де-лен-ных слова пи-шут-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те эти два слова.

Срав-не-ние «До-рож-ных жалоб» и эле-гии «Брожу ли я...» Пуш-ки-на по-ка-зы-ва-ет, (НА) СКОЛЬ-КО (ПО) РАЗ-НО-МУ поэт может ин-тер-пре-ти-ро-вать одну и ту же тему.

(В) ТЕ-ЧЕ-НИЕ тех двух часов, что дру-зья шли по го-ро-ду, им (НА) ВСТРЕ-ЧУ не по-пал-ся ни один из его жи-те-лей.

Ми-но-но-сец «Буй-ный», стре-ляя по не-при-я-те-лю, дал пол-ный ход (В) ПЕРЁД, (В) ДО-ГОН-КУ за вра-же-ской эс-кад-рой.

Он рас-пла-тил-ся (СО) МНОЙ фран-ка-ми, ко-то-рые (В) ПО-СЛЕД-СТВИИ я сдал в кассу.

(НЕ)СМОТ-РЯ на не-по-го-ду, мы ВСЕ(ТАКИ) ре-ши-ли идти в поход.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Сквозь по-осеннему яркий лес восточного холма виднелись средневековый замок и соединявший когда-то две высотные башни дугообразный мост.

2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

3) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

4) В воздухе парило и день обещал быть нестерпимо жарким.

5) Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека к истине.

Ответ:

Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поэзия пленяет и незаметным образом, но с непреодолимой силой возвышает человека и приближает его к тому состоянию, когда он (1) на самом деле (2) становится украшением земли, или (3) как простодушно, но искренне говорили наши предки (4) «венцом творения».

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В нашей стране (1) существует система заказников и заповедников (2) на территории (3) которых (4) ограничены сбор и заготовка растений.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пока Маруся искала заветную грибную полянку (1) на небе сгустились тучи (2) и (3) хотя девочка не боялась попасть под ливень (4) но она не захотела лишний раз беспокоить свою бабушку и потому повернула в сторону дома.

Ответ:

Какие из вы-ска-зы-ва-ний со-от-вет-ству-ют со-дер-жа-нию тек-ста? Ука-жи-те но-ме-ра от-ве-тов.

Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

1) Рас-сказ-чик не сумел найти для мамы неж-ных слов, по-то-му что ему ме-ша-ла млад-шая сест-ра.

2) Герои рас-ска-за не ви-де-лись не-сколь-ко лет.

3) Юноше уда-лось разыс-кать маму уже в ва-го-не по-ез-да и из-ви-нить-ся за своё глу-пое по-ве-де-ние.

4) Этот эпи-зод никак не удаётся за-быть.

5) По-ни-мать серд-цем можно на-учить-ся толь-ко с воз-рас-том.


(3)Он глубоко вздохнул.

-(7)Понимаю, - сказал я.

(16)Он помолчал.

(24)Он опять замолчал.

(По А. Геласимову*)

*Андрей Валерьевич Геласимов

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 4-6 представлено рассуждение.

2) В предложениях 18-22 представлено повествование.

3) В предложениях 41-44 представлены происходящие друг за другом события.

4) 37 предложение подтверждает суждение, высказанное в 11 предложении текста.

5) В предложениях 30-31 содержится повествование.


(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

- (2)Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

-(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

-(7)Понимаю, - сказал я.

-(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

- (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

- (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку - она в первом классе училась - и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

- (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (ЗО)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает - мало ли...

(По А. Геласимову*)

*Андрей Валерьевич Геласимов (род. в 1966 г.) - филолог, прозаик, публицист, автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе.

Ответ:

Из предложения 38 выпишите фразеологизм.


(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

- (2)Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

-(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

-(7)Понимаю, - сказал я.

-(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

- (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

- (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку - она в первом классе училась - и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

- (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (ЗО)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает - мало ли...

(По А. Геласимову*)

*Андрей Валерьевич Геласимов (род. в 1966 г.) - филолог, прозаик, публицист, автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе.

(3)Он глубоко вздохнул.


Ответ:

Среди предложений 38-47 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

- (2)Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

-(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

-(7)Понимаю, - сказал я.

-(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

- (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

- (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку - она в первом классе училась - и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

- (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (ЗО)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает - мало ли...

Список терминов:

1) сравнение

2) диалектизм

3) контекстные антонимы

4) разговорные слова

5) синонимы

6) восклицательное предложение

8) ряд однородных членов

9) синтаксический параллелизм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

- (2)Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

-(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

-(7)Понимаю, - сказал я.

-(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

- (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

- (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку - она в первом классе училась - и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

- (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (ЗО)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает - мало ли...

(По А. Геласимову*)

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

- (2)Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

-(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

-(7)Понимаю, - сказал я.

-(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

- (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

- (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку - она в первом классе училась - и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

- (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (ЗО)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает - мало ли...

(По А. Геласимову*)

1 слайд

2 слайд

Цель у р о к а: формирование умений: 1) распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных); 2) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.

3 слайд

Орфографическая работа. Ра…пол…житься неподалеку на скоше….ой траве; тут же увид…шь удивительную ко….екцию бабочек; откуда-то слев… раздас….я с…гнал; отдохнуть здесь в течени… недели; увид…шь издали блестящую гладь озера; позади те….асы; пропадающие вдали голоса; р…стущая наверху рощица; проб…раешься налев… сквозь зар…сли. с о нн и лл а тс и е и рр а и о о

4 слайд

Синтаксический разбор предложений. 1) Там, под этими склонами, мы рассчитывали разбить ночной лагерь. [ где? ,где именно?,…] 2) Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева - принимает многочисленные притоки. […и: и,и -…].

5 слайд

Объяснение нового материала. Запись предложений, составление их схем, определение вида придаточных предложений. Откуда солнышко встанет, оттуда и лето красное придет. (союзн. сл. откуда...), [оттуда...]. Там в июле лужица, где в апреле река. [Там…], (союзн. сл. где...). Куда иголка, туда и нитка. (союзн. сл. куда...), [туда...].

6 слайд

Придаточные места уточняют обстоятельства места главного предложения. Одни и те же союзы или союзные слова могут присоединять к главному различные виды придаточных.

7 слайд

сравнить предложения. 1.В этой части заповедника (к а ко й?), где иссякали от жары водоемы, увядали и диковинные растения. [указ. сл.+ сущ.], (союзн. сл. где...). 2.Мы не знали (чего?), где остановимся на ночлег. [глаг.], (союзн. сл. где...). 3.Мне хотелось уйти туда.(к у д а?), где можно спокойно предаться своим мыслям. [туда...], (союзн. сл. где...).

8 слайд

Закрепление материала. 1) Где нет любви к искусству, там нет и критики. (А. Пушкин.) 2) Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. (М. П р и ш в и н.) 3) Мальчик дошел до нижнего пруда, куда врезался овраг, и повернул к деревне. 4) Проснувшись, я не мог понять, где я, и долго и внимательно осматривал комнату. 5) Скошенная трава лежала длинными валами, и там, где начинали косьбу, она подсыхала, тускнела. (В. Прибытков.) 6) Отколь радуга набирает воду, там и дождь будет. (Пословица.) Для какого стиля речи характерно употребление союзного слова отколь?

9 слайд

Тест. А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас, разноголосым ребячьим хором. В. Я не,знаю, где граница меж товарищем и другом. Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами. 1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в по становке знаков препинания. А.Б.В.Г. Д. 2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых при даточное стоит в середине главного. А.Б.В.Г.Д. 3.Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места. А.Б.В.Г.Д. 4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. А.Б.В.Г.Д.

Содержание

Задание №1 2
Задание №2 12
Задание №3 12
Задание №4 16
Задание №5 18
Задание №6 19
Задание №7 20
Задание №8 21
Задание №9 22
Список литературы 24

Вариант №13
Задание №1
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их написание и постановку.
Текст 34. Ветлуга.
Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я. Надо мной, как гигантский шатер, расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. Закинув несколько голову, я мог видеть в вышине темную деревянную церковку, наивно глядевшую на меня с высокой, как скала, кручи, из-за зеленых деревьев. Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый мне шалаш, а у самых моих ног, прозрачная, как стекло, плескалась река — красивая Ветлуга. Берега ее, неясные и таинственные, стояли, как будто прислушиваясь к немолчному шороху реки.
Когда на рассвете, часа три назад, я укладывался здесь в ожидании ветлужского парохода, вода была еще далеко, за старою лодкой, лежащей на берегу. Теперь уже взмывала и покачивала приливом и река приплескивала почти к самым моим ногам.
Ветлуга, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкаясь, кружась, свертываясь воронками и развиваясь опять.
Не на шутку разыгравшаяся Ветлуга сильно обеспокоила всех ожидавших переправы, даже и самого перевозчика. Но, несмотря ни на что, перевоз совершался как обычно, и голоса гремели и раскатывались над рекой.
Вскоре на плес плавно выбежал долгожданный пароход, мигая бледнеющими на рассвете огнями. Солнце давно золотило верхушки приветлужских лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался все новыми уголками, которые щедро открывала красавица река, еще окутанная кое-где синеватой, как дымок, мглой.
(По В.Г.Короленко)

Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я.
1) Одиночное деепричастие обособляется, если оно сохраняет значение глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого и указывая на время действия, его причину, условие и т.д.; придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения.
2) Не мог - Отрицание не с глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно.
Надо мной, как гигантский шатер, расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако.
1) Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзом как, если они обозначают уподобление, без других оттенков значения (как имеет значение «подобно»); придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения.
2) Надо мной - надо - предлог, пишется раздельно с местоимениями.
3) Гигантский - Конечные согласные основы д и т перед суффиксом -ск- сохраняются; для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р (гиганты).

Я же не спрашиваю - зачем тебе столько лекарств и почему ты лечишь простую головную боль разными таблетками, - огрызнулся Гракх.

Спроси, я тебе отвечу. Так зачем?

Чтоб не уснуть в дороге. Довольна?! И так сколько времени уже потеряли!

У тебя есть вопросы? - обратилась Марна к Абелю.

Нет, все понятно. Тут практика нужна.

Не вздумайте практиковаться, пока нас не будет! Лучше по сторонам смотрите. А то похоронили уже, чтоб я сдох!

Знакомый запах, - втягивая носом воздух, проговорил Кэр. - Господа, ничего не напоминает? Шивера скользнула по нему удивленным взглядом.

И дамы, разумеется, дамы…

Генк! - не раздумывая ответил Гракх.

Вот и мне так кажется. Слишком уж смахивает на ту дрянь, что текла в его канале.

Похоже, мы двигались вдоль русла. Чтоб я облез! Нам придется его пересекать.

Ты еще не передумал? Может быть…

Нет! - отрезал зарккан, однако уверенности в его голосе значительно поубавилось. И было отчего. Троица вышла из города, тягач остался за спиной - небольшое, но все еще видимое пятно. Продвигались медленно, внимательно смотря по сторонам. Шивера приняла боевую трансформацию. На свету процесс выглядел завораживающе: вытягивающиеся когти, меняющая цвет и структуру кожа, затуманивающиеся глаза. Здесь, за последними домами, канал выходил из берегов. Если в Генке черная, маслянистая жидкость плескалась где-то далеко под ногами, облизывая опоры полуразрушенных мостов, то здесь она подступала вплотную к городу, разливалась далеко за его пределы. В ней утопали останки зданий, прилегающие к ним улицы, пригородные территории. Ни единого дерева или куста, ни одной травинки - даже в толщах растрескавшихся стен. Нанесенная туда почва не стала плодородной, по всей видимости отравленная испарениями. Конусообразные строения, которые Гракх называл цехами, стояли в центре новообразованного черного озера. Все примерно одного диаметра - порядка ста метров, высоту они имели разную - приблизительно от десяти до сорока метров.

А разве они не должны… дышать? - спросил Кэр.

Не обязательно. Зарккан ответил чисто механически. Сам он уже задавал себе подобный вопрос и не нашел на него ответа. Вернее, не нашел устроившего его ответа. Так как в заселенных цехах работа не утихала практически круглосуточно, то здания окутывались дрожащим, вибрирующим паром, который делал конусы похожими на укутанные облаками горные вершины. Здесь этого не было. Воздух чист и прозрачен, без намека на какое-либо движение. Оставалось надеяться на малую загрузку или вынужденный простой. В отличие от города людей, цеха заркканов не выглядели пережившими войну.

Впечатляет, - проговорил Кэр.

Еще бы! - тут же отозвался Гракх. - Это тебе не человеческая халтура с их жидкими смесями и гниющими балками! Тут специальный армированный бетон. Причем армирование многослойное, взаимоперекрывающее, уходящее глубоко в фундамент… А бетон… Он пропитан специальным составом глубокого проникновения на органической основе. Это…

Куда ни плюнь - все специальное.

А ты что думал?! Такой цех может простоять не один век, и ему ничего не будет!

Такому только в болоте и стоять, - чуть слышно прошептал эрсати.

Что?! Да что ты понимаешь? Мощь, незыблемость, надежность!

И уродство…

Все это очень мило, но если вы закончили архитектурные баталии, - из-за трансформации голос шиверы звучал непривычно хрипло. - Обратите свое драгоценное внимание туда, - она указала в сторону каменного моста. Тот выглядел старым, но надежным, вполне способным выдержать вес тягача.

Уже не зря сходили, - кивнул Кэр. - Если не найдем другую дорогу, то поедем по нему.

Мне интересно другое - как мы попадем в эти произведения инженерной мысли? - спросила Йарика. - Вы как хотите, а я добровольно в жижу не сунусь.

И ты туда же! - всплеснул руками зарккан. - Тебе-то чего бояться?

Я слабая женщина и не хочу испачкать туфельки. Гракх скептически глянул на сапоги шиверы: до середины икр, на толстой подошве.

Испачкать туфельки? - усмехнулся Кэр. - Йарика, нам придется плыть - по шею в воде… в этой гадости. Туфельки лучше оставить здесь, тогда им ничего не грозит.

Милый, я готова искупаться, но не здесь и не сейчас…

Там плыть-то всего ничего, - принялся уговаривать Гракх. - Смотрите. Все цеха соединяются друг с другом специальными переходами…

У вас есть что-нибудь обычное? - не удержался Кэр.

Чтоб тебя!

Все, замолчал.

Так вот. Переходы или настилы, как правило, возводятся примерно в метре над землей. Особенность проектирования - способ избежать подтопления. Наши болота иногда вот так же разливались, уровень вод поднимался. А так как конструкция каждого цеха предполагает соседство с другими, их надо как-то связать. Для этого настил и используется.

Хочешь сказать, что возле самих цехов глубина всего с полметра?

Не могу сказать наверняка, - замялся зарккан. - Я сказал - как правило, в метре. Возможны исключения. За разговорами они вплотную подошли к каналу. Жижа в нем чуть заметно колыхалась, однако уже в каком-нибудь метре в сторону застывала без движения.

Что же это такое? - присев на корточки, произнес эрсати.

А вот мне ничуть не интересно, - фыркнула Йарика и бросила перед собой камень. Тот упал на поверхность жижи, но не провалился, а остался лежать, немного прокатившись вперед. Гракх засуетился. Подобрал внушительного размера камень, хорошенько размахнулся, метнул. Камень с жестким шелестящим звуком прокатился по недрогнувшей поверхности жижи, замер. Следующий булыжник, брошенный непосредственно в русло канала, исчез, не оставив по себе даже кругов.

Йарика, знаешь ты кто?

Конечно! Сама находчивость и проницательность.

Я бы даже расцеловал тебя… - зарккан повернулся к шивере. Воздух перед его носом рассекли когти. - Но не буду…

Подожди радоваться. Кэр отошел в сторону, поднял длинную арматуру.

Сейчас проверим…

Он прошел мост и ткнул концом металлического штыря в черное нечто. Поверхность поддалась, лопнула. Из открывшейся дыры нехотя показалась жижа - она словно выдавливалась изнутри. Тычок еще в метре дальше от канала привел лишь к появлению тонких трещин.

Чем дальше, тем оно прочнее. И намного прочнее, - резюмировал эрсати. - Похоже, у нас есть шансы. Гракх, как в ваших родных болотах пойдем. Жаль, мокроступов нет. Хотя здесь больше подошли бы лыжи. Оно мне больше лед напоминает, чем трясину.

Ступать старались осторожно. Первым, как наиболее легкий, шел Кэр. В нескольких шагах от него Гракх, замыкала цепочку Йарика. У каждого в руках был длинный металлический шест.

Убью обоих, если провалюсь, - шипела Йарика. В состоянии трансформации она стала тяжелее даже зарккана. Первые шаги еще обламывали хрупкие края плохо застывшей жижи, но на малой глубине это было нестрашно.

Мы сейчас великолепная мишень, - не унималась Йарика. - Им даже не надо целиться. Стреляй под ноги, а потом смотри, как два идиота корчатся в судорогах, пытаясь удержаться на плаву.

Это песня красавчика, - ухмыльнулся Гракх. - Хотя… почему только два идиота? А ты?

Я могу не дышать минут сорок. Как-нибудь выберусь. Ты так можешь? Гракх не стал отвечать. Вскоре они добрались до настила. Ближайший к троице цех не был самым высоким. Никаких окон или заметных вытяжных отверстий. Всего одна, но зато огромная дверь, сейчас плотно закрытая. Вся ее поверхность на высоту роста зарккана усеяна выпуклыми геометрическими узорами.

Вот это я понимаю - настоящий цех! - восхищенно проговорил Гракх. Он провел рукой по стене. С виду она была пористая, словно губка. - Он дышит!

Кто он? - спросила Йарика.

Цех, разумеется!

Это как?

И чему вас только учат! - пробубнил зарккан. - Это не тот бетон, который используют люди. Наш - настоящее произведение искусства. Он пористый. Цех работает по принципу большого термоса. Зимой сохраняет тепло, летом - прохладу. Никакой сырости, отличная вентиляция!

mob_info